Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/127PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Гришина А.В., Абакумова И.В., Данченко И.В. Интернет-блоги как фактор инициации выбора профессии российскими школьниками // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/127PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Grishina A.V., Abakumova I.V., Danchenko I.V. (2019). Internet blogs as a factor in the initiation of professional choice by Russian schoolchildren. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/127PSMN619.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 15.21.45
Гришина Анастасия Васильевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: avgrishina. [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4005-8744 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=756187 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/N-6401-2016 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57189588565
Абакумова Ирина Владимировна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Декан факультета «Психология, педагогика и дефектология»
Доктор психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2202-2588 Researcher ID: http://www.researcherid. com/rid/A-9720-2016 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57189598855
Данченко Ирина Владимировна
ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» Филиал в г. Новороссийске, Новороссийск, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Интернет-блоги как фактор инициации выбора профессии российскими школьниками
Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования влияние контента популярных интернет-блогов на выбор профессии современными старшеклассниками. Блоги становятся для современных подростков референтной группой нового типа, а ценности, транслируемые популярными в интернете персонажами (блогерами, влогерами, популярными представителями масс-культуры) принимаются старшеклассниками как информация от референтной группы: без критичной оценки информации, без учета собственных способностей и уже сформированных ценностей. Можно предположить, что эта информация становится определяющей и при выборе будущей профессии. В исследовании приняли участие 95 учеников 10-11 классов общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону, в
https:// mir-nauki. com
возрасте от 16 до 18 лет (мужского и женского пола). Респондентам были предложены следующие методики: авторская анкета для определения роли интернета в жизни школьника; методика «Карта склонностей к различным видам деятельности» (Е.И. Рогов); методика «Карта интересов» (модификация сотрудников ВНИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ); методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). В результате статистической обработки первичных данных по указанным методикам было показано, что тематическая направленность просматриваемых блогов уменьшает профессиональный интерес школьников в этой сфере. Лишь блоги спортивной направленности увеличивают интерес школьника к этой сфере деятельности. Было выявлено, что просмотр мотивационных блогов подавляет внутренние отрицательные мотивы выбора будущей профессии у школьников. Было обнаружено влияние времени, проведенного в интернете, на структуру мотивации школьников, а именно на рост внешних положительных мотивов при выборе профессии. Таким образом, авторы предполагают, что чем больше человек проводит времени в интернете, тем больше интернет оказывает влияние на внешне положительные мотивы, и эти мотивы становятся преобладающими у старшеклассников в процессе выбора профессии. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ профориентационной работы со школьниками.
Ключевые слова: блогинг; интернет-контент; профессиональное самоопределение; внутренняя мотивация; внешняя мотивация
Выбор будущей профессии - это важный вопрос, который встает перед каждым молодым человеком, заканчивающим среднюю школу [1]. Мотивы и критерии этого выбора, а также связанные с ним психологические особенности личности являлись предметом множества исследований, однако, несмотря на это, тема представляется недостаточно изученной. Связано это с тем, что наряду с традиционными мотивами выбора профессии каждая историческая эпоха добавляет новые, более современные мотивы и институты, их формирующие. Традиционно на выбор будущей профессии влияют в первую очередь члены семьи школьника, руководствуясь семейной традицией, представлениями об успешности карьеры в выбираемой сфере деятельности, возможностью поступления в конкретный ВУЗ и т. д. Кроме того, может учитываться и социальный запрос на специалистов в какой-то области, а также престижность выбираемой профессии [2].
Проблема мотивации профессионального выбора изучалась в контексте связи профессионального самоопределения и личностного развития (Е.И. Рогов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.Я. Басов, А.П. Чернявская и др.), мотивации профессиональной деятельности (А.В. Петровский, Р.С. Вайсман, И.А. Медведева, В.А. Сонин, В.И. Шкуркин, Л.М. Хабаева и др.), психологической готовности к профессиональной деятельности (А.Е. Голомшток, Е.В. Гурьянов, М.И. Дьяченко, А.Г. Здравомыслов, А.П. Чернявская, П.М. Якобсон и др.).
Говоря о мотивации выбора профессии большинство авторов выделяют внутренние и внешние мотивы. К внутренним мотивам традиционно относят все то, что связано с индивидуально-психологическими особенностями личности (способностями, интересами, собственными представлениями о будущей профессии и возможности добиться в ней успеха, и т. д.). К внешним мотивам относятся те внешние факторы, которые могут определить выбор (высокая зарплата, возможность получения призов, наград, премий, похвалы со стороны значимого окружения или начальства, престижность профессии в данном обществе и т. д.) [3].
