Научная статья на тему 'Развитие межпоколенных отношений в территориальном сообществе: зарубежный опыт'

Развитие межпоколенных отношений в территориальном сообществе: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООБЩЕСТВЕ / LOCAL COMMUNITY / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / INTERGENERATIONAL PRACTICE / SOCIAL AND CULTURAL WORK IN THE COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина А.Г.

Проанализирована роль территориального сообщества в развитии межпоколенного взаимодействия и гармонизации межпоколенных отношений. По итогам контент-анализа веб-сайтов зарубежных социальных и образовательных организаций выявлены основные формы и направления межпоколенного взаимодействия в местном сообществе: менторство, межпоколенные социальные проекты, рекреационная деятельность, мультипоколенное обучение; определены результаты и перспективы взаимодействия профилактика девиантного поведения подростков и социальной изоляции пожилых, формирование общества устойчивого развития, а также отмечены условия эффективной деятельности местного сообщества в развитии межпоколенных отношений, среди которых формирование терпимости к возрастному и культурному многообразию, организация социально-значимой деятельности, а также координационная поддержка межпоколенных проектов в общине со стороны социальных и волонтерских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS IN THE LOCAL COMMUNITY: FOREIGN PRA

This article is devoted to the analysis of intergenerational relationships development in the local community. The author analyzes web-sites of foreign social and educational organizations and considers the most effective ways and forms of intergenerational programs organized in the local community, including mentoring, multicultural education, intergenerational social and recreational projects. The results and perspectives of local intergenerational practice, which are prevention of older people’s isolation and deviant behavior of adolescence, as well as social sustainable development, are considered. The conditions of successful intergenerational work in the local community include development of tolerance for cultural and age multitude in communities, organization of social and recreational projects, and coordination of intergenerational practice by social organizations.

Текст научной работы на тему «Развитие межпоколенных отношений в территориальном сообществе: зарубежный опыт»

УДК 371.8

РАЗВИТИЕ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А.Г.Кукушкина

DEVELOPMENT OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS IN THE LOCAL COMMUNITY:

FOREIGN PRACTICES

A.G.Kukushkina

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, anna_kukushkina@yahoo.com

Проанализирована роль территориального сообщества в развитии межпоколенного взаимодействия и гармонизации межпоколенных отношений. По итогам контент-анализа веб-сайтов зарубежных социальных и образовательных организаций выявлены основные формы и направления межпоколенного взаимодействия в местном сообществе: менторство, межпоколенные социальные проекты, рекреационная деятельность, мультипоколенное обучение; определены результаты и перспективы взаимодействия — профилактика девиантного поведения подростков и социальной изоляции пожилых, формирование общества устойчивого развития, а также отмечены условия эффективной деятельности местного сообщества в развитии межпоколенных отношений, среди которых — формирование терпимости к возрастному и культурному многообразию, организация социально-значимой деятельности, а также координационная поддержка межпоколенных проектов в общине со стороны социальных и волонтерских организаций.

Ключевые слова: территориальное сообщество, межпоколенные отношения, межпоколенные практики, социокультурная деятельность в сообществе

This article is devoted to the analysis of intergenerational relationships development in the local community. The author analyzes web-sites of foreign social and educational organizations and considers the most effective ways and forms of intergenerational programs organized in the local community, including mentoring, multicultural education, intergenerational social and recreational projects. The results and perspectives of local intergenerational practice, which are prevention of older people's isolation and deviant behavior of adolescence, as well as social sustainable development, are considered. The conditions of successful intergenerational work in the local community include development of tolerance for cultural and age multitude in communities, organization of social and recreational projects, and coordination of intergenerational practice by social organizations.

Keywords: local community, intergenerational relationships, intergenerational practice, social and cultural work in the community

В новом тысячелетии, основными характеристиками которого стали глобализация и интернационализация большинства социокультурных и экономических процессов, стремительно возрастает мобильность всех социальных групп. Однако, несмотря на ослабление территориальных связей, местность и условия, в которых человек обитает изо дня в день, продолжают играть ключевую роль в становлении личности. Наиболее наглядна подобная связь за рубежом, где местное сообщество (local community) является базой осуществления множества образовательных и социальных программ.

