Научная статья на тему 'Особенности коммуникации в социальных сетях у подростков с акцентуациями характера'

Особенности коммуникации в социальных сетях у подростков с акцентуациями характера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
559
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / КОММУНИКАЦИЯ / ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ADOLESCENCE / TEENAGERS / ACCENTUATION OF PERSONALITY TRAITS / COMMUNICATION / INDIRECT COMMUNICATION / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидорова Т.Н., Голубчикова И.А.

В статье представлены и описаны результаты эмпирического исследования особенностей коммуникации в социальных сетях среди подростков с акцентуациями характера. Коммуникация подростков в социальных сетях рассматривается в контексте сложностей, испытываемых ими в реальном общении. Целью исследования стало изучение взаимосвязи между особенностями коммуникациями в социальных сетях и акцентуациями характера у подростков. В исследовании использовался Опросник Шмишека для определения типа акцентуации, авторская анкета на «Определение типа активности в социальных сетях», анализ пользовательских страниц. Для определения типа коммуникации в социальных сетях были использованы факторный анализ и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs). В результате исследования были выявлены критерии активности в социальных сетях, обнаружены взаимосвязи между типом акцентуации и особенностями коммуникации в социальных сетях. Предпринята попытка выделения различных типов коммуникации в социальных сетях у акцентуированных подростков. Выделено 9 типов коммуникации в социальных сетях у акцентуированных подростков: избирательный, скромный, эмоциональный, активный, замещающий, самопрезентующий, тревожный, общительный, скрытный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF COMMUNICATION IN SOCIAL NETWORKS AT TEENAGERS WITH ACCENTUATION OF PERSONALITY TRAITS

The article presents and describes the results of an empirical study of the features of communication in social networks among teenagers with accentuation of personality traits. The teenagers communication in social networks is considered in the context of the difficulties which they have in real world. The aim of the study was to find the relationship between the features of communication in social networks and accentuation of personality traits. In the study the personality questionnaire by Schmiszek was used to determine the type of accentuation, the author’s questionnaire on “Determining the type of activity in social networks”, analysis of user pages. To determine the type of communication in social networks, factor analysis and Spearman's rank correlation coefficient were used. As a result of the study, activity criteria in social networks were identified, the relationships between the type of accentuation and the features of communication in social networks were found. An attempt was made to isolate various types of communication in social networks among accented adolescents. 9 types of communication in social networks of teenagers with accentuation of personality traits were distinguished: selective, modest, emotional, active, replacing, self-presenting, disturbing, sociable, secretive.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникации в социальных сетях у подростков с акцентуациями характера»

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ У ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Т.Н. Сидорова, И.А. Голубчикова

Аннотация. В статье представлены и описаны результаты эмпирического исследования особенностей коммуникации в социальных сетях среди подростков с акцентуациями характера. Коммуникация подростков в социальных сетях рассматривается в контексте сложностей, испытываемых ими в реальном общении. Целью исследования стало изучение взаимосвязи между особенностями коммуникациями в социальных сетях и акцентуациями характера у подростков. В исследовании использовался Опросник Шмишека для определения типа акцентуации, авторская анкета на «Определение типа активности в социальных сетях», анализ пользовательских страниц. Для определения типа коммуникации в социальных сетях были использованы факторный анализ и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs). В результате исследования были выявлены критерии активности в социальных сетях, обнаружены взаимосвязи между типом акцентуации и особенностями коммуникации в социальных сетях. Предпринята попытка выделения различных типов коммуникации в социальных сетях у акцентуированных подростков. Выделено 9 типов коммуникации в социальных сетях у акцентуированных подростков: избирательный, скромный, эмоциональный, активный, замещающий, самопрезентующий, тревожный, общительный, скрытный.

Ключевые слова: подростковый возраст, подростки, акцентуация характера, коммуникация, опосредованное общение, социальные сети.