Теоретические предпосылки исследования
Р.В. Овчарова предлагает также подразделять внутренние мотивы на индивидуальные и социальные, а внешние на положительные и отрицательные (табл. 1).
Таблица 1
Классификация мотивов выбора профессии
Внутренние мотивы выбора профессии Внешние мотивы выбора профессии
Индивидуальные Социальные Положительные Отрицательные
соответствие профессии способностям, физическому и умственному развитию; возможность проявления своих творческих способностей; значимость выбранной профессии для самого человека; удовлетворение, принесенное работой. возможность принести своим трудом пользу обществу, достигнуть хороших результатов, возможность общения, возможность руководства другими людьми. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж. давление со стороны (семьи, друзей), наказания, критика, осуждение.
В настоящее время важнейшим социальным институтом, влияющим на современного человека (особенно молодого), наравне с семьей и обществом, становится Интернет-пространство. Многочисленные исследования показывают, что основными потребителями интернет-контента являются молодые люди от 15 до 35 лет, т. е. старшеклассники, студенты и молодые специалисты [4; 5]. Молодые люди используют интернет как источник информации для личных и для учебных целей; вступая в интернет-сообщества, они находят единомышленников из разных уголков мира и получают возможность оперативно обмениваться с ними информацией, делиться результатами своих достижений и новостями; социальные сети вывели социальные коммуникации в молодежной среде на новый уровень (это касается коммуникации как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми) [6]. Более того, в условиях чрезмерной вовлеченности в сетевое взаимодействие молодой человек зачастую одновременно переживает и стремление к постоянному получению нового информационного контента, и собственное субъективно воспринимаемое бессилие от невозможности контролировать поступление информации. Следствием этого становится формирование некритичного отношения к информации, подверженность манипулятивным воздействиям, чрезмерная внушаемость, рост влияния информации на поведение человека и принимаемые им решения, в том числе и в сфере выбора профессии [7].
Блогинг как форма размещения информации в интернете находится сейчас на пике популярности. Блог традиционно понимается как интернет-дневник пользователя, в котором публикуются фото, видео и комментарии пользователя на разные актуальные темы. Ведение блогов предполагает активное взаимодействие со зрителями/читателями блога, от них необходимо получать обратную связь в виде комментариев, отметок «нравится/не нравится». Активное развитие блогинга как явления говорит о постоянно увеличивающейся аудитории, возрастные особенности которой определяются контентом блогов и их направленностью [8]. Кроме того, с каждым годом количество пользователей интернета растет в геометрической прогрессии во всех возрастных группах, однако наиболее активной частью общества, использующей интернет, являются подростки и молодые люди до 35 лет.
Таким образом, блогосфера становится для современных подростков референтной группой нового типа, а ценности, транслируемые популярными в интернете персонажами (блогерами, влогерами, популярными представителями масс-культуры) принимаются старшеклассниками как информация от референтной группы: без критичной оценки информации, без учета собственных способностей и уже сформированных ценностей [9]. Можно предположить, что эта информация становится определяющей и при выборе будущей профессии.
Описание выборки и процедуры исследования
С целью изучения этой актуальной темы и структуры мотивации современных школьников при выборе будущей профессии нами было проведено эмпирическое исследование.
Цель исследования: Изучить влияние контента популярных интернет-блогов на выбор профессии современными старшеклассниками.
Предметом эмпирического исследования является влияние интернет-контента на выбор профессии современными старшеклассниками.
Задачи эмпирического исследования:
1. Провести исследование мотивов выбора профессии старшеклассниками.
2. Определить сферы профессиональной деятельности, к которым склонны старшеклассники, основываясь на их интересах и способностях.
3. Провести анализ контента интернет ресурсов, популярных среди старшеклассников.
4. Выявить наличие связи между контентом интернет блогов и сферами интересов старшеклассников.
5. Определить наличие связи между контентом интернет блогов и структурой мотивации выбора будущей профессии.
Гипотезы исследования:
1. Внешняя мотивация выбора профессии является ведущей для современных школьников.
2. Интернет-контент может влиять на выбор профессии старшеклассников.
