Научная статья на тему 'Детско-взрослые сообщества в условиях многообразия: принципы и факторы развития'

Детско-взрослые сообщества в условиях многообразия: принципы и факторы развития Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
60
8
Поделиться
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ / CHILD-ADULT / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА / GLOBALIZATION OF THE WORLD COMMUNITY / ГЕТЕРОГЕННЫЕ ГРУППЫ / HETEROGENEOUS GROUPS / МНОГООБРАЗИЕ / DIVERSITY / УПРАВЛЕНИЕ МНОГООБРАЗИЕМ / CHILDREN-ADULT COMMUNITY / DIVERSITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Тращенкова Светлана Александровна

В статье показано, что актуальность исследования ведущих принципов и характеристик детско-взрослых сообществ в условиях многообразия обусловлена условиями глобализации мирового сообщества. Раскрывается сущность многообразия, определяются ведущие идеи становления и развития детско-взрослых сообществ

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Тращенкова Светлана Александровна

Children-adult communities in the context of diversity: principles and factors of development

The article shows that the relevance of the study of the leading principles and characteristics of children-adult communities in conditions of diversity is caused by the conditions of globalization of the world community. The essence of diversity is revealed, the leading ideas of developing children-adult communities are determined

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Детско-взрослые сообщества в условиях многообразия: принципы и факторы развития»

С. А. Тращенкова

(Великий Новгород)

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ МНОГООБРАЗИЯ: ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

CHILDREN-ADULT COMMUNITIES IN THE CONTEXT OF DIVERSITY: PRINCIPLES AND FACTORS OF DEVELOPMENT

В статье показано, что актуальность исследования ведущих принципов и характеристик дет-ско-взрослых сообществ в условиях многообразия обусловлена условиями глобализации мирового сообщества. Раскрывается сущность многообразия, определяются ведущие идеи становления и развития детско-взрослых сообществ.

Ключевые слова: детско-взрослое сообщество, ребенок-взрослый, глобализация мирового сообщества, гетерогенные группы, многообразие, управление многообразием.

The article shows that the relevance of the study of the leading principles and characteristics of children-adult communities in conditions of diversity is caused by the conditions of globalization of the world community. The essence of diversity is revealed, the leading ideas of developing children-adult communities are determined.

Key words: children-adult community, child-adult, globalization of the world community, heterogeneous groups, diversity, diversity management

Тенденции демократизации и стандартизации сегодня стремятся к достижению некоего компромисса по отношению к многообразию, существующему как в обществе, так и в системе образования, смысл которого заключается в признании многообразия как объективно существующего феномена и необходимости взаимодействовать с этим многообразием как общественно-политическими, так и педагогическими средствами.

В позитивном контексте многообразие определяется как богатство оттенков, когда различие рассматривается как нечто, что позволяет достичь синергетического эффекта при учете потенциала многообразия. В негативном смысле - многоуровневая система, в которой различие является неким недостатком, дефицитом. При определении многообразия в позитивном смысле речь идет о различных группах, в которых каждый, с учетом своих способностей, опыта и взглядов, может внести личный вклад в

успех организации. Таким образом, многообразие становится основой организационного развития. Многообразие приобретает особое значение в условиях глобализации общества. Возрастающее этническое разнообразие обуславливает актуальность многообразия в условиях формирования дет-ско-взрослых сообществ.

Многообразие вызовов человеческой цивилизации (по К. К. Колину) - это вызов технологический, вызов демографический, вызов экологический, вызов информационный, вызов динамический, вызов нравственный, вызов мировоззренческий.

При рассмотрении многообразия современного общества в контексте становления детско-взрослых сообществ исходим из многообразия: позиций современного человека по отношению к себе и к другим; вызовов человеческой цивилизации; принципов Саламанкской декларации (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года) и ключевых

принципов национальной стратегии действий в интересах детей.

Многообразие - как реализация принципов Саламанкской декларации -предполагает: каждому ребенку дано право на получение образования и возможность поддерживать необходимый уровень знаний; каждый ребенок обладает рядом уникальных особенностей, учебных потребностей, способностей и интересов; разработку системы образования и образовательных программ с учетом широкого разнообразия потребностей и особенностей детей; обеспечение доступа к обучению в обычных школах лицам, имеющим особые потребности в области образования, и создание педагогических условий для удовлетворения их потребностей; организацию обучения во всех школах с инклюзивной ориентацией, что способствует ликвидации дискриминационных воззрений, становлению комфортной среды в обществе, проектированию инклюзивного общества, обеспечению образования для всех; поощрение и облегчение участия организаций, общин и родителей, лиц с умственными и физическими недостатками в планировании и принятии решений, связанных с удовлетворением образовательных специальных потребностей; разработку стратегий, связанных с заблаговременным выявлением особых потребностей детей, и принятие конкретных профессиональных мер к модернизации инклюзивного образования; обеспечение систематического обмена программами подготовки педагогов, предусматривающими направленность на образование лиц с особыми потребностями.

