Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ'

К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

702
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Машлякевич Анна Дмитриевна, Семёнова Анна Витальевна

Статья посвящена описанию особенностей межличностных отношений в старшем подростковом возрасте. Предпринят теоретический анализ основных психологических и педагогических концепций, отражающих особенности развития и социализации старших подростков. Раскрыто содержание и состав понятия «межличностные отношения». Дана структура межличностных отношений подростков, которая включает в себя: особенности восприятия другого человека (эмоционального, рационального, поведенческого); способности соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей; уровень осознания сферы отношения с другими. В статье отмечено, что общение становится ведущим видом деятельности подростка, формируется представление о себе и об окружающем мире. Делается вывод о том, что межличностное общение выступает важнейшим условием формирования коммуникативного и личностного статуса старшего подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF OLDER TEENAGERS

The article is devoted to the description of the peculiarities of interpersonal relationships in older adolescence. A theoretical analysis of the main psychological and pedagogical concepts, reflecting the characteristics of the development and socialization of older adolescents, has been undertaken. The content and composition of the concept of "interpersonal relations" is explained in detail. It is shown that the structure of interpersonal relations between adolescents includes: the peculiarities of the perception of another person (emotional, rational, behavioral); the ability to correlate their interests, desires, values with those of other people; the level of awareness of the sphere of relations with others. The article notes that communication is becoming the leading activity of an adolescent, the idea of self and the world around is formed. It is concluded that interpersonal communication is the most important condition for the formation of the communicative and personal status of an older adolescent.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

УДК:159.99

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-77-83

К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Анна Дмитриевна Машлякевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-3165-398X anyawarner@mail.ru

Анна Витальевна Семёнова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 anna-petrenko94@mail .ru

Аннотация. Статья посвящена описанию особенностей межличностных отношений в старшем подростковом возрасте. Предпринят теоретический анализ основных психологических и педагогических концепций, отражающих особенности развития и социализации старших подростков. Раскрыто содержание и состав понятия «межличностные отношения». Дана структура межличностных отношений подростков, которая включает в себя: особенности восприятия другого человека (эмоционального, рационального, поведенческого); способности соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей; уровень осознания сферы отношения с другими. В статье отмечено, что общение становится ведущим видом деятельности подростка, формируется представление о себе и об окружающем мире. Делается вывод о том, что межличностное общение выступает важнейшим условием формирования коммуникативного и личностного статуса старшего подростка.

Ключевые слова: подростковый возраст, социальные установки, межличностные отношения, социально-психологический климат, коммуникативные навыки

Для цитирования: Машлякевич А.Д., Семёнова А.В. К вопросу о межличностных взаимоотношений старших подростков // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. №4 с. 77-83.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-77-83.

Original article

ON THE ISSUE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF OLDER TEENAGERS

Anna D. Mashlyakevich

Kubanstate University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-3165-398X anyawarner@mail.ru

Anna V. Semyonova

Kubanstate University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 anna-petrenko94@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the description of the peculiarities of interpersonal relationships in older adolescence. A theoretical analysis of the main psychological and pedagogical concepts, reflecting the characteristics of the development and socialization of older adolescents, has been undertaken. The content and composition of the concept of "interpersonal relations" is explained in detail. It is shown that the structure of interpersonal relations between adolescents includes: the peculiarities of the perception of another person (emotional, rational, behavioral); the ability to correlate their interests, desires, values with those of other people; the level of awareness of the sphere of relations with others. The article notes that communication is becoming the leading activity of an adolescent, the idea of self and the world around is formed. It is concluded that interpersonal communication is the most important condition for the formation of the communicative and personal status of an older adolescent.

Keywords: Adolescence, social attitudes, interpersonal relationships, socio-psychological climate, communication skills

For citation: Mashlyakevich A.D., Semyonova A.V.. On the issue of interpersonal relationships of older teenagers. Pedagogy: history, prospects. 2021.Volume. 4. №4. PP. 77-83. (In Russ.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-77-83

Подростковый возраст - это особый этап онтогенеза, характеризующийся переходом от детства к взрослой жизни. С.В. Попова и Ф.Б. Балкизова считают, что подростковый период - это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения [1, с. 61].

