Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

715
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ВЕДУЩИЙ МОТИВ / ВНЕШНИЕ МОТИВЫ / ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / НАПРАВЛЕНИЕ МОТИВОВ / ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марданова Гулжан, Семенова Анна Витальевна

В статье рассмотрены подходы к изучению мотивационных особенностей подростков. Обоснована значимость положительной мотивации для эффективности учебной деятельности подростков. Дается понятие мотивов и раскрывается механизм их действия. Предполагается, что структура мотивов характеризуется иерархической системой. Проанализированы виды и особенности мотивов, учебная мотивация, ее благоприятные и негативные характеристики. Описаны особенности развития интересов подростков. Раскрыты факторы, влияющие на психологическое состояние подростков. Данная работа полезна педагогам, педагогам-психологом, студентам, студентам педагогических и психолого-педагогических направлений обучения, родителям и школьным психологам. Понимание и использование статьи будет полезна для повышения значимости учебной деятельности будет способствовать формированию конкурентоспособной личности, мотивации, направление и оптимизации учебного процесса в подростковом звене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MOTIVATION OF ADOLESCENTS IN THE MODERN WORLD

This article discusses approaches to studying the motivational characteristics of adolescents. The importance of positive motivation for the effectiveness of educational activities of adolescents has been substantiated. The concept of motives is given and the mechanism of their action is revealed. It is assumed that the structure of motives is characterized by a hierarchical system. The types and features of motives, educational motivation, its favorable and negative characteristics are analyzed. The features of the development of the interests of adolescents are described. The factors influencing the psychological state of adolescents are revealed. This work is useful for teachers, educational psychologists, students, students of pedagogical and psychological-pedagogical areas of education, parents and school psychologists. Understanding and using this article will be useful to increase the importance of educational activities will contribute to the formation of a competitive personality, motivation, direction and optimization of the educational process in adolescents.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

УДК 159.99

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-70-76

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к изучению мотивационных особенностей подростков. Обоснована значимость положительной мотивации для эффективности учебной деятельности подростков. Дается понятие мотивов и раскрывается механизм их действия. Предполагается, что структура мотивов характеризуется иерархической системой. Проанализированы виды и особенности мотивов, учебная мотивация, ее благоприятные и негативные характеристики. Описаны особенности развития интересов подростков. Раскрыты факторы, влияющие на психологическое состояние подростков. Данная работа полезна педагогам, педагогам-психологом, студентам, студентам педагогических и психолого-педагогических направлений обучения, родителям и школьным психологам. Понимание и использование статьи будет полезна для повышения значимости учебной деятельности будет способствовать формированию конкурентоспособной личности, мотивации, направление и оптимизации учебного процесса в подростковом звене.

Ключевые слова: мотив, мотивация, ведущий мотив, внешние мотивы, внутренние мотивы, направление мотивов, иерархия мотивов, учебная мотивация

Для цитирования: Марданова Г., Семенова А.В., К вопросу о мотивации подростков в современном мире // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. №4. с. 70-76. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-70-76

Благодарность: Выражаю благодарность научному руководителю Александру

Эдуардовичу Шпакову, доктору биологических наук, профессору за значимые замечания, важнейшие советы и рекомендации по оформлению статьи.

Гулжан Марданова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-3615-5886 [email protected]

Анна Витальевна Семенова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 [email protected]

Original article

ON THE ISSUE OF MOTIVATING ADOLESCENTS IN THE MODERN WORLD

Guljan Mardanova

Kuban State University Krasnodar, Russia. https://orcid.org/0000-0002-3615-5886 [email protected]

Anna V. Semenova

Kuban State University, Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 [email protected]

Annotation. This article discusses approaches to studying the motivational characteristics of adolescents. The importance of positive motivation for the effectiveness of educational activities of adolescents has been substantiated. The concept of motives is given and the mechanism of their action is revealed. It is assumed that the structure of motives is characterized by a hierarchical system. The types and features of motives, educational motivation, its favorable and negative characteristics are analyzed. The features of the development of the interests of adolescents are described. The factors influencing the psychological state of adolescents are revealed. This work is useful for teachers, educational psychologists, students, students of pedagogical and psychological-pedagogical areas of education, parents and school psychologists. Understanding and using this article will be useful to increase the importance of educational activities will contribute to the formation of a competitive personality, motivation, direction and optimization of the educational process in adolescents.