Под общепринятым в Западноевропейских странах термином community (сообщество / община) понимается, как правило, группа людей, живущих на одной территории и имеющих сходное культурно-историческое наследие. К характеристикам местного сообщества также относят сходство интересов, единство управления, обычаев и традиций, языка, религиозная общность и др. В отношении феномена сообщества важную роль играет понятие «идентичность», подразумевающее осознание представителем того или иного сообщества своей принадлежности к нему [1]. Многообразие характеристик, которыми обладают представители местного сообщества, позволяет,

по мнению исследователей, находить эффективные решения для таких актуальных проблем, как проявления расизма и эйджизма, детская преступность и др.

На сегодняшний день различных представителей общины объединяют так называемые «общинные центры» (центры общественной жизни). Общинные центры (community centers) могут принадлежать государству или местному сообществу, существовать на коммерческой основе или при спонсорской поддержке. Чаще всего это школы, которые предоставляют населению свое здание, оборудование и ресурсы [2]. Общинные центры представляют собой площадки для взаимодействия и общения представителей местного сообщества, для оказания социальной поддержки и информирования населения.

Актуальность приобретает концепция «муль-типоколенного сообщества» (multigenerational society). Идея мультипоколенности состоит в том, чтобы обеспечить равные права и возможности для каждого, будь то подростки, пожилые люди, инвалиды, представители различных конфессий и национальностей [3].

Деятельность активных представителей общины направлена на раскрытие ее педагогического и

развивающего потенциала. Популярным становится явление «обучения в сообществе» (Community education / Community-based education / Community learning & development), под которым понимается обучение групп или отдельных представителей территориального сообщества с использованием формальных и неформальных методов. Являясь формой социального партнерства, обучение в сообществе противопоставляется формальному обучению и позволяет охватить социальные группы, лишенные возможности получать образование [4, 5].

Одним из эффективных видов взаимодействия между представителями сообщества исследователи считают менторство — форму индивидуального обучения, известную еще со времен античности. Ученые рассматривают менторство в трех вариантах: «ребенок-взрослый», «взрослый-взрослый», «ребенок-ребенок» [6]. В каждом из вариантов решаются как практические задачи (инструктаж на работе, репетиторство, трудовое воспитание и др.), так и психологические проблемы участников (компенсация отсутствия родительского внимания, чувство принятия, возможность реализовать материнские и отцовские функции, актуализация генеративности старшего поколения и др.).

Оптимизация отношений разных возрастных групп на уровне общины возможна также при организации различных межпоколенных практик — проектов и программ социальной, творческой и исследовательской направленности, в которой представители обоих возрастов выступают равноправными субъектами общения и деятельности.

Организация межпоколенных практик на уровне местного сообщества позволяет получить положительный эффект как для каждой группы участников, так и для сообщества в целом. В ходе общения и взаимодействия с молодыми людьми представители старшего поколения переоценивают собственную значимость для общества. Пожилые люди делятся имеющимися навыками, учатся новому. Улучшается общее состояние пожилого человека, снижается социальная изолированность.

Для молодежи межпоколенные практики — это благотворная среда для формирования культурной преемственности, повышения самооценки (за счет участия в социально-значимой деятельности), формирования ценностных отношений со взрослыми. По мнению S.Zeldin, R.Larson, межпоколенные отношения выполняют профилактическую функцию, позволяя предотвратить проявления девиантного поведения у подростков и в противовес этому — способствуют развитию и повышению социальной компетентности молодого поколения [7].

При этом в сообществе формируется единое ценностное поле, ослабляется отчужденность, снижается конфликтогенность среды, формируются стратегии взаимопомощи и поддержки в общине. По мнению Рэйчел Пэйн, укрепление межпоколенных отношений играет одну из ключевых ролей в формировании сообществ устойчивого развития [8].

