М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, М. В. Александрова, И. А. Донина
(Великий Новгород)
Развитие межпоколенных отношений
в территориальных детско-взрослых сообществах
В статье раскрывается содержание исследования, объектом которого являются межпоколенные отношения в территориальных детско-взрослых сообществах. Авторы анализируют различные типы детско-взрослых сообществ, формулируют принципы развития в них межпоколенных отношений.
Постоянные изменения социально-экономических условий жизни человека, отражающиеся в перестройке его ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций и появлении новых потребностей и новых возможностей, плюрализация ценностей в обществе, снижение воспитательного потенциала семьи, проблемы отчуждения детей от родителей требуют проведения специального исследования межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах, выявления возможностей для взаимосвязи, взаимодействия и взаимопонимания людей разных поколений, развития их человеческого потенциала.
Актуальность проведенного научного исследования обусловлена необходимостью научного поиска решения следующих проблем.
Первая группа проблем связана с межпоколенными отношениями в современной семье, а также взаимоотношениями детей и взрослых в целом. Сегодня эти отношения представляют собой неравноправную встречу культур мира детей и мира взрослых. С одной стороны, эти два мира дополняют друг друга и не могут существовать друг без друга, обеспечивая своим присутствием процесс наследования, передачи социально-исторической памяти, а с другой стороны, это отрицание друг друга, нарастание конфликтности и кризисности.
Вторая группа проблем связана с новой возрастной структурой общества, особенностью которой является уменьшение доли детей и молодежи и увеличение доли пожилых людей в общем составе населения. Согласно прогнозу Росстата в Новгородской области до
2031 года сохранится тенденция сокращения численности населения, продолжится его старение. Уже в ближайшие два года во многих регионах России доля молодежи до двадцати лет в общей численности населения составит всего 12-13% [1]. Это порождает существенные проблемы во взаимоотношениях между поколениями, во многом нарушает традиционные межпоколенные связи, побуждает молодежь к поиску новых форм самоутверждения в стареющем обществе, включая экстремальные формы борьбы за свои права и убеждения во все более консервативном мире взрослых.
Важность решения проблемы развития межпоколенных отношений определяется также тем, что в XXI веке в связи с увеличением средней продолжительности жизни (в 1,5 раза дольше, чем в XIX веке] сложилась новая историческая ситуация существования нескольких поколений в течение довольно длительного времени. «Появление четырех и даже пяти поколений семей в 20 веке, - отмечает Ф. Карль, - один из примеров сложности современных линейно-возрастных связей и процессов, в которых поколения влияют друг на друга» [2]. В истории человечества еще не было прецедента, когда в один исторический период живут представители четырех и даже пяти поколений. В этой связи, как пишет М. И. Постникова, межпоколенные отношения в современном обществе претерпевают качественные изменения [3].
Долголетие - одно из великих достижений XX века, которое наряду со снижающейся рождаемостью является причиной резкого старения человечества. Как отмечают эксперты
Организации Объединенных Наций, снижение рождаемости и старение населения является общемировым процессом, охватившим многие страны. В настоящее время лица в возрасте от 60 лет и старше на Земном шаре составляют 14% от общей численности мирового населения, а к 2030 году их количество вырастет до 25-30% [7].
Третья группа проблем связана с изменением культурологической парадигмы: на смену постфигуративной культуры, когда взрослый человек являлся её единственным носителем и основным транслятором знаний, пришли конфигуративная культура, в рамках которой современники обучают друг друга, и префигуративная культура, когда молодежное сообщество становится носителем и творцом другого неизвестного взрослым способа бытия.
В теориях детского коллектива и педагогике общинности (А. С. Макаренко; В. А. Сухо-млинский; С. Т. Шацкий и др.], реформаторской педагогике (К. Вентцель; М. Монтессори; А. Нилл и др.], гуманистической психологии (А. Г. Асмолов; В. П. Зинченко; А. Н. Леонтьев; А. Маслоу и др.], теории социальных и образовательных сообществ (В. В. Давыдов; В. И. Слободчиков; И. Ю. Шустова и др.] выделены следующие проблемы, касающиеся межпоколенных отношений: соотношение традиций и социальных инноваций в обществе; государственная политика по отношению к разным поколениям; преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению; степень зависимости и ответственности между поколениями; приобщение к семейным и общественно значимым ценностям (образование, здоровый образ жизни]. В осмыслении исследуемых процессов возникает ряд новых проблемных вопросов, которые ранее не были освещены в научной литературе и на которых было сфокусировано наше исследование. К числу таких вопросов можно отнести следующие: каковы сущностные характеристики современной семьи как детско-взрослого сообщества, какие проблемы возникают при взаимодействии детей и взрослых, каковы сильные и слабые стороны современных детско-взрослых сообществ как носителей и трансляторов культуры? Какие организационные формы способствуют духовному сближению детей и взрослых и укрепляют межпоколенные связи?