Keywords: motive, motivation, leading motive, external motives, internal motives, direction of motives, hierarchy of motives, educational motivation

For citation: Mardanova G., Semenova A.V. On the Issue of Motivation of Adolescents in the Modern World. Pedagogy: History, Prospects. 2021.Vol. 4. No. 4. PP. 70-76. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-70-76

Acknowledgement: I express my gratitude to scientific supervisor Alexander E. Shpakov, Doctor of Biological Sciences, Professor for significant comments, important tips and recommendations on the design of the article.

Подростковый период традицион н о считается одн им из н аиболее критических момен тов в психическом развитии личн ости, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразован иями в мотивацион н о-потребн остн ой сфере подростков. Одн ако, эти преобразован ия, имеющие как качествен н ые, так и количествен н ые характеристики, обусловлен ы и подготовлен ы всем ходом развития ребен ка с самых первых дн ей его существован ия. Исходн ым момен том для измен ен ия мотивацион н ой сферы подростка выступает так н азываемая «социальн ая ситуация развития ребен ка» - ун икальн ая, характерн ая только для дан н ого возраста система отн ошен ий между ребен ком и средой [1].

Эти отн ошен ия, с одн ой сторон ы, формируют, а с другой - сами определяются теми качествен н о н овыми психологическими образован иями, возн икающими н а дан н ом возрастн ом этапе. Эти н овообразован ия представляют собой широкий спектр психических явлен ий - от психических процессов до отдельн ых свойств личн ости.

В комплексе мероприятий, ориентирован н ых н а улучшен ие качества и эффективн ости учебн ой деятельн ости подростков, для формирован ия устойчивых зн ан ий, умен ий и н авыков высока зн ачимость изучен ия мотивацион н ой сферы учащихся и способов их эмоцион альн ого реагирован ия н а социальн ую ситуацию обучен ия в школе. Ввиду этого, н еобходимо н аиболее вн имательн о подходить к ан ализу индивидуальн ых особен н остей учащихся для построен ия продуктивн ой учебн ой деятельн ости.

В подростковом возрасте происходит бурн ое развитие эмоцион альн ой сферы, поэтому прежде следует сосредоточить вн иман ие н а ан ализе измен ен ий, связан н ых с ростом эмоцион альн ой н апряжен н ости самосозн ан ия в этот период. Цен тральн ым образован ием в сфере переживан ий подростка стан овится «чувство взрослости». Он о проявляется как субъективн ое переживан ие подросткомготовн ости быть полн оправн ым член ом коллектива взрослых, в стремлен ии к самостоятельн ости, желан ии продемон стрировать свою «взрослость», добиваться того, чтобы взрослые уважали его личн ость, учитывали его мысли и взгляды.

К н ачалу переходн ого возраста в общем психическом развитии появляются н овые, более широкие ин тересы, личн ые увлечен ия и стремлен ие зан ять более самостоятельн ую, более «взрослую» позицию в жизн и. Кардин альн ые измен ен ия касаются мотивации. В содержан ии мотивов н а первый план выступают мотивы, которые связан ы с формирующимся мировоззрен ием, с план ами будущей жизн и [2].

