Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

519
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ХАРАКТЕР / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / АКЦЕНТУИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ПСИХОЛОГИЯ / ADOLESCENCE / CHARACTEROLOGICAL FEATURES / CHARACTER / CHARACTER ACCENTUATIONS / PERSONALITY ACCENTUATION / RISK APPETITE / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петренко Анна Витальевна

В статье показана проблема влияния характерологических особенностей подростков и юношей на склонность к риску. Проанализирована взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте. Дан анализ взаимосвязи акцентуированности со склонностью к риску. Охарактеризованы организация и методы эмпирического исследования. Показаны различия и тенденции к различию, взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте. Результаты данного исследования, проясняющие характер взаимосвязи акцентуированности и склонности к риску в подростковом и юношеском возрасте, могут быть использованы в практической работе психологов, в семейном и возрастном консультировании, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и для лучшего понимания процессов личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP OF PERSONALITY ACCENTUATION WITH RISK APPETITE IN ADOLESCENCE AND YOUTH

The article shows the problem of the influence of the characterological characteristics of adolescents and youths on risk appetite. The correlation of personality accentuation with risk appetite in adolescence and youth is analyzed. The analysis of the relationship of accentuation with risk appetite is given. The organization and methods of empirical research are characterized. Differences and tendencies to difference, the relationship of the accentuation of the personality with a tendency to risk in adolescence and youth are shown. The results of this study, clarifying the nature of the relationship between emphasis and risk appetite in adolescence and youth, can be used in the practical work of psychologists, in family and age counseling, in the framework of psychological and pedagogical support of the educational process and for a better understanding of personal development processes.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Психологические науки Psychological Sciences

УДК 37.04 / 316.6

Петренко Анна Витальевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия anna-petrenko94@mail.ru

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье показана проблема влияния характерологических особенностей подростков и юношей на склонность к риску. Проанализирована взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте. Дан анализ взаимосвязи акцентуированности со склонностью к риску. Охарактеризованы организация и методы эмпирического исследования. Показаны различия и тенденции к различию, взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте. Результаты данного исследования, проясняющие характер взаимосвязи акцентуированности и склонности к риску в подростковом и юношеском возрасте, могут быть использованы в практической работе психологов, в семейном и возрастном консультировании, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и для лучшего понимания процессов личностного развития.

Ключевые слова: подростковый возраст, юношеский возраст, характерологические особенности, характер, акцентуации характера, акцентуированность личности, склонность к риску, психология.

Для цитирования: Петренко А.В. Анализ взаимосвязи акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. № 5. С. 43-58.

Petrenko Anna Vitalievna

Kuban State University Krasnodar, Russia anna-petrenko94@mail.ru

RELATIONSHIP ANALYSIS PERSONALIZED PERSONALITY WITH RISK PERSONNEL AT TEENAGE AND YOUTH

Annotation. The article shows the problem of the influence of the characterological characteristics of adolescents and youths on risk appetite. The correlation of personality

accentuation with risk appetite in adolescence and youth is analyzed. The analysis of the relationship of accentuation with risk appetite is given. The organization and methods of empirical research are characterized. Differences and tendencies to difference, the relationship of the accentuation of the personality with a tendency to risk in adolescence and youth are shown. The results of this study, clarifying the nature of the relationship between emphasis and risk appetite in adolescence and youth, can be used in the practical work of psychologists, in family and age counseling, in the framework of psychological and pedagogical support of the educational process and for a better understanding of personal development processes.

Keywords: adolescence, adolescence, characterological features, character, character accentuations, personality accentuation, risk appetite, psychology.

For citation: Petrenko A.V. Analysis of the relationship of personality accentuation with risk appetite in adolescence and youth. Pedagogy: history, prospects. 2019. Vol. 2. no. 5. PP. 43-58. (In Russ., abstr. in Engl.).

Человечество в современном мире неразрывно связано с различными видами рисков, будь они политические, социальные, экономические, психологические или риски с угрозой здоровью жизни человека. А кто больше всего подвержен рискованному поведению как не подростки и юноши?

С начала XX века внимание исследователей привлекают психологические аспекты поведения людей в ситуациях риска. Склонность к риску рассматривается и как свойство личности, и как профессионально важное качество для профессий, связанных с риском, и как патология. По мнению Лакреевой А.В., Варуха Л.В., потребность в острых ощущениях наиболее связана с саморазрушающим поведением, а также с агрессией и насилием [1].

С развитием прикладной отрасли науки - возрастной психологии, особое внимание уделяется подростковому возрасту, как возрасту «бури и натиска», а также юношескому возрасту - как «переходному мостику» от подросткового возраста к взрослости. Следовательно, эти два возраста наделяются такими качествами, как бунтарство, склонность к необдуманным поступкам, склонность к риску. Но что обуславливает их рискованность? Предполагается, что одной из детерминант является характер.