Для определения ведущих характеристик
детско-взрослых образовательных сообществ в Великом Новгороде и Новгородской области с помощью опросных методов было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого опрошены 192 представителя (32 педагога и 160 родителей] детско-взрослых сообществ 5 видов образовательных организаций (школа, гимназия, колледж, вуз, центры дополнительного образования]. В ходе исследования было установлено следующее.
Наиболее значимыми характеристиками детско-взрослого сообщества респонденты считают: содружество взрослых и детей, решающих социальные и практические задачи общества (76%]; взаимодействие взрослых и детей в атмосфере общения, в котором проявляется чувство солидарности, общности (82%); разновозрастной состав групп, позволяющий их участникам прожить позиции младшего и старшего, знающего и незнающего, ожидающего помощи и оказывающего помощь (67%]; включение детей и взрослых не только в межличностные отношения, но и в систему социальных отношений, задаваемых государством и обществом (72%); овладение членами сообщества способами, средствами взаимодействия с окружающим социумом (56%]; общность взрослых и детей, обеспечивающую преемственность, передачу культурных, образовательных и иных национальных традиций и обычаев (64%]. Примечательно, что родители детей школьного возраста и многодетные родители считают основной характеристикой такого сообщества наличие разновозрастной группы взрослых людей, которые рассматривают детей как единомышленников [4].
Наиболее сильными сторонами детско-взрослых сообществ участники опроса считают: формирование общечеловеческих ценностей; проявление чувства солидарности, общности; свободу выбора ребенком собеседника; создание нового поля общения посредством совместной игровой и другой образовательной деятельности; укрепление межпоколенных связей.
В ходе эмпирического исследования особо была изучена роль общественно значимых событий в укреплении межпоколенных связей в семье. Так, например, в качестве актуального события объектом исследования стало участие взрослых и детей в проекте «Бессмертный полк», в котором в России приняло участие более одного миллиона человек, а в
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44] 2015
119
Великом Новгороде 33260 тысяч человек. Целью данного проекта было восстановление памяти об участниках войны, которые внесли свой вклад в освобождение многих стран Европы от фашизма. В ходе этого проекта участники акции обращались к семейным архивам, чтобы найти информацию и фотоматериалы о своих родственниках - участниках войны. Мы провели интервью с 72 школьниками старших классов, принявшими участие в реализации данного проекта. В ходе интервью были выявлены побудительные мотивы старшеклассников к участию в акции «Бессмертный полк». В качестве таковых респонденты назвали: интерес к истории своей семьи - 56%; значимость проекта - 72%; желание увековечить память героев, освободивших Европу от фашизма - 64%; неформальное общение с представителями старшего поколения - 87%; интересную поисковую работу в семейных и городских архивах - 53%.
Помимо этого респонденты отметили свое желание отстоять мир и не допустить угрозы новой войны (87%], продемонстрировать свою солидарность со всеми народами, выступающими против возрождения фашизма (75%), показать родителям свою самостоятельность (взрослость] (67%), общественную позицию (84%), верность семейным традициям (65%).
В ходе интервью респонденты отмечали, что в процессе подготовки и участия в акции они испытывали такие чувства, как гордость за своих родственников-героев войны (100%), желание быть в едином строю со взрослыми (76%), испытать общие эмоциональные переживания с другими участниками проекта (58%).
По мнению большинства опрошенных участников акции, она имела позитивные последствия для укрепления межпоколенных связей и взаимодействия в семье. Как отмечают респонденты, в семье улучшился психологический климат, стало меньше конфликтов, появилось больше взаимопонимания между представителями разных поколений.
Проведенное исследование подтвердило значимость укрепления межпоколенных связей в территориальных детско-взрослых сообществах различного типа, что коррелирует с выводами ученых, содержащимися в их исследованиях по данной проблематике. В этом смысле справедливыми являются утверждения В. Т. Лисовского о том, что «союз и друж-
ба поколений необходимы: без этого немыслимо поступательное движение общества. Такова проверенная исторической практикой аксиома общественного прогресса. Противоречия между поколениями могут быть сняты через их диалог, обеспечивающий одновременно преемственность исторической жизни человечества и ее дальнейшее развитие» [5]. Нельзя не согласиться со словами Д. С. Миля, который обращает внимание на то, что степень гармонии, согласия во взаимодействии поколений является показателем «очеловечения», гуманизации общественных отношений, благодаря которым человеческое общество существует и развивается [6].
