Научная статья на тему 'Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности'

Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВАЛИДНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / ОПРОСНИК / ATTITUDE / COMPETITIVENESS / PHYSICAL ACTIVITY / STUDENT YOUTH / VALIDITY / RELIABILITY / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна

Представлен механизм разработки опросника «Отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности». Концептуальной основой опросника явились теоретические положения, представленные в работах В.Н. Мясищева, В.С. Мерлина. Компонентами оценивания выделены эмоциональный, познавательный, деятельностный и поступочный. Основное назначение результатов разработанного опросника видится в содействии совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организуемой в вузе, предусматривающей состязательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic Tools for Evaluating Students' Subjective Attitude to Competing During Physical Activity

The aim of the study was to develop diagnostic tools for assessing the subjective attitude of an individual to competing during physical activity. The author understands the attitude to competing during physical activity as an individual's multicomponent inner position expressed in motives, emotions and actions that determine the activity of the use of means and methods of physical culture and sports that have a competitive orientation. The components of evaluation are emotion, cognition, activity and action. The emotional component evaluates the psychological state associated with performing competitive activities, reflects the emotional sensitivity of a person to the ongoing sporting events, including their own participation. The cognitive component determines how much a person is interested in knowledge related to the organization and content of competitive activities. The activity component characterizes the activity of participation in sporting events that assume manifestations of competitiveness, readiness to take part in competitions, to enter into competitive relations. The action component reflects the desire of a person to influence the others' attitude to the participation in competitive activities, to introduce them to the sports movement. The summation of the values of the components allows determining the intensity of an individual's subjective attitude to competing during physical activity and characterizing the degree of its formation. The main purpose of using the results of the developed questionnaire is to improve the organization of recreational and sports events with competitive activities for students and thus to contribute to the activation of extracurricular activities in physical education. The developed questionnaire was tested for reliability and validity on the basis of Nizhnevartovsk State University. The respondents were first-, secondand third-year students (n=160, 88 males, 72 females) aged 18 to 23 (20.1±1.1 y.o. on average). The results of the study proved the validity of the diagnostic tools. The stability coefficient of the integral parameter of the intensity of the questionnaire in the retest study by Pearson's criterion was r=0.95. The validity check showed internal consistency. The conducted research allows stating the possibility of using the developed questionnaire in the practice of physical education of university students.

Текст научной работы на тему «Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 183-190. DOI: 10.17223/15617793/446/23

УДК 796.011.2 : 159.9.07

Л.Г. Пащенко

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Представлен механизм разработки опросника «Отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности». Концептуальной основой опросника явились теоретические положения, представленные в работах В.Н. Мясищева, В.С. Мерлина. Компонентами оценивания выделены эмоциональный, познавательный, деятельностный и поступочный. Основное назначение результатов разработанного опросника видится в содействии совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организуемой в вузе, предусматривающей состязательную деятельность. Ключевые слова: отношение; состязательность; физическая активность; студенческая молодежь; валидность; надежность; опросник.

Для достижения амбициозных целей, сформулированных министром науки и высшего образования Российской Федерации М. Котюковым, а именно завоевания лидерских позиций нашей страной в мировом научно-технологическом развитии, обеспечения устойчивого роста экономики, требуется формирование человеческого потенциала нового поколения, готового к решению поставленных задач. Курс, взятый президентом и Правительством РФ на инновационное, прорывное развитие современных высокотехнологичных сфер отечественного производства, повышает важность подготовки будущих специалистов в стенах высших учебных заведений. Инициативные, здоровые, физически культурные личности, умеющие использовать свои потенциальные возможности, вступать в конкурентные отношения и достигать результатов в той или иной деятельности - таковыми видятся современные выпускники вузов. Их профессиональная успешность будет зависеть не только от сформированных в процессе обучения профессиональных компетенций, но и от проявления состязательности как установки личности помериться силами с другими людьми в определенных видах деятельности для улучшения личных или коллективных достижений. Состязательность, рассматриваемая как фактор преобразования физического и духовного потенциала населения, наиболее ярко проявляется в сфере спорта и физической культуры. Увеличение числа спортивных мероприятий, организуемых для различных слоев населения в рамках развития массового спорта, в том числе для студенческой молодежи, не привело к значительному повышению активности участия в них жителей нашей страны. Важность изучения отношения юношей и девушек к состязательной деятельности, проявляемой в процессе физической активности, и отсутствие соответствующего диагностического инструментария обусловили актуальность настоящего исследования.

Состязательность, являясь собирательным понятием, имеет, по мнению А.Л. Славко, как минимум четыре значения. Первое - состязательность как характеристика социальных отношений, отличительной чертой которых является компаративное самоутверждение (самоутверждение индивида или группы индивидов в сравнении с другими индивидами или

группами индивидов). Второе - состязательность как вид социальных отношений, заключающихся в компаративном самоутверждении его участников. Третье - как вид социальных процессов, представляющих собой серию явлений на основе установления состязательных отношений, завершающей стадией которых выступает сравнение результатов его участников. Четвертое - состязательность как психологическое состояние индивида или группы людей побуждающее к деятельности и определяющее выбор ее направленности [1, 2].

