Научная статья на тему 'Мотивы занятий спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков'

Мотивы занятий спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / ПОДРОСТКИ / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / MOTIVES / TEENAGER / COMPETITIVENESS / SPORTS ACTIVITY / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Жалбэ Вячеслав Георгиевич

В статье представлены результаты изучения мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой и спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков 13-14 лет, занимающихся футболом и их сверстников, не занимающихся спортом. Проявления мотивов, характеризующих состязательность стремление к лидерству, соперничеству, игровой деятельности, существенно не отличаются в обеих группах. Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи между показателем интенсивности отношения к состязательной деятельности подростков и стремлением к соперничеству, доминированию, самосовершенствованию и получению положительных эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Жалбэ Вячеслав Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives to sports occupations and attitude towards competitive sports activities among the adolescents

The article presents the results of the study of the manifestation of motives to physical culture and sports and the attitude to competitive physical culture and sports activities among the adolescents aged 13-14 years old, involved in football and their peers, not involved in sports. Manifestations of motives that characterize competitiveness the desire for leadership, rivalry, gaming activities, do not differ significantly in both groups. Correlation analysis revealed the existence of the relationship between the indicator of the intensity of attitudes to competitive activity of adolescents and the desire for competition, leadership, self-improvement and obtaining positive emotions.

Текст научной работы на тему «Мотивы занятий спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков»

физическая подготовка как одна из важнейших дисциплин профессиональной служебной подготовки. Сотрудник - женщина должна уметь выполнять задачи профессиональной деятельности не хуже мужчины, среди которых: задержание правонарушителя, освобождение от захватов и обхватов; защита от ударов вооруженного и невооруженного противника, от угрозы оружием, попытки завладеть оружием и др. Перечисленные обстоятельства требуют от сотрудника - женщины хорошо развитых физических способностей: силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, формирование и совершенствование которых осуществляется на занятиях по физической подготовке. Следует заключить что при организации физической подготовки женщин - сотрудников ОВД России необходимо учитывать физиологические, психологические особенности, необходимо следовать педагогическим принципам физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 1999. - 352 с.

2. Зайцев, А.А. Педагогические и социальные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки женщин / А.А. Зайцев, П.П. Литасов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 4 (50). - С. 120-121.

3. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

4. Уэйдерберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйдерберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 336 с.

REFERENCES

1. Baron, R. and Richardson, D. (1999), Aggression, Peter, St. Petersburg.

2. Zaitsev, A.A. and Litasov, P.P. (2017), "Pedagogical and social aspects of professional-applied physical training of women", Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No 4 (50), pp. 120-121.

3. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.

4. Widerberg, R.S. and Gould, D. (2001), Fundamentals of the psychology of sport and physical culture, Olympic literature, Kiev.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2019

УДК 796.011.1

МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ И ОТНОШЕНИЕ К СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Вячеслав Георгиевич Жалбэ, магистрант, Нижневартовский государственный университет (НВГУ)

Аннотация

В статье представлены результаты изучения мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой и спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков 13-14 лет, занимающихся футболом и их сверстников, не занимающихся спортом. Проявления мотивов, характеризующих состязательность - стремление к лидерству, соперничеству, игровой деятельности, существенно не отличаются в обеих группах. Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи между показателем интенсивности отношения к состязательной деятельности подростков и стремлением к соперничеству, доминированию, самосовершенствованию и получению положительных эмоций.

Ключевые слова: мотивы, подростки, состязательность, физкультурно-спортивная деятельность, корреляционный анализ.

MOTIVES TO SPORTS OCCUPATIONS AND ATTITUDE TOWARDS COMPETITIVE SPORTS ACTIVITIES AMONG THE ADOLESCENTS

Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogics sciences, senior lecturer, Vyacheslav Georgiyevich Zhalbe, the master student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Annotation

The article presents the results of the study of the manifestation of motives to physical culture and sports and the attitude to competitive physical culture and sports activities among the adolescents aged 1314 years old, involved in football and their peers, not involved in sports. Manifestations of motives that characterize competitiveness - the desire for leadership, rivalry, gaming activities, do not differ significantly in both groups. Correlation analysis revealed the existence of the relationship between the indicator of the intensity of attitudes to competitive activity of adolescents and the desire for competition, leadership, self-improvement and obtaining positive emotions.

Keywords: motives, teenager, competitiveness, sports activity, correlation analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной социально-педагогической проблемой является снижение числа подростков, занимающихся физической культурой и спортом. Интенсификация учебной деятельности, рост объемов информации, недостаточная информированность о состоянии индивидуального здоровья и способах его улучшения средствами физической культуры и спорта, технический прогресс - только некоторые причины, содействующие снижению физической активности подростков. При этом, законодательные и программно-нормативные документы, разрабатываемые и утверждаемые Президентом и Правительством Российской Федерации констатируют не только о важности занятий физической культурой и спортом и привлечения к ним всех слоев населения, но и активизации участия в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, в том числе предусматривающих состязательную составляющую.