Проблемой межличностного общения у подростков занимались такие исследователи как Е.П. Ильин, С.В. Духновский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Ф. Райс, К. Долджин и др.

Контакт с ровесниками представляется весьма значительным каналом информации для подростка, поскольку он позволяет приобретать ответы в некоторых увлекаю-

щих его вопросах с позиции сверстников, что является особенным видом межличностных отношений. В связи с этим Я подростка отражается словно в «зеркале» окружающих его людей, прежде всего, своих сверстников [2, с. 20]. Кроме всего прочего в данном возрасте происходит стабилизация черт характера личности подростка, а также усвоение основных форм межличностного поведения. В этом возрасте происходит переоценка существующего до этого привычного мира, самоопределение, устанавливаются рамки и способы поведения [3, с. 76].

В.А. Аверин утверждает, что общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усиливаются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план [4, с. 313]. Состояние принципиального равноправия детей-сверстников осуществляет данную сферу отношений исключительно привлекательной для подростка: это положение соответствует моральному содержанию возникающего у подростка ощущения своей взрослости. Совершающиеся в начале подросткового возраста своеобразные сдвиги в развитии устанавливают принципиальное сходство у подростков новоиспеченных потребностей, устремлений, переживаний, условий к взаимоотношениям со старшими и друзьями. Это способствует более углубленному развитию взаимоотношений с ровесниками. У школьника формируются ценности, которые являются наиболее понятными и близкими сверстнику, нежели старшим. Связь со взрослыми уже не имеет возможности целиком заменить общения с ровесниками.

Дж. Юнисс и Дж. Смоллар [5] выдвинули гипотезу о том, что дружба со сверстниками имеет специфические социализирующие роли, отличные от ролей родителей. Родители в первую очередь влияют на представления молодых людей о социальной реальности и планах на будущее, а отношения с друзьями помогают в приобретении социальных навыков, а также могут предоставить возможность установить независимость или автономию и продемонстрировать взрослое поведение и роли.

Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний -выше интереса к чувствам и переживаниям другого [6]. Для подростка его индивидуальное является более значимым, нежели общественное. Он предрасположен к самонаблюдению, к разбору и оценке своих мыслей, эмоций, действий; также абсолютно осознанно наблюдает за реакцией окружающих людей на свое поведение.

Такие исследователи, как Л.И. Божович, В.А. Горянина, А.Н. Леонтьев, А.А. Бо-далев, Е.П. Ильин выявили, что в подростковом возрасте прослеживается более острая потребность в межличностном общении [7]. Контакт становится самоцелью, в которой дети могут реализовать свои интересы, создают представления о себе и об окружающем мире. Взаимоотношения с ровесниками, как правило, строятся на основе равноправия и управляются общепризнанными мерками равенства, в то время как взаимоотношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Потому как взаимодействие со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отстраняется от школы и семьи, начинает больше времени проводить с ровесниками. Фундаментальной направленностью подросткового возраста является переориентировка на общение со сверстниками. Для подросткового возраста свойственно создание своего собственного суждения на

основании сопоставления своего мнения с мнениями сверстников. Значимым для школьника представляется вовлеченность в сам процесс общения. Собственно, в нем подросток реализует себя как личность, сформировывает суждения о себе и окружающем мире. Общение оказывает громадное воздействие на формирование личности подростка. Поскольку общение - это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. Отрок «переживает» общение не исключительно на интеллектуальном, но и на чувственном и эмоциональном уровнях.

