Научная статья на тему 'СКЛОННОСТЬ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

СКЛОННОСТЬ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

1527
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ADOLESCENCE / RISK APPETITE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Анна Витальевна

В данной работе представлен теоретический анализ изучения проблемы склонности к риску в подростковом и юношеском возрасте. В статье описаны особенности проявления рискованного поведения, рассмотрено конструктивное и деструктивное проявление риска в подростковом возрасте. В теоретическом исследовании рассматривается биологическая основа потребности склонности к риску в подростковом возрасте, а также характерологические особенности, говорящие о различной степени склонности к риску и меняющиеся на протяжении всей жизни человека. Представленная работа будет полезна студентам педагогических и психологических направлений обучения, преподавателям средне-специальных и высших учебных заведений, учителям, родителям юношей и подростков, педагогам-психологам, практикующим психологам в русле семейного консультирования и индивидуального консультирования подростков и лиц юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPENSION TO RISK IN TEENAGERS AND YOUNG PEOPLE

This paper presents a theoretical analysis of a study of the problem of predisposition to risk in teenagers and young adults. The article describes the features of the manifestation of risky behavior, considers the constructive and destructive types of manifestation of risk in adolescence. The theoretical study examines the biological basis of the need for predisposition to risk in adolescence, as well as characterological features that indicate varying degrees of risk predisposition and change throughout a person's life. The presented work will be useful for students of pedagogical and psychological areas of education, teachers of secondary specialized and higher educational institutions, teachers, parents of teenagers, educational psychologists, practicing psychologists in the area of family counseling, as well as individual counseling for

Текст научной работы на тему «СКЛОННОСТЬ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

УДК 159.923

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-131-136

Анна Витальевна Семенова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCIDID: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

СКЛОННОСТЬ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В данной работе представлен теоретический анализ изучения проблемы склонности к риску в подростковом и юношеском возрасте. В статье описаны особенности проявления рискованного поведения, рассмотрено конструктивное и деструктивное проявление риска в подростковом возрасте. В теоретическом исследовании рассматривается биологическая основа потребности склонности к риску в подростковом возрасте, а также характерологические особенности, говорящие о различной степени склонности к риску и меняющиеся на протяжении всей жизни человека. Представленная работа будет полезна студентам педагогических и психологических направлений обучения, преподавателям средне-специальных и высших учебных заведений, учителям, родителям юношей и подростков, педагогам-психологам, практикующим психологам в русле семейного консультирования и индивидуального консультирования подростков и лиц юношеского возраста.

Ключевые слова: подростковый возраст, юношеский возраст, склонность к риску.

Для цитирования: Семенова А.В. Склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 3. No 5. С. 131-136 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-131-136

Anna Vitalievna Semyonova

Kuban state University Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

PREDISPOSITION TO RISK IN TEENAGERS AND YOUNG ADULTS

Abstract. This paper presents a theoretical analysis of a study of the problem of predisposition to risk in teenagers and young adults. The article describes the features of the manifestation of risky behavior, considers the constructive and destructive types of manifestation of risk in adolescence. The theoretical study examines the biological basis of the need for predisposition to risk in adolescence, as well as characterological features that indicate varying degrees of risk predisposition and change throughout a person's life. The presented work will be useful for students of pedagogical and psychological areas of education, teachers of secondary specialized and higher educational institutions, teachers, parents of teenagers, educational psychologists, practicing psychologists in the area of family counseling, as well as individual counseling for

Keywords: adolescence, adolescence, risk appetite.

For citation: Semyonova A.V. Propension to risk in teenagers and young people Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No. 5. P. 131-136 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-131-136 (In Russ.)

Юность - период в онтогенезе от 15-16 до 21-25 лет, идущий после отрочества и перед взрослостью, в который происходит непосредственное взросление. Именно в этот период возникает проблема выбора жизненного пути, формирование внутренней позиции по отношению к самому себе («Какой Я», «Кто Я?» , «Каким буду?», «Каким хочу быть?)», формирование нравственных и моральных ценностей, а следовательно выбор жизненной позиции.

В этом возрасте продолжается поиск своего места в семейной системе, пробуждается стремление к другому полу, переживание чувства первой любви, индивидуальное для каждого по возрасту, силе переживаний, связанное с успехом или неуспехом в любви.

Юноша продолжает познавать свою сущность через постоянную рефлексию, которая помогает предугадать возможное поведение другого, выстроить внутреннюю позицию по отношению к ситуации, окружению, собственному поведению или иным проявлениям.