Состязательное отношение присутствует практически во всех случаях проявления человеком своей общественной сущности, и, как считает М.А. Богданова, может трактоваться как универсальное отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру. Повсеместность распространения состязательных отношений обусловлена, во-первых, необходимостью социальной оценки деятельности людей на основе сопоставления с определенным эталоном; во-вторых, человеческим честолюбием как ведущей движущей силе социума; в-третьих, необходимостью самоопределения индивида в социальном бытии в ситуации сопоставления его с другими людьми [3]. Возникшая в глубокой древности в условиях противостояния человека природе состязательная деятельность в настоящее время проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере физической активности, и, имея легитимный статус, способствует не только улучшению физиологических показателей, но и развитию личности [4].

Для формирования в общественном сознании привлекательности образа занимающегося спортом и развивающего с помощью физических упражнений собственную телесность человека, по мнению Н.Н. Визи-тей, должна быть выработана приемлемая мировоззренческая позиция в отношении спорта и физической культуры [5]. Отечественный подход к развитию физической культуры и спорта в настоящее время основывается, прежде всего, на организации и проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий. Одной из приоритетных задач совершенствования системы физического воспитания является увеличение числа лиц, участвующих в соревновательной физ-культурно-спортивной деятельности, что нашло от-

ражение в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О развитии массового спорта» [6]. Согласно стратегии развития отрасли физической культуры в Российской Федерации, определенной Правительством РФ, к 2020 г. количество регулярно занимающихся физической культурой студентов вуза должно составить 80% от числа обучающихся [7]. Несмотря на увеличение числа физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в вузах, к сожалению, не наблюдается повышения активности участия юношей и девушек в тех из них, где предусматривается проявление состязательности [8]. Мотив, являющийся конструирующим признаком деятельности, при проявляемом интересе к ней приобретает эмоциональную окраску с положительным знаком, но под влиянием ситуации и характеристик выполняемой работы знак может измениться на противоположный [9]. Исследование мотивов занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи показало, что соперничество и стремление к лидерству, являющиеся, по мнению Р.С. Данилова, частными проявлениями состязательности [10], относятся к числу малозначимых как для юношей, так и для девушек [11].

Вместе с этим, наряду с мотивом, побудительную функцию к осуществляемой деятельности выполняет и отношение: «Источником мотива может быть отношение, мотив может явиться источником отношения» [12. С. 50]. В зарубежной литературе имеются противоречивые данные о влиянии субъективного отношения индивида к деятельности на эффективность ее выполнения: в исследовании J. Ajzen [13] по обоснованию теории планируемого поведения представлены данные об имеющейся корреляции (r = от 0,59 до 0,66) между отношением, намерением и поведением, тогда как в обзорной статье S.G. Trost, N. Owen et al. [14] констатируют отсутствие взаимосвязи между отношением людей к физической активности и собственно осуществляемой ими деятельности. Исследования ведущих советских и российских ученых показывают, что отношение к чему-либо или к кому-либо возникает в процессе жизнедеятельности индивида, а продуктивность какой-либо деятельности обусловлена системой субъективных отношений к ней и характеризуется проявлением соответствующих действий и поступков человека [15, 16]. Субъективные отношения отличаются устойчивостью и постоянством, благодаря которым личность преодолевает воздействия среды, сопротивление внешних условий и, в конечном итоге, осуществляет свои цели и намерения [17]. В работах В.С. Мерлина субъективные отношения понимаются как существенные свойства личности, отражающие общественные отношения и характеризующие активную жизненную позицию человека [18]. К.А. Абульханова констатирует, что утверждение своего отношения к элементам жизнедеятельности осуществляется на основе имеющегося опыта самоопределения личности по отношению к ходу отдельных событий и к жизни в целом и является сознательным актом [19].

Система отношений человека к различным аспектам действительности: к другим людям, к самому себе, к своей деятельности тесно связана с мотивацион-

ной сферой личности и охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей, интересов, ценностей, установок, позиций. В структуре отношений одним из значимых, помимо отношения к своему будущему и к себе, является отношение к различным видам деятельности, характеризующее наличие, силу и содержание побуждений к ним и содержание возникающих в связи с этим переживаний [20].

Ведущий ученый в области психологии В.Н. Мя-сищев определяет личность как «субъект отношений, также как и субъект внешней деятельности» и выделяет в ней способность не только приспособляться к окружающей его действительности, но и переделывать ее соответственно своим целям и потребностям [21]. В структуре личностно-средового взаимодействия центральное место отводится именно отношениям субъекта, которые определяют характер его деятельности. В процессе жизнедеятельности личность изменяется, развивается, наряду с этим меняется и характер отношения. Любое очередное изменение среды приводит к изменениям личности и ее системы отношений.