THE FEATURES OF COMMUNICATION IN SOCIAL NETWORKS AT TEENAGERS WITH ACCENTUATION OF PERSONALITY TRAITS

T. Sidorova, I. Golubchikova

Abstract. The article presents and describes the results of an empirical study of the features of communication in social networks among teenagers with accentuation of personality traits. The teenagers communication in social networks is considered in the context of the difficulties which they have in real world. The aim of the study was to find the relationship between the features of communication in social networks and accentuation of personality traits. In the study the personality questionnaire by Schmiszek was used to determine the type of accentuation, the author's questionnaire on "Determining the type of activity in social networks", analysis of user pages. To determine the type of communication in social networks, factor analysis and Spearman's rank correlation coefficient were used. As a result of the study, activity criteria in social networks were identified, the relationships between the type of accentuation and the features of communication in social networks were found. An attempt was made to isolate various types of communication in social networks among accented adolescents. 9 types of communication in social networks of teenagers with accentuation of personality traits were distinguished: selective, modest, emotional, active, replacing, self-presenting, disturbing, sociable, secretive.

Keywords: adolescence, teenagers, accentuation of personality traits, communication, indirect communication, social networks.

Информационные технологии

«встраиваются» в процесс социализации личности, являются одновременно средством и средой социального развития. Интернет технологии, их широкое распространение во многом способствуют популяризации опосредованной формы общения через социальные сети. На сегодняшний день подростков все больше привлекают подобные формы взаимодействия, постепенно смещая общение в виртуальное пространство. Именно поэтому изучение особенностей коммуникации подростков в социальных сетях становится особенно актуальным.

С точки зрения коммуникации любой веб-канал, предполагающий социальное

взаимодействие, может считаться социальной сетью [12]. Таким образом, к социальным сетям можно отнести не только сайты «ВКонтакте», «Facebook» и т.п., но и мессенджеры, игровые сайты и блоги. В отечественной психологической науке исторически роль общения в полноценном развитии личности изучалась в непосредственном общении (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.). Исследования опосредованного межличностного общения в интернете [10;11; 13], особенно в юношеском возрасте (Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, Э.В. Губенко, А.Е. Жичкина и др.), рассматривались с

точки зрения ограничений и специфики. Предполагалось, что в интернете все три стороны общения - коммуникативная, интерактивная и перцептивная претерпевают изменения. Коммуникативная сторона общения становится письменной, но приобретает некоторые черты устной речи, появляется своя лексика, особенности пунктуации и т.д. [2]. Интерактивная сторона как обмен действиями в социальных сетях наиболее подвержена изменениям, поскольку намерения партнера по общению остаются неясными для построения полноценного взаимодействия, характерного в непосредственном общении. Несмотря на то, что в виртуальном общении сохраняется распределение контактов как при живом общении по степени близости, частоты и интенсивности, может меняться или искажаться значение некоторых понятий. Это во многом связано с перцептивной стороной, эффектами и механизмами восприятия в сети [9]. Отношение к общению в сети как к недостаточной для гармоничного развития личности способствовало появлению исследований, посвященных интернет-аддикциям и отклоняющемуся поведению (И. Голдберг, Дж. Грохол, В.Ю. Нестеров, Дж. Салер, К. Янг и др.).

Особенности самой виртуальной среды были выделены Е.П. Белинской: анонимность коммуникации, возможность игры с ролями и построением множественного «Я» в Интернете, реальность личности представляется

самопрезентацией, виртуальное пространство предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования [1].

И.С. Шевченко разделяет данную точку зрения и отмечает следующие характеристики коммуникаций в социальных сетях: анонимность, контакты выбираются добровольно, и по желанию пользователя невербальные

особенности общения отсутствуют,

эмоциональные компоненты общения затруднены в передаче и восприятии, процессы межличностного восприятия протекают своеобразно, так как отсутствует невербальная, паралингвистическая информация, снятие жёстких социальных конвенций, границ культур

[3].

