Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Панкратова И.А. Взаимосвязь склонности к девиантному поведению и представлений об успехе у подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pankratova I.A. (2019). The relationship between the propensity for deviant behavior and the idea of success in adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 152.9 ГРНТИ 15.81.29
Панкратова Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Академия психологии и педагогики Доцент кафедры «Организационной и прикладной психологии образования»
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3140-1280 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=669137
Взаимосвязь склонности к девиантному поведению и представлений об успехе у подростков
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы взаимосвязи склонности к девиантному поведению и представлений об успехе у подростков. Автором обосновывается актуальность исследования проблем представлений об успехе и девиантном поведении подростков. Автор отмечает, что проблема исследования является чрезвычайно актуальной, т. к. часто подростки стремясь стать успешными среди своих сверстников нарушают правовые и социальные нормы. В статье подчеркивается, что проблема девиантного поведения рассматривается различными направлениями исследований в рамках таких основных понятий, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «деструктивное поведение», «педагогическая запущенность», «трудновоспитуемость» и т. д. В психологии вводится именно термин «отклоняющегося поведения». Так как аспекты определения девиантного поведения разноплановы и нередко вызывают несогласия, тяжело буквально определить, какие разновидности поведения свойственно полагать девиантными. Почти все эксперты в собственных работах особенный интерес уделяют единичным обликам отклоняющегося поведения, отдают отличие конкретному возрасту. Немало важным остается аспект взаимосвязи отклоняющегося поведения с представлениями об успехе у подростков, так как исследования в данной области одни из самых проблемных зон психологии и педагогики. Долгое время данная проблема продолжала оставаться вне поля зрения, но позднее в отечественных и зарубежных исследованиях она привлекла к себе большое внимание психологов. В статье подробно описываются данные эмпирического исследования взаимосвязи склонности к девиантному поведению и представлений об успехе у подростков. Проведя эмпирическое исследование, автором были выявлены корреляционные взаимосвязи склонности к девиантному поведению и представлений об успехе у подростков. Использование полученных автором данных позволят эффективно выстраивать стратегию развития каждого учащегося.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: подростки; девиантное поведение; представление об успехе; успех; отклоняющееся поведение; асоциальное поведение; трудновоспитуемость
Переход российского общества к рыночным отношениям повлек за собой изменения не только в экономике и политике, но и в межличностных отношениях. На сегодняшний день наблюдается снижение влияния государственных органов в развитие личности, утрачена функция общественных институтов в воспитательно-профилактической работе, ухудшилось благополучие большинства семей, отчетливо сократились потенциал доступного отдыха, отмечено повышение насилия, что актуализировало проблему девиантного поведения подростков [1].
Наиболее беспокойным считается то, что подростковые отклонения характеризируется постоянством и ненужным динамизмом: в сферу беззаконной деятельности привлечется все более юных людей, объединяющихся с целью совершения правонарушений, количество которых неизменно вырастает [2].
Во всех временах и во всех обществах всегда существовали индивиды, поведение которых выходило за рамки норм, принятых в социуме. Прежде всего стоит рассмотреть понятие нормального поведения. Нормальным принято считать поведение индивида, при котором соблюдается совокупность правил, принятых в том или ином обществе. Следовательно, любое поведение, что отклоняется от нормального, трактуется как недопустимое или девиантное.
Проблема девиантного поведения рассматривается различными направлениями исследований в рамках таких основных понятий, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «деструктивное поведение», «педагогическая запущенность», «трудновоспитуемость» и т. д. В психологии вводится именно термин «отклоняющегося поведения».
Так как аспекты определения девиантного поведения разноплановы и нередко вызывают несогласия, тяжело буквально определить, какие разновидности поведения свойственно полагать девиантными. Осмотрев вариации отклонений в поведении, можно установить, будто единой точки зрения на классификацию и типологию девиантного поведения не существует. Почти все эксперты в собственных работах особенный интерес уделяют единичным обликам отклоняющегося поведения, отдают отличие конкретному возрасту.
М.И. Рожков исследует девиантное поведение как «отклонение от принятых в данной социальной среде, в данном обществе, коллективе социально-нравственных и культурных ценностей, самореализации и саморазвития в том социуме, к которому принадлежит человек
И.С. Кон относит девиантное поведение как нарушение процесса социализации [4].