Рассматривая с этих позиций отношение индивида к состязательной деятельности в процессе физической активности, основанное на имеющемся опыте участия в физкультурно-спортивных праздниках и соревнованиях, полученных при этом эмоциональных переживаний и приобретенных вследствие этого знаний, можно говорить о его мотивированной деятельности или бездеятельности в мероприятиях, предусматривающих проявление состязательности.

Из практикуемых в сфере физической культуры и спорта диагностических методик, направленных на выявление отношения, а также мотивации занятий физ-культурно-спортивной деятельностью, наиболее популярными являются следующие: «Изучение интереса к спорту» Е.Г. Бабушкина [22], тест «Субъективное отношение к физической культуре и спорту» А.А. Пашина и В.А. Кабачкова [23], «Изучение уровня стремления у спортсменов к достижениям высоких спортивных результатов» Г.Д. Бабушкина и Ю.Ф. Назаренко, «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова [24], «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас по выявлению доминирующих целей занятий физической культурой и спортом населения [25], «Опросник спортивной мотивации» Е.Г. Бабушкина по изучению отношения к соревнованиям и тренировочным занятиям спортсменов, «Изучение мотивации соревновательной деятельности» Г.Д. Бабушкина по выявлению соревновательной мотивации спортсмена, «Изучение спортивной мотивации» Р.А. Пилояна в модификации Е.Г. Бабушкина для спортсменов высокой квалификации, «Методика диагностики актуальных потребностей юных боксеров» Е.Г. Бабушкина и В.Б. Антипина по выявлению актуальных потребностей, удовлетворение которых способствует сохранению спортивной мотивации юных спортсменов. Представленные опросники предназначены либо для спортсменов (начинающих или высококвалифицированных), либо для лиц, занимающихся физической активностью без учета их отношения к спортивным соревнованиям и проявляемой состязательной деятельности.

Проведенный анализ существующих тестов и опросников, применяемых в сфере физической культуры и спорта, показал отсутствие тестирующих методик, позволяющих дать оценку субъективному отношению индивида, не являющегося спортсменом, к проявлению состязательности в процессе физической активности. Для проведения дальнейших исследований по изучению отношения населения, а именно студенческой молодежи, к участию в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности, предусматривающих проявление состязательности, имеется необходимость разработки соответствующего диагностического инструментария.

Цель исследования - разработать диагностический инструментарий оценки субъективного отношения индивида к проявлению состязательности, проявляемой в процессе физической активности. Задачи исследования: 1. Разработать опросник по изучению субъективного отношения индивида к проявлению состязательности в процессе физической активности. 2. Проверить разработанный опросник на надежность и валидность.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». Использовались методы: психолого-педагогическое тестирование, анкетирование, экспертной оценки, математической статистики. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на 1-3-х курсах (п = 160, юношей - 88, девушек - 72) в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст составил 20,1 ± 1,1 год). Исследование проводилось в период с февраля по май 2018 г. Первоначальное тестирование проводилось в марте 2018 г., повторное через 1 месяц - в апреле 2018 г. В ретестовом исследовании приняли участие те же студенты, что и в первоначальном.

Анализ научно-методической литературы показал, что процессуально-содержательный аспект субъективного отношения к деятельности может быть представлен сочетанием различных структурных компонентов.

Субъективные отношения, не подающиеся объективным наблюдениям, по мнению Е.Л. Башмановой, проявляются в осознанном опыте, вербальных реакциях, внешнем поведении индивида, а также в некоторых физиологических реакциях [26]. Разрабатывая модель отношения школьников к учению и школе, ею были выделены когнитивно-познавательный (рациональный), эмоционально-волевой (эмоциональный), мотивационно-деятельностный (поведенческий) компоненты. По мнению О.И. Шутовой, компонентами структуры субъективного отношения выступают мо-тивационный (соотносящийся с потребностями человека, раскрывающий осознанный и целенаправленный характер саморегуляции деятельности), операциональный (направленный на обеспечение реализации задач осуществляемой деятельности посредством осознания целей и средств) и прагматический (раскрывающий смысловую сторону осуществляемой деятельности) аспекты [27]. Эмоционально-когнитивный и мотивационно-волевой аспекты субъективного отношения личности выделяет В.С. Мерлин. По В.Н. Мясищеву, формирование отношений в структу-

ре личности происходит в результате отражения им на социальном уровне тех социальных и объективно существующих отношений общества, в котором он живет [28]. Будучи результатом субъективного отражения объективно существующих познавательных, эмоциональных и практических отношений субъекта с миром, представляет собой единство когнитивной, аффективной и мотивационной составляющих. Субъективные отношения личности, по мнению Б.Ф. Ломова, проявляются в любом ее действии, но наиболее полное выражение они находят в поступках - действиях человека, в которых ведущее значение имеет сознательное отношение его к другим людям, обществу, нормам общественной морали [29].

