Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADDITIONAL EDUCATION / MOTIVE / MOTIVATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION / TEENAGER / SPORTS / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Сидорина Анна Фёдоровна

В статье рассматривается феномен мотивации в контексте двух подходов: структурного явления и динамического процесса, приводятся различные подходы пониманию мотива, как психологической категории, анализируются различные взгляды относительно понимания сущности мотивации и мотивов. Актуализируется роль спортивной подготовки в формировании мотивационной структуры личности. Приводятся результаты исследования, посвящённого анализу особенностей учебной мотивации подростков, получающих дополнительное образование спортивной направленности. Описываются методики, используемые в исследовании: самостоятельно составленная анкета, направленная на выявление включённости подростков в спортивные школы и секции, методикаМ.И. Лукьяновой «Изучение мотивации учения подростков», а также в качестве инструмента статистической обработки - U-критерий Манна-Уитни. Приводятся данные относительно исследуемой выборки, состоящей из 67 респондентов, обучающихся в шестых классах общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону. Описываются результаты, отражающие степень выраженности учебных мотивов различного типа (общий учебный мотив, социальный мотив, позиционный мотив, оценочный мотив, игровой мотив, внешний мотив) в группах респондентов получающих и не получающих дополнительное образование спортивной направленности. Формулируется вывод, согласно которому учебный и позиционный мотивы, хотя и являются ведущими у обеих исследуемых групп, значимо более выражены в группе подростков, не получающих спортивное образование, в отличие от игрового мотива, доминирующему у подростков спортсменов. В заключении отмечается, что м подростков, включённых в систему дополнительного образования спортивной направленности, имеет свою специфику, наиболее значимо проявляющуюся в таких мотивах, как: учебный, позиционный, игровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Сидорина Анна Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EDUCATIONAL MOTIVATIONOF ADOLESCENTS RECEIVING ADDITIONAL SPORTS EDUCATION

The article examines the phenomenon of motivation in the context of two approaches: a structural phenomenon and a dynamic process, provides various approaches to understanding the motive as a psychological category, analyzes different views regarding understanding the essence of motivation and motives. The role of sports training in the formation of a motivational personality structure is updated. The results of a study on the analysis of the peculiarities of educational motivation of adolescents receiving additional sports education are given. The methods used in the study are described: a self-compiled questionnaire aimed at identifying the inclusion of adolescents in sports schools and sections, M.I. Lukyanova's methodology "Studying the motivation of teenagers' teachings", as well as the Mann-Whitney U-criterion as a statistical processing tool. Data are given on the studied sample consisting of 67 respondents studying in the sixth grade of the secondary school of Rostov-on-Don. Results are described, reflecting the degree of expression of educational motifs of different type (general educational motif, social motif, positional motif, evaluation motif, game motif, external motif) in groups of respondents receiving and not receiving additional sports education. The conclusion is formulated, according to which the educational and positional motives, although leading in both study groups, are significantly more pronounced in the group of adolescents who do not receive sports education, in contrast to the game motive that dominates in teenage athletes. The conclusion notes that m adolescents included in the system of additional education of a sports orientation has its own specifics, most significantly manifested in such motives as: educational, positional, game.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Науменко М.В., Сидорина А.Ф. Анализ учебной мотивации подростков, получающих дополнительное образование спортивной направленности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Naumenko M.V., Sidorina A.F. (2020). Analysis of educational motivation of adolescents receiving additional sports education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN520.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31

Науменко Марина Владимировна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент

Кандидат социологических наук, доцент E-mail: mvnaumenko@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1714-6869 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=550421 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAY-5344-2020 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191876515

Сидорина Анна Фёдоровна

МБОУ «Школа №17», Ростов-на-Дону, Россия

Педагог-психолог E-mail: SIDORINA.ANNA.2017@yandex.ru

Анализ учебной мотивации подростков, получающих дополнительное образование спортивной направленности

Аннотация. В статье рассматривается феномен мотивации в контексте двух подходов: структурного явления и динамического процесса, приводятся различные подходы пониманию мотива, как психологической категории, анализируются различные взгляды относительно понимания сущности мотивации и мотивов. Актуализируется роль спортивной подготовки в формировании мотивационной структуры личности. Приводятся результаты исследования, посвящённого анализу особенностей учебной мотивации подростков, получающих дополнительное образование спортивной направленности. Описываются методики, используемые в исследовании: самостоятельно составленная анкета, направленная на выявление включённости подростков в спортивные школы и секции, методика М.И. Лукьяновой «Изучение мотивации учения подростков», а также в качестве инструмента статистической обработки - U-критерий Манна-Уитни. Приводятся данные относительно исследуемой выборки, состоящей из 67 респондентов, обучающихся в шестых классах общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону. Описываются результаты, отражающие степень выраженности учебных мотивов различного типа (общий учебный мотив, социальный мотив, позиционный мотив, оценочный мотив, игровой мотив, внешний мотив) в группах респондентов получающих и не получающих дополнительное образование спортивной направленности. Формулируется вывод, согласно которому учебный и позиционный мотивы, хотя и являются ведущими у обеих исследуемых групп, значимо более выражены в группе

