Научная статья на тему 'О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах'

О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / GENERATION / INTER-GENERATIONAL INTERACTION / CHILD AND ADULT COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Е.В., Иванова Д.Е.

С педагогических позиций рассматривается проблема межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах. Раскрывается суть термина «поколение», показывается значение межпоколенных отношений в истории человечества и диалектический смысл конфликта «отцов и детей». Выделяются и рассматриваются пять основных подходов к формированию детско-взрослых сообществ, имевших место в отечественной истории и образовании: семейно-социальный, семейно-социально-педагогический, реформаторско-педагогический, реабилитационно-педагогический и коллективистский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ESSENCE OF INTERGENERATIONAL INTERACTION IN CHILD AND ADULT COMMUNITIES

The article deals with the problem of inter-generational interaction in child and adult communities, considered from the pedagogical point of view. The core meaning of the term “Generation”, the essence of inter-generational relations in the history of humanity and the dialectical sense of the “Fathers and Sons” conflict are laid out in the paper. The article considers five main approaches to the formation of child and adult communities, that took place in Russian history and education: family-social approach, family socio-pedagogical approach, reform-pedagogical approach, rehabilitation-pedagogical and community approach.

Текст научной работы на тему «О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах»

2016 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №94

УДК 371.8.06

О СУЩНОСТИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ

СООБЩЕСТВАХ

Е.В.Иванов, Д.Е.Иванова ON ESSENCE OF INTERGENERATIONAL INTERACTION IN CHILD AND ADULT COMMUNITIES

E.V.Ivanov, D.E.Ivanova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Evgeniy.Ivanov@novsu.ru С педагогических позиций рассматривается проблема межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах. Раскрывается суть термина «поколение», показывается значение межпоколенных отношений в истории человечества и диалектический смысл конфликта «отцов и детей». Выделяются и рассматриваются пять основных подходов к формированию детско-взрослых сообществ, имевших место в отечественной истории и образовании: семейно-социальный, семейно-социально-педагогический, реформаторско-педагогический, реабилитационно-педагогический и коллективистский. Ключевые слова: поколение, межпоколенное взаимодействие, детско-взрослое сообщество

The article deals with the problem of inter-generational interaction in child and adult communities, considered from the pedagogical point of view. The core meaning of the term "Generation", the essence of inter-generational relations in the history of humanity and the dialectical sense of the "Fathers and Sons" conflict are laid out in the paper. The article considers five main approaches to the formation of child and adult communities, that took place in Russian history and education: family-social approach, family socio-pedagogical approach, reform-pedagogical approach, rehabilitation-pedagogical and community approach. Keywords: generation, inter-generational interaction, child and adult community

Проблема развития межпоколенных взаимодействий в территориальных детско-взрослых сообществах, являясь весьма актуальной в наши дни, имеет глубокие исторические корни. Согласно общепризнанному в современной науке диалектическому методу познания, полноценное новое невозможно построить без учета старого, так как в любом позитивно развивающемся эволюционном процессе всегда присутствует и то, и другое. А потому, следуя принципу единства исторического и логического, обратимся к рассмотрению генезиса исследуемой проблемы, с выявлением тенденций и прогнозом возможных перспектив для сегодняшнего дня и в будущем.

Итак, как известно, человечество существует и развивается благодаря взаимодействию поколений. В разные эпохи характер этих взаимоотношений менялся в зависимости от политических, социальных и прочих условий жизни людей. Тем не менее, можно утверждать, что человеческая цивилизация сохранилась во многом благодаря тому, что существовала непрерывная передача накопленного опыта от одного поколения другому, что способствовало развитию эволюционного процесса в целом, и развитию человека как в фило-, так и онтогенезе.

Что касается сущности термина «поколение», то под ним обычно понимают группу людей, ограниченную рамками возраста, живущую в определенный исторический период, в определенном социокультурном контексте, объединенную общими ценностями.

Кроме этого, на субъектном уровне важным в осознании отдельным человеком своей принадлежности к конкретному поколению является его социальная роль в семье, которая во многом и определяет отношение к представителям других поколений. В быту широко распространено трехчленное разделение поколений: бабушка-дедушка, мама-папа, дети (внуки) [1].

Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и от-

ношения к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующим движению вперед в исторически заданном направлении. В этих двух сторонах взаимосвязи разных поколений: освоении наследия прошлого и новаторстве [2], по сути, и заключен главный диалектический смысл межпоколенного взаимодействия.

При этом надо отметить, что на протяжении всей эволюции "homo sapiens", на любом ее этапе и в любом обществе всегда имели место, зачастую весьма острые, противоречия «отцов и детей». В диалектическом плане наличие и разрешение противоречий является необходимым условием развития. Одним из главных путей сглаживания и разрешения обозначенного противоречия в ходе исторического процесса всегда была забота о продуктивной организации межпоколенного взаимодействия в семье, школе и социуме. Рассматриваемое в статье детско-взрослое сообщество выступает в качестве формы такого взаимодействия.