Таким образом, для изучения субъективного отношения индивида к состязательной деятельности в процессе физической активности необходимо знать его эмоциональное отношение к событиям, имеющим место в спортивной практике; характер проявления интереса к знаниям в области физической культуры и спорта, связанным с проведением соревнований; отношение индивида к непосредственному участию в мероприятиях, предусматривающих состязательную деятельность, степень его готовности включиться в соперничество в процессе физкультурно-спортивных мероприятий; степень активности в привлечении окружающих его людей к участию в состязательной деятельности, возможности изменения их отношения к физкультурно-спортивным мероприятиям.

На основе анализа имеющихся данных научно-методической литературы, а также с учетом требований, предъявляемых к разработке диагностических методик, используемых в психолого-педагогических исследованиях [30], был разработан опросник «Отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности».

Под отношением к состязательной деятельности в процессе физической активности нами понимается многокомпонентная внутренняя позиция индивида, выражающаяся в мотивах, эмоциях, поступках, действиях, обусловливающих активность использования средств и методов физической культуры и спорта, имеющих состязательную направленность.

Концептуальной основой разработанного опросника явились теоретические положения об обусловленности действий, поступков человека, продуктивности осуществляемой деятельности сложившейся в процессе жизнедеятельности системой субъективных отношений к объектам и явлениям окружающего мира, об имеющейся связи субъективного отношения к действительности с различными сторонами объективной реальности, представленные в работах В.Н. Мясищева, В.С. Мерлина. Компонентами оценивания субъективного отношения человека явились эмоциональный, познавательный, деятельностный и поступочный.

Разработанный опросник относится к группе психодиагностических методик, в котором задания представлены в виде утверждений, с которыми опрашиваемый человек соглашается или не соглашается, выражая тем самым субъективное отношение к предмету исследования - состязательной деятельности, проявляемой в процессе физической активности. Испытуе-

мый выносит суждения, используя альтернативный выбор ответов (да, это так; скорее это так; скорее это не так; нет, это не так). Данный опросник является личностным, по форме - индивидуальным, по характеру ответов относится к закрытым, предоставляющим испытуемому возможность выражения своего согласия с утверждениями в виде шкалы измерений.

С целью нивелирования тенденции испытуемого к определенному позиционному стилю ответов, утверждения чередуются по принадлежности к изучаемым компонентам, а также предусмотрено изменение положения полюсов шкал в прямом и обратном порядке.

Представленные в опроснике утверждения имеют смысловую ясность формулировок, не допускающую многозначности толкования их содержания и апеллируют непосредственно к опыту субъекта. Каждый из четырех компонентов опросника включает в себя одинаковое количество утверждений - по шесть, из которых два имеют противоположную направленность.

Эмоциональный компонент позволяет дать оценку психологическому состоянию, связанному с осуществлением состязательной деятельности, и отражает, насколько человек эмоционально чувствителен к происходящим спортивным событиям, в том числе с собственным участием. Утверждения, входящие в эмоциональный компонент опросника: «Победы спортсменов моей страны (города, вуза, любимой команды) меня радуют, а поражения огорчают», «Мне не понятны чувства людей, которые с удовольствием участвуют в соревнованиях», «После участия в соревнованиях чувствую прилив бодрости и энергии», «Мне нравится общаться с человеком, имеющим спортивный опыт и достижения в спорте», «Мне не нравится атмосфера соревнований, (не понимаю тех, кто находит удовольствие в соперничестве)», «Порой я ощущаю потребность с кем-либо посоревноваться».

Познавательный компонент позволяет определить, насколько человека интересуют знания, связанные с организацией и содержанием состязательной деятельности, насколько он активен в получении необходимой информации об особенностях функционирования организма в условиях соревнования. Утверждения, представляющие этот компонент: «Когда в компании начинают говорить о спортивных событиях, рекордах, достижениях, мне становится скучно», «Мне интересна информация как правильно подготовиться к соревнованиям», «Бывает, я целенаправленно ищу информацию о спортивном соревновании, Олимпиаде, рекордах», «Мне не интересна информация о правилах проведения соревнований по какому либо виду спорта», «Меня интересуют знания, как правильно (быстро и эффективно) восстановиться после соревнований», «Просматривая новости, информацию о спортивных событиях и результатах соревнований читаю в первую очередь».

Деятельностный компонент дает характеристику активности участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, предусматривающих проявление состязательности, показывает, насколько человек готов принять участие в соревнованиях, вступить в состяза-

тельные отношения. Предусмотрены следующие утверждения: «Если мне предложат принять участие в спортивной игре, посоревноваться, я охотно соглашусь», «Занимаясь в спортивном зале или на площадке, всегда ищу объект для соперничества», «Стараюсь избегать участия в спортивных соревнованиях, праздниках», «Участвуя в соревнованиях, стремлюсь показать лучший результат», «Я регулярно участвую в спортивных соревнованиях, празниках», «На соревнованиях, спортивных праздниках я предпочел бы роль болельщика, а не участника».

