Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-33-47
УДК 37.062.2
Чеботарев Иван Алексеевич
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2396-6759 e-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация: В данной статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования взаимосвязи социальной компетентности и девиа-нтного поведения в подростковом возрасте. В теоретической части статьи были проанализированы подходы авторов к пониманию, структуре, роли социальной компетентности в развитии личности подростка. Рассмотрены такие компоненты социальной компетентности как: самооценка, уверенность в себе, организованность, социальный интерес, отношение к обязанностям и уровень развития общения. Также особое внимание уделяется исследованиям специалистов в области изучения отклоняющегося поведения личности для дальнейшего выявления возможной связи между проявлением компонентов социальной компетентности личности и склонностью к проявлению девиантных форм поведения, таких как: деструктивное, аддиктивное, нонконформистское, агрессивное поведение и т.д. В эмпирической части статьи представлены описание и результаты проведенного исследования по выявлению взаимосвязи между компонентами социальной компетентности и показателями склонности к девиантному поведению подростков. Материалы и методы: в исследовании использовались следующие методики: «Шкала социальной компетентности» (А.М. Прихожан), опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). После чего проводился корреляционный анализ между показателями социальной компетентности и склонности к де-виантному поведению с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования: по итогу исследования были выявлены возрастные и половые особенности социальной компетентности и девиантного поведения подростков, а также наличие и характер связи между данными показателями. Обсуждение и заключения: в статье указано, какие выявлены связи между компонентами социальной компетентности и показателями склонности к девиант-ному поведению, и как они могут проявляться в развитии личности подростка.
Ключевые слова: социальная компетентность, девиантное поведение, подростковый возраст
Для цитирования: Чеботарев И.А. Взаимосвязь социальной компетентности и девиантного поведения подростков. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 1. С. 33-47. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-33-47
Ivan A. Chebotarev
Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2396-6759 e-mail: [email protected]
THE RELATIONSHIP OF SOCIAL COMPETENCE AND DEVIANT BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS
Abstract: This article presents the results of a theoretical and empirical study of the relationship of social competence and deviant behavior in adolescence. The theoretical part of the article analyzes the authors approaches to understanding, structure, and role of social competence in the development of the personality of a adolescence. The following components of social competence are considered: self-esteem, self-confidence, organization, social interest, attitude to responsibilities, and the level of communication development. Also, special attention is given to research experts in the study of deviant behavior of the individual to further identify possible links between the expression of components of social competence, personality and proclivity for deviant behaviors, such as destructive, addictive, non-conformist, aggressive behavior, etc. In the empirical part of the paper presents the description and results of studies conducted to identify the relationship between components of social competence and indicators of the tendency to deviant behavior of adolescence.
Materials and methods: The study used the following methods: "Scale of social competence" (A.M. Prihozhan), questionnaire "Tendency to deviate behaviour" (A.N. Orel). After that, a correlation analysis was performed between indicators of social competence and propensity for deviant behavior using Spearman's rank correlation coefficient. The results of the study: As a result of the study, age and gender characteristics of social competence and deviant behavior of adolescents were identified, as well as the presence and nature of the relationship between these indicators.
Discussion and conclusions: The article shows what links have been identified between the components of social competence and indicators of propensity to deviant behavior, and how they can be manifested in the development of the personality of a adolescence.
Keywords: Social competence, deviant behavior, adolescence
For citation: Chebotarev Ivan.A. The relationship of social competence and deviant behaviour of adolescents. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. no. 1. PP. 33-47. (In Russ., аbstr. in Engl.). DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-33-47
Введение
Подростковый период развития является основополагающим для каждого человека, так как закладываются в это время все важные жизненные ориентиры, основы мировоззрения, форма поведения, которые способствуют дальнейшему существованию. Этот возраст можно охарактеризовать как переход из детского
периода жизни во взрослый. В связи с чем возникают трудности в данном переходе: появляется социальный нигилизм, негативизм, отрицание принятия норм как социальных, так и нравственных. Все это позволяет подростку усваивать девиа-нтные формы поведения, следовательно, можно высказать мнение о том, что общий уровень компетентности подростков находится весьма низок. В связи с чем возникает вопрос: может ли уровень социальной компетентности подростка, а также отдельные его компоненты влиять на формирование отклоняющегося поведения? И если возможна такая тенденция, то как именно она может проявляться. На решение данных вопросов и нацелено это исследование.