Для подросткового периода характерно изменение содержания и структуры мотивации - иерархии мотивов, побуждающих к деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, как особой активности индивида, направленной на собственное преобразование - физической, психической, социальной сущности. Исследование мотивов занятий физической культурой и спортом подростков, а также их субъективного отношения к состязательной физкультурно-спортивной деятельности является актуальным.

Задачи исследования: сравнить проявления мотивов занятий физической культурой и спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков, занимающихся футболом и их сверстников, не занимающихся спортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБУДО ДЮСШ «Вымпел» и МБОУ СШ №2 г. Мегиона ХМАО-Югры. В исследовании приняли участие 15 юных спортсменов мини-футбольной команды «Соболь» в возрасте 13-14 лет и 15 подростков, не занимающихся спортом.

Для решения поставленных задач использовались: модифицированная анкета «Оценка мотивации к занятиям физической культуры» М.М. Безруких; краткий отборочный тест для школьников по общей оценке умственных способностей; опросник «Отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности» с оценкой эмоционального, познавательного, практического, поступочного компонентов и интегрального показателя интенсивности. Для обработки полученных результатов

использовались показатели: среднее арифметическое, стандартное отклонение и ошибка среднего арифметического, коэффициент корреляции.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Важным аспектом физкультурно-спортивной деятельности, с позиции философии, является соревнование, соперничество, состязательность, как форма социальной оценки, основанной на сравнении результатов деятельности индивида с определенным стандартом, которым могут стать либо другой человек или группа людей, либо прошлая деятельность этого человека, либо некий идеализированный уровень деятельности [6]. Процедура сопоставления собственных качеств и способностей может быть вплетена в процесс познания, в условиях которого человек изучает себя или других людей, стремясь выяснить и оценить произошедшие с ним отличия - как позитивные, так и негативные [5].

Таблица 1 - Сравнительный анализ мотивов занятий физической культурой и спортом у подростков-футболистов (1) и подростков, не занимающихся спортом _ (2)_

Мотивы 1 1 2 Достоверность

М±т Р

Самосохранение здоровья 4,0±0,2 3,1±0,3 2,49 <0,05

Самосовершенствование 4,1±0,2 3,4±0,3 1,94 >0,05

Двигательная активность 3,8±0,2 3,2±0,3 1,66 >0,05

Долженствование 4,0±0,2 3,3±0,3 1,94 >0,05

Оценка окружающих 2,5±0,2 3,5±0,3 2,77 <0,05

Приобретение практ. навыков 4,0±0,2 2,9±0,2 3,88 <0,01

Общение 3,9±0,2 3,5±0,3 1,11 >0,05

Доминирование 4,0±0,3 3,7±0,3 0,71 >0,05

Физкультурно-спортивные интересы 4,0±0,2 2,9±0,2 3,88 <0,01

Соперничество 3,6±0,2 3,4±0,3 0,55 >0,05

Удовольствие от движений 3,9±0,2 3,0±0,3 2,49 <0,05

Игровая деятельность 3,2±0,2 3,8±0,3 1,66 >0,05

Подражание 2,9±0,2 2,5±0,2 1,41 >0,05

Привычка 3,5±0,2 3,0±0,3 1,38 >0,05

Положительные эмоции 3,9±0,2 3,4±0,3 1,38 >0,05

Как следует из таблицы 1 значимыми мотивами занятий физической культурой и спортом для подростков-футболистов явились стремление к самосохранению здоровья, приобретению практических навыков, реализации физкультурно-спортивных интересов, получению удовольствия от движений, достоверно превышающими значения сверстников, не занимающихся спортом. Полученные результаты соотносятся с данными ряда авторов, констатирующими, что мотивирует подростков к физической активности стремление улучшить состояние здоровья, развить физические качества, совершенствовать формы тела и достигнуть высоких спортивных результатов [1, 3].

При этом, следует отметить, что количественные значения таких мотивов как стремление к лидерству, соперничеству, игровой деятельности, характеризующих, по данным Р. С. Данилова [2], проявления состязательности, а также стремление к самосовершенствованию, рассматриваемого в качестве стимула внутренней соревновательности с самим собой [4], существенно не отличаются от значений подростков, не занимающихся спортом.

Таблица 2 - Отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности у подростков-футболистов (1) и подростков, не занимающихся спортом (2)_

Компоненты 1 1 2 Достоверность

М±т Р

Эмоциональный 14,2±0,6 13,0±0,3 1,78 >0,05

Познавательный 14,7±0,7 13,7±0,3 1,31 >0,05

Деятельностный 15,1±0,7 11,6±0,4 4,34 <0,01

Поступочный 13,3±0,8 10,9±0,3 2,80 <0,05

Интенсивность 57,4±2,3 48,6±0,8 3,81 <0,01

Как следует из таблицы 2 в группе подростков-спортсменов деятельностный и поступочный компоненты, а также суммарный показатель интенсивности достоверно превышают значения сверстников, не занимающихся спортом. При этом, количественные значения эмоционального и познавательного компонентов субъективного отношения к состязательной физкультурно-спортивной деятельности достоверно не различаются в обеих группах. Данный факт позволяет предположить об эффективности применения средств познавательной направленности и средств, имеющих положительную эмоциональную окрашенность для привлечения подростков к участию в массовых физкультурно-спортивных состязаниях.

