Агафонов Георгий Юрьевич
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ..
УДК 159.99.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В МЕЖПОКОЛЕННЫХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ
© 2017
Агафонов Георгий Юрьевич, аспирант
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (194355, Россия, Санкт-Петербург, ул. Композиторов, дом 12 Б, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье описывается результат опроса экспертов, направленного на выявление феноменологии социально-психологических барьеров в межпоколенных отношениях в семье. Под социально-психологическими барьерами понимается совокупность механизмов регуляции поведения и взаимоотношений, которые могут препятствовать результативному общению и взаимодействию. Социально-психологические барьеры в семье исследуются во взаимоотношениях между поколениями детей-подростков, родителей и прародителей. Полученные результаты показывают, что специалисты, выступившие в нашем исследовании экспертами, в большей степени сталкиваются с проявлениями социально-психологических барьеров в отношениях между поколениями детей, с одной стороны, и их родителей и прародителей, с другой. С помощью контент-анализа были выделены основные социально-психологические барьеры, возникающие в межпоколенческих внутрисемейных отношениях. В результате опроса экспертов показано, что социально-психологические барьеры являются актуальной проблемой во взаимодействии между представителями всех поколений семьи; наиболее распространенными социально-психологическими барьерами в межпоколенных отношениях в семье являются барьер жизненного опыта, коммуникативный барьер, ценностно-ориентационный барьер и сепарационный барьер.
Ключевые слова: социальная психология, социально-психологические барьеры, семья, межпоколенные взаимоотношения, семейные отношения, коммуникации, опрос, результаты опроса, дети, родители, прародители.
PHENOMENOLOGY OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN INTERGENERATIONAL
RELATIONSHIPS OF THE FAMILY
© 2017
Agafonov George Yurievich, post-graduate student
Herzen State Pedagogical University of Russia (194355, Russia, St. Petersburg, Composers Street, 12 B, e-mail: [email protected])
Abstract. This article describes the result of a survey of experts aimed at identifying socio-psychological barriers in intergenerational relations in the family. Socio-psychological barriers are understood as a set of mechanisms for regulating behavior and relationships that can hinder effective communication and interaction. Socio-psychological barriers in the family are explored in the interrelationships between generations of adolescent children, parents and grandparents. The results show that people with higher education have a higher level of knowledge and skills than other children, on the one hand, and their parents and grandparents on the other. With the help of content analysis, the main socio-psychological barriers that emerged in intergenerational intra-family relations were identified. As a result of the survey of experts it was shown that socio-psychological barriers are an actual problem in all respects between the generation of the family; The most common socio-psychological barriers in intergenerational relations in the family are the barrier of life experience, the communicative barrier, the value-orientation barrier and the separative barrier.
Keywords: social psychology, social and psychological barriers, family, intergenerational relationships, family relations, communication, survey, survey results, children, parents, grandparents.
В современной социальной психологии возрастает интерес к межпоколенным отношениям в обществе в целом и в семье в частности (А.В. Микляева [1], М.И. Постникова [2], М.В. Сапоровская [3], Ю.С. Чмутова, И.А. Рудакова [4], А.Г. Самохвалова [5], А.А. Бодалев [6], Е.А. Петрова [7], М.В Сёмина [8] и т.д.). Поколенческая принадлежность, тесно связанная в обыденном сознании с возрастом человека, является одним из центральных регуляторов взаимодействия между людьми (А.В. Микляева [9], П.В. Румянцева [10], В.Н. Куницына и Е.А. Юмкина [11]) и, представляя собой очевидный фактор различий между членами семьи, создает благоприятные условия для возникновения разнообразных социально-психологических барьеров, затрудняющих коммуникацию и снижающих эффективность внутрисемейного взаимодействия в целом (Г.Н. Тигунцева [12], Е.А. Дорьева и Е.М. Королева [13], В.Р. Мухадинов и Т.И. Слугина [14], И.В. Зубкова [15] ). Однако при всей очевидной актуальности данной проблемы, социально-психологические барьеры в межпоколенных отношениях в семье изучены на сегодняшний день весьма фрагментарно.
Целью данной статьи является феноменологическое описание социально-психологических барьеров, имеющих наибольшее распространение в межпоколенных семейных отношениях, на материале трехпоколенной семьи, представленной поколениями «детей» (подросткового возраста как в наибольшей степени способных к рефлексии сложившейся в семье системы отношений), «родителей» и «прародителей».