Исследование проводилось методом горизонтального среза. Всем участникам исследования предлагалось заполнить единообразные бланки для анкетирования и тестирования.
Методики исследования:
1. Авторская анкета для определения роли интернета в жизни школьника.
2. Методика «Карта склонностей к различным видам деятельности» (Е.И. Рогов).
3. Методика «Карта интересов» (модификация сотрудников ВНИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ).
4. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
Объект исследования: в исследовании приняли участие 95 учеников 10-11 классов общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону, в возрасте от 16 до 18 лет (мужского и женского пола). Репрезентативность выборки определяется количеством участников эксперимента (необходимой и достаточной выборкой).
Для обработки полученных данных использовались пакет Microsoft Office 10 (Microsoft Excel) и программа «SPSS 17.0 for Windows».
Основные результаты эмпирического исследования.
По результатам анкетирования 62 % школьников проводят в интернете от 3 до 5 часов, 32 % старшеклассников уделяют интернету более 5 часов в день, и лишь 6 % используют интернет от 1 до 3 часов. При этом 58 % используют интернет для общения, 36 % - для поиска ответа на вопрос и лишь 6 % заходят в интернет для развлечения.
Для выявления способностей учащихся была использована методика «Карта склонностей к различным видам деятельности» (Е.И. Рогов), позволяющая выявить преобладающую сферу деятельности в интересах школьника: эстетическая, подвижная, экономическая, практическое производство, работа, связанная с обслуживанием клиентов и обучением, работа умственного характера. Результаты представлена на рисунке 1.
I Эстетические виды деятельности
I Подвижные виды деятельности
Экономические виды деятельности
I Практическое изготовление
I Работа по обслуживанию и обучению
Работа умственного характера
Рисунок 1. Результаты по методике «Карта склонностей к различным видам деятельности» (Е.И. Рогов)
В ходе анализа результатов по данной методике мы получили следующие данные:
22 % учащихся склонны к эстетическим видам деятельности - работа, связанная с искусством и дизайном, целью которой является достижение красоты и эстетической гармонии в окружающем мире и сохранение культурного наследия человечества (дизайнер, художник, оформитель, искусствовед и т. д.);
18 % склонны к подвижным видам деятельности, предполагающим высокую физическую активность, а также стремление к риску (спортсмен, тренер и т. д.);
18 % склонны к экономическим видам деятельности - работа, связанная с продажей товаров и услуг, процессами ценообразования различных видов услуг, ведением отчетной документации (менеджер, экономист, бухгалтер и т. д.);
16 % учащихся склонны к практическому изготовлению и производству (строитель, инженер, механик, электрик, слесарь и т. д.);
14 % старшеклассников склонны к работе по обслуживанию, т. е. видам деятельности, связанным с взаимодействием с клиентом, обучением, оказанием помощи (психолог, педагог, врач и т. д.);
12 % учащихся склонны к работе умственного характера - работа исследовательского характера в разных областях, предполагающая сбор, обработку, анализ и систематизацию информации (научный сотрудник, программист и т. д.).
Для изучения предметных областей интересов старшеклассников нами была использована методика «Карта интересов» (модификация сотрудников ВНИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ). Результаты представлены на рисунке 2.
127PSMN619
■ Физика,математика
■ Химия
Электро -радиотехника
■ Геология,география
■ Техника
■ Филология, журналистика
■ Педагогика
■ История
■ Медицина Биология
Сфера обслуживания
■ Искусство
■ Спорт
Рисунок 2. Результаты по методике «Карта интересов»
В ходе анализа ответов, учащихся были получены следующие результаты: у 22 % опрошенных школьников преобладает интерес к спорту, у 12 % - к медицине, у 10 % - к физике и математике. Остальные результаты распределились равномерно: у 8 % - к электрорадиотехнике, у 8 % - к искусству, у 8 % - к биологии, у 8 % - к истории, у 8 % - к геологии и географии, у 6 % - к сфере обслуживания и еще у 6 % - к педагогике, 2 % - к химии и еще 2 % - к филологии и журналистике и 0 % - к технике.
Для изучения мотивов выбора профессии старшеклассников, мы пользовались методикой «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) (рис. 3).