Приведем некоторые примеры зарубежных межпоколенных программ, которые могут быть апро-

бированы на базе отечественных территориальных социальных и образовательных организаций.

Совместное межпоколенное обучение состоялось в проекте по развитию навыков цифровой фотографии и созданию печатных изданий «Digital Photography and Book Project» в графстве Дербишир (Англия). Группы школьников и пожилых людей учились навыкам фотографии и работе с цифровыми изображениями. Кроме того, была организована работа с архивом фотографий местной библиотеки. Итогом проекта стал альбом фотографий местных пейзажей. Участие в проекте позволило расширить возможности обучения вне стен школы, а также предоставить участникам обоих поколений возможность высказать свое мнение по поводу улучшения жизни местного сообщества.

Экологической тематике была посвящена работа участников школьного клуба Swynnerton Youth Club (Стаффордшир, Англия). Представители местного сообщества участвовали в совместной работе по уборке территории пруда для рыбной ловли, созданию тротуарных дорожек и облагораживанию мест для рыбной ловли. Школьники изготовили информационные стенды для посетителей парка, окружающего пруд. По итогам работы по обустройству пруда состоялось несколько встреч, в ходе которых пожилые люди поделились секретами рыбной ловли, а также смогли рассказать о себе [9].

Проект, направленный на популяризацию чтения, был организован на базе муниципальной библиотеки Galapagar (Мадрид, Испания). В течение нескольких месяцев представители различных возрастов встречались в стенах библиотеки для обсуждения различных тем и их представления в литературных произведениях. Совместными усилиями участников были организованы тематические выставки, проведена литературная викторина. Таким образом, организаторам проекта удалось сблизить поколения и показать, что у разных людей могут быть общие склонности и интересы [10].

В американской общине Годдард-Риверсайд (Нью-Йорк) межпоколенное общение и творчество стало ведущей деятельностью «Лагеря добрых встреч». Жители лагеря от 8 до 80 лет общались, готовили, занимались театральным искусством и творчеством, танцами. Кроме того, в общине действует программа молодежной поддержки пожилого населения, которую координируют Отделение старения и Совет по образованию. Студенты делают покупки для жильцов, посещают их дома и в больнице, работают по проектам занятий ремеслом и даже помогают с языковыми трудностями. Город платит каждому студенту 5 долларов в час примерно за 12 часов работы в неделю [11].

Решению проблем межпоколенного взаимодействия также способствует работа организаций, специализирующихся на поддержке межпоколенных общественных и семейных проектов.

В Великобритании инициатором большинства межпоколенных программ является Фонд Бет Джонсон (Beth Johnson Foundation), организация государственного масштаба, осуществляющая работу по

обеспечению благополучного старения и поддержке пожилых людей. В 2001 году Фондом Бет Джонсон был основан Центр межпоколенных практик (Centre for Intergenerational Practice). Основной целью данной инициативы является консультативная и методическая поддержка межпоколенного взаимодействия, а также использование педагогического и социально-культурного потенциала межпоколенных отношений в решении общественных проблем. На сегодняшний день межпоколенные проекты под руководством Центра реализуются по всей стране.

Интерес также представляет работа французской социальной организации Cemea (Centre d'Entrainement aux Methodes d'Education Active). Cemea — это национальная ассоциация, которая является одновременно движением активного воспитания и органом образования лиц, работающих в различных отраслях воспитательной, санитарной, общественной и культурной деятельности. Более тридцати региональных структур этой организации позволяют развивать отношения между педагогами, родителями, учениками по всей Франции. Среди основных направлений работы СЕМЕА: добровольная, волонтерская анимация (руководство деятельностью центров отдыха); деятельность по общественной и профессиональной интеграции населения; деятельность по пропаганде здорового образа жизни здоровье; работа с инвалидами и психологическая помощь населению [12].