Авторы приводят различные определения понятию «межличностные отношения». Таким образом, М.И. Еникеев считает, что межличностные отношения - это такие взаимодействия между людьми, которые зависят от социального статуса, нравственно-психологических особенностей и социальных ролей человека. Его определение следующее: межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей [8]. А.В. Морозов представляет термин следующим образом: это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [9]. С.Ю. Гаджиева в своей статье отмечает, что межличностные отношения - это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, формирующаяся на протяжении всей жизни человека [10, с.296].

Многие исследователи занимались изучением межличностных взаимоотношений старших подростков, разрабатывая свои классификации межличностных отношений. Однако наиболее подходящей для нас является классификация Я.Л. Коло-минского, который в свою очередь выделяет следующие типы отношений подростков с ровесниками [11]:

1. Пассивно-положительные отношения. При таких взаимоотношениях подростки решают какие-либо проблемные ситуации в пользу сверстника. Эти решения принимаются без какого-либо эмоционального фона.

2. Эгоистические отношения. При таких отношениях отсутствует интерес и эмоциональный фон к ровеснику. В конфликтных ситуациях подросток решает проблему в свою пользу.

3. Конкурентное отношение. Подростки активно вовлечены в деятельность товарища, оценивают ее, в то же время демонстрируя свое преимущество. В конфликтных ситуациях решают проблему в свою пользу.

4. Личностные отношения. При таких взаимоотношениях подростки склонны к проявлению интереса к сверстнику, демонстрируя эмоциональную вовлеченность в его деятельность. Подросток делает выбор в пользу сверстника без особых колебаний, смотрит ему в глаза, обращается к нему по имени.

5. Неустойчивые отношения. Смешанный тип отношений; в некоторых случаях подросток проявляет личностное отношение, а в некоторых - конкурентное. Но в обоих случаях подросток проявляет большой интерес к ровеснику и демонстрирует эмоциональную вовлеченность в его деятельность [11].

Также, как считает Н.И. Непомнящая, показателями сферы межличностных отношений могут выступать:

1. Особенности восприятия (эмоционального, рационального, поведенческого) другого человека.

2. Способности соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.

3. Уровень осознания сферы отношения с другими [12].

Как показывают исследования И.П. Иванова, А.В. Петровского, Т.Н. Бабаевой, в коллективе подростков постигаются основы человеческих ценностей, таких как сопереживание, взаимопомощь, моральная поддержка, что выступает средством всесторонне развитой личности, важнейшим источником накопления положительного опыта поведения [13].

Как отмечает С.Ю. Гаджиева, развитие личности происходит через межличностные отношения. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

1. Умение познакомиться с понравившимся человеком.

2. Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы.

3. Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказать свои мысли и выразить чувства [10, с. 295].

Таким образом, в подростковом возрасте межличностные отношения подростка выдвигаются на первое место, что является важной особенностью в формировании личности. Межличностное общение выступает важнейшим условием формирования коммуникативного и личностного статуса старшего подростка. В то же время - это довольно важная область его самореализации, выявления способностей, удовлетворения желания стать взрослым. В ходе межличностного общения особенно интенсивно складываются индивидуальные смыслы жизни, мотивы, отношение к другим людям, событиям и действиям, усваиваются культурные стандарты поведения, нравственные нормы отношений с людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Попова С.В., Балкизова Ф.Б. Особенности межличностных отношений у подростков // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u-podrostkov (дата обращения: 24.08.2021).

2. Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подросткового возраста. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 1. С. 19 - 26. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-19-26

3. Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 3. с. 74 - 83. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3 -3 -74-83

4. Аверин В.А. А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие.- 2-е изд., пере-раб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998 - 379 с.

5. Youniss, J. and Smollar, J. (1985) Adolescent Relations with Mothers, Fathers and Friends. University of Chicago Press, Chicago.

6. Разуваева Т. Н. Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63 - 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-podrostkov-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 24.08.2021).

7. Ильин Е.П. Психология Риска. СПб., 2012.

8. Еникеев М.И. Общая и социальная психология М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999. - 624 с.

9. Морозов А.В. Деловая психология СПб.: Союз, 2000- 576 с.

