Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Елена Владимировна, Пронина Наталья Андреевна

Представлены результаты исследования уровня развития познавательной мотивации и учебно-познавательного интереса младших подростков. Выявлены особенности мотивации учебной деятельности младших подростков, описаны условия обеспечения высокой активности учебно-познавательной деятельности. Авторы отмечают, что мотивация учебной деятельности выступает одним из главных факторов ее успешности и представляет собой многокомпонентное и разноуровневое образование. Мотивация учебной деятельности не формируется сама по себе, ее развитие предполагает длительную, совместную деятельность учащихся и учителя, а для этого в школах необходимо вести постоянную работу по повышению уровня познавательной мотивации к учебной деятельности, активизации учебно-познавательного интереса обучающихся на уроке. Показано, что применение на уроках предложенных универсальных педагогических приемов способствует повышению познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей по развитию познавательного интереса младших подростков и устойчивости учебных мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE MOTIVATION OF YOUNGER TEENAGERS

The article presents the results of a study of the level of development of cognitive motivation and educational and cognitive interest in younger adolescents. Features of motivation of educational activity of younger teenagers are revealed: its positive-negative orientation, conditioning of motivation by internal or external stimuli, stadiality of formation of educational motivation. The conditions for ensuring high activity in educational and cognitive activities are described. The paper notes that the motivation of educational activities is one of the main factors of its success and is a multi-component and multi-level education. Motivation of educational activity is not formed by itself, its development involves a longterm, joint activity of students and teachers, and for this purpose, schools need to constantly work to increase the level of cognitive motivation for educational activities, to activate the educational and cognitive interest of students in the classroom. It is shown that the use of the proposed universal pedagogical techniques in the lessons helps to increase the cognitive motivation for educational activities in schoolchildren. The results of the research can be used in the practical activities of teachers to develop the cognitive interest of younger adolescents and the stability of educational motives.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159. 9: 37. 015. 3

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-49-56

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Е. В. Романова, Н. А. Пронина

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула

Представлены результаты исследования уровня развития познавательной мотивации и учебно-познавательного интереса младших подростков. Выявлены особенности мотивации учебной деятельности младших подростков, описаны условия обеспечения высокой активности учебно-познавательной деятельности.

Авторы отмечают, что мотивация учебной деятельности выступает одним из главных факторов ее успешности и представляет собой многокомпонентное и разноуровневое образование. Мотивация учебной деятельности не формируется сама по себе, ее развитие предполагает длительную, совместную деятельность учащихся и учителя, а для этого в школах необходимо вести постоянную работу по повышению уровня познавательной мотивации к учебной деятельности, активизации учебно-познавательного интереса обучающихся на уроке.

Показано, что применение на уроках предложенных универсальных педагогических приемов способствует повышению познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей по развитию познавательного интереса младших подростков и устойчивости учебных мотивов.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивационная сфера, познавательная мотивация, учебные мотивы, учебно-познавательный интерес, подростки.

Формирование учебной мотивации учащихся является одной из приоритетных задач, стоящих перед всей системой российского образования в целом и перед современной школой в частности. Центральной идеей образования становится приоритет социально мотива-ционных факторов и общечеловеческих ценностей, методологической переориентации образования на личность, на обеспечение активной познавательной позиции субъекта обучения.

В связи с этим приобретает особое значение процесс формирования мотивационной сферы личности обучающихся младшего подросткового возраста. Это связано с тем, что у подростков формируется новая система взглядов, меняется система ценностей, выбор стратегии поведения со взрослыми, сверстниками, учителями, окончательно формируется отношение к учебной деятельности. В то же время ученые и практики в области образования указывают на нежелание большинства подростков учиться и отсутствие потребности в получении знаний.

Переосмысление проблемы мотивации обучения учащихся младшего подросткового возраста, уточнение структуры такой мотивации с учетом веса мотивов, которые приобретают особую значимость в этом возрасте, является, бесспорно, актуальной задачей, требующей незамедлительного решения.