Самым существен н ым в развитии ин тересов подросткового периода является:

- н ачало устан овлен ия круга ин тересов, объедин ен н ых в н ебольшое число связан н ых между собою систем, приобретающих известн ую устойчивость;

- постепен н ое переключен ие ин тересов с частн ого и кон кретн ого (коллекцион ирован ие в школьн ом возрасте) н а отвлечен н ое и общее, в частн ости рост ин тереса к вопросам идеологии, мировоззрен ия;

- одн овремен н ое появлен ие интереса к практическому примен ен ию приобретен н ых зн ан ий, к вопросам практической жизн и;

- рост ин тереса к психическим переживан иям других людей, и особен н о своим собствен н ым (юн ошеские дн евн ики);

- н ачин ающаяся дифферен циация и специализация ин тересов, н аправлен н ость ин тересов н а определен н ую сферу деятельн ости, профессион альн ую техн ику, определен н ую н аучн ую область, литературу, искусство и т. д., совершающуюся под влиян ием всей системы условий, в которых происходит развитие подростков [3].

Л.С. Выготский подробн о рассматривал проблему интересов в переходн ом возрасте, н азывая ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал он, имеют место период разрушен ия и отмиран ия старых ин тересов, и период созреван ия н овой биологической осн овы, н а которой впоследствии развиваются н овые ин тересы. Он писал: «Если вн ачале фаза развития ин тересов стоит под зн аком роман тических стремлен ий, то кон ец фазы зн амен уется реалистическим и практическим выбором одн ого н аиболее устойчивого ин тереса, большей частью н епосредствен н о связан н ого с осн овн ой жизн ен н ой лин ией, избираемой подростком» [4].

Л.С. Выготский перечислил н есколько осн овн ых групп н аиболее ярких ин тересов подростков, которые он н азвал домин ан тами. Это «эгоцен трическая домин ан та» (ин терес подростка к собствен н ой личн ости); «домин ан та дали» (устан овка подростка н а обширн ые, масштабные цели, которые для н его гораздо более субъективн о приемлемы, чем ближн ие, текущие, сегодн яшн ие); «домин ан та усилия» (тяга подростка к сопротивлен ию, преодолен ию, к волевым н апряжен иям, которые ин огда проявляются в упрямстве, хулиган стве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других н егативн ых проявлен иях); «домин ан та роман тики» (стремлен ие подростка к н еизвестн ому, рискован н ому, к приключен иям, к героизму) [5].

По мнению И.Н. Макарычевой, мотив - (от лат. movere - приводить в движен ие, толкать) - это вн утрен н ее, т.е. исходящее от субъекта, побужден ие (стремлен ие, влечен ие, желан ие) к определен н ым действиям, ориен тирован н ым в кон ечн ом счете н а удовлетворен ие потребн ости или н а достижен ие желаемого состоян ия среды или собствен н ой личн ости [6]. Мотив достижен ия, как устойчивая характеристика личн ости, впервые был выделен Г. Мюрреем и пон имался как устойчивое стремлен ие сделать что-то быстро и хорошо, достичь определен н ого уровн я в каком-либо деле [7].

При ан ализе мотивации подростковн еобходимо учитывать: биологические измен ен ия (половое созреван ие), психологические измен ен ия (осложн ен ия в формах мышлен ия, развитие самосозн ан ия, расширен ие сферы волевой активн ости) социальн ый кон текст жизн и подростка. Главн ое вн иман ие следует обратить н а измен ен ия, касающиеся орган изации системы мотивов, а также последствий их большей осозн ан н ости подростками. С развитием самосозн ан ия н аблюдаются качествен н ые измен ен ия мотивов, он и стан овятся более стойкими.

Структура мотивов характеризуется иерархической системой, н аличием определен н ой системы различн ых соподчин ен н ых мотивацион н ых тен ден ций н а осн ове ведущих обществен н о-зн ачимых и ставших цен н ыми для личн ости мотивов. Что касается механ изма действия мотивов, то он и действуют теперь н е н епосредствен н о, а возн икают н а осн ове созн ательн о поставлен н ой цели и созн ательн о принятого н амерен ия. Имен н о в мотивацион н ой сфере н аходится главн ое н овообразован ие переходн ого возраста.