Эту проблему исследовали психологи: К. Леонгард, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, К. Юнг, А.Е. Личко, А.П. Альгин, В.В. Черкасов, А.А. Кудрявцев, А.Г. Ниазашвили, Е.П. Ильин и др.

В дальнейшем для эмпирического изучения этой проблемы могут быть использованы: тест «Исследование склонности к риску» А.Г. Шмелев, позволяющий оценить степень склонности к риску, и личностный опросник Г. Шмишека, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности.

Таким образом, проблемы изучения характерологических особенностей подростков и юношей с разным уровнем склонности к риску были и остаются на сегодняшний день актуальными для прикладной психологии и психологии в целом.

В данной работе мы хотели бы изучить характерологические особенности и склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте. Актуальность темы, наличие нерешенных вопросов по проблеме влияния характерологических осо-

бенностей подростков и юношей на склонность к риску обусловили выбор предмета и объекта исследования, постановку цели, задач и формулировку гипотез.

Объектом исследования выступает склонность к риску у акцентуированных личностей. Предметом является взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте.

Предполагается, что существует взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте.

Изучение и описание характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом и юношеском возрасте было целью данного исследования

Необходимо было решить ряд поставленных нами задач:

1. Провести анализ теоретической литературы источников по проблеме акцентуированности характера у подростков и юношей.

2. Провести анализ теоретической литературы источников по проблеме склонности к риску.

3. Выявить особенности акцентуаций характера мальчиков и девочек, девушек и юношей.

4. Исследовать разные уровни склонности к риску у респондентов мужской и женской подвыборок, подвыборки девочек и девушек, мальчиков и юношей, девушек и юношей.

5. Проанализировать взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте.

Методологической основой исследования являются научные теории и концепции, представленные в работах К. Леонгарда, А.Г. Шмелева.

Теоретической основой исследования стали концепции К. Леонгарда, А.Г. Шмелева, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.С. Выготского, К. Ригела, А. Адлера, К. Роджерса, С.Ю. Головина, Э. Эриксона, Е.А. Климова, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, А.П. Чернявской, В. Штерна, А.Ф. Лазурского, Э. Кречмера, У. Шелдона, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, А.Е. Личко, Э. Шострома, Д. Бернулли, Ю. Козелецкого, Л. Шмидта, И.Г. Абрамова, В.В. Глущенко, И.П. Череденко, Н.В. Тельных, С.А. Ермолина.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- эмпирические: тестирование, в качестве методик исследования был применен опросник «Склонность к риску» А.Г. Шмелева и опросник изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека);

- методы математической обработки: оценка нормальности распределения данных с помощью дисперсионного анализа ANOVA, параметрический метод сравнения двух выборок с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, U-критерий Манна - Уитни для независимых выборок, критерий Н. Краскела - Уоллиса.

Базой исследования являлась МБОУ СОШ № 22 г. Краснодар, БОУ СОШ № 29, ст. Новотиторовская.

Выборку составили: 55 респондентов юношеского возраста от 17 до 19 лет и 99 респондентов от 14 до 15 лет.

Практическая значимость.

Результаты данного исследования, проясняющие характер взаимосвязи акцентуированности и склонности к риску в подростковом и юношеском возрасте, могут быть использованы в практической работе психологов, в семейном и

возрастном консультировании, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и для лучшего понимания процессов личностного развития.

Организация и методы эмпирического исследования

Для достижения цели исследования, которая состояла в необходимости изучить и описать характерологические особенности и склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте, мы провели анализ теоретической литературы источников по проблеме акцентуированности характера у подростков и юношей, по проблеме склонности к риску и составили программу эмпирического исследования с использованием психодиагностических методик.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 22 г. Краснодар и БОУ СОШ № 29 ст. Новотиторовская Краснодарского края. Выборку составили 55 респондентов юношеского возраста от 17 до 19 лет и 99 респондентов от 14 до 15 лет.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методы:

1) эмпирические методы: тестирование

2) статистические методы обработки данных: для анализа значимости различий между подвыборками испытуемых был использован и-критерий Манна -Уитни, для выявления влияния акцентуированности на склонность к риску - критерий Н Краскелла - Уоллеса, а для выявления взаимосвязей показателей - коэффициент корреляции г Спирмена и параметрический метод сравнения двух независимых выборок с использованием ^критерия Стьюдента.

В качестве методик использовались:

- для изучения склонности к риску - опросник «Склонность к риску» А.Г. Шмелева;

- для изучения акцентуаций характера - опросник изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) [2].

