Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКИХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКИХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

2050
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / СТРЕМЛЕНИЕ / ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ / ОБЪЕКТИВНАЯ ВЗРОСЛОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ ВЗРОСЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малова Екатерина Сергеевна, Семенова Анна Витальевна

В статье представлен теоретический анализ изучения проблемы психических новообразований подросткового возраста. Речь идет о формировании субъектности, которая влияет на отношение подростка к миру и ощущение себя в нем. Рассмотрены характерные данному возрастному периоду понятия, такие как самосознание подростков, чувство «Я», рефлексия, повышенная активность, значительный рост энергии, стремление к деятельности. Приводятся данные отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению вопроса о психических новообразованиях подросткового возраста как в теоретическом плане, так и в практическом. Подчеркивается, что собственное преобразование будет взаимосвязано с правильной, адекватной самооценкой своих способностей и достижений в том случае, когда подросток станет ощущать себя деятелем, когда он способен принимать осознанный выбор, самоопределяться, широко мыслить, когда он понимает собственную значимость. Представленная работа будет полезна студентам педагогических и психологических направлений обучения, учителям, преподавателям средних специальных и высших учебных заведений, родителям подростков, практикующим психологам в русле индивидуального консультирования подростков и семейного консультирования, педагогам-психологам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT EMERGING MENTAL CONSTRUCTS OF ADOLESCENCE

This article presents a theoretical analysis of a study on the problem ofemerging mental constructsof adolescence. It delves into the formation of agency, which affects the adolescent's attitude to the world and his sense of himself in it.The concepts characteristic of this age period are considered, such as self-awareness of adolescents, the sense of self, self-reflection, increased activity, significant increase invitality, desire to act.It presents the data of domestic and foreign studies devoted to research on the issue of emerging mental constructsof adolescence, both theoretically and practically.It emphasizes that one's transformation will be interconnected with a correct, adequate assessment of one's abilities and achievements in the case when anadolescent begins to feel like anactor, when one is able to make a conscious choice, find oneself, think broadly, when one understands one's own significance.The presented work will be useful for students of pedagogical and psychological areas of education, teachers of secondary specialized and higher educational institutions, parents of adolescents, practicing psychologists in the area of individual counseling for teenagers, as well as family counseling, educational psychologists.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКИХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

УДК 159.99

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-62-69

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКИХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Екатерина Сергеевна Малова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-3133-7381 [email protected]

Анна Витальевна Семенова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 anna-petrenko94@mail .т

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ изучения проблемы психических новообразований подросткового возраста. Речь идет о формировании субъектно-сти, которая влияет на отношение подростка к миру и ощущение себя в нем. Рассмотрены характерные данному возрастному периоду понятия, такие как самосознание подростков, чувство «Я», рефлексия, повышенная активность, значительный рост энергии, стремление к деятельности. Приводятся данные отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению вопроса о психических новообразованиях подросткового возраста как в теоретическом плане, так и в практическом. Подчеркивается, что собственное преобразование будет взаимосвязано с правильной, адекватной самооценкой своих способностей и достижений в том случае, когда подросток станет ощущать себя деятелем, когда он способен принимать осознанный выбор, самоопределяться, широко мыслить, когда он понимает собственную значимость. Представленная работа будет полезна студентам педагогических и психологических направлений обучения, учителям, преподавателям средних специальных и высших учебных заведений, родителям подростков, практикующим психологам в русле индивидуального консультирования подростков и семейного консультирования, педагогам-психологам.

Ключевые слова: подростковый возраст, субъектность, деятельность, самоопределение, потребность, стремление, чувство взрослости, объективная взрослость, субъективная взрослость

Для цитирования: Малова Е.С., Семенова А.В. К вопросу о психических новообразованиях подросткового возраста // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 4. с. 62-69.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-62-69

Благодарности: научным редакторам журнала «Педагогика: история, перспективы» доценту, кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, Игнатовичу Владлену Константиновичу и кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета Светлане Сергеевне Игнатович, а также анонимному рецензенту за детальные и убедительные советы по совершенствованию данной статьи.