Еще одним примером содействия установлению диалога между представителями различных возрастов является деятельность Лиги Маннергейма по обеспечению благополучия детей (Mannerheim League for Child Welfare), существующей на территории Финляндии с 1920 года. Основными задачами этой социальной организации по защите интересов детей являются: создание благоприятной среды для развития ребенка; возрождение традиционной игровой культуры; развитие семейного воспитания и укрепление межпоколенных связей; развитие взаимопомощи между семьями и местным сообществом.

Добровольцы Лиги организуют дневные программы образования для школьников; осуществляют домашний уход за больными детьми, работают в службе социальной помощи детям-инвалидам. Местные ассоциации организовывают кружки, группы для родителей, экскурсии, обучение. Представители лиги в коммунах руководят художественными и спортивными клубами.

На основе взаимной инициативы организаторов и молодежи создаются детско-взрослые территориальные сообщества, в которых школьники по желанию проходят обучение (по профилактике употребления ПАВ и буллинга, по управлению эмоциями, интернет-безопасности, пониманию социокультурных различий, и др.), чтобы самостоятельно проводить тренинги, экскурсии и другие мероприятия для представителей общины [13].

Анализ существующего опыта организации межпоколенных проектов на базе территориального сообщества позволяет заключить, что местное сообщество обладает значительным потенциалом в реше-

нии проблемы межпоколенного взаимодействия. Наличие сходного социокультурного багажа, сходство условий быта и другие факторы единения представителей местного сообщества составляют базу для взаимодействия и общения.

В качестве условий эффективной деятельности общины по развитию межпоколенных отношений можно обозначить следующее:

— нахождение точек соприкосновения — общности интересов, единства культурных, религиозных и мировоззренческих позиций;

— формирование толерантного отношения к многообразию социально-психологических и социокультурных характеристик членов сообщества;

— организация в общине образовательных и менторских программ;

— организация социально-значимой совместной деятельности, в которой представители обоих поколений выступают в активной роли партнеров;

— координация и поддержка межпоколенных практик со стороны различных социальных и образовательных организаций;

В условиях российского общества роль организаторов межпоколенных практик могут брать на себя центры социального обеспечения, школы и другие организации, стремящиеся поддерживать устойчивое развитие местного сообщества и эффективно решать задачи социального воспитания молодежи.

1. Local community [Электр. ресурс]. URL: http://www.businessdictionary.com/definition/local-community.html (дата обращения: 13.05.2015).

2. Community centre [Электр. ресурс]. URL: http://www.community.org.uk/communitycentre/ (дата обращения: 13.05.2015).

3. Multigenerational Community [Электр. ресурс]. URL: http://www.uua.org/re/multigenerational/108231.shtml (дата обращения: 13.05.2015).

4. Карташева Е.В. Роль воспитательных сообществ в социализации личности воспитанников в Западных странах // Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. С.А.Еланцева. Ишим, 2013. С. 92-105.

5. Bickford D.J., Wright D. Community: The Hidden Context for Learning. // Learning Spaces. Ed. by Diana G. Oblinger, 2006 [Электр. ресурс]. URL: https://net.educause.edu/ir/library/pdf/PUB7102d.pdf (дата обращения: 13.05.2015).

6. Building Youth Mentoring Program [Электр. ресурс]. URL: http://ctb.ku.edu/en/table-of-contents/implement/youth-mentoring/overview/main (дата обращения: 13.05.2015).

7. Zeldin S., Larson R., Camino L., O'Connor C. Intergenera-tional relationships and partnerships in community programs: Purpose, practice, and directions for research. Journal of Community Psychology, 2005. № 33(1). С. 1-10. doi:10.1002/jcop.20042.

8. Pain R. Intergenerational relations and practice in the development of sustainable communities. Background Paper for the Office of the Deputy Prime Minister. Durham University, 2005 [Электр. ресурс]. URL: www.centreforip.org.uk/res/documents/publication/ODPM% 20intergenerational%20report.pdf (дата обращения: 13.05.2015).