Мотивационная сфера личности была предметом исследования как отечественных (Л. И. Божович [1], В. Г. Леонтьев [2], А. К. Маркова [3], Е. И. Чернышова [4] и др.), так и

зарубежных ученых (Д. Макклелланд [5], X. Хекхаузен [6], Е. Л. Деки [7], Ю. Тэн [8] и др.). Психологические особенности личности подростков изучали Л. С. Выготский [9], Ф. Райс

[10] и др. Вместе с тем проблема мотивационной сферы современных младших подростков и психологического обеспечения ее формирования остается недостаточно изученной.

Для изучения особенностей познавательной мотивации подростков было проведено исследование, в котором приняли участие 72 учащихся в возрасте 11-12 лет.

Для определения особенностей познавательной мотивации младших подростков использовались методики для определения уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой

[11] и учебно-познавательного интереса Г. Ю. Ксензовой [12].

Для распределения учащихся подросткового возраста по уровню развития познавательной мотивации применялась оценка результатов в баллах. По результатам диагностики были выявлены следующие уровни учебной мотивации учащихся:

1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Данным подросткам присущи высокие показатели познавательных мотивов, желание успешно выполнять все требования, предъявляемые педагогом и школой. Указания педагога школьники с этим уровнем мотивации выполняют четко, скрупулезно, должным образом, при этом тяжело переживают собственные неудачи. Рисунки таких детей на тематику школьной жизни содержат изображения преподавателя у доски, процесс обучения, программный материал.

2. Хорошая школьная мотивация. Ученые утверждают, что этот уровень мотивации свойствен подавляющему большинству учащихся, которые не испытывают затруднения при выполнении учебных задач. Их рисунки отличаются большим количеством сюжетов, связанных с повседневной школьной жизнью и учебными ситуациями. Главное их отличие в том, что при выполнении учебных заданий у них минимально проявляется зависимость от установленных норм и требований. Данный уровень выступает в качестве средней нормы.

3. Положительное отношение к образовательному учреждению, которое привлекает учащихся внеурочной деятельностью. Такие ученики чувствуют себя в школе хорошо, они посещают ее с целью общения с одноклассниками и педагогами. Им нравится статус учащихся, однако познавательная мотивация у них недостаточно сформирована и самообучение для них не является приоритетным.

4. Низкая школьная мотивация. Учащиеся с преобладанием данного уровня мотивации, как правило, неохотно посещают школу, зачастую прогуливают учебные занятия. Во время уроков склонны заниматься прочими делами, играть. Они ощущают затруднения в учебной деятельности, находясь в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Рисунки этих учащихся отличаются изобилием игровых сюжетов, которые лишь от части связаны со школой и учебным процессом.

5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся переживают значительные затруднения, связанные как напрямую с самой учебной деятельностью, так и с межличностным общением. Школа нередко ассоциируется у них с враждебной атмосферой, нахождение в которой невыносимо. Данные учащиеся часто плачут, просятся без причины домой. В иных случаях могут проявлять агрессию, нежелание выполнять учебные задания, руководствоваться нормами и правилами. Зачастую у данных учащихся обнаруживаются отклонения от норм нервно-психического здоровья. В своих рисунках они изображают сюжеты, не имеющие отношение к школе в целом и к учебной деятельности в частности, в них присутствуют изображения их индивидуальных пристрастий и увлечений.

Распределение учащихся по уровням познавательной мотивации представлено на рис. 1.

Рис . 1. Уровень познавательной мотивации учащихся

По результатам проведенного исследования максимальный балл по выборке составил 28, минимальный - 8. В целом по выборке можно диагностировать преобладание положительного отношения к школе, но при этом школа привлекает детей больше внеучебной деятельностью (42 %). Положительная познавательная мотивация выявлена у 25 % обучающихся. Низкая и высокая познавательная мотивация в равной степени отмечается у 12,5 % респондентов, вместе с тем имеет место и негативное отношение к школе, школьная дезадаптация выявлена у 8 % обучающихся.