10. Гаджиева С.Ю. Особенности формирования межличностных отношений молодежи как важная педагогическая проблема // Вестник университета№5, 2015.- С. 294-296.

11. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений - М.: Нар. асвета, 1984.

12. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности / Н. И. Непомнящая. М., 2001. 191 с.

13. Педагогические труды академика И. П. Иванова. в 2 т. Т.1. / сост.: И.Д. Аванесян, К. П. Захаров. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 304 с.

REFERENCES

1. Popova S.V., Balkizova F.B. Features of interpersonal relations among adolescents. Fundamental and applied research: problems and results. 2015. No. 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u-podrostkov (date of access: 24.08.2021). (In Russ.)

2. Ignatovich S.S., Sotnikova T.V. Features of the socialization of adolescent children. Pedagogy: history, perspectives. 2020. Vol. 3. No. 1. P. 19-26. DOI: 10.17748 / 26869969-2020-3- 1-19-26(In Russ.)

3. Semenova A.V. Personal characteristics in adolescence and adolescence. Pedagogy: history, perspectives. 2020. Vol. 3. No. 3. p. 74-83. DOI: 10.17748 / 2686-9969-2020-3-3-74-83(In Russ.)

4. Averin V.A. A 19 Psychology of children and adolescents: Studies. allowance. - 2nd ed., Rev. SPb.: Publishing house of Mikhailov V.A., 1998. 379 p.(In Russ.)

5. Youniss, J. and Smollar, J. (1985) Adolescent Relations with Mothers, Fathers and Friends. University of Chicago Press, Chicago.

6. Razuvaeva TN Internet communications of adolescents: psychological aspect. Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 63-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-podrostkov-psihologicheskiy-aspekt (date of access: 24.08.2021). (In Russ.)

7. Ilyin E.P. Psychology of Risk. SPb., 2012. (In Russ.)

8. Enikeev M.I. General and social psychology M.: Publishing group NORMA-INFRA. M, 1999. 624 p.(In Russ.)

9. Morozov A.V. Business psychology SPb.: Union, 2000 - 576 p. (In Russ.)

10. Gadzhieva S.Yu. Features of the formation of interpersonal relations among young people as an important pedagogical problem. University Bulletin No. 5, 2015. - P. 294296. (In Russ.)

11. Kolominskiy Ya.L. Psychology of the children's collective: The system of personal relationships. M.: Nar. asveta, 1984. (In Russ.)

12. Nepomnyashchaya, NI Psychodiagnostics of personality. NI Nepomnyashchaya. M., 2001.191 p. (In Russ.)

13. Pedagogical works of academician IP Ivanov. in 2 volumes.Vol. 1. comp.: I.D. Avanesyan, K.P. Zakharov. SPb.: Publishing house of Polytechnic. University, 2013. 304 p. (In Russ.)

Информация об авторах: Машлякевич Анна Дмитриевна, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-3165-398X anyawarner@mail.ru

Семенова Анна Витальевна, преподаватель кафедры педагогики и психологии, факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет. Психолог-педагог центр «Мастерская жизни», «Киноклуб для подростков», «Киноклуб для родителей» и «На чердаке» Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 anna-petrenko94@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Машлякевич А.Д. - сбор информации Семенова А.В. - обработка результатов

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors: Anna D. Mashlyakevich, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University. Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0003-3165-398X anyawarner@mail.ru

Anna V. Semyonova, Head of the Student Scientific Community of the Department of Pedagogy and Psychology, Master of Pedagogy and Psychology, lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology of the Kuban State University, Consultant Psychologist Center "MASTER LIFE", "Cinema Club for Teenagers", "Cinema Club for Parents" and "In the Attic Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 anna-petrenko94@mail.ru

Contribution of the authors:

Mashlyakevich A.D. — collection information Semenova A.V. — processing results

The authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 20.07.2021.

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 24.08.2021.

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2021.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

© Машлякевич А. Д. 2021 © Семенова А.В. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.