После длительного усвоения социальных, нравственных, моральных норм, правил поведению в социуме в юности происходит становление человека как личности, стремление к самоопределению, поиск профессии.

Именно в юности открывается потенциал личности, приносящий с собою сильнейшие эмоциональные переживания, глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей, необходимые для становления взрослой личности.

В исследованиях наших соотечественников нет единого мнения, позволяющего отнести склонность к риску к норме или патологическому состоянию. В отношении подростков и юношей проявления склонности к риску принято относить к девиантному поведению - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам [1]. Зарубежные психоаналитики говорили о склонности к риску как о патологии (З.Фрейд), другие как о компоненте, лежащим в основе лидерства (И.П. Череденко, Н.В. Тельных).

С.А. Ермолин в 2011 году среди взрослого населения выявил распределение по уровням склонности к риску. В его выборке оказалось 22,2% респондентов с высоким уровнем склонности к риску, 46,5% - средним и 31,3% лиц с низким

уровнем склонности к риску. Предполагается. Что в подростковом и юношеском возрастах высокая степень склонности к риску больше (из-за особенностей этих возрастов), однако эмпирического исследования, подтверждающего эту гипотезу пока не проводилось.

Подросток и юноша нуждается в своей жизни пережить риск. Риск может быть конструктивный, проявляющийся, например, в занятиях видам спорта, с повышенным уровнем риска, или же деструктивным, связанным с принятием наркотических веществ.

Факты говорят о том, что подростки, так или иначе, склонны к риску. Это может объясняться гормональными особенностями организма, т.е. склонность к риску имеет биологическую природу, потребность в риске обуславливается силой и динамичностью нервной системы. Импульсивность, эмоциональность, неустойчивость нервной системы все это возрастные особенности проявления рискованного поведения среди несовершеннолетних [2 (цит. по: Ильин Е.П.)].

Исследования В.С Цуккермана в 200 году показало, что стремление и желание рисковать возрастает в подростковый возраст от 9 до 14 лет и идет на спад после 20 лет [3].

С детства гипертимные подростки отличаются самостоятельностью, общительностью, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. В пубертатные период особенности характера проявляются еще более ярко, изредка и ненадолго проявляются вспышки гнева и агрессии. Они плохо переносят строго регламентированные дисциплинарные режимы, одиночество, при тяжелых физических нагрузках, недосыпании долго сохраняют силы и энергию. Плохо переносят безделье. К 15 - 16 годам можно видеть вполне сформировавшуюся фигуру взрослого.

Реакция бывает особенно отчетливой, специфические поведенческие подростковые реакции сильно выражены. Вследствие этого бывают конфликты с родителями и педагогами. К таким конфликтам может привести повседневная опека, легкий контроль. Все это вызывает усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, старание вырваться из-под опеки. С охотой уезжают в лагерь, с легкостью меняют свое хобби, нередко становятся правонарушителями. Как правило, идти против закона их толкает жажда развлечений, сам факт риска привлекателен для них. В шумных компаниях могут проявлять интерес к алкоголю и наркотическим веществам, азартным играм.

Личко в подростковом возрасте выделяет два варианта циклоидной акцентуации типичные и лабильные циклоиды [3].

С наступлением пубертатного периода, и отличается апатией и депрессивно-стью. Подростка начинают тяготить компании сверстников, становится труднее учиться, приключения и риск теряют привлекательность. Пропадает аппетит, наблюдается сонливость, тяжело и пессимистично воспринимаются мелкие неудачи. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема через две три недели.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Такому подростку свойственна преданная дружба, в друзьях они ищут психотерапевта, способного их приободрить в тяжелые минуты. В хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие избегают общений.

У подростков астено-невротического типа беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость. Главными чертами астено-невротической акцентуации является повышенная утомляемость, раздражительность. Правонарушение, употребление наркотиков и алкоголя не свойственны этому типу.

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, бояться остаться одни. У таких подростков рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Такие дети предпочитают интеллектуально-эстетических хобби. Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны.

В подростковый период психанистические черты сглаживаются, появляется склонность к чрезмерному самоанализу, мудроствованию. Главные черты нерешительность, тревожная мнительность. Спорт дается им тяжело. Специфически подростковые поведенческие реакции выражены слабо.

Замкнуты, неспособность и нежелательность устанавливать контакты, снижение в потребности в общении. Не тянется к сверстникам, избегает шумных компаний, поэтому иногда в нем проявляется холодность и недетская сдержанность. С наступлением подросткового периода все черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость и уход в себя бросаются в глаза. Большинство не любят спиртные напитки, но могут употреблять его с целью облегчения установления контактов со сверстниками.