Как правило, в подростковом возрасте актуализируются коммуникативные сложности, что зачастую обусловлено акцентуациями характера [8]. В связи с этим у подростков проявляются особенности общения как в реальной жизни, так и в социальных сетях. Подростковый возраст является одним из самых важных периодов в жизни человека, в котором

происходит становление личности, принятие себя, умение устанавливать взаимоотношения с окружающими. Роль средств массовой информации в развитии подростка и важность отбора им развивающего чтения и телепрограмм отмечались в работах В.С. Мухиной [6]. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подавляющее большинство подростков (98%) отметили, что пользуются интернетом ежедневно, кроме того, 89% заходят в социальные сети практически каждый день. В отличие от подростков, только 69% взрослых ежедневно посещают интернет, а 53% - соцсети [7]. Поэтому можно говорить о практически повсеместной включенности подростков в интернет-коммуникацию. Влияние интернета распространяется практически на все сферы жизнедеятельности людей, в том числе на общение подростков и возникновение проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.

Целью исследования стало изучение взаимосвязи между особенностями

коммуникациями в социальных сетях и акцентуациями характера у подростков. Эмпирическое исследование проведено на базе образовательных учреждений г. Якутска. Общее количество участвовавших в исследовании составило 62 человека в возрасте от 14 до 18 лет, подростки с 9 по 11 класс (30 девушек и 12 юношей). В исследовании использовался Опросник Шмишека [4] для определения типа акцентуации личности, авторская анкета на «Определение типа активности в социальных сетях», анализ пользовательских страниц. Для определения типа коммуникации в социальных сетях были использованы факторный анализ и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Г8).

На первом этапе с помощью патохарактерологического опросника был проведен отбор подростков с акцентуациями характера. В данную группу вошли 47 человек со следующими типами акцентуации характера: экзальтированный тип (34%), далее по распространенности идет эмотивный тип (15%), демонстративный тип (13%), циклотимный (13%), возбудимый (11%), гипертимный (6%), застревающий (6%), тревожный (2%). Представленные акцентуации характера отличаются эмоциональностью, что можно объяснить особенностями подросткового возраста; дети в этот период испытывают гормональные изменения, у них меняется отношение к себе и к своему окружению, происходит постепенное усложнение и углубление самопознания (идентификация «Я»),

формируется самооценка, все это сопровождается чрезмерной эмоциональностью.

На втором этапе изучались особенности коммуникации подростков с акцентуациями характера в социальной сети «Вконтакте». В результате анализа персональных страниц пользователей и обработки анкеты были выделены следующие критерии,

характеризующие особенности активности в социальных сетях:

1. По добавлению в друзья - имеет ли значение для респондентов количество друзей в социальных сетях, а также частота их добавления в друзья.

2. Общение с людьми, которых не видели в реальности. Данный критерий представлен с позиции простоты и легкости общения с незнакомыми людьми, которых никогда не увидят, которым можно открыться и не бояться негативной оценки.

3. Направленность на общение - активность в социальных сетях, как исследуемые общаются в виртуальном пространстве, ответы на вопросы, комментарии и т.д.

4. Анонимность/открытость - наличие или отсутствие личной информации на стене пользователя.

5. Демонстрация постов - здесь рассматривается характер публикуемых на своей странице постов пользователей.

Далее была обнаружена взаимосвязь между эмотивным типом акцентуации характера и использованием цитат на своей стене (ге =0,355 р<0,01).

Подростки с циклотимным типом акцентуации демонстрируют в социальных сетях анонимность (ге =-0,286, р<0,05), не ориентированы на количество друзей (ге =-0,251, р<0,05). Возможно, данный тип был в фазе дистимии, которая характеризуется

подавленностью настроения, низкой самооценкой и пессимистическим взглядом на будущее. В дистимической фазе подростки немногословны и плохо идут на контакт.