Отметим, что понятие «социально-психологический барьер» не имеет на сегодняшний день однозначной
трактовки, также как и не существует общепризнанной классификации социально-психологических барьеров. Сложность этой темы Редькина Л.В. [16] описывает таким образом: "Барьеры в психологической науке - это теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщении". Б.Д. Парыгин [17-18] все психологические барьеры считал социально-психологическими и разделял их на внутренние и внешние, так как он считал, что они бывают как производными от свойств личности, так и состояния психики. Это приводит к двойственности свойств характеристики понятия. Например, В.Н. Мясищев [19] указывает на несколько барьеров: барьеры отражения; барьеры отношения; барьеры обращения (взаимодействия). Такая классификация обозначает спектр проявлений социально-психологических барьеров. Еще одной известной классификацией является классификация В.А. Лабунской в соавторстве с Ю.А. Менждерицкой и Е.Д. Бреус [20]: социально-психологические барьеры определяются как трудности, возникающие в общении. Можно сказать, что позиции авторов сходятся в том, что социально-психологические барьеры создают препятствия или являются препятствием для эффективной коммуникации, которые происходят из особенностей механизмов регуляции поведения человека. Таким образом, под социально-психологическими барьерами понимается сочетание механизмов регуляции поведения взаимоотношений, которые могут препятствовать эффективному взаимодействию и взаимопониманию.
Отметим, что на данный момент времени существует множество работ о детско-родительских отношениях в семье, в том числе и посвященных факторам снижения
Агафонов Георгий Юрьевич ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ...
их эффективности, а также об отношениях между супругами. Однако исследований проявлений социально-психологических барьеров в отношениях внутри многопоколенной семьи, которые охватывали бы разные уровни межпоколенных отношений (в том числе, отношения между «родителями» и «прародителями», «детьми» и «прародителями») на сегодняшний день практически нет. В соответствии с этим, целью нашего исследования стало выявление феноменологии социально-психологических барьеров в межпоколенных отношениях в семье. Для описания социально-психологических барьеров, имеющих наибольшее распространение в межпоколенных отношениях в семье, использовался метод экспертного опроса. В качестве экспертов выступили 8 специалистов-психологов с профессиональным стажем более трех лет, в основном - более пяти лет, а в некоторых случаях - более 15 лет. Основная профессиональная сфера, в которой заняты эксперты, - семейное психологическое консультирование.
Экспертам было предложено ответить на следующие вопросы:
Какие социально-психологические барьеры существуют в межпоколенных взаимоотношениях в семье?
Какие из этих барьеров являются наиболее значимыми для взаимоотношений?
В каких типичных фразах, действиях и поступках они проявляются?
На данные вопросы эксперты отвечали трижды: во-первых, характеризуя взаимодействие между поколением «детей-подростков» и поколением «родителей» (для выявления социально-психологических барьеров в отношениях между поколениями детей и родителей), во-вторых, описывая особенности взаимодействия между поколением «детей-подростков» и поколением «бабушек и дедушек» (для выявления социально-психологических барьеров в отношениях между поколениями детей и прародителей), и, в-третьих, иллюстрируя особенности взаимодействия между поколением «родителей» и поколением «бабушек и дедушек» (для выявления социально-психологических барьеров в отношениях между поколениями родителей и прародителей).
В результате опроса было получено 69 семантических единиц, описывающих феноменологию социально-психологических барьеров в межпоколенном внутрисемейном взаимодействии. Из них 24 описывают барьеры между поколениями «детей-подростков» и «родителей», 27 - между поколениями «детей-подростков» и «бабушек-дедушек» и 18 - между поколениями «родителей» и «прародителей» (рисунок 1).
цитное представление о том, что основным источником напряжения в межпоколенных отношениях в семье являются именно дети-подростки, и именно барьеры в отношениях между детьми-подростками и взрослыми членами семьи являются наиболее значимыми в контексте межпоколенных внутрисемейных отношений. Тем не менее, упоминание экспертами и социально-психологических барьеров, возникающих в отношениях представителей старших поколений, позволяет утверждать, что проблема социально-психологических барьеров в межпоколенных внутрисемейных отношениях универсальна и затрагивает представителей всех без исключения поколений. С помощью контент-анализа были выделены основные социально-психологические барьеры, возникающие в межпоколенческих внутрисемейных отношениях. В их число вошли (в порядке частоты упоминания экспертами):
- барьер жизненного опыта;
- коммуникативный барьер;
- ценностно-ориентационный барьер;
- сепарационный барьер.