Могут обнаруживаться садистические склонности, такие подростки любят мучить животных, дразнить слабых, избивать младших, издеваться над беспомощными. В компаниях они претендуют не просто на роль лидера, а на роль человека, устанавливающего свои правила игры. Половое влечение сопряжено с садистическими, а иногда и с мазохистическими стремлениями. После первого алкогольного опьянения может возникнуть потребность пить крепкие алкогольные напитки. У эпилептоидных подростков суицидные действия встречаются гораздо реже, чем у взрослых личностей. Почти все подростки такого типа любят азартные игры.

Главная черта беспредельный эгоцентризм. Среди поведенческих проявлений можно выделить суицидальность, можно даже сказать «псевдосуицидаль-ность»: мелкие порезы рук, приготовление к повешению, написание предсмертных записок. Алкоголизация и употребление наркотиков носит демонстративный характер. При наказании родителями, подростки убегают из дому.

Плохо переносят одиночество, рано тянутся к уличным компаниям сверстников. Любят азартные игры. Живут в настоящем. К суициду такие подростки не склоны. Подростки такого типа обладают слабою волей, невозможностью выработки жизненных стереотипов, расстановки приоритетов, из эмоции крайне неустойчивые.

Этот тип встречается только в форме акцентуаций, психопатий такого типа не существует. Такие подростки недоверчивы к незнакомым людям. Поступают «как все», конформность сочетается с поразительно некретичностью. Все люди такого типа консерваторы, неинициативны. Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является то, куда идет большинство товарищей.

Период подросткового возраста принято считать периодом «бури и натиска», своеобразным переходом от детства к юношескому возрасту. В этот период подростка тревожат внутриличностные конфликты, становление собственного «Я», формируются новые ценности и установки, основывающиеся на эмоциональных переживаниях и новой ведущей деятельности - общению со сверстниками. В

этом возрасте развивается саморефлексия, посредством её развития происходит развитие самооценки.

Период юношеского возраста принято считать периодом непосредственного взросления. В юношеском возрасте остро стоит проблема поиска своего места в жизни, в семейной системе, выбор профессионального и жизненного пути и связанный с этим кризис самоопределения, возникает чувство первой любви и переживания по этому поводу.

В течении всей жизни человека формируется его характер. Говоря характер, мы имеем в виду психическую индивидуальность человека, основывающуюся на типе нервной деятельности, индивидуальных особенностях личности, проявляющихся в социуме. Акцентуированность личности - усиление некоторых индивидуальных психических черт личности.

Следовательно, мы можем говорить о том, что характер может меняться в течение всей жизни человека, а в подростковом и юношеском возрасте особенно заметны проявления акцентуированности личности во внешней среде. Также мы можем говорить о различной склонности к риску в подростковом и юношеском возрасте. В этот период одни проявляют себя активно, стремятся к экстремальным видам спорта или к деструктивному проявлению склонности к риску - де-виантному, делинквентному поведению, другие же не проявляют интерес к риску, имея установку на осторожность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Словарь практического психолога / под ред. С.Ю. Головина. Минск, 1998.

2. Ильин Е.П. Психология риска СПб.:2012, изд-во: Питер,^№978-5-459-00880-7 https://www.rulit.me /books/psihologiya-riska-read-305031- 14.html

3. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 141-146. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26146235

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 2009.

REFERENCES

1. Dictionary of practical psychologist / ed. S.Yu. Golovin. Minsk, 1998.

2. Ilyin E.P. Psychology of Risk SPb.: 2012, publishing house: Peter, ISBN: 978-5-45900880-7 https://www.rulit.me/books/psihologiya-riska-read-305031-14.html)

3. Lakreeva A.V., Varukha L.V. Inclination to risk as a factor of deviant behavior in adolescents // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016. - T. 24. - P. 141-146. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26146235

4. Lichko A.E. Psychopathies and character accentuations in adolescents. SPb., 2009.

Информация об авторе: Анна Витальевна Семенова, преподаватель кафедры педагогики и психологии, магистр психологии и педагогики, психолог-консультант в образовании, Кубанский государственный университет. г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Semyonova Anna Vitalievna, teacher of the Department of pedagogy and psychology, master of psychology and pedagogy, consultant psychologist in education, Kuban state University. Krasnodar, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641

e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 16.09.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 12.10.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 23.10.2020

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.