Если рассматривать социальную компетентность в условиях нашего времени, то она в первую очередь входит в состав педагогики, так как одним из основных приоритетов в обучении и образовании школ является то, чтобы ученик после ее окончания был компетентен в различных областях: коммуникативной, образовательной, профессиональной, политической и т.п. Таким образом, можно констатировать, что эти части компетенции ученика могут быть объединены в социальную и личностную стороны, так как все компоненты являются частью жизни общества в целом и человека внутри него.
Из вышесказанного следует вывод, что современные школы следят в первую очередь за общим развитием учащихся, но никак не стремятся находить параллели в том, чтобы с помощью социальной компетентности регулировать поведение учащихся, проводить коррекционные работы с отклоняющимся, деструктивным, аддиктивным или агрессивным поведением.
Если рассматривать все возможные предпосылки к развитию отклоняющегося поведения у подростков, то следует высказать предположение, что основными будут: нарушение поведения и личности, социальная незрелость. Можно также высказать мнение о том, что девиантное поведение и социальная компетентность обусловливаются развитием факторов: индивидуальный может затруднить социальную и психологическую адаптацию индивида; педагогический - особенности неправильного воспитания в семье, проявление педагогических ошибок со стороны педагога по отношению к индивиду; психологический - пагубное взаимодействие индивида с окружением (семья, коллектив и т.п.); социальный фактор зависит от уровня развития общества, в котором живет человек. Это, в свою очередь, представляет собой первый пласт взаимосвязи социальной компетентности и де-виантного поведения.
На основе вышесказанного следует вывод, что данная проблема является не только педагогической, но и психологической, и социальной. Таким образом, приобретает значимость исследований, касающихся проблем социальной компетентности подростков, так как этот период жизни характеризуется важными особенностями: самоутверждение, познание окружающего мира и людей, определение своей социальной роли в обществе. Данной проблемой занимались многие исследователи, но следует отметить работы Г.И. Марасанова и Н.А. Рототаевой, В.Н. Келасьев, Е.В. Коблянская, Н.Н. Нагайченко.
По мнению исследователей [1, 2, 3, 4, 5], в основу социальной компетентности входят такие компоненты как личностная (ответственность за деятельность, эмпатия, саморегуляция, самоконтроль, восприятие себя как социального субъекта и как личность и т.д.); общественная (социальная адаптация, мотивация на социально-полезную деятельность, получение навыков и опыта ролевого поведения и др.) и профессиональная компетентность (получение навыков опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию; знания требований к ключевым специальностям [3]).
Также следует особо уделить внимание проблеме девиантного поведения подростков. По данному вопросу следует обратиться к исследованиям Я.И. Гилин-ского, В.Д. Менделевич, Ю.А. Клейберга, Е.В. Змановской и других. Феномен отклоняющегося поведения, а также социальные и личностные компоненты, которые приводят к пагубным последствиям, отражены в работах Т.Ю. Драгуно-вой, А.В. Гоголевой [6, 7]. На основе данных исследований следует отметить тот факт, что отклоняющееся поведение зачастую связано с особенностями развития подростков, которые формируют поведенческие стереотипы, способные привести к некоторым формам девиантного поведения.
Исходя из вышеизложенного, была поставлена цель эмпирического исследования: выявить наличие и изучить характер взаимосвязи социальной компетентности и девиантного поведения подростков.