В отечественной истории и образовании можно выделить пять основных подходов (тенденций) к формированию детско-взрослых сообществ: семейно-социальный (разветвленная межпоколенная семья, традиционная и специально организованная совместная деятельность детей и взрослых в социуме), семейно-социально-педагогический (различные формы взаимодействия семьи и школы, семейные клубы и др.), ре-форматорско-педагогический (в школах, исповедующих идеи «свободного воспитания»), реабилитационно-педагогический (на базе заведений или организаций для больных детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья), коллективистский (на основе теории и практики воспитания в коллективе, идеях коммунарской методики и педагогики сотрудничества).

Детско-взрослое сообщество в русле семейно-социального подхода формируется естественным об-

2015 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №84

разом на основе родственных и соседских отношений, с учетом исторически сложившегося образа жизни людей, объединенных общей культурой, традициями и местом проживания. В ходе межпоколенного взаимодействия здесь может иметь место определенная иерархия, связанная с общепринятыми семейными устоями, а движущей силой развития данного сообщества выступает любовь, забота о ближнем, совместный труд, праздники, стремление помочь тем, кто оказался в беде. Имеющийся исторический опыт народной заботы о сиротах в наши дни трансформировался в своеобразное детско-взрослое сообщество в виде семейного детского дома.

Семейно -социально -педагогический подход характеризуется тем, что детско-взрослое сообщество здесь формируется либо по инициативе школы и родителей учеников, либо инициативной группой близких по духу людей вокруг определенной педагогической идеи, связанной с совместным интересным и полезным времяпровождением, объединяющим родителей и детей (возможно, бабушек и дедушек) из разных семей, проживающих, как правило, недалеко друг от друга. В наши дни это одно из наиболее перспективных направлений развития территориальных детско-взрослых сообществ.

Реформаторско-педагогический подход к формированию детско-взрослого сообщества реализуется в «свободных школах» и основывается на гуманистических и демократических идеях справедливости, свободы и равенства всех людей, независимо от пола, возраста, расы, состояния здоровья и социального положения; принципах «справедливого сообщества», предполагающего равноправное участие детей, родителей и педагогов в демократическом процессе само-и со-управления, где взрослые по отношению к детям выступают в роли друга и старшего товарища; слиянии семейной и школьной жизни в различных проявлениях; самостоятельном составлении, общем обсуждении и принятии всеми членами сообщества, независимо от возраста, правил общежития и их соблюдение; создании необходимых условий и добровольном занятии творческой, общественно-полезной, производительной и иной продуктивной деятельностью [3]. При движении отечественного образования в направлении гуманизации и демократизации названные идеи и опыт становятся все более востребованными и могут адаптивно использоваться при организации деятельности соответствующих детско-взрослых сообществ.

Особенностью реабилитационно-

педагогического подхода к формированию детско -взрослых сообществ является то, что он ориентирован на организацию равноправного и полноценного совместного проживания, общения и деятельности не просто представителей разных поколений, а людей

различного возраста с ограниченными возможностями здоровья и помогающих им здоровых детей и взрослых. Помогающий и нуждающийся в помощи сосуществуют рядом, учась друг у друга терпимости, взаимопониманию и стараясь сделать все для успешного продуктивного взаимодействия и дальнейшего личностного и профессионального развития. В условиях реализации идей инклюзивного образования создание детско-взрослых сообществ в русле названного подхода является в наши дни как никогда востребованным и актуальным.

Коллективистский подход к формированию детско-взрослого сообщества опирается на законы и принципы, разработанные А.С.Макаренко и развитые в дальнейшем в коммунарской методике и педагогике сотрудничества, посредством которой и актуализированы в наши дни. При этом, первоисточник в советские годы был идеологически выхолощен, заформа-лизован, а в постсоветское время отвергнут как пережиток прошлого. Учитывая, каких выдающихся практических результатов добился А.С.Макаренко, работая с невероятно сложным контингентом подростков и юношей, его идеи и опыт, в контексте современной ситуации в социуме, требуют нового осмысления и адаптивного применения, в том числе и в плане организации детско-взрослых сообществ для решения актуальных социально-педагогических проблем сегодняшнего дня.

1. Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте культурно-исторической концепции // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-1. С. 125-128.

2. Чуприна А.А. Важнейшие аспекты культуры в процессе смены поколений // Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки». 2004. № 2 (12). С. 118-125.

3. Иванов Е.В., Иванова Д.Е. О деятельности детско-взрослых сообществ в истории альтернативной (реформаторской) педагогики начала ХХ века // Педагог в мире многообразия: сборник статей по материалам VI научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы» / Сост. Е.В. Иванов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. С. 166-178.

References

1. Postnikova M.I. Mezhpokolennye otnosheniya v kontekste kul'turno-istoricheskoy kontseptsii [Intergenerational relations in context of culture — historical conception]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2010, no. 4-1, pp. 125-128.

2. Chuprina, A.A. The Most Important Aspects of Culture in Process of Generation Rotation. Vestnik SevKavGTU, series "The Humanities", 2004, no. 2 (12), pp. 118-125.

3. Ivanov E.V., Ivanova D.E. O deyatel'nosti detsko-vzroslykh soobshchestv v istorii al'ternativnoy (reformatorskoy) pedagogiki nachala XX veka [On activities of child and adult communities in the history of alternative reformatory pedagogics at the beginning of 20th century]. Coll. of papers "Pedagogical education: history, the present, perspectives. Velikiy Novgorod, 2015, pp. 166-178.: www.sreda.org (accessed 20.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.