УДК 37.013.77
СОЛОДОВНИКОВА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук
СУБЪЕКТНОСТЬ ПОДРОСТКА, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ
Субъектность в жизни подростка оказывает значимое влияние на его отношение к миру и ощущение себя в нем. Важно, чтобы подросток научился относиться к себе как к деятелю, то переустройство самого себя будет тесно сплетаться с адекватной оценкой своих возможностей, способностей, достижений. Приобретая умение управлять собственной деятельностью и самостоятельно осуществлять свободный выбор средств и форм деятельности, он учится достигать планируемые результаты в процессе осознанного и свободного выбора, а также начинает понимать свою ответственность за совершенные им действия и поступки. Поиск субъекта, направленный на нахождение собственного места в обществе, способствует принятию собственной реальной значимости, что наделяет его способностью сознательно осуществлять выбор, вариативно мыслить, самоопределяться в процессе деятельности.
Ключевые слова: субъектность, отношение к себе, отношение к окружающим, подросток, взрослость, деятельность, самоопределение.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-262-265
SOLODOVNIKOVA Irina Vladimirovna, Oandidate of Pedagogical Sciences
THE SUBJECTIVITY OF TEENAGERS, THEIR ATTITUDE TOWARDS THEMSELVES
AND OTHERS
Subjectivity in the life of teenagers has a significant effect on their attitude to the surrounding world and their self-perception in this world. It is important that a teenager learns to regard himself as a personality, and then his self-development will be correlated with an adequate assessment of his abilities, possibilities and achievements. Acquiring the ability to manage his own activities independently and to make free choice of means and forms of activity, he learns to achieve the planned results in the process of conscious and free choice, and begins to understand his responsibility for his actions and behavior. Search of the individual for his own place in society enhances the perception of his own real significance, what enables him to consciously make choice, to think variatively, to be self-determined in the course of activity.
Key words: subjectivity, attitude towards oneself, attitude towards others, teenager, adulthood, activity, self-determination.
В подростковом возрасте наблюдаются качественно новые преобразования в жизни человека, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, на основе самосознания он выстраивает отношения со взрослыми и сверстниками, то есть происходит его самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Так, с одной стороны - ребенок, с другой - еще не совсем взрослый приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, стремится к более независимым отношениям с родителями. В этот период упорядочивается система ценностей, формируется отношение к себе, другим людям, обществу в целом.
Именно в этот период ребенок открывает для себя свой внутренний мир, свое «Я», выстраиваются его мировоззренческие взгляды, происходит осознание своей индивидуальности в процессе рефлексии. Причем подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания, которые кажутся ему уникальными, неповторимыми, свойственными только ему одному. Поэтому он начинает тщательно охранять свой внутренний мир от посягательств других, первостепенно от взрослых.
Каждый человек в переходный период от детства к взрослости стоит перед проблемами своего времени и должен совершить выбор, который зависит от идентичности, следуя Э. Эрик-сону. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. И ребенок подросткового возраста, согласно трудам автора, решает все старые задачи более сознательно и уже с внутренней убежденностью осуществляет значимый выбор. Эриксон дает следующие определения идентичности:
- чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития, то есть это субъективное переживание «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», приходит к выводу «Я тот же самый»;
- самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь как итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений «Я часть групповой общности»;
- идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации, согласно трудам А. Маслоу и др.;
- итог согласования двух линий развития личности, а именно индивидуальной и социальной. Как гармония «Я-образа» и «Я, реализованного в социальной роли». Существенное значение приобретает подтверждение индивидуального варианта идентичности референтным окружением. Э. Эриксон утверждает: если идентичность подтверждается другими, она реальна
и для самого индивида - так по отражению в зеркале мы можем узнать себя и кем являются другие люди для нас;
- текущее переживание «Я-целостности», интегратор новообразований в самосознании.
Таким образом, понятие «идентичность» включает в себя открытие, нахождение и подчеркивание своего «Я», самонахождение, самоизображение, самооценка, самонаблюдение. В настоящее время многими авторами подчеркивается и социокультурная детерминанта развития личности в подростковом возрасте.