Обзор литературы
Для начала следует ознакомиться с тем, как авторы дают определение социальной компетентности. Согласно Марасанову и Рототаевой социальная компетентность - интегративное понятие, которое отражает возможности субъекта юношеского возраста осознавать взаимосвязанные процессы профессионализации, социальной адаптации и личностного самоопределения, в которые он оказывается, погружен, и целесообразно управлять ими [3, с. 26 - 27]. Следует отметить, что на основе данного определения авторы дали свою концепцию характеристик компетентности у подростков, которая состоит из трех компонентов:
1) профессионализация (получение и осмысливание первого личного опыта выбора и овладения началами конкретной профессии);
2) социальной адаптации (связь личного опыта, получаемого в решении проблем приспособления к социуму);
3) личностного самоопределения (приобретение и осмысливание индивидом своего собственного опыта воздействия и влияния на социум или противостояния ему) [3, с. 26].
В статье В.Н. Келасьева и И.Л. Перовой дано подобное определение, что социальная компетентность - составляющая общей компетентности в сфере взаимоотношений человека (группы, общества) с окружающей его средой и другими людьми (группами, обществами) [1, с. 356]. Здесь исследователи обращают внимание, что данное понятие можно рассматривать отдельно как со стороны конкретного индивида, так и общества в целом. При этом следует отметить, что социальная компетентность человека неразрывно связана и с социальной компетентностью группы. Так как общество состоит из мелких единиц - индивидов и от их деятельности будет зависеть в свою очередь функциональность группы, которая может привести с помощью определенных решений к развитию, стагнации или деградации общества.
На основе работы Каменской, где были рассмотрены различные мнения авторов по поводу социальной компетентности, можно сделать вывод, что общим в социальной компетентности является отношение индивида к ситуациям, которые сложились в данный момент, умение реализовать свои цели в обществе, в котором он находится, а также его коммуникативные навыки, способствующие его продвижению.
Для Е.В. Коблянской социальная компетентность - это понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение
организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Автор предлагает расценивать социальную компетентность как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально-психологическая подготовленность [5].
В статье В.Н. Келасьева и И.Л. Перовой говорится о том, что под социальной компетентностью (применительно к уровню отдельного человека) в самом общем смысле понимается интегративное личностное образование, формирующееся в процессе социализации и объединяющее в единый комплекс способности, знания, навыки, умения и практические действия, позволяющие индивиду предвидеть результаты своих жизненных выборов и успешно включаться в усложнившуюся среду современного общества [1].
Существует структура содержания социальной компетентности, которая была предложена в статье Н.Н. Нагайченко, выделившей три компонента развития: «Личность» (знание общечеловеческих норм и ценностей; знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и как личности; получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия и др.), «Гражданин» (знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о различных социальных процессах, протекающих в обществе; получение навыков и опыта ролевого поведения и др.), «Профессионал» (получение навыков опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию; знания требований к ключевым специальностям) [3, с. 15 - 18].
Если вспомнить о компонентах социальной компетентности, о которых было сказано в введении, то следует вывод, что все компоненты связаны друг с другом и каждая имеет свою важную функцию для социальной компетентности подростка, так как каждая из них формирует основные личностные качества. Это можно проследить следующим образом, а именно связь между личностной и общественной составляющими компетентности можно увидеть в развитии уровня общения, самостоятельности, уверенность в себе. Между профессиональной и личностной есть связь в формировании самостоятельности, организованности и отношению к своим обязанностям у каждого индивида. В то время как в общественной и профессиональной прослеживается другое отношение: интерес к социальной жизни, уровень произвольности, развитие общения. На основе этого можно подвести краткий итог, что для подростка все эти компоненты и их составляющие являются основополагающими для их развития, но при этом любое отставание или стагнация способно привести к различным последствиям, как было выше сказано от негативизма вплоть до развития девиантных тенденций по отношению к себе или обществу.
В условиях современного мира подростки будут все больше находиться в этом диапазоне, так как развитие всего общества идет стремительно, из-за чего не всегда будет идти равномерно движение в усвоении подростками компонентов социальной компетентности. Некоторые из них будут развиваться интенсивнее других, следствием чего могут появляться отклонения в развитии личности.
