Научная статья на тему 'Педагогические возможности семейного театра в развитии межпоколенных отношений'

Педагогические возможности семейного театра в развитии межпоколенных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEVELOPMENT OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / FAMILY THEATER / PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES / JOINT CHILD-ADULT THEATRICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Е. В.

Рассматриваются понятие межпоколенных отношений, типы межпоколенных отношений в семье, причины конфликтности между поколениями, факторы развития отклонений функционирования межпоколенных отношений, изучение взаимоотношений поколений с позиции двух подходов: мультидисциплинарного и социокультурного. Доказана целесообразность использования в условиях детского сада одной из наиболее эффективной форм установления устойчивых связей между поколениями семейного театра. Раскрываются сущность поэтапной организации семейного театра, наиболее эффективные методы и приемы. В результате осмысления проблемы выявлены педагогические возможности семейного театра в развитии межпоколенных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF A FAMILY THEATER IN DEVELOPMENT OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS

This article considers the concept of intergenerational relationships, the types of family relations between generations, the reasons for conflicts between generations, and the factors causing development of deviations in the intergenerational relationships; studying relationships across generations from the position of two approaches, i.e. multidisciplinary and sociocultural ones, are considered in this paper as well. The author proves the viability of using one of the most effective forms of improving relations between generations, i.e. a family theater. The essence of stage-by-stage organization of family theater and the most effective methods for that are revealed. Having studied the problem, the author reveals some pedagogical opportunities of the family theater in development of intergenerational relationships.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности семейного театра в развитии межпоколенных отношений»

УДК 372.32

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЕЙНОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Е.В.Мигунова

PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF A FAMILY THEATER IN DEVELOPMENT OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS

E.V.Migunova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Рассматриваются понятие межпоколенных отношений, типы межпоколенных отношений в семье, причины конфликтности между поколениями, факторы развития отклонений функционирования межпоколенных отношений, изучение взаимоотношений поколений с позиции двух подходов: мультидисциплинарного и социокультурного. Доказана целесообразность использования в условиях детского сада одной из наиболее эффективной форм установления устойчивых связей между поколениями — семейного театра. Раскрываются сущность поэтапной организации семейного театра, наиболее эффективные методы и приемы. В результате осмысления проблемы выявлены педагогические возможности семейного театра в развитии межпоколенных отношений.

Ключевые слова: развитие межпоколенных отношений, семейный театр, педагогические возможности, совместная детско-взрослая театральная деятельность

This article considers the concept of intergenerational relationships, the types of family relations between generations, the reasons for conflicts between generations, and the factors causing development of deviations in the intergenerational relationships; studying relationships across generations from the position of two approaches, i.e. multidisciplinary and sociocultural ones, are considered in this paper as well. The author proves the viability of using one of the most effective forms of improving relations between generations, i.e. a family theater. The essence of stage-by-stage organization of family theater and the most effective methods for that are revealed. Having studied the problem, the author reveals some pedagogical opportunities of the family theater in development of intergenerational relationships.

Keywords: development of intergenerational relationships, family theater, pedagogical opportunities, joint child-adult theatrical activity

В современных социально-экономических условиях обострилась проблема в отношениях между поколениями в обществе, в целом, и в семье, в частности. Этому способствуют социальное расслоение между возрастами и семьями, старение населения, усиление социальной уязвимости молодого и старшего поколений, агрессия, насилие по отношению к детям и пожилым людям, рост числа конфликтных семей и др.; исказилось традиционное понимание семейного воспитания, родителями утрачены традиционные нравственные ориентиры.

Старшее поколение, вырастившее своих детей в яслях и детском саду, не всегда готово к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечениях детей, взрослые не в полной мере используют возможности диалогового общения, в результате формируется неадекватная самооценка детей, приводящая впоследствии к их духовному опустошению, одиночеству, цинизму, агрессии. В условиях обновления социальных норм и ценностей молодому поколению непросто усваивать опыт старшего поколения, а старшим, наоборот, сложно его передавать, что, несомненно, способствует конфликтности между поколениями.

Особую значимость в связи с этим приобретает межпоколенческое общение, взаимопонимание, в том

числе и в семье. Современная семья со всеми ее межпоколенными связями включает определенные эмоциональные взаимоотношения, систему ролей, обязательства друг перед другом, которые, в свою очередь, обеспечивают потребности каждого члена семьи как первичные (физиологические, потребность в безопасности), так и вторичные (в доверительном общении, в близких людях, быть ценимым, в поддержке, во взаимопомощи и сотрудничестве, самоуважении и самоактуализации).