Поступочный компонент отражает стремление человека своими поступками повлиять на отношение окружающих к участию в состязательной деятельности, сознательное отношение к другим людям с позиции приобщения их к физкультурно-спортивному движению. Этот компонент опросника включает утверждения: «Я стараюсь привлечь своих друзей, родных к участию в соревнованиях», «Считаю, что приглашение посетить соревнование - не лучшая идея провести свободное время», «Мне удается заинтересовать друзей, родных и привлечь их к участию в соревнованиях, спортивных праздниках», «Случалось, что я проявлял инициативу и участвовал с друзьями в организации каких либо соревнований, спортивных праздников», «Мне никогда не приходилось обучать других людей правилам соревнований по разным видам спорта», «Я охотно пойду на спортивное соревнование и возьму с собой друга, родственника».

Полное согласие с утверждением оценивается в 3 балла, неполное согласие - 2, скорее несогласие - 1 и полное несогласие - 0 баллов. В утверждениях с противоположным смысловым поясом начисление баллов изменяется на противоположное: полное согласие соответствует 0, а несогласие - 3 баллам.

Суммирование значений эмоционального, когнитивного, деятельностного и поступочного компонентов позволяет определить показатель интенсивности субъективного отношения к состязательной деятельности индивида в процессе физической активности и охарактеризовать степень его сформированности. Основным назначением использования результатов разработанного опросника видится их учет при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для студенческой молодежи, предусматривающих состязательную деятельность, содействуя активизации внеучебной деятельности по физическому воспитанию вуза.

Проверка разработанного опросника проводилась на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». Для оценки надежности и валидно-сти использовали методы математической статистики.

Случайное разделение всей совокупности выборки испытуемых на две группы и сравнение полученных статистических данных показали отсутствие достоверных различий. Ретестирование с участием тех же студентов, проведенное через 1 месяц, показало отсутствие достоверных различий как между отдельными компонентами опросника, так и в целом по интегральному показателю интенсивности субъективного отношения (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного тестирования студентов (М ± т)

№ Компонент опросника Интенсивность показателя

эмоциональный познавательный деятельностный поступочный

1 (03.2018) 12,29 ± 0,27 11,05 ± 0,41 11,05 ± 0,37 9,69 ± 0,39 44,08 ± 1,23

2 (04.2018) 12,01 ± 0,31 10,78 ± 0,42 10,79 ± 0,38 9,54 ± 0,39 43,1 ± 1,30

Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Коэффициент стабильности интегрального параметра интенсивности опросника при ретестовом исследовании по критерию Пирсона составил г = 0,95. Коэффициенты стабильности показателей отдельных компонентов опросника составили: эмоциональный г = 0,83, познавательный г = 0,91, деятельностный г = 0,91, поступочный г = 0,89, что позволяет констатировать о надежности разработанного опросника.

Проверка на валидность показала наличие внутренней согласованности - показатели исследуемых компонентов коррелируют с интегральным показателем интенсивности субъективного отношения к состязательной деятельности испытуемых: эмоциональный г = 0,79, познавательный г = 0,87, деятельност-ный г = 0,90, поступочный г = 0,83.

Наличие взаимосвязи с проявлением мотива «Стремление стать победителем в состязаниях» по тесту М.М. Безруких «Отношение к занятиям физической культурой и спортом» (г = 0,93) также является доказательством валидности показателя интенсивности субъективного отношения студенческой молодежи к состязательной деятельности в процессе физической активности является.

Содержательная валидность оценивалась группой экспертов, в состав которой вошли 10 квалифициро-

Как видно из табл. 2, низкому уровню субъективного отношения к состязательной деятельности в процессе физической активности соответствуют самые низкие показатели составляющих его компонентов - эмоционального, когнитивного, деятельностно-го, поступочного. Соответственно, наибольшие показатели наблюдаются в группе с высоким уровнем. Значения каждого из компонентов, дифференцированных по уровням, достоверно отличаются между собой (р < 0,05).

Дифференцировав испытуемых на две группы -студентов, активно участвовавших в течение учебного года в спортивно-массовых мероприятиях (п = 43),

ванных специалистов (2 доктора педагогических наук, 2 кандидата психологических наук, 6 кандидатов педагогических наук). Эксперты оценивали содержательное соответствие каждого из утверждений, представленного в опроснике, заявленной цели в диапазоне от 0 до 5 баллов, где 0 - полное несоответствие утверждения исследуемому компоненту, 5 - полное соответствие утверждения. В результате экспертной оценки содержательное соответствие эмоционального компонента составило 4,75 ± 0,06, познавательного - 4,73 ± 0,04, деятельностного -4,85 ± 0,03, поступочного - 4,66 ± 0,05 балла.

Полученные в результате исследования интегральные показатели интенсивности субъективного отношения к состязательной деятельности имеют нормальное распределение, что позволило рассчитать шкалу по уровням: низкий - 25 баллов и меньше, ниже среднего - 26-37, средний - 38-49, выше среднего - 50-61, высокий - 62 балла и больше.

Значения эмоционального, когнитивного, деятель-ностного и поступочного компонентов субъективного отношения к состязательной деятельности в процессе физической активности студентов в зависимости от уровня интегрального показателя интенсивности представлены в табл. 2.