Вследствие чего следует ознакомиться с точкой зрения многих авторов по поводу отклоняющегося или девиантного поведения. Так, например, Я.И. Гилин-ский в своем произведении девиантным (или отклоняющимся) поведением называет поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям [8, с. 23]. Также он раскрыл в своих
трудах еще одно понятие: социальные девиации (девиантность) - это социальное явление, выражающееся в относительно массовых статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям [8, с. 28].
По Ю.А. Клейбергу девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [9, с. 16]. При этом он выделял, что данные действия могут выступать:
- в качестве средства достижения значимой цели;
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении [9, с. 16].
Также можно отметить, что в последнем действии основную роль играет «Я-концепция» личности подростка, а именно ее подверженность, склонность к проявлению данной тенденции, но если задуматься, то можно прийти к такому выводу, что «Я-концепция» содержится в каждом компоненте действий. Следовательно, подросток и любой человек старшего возраста могут попасть под влияние данных моментов.
Е.В. Змановская понятие отклоняющееся (девиантное) поведение раскрывает как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадатацией [10, с. 6].
По результатам своих исследований Е.В. Змановской были установлены характеристики, которые присущи личностям с девиантным поведением:
- социально психологическая дезадаптация;
- оппозиционная установка и деформация нормативно-правового сознания;
- поляризация индивидуально-психологических проявлений;
- эмоционально-регуляционная дестабилизация;
- интолерантность и высокое напряжение в сфере межличностных отношений;
- инверсия отношений привязанности [11, с. 19].
А.В. Хомич в свою очередь акцентирует взаимосвязь в своих работах на следующих факторах: индивидуальном, педагогическом, психологическом, социальном [11, с. 17].
Если ссылаться на работы ученых, рассматривающих вопрос об отклоняющемся поведении и работы Т.Ю. Драгуновой и А.В. Гоголевой, раскрывающие феномен отклоняющегося поведения, а также социальные и личностные компоненты, которые приводят к пагубным последствиям. На основе данных исследований можно заметить следующее: что отклоняющееся поведение зачастую связано с особенностями развития подростков, которые формируют поведенческие стереотипы, способные привести к некоторым формам девиантного поведения. У подростка может проявиться реакция оппозиции, которая будет выражена в агрессивной форме, проявлении грубого или жестокого отношения к чему-либо, проявление к эмансипации, т.е. к самоутверждению и группированию в малые общества [7]. На основе чего могут возникнуть поведенческие формы подражания взрослым в виде употребления табака, спиртных напитков и т.п. [6].
Материалы и методы
На основе заданной цели исследования были подобраны соответствующие методики, одна из которых направлена на выявление социальной компетентности и отдельных ее компонентов. Согласно методике «Шкала социальной компетентности» (А.М. Прихожан). Данный материал был выбран в связи с тем, что давался не только общий уровень социальной компетентности каждого учащегося, но и рассматривались отдельные личностные компоненты, которые способны влиять на самого индивида, а также проявление его личностных качеств в обществе. Такими компонентами в методике были: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, уровень общения, организованность, а также общий уровень интересов. Следует также отметить, что результаты разделялись согласно половым особенностям, что позволяло определить некоторые особенности между юношами и девушками.
Для выявления уровня отклоняющегося поведения и его составляющих был подобран опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Примечателен выбор данной методики был тем, что помимо общего уровня де-виантного поведения можно было выявить некоторые склонности к определенным видам отклонения, таким как нонконформизм, аддиктивное, самоповреждающее, агрессивное и делинквентное поведение, также имелась шкала волевого контроля. Потому на основе всех компонентов можно было выявить особенности развития каждого учащегося. Примечательно тем, что методика имеет мужской и женский вариант вопросов.
При рассмотрении данных методик, и в особенности их шкал, была предложена гипотеза о том, что они могут коррелировать друг с другом, но возможность подтверждения гипотезы была возможна лишь на практике. Также важным моментом являлось то, что можно было отдельно выявить половые особенности, так как зачастую многие методики дают общие результаты без учета половой принадлежности.