Это находит подтверждение и в результатах проведенного корреляционного анализа субъективного отношения к состязательной деятельности и проявления мотивов занятий физической культурой у подростков. Выявлена средняя степень взаимосвязи между показателем интенсивности отношения к состязаниям и участию в них и стремлением к соперничеству (r=0,58), к лидерству (r=0,52), к самосовершенствованию (r=0,53) и получению положительных эмоций (r=0,51). Изучение взаимосвязи результатов теста оценки умственных способностей и субъективного отношения к состязательной физкультурно-спортивной деятельности подростков обнаружило наличие выраженного уровня корреляции значений IQ с интегральным показателем интенсивности (r=0,41), эмоциональным (r=0,42) и поступочным (r=0,46) компонентами опросника.

ВЫВОДЫ

Для повышения мотивации к занятиям спортом и потребности в состязательной физкультурно-спортивной деятельности, являющейся показателем стремления индивида к вступлению в состязательные отношения, возможно внедрение в процесс занятий двигательно-интеллектуальных игр, использование которых позволит стимулировать не только физическую, но и познавательную активность как подростков-спортсменов, так и не занимающихся спортом. Полученные результаты исследования позволят более эффективно подбирать средства педагогического воздействия, содействуя решению задач физического воспитания и спортивной подготовки подростков, способствуя не только привлечению к физкультурно-спортивной деятельности, но продолжению занятий в последующих возрастных периодах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшкова, Н.Б. Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом / Н.Б. Горшкова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - 2005. - № 6-7. - С. 130-133.

2. Данилов, Р.С. Состязательность как форма социального бытия человека : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Данилов Роман Сергеевич. - Саратов, 2007. - 18 с.

3. Пащенко, Л.Г. Мотивы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью у лиц юношеского и зрелого возраста в сравнительном аспекте / Л.Г. Пащенко // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 78-84.

4. Пащенко, Л.Г. Проявления состязательности у студентов вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности / Л.Г. Пащенко // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5. - № 6. -Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN617.pdf (дата обращения: 22.02.2019).

5. Попова, А.Ф. Физкультурно-спортивная деятельность и ее роль в реализации национальных ценностей устойчивого развития и культуры мира / А.Ф. Попова // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 3 (28). - С. 186-195.

6. Столяров, В.И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира / В.И. Столяров // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения / ред. В.И. Столяров. - М. : ЮНЕСКО, 2011. - С. 22-67.

REFERENCES

1. Gorshkova, N.B. (2005), "Motivation of students to engage in physical culture and sports", Actual problems ofphysical culture and sports, No 6-7, рр. 130-133.

2. Danilov, R.S. (2007), Competitiveness as a form of human social existence, dissertation, Saratov.

3. Pashchenko, L.G. (2016), "Motives of classes, sports and recreational activities in persons of youthful and Mature age in comparative perspective ", Bulletin of the Nizhnevartovsk state University, No. 4, рр. 78-84.

4. Pashchenko, L.G. (2017), "Manifestations of competition among University students in the process of sports activities," Internet journal World of science',' Vol. 5, No 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN617.pdf.

5. Popova, A.F. (2013), "Sports activity and its role in the implementation of national values of sustainable development and culture of peace ", Psychological, pedagogical, medical and biological problems of physical culture and sport, No. 3 (28), рр. 186-195.

6. Stolyarov, V.I. (2011), "Sport, sustainable development and culture of peace", in Stolyarov, V.I. (Ed.), Science of sport. Encyclopedia of life support systems, UNESCO, Moscow, рр. 22-67.

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2019

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент,

Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Катрина Арагорновна Радонегова, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Педагогический эксперимент в форме интенсивного семинара, направленного на мыслительную проработку основных профессиональных понятий студентами 2-го курса вуза физической культуры, привёл к статистически значимым изменениям структуры представлений как на уровне всей группы испытуемых, так и на индивидуальном уровне. Среди позитивных изменений можно отметить следующие: нарастание дифференцированности предложенных для анализа видов деятельности и образов жизни; разрывы привычных стереотипных взаимосвязей; образование критического отношения к предикату «физический» у отдельных студентов; актуализация понятия «телесное воспитание»; нарастание поляризации, с одной стороны, «физического воспитания», «телесного воспитания» и «физической культуры», а, с другой стороны, «тусовочной жизни» и «виртуальной жизни»; усиливающееся понимание «спорта», как особого «образа жизни», не тождественного «физическому» или «телесному воспитанию».

Ключевые слова: профессиональные представления; физическая культура; спорт; тело; телесное воспитание; студенты.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL PERCEPTIONS

Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Ludmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Katrina Aragornovna Radonegova, the post-graduate student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

Pedagogical experiment in the form of the intensive seminar aimed at the mental developmental work of the basic professional concepts of the 2nd year students of the University of Physical Culture, led to statistically significant changes in the structure of representations both at the level of the whole group of subjects and at the individual level. Among the positive developments there are: the growing differentiation proposed for the analysis of the activities and lifestyles; breaks the stereotype of interconnections; the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.