Кроме того, многообразие предусматривает реализацию следующих ключевых принципов национальной стратегии действий в интересах детей: защита прав каждого ребенка, максимальная реализация прав каждого ребенка, сбережение здоровья каждого ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представим несколько важных характеристик многообразия. Первичные признаки разнообразия характеризуются «врожденными» различиями, а также имеющими продолжительное влияние на

людей в течение всей их жизни. К данным различиям относятся раса, национальность, возраст, пол, физическое здоровье, а также сексуальная ориентация. Перечисленные особенности - ключевые при формировании мировоззрения человека и его имиджа. Вторичные признаки разнообразия изменяются и могут приобретаться в течение всей жизни человека. Они не так влиятельны, как первичные, но серьезно воздействуют на мировоззрение человека и его самосознание, на восприятие его окружающими.

На многоаспектность понятия «многообразие» указывает R. Thomas, отмечая, что разнообразие включает множество признаков: пол, раса, возраст, индивидуальные и корпоративные ценности, образование, функции и особенности личности, жизненный стиль, сексуальные предпочтения, социальный статус, управляемость и неуправляемость [10].

R. Thomas предпринимает попытку разделить отличительные признаки на две категории: видимые признаки, лежащие на поверхности (такие как возраст или раса), и признаки, которые не так легко увидеть: образование, жизненный стиль, сексуальная ориентация, жизненные ценности и т. д. Согласно концепции R. Thomas, многообразие включает не только различие, но и сходство. В этом плане он указывает на два уровня, на которых может исследоваться многообразие. Это индивидуальные признаки на микроуровне и общие черты людей на макроуровне.

Многообразие человека неразрывно связано с его индивидуальностью и идентичностью. Понимание многообразия индивидов в различных средах является основой продуктивного сотрудничества людей. Определение индивидуальности включает непременно различия. Так, способы восприятия, мышления и оценочной деятельности индивидов зависят от культурного уровня; понимание смыслов зависит от характера их взаимодействия в социуме.

Фактические различия индивидов не всегда социально значимы, поскольку они зависят от господствующего типа культуры.

Различия могут восприниматься как норма или, наоборот, рассматриваться как отхож-дение от нормы.

Индивидуальные восприятия, взгляды, чувствования создают в обществе бесконечное сложное многообразие индивидуальностей. Без регулирования, интеграции и готовности к компромиссу само по себе многообразие бесполезно.

В теории и практике можно встретить различные оценки этого феномена: с одной стороны, многообразие является положительным фактором, ведущим к развитию творческих подходов и росту инноваций, с другой стороны, оно приводит к росту конфликтов и хаоса. Н. Fahrun, Е. Skowron, N. Zimmermann провели сравнение команд, состоящих из преимущественно гомогенных и гетерогенных групп, и пришли к выводу, что при исполнении творческих задач результаты гетерогенных групп показывают больший разброс в обоих направлениях. Они обладают потенциалом либо выполнить задачу с результатом ниже среднего, либо намного выше среднего. Гетерогенные группы всегда будут отличаться тем, что выполняют задачи намного лучше или намного хуже средних показателей. Гомогенные же группы, напротив, всегда будут оставаться на одинаковом уровне. По мнению авторов, многообразие повышает творческий потенциал только в том случае, если осуществляется эффективное управление командой [7].

Данные концептуальные идеи позволяют определить следующие этапы становления детско-взрослого сообщества в условиях многообразия:

• первый этап - признание многообразия как духовной ценности;

• второй этап - обучение детей и взрослых взаимодействию;

• третий этап - обучение педагогов и родителей использованию многообразия как ресурса развития;

• четвертый этап - создание совместными усилиями инклюзивных детско-взрос-лых сообществ.

Итак, многообразие - это многоаспектный и противоречивый феномен. С одной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стороны, многообразие является важной духовной ценностью общества и образования, катализатором развития общественных и образовательных систем. С другой стороны, многообразие нельзя рассматривать как исключительно позитивное явление, поскольку оно создаст много разноплановых проблем, решать которые должны общественные системы и институты и не в последнюю очередь образовательные организации.

Во многих странах мира понятие «разнообразие» находится в центре педагогических дискуссий, что позволяет учесть различные взгляды исследователей при определении данного понятия. Несмотря на широкий спектр взглядов зарубежных ученых (Г. Веддер, Д. Томас, К. Хансен, Б. Штай-нметц, Р. Эли и др.) на разнообразие, можно выделить общий взгляд на категорию многообразия в виде пяти основополагающих тезисов [9, 11].

В первом тезисе утверждается, что «многообразие является новым способом ведения беседы на старую тему» [9, с. 13-17]. В качестве «старой темы» ученые рассматривают необходимость определения принципов толерантности, справедливости, равенства возможностей и ценностное отношение к личностному многообразию и его использованию. Новыми в многообразии организаций являются не только их правовые и моральные аспекты, но и ожидаемые эффекты. Детско-взрослые сообщества как организации становятся более успешными, если они адекватно и системно реагируют на потребности гетерогенных групп детей и взрослых. Основной идеей многообразия является обеспечение равенства возможностей различных групп детей и взрослых, эффективное использование индивидуальных особенностей и опыта каждого. Речь идет об интеграции опыта взаимодействия как внутри различных гетерогенных групп, так и вне.