Внутренние индивидуальные мотивы
Внутренние социальные мотивы
Внешне положительные мотивы
Внешне отрицательные мотивы
Рисунок 3. Результаты по методике «Мотивы выбора профессии» Страница 6 из 11
У 44 % опрошенных школьников при выборе профессии преобладают внутренние индивидуальные мотивы, а у 40 % ведущими являются внутренние социальные мотивы. Внешние положительные мотивы преобладают у 12 % школьников, а внешние отрицательные мотивы выявлены лишь у 4 % опрошенных. Таким образом внутренняя мотивация выбора профессии характерна для 84 % респондентов, а внешняя - для 16 %, что противоречит второй гипотезе нашего исследования.
Нами был проведен анализ популярного среди школьников контента интернет-ресурсов (блогов или каналов). Все названные школьниками блоги мы разделили на группы по направленности: научные, путешествия, юмор, красота, спорт и мотивационные (рис. 4).
Мотивацио нные Спорт Красота Юмор Путешествия Научные
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рисунок 4. Результаты анализа направленности интернет-контента, популярного среди старшеклассников
Для проверки гипотезы о том, что интернет-контент влияет на выбор профессии современных старшеклассников, были использованы следующие методы статистической обработки результатов исследования: анализ с помощью статистического T-критерия Стьюдента и дисперсионный анализ ANO VA.
В ходе статистического анализа результатов была обнаружена связь направленности блогов, которые просматривают школьники, и их склонностями к различным отраслям профессиональной деятельности.
Была выявлена отрицательная между следующими параметрами:
«просмотр видеороликов блогеров научной направленности» и «склонность к работе умственного характера» (t = -2,137; p = 0,038);
«просмотр видеороликов блогеров научной направленности» и «интерес к химии» (t = -2,074; p = 0,043);
«увлеченность блогами о путешествиях» и «склонность к экономическим видам деятельности» (t = -2,157; p = 0,036);
«просмотр видеороликов блогеров юмористической направленности» и «интерес к педагогике» (t = -2,559; p = 0,014).
Взаимосвязь между параметрами «просмотр спортивных блогеров» и «интерес к спорту» у школьников является положительной (t = 2,025; p = 0,048), это говорит о том, что чем чаще старшеклассники, смотрят видеоролики, связанные со спортом и его разновидностями, тем больше у них проявляется интерес к спорту как преобладающий.
Особый интерес представляет выявленная отрицательная связь между параметрами «просмотр мотивационных блогов» и «внешние отрицательные мотивы» (t = -3,552; p = 0,001):
68%
44%
50%
70%
54% ] 56%
т. е. просмотр мотивационных роликов уменьшает влияние внутренних отрицательных мотивов у школьников и, возможно, подавляет эти мотивы.
Для выявления взаимосвязи между временем, проводимым в интернете, и структурой мотивации в выборе будущей профессии был проведен дисперсионный анализ ANOVA. При f = 3,372, p = 0,043 была обнаружена связь между параметрами «время, проведенное в интернете», и «внешне положительные мотивы». Таким образом, мы можем утверждать, что чем больше времени школьник проводит в интернете, тем больше интернет оказывает влияние на внешне положительные мотивы (престиж, высокий уровень дохода, карьерный рост), и эти мотивы становятся преобладающими у старшеклассников в процессе выбора профессии.
Обсуждение результатов исследования
Описанные результаты эмпирического исследования влияния интернет-контента на выбор профессии современными старшеклассниками, позволяют сделать следующие выводы:
1. При просмотре видеороликов блогов, которые позиционирую свой контент как научный старшеклассники менее склонны к работе умственного характера как ведущему виду деятельности. Так же при просмотре научного контента у школьников наблюдается низкий интерес к химии.
2. При просмотре контента блогов, рассказывающих о путешествия, у старшеклассников наблюдается низкий уровень интереса к экономическим видам деятельности.
3. При увлеченности просмотром видеороликов юмористической направленности у школьников прослеживается низкий уровень интереса к педагогике.
4. Старшеклассники, которые смотрят блоги и видеоролики про спорт, проявляют высокий уровень интереса к спорту и в реальной жизни.
5. Просмотр мотивационных блогов подавляет внутренние отрицательные мотивы выбора будущей профессии у школьников.
6. Было обнаружено влияние времени, проведенного в интернете, на структуру мотивации школьников, а именно на рост внешних положительных мотивов при выборе профессии. Таким образом, мы можем утверждать, что чем больше человек проводит времени в интернете, тем больше интернет оказывает влияние на внешне положительные мотивы, и эти мотивы становятся преобладающими у старшеклассников в процессе выбора профессии.