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что перечисленные барьеры встречаются в отношениях представителей разных поколений:
Таблица 1 - Социально-психологические барьеры в межпоколенных взаимоотношениях в семье (по результатам контент-анализа ответов экспертов)
Социально- психологические барьеры Частота встречаемости при характеристике отношений между
«детей» и «родителей» «детей» и «прародителей» поколениями «родителей» и «прародителей»
Барьер жизненного опыта 0,29 036 0,45
К отгуникатиБный Барьер 0,24 0,21 0,23
ориентационный барьер 0,25 0,20 0,05
Сепарационный барьер 0,13 0,07 -
Иное (не квалифицируемое) 0,09 0,16 0,27
Рисунок 1 - Количественное соотношение социально-психологических барьеров, выделенных экспертами в межпоколенных взаимоотношениях в семье
Полученные результаты показывают, что специалисты, выступившие в нашем исследовании экспертами, в большей степени сталкиваются с проявлениями социально-психологических барьеров в отношениях между поколениями детей, с одной стороны, и их родителями и прародителями, с другой. Социально-психологические барьеры в отношениях между поколениями родителей и прародителей упоминаются экспертами значительно реже, что может быть проинтерпретировано как импли-
Дадим более подробную характеристику выделенным социально-психологическим барьерам.
Барьер жизненного опыта - наиболее часто указываемый экспертами барьер. Барьер жизненного опыта представляет собой результат несовпадений представлений и мировоззрений, сформированных в процессе собственной жизни, переживаний, впечатлений о практических действиях и их результате.
В качестве проявления этого барьера эксперты указывали такие высказывания участников семейного взаимодействия: «я уже старенький, меня не переделаешь»; «вот в наше время...», «мы были другими, у нас все было по-другому»; «не знаю, как ты будешь жить.» и др. Интересно отметить, что это единственный барьер, который имеет, по мнению экспертов, наибольшее проявление именно во взаимоотношениях между поколениями «детей» и «прародителей» (0,45). Отметим также, что данный барьер универсален и упоминается экспертами при характеристике всех видов межпоколенных взаимоотношений с довольно значимой частотой, в частности, в отношениях между поколениями «детей» и «родителей» - 0,29; в отношениях между поколениями «детей» и «прародителей» - 0,36; между поколением «родителей» и поколением «бабушек и дедушек» - 0,44.
Коммуникативный барьер представлен совокупностью особенностей передачи информации, которые препятствуют взаимопониманию. Ярким аспектом коммуникативного барьера является «языковой барьер», выражающийся в использовании в коммуникациях неологизмов и слов, которые каждое поколение интерпретирует в соответствии со своим опытом и контекстом времени. Важно отметить, что эксперты указали существенную значимость данного барьера не только во взаимоотношениях поколений «детей» и «родителей», но и
Агафонов Георгий Юрьевич психологические
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ... науки
во взаимоотношениях поколений «родителей» и «прародителей».
В качестве проявлений этого барьера эксперты указали следующие примеры: «чего тебе говорить, ты все равно наизнанку мои слова вывернешь», «ты слышишь только то, что хочешь слышать», «ты меня не понимаешь», «отстань... ты ничего не понимаешь!»; в поведении поколения «детей» эксперты отдельно отмечали «молчание», «уход от общения».
Данный барьер также универсален и присутствует во всех межпоколенных взаимоотношениях с такой частотой: в отношениях между поколениями «детей» и «родителей» - 0,24; в отношениях между поколениями «детей» и «прародителей» - 0,21; в отношениях между поколениями «родителей» и «прародителей» - 0,23.
Ценностно-ориентационный барьер представляет из себя совокупную разницу устремлений и желаемых целей у родителей, у детей и у старшего поколения как по отношению к друг другу, так и по отношению к самим себе. Ценностно-ориентационный барьер проявляется в различиях целей и стремлений личности, достижение которых для человека имеет наибольшее значение, что приводит к неумению воспринять и понять цели стремления другого человека.
По мнению экспертов, этот барьер в основном проявляется в таких высказываниях: «я лучше знаю», «сейчас ты должен думать об учебе» и др. Основным проявлением эксперты указывали полное и частичное игнорирование целей и желаний другого участника семейного взаимодействия. Один из экспертов указывает на поведение родителей, которое описывается как «игнорирование интересов подростка и сосредоточенность только на достижениях, например школьных».