Методика «Исследование склонности к риску» А.Г. Шмелева

Анализ склонности к риску как черты характера позволяет оценить процессы принятия решения в ситуации неопределенности. Опросник состоит из 50 вопросов, на которые предлагается ответить «да» или «нет».

Результаты обрабатываются в соответствии с ключом, предложенным автором методики, проверяются «шкалой лжи». Показатель склонности к риску может варьироваться от 0 до 40. Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску. Если полученные результаты меньше 11 баллов, то показатель уровня склонности к риску - низкий, если полученные результаты находятся в промежутке от 11 до 29 баллов - средний, от 30 баллов - высокий.

Если показатель высокий, то можно говорить, что такой человек часто рискует. Это говорит не столько о решительности, сколько свидетельствует об авантюризме и желании рисковать, даже если это угрожает здоровью и жизни человека. Человека с низким показателем склонности к риску можно назвать осмотрительным.

При исследовании возможен индивидуальный и групповой вариант.

Диагностика типов акцентуаций черт характера по К. Леонгарду (модификация С. Шмишека)

Для диагностики выявления акцентуаций характера у старшеклассников был использован Характерологический опросник К. Леонгарда [2]. Опросник включает 88 вопросов, соответствующих 10 шкалам определенных акцентуаций характера [3].

Испытуемому предлагается ответить «да» или «нет», долго не задумываясь над ответом. Обработка результатов осуществляется в соответствии с ключами, подсчет положительных и отрицательных ответов умножается на 2,3,6. Акцентуированная черта - та, конечная сумма баллов которой равна 18 и более [2]. По количеству баллов можно судить о степени развития у взрослого человека или ребенка акцентуаций характера. Выделяются 10 типов акцентуации:

1. Демонстративный тип. Высокие балы говорят о демонстративности поведения с целью привлечения внимания.

2. Педантичный тип. Высокие балы говорят об инертности психических процессов, неготовность к изменениям в жизни.

3. Застревающий тип. Характеризуется стойкостью аффекта, ведущим за собою честолюбие и самоуверенность.

4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, внутренняя напряженность, неуправляемость.

5. Гипертимический тип. Высокие балы говорят о высокой активности, желании действовать.

6. Дистимический тип. Характеризуется заторможенностью, пониженным настроением.

7. Тревожно-боязливый тип. Высокие балы говорят о пугливости, страхах, чувстве незащищенности, робости.

8. Циклотимический тип. Высокие балы говорят о смене гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Таким людям свойственна высокая контактность, разговорчивость, большой диапазон эмоциональных состояний.

10. Эмотивный тип. Как правило, такие люди очень чувствительны, глубоко переживают все происходящее в жизни [4].

Опросник предназначен для выявления акцентуированных свойств характера подростков. Может применяться в процессе обучения, психологического консультирования, профориентации.

Анализ взаимосвязи акцентуированности со склонностью к риску

Мы применили опросник «Диагностика типов акцентуаций черт характера» по К. Леонгарду (в модификации С. Шмишека) для выявления типов акцентуации характера и уровня акцентуированности и методику А.Г. Шмелева «Исследование склонности к риску» для выявления уровня склонности к риску. Результаты представлены ниже в таблицах 1 - 5 и позволяют судить о выраженности акцентуаций характера, количестве испытуемых с разным уровнем склонности к риску, количество испытуемых с выраженными акцентуациями характера низкого среднего уровня склонности к риску и склонности к риску, выше среднего уровня.

Таблица 1 - Количество испытуемых с выраженными акцентуациями характера

Группа респондентов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Девочки 3 (5,8%) ) % ^ 03 7, 34 (66,6%) 2 (3,9%) 32 (62,7%) 5 (9,8%) 23 (45%) 2 (3,9%) 3 (5,8%) 31 (60,7%)

Мальчики 2 (4,1%) 3 (6,25%) 27 (56,3%) 1 (2%) 11 (22,9%) 2 (4,1%) 8 (16,6%) 3 (6,25%) 23 (47,9%) 19 (39,5%)

Девушки 2 (6,25%) 2 (6,25%) 15 (46,9%) 1 (3,1%) 22 (68,8%) 3 (9,4%) 8 (25%) 0 (0%) 16 (50%) 6 (18,75 %)

Юноши 5 (21,7%) 2 (8,7%) 13 (56,5%) 0 (0%) 7 (30,4%) 2 (8,7%) 4 (17,4%) 3 (13%) 8 (34,8%) 3 (13%)

Примечание: 1 - Демонстративный, 2 - Педантичный, 3 - Гипертимный, 4 - Тревожный, 5 - Эмотивный, 6 - Застревающий, 7 - Возбудимый, 8 - Дистимический, 9 - Экзальтированный, 10 - Циклотимный.