Подростки с тревожным типом акцентуации не делятся информацией на своей странице, предпочитая закрывать свои страницы и не раскрывать информацию о себе (ге =0,335 р<0,01). Данному типу свойственны мнительность, обеспокоенность, робость, склонность переживать неудачи, боязнь повторить уже допущенные когда-то ошибки.

Экзальтированный тип характеризуется тем, что не добавляет в друзья других пользователей (ге =0,269 р<0,05). Любые их эмоции выражены ярко, искренне, вместе с тем для данного типа

характерны максимализм и непостоянство настроения.

Также выявлено, что подростки без акцентуаций склонны поддерживать общение с незнакомыми людьми, т.е. тех, которых они не знают в реальной жизни и добавлять их в друзья (ге =0,268 р<0,05). Возможно, акцентуированные подростки в силу особенностей характера испытывают те же коммуникативные сложности в сети, что и в реальной жизни. Поэтому общение в социальных сетях носит специфический характер, который не позволяет поддерживать общение с незнакомыми людьми.

Факторный анализ выявил 9 факторов, объясняющих 72,53 % дисперсии. Каждому фактору, определяющему тип коммуникации в сетях, было присвоено условное название:

1) Избирательный. Этот компонент имеет черты возбудимого (0,506), циклотимного (0,486), застревающего (0,457) и экзальтированного (0,428) типа, практически никогда не добавляющего людей в друзья (0,868), можно предположить, что он избирательно относится к списку своих друзей. Наибольшей факторной нагрузкой отличился компонент «никогда не добавляет в друзья» (0,868). Это согласуется с исследованиями Е.А. Миловой, друг в виртуальной реальности сильно отличается от друга, который в реальной жизни. Если пользователь с кем-то общается в социальных сетях, то это не значит, что он дружит в реальной жизни [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что если человек не добавляет в друзья, то это не значит, что он в реальности не имеет друзей.

2) Скромный. Данный фактор характеризуется общением в основном со знакомыми (0,928), возможно, такому человеку даже в реальности трудно общаться с незнакомыми людьми.

3) Эмоциональный. Открытый, дает информацию о себе (0,682), делится внутренним состоянием в социальных сетях - выкладывает цитаты (0,682) и свои музыкальные предпочтения (0,481), что говорит о его внутреннем мире.

4) Активный. Данный компонент включает черты эмотивного, гипертимного, демонстративного типа. Здесь нельзя сказать, какую бы активность они проявляли в социальных сетях, так как анализ не связал их с каким-либо типом коммуникации.

5) Замещающий. Имеет черты дистимического, не делится личными предпочтениями в социальных сетях, а именно музыкой (-0,455), но выкладывает на странице мемы. Также характеризуется тем, что ему не свойственны гипертимные черты.

6) Самопрезентующий. Данный компонент характеризуется тем, что делится своими фото на странице, не ориентирован на количество друзей и имеет дополнительную страницу.

7) Тревожный. Имеет черты тревожного и педантичного типа акцентуации. Объединяющие характеристики данных типов - нерешительность и склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, также легкость возникновения обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений.

8) Общительный. Имеет черты возбудимого и экзальтированного типа; характеризуется активным общением со всеми (0,873).

9) Скрытный. Данный тип общается с людьми, которых не видел в реальности, не делится личными предпочтениями, не свойственны черты застревающего типа акцентуации, то есть он не «застревает» на охвативших его эмоциях, чувствах, не злопамятный и не обидчивый.

Таким образом, особенности коммуникации в социальных сетях, характерных для акцентуированных подростков, содержательно можно описать следующим образом:

1) Эмотивный тип акцентуации - на своей странице делится цитатами, своими внутренними переживаниями. В реальной жизни эмотивный тип все переживает в себе и не делится этим с другими, возможно, через социальные сети он видит выход для своих переживаний. Это можно назвать самостоятельной корректировкой своего поведения.