Поколенческие отношения в семье — одна из основ построения пространства внутрисемейного взаимодействия, в котором представители разных поколений наделяются специфическими ролями, связанными с выполнением тех или иных функций.

Ценностный разрыв между поколениями в современном российском обществе находится в зависимости от возраста, соответственно, накал противоречий и конфликтов снижается по мере сближения возрастных рамок между молодым и старшим поколениями.

М.В.Сапоровская определяет межпоколенные отношения в семье как процесс и результат индивидуального избирательного отражения субъективно переживаемых трансгенерационных и (или) префигу-ративных связей между членами семейной группы как представителями разных поколений (поколенче-

ских групп). Межпоколенные отношения в семье опосредуют характер и типы взаимодействия членов семейной группы в процессе общения и их совместной деятельности [1]. Автор выделяет типы межпоколенных отношений в семье: 1) межпоколенные отношения идентификации, основанные на прямом воспроизводстве элементов опыта одного поколения другим поколениям; 2) межпоколенные отношения отчуждения, основанные на «обратном» воспроизводстве одним поколением опыта другого поколения; 3) межпоколенные отношения, основанные на преемственности поколений; 4) отношение к умершему или отсутствующему, но значимому предку, основанное на преемственности его опыта. Тот или иной тип межпоколенных отношений в семье может быть вполне устойчивым и сохраняться на протяжении многих лет, хотя это не исключает изменение характеристик, но лишь в пределах заданных условий.

Взаимоотношения поколений изучаются с позиции двух подходов: мультидисциплинарного, так как изучением поколений занимаются и демография, и педагогика, и психология, и этнография, и социология, и социокультурного, включающего историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений.

К факторам развития отклонений функционирования межпоколенных отношений относятся: критические семейные жизненные события, семейный стресс, кризисные состояния членов семьи, индивидуальный личностный опыт членов семьи, культурные традиции семьи, коммуникативные особенности семьи, семейная адаптация, эмоциональная зависимость членов семьи друг от друга, межпоколенческие границы, сплоченность семьи, страх к переменам.

На современном этапе особого внимания, на наш взгляд, заслуживает анализ возможностей гармонизации межпоколенных отношений с учетом их взаимозависимостей, противостояния, согласия и противоречий.

Жизнеспособность культуры и цивилизации в целом определяется устойчивостью культурной преемственности, через которую передаются значимые для общества ценности, идеалы, нормы, традиции. Необходимым условием устойчивого развития общества выступает процесс социокультурной трансляции совокупного социального опыта от поколения к поколению. В этой связи выделяются методы и формы работы с многопоколенной семьей: инсценирование ситуаций, театральные гостиные, групповая дискуссия, интерпретация, театральные постановки, театрализованные праздники. Эти методы строятся с опорой на собственные ресурсы развития семьи, ее функционирование рассматривается в единстве физического, социального, культурного и временного пространства жизнедеятельности.

Таким образом, к одной из таких форм мы относим семейный театр, отвечающий потребностям современного общества в установлении устойчивых межпоколенных отношений.

Семейный театр — особый феномен, охватывающий накопленную веками мудрость русского на-

рода, создающий определенный уклад окружающей ребенка микросреды, занимающий особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, вовлечения в творческий процесс, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка, что помогает разрешить многие противоречия в детско-родительских отношениях.

Семейный театр может быть организован как внутри семьи (участниками актерского действа являются члены семьи разных поколений), так и между семьями (участники — представители разных семей и поколений). Площадкой семейного театра может стать обыкновенная квартира, а может — музыкальный зал детского сада.

Семейный театр в условиях детского сада — это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов, работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие межпоколенных отношений. Семейный театр является формой передачи опыта предшествующих поколений и методом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка обстановки с ее ценностями и нормами.

Семейный театр в детском саду способствует конструктивному взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей, с учреждениями культуры, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную ценность в семейных взаимоотношениях, объединению семей с детьми разного возраста в целях развития межпоколенных отношений при поддержке педагогов.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями, другими родственниками воспитанников и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность является источником новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, путь к взаимопониманию с младшим поколением.