В исследовании принимали участие учащиеся восьмых классов МАОУ СОШ №71 г. Краснодар в возрасте 14 - 15 лет. Проводилось тестирование 60 человек, из которых было 32 мальчика и 28 девочек. Следует отметить, что для проведения методики А.М. Прихожан была проведена беседа с каждым учеником для более точных конечных результатов, так как в случае общего тестирования имелась бы вероятность общих ответов, а также в методике не имелось своеобразного индикатора, который мог бы указать на правильность выбранных ответов.
Исследование проводилось в три этапа: на первом было проведено тестирование и беседа по данным методикам с учащимися на базе школы во время учебного процесса. На втором этапе проводился подробный анализ результатов каждого учащегося по каждой пройденной им методике. И на третьем проводилось сравнение результатов двух методик на основе коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данный метод был выбран в связи с тем, что именно он мог наиболее точно выразить существование отдельных связей между рассматриваемыми шкалами и выявить также, какая именно связь существует между показателями -обратная или прямая.
Результаты исследования
В данной части проводится анализ средних значений показателей социальной компетентности и установок на отклоняющееся поведение у обследованных подростков. Результаты по методике «Шкала социальной компетентности А.М. Прихожан» представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Средние значения подростков по показателям социальной компетентности
Table 1 - Average of adolescents in terms of social competence
Показатели социальной компетентности Группа мальчиков подростков Группа девочек подростков
Балл Возраст Балл Возраст
Самостоятельность 8,6 15 9,3 15-16
Уверенность в себе 9,6 12 8,9 14-15
Отношение к обязанностям 10,6 15-16 8,9 13-15
Развитие общения 8,1 13-15 8,8 14-16
Организованность 9,1 13-14 9,9 12-13
Интерес к социальной жизни 11,7 12-14 10,8 12-13
Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.
В таблице 2 указаны показатели по значениям социального возраста для подростков.
Таблица 2 - Показатели социального возраста Table 2 - Indicators of social age
Субшкала Де Баллы вочки Социальный возраст Ма Баллы льчики Социальный возраст
15-18 9-11 17-18 9-10
13-18 12-13 15-16 11-12
Самостоятельность 10-12 14 12-14 13-14
7-9 15-16 9-11 15
6 17 6-8 16-17
16-18 9-11 15-18 9-10
12-15 12 12-14 11
Уверенность в себе 11 13 10-11 12
8-10 14-15 7-9 13-14
6-7 16-17 6 15-17
10-18 9-12 15-18 9-11
Отношение к своим обязанностям 8-9 13-15 12-14 12-14
6-7 16-17 8-11 15-16
- - 6-7 17
17-18 9 13-18 9-10
15-16 10-11 10-12 11-12
Развитие общения 12-14 12-13 7-9 13-15
9-11 14-16 6 16-17
6-8 17 - -
Организованность, развитие произвольности 1 9-11 - 9-10
10-12 12-13 - 11-12
7-9 14-15 - 13-14
6 16-17 - 15-17
Интерес к социальной жизни 17-18 9-10 14-18 9-11
15-16 11 9-13 12-14
10-14 12-13 6-8 15-17
8-9 14-15 - -
6-7 16-17 - -
Источник: составлено автором научной статьи.
Source: compiled by the author of the scientific article.
По данным приведенным в таблицах 1 и 2 можно выявить следующие тенденции:
- показатели самостоятельности в двух группах превышают средние показатели по их биологическому возрасту.
- показатели интереса к социальной жизни находятся в двух группах на низком уровне, что говорит о тенденции к инфантильному образу жизни. По шкале организованности также отмечен низкий уровень, но следует сделать одно уточнение, что у мальчиков в таблице возрастной диапазон находится в пределе 13 - 14 лет, но значения, полученные по ходу диагностики, показали тенденцию к младшему возрасту. Потому возрастные показатели по данной субшкале как у мальчиков, так и у девочек находятся на низком уровне.