Исследование выявило противоречивые тенденции во взаимоотношениях детей и взрослых. С одной стороны, игнорирование самоценности мира детства со стороны взрослых, ограничение их автономии, самостоятельной организации пространства, времени, уклада своей жизни. С другой стороны, идеализация префигуративной культуры, возведение Детства на пьедестал, социальная установка на высокую оценку молодости, моду быть молодым, что приводит к дискриминации пожилых людей. Оба этих противоречивых явления обусловили отчуждение детей и родителей и обострили проблемы современной семьи. Исследование подтвердило неоднозначную оценку префигуративной культуры, представители которой, с одной стороны, отличаются своей ориентацией на будущее, а с другой - склонны к нивелированию традиций, ценностей предыдущих поколений. Как отмечает Б. Талган [8], основатель аналитического центра Rainmaker Thinking, поколение префигуративной культуры, в отличие от предыдущих, баловали, воспитывали и развивали с младенчества, ориентируя на успех.
Носители этой культуры уверены в своей ценности, не боятся поставить под сомнение статус-кво, являются приверженцами атмосферы, где к творческому началу и независимому мышлению существует позитивное отношение. Представителей данного поколения отличает прагматизм и финансовая практичность, стремление к карьерному росту и комфортным условиям труда. В этой ситуации неизбежны конфликты между поколениями.
В этой связи становится актуальным поиск путей, стабилизирующих развитие обще-
ства и отношения меду представителями разных поколений.
Эмпирические исследования, проведенные на территории Великого Новгорода и Новгородской области, позволили выделить три типа сообществ: сообщества, направленные на удовлетворение социальных потребностей; сообщества, направленные на удовлетворение потребностей в уважении; сообщества, направленные на удовлетворение потребностей в самовыражении.
Взаимодействие субъектов в рамках дет-ско-взрослого сообщества может быть охарактеризовано по параметрам: степень сотрудничества, степень соорганизации и степень сотворчества. Степень сотрудничества предполагает деятельность детей и взрослых в совместном обсуждении различных социальных и личностных проблем и постановку совместных целей. Степень соорганизации предполагает определенный уровень самостоятельности субъектов сообщества при разработке и реализации совместных проектов и подготовке отдельных событий. Степень сотворчества предполагает креативный инновационный характер деятельности сообщества, поиск нестандартных путей достижения общественно значимых целей.
К сущностным характеристикам детско-взрослого образовательного сообщества можно отнести: сопричастность - чувство сопричастности друг к другу, ощущение своей принадлежности к общему кругу, схожесть интересов и уклада жизни; комплементар-ность (термин Л. Н. Гумилёва, то есть взаим-
ное притяжение, взаимная симпатия, стремление быть вместе] - взаимодополняемость членов сообщества, неформальный характер отношений, социальная локализация воспитания, наличие устойчивых и изменяющихся межпоколенных связей и отношений; событийность - это совместное бытие, совместное переживание событий, духовная общность, бытие с другими, баланс устойчивости и изменчивости связей и отношений, включенность в совместные виды деятельности детей и взрослых.
Важными являются критерии эффективности развития межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах: социально-познавательный интерес (эффект сближения] и социальная активность (эффект гармоничности].
В ходе эмпирического исследования выяснялись ценностные ориентации и взгляды на жизненные перспективы, степень и формы участия родителей в воспитании детей, выбор образовательных организаций и форм обучения детей, характер внутрисемейных отношений (степень взаимопонимания, доверительность отношений, наличие совместных эмоциональных переживаний], наличие и причины конфликтов между родителями и детьми, формы совместной деятельности взрослых и детей, участие детей в различных формах труда и получения дохода, побудительные мотивы старшеклассников к участию в совместных акциях, наиболее значимые для респондентов каналы коммуникаций.
Литература
1. Зимина Н. Е. Демографическое состояние Новгородской области [Электронный ресурс]. - URL: http://srtv.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/srtv/resources/9ca8868046adfe4bbaf8ba87789c42f5/ Новгородстат+5+Зимина.pdf (дата обращения (29.10.2015)
2. Карль Ф. Поколения и общество: межпоколенные программы // Психология зрелости и старения. - 2003. - № 2 (22). - С. 114.
3. Постникова М. И. Психологическое знание в системе межпоколенных отношений (к постановке проблемы) // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2007. - № 1 (11). - С. 74.
4. Певзнер М. Н., Шерайзина Р. М., Петряков П. А., Донина И. А., Мигунова Е. В., Ширин А. Г. Исторические периоды и современные модели взросло-детских территориальных сообществ // Review of European Studies. - 2015. - Т. 7. - № 9. - С. 97-11.
5. Лисовский В. Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социс. - 2002. - №7. - С. 113.
6. Миль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. -М., 1914.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015
121
7. Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16 июня 2003 г. №4-18 «О Рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по имплементации международных принципов государственной политики в отношении пожилых людей в правовые системы государств - членов ЕврАзЭС (на основе решений Всемирной ассамблеи по проблемам старения)» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.levonevsky. org/bazaby/org326/basic/text0070.htm
8. Talgan B. (2001). Die zweite Lebenshalfte-Psychologische Perspektiven. Ergebnisse des Alters. Stuttfart; Berlin; Köln; Kohlhammer.