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 1 мы видим, что у большинства испытуемых больше выражен гипертимный тип акцентуации характера, количество девочек и девушек с выраженным эмотивным типом акцентуации характера, практически в два раза превышает количество мальчиков подросткового возраста и юношей с выраженным эмотивным типом акцентуации характера. Также можно увидеть в таблице 1 мальчиков подросткового возраста, девушек юношеского возраста и юношей с выраженным экзальтированным типом акцентуации характера, а циклотимный тип акцентуации характера проявлен у большего количества испытуемых подросткового возраста, по сравнению с количеством испытуемых юношеского возраста. Меньше всего испытуемых с демонстративным, педантичным, тревожным, застревающим, дистимическим типами акцентуаций характера.

Таблица 2 - Количество испытуемых с разным уровнем склонности к риску

Группа респондентов

Низкая склонность к риску

Средняя склонность к риску

Склонность к риску выше среднего значения

Девочки

18(35 %)

23 (45 %)

10 (20 %)

Мальчики

19 (39,6 %)

21(43,7 %)

8 (16,7 %)

Девушки

17 (53 %)

12 (37,5 %)

3 (9,5 %)

Юноши

13 (56,5 %)

7 (30 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 (13,5 %)

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 2 мы можем увидеть, что у большего количество испытуемых склонность к риску низкая или же средняя. Среди испытуемых не было выявлено высокой склонности к риску, поэтому в нашем исследовании введен показатель склонность к риску выше среднего значения. Мы можем увидеть, что количество испытуемых со склонность к риску выше среднего значения больше в подгруппе подросткового возраста.

Таблица 3 - Количество испытуемых с выраженными акцентуациями характера низкого уровня склонности к риску

Группа респондентов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Девочки 1 (1,9%) 2 (3,9%) 8 (15,6%) 1 (1,9%) 10 (19,6%) 3 (5,8%) 6 (11,8%) 1 (1,9%) 12 (23,5%) 9 (17,6%)

Мальчики 1 (2%) 1 (2%) 8 (16,6%) 0 (0%) 4 (8,3%) 1 (2%) 1 (2%) 1 (2%) 6 (12,5%) 8 (16,6%)

Девушки 1 (3,1%) 0 (0%) 5 (15,6%) 1 (3,1%) 11 (22,9%) 2 (4,1%) 4 (12,5%) 0 (0%) 10 (3,1%) 2 (4,1%)

Юноши 1 (4,3%) 1 (4,3%) 6 (26%) 0 (0%) 4 (17,4%) 0 (0%) 0 (0%) 2 (8,7%) 4 (17,4%) 1 (4,3%)

Примечание: 1 - Демонстративный, 2 - Педантичный, 3 - Гипертимный, 4 - Тревожный, 5 - Эмотивный, 6 - Застревающий, 7 - Возбудимый, 8 - Дистими-ческий, 9 - Экзальтированный, 10 - Циклотимный.

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 3 можно увидеть, что у большинства девочек и мальчиков подросткового возраста, а также у девушек юношеского возраста с низким уровнем склонности к риску выражен гипертимный тип акцентуации характера. Девочек подросткового возраста, девушек юношеского возраста и юношей выражен эмотивный и экзальтированный типы акцентуации характера. У девочек и мальчиков выражен циклотимный тип акцентуации характера, отличный от подвыборки юношеского возраста почти в три раза. Меньше всего испытуемых с демонстративным, педантичным, тревожным, дистимическим типами акцентуаций характера.

Таблица 4 - Количество испытуемых с выраженными акцентуациями характера со средним уровнем склонности к риску

Группа

респон- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

дентов

Девоч- 1 1 16 1 13 2 10 1 16 16

ки (1,9%) (1,9%) (31,4%) (1,9%) (25,5%) (3,9%) (19,6%) (1,9%) (31,4%) (31,4%)

Маль- 1 2 13 1 6 1 5 1 12 7

чики (2%) (4,1%) (27%) (2%) (12,5%) (2%) (10,4%) (2%) (25%) (14,6%)

Девушки 1 (3,1%) 1 (3,1%) 8 (25%) 0 (0%) 9 (28,1%) 1 (3,1%) 4 (12,5%) 0 (0%) 5 (15,6%) 4 (12,5%)

Юноши 1 (4,3%) 0 (0%) 5 (21,7%) 0 (0%) 3 (13%) 2 (8,7%) 2 (8,7%) 0 (0%) 4 (17,4%) 2 (8,7%)

Примечание: 1 - Демонстративный, 2 - Педантичный, 3 - Гипертимный, 4 - Тревожный, 5 - Эмотивный, 6 - Застревающий, 7 - Возбудимый, 8 - Дистими-ческий, 9 - Экзальтированный, 10 - Циклотимный.