https:// mir-nauki. com

подростков, не получающих спортивное образование, в отличие от игрового мотива, доминирующему у подростков спортсменов. В заключении отмечается, что м подростков, включённых в систему дополнительного образования спортивной направленности, имеет свою специфику, наиболее значимо проявляющуюся в таких мотивах, как: учебный, позиционный, игровой.

Ключевые слова: дополнительное образование; мотив; мотивация; образовательная организация; подросток; спортивная деятельность; учебная деятельность

В настоящее время популярность спортивной деятельности растет в мире во всех возрастных группах населения, но особую значимость занятия спортом приобретают в раннем подростковом возрасте, именно в этот период, наравне с обучением в общеобразовательной организации, начинается сознательное включение в различные виды спортивной деятельности.

Одной из самых распространенных сегодня форм спортивной подготовки детей и подростков являются детско-юношеские спортивные секции и школы, обладающие высоким потенциалом не только для укрепления здоровья, но и формирования волевых, интеллектуальных и нравственных характеристик личности. Специфика таких спортивных учреждений в отличие от простых занятий физкультурой в школе, в том, что они помогают решать задачи не только оздоровительного и воспитательного характера, но и реализуют подготовку школьников по спортивной специализации, ориентируют на достижение в данном виде деятельности значительных результатов. В связи с чем актуальной является проблема исследования мотивации подростков, реализующих свой потенциал по средствам спортивных достижений: с одной стороны такие подростки могут быть ориентированы на достижение высоких спортивных результатов, в следствии чего отдельные виды мотивов могут быть более выражены по сравнению с их сверстниками, не включёнными в занятия спортом, с другой стороны в случае, если спортивная деятельность не рассматривается данными подростками, как вид учебной деятельности, то некоторые мотивы, составляющие учебную мотивацию, могут быть значительно менее выражены, что является основанием для проведения психолого-педагогической просветительской, а возможно и коррекционной работы.

Анализ феномена мотивации позволяет дифференцировать все его дефиниции по нескольким направлениям. В контексте первого мотивация рассматривается со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Так, например, согласно В.Д. Шадрикову, мотивация обусловлена потребностями личности, её целями, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности, мировоззрением, убеждениями и направленностью [1].

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование. В своих исследованиях Е.П. Ильин, рассматривал мотивацию как динамический процесс формирования мотива, как основание поступка [2]. М.Ш. Магомед-Эминов изучал мотивацию как процесс психической регуляции конкретной деятельности [3].

А.Н. Леонтьев полагал, что мотив возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей. Важное значение имеет предложенное А.Н. Леонтьевым разделение мотивов на «знаемые (понимаемые) и реально действующие» [4]. С.Л. Рубинштейн рассматривал мотив в контексте его взаимосвязи с целью, так как именно стремление к достижению цели и определяет мотив [5].

Р.А. Пилоян говорил о том, что мотивом является любое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать [6]. Мотив как удовлетворенность

Введение

(положительное эмоциональное состояние, выступающее одним из факторов, влияющих на продолжение деятельности) рассматривают В.Г. Асеев, А.Г. Ковалев, П.М. Якобсон и др. [7]. Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить многообразие форм определения мотивации и сущности мотива.

Говоря о формировании мотивации учения подростков, А.К. Маркова подчеркивает важность учёта не только возрастных, но и индивидуальных особенностей, с целью подготовки ученика к решению задач следующего этапа его личностного развития [8]. В системе дополнительного образования существует своя мотивационная специфика, в частности профессиональная мотивация педагогов, осуществляющих деятельность в организациях дополнительного образования отличается от мотивации учителей, работающих в общеобразовательных организациях, кроме того представления об объекте деятельности, в качестве которых выступают обучающиеся, у педагогов систем общего и дополнительного образования, также разнятся [9]. Это отчасти обуславливает возможность существования специфики и в мотивационной системе самих подростков, получающих дополнительное образование. В этом плане организации дополнительного образования спортивной направленности представляют особый интерес, поскольку в основе мотивации занятия спортом находится в преимущественно стремление к физической и двигательной активности. Спортивная мотивация имеет неразрывную связь с психическим напряжением. Поэтому в отличие от других видов деятельности, в спортивной - человек не пытается воздержаться от напряжения, а наоборот, выделяет в нем позитивные моменты конкуренции или партнерства. Во многих ситуациях в спорте человек получает удовольствие от чрезмерных усилий и напряжения. Хотя не всегда это приводит к победе или удовлетворению спортивных амбиций.