2) Циклотимный тип - чаще встречается у девочек, не выкладывает информацию о себе (анонимность), избирательно относится к количеству друзей (редко добавляет в друзья). Возможно, в момент исследования он находился в дистимической фазе.

3) Тревожный тип - не делится информацией о себе и ничего не выкладывает на своей

странице. Также как и в реальной жизни, данный тип чувствует сомнения в правильности своих мыслей и действий, является нерешительным, возможно именно поэтому данный тип не выкладывает информацию о себе.

4) Экзальтированный тип - активно общается со всеми, редко добавляет в друзья. Возможно, он не ориентирован на количество друзей, так как данный тип эмоционален, стремится расширить диапазон своих эмоций, между тем, друзья в социальных сетях не производят на него достаточного впечатления, поэтому они для него не имеют значения. Общение происходит со всеми без избирательности, что может говорить, как в пользу общительности, так и неразборчивости в контактах.

5) Дистимический тип - не делится личными предпочтениями, выкладывает на странице мемы. Можно предположить, что свое подавленное настроение он замещает демонстрацией приподнятого настроения, выкладывая шутки (мемы), также может быть, что таким образом он поддерживает отношения с внешним миром.

6) Возбудимый тип - активно общается со всеми, не ориентирован на количество друзей в социальных сетях. Отличается чувствительностью, внимательностью к тем, кто нуждается в его защите, покровительстве, возможно, он активно общается потому, что считает, что люди нуждаются в общении с ним.

Гипертимный, демонстративный,

педантичный, застревающий, тип в данной выборке подростков не выявлены.

Данные, полученные в ходе исследования, могут стать основой для разработки модели коммуникации в социальных сетях среди подростков с акцентуациями характера. В заключение следует отметить, что общение в сети имеет свои специфические особенности, требующие детальных исследований по каждому типу акцентуации.

Литература:

1. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого общества / Е.П. Белинская // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС, 2008. - С. 249251.

2. Войскунский А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций / А.Е. Войскунский // Вопросы психологии. - 1991. -№ 6. - С. 142-147.

3. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг: сборник / И.В. Ксенофонтова // Интернет и фольклор / Государственный республиканский центр русского фольклора. - 2009. - 294 с.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов на Дону.: Феникс, 2000. - 544 с.

5. Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности / Е.А. Милова // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. - 2012. - № 6. - С. 81-83.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 453 с.

7. Подросток в социальной сети: норма жизни -или сигнал опасности? [Электронный ресурс] / Аналитический обзор ВЦИОМ. - 2019. - Режим доступа: https://wcюm.ш'mdexphp?id=236&uid=9587

8. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.

9. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером / О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14: Психология. - 1986. - № 3.

10. Barlow J.P. Is there а there in cyberspace? http://www.utne.eom/web_special/web_specials_archives/a rticles/611-1.html

11. Foster D., Carleton University Working Papers in Communication Technology and Culture, 1995.

12. OKeeffe G.S., & Clarke-Pearson K. The impact of social media on children, adolescents, and families. Pediatrics, 127. - 2011. - Pp. 800-804.

13. Rheungold Howard, Virtual Communities Sources List by Howard Rheingold. http://www.rheingold.com/vc/book/

Сведения об авторах:

Сидорова Туйаара Никифоровна (г. Якутск, Россия), доцент кафедры «Психологии и социальных наук», Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, e-mail: tuyas_ok@mail.ru

Голубчикова Ирина Алексеевна (г. Якутск, Россия), студентка 4 курса, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, e-mail: ziraelirina@gmail.com

Data about the authors:

T. Sidorova (Yakutsk, Russia), associate professor at the Department of «Psychology and Social Sciences», M.K. Ammosov, North-Eastern Federal University, e-mail: tuyas_ok@mail.ru

I. Golubchikova (Yakutsk, Russia), 4th year student of M.K. Ammosov, North-Eastern Federal University, e-mail: ziraelirina@gmail.com

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.