Полученные результаты позволили разделить учащихся по шести уровням сформиро-ванности учебно-познавательного интереса: уровень 1 - несформированность учебно-познавательного интереса; уровень 2, 3 - низкий познавательный интерес; уровень 4 - удовлетворительный познавательный интерес; уровень 5 - высокий познавательный интерес; уровень 6 - очень высокий познавательный интерес.

Распределение учащихся по уровням сформированности учебно-познавательного интереса представлено на рис. 2.

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

25 25

8,50

0

Несформирован-ность учебно-познавательного интереса

Низкий уровень Удовлетворительный Высокий уровень Очень высокий учебно-познава- уровень учебно- учебно-познаватель- уровень учебно-

тельного интереса познавательного ного интереса познавательного интереса интереса

Рис . 2 . Уровень учебно-познавательного интереса учащихся

Результаты диагностики говорят о том, что в целом по выборке превалирует низкий уровень учебно-познавательного интереса (41,5 %), удовлетворительный уровень и высокий уровень имеют одинаковые количественные показатели - 25 %, очень высокий уровень познавательного интереса, по результатам наблюдений, отмечается лишь у 8,5 % учащихся.

Такого рода показатели говорят о том, что учебно-познавательный интерес у учащихся сформирован недостаточно. Дети воодушевляются, формулируют интересные вопросы по учебной программе, подключаются к выполнению заданий, однако не способны активно работать в течение всего урока или же проявляют интерес, задавая вопросы, включаясь в выполнение заданий, но при этом не способны его поддерживать на протяжении всего урока.

В целом у учащихся отмечается недостаточно развитый уровень мотивации к учебной деятельности. Преобладают низкий и удовлетворительный уровни мотивации к учебной деятельности.

В целях повышения уровня познавательной мотивации была разработана и реализована программа, направленная на развитие познавательного интереса и устойчивости учебных мотивов детей подросткового возраста. Занятия, которые носят внеурочный характер, проводит педагог-психолог на базе МБОУ ЦО № 35 города Тулы.

Основные задачи программы:

- формирование ценности и значимости учения;

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);

- развитие творческого самовыражения;

- тренировка навыков самоконтроля и постановка цели;

- формирование убеждения и необходимости самопознания;

- ориентирование на достижение высокого результата успеха.

Программа рассчитана на 16 занятий с учащимися подросткового возраста с низкой и удовлетворительной познавательной мотивацией, включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу и различные варианты работы, среди них беседа, лекция, упражнения, рисование, игры.

Результаты повторной диагностики уровня познавательной мотивации школьников представлены на рис. 3.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

%

-42-

30,00

24 25,00

13

11,00 8

1 -ь—

Высокий уровень Хорошая школьная Положительное

школьной мотивации,учебной активности

мотивация

отношение к школе, но при этом школа привлекает детей больше внеучебными сторонами

Низкая школьная Негативное мотивация отношение к школе, школьная дезадаптация

Первичная диагностика I Итоговая диагностика Рис. 3. Уровень познавательной мотивации учащихся

Результаты исследования показали, что на 11 % увеличилось количество учащихся с высоким уровнем познавательной мотивации, также на 5 % увеличилось количество учащихся, которых характеризует хорошая познавательная мотивация. Вместе с тем уменьшилось количество респондентов с низкой познавательной мотивацией и негативным отношением к школе. Тем самым наблюдается позитивная динамика в преобладании у учащихся хорошей познавательной мотивации к учебной деятельности.

Выявлены положительные сдвиги в формировании познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников (рис. 4).