Таким образом, полученные выводы частично подтвердили выдвинутые гипотезы. Первая гипотеза о преобладании внешней мотивации выбора профессии современными школьниками не подтвердилась, т. к., согласно полученным результатам, внутренние мотивы (внутренние индивидуальные и внутренние социальные) преобладают у 84 % опрошенных школьников, а внешние мотивы (положительные и отрицательные) являются ведущими в профессиональном самоопределении лишь у 16 % школьников. Однако, несмотря на это, было показано, что интернет-контент оказывает влияние на структуру мотивации к выбору будущей профессии: наблюдается снижение значимости внешних отрицательных мотивов и повышение значимости внешних положительных мотивов. Интернет блоги делают акцент на внешних проявлениях правильно выбранной профессии: материальном благополучии, карьерном росте, социальном статусе и формирует у молодого поколения образ современного успешного человека. Это подтверждает вторую выдвинутую гипотезу о влиянии интернет контента на профессиональное самоопределение современных школьников.
Мы полагаем, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ профориентационной работы со школьниками. В современном обществе специалисты, работающие с молодежью, не могут недооценивать влияние интернет-контента на все сферы жизни молодого человека [10]. Ведь только специалист, говорящий со школьниками и студентами «на одном языке», понимающий специфику молодежных субкультур, становящихся для молодых людей референтными группами, сможет построить доверительные отношения и оказать квалифицированную помощь тому, кто в ней нуждается.
Перспективы исследования
Мы предполагаем, что блогинг оказывает воздействие на ценностно-смысловую сферу молодого поколения, обесценивания традиционные ценности и создавая новые, и планируем провести исследования на эту тему. Перспективным также представляется изучение гендерных особенностей восприятия интернет-контента и его воздействием на ценностно-смысловую сферу личности в зависимости от пола и возраста респондентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Ермаков П.Н. Технологии направленной ... смыслов в практике учебного процесса: монография - М.: КРЕДО, 2016. - 232 с.
2. Изатулин В.Г., Карабинская О.А., Калягин А.Н., Макарова О.А. Основные мотивы выбора будущей профессии студентами медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2019. - Т. 156. - № 1. - С. 39-42.
3. Каргин М.И., Глебов В.Ю. Особенности мотивов выбора профессии у старшеклассников общеобразовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25770 (дата обращения: 02.11.19).
4. Кузнецова Е.А. Влияние интернета на профессиональное самоопределение молодежи // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 1. - С. 204-209.
5. Denisova E.G., Kryuchkova A.S., Klimova N.M., Borokhovski E. Students Internet usage: Psychological and pedagogical aspects // В сборнике: SHS Web of Conferences The conference proceedings. Don State Technical Universyty. - 2019. - Vol. 70. - p. 06002.
6. Abakumova I.V., Zvezdina G.P., Grishina A.V., Dyakova E.V. Models of Internet behavior of humanitarian orientation students, depending on gender // В сборнике: SHS Web of Conferences: The conference proceedings - 2019. - Vol. 70. - 6 p.
7. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Когнитивные способы переработки социальной информации из интернет-сети в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2018. - No3(31). - С. 57-68. URL: DOI: 10.11621/npj .2018.0306 (дата обращения: 02.11.19).
8. Филипова А.Г., Ардальянова А.Ю., Абросимова Е.Е. Видеоблогинг и современные подростки: опасности интернет-пространства // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 8 URL: https://doi .org/10.2415 8/tipor.2017.8.1 (дата обращения: 02.11.19).
9. Lin M.-H., Vijayalakshm A., Laczniak R. Toward an Understanding of Parental Views and Actions on Social Media Influencers Targeted at Adolescents: The Roles of Parents' Social Media Use and Empowerment // Front. Psychol. - 2019. - 10: 2664. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02664.
10. Abakumova I., Bakaeva I., Grishina A., Dyakova E. Active learning technologies in distance education of gifted students // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). - 2019. - 7(1). - pp. 85-94.