Но следует отметить, что в подростковом возрасте довольно точно дифференцируются собственные чувства и человек оценивает себя и особенно свои чувства как нечто уникальное, не такое как у других, свойственное лишь ему: только он может так глубоко страдать, всецело любить, ненавидеть. Вера подростка в уникальность своих переживаний Д. Элкиндом названо «личный миф». Он создает образ себя, сопровождая его не всегда полностью, порой и частично вымышленной историей, где он делает акценты на определенные события, пытается разобраться в самом себе. Поэтому в этом возрасте актуальны подростковые дневники, форумы в сетях Интернета и т.п.
Это связано с тенденцией к освобождению от опеки со стороны взрослых, происходит постепенное вхождение в группу сверстников, установление отношений сотрудничества и конкуренции со сверстниками; возникновение проблем в выстраивании взаимоотношений способствует более глубокому осмыслению и принятию этических норм поведения и базовых ценностей общества.
Анализ логики психического развития и связи этого развития с окружающей средой подробно проведен Д.И. Фельдштейном. Рассмотрим определенные им уровни формирования личности подростка:
1) рубеж 9-10 лет - тенденции к самостоятельности и потребность признания этой самостоятельности во взрослом мире, где его «Я» выступает на равных с другими, желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений. Проявляется интерес к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей, рост негативных самооценок;
2) 10-11 лет - признание со стороны других людей своих новых возможностей, стремление добиться доверия, «ибо я тоже взрослый». Отсюда поиск конкретных взрослых дел, таких видов деятельности, которые имеют социальное признание и получают социальную оценку;
3) 12-13 лет - развертывание потребности в общественном признании, осознание не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Формируется новый уровень самосознания ребенка как осознание себя в системе общественных отношений, осознание себя общественно значимым субъектом.
Рассматривая потребности детства как социокультурной реальности, Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова, С.Т. Шацкий выявили следующие особенности:
- стремление к подражательности, что, по сути, для детей и составляет моду (Значимый Другой);
- любознательность, потребность в приключении;
- потребность в движении;
- потребность в радости;
- потребность в проявлении инициативы, созидательности;
- общительность, событийность, соревновательность (причем в равной степени как со сверстниками, так и с взрослыми) [4].
Следовательно, в подростковом возрасте становление личности напрямую связано с осознанием себя как личности. Проблема самосознания личности, по А.Н. Леонтьеву, не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание есть осознание себя в системе общественных отношений.
Анализ работ показал, что развитие подростка в проявляющемся чувстве взрослости по Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой связано с возникновением настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему именно как ко взрослому. Важным показателем чувства взрослости является присутствие у подростков субъектных взглядов, оценок и умение отстаивать свою позицию, несмотря на противопоставление позиций взрослых и сверстников. Неудовлетворение этих «детских» потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста: непослушанию, грубости, упрямству, возникновению конфликтов со взрослыми.
В развитии подростка Д.Б. Эльконин различает объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости можно заметить в отношении подростка к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:
- в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;
- в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;
- в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);
- во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи («модные словечки» или молодежный сленг).
Субъективная же взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как ко взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат (по Д.Б. Эльконину):
- проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
- желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
- наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.
Потребность осознать свое собственное «Я», понять свое предназначение, место среди сверстников направляет внимание подростка на его внутренний мир, он пытается критически оценивать свои способности и возможности. Интересна позиция Л.И. Божович: в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой он начинает свою самостоятельную жизнь. Кардинальные изменения касаются и мотивации. Содержание мотивов, по ее мнению, отражает формирующееся мировоззрение подростка, планы его будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотива-ционных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов, по Л.И. Божович. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Ученый считает, что именно в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста.
Следует отметить, в это время происходит активное развитие критического мышления, формируется мировоззрение и, подросток, задумываясь о вступлении в самостоятельную жизнь, начинает анализировать, к чему он пригоден, выявлять особые склонности и способности; что приводит к пониманию самого себя и при этом к значительному развитию у него самосознания [2] в виде определенных умозаключений над собственными переживаниями, у него появляется чувство самопонимания и понимания другого человека.