и студентов, ни разу не принимавших участие в каких либо было соревнованиях (п = 67), и сравнив значения интенсивности субъективного отношения к состязательной деятельности в процессе физической активности, были обнаружены достоверные различия в группах (р < 0,01; t = 6,0) - 52,09 ± 1,55 и 39,36 ± 1,45 балла соответственно. Также показатель деятельност-ного компонента, характеризующего активность участия в мероприятиях, предполагающих проявление состязательности у студентов первой группы, достоверно больше (р < 0,01; / = 4,95), чем у студентов второй группы (13,35 ± 0,48 и 9,85 ± 0,52 соответственно). Это позволяет констатировать соответствие по-

Таблица 2

Значения компонентов субъективного отношения к состязательной деятельности в процессе физической активности студентов в зависимости от уровня интегрального показателя интенсивности (М ± т)

Уровень Компонент Интенсивность

эмоциональный познавательный деятельностный поступочный

Низкий (п = 11) 7,73 ± 0,5 3,36 ± 0,8 4,55 ± 0,6 3,18 ± 0,7 18,82 ± 0,9

Ниже среднего (п = 18) 10,44 ± 0,4 8,22 ± 0,5 8,06 ± 0,6 6,67 ± 0,5 33,39 ± 0,7

Средний (п = 45) 12,24 ± 0,3 10,96 ± 0,4 10,76 ± 0,3 9,58 ± 0,4 43,53 ± 0,5

Выше среднего (п = 25) 14,08 ± 0,3 13,84 ± 0,4 14,00 ± 0,4 12,32 ± 0,4 54,24 ± 0,7

Высокий (п = 10) 16,00 ± 0,6 17,36 ± 0,3 17,00 ± 0,3 15,64 ± 0,8 66,00 ± 0,9

лученных показателей субъективного отношения студентов к состязательной деятельности существующей практики участия в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности, предусматривающих проявление состязательности.

Таким образом, субъективное отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности является важной составляющей физической культуры личности. Его изучение поможет определить основные пути, методы и средства повышения

активности участия молодежи в физкультурно-спортивных мероприятиях, предусматривающих проявление состязательности. Основным назначением использования результатов разработанного опросника является совершенствование организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для студентов вуза. Проверка опросника на надежность и валидность доказала его состоятельность и возможность использования в практике физического воспитания студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Славко А.Л. Социокультурные особенности физкультурно-спортивной деятельности // Аналитика культурологии. 2011. № 21. С. 132-135.

2. Славко А.Л. Условия эффективного использования социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности для решения

задач физического воспитания курсантов вузов МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. N° 2. С. 60-62.

3. Богданова М.А. Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации : автореф. дис. ... д-ра фило-

соф.наук. Волгоград, 2015. 46 с.

4. Починкин А.В. К вопросу об эволюции состязательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6.

С. 21-22.

5. Визитей Н.Н., Ибрагимов М.М., Андреева Е.В. Философия спорта: диалоги об онтологических основаниях и смысловой целесообразно-

сти // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. 2013. № 26 (1). С. 66-72.

6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 июня 2017 года № 170-СФ «О развитии массо-

вого спорта в Российской Федерации». URL: www.docs.cntd.ru/document/456071345 (дата обращения: 10.09.2018).

7. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение

№ 1101-р Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года. URL: www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 18.092018).

8. Нестерюк А.А., Пащенко Л.Г. Активизация соревновательной деятельности студентов путем совершенствования системы массового

студенческого спорта в вузе // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2018. С. 79-84.

9. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М. : Юрайт, 2018. 170 с.

10. Данилов Р.С. Состязательность как форма социального бытия человека : автореф. дис. ... канд. философ. наук. Саратов, 2007. 16 с.

11. Пащенко Л.Г. Проявления состязательности у студентов вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Мир науки. 2017. № 5 (6). С. 44.

12. Мясищев В.Н. Психология отношений / под. ред. А.А. Бодалев. Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

13. Ajzen Icek. The theory of planned behavour: Reactions and reflections // Psychology & Health. 2011. № 26 (9). P. 1113-1127.

14. Trost S.G., Owen N., Bauman A.E., Sallis J.F., Brown W. Correlates of adults' participation in physical activity: review and update // Med. Sci. Sports Exerc. 2002. № 34 (12). P. 1996-2001.

15. Зерщикова Т.А. Исследование субъективных отношений первокурсников к своему организму в рамках проблемы экологических отношений личности // Известия Уральского государственного университета: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 81 (4). С. 37-43.

16. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. М. : Юрайт, 2016. 245 с.

17. Гудкова Е.В. Обзор представлений об отношениях в современных психологических теориях личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 6. С. 27-31.

18. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Москва : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

19. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. № 1. С. 22-31.

20. Соломин И.А. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. СПб., 2001. 70 с.

21. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Психология. 2008. № 33. С. 18-25.

22. Бабушкин Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом. Омск : СибГУФК, 2012. 328 с.