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 4 можно увидеть, что среди испытуемых со средним уровнем склонности к риску меньше всего испытуемых с демонстративным, педантичным, тревожным, застревающим, дистимическим типами акцентуаций характера. У большинства испытуемых со средним уровнем склонности к риску больше выражен гипертимный тип акцентуации характера. Эмотивный и возбудимый типы акцентуации характера выражен у девочек подросткового возраста и девушек юношеского возраста. Количество подростков с экзальтированным типом акцен-туированности больше, чем испытуемых юношеского возраста, а количество девочек подросткового возраста с циклотимным типом акцентуаций характера больше, чем количество остальных респондентов с такой же акцентуацией характера.

Таблица 5 - Количество испытуемых с выраженными акцентуациями характера со склонности к риску выше среднего уровня

Группа респондентов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Девочки 1 (1,9%) 1 (1,9%) 10 (19,6%) 0 (0%) 9 (17,6%) 0 (0%) 7 (13,7%) 1 (1,9%) 7 (13,7%) 6 (11,8%)

Мальчики 0 (0%) 0 ( 0%) 6 (12,5%) 0 (0%) 1 (2%) 0 (0%) 2 (4,1%) 1 (2%) 4 (8,3%) 4 (8,3%)

Девушки 0 (0%) 1 (3,1%) 2 (6,25%) 0 (0%) 2 (6,25%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 1 (3,1%) 0 (0%)

Юноши 3 (13%) 1 (4,3%) 2 (8,7%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 2 (8,7%) 1 (4,3%) 0 (0%) 0 (0%)

Примечание: 1 - Демонстративный, 2 - Педантичный, 3 - Гипертимный, 4 - Тревожный, 5 - Эмотивный, 6 - Застревающий, 7 - Возбудимый, 8 - Дистими-ческий, 9 - Экзальтированный, 10 - Циклотимный.

Источник: составлено автором научной статьи

Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 5 можно увидеть, что среди испытуемых со склонности к риску выше среднего уровня меньше всего испытуемых с демонстративным, педантичным, тревожным, застревающим, дистимическим типами акцентуаций характера. У девочек со склонности к риску выше среднего уровня больше выражен гипертимный, эмотивный, возбудимый, экзальтированный, циклотимный типы акцентуации характера. В таблице видно, что у респондентов со склонности к риску выше среднего уровня не проявлен тревожный застревающий тип акцентуиро-ванности. А также у мальчиков не проявлен гипертимный, пеаднтичный типы акцентуации характера, у девушек не проялен гипертимный, возбудимый, дистими-ческий типы акцентуированности характера, у юношей не проявлен эмотивный тип акцентуации характера.

Далее мы произвели расчеты с использованием критерия Н Краскелла -Уоллеса, чтобы проанализировать, есть ли различия в выраженности склонности

склонность к риску между респондентами с различными типами акцентуирован-ности. Результат представлен в таблицах 6 и 7.

Таблица 6 - Подгруппы респондентов с различной степенью и типами ак-центуированности, между которыми обнаружены различия в склонности к риску

Уровень акцентуированности Тип акцентуированности

Эмотивный Застревающий

Акцентуация характера У девушек и юношей с низким уровнем склонности к риску; У девочек и мальчиков со средним уровнем склонности к риску.

Тенденция к акцентуации характера У девочек и девушек с низким и средним уровнем склонности к риску; У девушек и юношей с низким уровнем склонность к риску.

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

Таблица 7 - Подгруппы респондентов с различной степенью и типами предрасположенности к акцентуированности, между которыми обнаружены различия в склонности к риску

Уровень Тип

акцентуированности члцеп lynjjucannuLi и

Демонстративный тип акцентуации характера Педантичный тип акцентуации характера Гипертимный тип акцентуации характера

Акцентуация характера У юношей и мальчиков средний уровень склонности к риску; У девочек и мальчиков склонность к риску выше среднего уровня.

Тенденция к акцентуации характера У девочек и девушек юношеского возраста средний уровень склонности к риску; У мальчиков и юношей низкий уровень склонности к риску. У девушек и юношей низкий уровень склонности к риску.

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

Мы обнаружили статистически достоверные различия между следующими подгруппами:

1) между подгруппами девочек и девушек с тенденцией к застревающему типу акцентуации характера, с низким и со средним уровнем склонности к риску;

2) между подгруппами девушек и юношей с низким уровнем склонности к риску и с эмотивным типом акцентуации характера;

3) между подгруппами девушек и юношей низким уровнем склонности к риску с тенденцией к застревающему типу акцентуации характера;

4) между подгруппами девочек и мальчиков со средним уровнем склонности к риску с эмотивным типом акцентуации характера.