Н.Б. Стамбулова считает, что спортивную мотивацию можно представить, как трехуровневую пирамиду. Первый уровень, основу пирамиды, составляют потребности, ситуативные мотивы. В отсутствии потребностей и мотивов человек не будет осуществлять никакую деятельность. На втором уровне расположены склонности, интересы, идеалы и ценностные ориентации. На верху пирамиды расположено мировоззрение, позиция в жизни и жизненные цели. Верхний уровень определяет образ жизни человека [10].

Методы

Итак, с целью анализа особенностей мотивации подростков, получающих дополнительное образование спортивной направленности, было проведено соответствующее исследование с использованием следующего методического инструментария:

• Самостоятельно составленная анкета, направленная на выявление факта включения подростков в дополнительные образовательные организации и секции спортивной направленности.

• Методика «Изучение мотивации учения подростков» (М.И. Лукьянова). Данная методика состоит из восемнадцати неоконченных предложений с перечнем вариантов окончания, из которых респонденты должны выбрать один, наиболее подходящий для себя вариант. Обработка результатов производится по трем шкалам, предполагающим выявление шести ведущих мотивов.

В описываемом исследовании приняли участие 67 респондентов, обучающихся в 6 классах общеобразовательной школы №17 г. Ростова-на-Дону.

Результаты

Данные, полученные в результате проведения анкетирования, направленного на выявление факта включения подростков в систему дополнительного образования спортивной направленности, представлены на рисунке 1.

Подростки

■ Не получающие дополнительное образование спор. направленности Физкультурно -спортивно й направленно сти

Рисунок 1. Результаты анкетирования подростков, с целью выявления факта получения образования спортивной направленности

Как видно на рисунке, среди респондентов, доля подростков, посещающих учреждения дополнительного образования спортивной направленности, составляет 46,3 % от всей выборки. Исходя из данного результата, для дальнейшего исследования было определено две группы респондентов, составленные на основе факта включенности подростков в систему дополнительного образования спортивной направленности.

1 группа - подростки, получающие дополнительное образование спортивной направленности - 46,3 %;

2 группа - подростки, не получающие дополнительное образование спортивной направленности - 53,7 %.

Данные, полученные в результате применения методики М.И. Лукьяновой «Изучение мотивации учения подростков», представлены на рисунке 2.

Направленность мотивации подростков

■ Учебный мотив ■ Социальный мотив ■ Позиционный мотив

■ Оценочный мотив ■ Игровой мотив ■ Внешний мотив

39,6%

Доп.образование спортивной Не получающие доп.образование

направленности спортивной направленности

Рисунок 2. Частота выборов всех мотивов подростками исследуемых групп Страница 4 из 7

https:// mir-nauki. com

Из рисунка видно: несмотря на то, что позиционный мотив и у 1, и у 2 группы респондентов располагается на первом месте по частоте и значимости выбора, во 2 группе данному мотиву дают большее значение, чем в 1 (39,6 % и 34,2 %); учебный мотив и у 1, и у 2 группы был определен на второе место по значимости, но во 2 группе данному мотиву респонденты отдают большее предпочтение, чем в 1 группе (30,8 % и 19,8 %). На третье место по частоте выбора респонденты обеих групп определили социальный мотив, однако данный мотив чаще выбирается респондентами 1 группы, чем 2 (16,2 % и 13 %); на четвертое место, по частоте и значимости выбора, 1 группа респондентов определила игровой мотив (11,5 %), 2 группа - оценочный мотив (9,7 %); на пятое место и 1, и 2 группа определили внешний мотив, однако в 1 группы он чаще выбирается, чем во 2 (9,5 % и 5,7 %); на шестое место, по частоте выбора, респонденты 1 группу определили оценочный мотив (8,8 %), респонденты 2 группы определили игровой мотив (1,2 %).

Далее, в продолжение подтверждения выдвинутых предположений о существовании особенностей учебной мотивации у подростков, получающих дополнительное образование спортивной направленности, был проведен статистический анализ мотивов с помощью критерия Манна-Уитни.