9. Intergenerational Practice, Policy and Performance: A Framework for Local Authorities Beth Johnson Foundation, 2009. [Электр. ресурс]. URL:

http://www.oneeastmidlands.org.uk/node/1585. (да-

та обращения: 13.05.2015).

10. Sanchez M. Intergenerational Programmes: Towards a Society for All Ages. Barcelona: Obra Social, Social Studies Collection No.23, "la Caixa" Foundation, 2007. 228 p.

11. США: «Включиться в работу общины — социальная ответственность каждого» [ Электр. ресурс]. URL: http://www.yoursociolog.ru/ysocs-676-1.html (дата обращения: 13.05.2015).

12. Социально-культурная анимация [Электр. ресурс]. URL: http://studopedia.net/10_49074_sotsialno-kulturnaya-animatsiya.html (дата обращения: 13.05.2015).

13. Лига Маннергейма по обеспечению благополучия детей: официальный сайт [Электр. ресурс]. URL: http://www.mll.fi/en/ (дата обращения: 13.05.2015).

References

at:

1. Local community. Available http://www.businessdictionary.com/definition/local-community.html (accessed 13.05.2015).

2. Community centre. Available at: http://www.community.org.uk/communitycentre/ (accessed 13.05.2015).

3. Multigenerational Community. Available at: http://www.uua.org/re/multigenerational/108231.shtml (accessed 13.05.2015).

4. Kartasheva E.V. Roi' vospitatel'nykh soobshchestv v sotsiali-zatsii lichnosti vospitannikov v Zapadnykh stranakh [The role of educational communities in socialization of children in Western countries]. Psikhologicheskie aspekty sotsializatsii lichnosti v usloviiakh sovremennogo obrazovaniia: sbornik statei III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. of the 3d All-Russian Res. and Pract. Conf. "Psychological aspects of personal social development in the conditions of contemporary education"]. Ishim, 2013, pp. 92-105.

5. Bickford D.J., Wright D. Community: The Hidden Context for Learning. Learning Spaces. Ed. by

Diana G. Oblinger, 2006. Available at:

https://net.educause.edu/ir/library/pdf/PUB7102d.pdf (accessed 13.05.2015).

6. Building Youth Mentoring Program. Available at: http://ctb.ku.edu/en/table-of-contents/implement/youth-mentoring/overview/main (accessed 13.05.2015).

7. Zeldin S., Larson R., Camino L., O'Connor C. Intergenera-tional relationships and partnerships in community programs: Purpose, practice, and directions for research. Journal of Community Psychology, 2005, no. 33(1), pp. 1-10. doi: 10.1002/jcop.20042

8. Pain R. Intergenerational relations and practice in the development of sustainable communities. Background Paper for the Office of the Deputy Prime Minister. Durham University, 2005. Available at: www.centreforip.org.uk/res/documents/publication/ODPM% 20intergenerational%20report.pdf (accessed 13.05.2015).

9. Intergenerational Practice, Policy and Performance: A Framework for Local Authorities Beth Johnson Foundation, 2009. Available at: http://www.oneeastmidlands.org.uk/node/1585 (accessed 13.05.2015).

10. Intergenerational Programmes: Towards a Society for All Ages / by Mariano Sanchez. Barcelona: Obra Social, Social Studies Collection No. 23, "la Caixa" Foundation, 2007. 228 p.

11. SShA: «Vkliuchit'sia v rabotu obshchiny — sotsial'naia ot-vetstvennost' kazhdogo» [USA: "Joining the community work is the social responsibility of everyone"]. Available at: http://www.yoursociolog.ru/ysocs-676-1.html

12. Sotsial'no-kul'turnaia animatsiia [Socio-cultural animation]. Available at: http://studopedia.net/10_49074_sotsialno-kulturnaya-animatsiya.html (accessed 13.05.2015).

13. Liga Mannergeima po obespecheniiu blagopoluchiia detei: ofitsial'nyi sait [Mannerheim League for Child Welfare: official web-site]. Available at: http://www.mll.fi/en/ (accessed 13.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.