Нами были обнаружены статистически достоверные тенденции к различию между следующими подгруппами:

1) между подгруппами девочек и девушек со средним уровнем склонности к риску с тенденцией к демонстративным типом акцентуации характера;

2) между подгруппами девушек и юношей с низким уровнем склонности к риску с тенденцией к педантичному типу акцентуации характера;

3) между подгруппами юношей и мальчиков с низким уровнем склонности к риску с тенденцией к демонстративному типу акцентуации характера;

4) между подгруппами юношей и мальчиков со средним уровнем склонности к риску с гипертимный типом акцентуации характера;

5) между подгруппами девочек и мальчиков со склонности к риску выше среднего уровня с гипертимным типом акцентуации характера.

Статистическая обработка результатов позволила проявить показатели значимости различий акцентуации характера у девочек с низким и средним и выше среднего уровнями склонностью к риску и так же у мальчиков, юношей и девушек с низким и средним и выше среднего уровнями склонностью к риску. На основе чего мы можем сделать следующие выводы:

- у девочек с низкой и средней склонностью к риску в типах акцентуаций характера статистически значимые различия не были выявлены;

- девочки с низким и средним уровнем склонности к риску различны по тревожному и гипертимному типу акцентуаций характера, а также имеют тенденцию к различию по демонстративному типу акцентуации характера;

- статистически значимые различия среди девочек со средним уровнем склонности к риску и девочек со склонностью к риску выше среднего уровня выявлены по тревожному типу акцентуации характера;

- данные мальчиков низкого уровня склонности к риску различны с данными мальчиков среднего уровня склонности к риску по экзальтированному типу акцентуации характера;

- полученные данные акцентуаций характера у мальчиков с низким и уровнем склонности к риску выше среднего значения имеют тенденцию к различию по экзальтированному типу акцентуаций характера;

- полученные в ходе исследования данные мальчиков со средним уровнем склонности к риску и мальчиков с уровнем склонности к риску выше среднего значения не имеют достоверно значимые различия и тенденций к различию по различным типам акцентуаций характера;

- полученные данные акцентуаций у юношей с низкой склонностью к риску и у юношей со среднем уровнем склонности к риску имеют достоверно значимые различия по гипертимному типу акцентуации характера;

- полученные в ходе исследования данные у девушек с низкой склонностью к риску и у девушек со средним уровнем склонности к риску имеют тенденцию к различию по демонстративному и дистимическому типам акцентуаций характера.

Далее мы использовали критерий Н Краскелла - Уоллеса, чтобы проанализировать - существует ли влияние степени акцентуированности на склонность к риску у всех подгрупп респондентов. Для этого мы разделили респондентов на подгруппы с выраженной акцентуацией, тенденцией к акцентуации и отсутствием акцентуированности, и произвели статистические расчеты, которые позволили выявить, выраженность какой акцентуации связана со склонностью к риску. Полученные данные представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Взаимосвязь степени акцентуированности со склонностью к риску

Девушки Юноши

Демонстративный тип акцентуации характера (р - 0,037); Возбудимый тип акцентуации характера (р - 0,052);

Девочки Мальчики

Гипертимный тип акцентуации характера (р - 0,001); Тревожный тип акцентуации характера (р - 0,061 ); Эмотивный тип акцентуации характера (р - 0,044 ); Дистимический тип акцентуации характера (р - 0,059 );

Источник: составлено автором научной статьи

Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 8 мы можем видеть отсутствие влияния выраженности акценту-ированности на склонность к риску у девушек и у мальчиков. Таким образом, мы можем говорить, что у девушек и у мальчиков акцентуированность характера никак не связана со склонностью к риску.

Также мы рассмотрели влияние степени акцентуированности на склонность к риску более подробно, проанализировав конкретно каким образом связаны склонность к риску и степень акцентуированности.

Таблица 9 - Статистические показатели сравнительного анализа склонности к риску у девушек с разной степенью акцентуированности

Виды акцентуаций Степень акцентуированности Критерий Н Крас-келла -Уоллеса р-ур°- вень значимости

высокая (n=) средняя (n=) низкая (n=)

Средний ранг Средний ранг Средний ранг

Демонстративный 21,50 18,27 14,07 2,123 0,346

Педантичный 28,00 15,40 15,90 3,246 0,197

Гипертимный 19,13 14,39 13,94 2,250 0,325

Тревожный 14,43 17,08 - 0,440 0,507

Эмотивный 15,98 16,56 22,00 0,761 0,683

Застревающий 13,83 17,18 16,00 0,374 0,829

ВозбудимыйО 14,06 17,03 14,88 0,322 0,851

Дистимический 15,78 16,78 - 0,075 0,785

Экзальтированный 15,25 16,06 19,93 1,248 0,536

Циклотимный - - - - -

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 9 мы можем видеть, что влияние степени акцентуированности на склонность к риску у девушек отсутствует.