Original article

TO THE QUESTION ABOUT EMERGING MENTAL CONSTRUCTS

OF ADOLESCENCE

Ekaterina S. Malova Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-3133-7381 katerina .mlv@m ail.ru

Anna V. Semyonova

Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 [email protected]

Abstract. This article presents a theoretical analysis of a study on the problem ofemerging mental constructsof adolescence. It delves into the formation of agency, which affects the adolescent's attitude to the world and his sense of himself in it.The concepts characteristic of this age period are considered, such as self-awareness of adolescents, the sense of self, self-reflection, increased activity, significant increase invitality, desire to act.It presents the data of domestic and foreign studies devoted to research on the issue of emerging mental constructsof adolescence, both theoretically and practically.It emphasizes that one's transformation will be interconnected with a correct, adequate assessment of one's abilities and achievements in the case when anadolescent begins to feel like anactor, when one is able to make a conscious choice, find oneself, think broadly, when one understands one's own significance.The presented work will be useful for students of pedagogical and psychological areas of education, teachers of secondary specialized and higher educational institutions, parents of adolescents, practicing psychologists in the area of individual counseling for teenagers, as well as family counseling, educational psychologists.

Key words: adolescence, agency, activity, self-determination, need, aspiration, sense of adulthood, objective adulthood, subjective adulthood

For citation: Malova E.S., Semenova A.V. To the Question about Emerging Mental Constructs of Adolescence. Pedagogy: History, Prospects. 2021. Vol. 4. No. 4. PP. 62-69. (In Russ.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-62-69

Acknowledgements: scientific editors of the journal "Pedagogy: History, Prospects" Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Kuban State University, Vladlen Konstantinovich Ignato-vich and Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Kuban State University Svetlana Sergeevna Ignatovich, as well as an anonymous reviewer for detailed and persuasive tips for improving this article.

В подростковом возрасте происходит самоопределение ребенка в сфере общечеловеческих ценностей и взаимодействия между людьми, он обретает навыки общения со сверстниками, старается стать более независимым в отношениях с родителями. В этом возрасте у подростка формируется отношение к самому себе, другим людям и обществу в целом, а также регулируется система ценностей, формируется мировоззрение, он открывает для себя свой внутренний мир, начинает осознавать свою индивидуальность посредством рефлексии. Процесс познания в этом возрасте осуществляется через собственные переживания, кажущиеся особенными и неповторимыми [1, 2].

Стать личностью, осознать и развить свою уникальность крайне важно для подростков. Но по причине того, что в этом возрасте человек еще не способен объективно оценивать самого себя и предъявлять себя миру как полноценная личность, то нельзя сказать, что становление личности будет осуществляться в полной мере. Но началом поиска собственного уникального «Я» становится тот момент, когда в семейных отношениях возникают изменения, проявляющиеся в негативизме и отчужденности [3]. Желание познать себя усиливает интерес ко всему, что имеет связь с качествами его личности. Подросток при этом познает свое новое Я, которое появилось в результате перехода в подростковый возраст, в результате изменения социального статуса и общего взросления организма. Подросток познает себя в процессе качественного изменения, т.е. он сравнивает себя с самим собой: каким я был и каким я стал, что я хочу и что я могу. В этом возрасте подросток в большей степени обращает внимание на свои физические и социальные возможности, в поле его наблюдения находятся границы его независимости от окружающих его взрослых, его волнует впечатление, производимое им на общество, - отмечают С.С. Игнатович и Т.В. Сотникова [4].

Э. Эриксон считал, что в переходе от детства к взрослости каждый сталкивается с совершением того или иного выбора, зависящего от идентичности. И именно в подростковом возрасте ребенок начинает решать задачи уже более осознанно, с внутренней убежденностью осуществляя серьезный выбор [5]. Можно сказать, что идентичность предполагает нахождение и открытие собственного «Я», самооценку, самонахождение, самонаблюдение и самоизображение.