23. Пашин А.А., Кабачков В.А. Исследование возрастных особенностей физической подготовленности и субъективного отношения к физической культуре и спорту учащихся общеобразовательных школ // Вестник спортивной науки. 2010. № 4. С. 47-52.

24. Ильин Е. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2003. 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 410 с.

26. Башманова Е.Л. Разработка модели отношения школьников к учению в школе: типология, структура, динамика // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3 (11).

27. Шутова О.И. Влияние профессиональной идентичности обучающихся на субъективное отношение к осваиваемым компетенциям при подготовке специалистов профессий помогающего типа : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2017. 23 с.

28. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. 356 с.

29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. 444 с.

30. Белякова Е.Г., Строкова Т.А. Психолого-педагогический мониторинг. М. : Юрайт, 2018. 243 с.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 11 мая 2019 г.

Diagnostic Tools for Evaluating Students' Subjective Attitude to Competing During Physical Activity

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, 446, 183-190. DOI: 10.17223/15617793/446/23

Lena G. Pashchenko, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: attitude; competitiveness; physical activity; student youth; validity; reliability; questionnaire.

The aim of the study was to develop diagnostic tools for assessing the subjective attitude of an individual to competing during physical activity. The author understands the attitude to competing during physical activity as an individual's multicomponent inner position expressed in motives, emotions and actions that determine the activity of the use of means and methods of physical culture

and sports that have a competitive orientation. The components of evaluation are emotion, cognition, activity and action. The emotional component evaluates the psychological state associated with performing competitive activities, reflects the emotional sensitivity of a person to the ongoing sporting events, including their own participation. The cognitive component determines how much a person is interested in knowledge related to the organization and content of competitive activities. The activity component characterizes the activity of participation in sporting events that assume manifestations of competitiveness, readiness to take part in competitions, to enter into competitive relations. The action component reflects the desire of a person to influence the others' attitude to the participation in competitive activities, to introduce them to the sports movement. The summation of the values of the components allows determining the intensity of an individual's subjective attitude to competing during physical activity and characterizing the degree of its formation. The main purpose of using the results of the developed questionnaire is to improve the organization of recreational and sports events with competitive activities for students and thus to contribute to the activation of extracurricular activities in physical education. The developed questionnaire was tested for reliability and validity on the basis of Nizhnevartovsk State University. The respondents were first-, second- and third-year students (n=160, 88 males, 72 females) aged 18 to 23 (20.1±1.1 y.o. on average). The results of the study proved the validity of the diagnostic tools. The stability coefficient of the integral parameter of the intensity of the questionnaire in the retest study by Pearson's criterion was r=0.95. The validity check showed internal consistency. The conducted research allows stating the possibility of using the developed questionnaire in the practice of physical education of university students.

REFERENCES

1. Slavko, A.L. (2011) Sotsiokul'turnye osobennosti fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti [Sociocultural features of sports activities]. Analitika

kul'turologii. 21. pp. 132-135.

2. Slavko, A.L. (2014) Conditions of Effective Use of Socio-Cultural Potential of Sports Activities for Solving Problems of Physical Education of

Students of Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Problemy pravookhranitel' noy deyatelnosti — Problems of Law-Enforcement Activity. 2. pp. 60-62. (In Russian).

3. Bogdanova, M.A. (2015) Sport v sovremennom obshchestve: antropokulturnoe izmerenie i perspektivy gumanizatsii [Sport in modern society:

anthropocultural dimension and the prospects of humanization]. Abstract of Philosophy Dr. Diss. Volgograd.

4. Pochinkin, A.V. (1997) Towards Problem of Human Competitive Activities Evolution. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury — Theory and Prac-

tice of Physical Culture. 6. pp. 21-22. (In Russian).

5. Vizitey, N.N., Ibragimov, M.M. & Andreeva, E.V. (2013) Philosophy of Sport: Dialogs about Ontological Grounds and Semantic Expedience.

Aktual'ni problemy fizychnoyi kul'turi i sportu. — Contemporary Problems of Physical Culture and Sports. 26 (1). pp. 66-72. (In Russian).

6. The Federation Council of the Federal Assembly of Russia. (2017) Act No. 170-SF "On the Development of Mass Sports in the Russian Federa-

tion". [Online] Available from: www.docs.cntd.ru/document/456071345. (Accessed: 10.09.2018). (In Russian).

7. The government of Russia (2009) Decree No. 1101-r "On Approval of the Strategy for the Development of Physical Education and Sports in the

Russian Federation for the Period until 2020". [Online] Available from: www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/. (Accessed: 18.092018). (In Russian).

8. Nesteryuk, A.A. & Pashchenko, L.G. (2018) [Activisation of Competitive Activities of Students by Improving the System of Mass Student Sports

at the University]. Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kul'tury, sporta i olimpizma [Problems of Improving Physical Education, Sports and Olympism]. Proceedings of the International Conference. Omsk. 13-14 December 2017. Omsk: Siberian State Academy of Physical Culture and Sports. pp. 79-84. (In Russian).