Таблица 10 - Статистические показатели сравнительного анализа склонности к риску у юношей с разной степенью акцентуированности

Виды акцентуаций Степень акцентуированности Критерий Н Крас-келла -Уоллеса р-уро- вень значимости

высокая (n=) средняя (n=) низкая (n=)

Средний ранг Средний ранг Средний ранг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демонстративный 18,20 1-} 7С 13,00 19 17 9,23 11 çp 6,57 П 1 Р7 0,037 П Q1 1

педан 1 ичный Гипертимный 13,/Э 13,96 1 7 КГ\ 12,1 7 11,00 1 1 QÇ 11,58 10,64 0,18 7 0,618 П П1 ? 0,9 11 0,734 П Q1 ?

1 ревожный Эмотивный 12,50 10,71 11,73 11,19 13,94 0,012 1,038 0,912 0,595

Застревающий 15,00 1 Q 4P 12,50 Q РР 10,14 1 П РА 1,010 Ç Q9Q 0,603 П ПК7

возбудимый Дистимический 19,38 12,50 9,88 14,25 10,80 10,93 5,929 1,045 0,593

Экзальтированный 10,88 10,94 15,08 1,709 0,426

Циклотимный - - - - -

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 10 мы можем видеть, что существует влияние степени акцентуированности на склонность к риску у юношей. Так, демонстративная акцентуиро-ванность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем выше демонстративный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. У респондентов мужской подвыборки юношеского возраста неоднородная связь степени выраженности возбудимого тип акцентуации характера и склонности к риску: чем выше возбудимый тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску, у респондентов с тенденцией к возбудимому типу акцентуации характера -низкий уровень склонности к риску, почти в два раза ниже, чем у респондентов с возбудимым типом акцентуации характера.

Таблица 11 - Статистические показатели сравнительного анализа склонности к риску у девочек с разной степенью акцентуированности

Виды акцентуаций Степень акцентуированности Критерий Н Краскелла -Уоллеса р-ур°- вень значимости

высокая (n=) средняя (n=) низкая (n=)

Средний ранг Средний ранг Средний ранг

Демонстративный 31,00 28,73 23,52 1,810 0,404

Педантичный 24,50 22,94 28,10 1,396 0,498

Гипертимный 29,56 17,59 6,63 13,167 0,001

Тревожный 13,50 21,35 30,07 5,600 0,061

Эмотивный 29,36 21,42 1,00 6,236 0,044

Застревающий 12,38 26,96 25,75 3,622 0,164

Возбудимый 29,24 22,76 24,23 2,075 0,354

Дистимический 28,67 18,72 29,39 5,657 0,059

Экзальтированный 26,37 22,23 31,50 1,130 0,568

Циклотимный 27,00 23,43 27,50 0,645 0,724

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 11 мы можем видеть, что существует влияние степени акцентуи-рованности на склонность к риску у девочек. Так, гипертимная акцентуирован-ность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем выше гипертимный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. Тревожная акценту-ированность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем ниже тревожный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. Эмотивная ак-центуированность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем выше эмотивный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. У девочек подросткового возраста неоднородная связь степени выраженности дисти-мического типа акцентуации характера и склонности к риску: у респондентов с отсутствием акцентуированности - большая степень склонности к риску, а у респондентов этой подвыборки с тенденцией к акцентуированности - низкая степень склонности к риску.

Таблица 12 - Статистические показатели сравнительного анализа склонности к риску у мальчиков с разной степенью акцентуированности

Виды акцентуаций Степень акцентуированности Критерий Н Краскелла -Уоллеса р-уро- вень значимости

высокая (n=) средняя (n=) низкая (n=)

Средний ранг Средний ранг Средний ранг

Демонстративный 18,75 23,78 25,27 0,472 0,790

Педантичный 24,33 22,58 25,80 0,573 0,751

Гипертимный 26,43 19,23 22,56 2,292 0,318

Тревожный 25,50 11,50 24,76 0,889 0,641

Эмотивный 24,82 24,60 24,00 0,022 0,989

Застревающий 13,17 ЧП 1 л 25,63 QD 21,28 2,739 ? ПП1 0,254 П ЧАР

Возбудимый Дистимический 3U,14 31,00 23,9U 23,91 2 3,3U 24,12 2,001 0,696 0,368 0,706

Экзальтированный 27,59 24,47 14,86 4,421 0,110

Циклотимный 25,11 25,39 21,65 0,531 0,767

Источник: составлено автором научной статьи

Source: compiled by the author of the scientific article

В таблице 12 мы можем видеть, что влияние степени акцентуированности на склонность к риску у мальчиков отсутствует.