- в группе девушек показатели уверенности, общения и отношения к обязанностям находятся в пределах нормы, но уровень обязанностей находится в пределе нижних возрастных границ, то есть имеются тенденции к младшему возрасту.
- отношение к обязанностям в мужской группе выше, чем у представителей женской группе и превышают возрастную норму.
- уровень развития общения и уверенности в себе у юношей находятся ниже нормы.
Субшкала развития общения имеет возрастной диапазон по представленным показателям в рамках 13 - 15 лет, но значения имеют тенденцию к меньшему возрасту, то есть к 13 годам, а значит можно предположить, что уровень общения находится чуть ниже нормы.
Итоговый показатель общего уровня социальной компетентности указан в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели общего уровня социальной компетентности Table 3 - Indicators of general level of social competence
Соц. возраст Соц. возраст
Итоговый показатель социальной компетентности Коэффициент Балл Коэффициент Балл
0,1 57,8 15 0,2 56,7 16
Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.
Итоговый показатель социальной компетентности рассчитывался согласно формуле: СК = (СВ - ХВ) • 0,1. Где СК - коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере; СВ - социальный возраст (определяющийся по таблице); ХВ - хронологический возраст.
На основе полученных данных в таблицах 1 и 3 стоит отметить, что общий уровень социальной компетентности у подростков двух групп находится выше нормы, что позволяет сделать предположение, что имеется тенденция к стремлению к целостному становлению личности. Однако, по отдельным субшкалам имеются значения как выше нормы, так и ниже, что говорит о том, что личность может в сумме по значениям быть социально компетентной, но по какой-либо из субшкал иметь низкие или высокие значения по отношению своему биологическому возрасту.
Результаты методики опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел представлены в таблице 4 .
Таблица 4 - Средние значения подростков по показателям опросника
Table 4 - Average adolescent values by questionnaire
Группа мальчиков Группа девочек
Показатели по методике
подростков подростков
Нонконформизм 42,3 ~ 44,6
Аддиктивное поведение 33,7 ~ 40,8
Самоповреждение 39,7 39,5
Агрессия и насилие 41,8 ~ 43,7
Эмоциональный контроль 48,1 ~ 44,7
Делинквентное поведение 37,7 ~ 42,6
Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.
Данные таблицы 4 можно представить в виде рисунка 1.
Рис. 1 - результаты диагностики по методике А.Н. Орла Fig. 1 - results of diagnostic by A.N. Orel method
50 45 40 35 30 25 20
15 -f 10
I Юноши I Девушки
Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.
По данным в таблице 4 и рисунке 1, можно выявить тенденции согласно результатам показателей отклоняющегося поведения:
1) все показатели находятся в рамках нормы;
2) у юношей шкала эмоционального контроля гораздо выражена, чем у девушек, следовательно, мальчики-подростки имеют тенденции к слабому волевому контролю и часто могут делать какие-либо поступки на фоне эмоционального всплеска;
3) у девушек показатели по аддиктивному, агрессивному и делинквен-тому поведению выше, чем у юношей. Показатели аддиктивного и делинквентно-го поведения гораздо выше, чем в мужской части. По итогу, можно сделать вывод, что девочки гораздо выраженно имеют склонность к подобным видам поведения, а значит и большую предрасположенность к отклоняющемуся поведению по одному из исследуемых компонентов;
Для выявления взаимосвязи между показателями девиантного поведения и социальной компетентности подростков был использован корреляционный анализ с применением критерия Спирмена. Анализ проводился отдельно по каждой группе участников диагностики. В таблицах 5 и 6 представлены результаты проведенных математических вычислений по двум группам.
Для выявления связи в группе юношей имеют верность результаты при следующих значениях: N=32: R=0,36 при p<0,05; R=0,45 при p<0,01.