Но следует отметить, что в подростковом возрасте разграничиваются собственные чувства и ребенок начинает оценивать себя и свои чувства в большей степени как что-то исключительное, особенное, что свойственно лишь ему одному. Д. Элкинд такое поведение называет «личным мифом», когда подросток создает свой образ, в какой-то мере дополняя его вымышленными историями, таким образом пытаясь разобраться в самом себе [6]. Такая вера в уникальность своих переживаний связана с желанием подростка освободиться от родительской опеки и войти в группу сверстников. Возникают и сотрудничество, и конкуренция со сверстниками, что в более полной мере дает понять подростку этические нормы поведения и базовые ценности общества.

Все это говорит о формировании субъектности. В.Д. Шадриков рассматривает данный феномен как свойство личности, которое заключается в противостоянии внутренним и внешним условиям, которые препятствуют самореализации, достижению це-

лей и проявлению индивидуальности, то есть препятствуют реализации интересов личности [7].

Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова, С.Т. Шацкий, исследуя потребности детства как социокультурной реальности, установили следующие особенности [8]:

1) тенденция к подражательности;

2) потребность в приключении, пытливость, любознательность;

3) потребность в радости;

4) потребность в движении;

5) потребность в проявлении инициативы, креативности;

6) общительность, насыщенность, соревновательный характер.

Д.И. Фельдштейн провел анализ психического развития и его связи с окружающей средой, выделив уровни формирования личности подростка [9]:

1) 9-10 лет: происходит стремление быть самостоятельным и возникает потребность признания взрослыми этой самостоятельности, также возникает возрастание негативных самооценок и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей;

2) 10-11 лет: происходит признание окружающими новых возможностей, желание заслужить доверия, выполняя деятельность, которая может быть социально оценена;

3) 12-13 лет: происходит большее стремление удовлетворить потребность в признании окружающими, а также понимание не только своих обязанностей, но и прав в обществе, т.е. происходит осознание себя подростком значимым субъектом в системе общественных отношений.

Таким образом, становление личности подростка несомненно связано с осознанием себя как личности. А.Н. Леонтьев видит проблему самосознания как нечто, не сводящееся к знанию человека о самом себе, а осознаваемое в системе общественных отношений [10].

Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова считают, что чувство взрослости, проявляющееся в развитии подростка, связано с возникновением потребности в том, чтобы окружающие относились к нему как ко взрослому. Чувство взрослости характеризуется присутствием у подростков субъектных взглядов, оценок и умения отстаивать свою позицию. В случае неудовлетворения этой потребности может возникнуть протест: грубость, непослушание, упрямство, конфликты со взрослыми [11].

Выделяют объективную и субъективную взрослость (Д.Б. Эльконин) [11]. Объективная взрослость характеризуется готовностью подростка к жизни в обществе взрослых как равноправного участника. Объективная взрослость проявляется в следующем:

1) социально-моральной сфере (отстаивание своего мнения, помощь взрослым и их поддержка, соответствие поведения морально-этическим представлениям);

2) интеллектуальной сфере (готовность к самообразованию, самостоятельность в обучении);

3) внешнем облике (следование моде как в одежде, так в речи, и в поведении);

4) романтических отношениях со сверстниками (танцы, свидания, вечеринки).

Субъективную взрослость (чувство взрослости) характеризует появление у подростка отношения к себе уже как ко взрослому. Субъективная взрослость проявляется в следующем:

1) потребности в доверии, уважении, признании самостоятельности;

2) обладании собственной линией поведения вопреки мнению окружающих;

3) желании оградиться от вмешательства взрослых в собственную жизнь.

Для подростка характерно критическое оценивание своих способностей и возможностей. По этому поводу Л.И. Божович говорит, что в этом возрасте происходит перестройка прежних отношений как к самому себе, так и к окружающему миру, и развитие процессов самосознания и самоопределения, которые становятся основополагающими в дальнейшей жизни подростка. Также меняется и мотивация. В содержании мотивов отражается формирующееся мировоззрение, планы на будущую жизнь. И возникают они в этом возрасте исходя из сознательно поставленной цели. По мнению Л.И. Божович, мотивационная сфера - это главное новообразование подросткового возраста [12].