Таким образом, мы проанализировать взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте. Полученные нами результаты позволяют утверждать, что выдвинутая нами гипотеза частично нашла свое подтверждение. Действительно, имеются различия и тенденции к различию взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте.

Выводы. В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

1. В значительной мере для респондентов характерны средние значения склонности к риску. Заметим, что в ходе исследования не было выявлено высокого уровня склонности к риску, но на основе полученных данных мы выделяем группу респондентов со склонностью к риску выше среднего значения. Также в исследовании была зафиксирована низкая склонность к риску.

2. В результате исследования мы выяснили, что у девушек и юношей с эмо-тивным типом акцентуации характера низкий уровень склонности к риску, у девочек и мальчиков с эмотивным типом акцентуации характера средний уровень склонности к риску, у девочек и девушек с тенденцией к застревающим типом акцентуации характера низкий и средний уровень склонности к риску, у девушек и юношей с тенденцией к застревающим типом акцентуации характера низкий уровень склонность к риску.

3. Имеются статистически достоверные тенденции к различию: у юношей и мальчиков с гипертимным типом акцентуации характера средний уровень склонности к риску, у девочек и мальчиков с гипертимным типом акцентуации характера склонность к риску выше среднего уровня, у девочек и девушек с тенденцией к демонстративному типу акцентуации характера средний уровень склонности к риску, у мальчиков и юношей с тенденцией к демонстративному типу акцентуации характера низкий уровень склонности к риску, у девушек и юношей с тенденцией к педантичному типу акцентуации характера низкий уровень склонности к риску.

На основании проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что у девушек и у мальчиков акцентуированность характера никак не связана со склонностью к риску, однако, существует влияние степени акцентуированности на склонность к риску в юношеском возрасте. Так, демонстративная акцентуиро-ванность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем выше демонстративный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. У юношей неоднородная связь степени выраженности возбудимого тип акцентуации характера и склонности к риску: чем выше возбудимый тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску, у респондентов с тенденцией к возбудимому типу акцентуации характера - низкий уровень склонности к риску, почти в два раза ниже, чем у респондентов с возбудимым типом акцентуации характера.

Также существует влияние степени акцентуированности на склонность к риску у девочек. Так, гипертимная акцентуированность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем выше гипертимный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. Тревожная акцентуированность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем ниже тревожный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. Эмотивная акцентуированность характера взаимосвязана со склонностью к риску: чем выше эмотивный тип акцентуации характера, тем больше склонность к риску. У девочек неоднородная связь степени выраженности дистимического типа акцентуации характера и склонности к риску: у респондентов с отсутствием акцентуированности - большая степень склонности к риску, а у респондентов этой подвыборки с тенденцией к акцентуированности - низкая степень склонности к риску.

Таким образом, мы проанализировали взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте. Полученные нами результаты позволяют утверждать, что выдвинутая нами гипотеза частично нашла свое подтверждение. Действительно, имеются различия и тенденции к различию взаимосвязь акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.- Т. 24. - С. 141-146. - URL:http://e-koncept.ru/2016/56427.htm .

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д., 2000.

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. М., 2004.

4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1988.

REFERENCES

1. Lakreeva A.V., Varukha L.V. Tendency to risk as a factor in the deviant behavior of adolescents // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. T. 24. PP. 141-146. URL: http: //e-koncept.ru/2016/56427.htm.

2. Leonard K. Accentuated personalities. Rostov n / Donu., 2000.

3. Raygorodsky D.Ya. Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Samara M., 2004.

4. Lupyan Ya.A. Communication barriers, conflicts, stress. Minsk, 1988.

Информация об авторе: Петренко Анна Витальевна, магистр педагогики и психологии, преподаватель, Кубанский государственный университет. Психолог-консультант Центр «МАСТЕРская ЖИЗНИ», «Киноклуб для подростков», «Киноклуб для родителей» и «На чердаке» https://www.b17.ru/center/11/ г. Краснодар, Россия e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

Поступила: 19.09.2019 После доработки: 16.10.2019 Принята к публикации: 27.10.2019

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Anna V. Petrenko, Master of Education and Psychology, Lecturer, Kuban State University.

Psychologist-consultant Center «WORKSHOP», «Cinema club for teens», «Cinema club

for parents» and «In the attic» https://www.b17.ru/center/11/

Krasnodar, Russia

e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

The paper was submitted: 19.09.2019

Received after reworking: 16.10.2019

Accepted for publication: 27.10.2019

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.