В науке выделяют различные факторы формирования девиантного поведения [5]: биологические, психологические, социально-педагогические факторы, социально-экономические, морально-этические факторы. Рассматривая психологические факторы, авторы выделяют не только отклонения, проявляющиеся в психопатии, неврастении, пограничных состояниях, но и особенности представлений личности о норме, о себе, о своих потребностях и о своем месте в социуме.
В подростковом возрасте основой является общение со сверстниками. Подростковый период называют еще переходным, так как в этот момент происходит перестройка организма для достижения социальной зрелости личности. На данном этапе развития индивида существуют свои факторы, что влияют на формирования девиантного поведения. К ним стоит
[3].
отнести: социально-экономическое неблагополучие; влияние СМИ, насилие, некачественная литература, которая пропагандирует отвращение к ценностям социума; разлад между социальными ценностями и возможными путями их осуществления; процесс уменьшения ответственности учебных заведений к процессу обучения [6]. Стремление подростка выделиться среди сверстников, быть ими признанным, успешным, зачастую приводить к вариациям девиантного поведения. В современном обществе ориентация на успех является одной из основных ценностей [7; 8].
Немало важным остается аспект взаимосвязи отклоняющегося поведения с представлениями об успехе у подростков, так как исследования в данной области одни из самых проблемных зон психологии и педагогики. Долгое время данная проблема продолжала оставаться вне поля зрения, но позднее в отечественных и зарубежных исследованиях она привлекла к себе большое внимание психологов.
Нами было проведено исследование взаимосвязи девиантного поведения и представлений об успехе. В качестве испытуемых в нашем экспериментальном исследовании приняли участие 85 учеников 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону. Исследование проводилось с помощью методик: опросник «Исследование представлений об успехе» (О.Ю. Клочкова) [9] и опросник «Склонности к девиантному поведению» (Э.В. Леус).
В ходе проведенного анализа склонности подростков к девиантному поведению были получены следующие результаты, у большего числа испытуемых было обнаружено социально-обусловленное поведение (80 %). Социально-обусловленное поведение либо просоциальное поведение, может быть относительно-деструктивным, так как во многом зависит от референтной группы и тех норм, которые культивируются значимой группой.
В таблице 1 представлены результаты социально-обусловленного поведения подростков по уровням: высокий, средний, низкий.
Таблица 1
Склонность подростков к социально-обусловленному поведению
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
26,7 % 71,1 % 2,2 %
Исследование склонности подростков к социально-обусловленному поведению выявило преобладание (71,1 %) среднего уровня социально-обусловленного поведения. Общение и социальное взаимодействие в подростковом возрасте является ведущей деятельностью средние показатели по шкале социально-обусловленное поведение являются нормой.
Что касается высокого уровня, который представлен у 26,7 % испытуемых, для него характерна высокая адаптация к группе одноклассников, но также одновременно и показатель тесного слияния со значимой группой, что является одним из проявлений зависимости от других людей, но для подростков это является нормой. Однако если произойдет слияние с группой которая характеризуется девиантным поведением, то такой подросток будет демонстрировать деструктивное поведение.
Низкий уровень, который представлен всего у 2,2 % может говорить о неадаптированности и замкнутости, либо даже изоляции подростка от групп сверстников, однако данный показатель не велик, что свидетельствует о том, что большая часть подростков способна найти общий язык среди окружающих сверстников.
У 2,2 % испытуемых было выявлено делинквентное поведение. Однако у 51,1 % преобладающим оказался низкий уровень склонности к делинквентному поведению, что
https:// mir-nauki. com
говорит нам о том, что подросткам не свойственно поведение, угрожающее благополучию окружающих и социальному порядку.
В то же время, 46,7 % показали средний уровень, что может включать в себя определенные действия, запрещенные законодательством РФ.
Наименьшие результаты оказались по шкале зависимого поведения. По результатам диагностики данный тип девиантного поведения не был выявлен вовсе, т. е. 0 % испытуемых злоупотребляют различными веществами, которые в состоянии изменить психическое состояние, включая курение сигарет и распитие спиртных напитков, до того, как от них сформировалась зависимость.
Результаты по шкале агрессивное поведение, где оценивается как вербальная и физическая агрессия, которая направленная на окружающих людей, так и в целом враждебность, негативизм, дерзость и мстительность являются следующие: низкий уровень агрессивного поведения представлен у большинства подростков (62,2 %).
Это означает что преобладающему большинству нашей выборки не свойственны любые проявления агрессии, будь то физическая, словесная либо косвенная, которая может проявляться в излишней раздражительности, подозрительности и обидчивости.