Grishina Anastasia Vasil'evna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Abakumova Irina Vladimirovna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Danchenko Irina Vladimirovna
Pyatigorsk state university Novorossiysk branch, Novorossiysk, Russia E-mail: [email protected]
Internet blogs as a factor in the initiation of professional choice by Russian schoolchildren
Abstract. The article presents the results of an empirical study on the influence of the content of popular Internet blogs on the professional choice by modern high school students. Blogs are becoming a reference group for modern adolescents of a new type, and values broadcast by characters popular on the Internet (blogs, vlogers, popular representatives of mass culture) are accepted by high school students as information from the reference group: without a critical assessment of information, without taking into account their own abilities and already formed values. It can be assumed that this information becomes crucial when choosing a future profession. The study involved 95 students in grades 10-11 of comprehensive schools in Rostov-on-Don, aged 16 to 18 years (male and female). The following methods were offered to respondents: an author's questionnaire to determine the role of the Internet in a high school student's life; the method "Map of propensities to various types of activity" (E.I. Rogov); the method "Map of interests" (in modification of employees of Russian Research Institute of Engineering and Technical Education); the method "Motives for choosing a profession" (R.V. Ovcharova). As a result of the statistical processing of primary data by the indicated methods, it was shown that the thematic focus of the browsed blogs reduces the professional interest of students in this area. Only sports blogs increase the student's interest in this area of activity. It was found that viewing motivational blogs suppresses the internal negative motives for choosing a future profession for students. The influence of time spent on the Internet on the structure of motivation of students, namely on the growth of external positive motives when choosing a profession, was found. Thus, the authors suggest that the more people spend time on the Internet, the more the Internet influences externally positive motives, and these motives become prevailing among high school students in the process of choosing a profession. The results of the study can be used in the development of career guidance programs with students.
Keywords: blogging; Internet content; professional self-determination; intrinsic motivation; extrinsic motivation
REFERENCES
1. Abakumova I.V., Kagermazova L.Ts., Ermakov P.N. Tekhnologii napravlennoy transliacii smyslov v praktike uchebnogo processa [Technology directed translation of senses in the practice of the educational process]: monograph - M.: KREDO, 2016. -232 p.
2. Izatulin V.G., Karabinskaya O.A., Kalyagin A.N., Makarova O.A. Osnovnie motivi vibora bydyshei professii studentami medicinskogo VYZa [The main motives for choosing a future profession by students of a medical university] // Siberian Medical Journal (Irkutsk). - 2019. - T. 156. - No. 1. - S. 39-42.
3. Kargin M.I., Glebov V.Yu. Osobennosti motivov vibora professii y starsheklassnikov obsheobrazovatelnih organizacii [Features of motives for choosing a profession in high school students of general educational organizations] // Modern problems of science and education. - 2016. - No. 6. URL: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=25770 (date of access: 02.11.19).
4. Kuznetsova E.A. Vliyanie interneta na professionalnoe samoopredelenie molodegi[The influence of the Internet on the professional self-determination of youth] // Scientific problems of humanitarian research. - 2010. - No. 1. - P. 204-209.
5. Denisova E.G., Kryuchkova A.S., Klimova N.M., Borokhovski E. Students Internet usage: Psychological and pedagogical aspects // In the collection: SHS Web of Conferences: The conference proceedings - 2019. - Vol. 70. - p. 06002.
6. Abakumova I.V., Zvezdina G.P., Grishina A.V., Dyakova E.V. Models of Internet behavior of humanitarian orientation students, depending on gender // In the collection: SHS Web of Conferences: The conference proceedings - 2019. - Vol. 70. - 6 p.
7. Molchanov S.V., Almazova O.V., Poskrebysheva N.N. Kognitivnie sposobi pererabotki socialnoi informacii iz seti internet v podrostkovom vozraste [Cognitive methods of processing social information from the Internet in adolescence] // National Psychological Journal. - 2018. - No3 (31). - S. 57-68. URL: DOI: 10.11621/npj.2018.0306 (accessed date: 02.11.19).
8. Filipova A.G., Ardalyanova A.Yu., Abrosimova E.E. Video blogging i sovremennie podrostki: opasnosti internet-prostranstva [Video blogging and modern adolescents: the dangers of the Internet space] // Theory and Practice of Social Development. - 2017. -No. 8 URL: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.8.1 (accessed: 02.11.19).
9. Lin M.-H., Vijayalakshm A., Laczniak R. Toward an Understanding of Parental Views and Actions on Social Media Influencers Targeted at Adolescents: The Roles of Parents' Social Media Use and Empowerment // Front. Psychol. - 2019. - 10: 2664. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02664.
10. Abakumova I., Bakaeva I., Grishina A., Dyakova E. Active learning technologies in distance education of gifted students // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). - 2019. - 7 (1). - pp. 85-94.