Также важно отметить, что в этот период активно развивается критическое мышление и формируется мировоззрение, поэтому подросток, задумываясь о самостоятельной жизни, начинает анализировать свои способности и склонности, что приводит в свою очередь к восприятию самого себя и развитию у него самосознания [13], самопонимания и понимания окружающих [14].

При переходе из детского мира во взрослый в самоопределении происходит соответствие возможного и реального, расширяются границы субъектности. По мнению В.И. Слободчикова, смысловое отношение характеризуется ценностным отношением человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Ценности же субъекта отражают его жизненную концепцию и цель жизни, поэтому личности очень важно определиться с выбором своих жизненных ценностей, что помогло бы ему ответить на вопросы: «что я хочу на самом деле?»; «что я могу и чего не могу?»; «где я сам, что во мне мое?» [11].

Субъектная позиция - это выражение себя, своего «Я». Склонность к волевым усилиям, сопротивление обстоятельствам побуждают активность, которая ориентирована на создание своего образа в мире (В.А. Петровский). Реализация этого больше всего возможна в деятельности, ведь подросток не только совершает ее, но и планирует, управляет ею. Именно деятельность дает возможность выявить субъектную составляющую, что напрямую связано с формированием субъектной позиции подростка. Деятельность - это форма связи субъекта с миром, которая включает в себя активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта путем «впитывания» в себя предметного мира [15]. При открытии пространственно-временных ценностей культуры, соизмерении ценностных смыслов, подросток сталкивается с широтой культурного пространства [16].

В практике данный феномен проявляется в среднем в процентном соотношении 50/50 (О.В. Коновалова): половине подростков характерен низкий уровень осознанной активности, недостаток целеустремленности, другой половине за исключением единиц характерен средний уровень выраженности субъектности, осознанной активности [17]. В собственной практике также наблюдается тот факт, что лишь некоторые подростки самостоятельно могут ставить перед собой цели и достигать их, предпочитая доверять самим себе и не надеяться на других в принятии решений.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что ценностный мир подростка разворачивается в его отношении к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Собственные переживания воспринимаются как уникальные, скрываются от окружения по причине боязни быть непонятым. Осознание своего собственного «Я» - это не только открытие своего внутреннего мира и понимание себя, поэтому подросток стремится найти свое место и предназначение в обществе, он удовлетворяет свою потребность в понимании и самоутверждении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Bransen, J. Self-Understanding and Self-Determination. An unfamiliar look at the philosophy of education. Beyond Empiricism: On Criteria for Educational Research, Eds. Paul Smeyers & Marc Depaepe, Leuven: Leuven University Press, 2003.

2. Sandu C.M., Panisoara G., Panisoara I.O. Study on the development of self-awareness in teenagers. Procedia - Social and Behavioral Science 180, 2015.

3. Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - Том 3, №3.URL: https://dpo-j ournal .ru/index. php/pvsz/arti cl e/vi ew/122/112

4. Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подросткового возраста // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - Том 3, №1. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/85/73

5. Эриксон Э. Детство и общество. - Питер, 2019.

6. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: «Айрисс-пресс», 2005.

7. Шадриков В.Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий / Д.В. Шадриков. - Текст : непосредственный // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы междунар. конф., посвящ. 80-летию А.В. Брушлин-ского. - Москва : Институт психологии РАН, 2013.

8. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как обеспечить индивидуальное образование // Народное образование. - 2002. - № 9. URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2002-9/kak-obespechit-individualnoe-obrazovanie

9. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ, 1996.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1972.

11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин.

- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

12. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: «Педагогика», 1972.

13. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М., 1974.

14. Jarosz, E. Children's participation idea and practice: Korczak's inspirations and contemporary faces. Polish Journal of Educational Studies, 2018.

15. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969.

16. Кожакина С.О., Александрова Е.А. Принципы и подходы формирования социальной успешности подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/5831/5826

17. Коновалова О.В. Особенности проявления субъектности в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020.

- № 4 (48). URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/article/view/693/469

REFERENCES

1. Bransen, J. Self-Understanding and Self-Determination. An unfamiliar look at the philosophy of education. Beyond Empiricism: On Criteria for Educational Research, Eds. Paul Smeyers & Marc Depaepe, Leuven: Leuven University Press, 2003.