Полученные данные подтверждают присутствие различий. Так статистически значимые различия выявлены по нескольким показателям направленности мотивов: «учебный мотив» (С = 172,000, р = 0,000), «позиционный мотив» (С = 318,000 р = 0,002), «игровой мотив» (С = 100,000, р = 0,000). Такие показатель как «социальный мотив» (и = 386,000, р = 0,023) и «внешний мотив» (и = 373,00 р = 0,014) попали в «зону неопределенности», что не дает права однозначно утверждать об их достоверности.

Представленные результаты позволяют говорить о том, что, учебный и позиционный мотивы, хотя и являются ведущими у обеих исследуемых групп, значимо более выражены в группе подростков, не получающих спортивное образование.

Специфика учебного мотива проявляется в ориентации на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, к рациональной организации своего учебного труда. Позиционный мотив проявляется в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними [11]. Мотивы данного типа часто базируются на стремлении получать одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении») [5]. Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе [11]. Таким образом, позиционный мотив довольно важен для продуктивной спортивной деятельности и высоких достижений в ней, которые часто строятся на основе конкурентной борьбы, однако, как видно из полученных данных, мотивация данного типа более выражена у подростков, не занимающихся спортом. Возможно, это связано с тем, что большинство подростков, включённых в исследуемую выборку, как свидетельствуют данные проведённой анкеты, реализуют себя в командных видах спорта, что способствует их ориентации на социальный мотив, который как раз более выражен в группе подростков-спортсменов и игровой мотив.

Обсуждение

Относительно игрового мотива: как раз отличительной особенностью подростков-спортсменов является выраженный игровой мотив, по этому мотиву они имеют значимые отличия от подростков, не включённых в дополнительное образование спортивной направленности. Трактовка игрового мотива довольно широка, с одной стороны, преобладание игровых мотивов в подростковом возрасте может свидетельствовать о личностной незрелости и инфантильности. С другой стороны, следует помнить о том, что в спортивной деятельности мотив игры часто опосредован либо познавательным интересом к предмету деятельности (в частности, к содержанию того или иного вида спорта) либо достижительной мотивацией (игра ради выигрыша). Возможно, выраженность игровой мотивации закрепилась как следствие стимулирующих воздействий тренеров и других взрослых, взаимодействующих с ребятами в рамках спортивных организаций дополнительного образования.

Таким образом, мотивация подростков, включённых в систему дополнительного образования спортивной направленности, имеет свою специфику, наиболее значимо проявляющуюся в таких мотивах, как: учебный, позиционный, игровой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 2001. - 136 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

3. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. СПб.: Питер., 2002. - 720 с.

6. Пилоян P.A. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. - 104 с.

7. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

9. Науменко М.В., Светличная Л.А. Взаимосвязь трудовой мотивации и представлений об объекте деятельности учителей системы дополнительного образования // Профессиональные представления. №1 (9), 2017. - с. 130-139.

10. Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена / Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. И.П. Волкова. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - С. 20-30.

11. Грекова В.А. Особенности формирования познавательной мотивации старшеклассников в условиях соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. - Ростов-на-Дону, 2009. - 22 с.

Naumenko Marina Vladimirovna

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: mvnaumenko@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1714-6869 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=550421 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAY-5344-2020 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191876515

Sidorina Anna Fedorovna

«School No. 17», Rostov-on-Don, Russia E-mail: SID0RINA.ANNA.2017@yandex.ru

Analysis of educational motivation of adolescents receiving additional sports education

Abstract. The article examines the phenomenon of motivation in the context of two approaches: a structural phenomenon and a dynamic process, provides various approaches to understanding the motive as a psychological category, analyzes different views regarding understanding the essence of motivation and motives. The role of sports training in the formation of a motivational personality structure is updated. The results of a study on the analysis of the peculiarities of educational motivation of adolescents receiving additional sports education are given. The methods used in the study are described: a self-compiled questionnaire aimed at identifying the inclusion of adolescents in sports schools and sections, M.I. Lukyanova's methodology "Studying the motivation of teenagers' teachings", as well as the Mann-Whitney U-criterion as a statistical processing tool. Data are given on the studied sample consisting of 67 respondents studying in the sixth grade of the secondary school of Rostov-on-Don. Results are described, reflecting the degree of expression of educational motifs of different type (general educational motif, social motif, positional motif, evaluation motif, game motif, external motif) in groups of respondents receiving and not receiving additional sports education. The conclusion is formulated, according to which the educational and positional motives, although leading in both study groups, are significantly more pronounced in the group of adolescents who do not receive sports education, in contrast to the game motive that dominates in teenage athletes. The conclusion notes that m adolescents included in the system of additional education of a sports orientation has its own specifics, most significantly manifested in such motives as: educational, positional, game.

Keywords: additional education; motive; motivation; educational organization; teenager; sports; educational activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.