По механ изму действия мотивы стан овятся н е н епосредствен н о действующими, а такими, которые возн икают н а осн ове созн ательн о поставлен н ой цели и созн ательн о прин ятого н амерен ия. Возн икн овен ие косвен н ых потребн остей делает возможн ым для подростка созн ательн ое управлен ие своими потребн остями и стремлен иями, овладен ие своим вн утрен н им миром, формирован ие долговремен н ых жизн ен н ых план ов, интересов и перспектив.

Мотивация учебн ой деятельн ости в подростковом возрасте проявляется следующим образом: в н ачале подросткового возраста ин терес к учен ию повышается в связи с появлен ием н овых учебн ых предметов, разн ых учителей, а затем к 7-9 классам вн овь сн ижается. Развитию позн авательн ых ин тересов в этом возрасте способствует сен зитивн ость подростка. Происходит укреплен ие широких позн авательн ых мотивов, возрастает ин терес к н овым зн ан иям, к участию во вн еклассн ых зан ятиях. На психологическое состоян ие подростка в этот период влияют н есколько факторов: со сторон ы орган изма н аблюдается гормон альн ая перестройка орган изма и психофизиологических процессов, происходят измен ен ия в чувствен н ой и эмоцион альн о-волевой сферах [8].

С социальн ой сторон ы н аблюдается кон ец детства и вступлен ие в мир взрослых. Подросток по логике и мышлен ию подн имается н а уровен ь взрослого человека, н о по уровн ю жизн ен н ого опыта он остается ребен ком. В этот период формируется также еще одн о важн ое психологическое н овообразован ие, а имен н о -

самосозн ан ие, открывающее вн утрен н ий мир индивидуума. Происходит укреплен ие широких позн авательн ых, учебн опозн авательн ых мотивов. Возрастает интерес к н овым зн ан иям, к участию во вн еклассн ых зан ятиях. Также развиваются мотивы самообразован ия: подростокхочет строить свою позн авательную деятельн ость за пределами школьн ой программы, н а уроке выполн ять самостоятельн ые учебн ые задан ия, работать со сложн ым материалом [9].

Заметн ы измен ен ия в развитии широких социальн ых мотивов.

Узкие социальн ые, или так н азываемые позицион н ые, мотивы в подростковом возрасте развиваются в связи со стремлен ием подростка зан ять н овую социальн ую позицию в отн ошен иях с окружающими, быть взрослым. Подросток способен к самостоятельн ой постан овке целей, что выражается в план ирован ии учебн ой и вн еклассн ой работы. Ближе к кон цу подросткового возраста у учащихся появляется умен ие ставить более перспективн ые цели.

Благоприятн ые особен н ости мотивации в этом возрасте: «потребн ость во взрослости»; своеобразн ая восприимчивость подростка к усвоен ию н орм поведен ия взрослого человека; проявлен ие общей активн ости, готовн ости включаться в различн ые виды деятельн ости совместн о с взрослыми и сверстн иками и др.

Отрицательные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются тем, что незрелость оценок подростком собственной личности и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Стремление к взрослости и нежелание быть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, которые он выставляет, несмотря на то, что на самом деле подросток дорожит мнением взрослого.

По мере формирования личности в подростковом возрасте быстро и резко расширяется активно-действенная область мотивации, уменьшаются аффективные реакции, меняются функции в общей структуре мотивации, сфера их расширяется. К моменту взросления мотивационная структура принимает завершенный сформировавшийся характер, являясь показателем общей направленности личности.

Понимание и использование ведущего мотива (позиционирования) для повышения значимости учебной деятельности будет способствовать оптимизации учебного процесса в подростковом звене и, кроме того, формированию конкурентоспособной личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭксмоПресс, 2019. 1008 с.

2. Николаева, М.Е. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с различной мотивацией // Концепт. 2016. № 1.