Рис . 4 . Уровень учебно-познавательного интереса учащихся

Повторная диагностика по методике Г. Ю. Ксензoвой показала, что увеличилось количество учащихся с очень высоким и высоким уровнем учебно-познавательного интереса на 3,5 и 8 % соответственно. Увеличилось и количество подростков с удовлетворительным уровнем интереса на 4 %, но при этом значительно уменьшилась группа учащихся с низким уровнем учебно-познавательного интереса, характеризуемым реакцией на новизну, любопытством на 20,5 %. Доминирующим стал высокий уровень учебно-познавательного интереса (33 %).

В целом у школьников наблюдается положительная динамика в формировании познавательной мотивации к учебной деятельности и отмечается высокий уровень развития учебно-познавательного интереса.

Из представленных диаграмм видно, что низкий уровень познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников снизился по сравнению с первоначальными данными диагностики. Уровни же высокой и очень высокой мотивации заметно повысились.

Учителя-предметники отметили наиболее яркие изменениям в мотивационной сфере у 5 учащихся из данной выборки, которые совершили переход от более низкого уровня мотивации к учебной деятельности к более высокому. Так, Вадим З. стал реже пропускать занятия в школе. Все чаще на уроке его стала привлекать учебная деятельность, а не посторонние дела. Интерес к учебным предметам заметно возрос. Олег Ч. так же, как и Вадим З., совершил переход от низкого уровня мотивации к учебной деятельности к удовлетворительному. Его общение со сверстниками вышло на новый уровень, ему стало интересно проводить время с одноклассниками на переменах и во внеучебное время. На уроке Олег

стал внимательнее слушать учителя, перестал просить повторять то или иное задание. От интереса к отдельным фактам, чаще всего касающимся повседневной жизни, перешел к интересу к связям этих фактов. Герман Д. на уроках стал все чаще отвечать, высказывать свое мнение по теме урока. Периодически Герман стал исправлять ошибки одноклассников, аргументируя свою точку зрения. Заметные изменения в мотивации учебной деятельности произошли и у Киры З. У нее появилось желание успешно выполнять все требования, предъявляемые учителем, ее деятельность стала добросовестнее и отличается высоким уровнем ответственности. Все чаще Кира стала переживать по поводу получения плохих оценок или замечаний педагога, проявляя желание исправить данную ситуацию. Ее интерес не ограничивается только материалом урока, появилось желание отыскать дополнительную информацию и поделиться ею с одноклассниками и учителем.

Таким образом, можно сделать вывод в целом о положительной динамике формирования познавательной мотивации к учебной деятельности у младших подростков. Это говорит о том, что применение на уроках предложенных универсальных педагогических приемов способствует более успешному повышению познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников.

Разработанная программа показала свою эффективность. По сравнению с первоначальными данными у учащихся более явно наметилось преобладание познавательной мотивации, устойчивого учебно-познавательного интереса, что в очередной раз подтверждает правильность выбранных системы методов и форм работы с учащимися для развития у них познавательной мотивации к учебной деятельности.

Результаты исследования могут быть полезны и использованы в практической деятельности учителей по развитию познавательного интереса младших подростков и устойчивости учебных мотивов.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

2. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосиб. поли-графкомбинат, 2002. 264 с.

3. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.

4. Чернышова Е. И., Чалых Е. А. Формирование познавательных мотивов младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 247-253.

5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.

6. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь. 2001. 240 с.

7. Deci E. L., Ryan M. Self-Determination Theory: A Macrotheory of Human Motivation, Development, and Health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49, № 3. P. 181-185.

8. Тэн Ю. Мотивация учебной деятельности // Сибирский психол. журнал. 2008. № 3. С. 75-76.

9. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

10. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. 816 с.

11. Психология ребенка от рождения до 11 лет: методики и тесты / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2008. 224 с.

12. Ксензoва Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.