Данный барьер, по мнению экспертов, также весьма распространён в межпоколенных отношениях в семье: в отношениях между поколениями «детей» и «родителей» - 0,25; в отношениях между поколениями «детей» и «прародителей» - 0,20; в отношениях между поколениями «родителей» и «прародителей» - 0,05
Сепарационный барьер связан с тенденциями личности отстраниться от других людей во внутрисемейном взаимодействии. В качестве проявления данного барьера эксперты фиксировали, прежде всего, проявления физической и психологической сепарации со стороны поколения «детей»: «бегание из дома», «отвержение каких-либо авторитетов» и др. Частота его упоминаний экспертами такова: в отношениях между поколениями «детей» и «родителей» - 0,13; в отношениях между поколениями «детей» и «прародителей» - 0, 07.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
- межпоколенные различия между людьми, естественные для отношений внутри семьи, создают предпосылки для возникновения разнообразных социально-психологических барьеров, снижающих эффективность внутрисемейного взаимодействия;
- несмотря на то, что основным фактором возникновения социально-психологических барьеров в межпоколенных отношениях в семье имплицитно считается позиция поколения «детей», практика психологической помощи семье показывает, что социально-психологические барьеры являются актуальной проблемой во взаимодействии между представителями всех поколений семьи;
- наиболее распространенными социально-психологическими барьерами в межпоколенных отношениях в семье являются барьер жизненного опыта, коммуникативный барьер, ценностно-ориентационный барьер и се-парационный барьер;
- барьер жизненного опыта, коммуникативный барьер, ценностно-ориентационный барьер проявляются в межпоколенных отношениях в семье универсально, в то время как сепарационный барьер характерен преимущественно для отношений между поколениями «детей», с 246
одной стороны, и «родителей» и «прародителей», с другой.
Результаты данного исследования позволяют расширить знания о социально-психологических барьерах в межпоколенных отношениях в семье. На основе полученных результатов планируется разработка авторской анкеты, направленной на оценку распространенности описанных видов барьеров в семейных взаимоотношениях, а также на выявление специфики их содержания в отношениях между представителями различных поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 2014. 159 с.
2. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект. Архангельск: изд-во Поморского университета, 2010. 172 с.
3. Сапоровская М.В. Поколения в семье: методология, теория и практика исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012.Том 18. № 1-2. С. 170-176.
4. Чмутова Ю. С., Рудакова И. А. Разработка новой типологии коммуникативных барьеров в современной педагогике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №3 (35) С.197-202.
5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. СПб.: Речь, 2011. 432 с.
6. Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление. // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 25-32.
7. Петрова Е. А. История семьи как межпоколенный ресурс совладающего поведения и средства его получения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. №2 С.201-208.
8. Сёмина М. В. Семья с позиций системно синер-гетического подхода // Вестник БГУ. 2011. №6 С.30-35.
9. Микляева А.В. Личность как субъект межвозрастных отношений: социально-психологический анализ // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3 С.637.
10. Микляева А.В., Румянцева П.В. Соотношение центральных и периферических компонентов в структуре социальной идентичности личности // Психологический журнал. 2011.№ 5 . с. 36-45
11. Куницына В. Н., Юмкина Е. А. Семейный уклад в социально-психологическом аспекте // Современные проблемы науки и образования. 2012. №4 С.367.
12. Тигунцева Г. Н. Психологические факторы возникновения коммуникативных деструкций делинквент-ных подростков // Известия ИГЭА. 2015. №5 С.904-912.
13. Дорьева Е. А., Королева Е. М. Факторы сохранения и завершения (распада) близких отношений: обзор современных психологических исследований // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. №4 С.112-116.
14. Мухадинов В. Р., Слугина Т. И. Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении // Вестник МГУ. 2011. №2 С.123-127
15. Зубкова И. В. Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. №2 С.72-76.
16. Редькина Л. В. Психологические барьеры: структура и содержание // Вестник ТГУ. 2010. №10 С.102-105.
17. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ГУП, 2003. 616 с.
18. Парыгин Б.Д. Социальная психология: истоки и АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Агафонов Георгий Юрьевич
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ...
перспективы. СПб.:СПбГУП, 2010. 536 с.
19. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. С. 110125.
20. Лабунская В.А., Ю.А. Менждерицкая, Е.Д. Бреус. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001. 288 с.