При смене человеком детского мира на взрослый в собственном самоопределении происходит соотношение реального и возможного, расширение границ субъектности. Смысловое отношение, согласно В.И. Слободчикову, проявляется в ценностном отношении человека к миру, обществу, другим людям, самому себе. А смысл жизни (ценности субъекта) отражает жизненную концепцию и цель жизни. Поэтому особо значимо, чтобы личность сумела определиться с выбором жизненных ценностей, что способствовало бы целостному представлению о мире и помогло бы ему найти ответы на вопросы: «что я могу и чего не могу?»; «что я хочу на самом деле?»; «где я сам, что во мне мое?» [5]. Мировоззрение человека тесно сплетается со смыслом жизни как система взглядов на мир, на место в нем, что влияет на ценностное отношение его к окружающей действительности, к самому себе, по В.И. Слободчикову.
Субъектная позиция и устремления опираются на достижения, способности выразить себя. Характерно на данном отрезке жизни стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя. Сопротивление обстоятельствам, стремление к волевым усилиям побуждает активность, направленную на построение образа себя в мире (В.А. Петровский), что наиболее реализуемо в деятельности, так как он не только осуществляет ее, но и планирует, организует, а также управляет ею. Причем изменения, происходящие во внешнем мире, являются предпосылкой и условием для самоизменения (становления) самого человека. Непосредственно деятельность позволяет выявить его субъектную составляющую, что непосредственно связано со становлением его субъектной позиции. Как мы уже отмечали, деятельность представляет собой форму связи субъекта с миром, включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира [1]. Подросток, открывая пространственно-временные ценности культуры, обнаруживает широту культурного
пространства, за счет соизмерения ценностных смыслов при глубоком осмыслении и осознании им [3].
Обобщая вышесказанное, резюмируем: ценностный мир подростка раскрывается в его отношении к миру, обществу, другим людям, самому себе. Стремления к переустройству мира наиболее ярко воплощаются в его фантазиях. Интимная сфера переживаний скрывается от окружения, так как они им расцениваются как уникальные и он боится быть неверно понятым, осмеянным и т.п. Открытие своего внутреннего мира и понимание себя еще не позволяет полностью осознать само это «Я». Но подросток пытается осмыслить и понять себя, свое место и предназначение, поэтому стремится к пониманию и самоутверждению себя в обществе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969.
2. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М., 1974.
3. Кожакина С.О., Александрова Е.А. Принципы и подходы формирования социальной успешности подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23).
4. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как обеспечить индивидуальное образование // Народное образование. -2002. - № 9.
5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Институт практической психологии, 1995.
REFERENCES
1. Batishchev G.S. Activity essence of man as a philosophical principle. [Deyatel'nostnaya sushchnost' cheloveka kak filosofskiy printsip]. The problem of man in modern philosophy. Moscow: Nauka, 1969.
2. Kagan M.S. Human activity. Experience of system analysis. [Chelovecheskaya deyatel'nost'. Opyt sistemnogo analiza]. Moscow, 1974.
3. Kozakina S.O., Alexandrova E.A. Principles and approaches to formation of social success in adolescents. [Printsipy i podkhody formirovaniya sotsial'noy uspeshnosti podrostkov]. Vector of science of Togliatti state University. 2013. No. 1 (23).
4. Krylova N.B., Aleksandrova E.A. How to ensure individual education. [Kak obespechit' individual'noe obrazovanie]. National education. 2002. No. 9.
5. El'konin D.B. Selected psychological works. Mental development in childhood. [Izbrannye psikhologicheskie trudy. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh]. Moscow: Institute of practical psychology, 1995.
Информация об авторе
Солодовникова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и юве-нального права Института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета в г. Саратове, Саратов, Россия [email protected]
Получена: 11.06.2015
Information about the author
Solodovnikova Irina Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer, Chair of Psychology, Pedagogy and Juvenile Law, Institute of Social Education, branch of the Russian State Social University in Saratov,
Saratov city, Russia [email protected]
Received: 11.06.2015