Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ / ПОДРОСТОК / ВЗРОСЛОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кальченко Е.В., Петров И.К.

В статье осуществлен теоретический обзор проблемы субъектности у подростков. Субъектность в жизни подростка обнаруживает себя через его отношение к миру и ощущение себя в нем. Если подросток научился относиться к себе как к деятелю, то переустройство самого себя будет тесно сплетаться с адекватной оценкой своих возможностей, способностей, достижений. Приобретая умение управлять собственной деятельностью и самостоятельно осуществлять свободный выбор средств и форм деятельности, он учится достигать планируемые результаты в процессе осознанного и свободного выбора, а также начинает понимать свою ответственность за совершенные им действия и поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY IN ADOLESCENCE

The article provides a theoretical overview of the problem of subjectivity in adolescents. Subjectivity in a teenager's life is having meaningful influence on his world view and perception of myself in it. It is important that the teenager learned to treat himself as a figure, the restructuring of himself will be closely intertwined with an adequate assessment of their capabilities, abilities, achievements. Acquiring the ability to manage his own activities and independently carry out a free choice of means and forms of activity, he learns to achieve the planned results in the process of conscious and free choice, and begins to understand his responsibility for his actions and deeds.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.3

Кальченко Е.В. студент Петров И.К., к.психол.н.

доцент

Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье осуществлен теоретический обзор проблемы субъектности у подростков. Субъектностъ в жизни подростка обнаруживает себя через его отношение к миру и ощущение себя в нем. Если подросток научился относиться к себе как к деятелю, то переустройство самого себя будет тесно сплетаться с адекватной оценкой своих возможностей, способностей, достижений. Приобретая умение управлять собственной деятельностью и самостоятельно осуществлять свободный выбор средств и форм деятельности, он учится достигать планируемые результаты в процессе осознанного и свободного выбора, а также начинает понимать свою ответственность за совершенные им действия и поступки.

Ключевые слова: субъект, субъектность личности, отношение к себе, отношение к окружающим, подросток, взрослость, деятельность, самоопределение.

Kalchenko V. E. Student

Crimean engineering-pedagogical University

Simferopol Petrov I. K.

Associate Professor, candidate of psychological Sciences THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY IN ADOLESCENCE

Annotation. The article provides a theoretical overview of the problem of subjectivity in adolescents. Subjectivity in a teenager's life is having meaningful influence on his world view and perception of myself in it. It is important that the teenager learned to treat himself as a figure, the restructuring of himself will be closely intertwined with an adequate assessment of their capabilities, abilities, achievements. Acquiring the ability to manage his own activities and independently carry out a free choice of means and forms of activity, he learns to achieve the planned results in the process of conscious and free choice, and begins to understand his responsibility for his actions and deeds.

Keywords: subject, subjectivity, self-attitude, attitude to others, teenager, adulthood, activity, self-determination.

Постановка проблемы. Подростковый возраст является переломным моментом в жизни человека и его связывают с периодом личностного

кризиса. Этот период в жизни человека всегда привлекал внимание психологов и педагогов, т.к. личность подростка развивается в условиях повышенной требовательности к самоопределению. На сегодняшний день актуальным является поиск психологических подходов, которые позволили бы изучать человека как целостную систему. В психологии таким подходом можно назвать подход к человеку как к субъекту (К.А Абульханова-Славская, 1991; А.Н. Леонтьев, 1977; В.А. Петровский, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1999 и др.).

Субъектность есть свойство индивида, которое проявляется в его активности по отношению к окружающему миру, объединяющий внутреннюю активность, автономность личности и способность к саморазвитию (Э.Эриксон, 1996).

Мы полагаем, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования субъктности, т.к. подросток является источником познания, уникальным носителем активности, осуществляя изменения в себе сквозь призму отношения к другим. Субъектность может проявляться через целенаправленно организованную деятельность, творческую самореализацию, активное преобразование мира. Одним из механизмов реализации субъектности выступает инициативная волевая регуляция деятельности и образа жизни, как механизм стабилизирующий психику подростка.

Цель. Выявить особенности развития субъектности в подростковом возрасте.

Предмет исследования. Возрастные особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте.

Историческое время определяет особенности переходного периода от детства к взрослости, обозначает возможные социальные риски и угрозы для развития личности подростка. Эрик Эриксон (1996) обращает внимание на кризисный характер развития подростков и обозначает его как кризис идентичности, в процессе которого заново встают все пройденные критические моменты развития. И ребенок подросткового возраста, согласно трудам автора, решает все старые задачи более сознательно и уже с внутренней убежденностью осуществляет значимый выбор. Признаками личностной идентичности является способность понимания себя, ощущение своей целостности, непрерывности и тождественности. Это обеспечивает возможность поступать в соответствие с требованиями жизненных ситуаций. Осознание своей идентичности проявляется как на осознаваемом уровне, так и на уровне иррационально-эмоциональном. Гармония «Я-образа» и «Я-реализованного в социальной роли» подтверждают наличие у личности социальной зрелости. Личностная индивидуализация идентичности подтверждается мнениями членов референтной группы. В процессе взаимодействия с этой группой, создаются условия для порождения межличностной социальной рефлексии, что является условием для возникновения мысли «Я другой, ни такой как все».

Личностная идентичность достигает нового качества при появлении такого новообразования, как рефлексия на способы осуществления инициативной волевой регуляции, т.е. способности осуществлять действие не по внешним стимулирующим воздействиям и мотивам, а на основании собственных побуждений и смыслов. Именно она стабилизирует баланс протекания психических процессов в новых, экстремальных, внештатных жизненных ситуациях. Переживание успеха от достижения поставленных целей и осознания способности самостоятельно регулировать их, является возрастным новообразованием личности старших подростков и лежит в основе самости (И.К. Петров, 1985).