В ходе совместной театральной деятельности родители осмысливают воспитательный потенциал театральной культуры; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми; открываются новые возможности для совместного творчества.

Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности в любви, одобрении значимых взрослых, в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и др. Побывав во многих ролях (от артиста до осветителя), и ребенок, и взрослый, чувствуют свою

значимость. У детей любой постановочный процесс формирует поведение в реальной жизни. Семейный театр в игровой форме прививает умение принимать собственные решения, нести за них ответственность, работать в семейной команде на достижение общей цели.

Работу по развитию межпоколенных отношений в семье средствами семейного театра целесообразно построить поэтапно. На первом этапе изучаются семьи детей, детско-взрослые отношения; с помощью анкетирования, бесед, наблюдений с помощью специально организованных игр определяется творческий и воспитательный потенциал семей, их возможности, уровень развития межпоколенных отношений.

На следующем этапе создается предметно-развивающая театрально-игровая среда, элементами которой являются: театральные уголки с коллекциями театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный и т.д.); передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших театральных постановках; костюмерная — театральные костюмы, атрибуты, реквизиты; гримерная — сценический грим, парики, веера, зеркала и т.д.; театральная библиотека с фондом специальной литературы.

Далее строится взаимодействие на основе игровой деятельности по развитию актерской речи, знакомству с основами актерского мастерства, драматургии, с различными формами театра (теневой, кукольный, марионеточный, бибабо и др.); по созданию декораций, бутафории, кукол, реквизита, работе с гримом, костюмами, пластикой; по созданию мини-театрального музея: афиш, альбомов воспоминаний для каждой семьи, выставок и др. Такая деятельность может осуществляться через серию практикумов для детей и родителей в театральной студии по следующим направлениям: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, песенное и танцевальное творчество детей и родителей [2]. Совместная театральная деятельность включает также богатейший региональный материал территории, ее обычаи и традиции.

На последнем этапе проводятся итоговые спектакли, мюзиклы, театральные представления, театрализованные праздники с участием представителей всех поколений; повторная диагностика развития межпоколенных отношений, подводятся итоги.

Раскрыв таким образом механизм организации семейного театра в разных вариациях, можно достаточно глубоко обосновать используемый в предлагаемых обстоятельствах подход к развитию межпоколенных связей.

Анализ современных социально-

экономических условий, осмысление сущности семейного театра позволило выявить его педагогические возможности в развитии межпоколенных отношений. К ним относятся: стимулирование воспитательного потенциала семьи; гармонизация детско-родительских отношений; осознание своего места в семейно-родовой системе; развитие уверенности в себе, ощущение успеха; эмоциональная отзывчивость взрослых и детей, приобретение опыта совместных переживаний; развитие творческого потенциала личности и семьи в целом; доверие и принятие ребенка взрослым и наоборот; учет культурного уровня семьи, региональных традиций, индивидуальных, возрастных особенностей детей и родителей; использование обогащенной театральной предметно-развивающей среды, способствующей приобщению разных поколений к культуре как ценности общества.

В заключение хотелось бы подчеркнуть гибкий и творческий подход к организации семейного театра. Семейный театр, организованный как внутри многопоколенной семьи, так и между многопоколенными семьями, является одним из возможных инструментов развития межпоколенных связей, ориентирует на еще более глубокое осмысление исторических и современных взглядов на представленную проблему в конкретной территории.

1. Сапоровская М.В. Межпоколенные отношения и взаимодействие в семьях с разной структурой // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2011. Т. 17. № 3. С. 279-283.

2. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3—7 лет // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-М.: Мозаика-Синтез, 2013. 80 с.

References

1. Saporovskaia M.V. Mezhpokolennye otnosheniia i vzaimode-istvie v sem'iakh s raznoi strukturoi [Inter-generational relations and interaction in families of different structure]. Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im.N.A.Nekrasova — Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, 2011, vol. 17, no. 3, pp. 279-283.

2. Dodokina N.V., Evdokimova E.S. Semeinyi teatr v detskom sadu: sovmestnaia deiatel'nost' pedagogov, roditelei i detei. Dlia raboty s det'mi 3—7 let [Family theater in kindergarten: joint activity of teachers, parents and children. For work with children of 3-7 years old]. ["Programs of Education and Training in Kindergarten" Library, under the editorship of M.A. Vasil'eva, V.V. Gerbova, T.S. Komarova]. Moscow, "Mozaika-Sintez" Publ., 2013. 80 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.