Таблица 5 - Взаимосвязь показателей респондентов мужской группы по субшкалам методики А.М. Прихожан и показателей отклоняющегося поведения опросника А.Н. Орел
Table 5 - Relationship between the indicators of respondents of the male group by subschkals of methodic of A.M. Prihozhan and indicators of deviating behavior of the questionnaire A.N. Orel
Показатели социальной компетентности Показатели отклоняющегося поведения и их связь
Самостоятельность Аддиктивное поведение, г = -0,525
Агрессия и насилие, г = -0,525
Уверенность Негативизм, г = -0,408
Самоповреждение, г = 0,402
Эмоциональный контроль, г = 0,507
Развитие общения Негативизм, г = -0,361
Самоповреждение, г = 0,425
Интерес к социальной жизни Негативизм, г = -0,39
Самоповреждение, г = 0,601
Эмоциональный контроль, г = 0,361
Делинквентное поведение, г = 0,413
Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.
Для выявления связи в группе юношей имеют верность результаты при следующих значениях: N=28: R= 0,38 при p<0,05; R=0,48 при p<0,01.
Таблица 6 - Взаимосвязь показателей респондентов женской группы по субшкалам методики А.М. Прихожан и показателей отклоняющегося поведения опросника А.Н. Орел
Table 6 - The relationship between the indicators of respondents of the female group on the subschkals of methodic of A.M. Prihozhan and the indicators of deviating behavior of the questionnaire A.N. Orel
Показатели отклоняющегося поведения
Показатели социальной компетентности
и их связь
Самостоятельность Аддиктивное поведение, г = -0,483
Отношение к обязанностям Самоповреждение, г = 0,423
Агрессия и насилие, г = 0,793
Эмоциональный контроль, г = 0,68
Делинквентное поведение, г = 0,475
Интерес к социальной жизни Самоповреждение, г = 0,505
Источник: составлено автором научной статьи.
Source: compiled by the author of the scientific article.
Обсуждение и заключения
В результате проведенного корреляционного анализа между показателями девиантного поведения и социальной компетентности подростков были выявлены следующие статистически значимые корреляционные связи:
1) общие результаты, которые имеются в двух группах по показателям самостоятельности и проявления аддиктивного поведения. Эта связь выражена обратным значением, т.е. чем ниже уровень самостоятельности, тем выше уровень аддиктивного поведения;
2) существует общая групповая связь между уровнем социального интереса с самоповреждением, где была выявлена прямая связь: чем выше уровень социального интереса, тем выше уровень к самоповреждающему поведению;
3) самостоятельность и уровень агрессии и насилия (обратная связь, т.е. чем ниже уровень самостоятельности, тем выше уровень агрессивных и насильственных действий со стороны юношей);
4) по показателям уверенности с самоповреждением и эмоциональным контролем была выявлена прямая связь у юношей (чем ниже уверенность подростка, тем ниже уровень самоповреждающих тенденций и выше уровень социального контроля);
5) показатели уровня развитого общения с самоповреждающим поведением в мужской группе имеет прямую связь. То есть чем выше уровень общения у индивида, тем выше склонность к риску по отношению к собственной жизни;
6) показатели уровня нонконформистских (негативистских) установок определяет обратную связь с такими показателями социальной компетентности как: уверенность, развитие общения и социального интереса, что позволяет определить тенденцию в мужской к группе к следующему: чем выше уровень установок на преодоление норм и общественных правил, то одновременно с этим становится ниже его уверенность в себе, интерес к окружающему его миру, а также замыкается в себе путем ограничения круга общения;
7) показатели социального интереса к жизни имеют прямую связь в мужской группе с показателями эмоционального контроля и делинквентного поведения, что означает, чем выше уровень к интересу к обществу и технологиям, тем выше склонность к делинквентному поведению. Однако, если уровень социального интереса выше, то поведенческий контроль может находиться на низком уровне;
8) результаты в женской группе выглядят следующим образом, а именно показатели отношение к обязанностям имеют прямую связь с самоповреждающим, агрессивным и делинквентным поведением, а также с эмоциональным контролем. Это говорит о том, что чем выше уровень ответственности за какую-либо деятельность, тем выше может проявиться возможность отклоняющегося поведения, но при этом все подкрепляется эмоциональным контролем, так как чем выше ответственность, тем ниже он будет, а, значит, будут склонности в проявлении негативных эмоций, что может повлечь и отклоняющееся поведение.