Второй тезис гласит, что многообразие присутствует в каждой организации. Дет-ско-взрослые сообщества учитывают индивидуальные особенности как детей, так и взрослых. При этом многообразие в них

учитывает не только различные характеристики людей, но и различные виды деятельности.

Согласно третьему тезису, не каждый вид многообразия детско-взрослых сообществ является желательным. Сегодня многообразие определяется по пяти критериям: происхождение, возраст, пол, религия, инвалидность. Эти критерии, как правило, не подвержены изменениям. В международном аспекте особое значение имеют такие измерения, как этнос и пол.

В четвертом тезисе взаимодействие с многообразием рассматривается как важная задача организаторов (взрослых) дет-ско-взрослых сообществ. Итак, необходимо учитывать преимущества многообразия и минимизировать недостатки. При благоприятных условиях многообразие способствует принятию творческих решений и гибкому реагированию на изменения внешней среды. При неблагоприятных условиях возникает сложная ситуация для отдельных членов детско-взрослых сообществ. Для того чтобы научить организаторов дет-ско-взрослых сообществ продуктивно взаимодействовать в контексте многообразия, необходима их специальная подготовка.

В пятом тезисе утверждается многообразие детско-взрослых сообществ и многообразие управления их становлением и развитием. Значимость теории многообразия детско-взрослых сообществ состоит в том, что все её элементы (стратегии, образовательные технологии, консалтинг, коучинг) всегда сориентированы на определенную ситуацию, которая развивается в конкретной деятельности детско-взрослых сообществ. Это обстоятельство позволяет сделать предположение, что в настоящее время отсутствует научно обоснованное управление детско-взрослыми сообществами.

Теория многообразия, принципы многообразия принадлежат к концептуальным основаниям типологизации детско-взрос-лых сообществ.

В современном мире имеется много сообществ, объединяющих взрослых и детей, действующих как в организации, так и в муниципальных, региональных образова-

тельных системах, которые удовлетворяют образовательные потребностей взрослых и детей. Их можно типологизировать по ведущим задачам и удовлетворяемым потребностям. В соответствии с удовлетворяемыми потребностями детско-взрослые сообщества делятся на:

сообщества, удовлетворяющие социальные потребности (социально-экономические, правовые, социального взаимодействия);

сообщества, удовлетворяющие потребности уважения (личные достижения, вну-трипрофессиональное признание, самоуважение, уважение со стороны окружающих);

сообщества, удовлетворяющие потребности в самовыражении (решение личных и профессиональных потребностей, осуществление профессионального и карьерного роста).

Все это означает развитие особых способностей членов детско-взрослых сообществ, которые обусловлены их возрастной, половой и этнической принадлежностью [9]. Для развития детско-взрослых сообществ в условиях глобализации и интернационализации современного общества важно, чтобы многообразие и гетерогенность рассматривались не как препятствие для развития детско-взрослых сообществ, а как его важнейший ресурс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Грауманн О. Корпоративная педагогика: учебное пособие. -М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 470 с.

2. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Александрова М. В., Донина И. А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений. Образование: ресурсы развития // Вестник ЛОИРО. - 2016. - № 1. - С. 20-24.

3. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Александрова М. В., Донина И. А. Развитие межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах // Человек и образование. - 2015. - № 3 (44). - С. 118-122.

4. Тращенкова С. А., Шерайзина Р. М., Александрова М. В., Донина И. А., Зиновьева С. Д. Дет-ско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника // Психология взаимоотношений в контексте развития личности. - Ульяновск, 2017. - С. 82-90.

5. Шерайзина Р. М., Александрова М. В., Тращенкова С. А., Донина И. А. Развитие детско-роди-тельских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века. - Ульяновск, 2016. - С. 245-254.

6. Donina I.A. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities/Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov P.A., , Migunova E.V., Shirin A.G.// Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. С. 97-111.

7. Fahrun, H., Skowron, E., Zimmermann, N. Diversity Dynamics: Activating the Potential of Diversity in Trainings [Электронный ресурс]. A Handbook for Facilitators in Active Citizenship Education. MitOst Association Berlin // http://ww.theodor-heuss-kolleg.de/ flipbooks/diversify_dynamics.html#

8. Pevzner, M.N. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults/ Pevzner, M.N., Sherayzina, R.M., Petryakov, P.A., Donina, I.A., Migunova, E.V. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

9. Stenmetz, B., Vedder, G. Diversity Management und Antidiskriminierung. Bertuch Verlag GmbH, Weimar, 2007, P. 136.

10. Thomas, R.R.Jr. Beyond Race and Gender. Unleashing the PeWer cf Your Total Work Force by Managing Diversity, New York, 1991.

11. Thomas, D.A., Ely, R.J. Making Differences Matter. In: Harvard Business Review, Vol. 74, (1996) N 5, 79-91.