Романова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (ул. Менделеевская, 7, Тула, Россия, 300041). E-mail: rromanov76@mail.ru

Пронина Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (ул. Менделеевская, 7, Тула, Россия, 300041). E-mail: natalie4941@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 20.05.2020

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-49-56

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE MOTIVATION OF YOUNGER TEENAGERS

E. V Romanova, N. A. Pronina

Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula, Russian Federation

The article presents the results of a study of the level of development of cognitive motivation and educational and cognitive interest in younger adolescents. Features of motivation of educational activity of younger teenagers are revealed: its positive-negative orientation, conditioning of motivation by internal or external stimuli, stadiality of formation of educational motivation. The conditions for ensuring high activity in educational and cognitive activities are described. The paper notes that the motivation of educational activities is one of the main factors of its success and is a multi-component and multi-level education. Motivation of educational activity is not formed by itself, its development involves a long-term, joint activity of students and teachers, and for this purpose, schools need to constantly work to increase the level of cognitive motivation for educational activities, to activate the educational and cognitive interest of students in the classroom. It is shown that the use of the proposed universal pedagogical techniques in the lessons helps to increase the cognitive motivation for educational activities in schoolchildren. The results of the research can be used in the practical activities of teachers to develop the cognitive interest of younger adolescents and the stability of educational motives.

Keywords: educational activity, motivational sphere, cognitive motivation, educational motives, educational and cognitive interest, teenagers.

References

1. Bozhovich L. I. Lichnost' i eyo formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 400 p. (in Russian).

2. Leont'ev V G. Motivatsiya i psikhologicheskiye mekhanizmy eye formirovaniya [Motivation and psychological mechanisms of its formation]. Novosibirsk, Novosibirskiy Poligrafkombinat Publ., 2002. 264 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Markova A. K., Orlov A. B., Fridman L. M. Motivatsiya ucheniya i eye vospitaniye u shkol'nikov [Motivation of teaching and its education in school children]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 64 p. (in Russian).

4. Chernyshova E. I., Chalykh E. A. Formirovaniye poznavatel'nykh motivov mladshikh shkol'nikov na urokakh tekhnologii [Formation of cognitive motives of younger schoolchildren at technology lessons]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, 2013, no. 3, pp. 247-253 (in Russian).

5. McClelland David C. Human motivation. Cambridge [ect.], 1987. (Russ. ed.: Makklelland D. Motivatsiya cheloveka. Saint Petersburg, Piter Publ. 2007. 665 p.).

6. Heckhausen X. The Anatome of Achievement Motivation (Russ. ed.: Khekkhausen Kh. Psikhologiya motivatsii dostizheniya. Saint Petersburg: Speech Publ., 2001. 240 p.).

7. Deci E. L., Ryan M. Self-Determination Theory: A Macrotheory of Human Motivation, Development, and Health. Canadian Psychology, 2008, vol. 49, no. 3, pp. 181-185.

8. Ten Yu. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti [Motivation of educational activities]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 2008, no. 3, pp. 75-76 (in Russian).

9. Vygotsky L. S. Sobraniye sochineniy: v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected works: vol 4. Children's psychology]. Ed. D. B. Elkonin. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 432 p. (in Russian).

10. Rice F. Philip The Adolescent Boston etc. Pearson, 2008 [Psychology of adolescence and youth]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2010. 816 p. (Russ. ed.: Rais F., Dolozhin K. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. Saint Petersburg: Piter Publ., 2010. 816 p.).

11. Psikhologiya rebenka ot rozhdeniya do 11 let: metodiki i testy [Psychology of a child from birth to 11 years: methods and tests]. Saint Petersburg, Praym-EVROZNAK Publ., 2008. 224 p. (in Russian).

12. Ksenzova G. Yu. Perspektivnye shkol'nye tekhnologii: uchebno-metodicheskoye posobiye [Perspective school technologies: Educational and methodical manual]. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ., 2000. 224 p. (in Russian).

Romanova E. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy (ul. Mendeleyevskaya, 7, Tula, Russian Federation, 300041). E-mail: rromanov76@mail.ru

Pronina N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy (ul. Mendeleyevskaya, 7, Tula, Russian Federation, 300041). E-mail: natalie4941@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.