Таким образом, в результате проведенного исследования, гипотеза, заключающаяся в предположении о существовании взаимосвязи девиантного поведения и социальной компетентности подростков, подтвердилась.
Полученные данные исследования имеют практическую ценность для образовательных учреждений, что позволит педагогам и психологам разработать программы по коррекции отклоняющегося поведения подростков и отдельных ее компонентов, а также отслеживать уровень их социальной компетентности как в целом, так и отдельно по критериям, которые рассматривались в методике А.М. Прихожан.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России [Текст] // Вестник СПбГУ. Сер. 12 2010. Вып. 3 С. 356 - 365.
2. Марасанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. [Текст] - М.: «Когито-Центр», 2003.— 172 с.
3. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура [Текст] // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3 С. 14 -19. http://vestnik.yspu.org/releases/2012_3pp/07.pdf
4. Новикова А.А. Содержание социальной компетентности в образовательном процессе высшей школы [Текст]. Современные исследования социальных проблем 2017, Том 8, № 4 - 2 С. 204 - 207. https://elibrary.ru/item.asp?id=29074130
5. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012, №1.; Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5383.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. [Текст] - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2010. - 460 с. - (Основы наук).
7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. [Текст] - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)
8. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст]. - Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.
9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] : Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. - 160 с.
10. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]. Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
11. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов [Текст] - Краснодар: Экоинвест, 2013. - 364 с.
REFERENCES
1. Kelasiev V.N., I.L. Pervova Social competence and technologies of its formation in modern Russia. Bulletin of Saint Petersburg University. Series 12. 2010. Issue. 3 Pages 356 - 365. (In Russ).
2. Marasanov G.I., Rototayeva N.A. Social competence: psychological conditions of development in youth age. Moscow: «Kogito-Center», 2003. 172 p. (In Russ).
3. Nagaychenko N.N. Social Competence of High School Students: Content and Structure [Text]. Yaroslav Pedagogical Bulletin. 2012. No. 3 of Pages 14 - 19. (In Russ). Available at: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_3pp/07.pdf
4. Novikova A.A. Content of social competence in the educational process of higher school [Text]. Modern research of social problems 2017, Volume 8, № 4 - 2 Pages 204 - 207. (In Russ). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29074130
5. Kamenskaya E.V. Social Competence: Ratio of Scientific Theories. Modern Problems of Science and Education. 2012. № 1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5383. (In Russ).
6. Obukhova L.F. Age psychology: textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House; MGPSU, 2010. 460 p. (Basics of Sciences). (In Russ).
7. Gogoleva A.V. Addictive behavior and its prevention. 2nd ed., page. Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing House of NGO "MODEK," 2003. 240 p. (Series «Library of Psychologist.») (In Russ).
8. Gilinsky Y.I. Devianology: Sociology of Crime, Drugs, Prostitution, Suicide and Other «Deviations» [Text]. - Publishing House of R. Aslanov «Legal Center Press», 2007. 528 p. (In Russ).
9. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior. Educational manual for universities. Moscow: TC Sphere, with the participation of «Jurite-M» 2001. 160 p. (In Russ).
10. Zmanovskaya E.V. Devianology: (Psychology of deviating behavior). Academy Publishing Center, 2004. 288 p. (In Russ).
11. Knizhnikova S.V. Devianology for teachers and psychologists. Krasnodar: Ekoin-vest, 2013. 364 p. (In Russ).
Информация об авторе: Чеботарев Иван Алексеевич, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2396-6759 e-mail: [email protected]
Поступила: 28.01.2020 После доработки: 23.02.2020 Принята к публикации: 27.02.2020
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Ivan A. Chebotarev, Kuban State University Krasnodar, Russia
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2396-6759 e-mail: [email protected]
The paper was submitted: 28.01.2020
Received after reworking: 23.02.2020
Accepted for publication: 27.02.2020
The author have read and approved the final manuscript.