Таким образом, конструкт понятия «идентичность» мы дополняем способностью личности к рефлексии на способы осуществления волевой регуляции. В основе этих способов могут находиться волевые действия прямого и косвенного характера. Механизмами волевых действий прямого характера являются волевые усилия, активирующей и дезактивирующей направленности. А механизмы волевых действий косвенного характера включают когнитивно-эмоциональные компоненты. Таким образом, понятие личностной идентичности приобретает системный характер.

Общепризнанным является положение о том, что подростковый возраст характеризуется большими индивидуальными различиями в развитии самосознания. Д. Элкинд (1996) обращает внимание на культурологическую опосредованность этого процесса и на мифологичность картины мира подростков. Подросток верит в то, что его переживания единственны и неповторимы. Безусловно, эти переживания придают субъективную окраску отношений подростка с миром. В критических жизненных ситуациях эмоциональная регуляция становится доминирующей.

Как известно, эмоции выполняют сигнальную функцию, т.е. сигнализируют о состоянии внутреннего комфорта/дискомфорта, оценивают степень удовлетворения потребностей, а также могут быть самодавлеющими ценностями, определяющими тип эмоциональной направленности личности. Доминирующая модальность этих

переживаний была описана. Б.Н. Додоновым (1987) и представлена в форме типологии эмоциональной направленности личности.

Мотивы предметного содержания деятельности дополняются эмоционально окрашенными мотивами процессуального характера. Гармонично развитая личность сочетает в себе просоциальную направленность с удовольствием от того, что вносит вклад в достижения общественно полезных целей.

Таким образом, в «конструкт личностной идентичности» необходимо включить рефлексию на наиболее предпочитаемые личностью переживания, которые возникают при выполнении так называемого любимого вида деятельности или реализации интересных дел. Практика показывает, что такая рефлексия носит, чаще всего, ретроспективный характер.

Появление «чувства взрослости» и освоение социальных норм

поведения сопряжено с социальной активностью подростков. Эта активность не всегда соответствует общепринятым правилам поведения, которые регулируются моральными ценностями и законом. Активность подростков может проявляться через противопоставление себя взрослым, конфронтацию, межличностные конфликты, а так же выражаться в форме внутриличностного конфликта подростка. При таких неблагоприятных социальных условиях процесс формирования личностной идентичности подростков может приобрести диструктивный характер. Анализ работ Д.Б. Эльконина (1997) свидетельствует о том, что чувство взрослости, возникающее, у подростка связано с желанием, чтобы к нему относились как к взрослому.

Во время подростковой стадии у ребенка полностью меняется отношение к себе и окружающей его среде, в ускоренном темпе развиваются процессы самопознания и самоопределения, в итоге это приводит к определенной жизненной позиции, с этой позиции и начинается самостоятельная жизнь. Мотивация терпит колоссальные изменения. Само содержание мотивов воссоздает складывающуюся идеологию у подростков, формируется структура будущей жизни.

Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Главная составляющая переходного периода находится именно в мотивационной сфере (Л.И. Божович, 1972).

Подлинная субъектность появляется у подростков тогда, когда они могут осознанно упорядочить, т.е. иерархизировать систему своих жизненно значимых мотивов. Волевая регуляция будет проявляться в способности личности подавлять или нейтрализовать действия спонтанных, иррациональных мотивов. И следовать сознательно поставленным целям и жизненным стратегиям.

Субъектная позиция и устремления опираются на достижения, способности выразить себя. Характерно на данном отрезке жизни стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя. Сопротивление обстоятельствам, стремление к волевым усилиям побуждает активность, направленную на построение образа себя в мире, что наиболее реализуемо в деятельности, так как он не только осуществляет ее, но и планирует, организует, а также управляет ею. Причем изменения, происходящие во внешнем мире, являются предпосылкой и условием для самоизменения (становления) самого человека. Непосредственно деятельность позволяет выявить его субъектную составляющую, что связано со становлением его субъектной позиции (Петровский А.В.,1982).

Как мы уже отмечали, деятельность представляет собой форму связи субъекта с миром, включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира (А.Н. Леонтьев, 1977).

ВЫВОД: Запросы современного исторического времени, его социальные вызовы, жизненные риски и реальные угрозы исходящие из социума, требуют пересмотра и уточнения понимания сущности развития современного подростка. Предметом такого понимания должно стать рассмотрение соотношения понятий идентичности и субъектности. Следует обратить внимание на приоритетное развитие субъектности как механизма социализации подростков. Центральное место в формировании личностной идентичности занимает инициативная волевая саморегуляция и личностная рефлексия на иерархию смысложизненных мотивов и доминирующих переживаний. Важным компонентом этого механизма становятся эмоции-ценности, подкрепляющие и направляющие личность в сторону выбора социально положительных видов предметной деятельности.

Использованные источники:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991 -299 С.

2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Блогонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - 284 С.

3. Додонов Б.И. В мире эмоций - Киев: Политиздат Украины, 1987. - 272 С.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 С.

5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 С.

6. Петров И.К. Возрастные особенности волевых усилий в двигательной активности у школьников 12-17 лет. Автореф.дисс.канд.психол. наук. Киев, 1985. - 25 С.

7. Рубинщтейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999 - 720 С.

8. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка: Хрестоматия. - - М.: Российское педагогическое агенство , 1997. - 526 С.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 375 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.