9. Bakshaeva, N.A. & Verbitskiy, A.A. (2018) Psikhologiya motivatsii studentov [Psychology of Student Motivation]. Moscow: Yurayt.

10. Danilov, R.S. (2007) Sostyazatel'nost' kakforma sotsial'nogo bytiya cheloveka [Competitiveness as a Form of Human Social Life]. Abstract of Philosophy Cand. Diss. Saratov.

11. Pashchenko, L.G. (2017) The Manifestation of the Competition for University Students in the Process of Sports Activity. Mir nauki — World of Science. 5 (6). (In Russian).

12. Myasishchev, V.N. (1995) Psikhologiya otnosheniy [Psychology of Relationships]. Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: NPO "MODEK".

13. Ajzen, I. (2011) The Theory of Planned Behavour: Reactions and Reflections. Psychology & Health. 26 (9). pp. 1113-1127. DOI: 10.1080/08870446.2011.613995

14. Trost S.G. et al. (2002) Correlates of Adults' Participation in Physical Activity: Review and Update. Medicine and Science in Sports and Exercise. 34 (12). pp. 1996-2001. DOI: 10.1097/00005768-200212000-00020

15. Zershchikova, T.A. (2010) Issledovanie sub"ektivnykh otnosheniy pervokursnikov k svoemu organizmu v ramkakh problemy ekologicheskikh otnosheniy lichnosti [The Study of the Subjective Relations of Freshmen to Their Body in the Framework of the Problem of Environmental Relations of the Individual]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury — Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science And Culture. 81 (4). pp. 37-43.

16. Lazurskiy, A.F. (2016) Psikhologiya obshchaya i eksperimental'naya [General and Experimental Psychology]. Moscow: Yurayt.

17. Gudkova, E.V. (2012) Review of Notions about Relations in Contemporary Psychological Personality Theories. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the South Ural State University. 6. pp. 27-31. (In Russian).

18. Merlin, V.S. (1996) Psikhologiya individual'nosti [Psychology of Individuality]. Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: NPO "MODEK".

19. Abul'khanova, K.A. (2011) Sootnoshenie individual'nosti i lichnosti v svete sub"ektnogo podkhoda [The Correlation of Individuality and Personality in the Light of the Subjective Approach]. Mir psikhologii. 1. pp. 22-31.

20. Solomin, I.A. (2001) Psikhosemanticheskaya diagnostika skrytoy motivatsii [Psychosemantic Diagnosis of Hidden Motivation]. St. Petersburg: IMATON.

21. Berebin, M.A. (2008) Myasischev's Conception of Personality' Attitude and the Theory of Psychic Adaptation of Personality in Medical Psychology. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Psikhologiya. — Bulletin of the South Ural State University. Psychology. 33. pp. 18-25. (In Russian).

22. Babushkin, G.D. (2012) Psikhodiagnostika lichnosti pri zanyatiyakh fizicheskoy kul'turoy i sportom [Psychodiagnostics of a Personality during Physical Education and Sports]. Omsk: Siberian State Academy of Physical Culture and Sports.

23. Pashin, A.A. & Kabachkov, V.A. (2010) Issledovanie vozrastnykh osobennostey fizicheskoy podgotovlennosti i sub"ektivnogo otnosheniya k fizicheskoy kul'ture i sportu uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol [The Study of Age-Related Characteristics of Physical Fitness and Subjective Attitudes towards Physical Education and Sports of Secondary School Students]. Vestnik sportivnoy nauki — Sports Science Bulletin. 4. pp. 47-52.

24. Il'in, E. (2003)Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. St. Petersburg: Piter.

25. Karelin, A.A. (2007) Bol'shaya entsiklopediyapsikhologicheskikh testov [Big Encyclopedia of Psychological Tests]. Moscow: Eksmo.

26. Bashmanova, E.L. (2009) Modeling Relations Schoolchildren to Exercise and School: Typology, Structure, Dynamics. Uchenye zapiski. El-ektronnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta — Scientific Notes: The Online Academic Journal of Kursk State University. 3 (11). [Online] Available from: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/011-13.pdf. (In Russian).

27. Shutova, O.I. (2017) Vliyanie professional'noy identichnosti obuchayushchikhsya na sub"ektivnoe otnoshenie k osvaivaemym kompetentsiyam pri podgotovke spetsialistov professiy pomogayushchego tipa [The Influence of Students' Professional Identity on the Subjective Attitude to the Mastered Competencies in the Training of Specialists of Helping Professions]. Abstract of Psychology Cand. Diss. Volgograd.

28. Myasishchev, V.N. (1998) Psikhologiya otnosheniy [The Psychology of Relationships]. Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: NPO "MODEK".

29. Lomov, B.F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and Theoretical Problems of Psychology]. Moscow: Nauka.

30. Belyakova, E.G. & Strokova, T.A. (2018) Psikhologo-pedagogicheskiy monitoring [Psychological and Pedagogical Monitoring]. Moscow: Yurayt.

Received: 11 May 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.