2. Sandu C.M., Panisoara G., Panisoara I.O. Study on the development of self-awareness in teenagers. Procedia - Social and Behavioral Science 180, 2015.

3. Semyonova A.V. Personal characteristics in adolescence and adolescence. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol 3, №3. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/122/112 (In Russ.)

4. Ignatovich S.S., Sotnikova T.V. Peculiarities of socialization of children in adolescence. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol 3, №1. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/85/73 (In Russ.)

5. Erikson E. Childhood and Society. Peter, 2019. (In Russ.)

6. Karabanova O.A. Age psychology. Lecture notes. M.: "Iriss press", 2005. (In Russ.)

7. Shadrikov V.D. Subject and subjectivity of activity: definition of concepts. V.D. Sha-drikov. Text : direct. Man, subject, personality in modern psychology : materials of the international conference dedicated to the 80th anniversary of A.V. Brushlinsky. Mos-kow : Institute of Psychology RAS, 2013. (In Russ.)

8. Krylova N.B., Alexandrova E.A. How to ensure individual education. National education. 2002. №9. URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2002-9/kak-obespechit-individualnoe-obrazovanie (In Russ.)

9. Feldstein D.I. Features of the stages of personality development on the example of adolescence. Textbook on age psychology. M.: MPSU, 1996. (In Russ.)

10. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1972. (In Russ.)

11. Elkonin D.B. Mental development in childhood [Text]. D.B. Elkonin. M.: Institute of Practical Psychology; Voronezh: SPA MODEK, 1997. (In Russ.)

12. Studying the motivation of behavior in children and adolescents. Edited by L.I. Bozho-vich and L.V. Blagonadezhinoy. M.: "Pedagogy", 1972. (In Russ.)

13. Kagan M.S. Human activity. Experience of system analysis. M., 1974. (In Russ.)

14. Jarosz, E. Children's participation idea and practice: Korczak's inspirations and contemporary faces. Polish Journal of Educational Studies, 2018.

15. Batishchev G.S. Activity essence of man as a philosophical principle. The problem of man in modern philosophy. M.: Science, 1969. (In Russ.)

16. Kozhakina S.O., Alexandrova E.A. Principles and approaches to formation of social success in adolescents. Vector of Science of Togliatti State University. 2013. №1 (23). (In Russ.) URL:

https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/5831/5826

17. Konovalova O.V. Features of the manifestation of subjectivity in adolescence. Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University. 2020. №4 (48). URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/article/view/693/469 (In Russ.)

Информация об авторах: Малова Екатерина Сергеевна, студент кафедры педагогики

и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский

государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Краснодар, Россия

https://orcid.org/0000-0002-3133-7381

[email protected]

Семенова Анна Витальевна, руководитель студенческого научного сообщества кафедры педагогика и психология, магистр педагогики и психологии, преподаватель, Кубанский государственный университет, психолог-консультант Центр «МАСТЕРская ЖИЗНИ», «Киноклуб для подростков», «Киноклуб для родителей» и «На чердаке» г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 [email protected]

Заявленный вклад соавторов:

Mалова Е.С. - сбор информации, подготовка и редактирование рукописи. Семенова A3. - научное руководство.

Aвторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the co-authors: Ekaterina S. Malova, student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-3133-7381 [email protected]

Anna V. Semyonova, Head of the Student Scientific Community of the Department of Pedagogy and Psychology, Master of Pedagogy and Psychology, lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology of the Kuban State University, Consultant Psychologist Center "MASTER LIFE", "Cinema Club for Teenagers", "Cinema Club for Parents" and "In the Attic"

Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 [email protected]

Contribution of the co-authors:

Malova E.S. - collecting information, preparation and editing the manuscript. Semenova A.V. - scientific management.

The co-authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 21.07.2021.

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 22.08.2021.

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2021.

Aвторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The co-authors declare no conflicts of interests

© Mалова Е.С. 2021 © Семенова A3. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.