3. Авдонина, В.И., Тихонина, Т.А. Взаимосвязь стиля родительскогоотношения и особенностей мотивационной сферы подростка / В сборнике: научное сообщество студентов. Сборник материалов VI международной студенческой научно-практической конференции в 2 томах [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/query_results.asp .

4. Кон, И.С. Психо ло гия юно шеско го возраста: Про блемы фо рмиро вания лично сти. Учеб. по с. М.: Про свещение, 1979. - 356 с.

5. Крайг, Г., Бо кум, Д. Психо ло гия развития. СПб.: Питер, 2019. - 322 с.

6. Макарычева, И.Н. О со бенно сти мо тивацио нно й сферы по дро стко в как ресурс по вышения эффективно сти учебно й деятельно сти [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17433595.

7. Ильин, Е.П. Мо тивация и мо тивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019. - 512 с.

8. Ткаченко, Л.М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков [Электронный ресурс] URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22875220 .

9. Мирошникова, Е.Н. Особенности мотивационной сферы личности старших подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9537253.

REFERENCES

1. Vygotsky, L. S. Psychology. L. S. Vygotsky. Moscow: EksmoPress, 2019. 1008 р. (In Russ.)

2. Nikolaeva, M. E. Features of the emotional and volitional sphere of adolescents with different motivations. Concept. 2016. No. 1. (In Russ.)

3. Avdonina, V. I., Tikhonina, T. A. The relationship of the style of parental attitude and the features of the motivational sphere of a teenager. In the collection: scientific community of students. Collection of materials of the VI international student scientific and practical conference in 2 volumes. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp. (In Russ.)

4. Kon I. S. Psychology of youth: Problems of personal education. Studies in S. M.: About the illumination, 1979. 356 p. (In Russ.)

5. Kraig G., Bo kum D. Psychology of development. St. Petersburg: Peter, 2019. 322 p.

6. Makarycheva I. N. About the development of the educational sphere in the field of education as a resource for improving the effectiveness of educational activities. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17433595.

7. Ilyin, E. P. Motivation and motivation. E.P. Ilyin. St. Petersburg: Peter, 2019. 512 p. (In Russ.)

8. Tkachenko, L. M. Modeling of the processes of formation of educational motivation of adolescents. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22875220

9. Miroshnikova, E. N. Features of the motivational sphere of the personality of older adolescents with different levels of socio-psychological adaptation. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9537253

Информация о соавторах: Марданова Гулжан, студент, кафедра педагогики и

психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский

государственный университет

г. Краснодар, Россия

https://orcid.org/0000-0002-3615-5886

[email protected]

Семёнова Анна Витальевна, преподаватель кафедры педагогики и психологии, факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет. Психолог-педагог центр «Мастерская жизни», «Киноклуб для подростков», «Киноклуб для родителей» и «На чердаке» г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 [email protected]

Научномый руководитель - Шпаков Александр Эдуардович, доктор биологических наук, профессор, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Заявленный вклад соавторов: Марданова Г. - сбор и анализ информации Семенова А.В. - корректировки, консультации по подбору литературного материала

Соавторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors: Guljan Mardanova, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University Krasnodar, Russia.

https://orcid.org/0000-0002-3615-5886 gulj an.m [email protected]

Anna Vitalievna Semenova, Head of the Student Scientific Community of the Department of Pedagogy and Psychology, Master of Pedagogy and Psychology, lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology of the Kuban State University, Consultant Psychologist Center "MASTER LIFE", "Cinema Club for Teenagers", "Cinema Club for Parents" and "In the At-tic"(https ://www.b17.ru/center/11/) Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 [email protected]

Scientific supervisor - Shpakov Alexander Eduardovich, Doctor of Biological Sciences, Professor, Kuban State University.

г. D. in Biology, Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia Contribution of the authors:

Mardanova G. - collection and analysis of information

Semenova A.V. - adjustments, consultations on the selection of literary material

The authors have read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / Received: 03.07.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 18.08.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests

© Марданова Г. 2021 © Семенова А.В. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.