Средний уровень агрессивного поведения свойственен 24,5 % испытуемых. Так как любая из представленных форм агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростками своей правоты и индивидуальности, агрессивный подросток противостоит своим родителям и учителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту.
Высокий уровень агрессивного поведения представлен у 13,3 % испытуемых. На этом уровне агрессивный подросток хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Помимо открытых форм агрессивного поведения, им свойственно проявление скрытых форм агрессии, например, порча одежды, наблюдение за издевательствами, обида и др.
Шкала самоповреждающего либо аутоагрессивного поведения показывает стремление подростка причинить себе вред и/или физическую боль, в качестве сознательного отказа подростка от жизни, который может быть связан с любыми действиями, направленными на ее прекращение, либо незавершенными попытками.
У большинства подростков нашей выборки средний и низкий уровень самоповреждащего поведения (48,9 % и 42,2 % соответственно). Самоповреждающее поведение определяется как преднамеренное причинение вреда собственному телу через повреждения тканей организма; чаще оно направлено на высвобождение или уменьшение невыносимых эмоций, в надежде справиться с эмоциональной болью, или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.
Средний уровень обусловлен возрастными особенностями - высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая стрессоустойчивость, отсутствие понятных и структурированных справляться с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса.
Высокий уровень аутоагрессивного поведения встречается у 8,9 % подростков. Такое поведение характеризуется причинением вреда самому себе, иногда даже частые болезни могут свидетельствовать об аутоагрессивном поведении. Данные подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Но необходимо помнить, что самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.
https:// mir-nauki. com
Также, для данного возраста является актуальным парасуицид - поведение, которое имитирует суицидальное, но на самом деле не подразумевает под собой намерения убить себя.
Подведя итоги по всем шкалам девиантного поведения можно сделать вывод о том, что наиболее встречающимся является социально-обусловленное поведение, которое является типичным для подросткового возраста. Что касается наименее встречающегося типа девиантного поведения, в нашем случае, это зависимое поведение, которое не свойственно нашим испытуемым.
В целом, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о низком уровне социально-психологической дезадаптации и склонности к отклоняющемуся поведению.
При помощи методики «Исследования представлений об успешности» (Клочковой О.Ю.) были получены следующе результаты. У подростков в целом, можно сказать о преобладании «Компромиссной модели» успеха, которая представлена у 35,6 % испытуемых.
У респондентов нашей выборки преобладает компромиссная модель успеха, которая является трансформированной советской моделью в современном обществе. Присутствие ее на главенствующей позиции, свидетельствует о не столь недавнем существовании советского общества и его влияние на протяжении времени еще существенно. Для респондентов нашей выборки материальные ценности не являются ведущими, хотя и учитываются, подростки ориентированы на образование, считают, что высокий уровень образованности и профессионализма свидетельствуют об успехе.
Несмотря на то, что компромиссная модель успеха является трансформацией советской модели, советская модель, для которой характерно не заработок денег, а ценность общественно-значимой профессии представлена в наименьшей степени (6,7 %), что свидетельствует о ценностях, которые присущи подросткам в современном мире.
Одинаково часто испытуемые придерживаются «американской» и «аскетической» моделей достижения успеха по 24,4 % испытуемых. Данный факто довольно любопытен, т. к. данные модели являются абсолютно противоположными.
Люди, выбирающие «американскую» модель достижения успеха прежде всего ориентированы на материальные ценности, для них важно достижение материального успеха, который возможен через усердный труд. Люди, придерживающиеся данной модели представлений об успехе, считают, что важной составляющей успеха является труд, который способствует материальному успеху, таким образом богатство оправдывается трудовой деятельностью.
В «аскетической» модели, напротив, материальный мир отрицается и для личности является важнейшим духовное развитие и духовная целостность. Успех понимается как духовное самосовершенствование, материальные ценности не приветствуются.
«Гедонистическая» модель достижения успеха представлена не значительно у 8,9 % опрошенных. Для нее характерно представления об успехе как максимальное достижение различных удовольствий и наслаждений, в том числе достижение материальной обеспеченности. В отличие от «американской» модели (где важен труд), в «гедонестической» сам способ достижения материальной обеспеченности не имеет значения, он даже может носить антиобщественный характер, но при этом упорный труд оказывается не приемлем для индивида, так как противоречит самой сущности гедонизма.
Корреляционный анализ позволил выявить наличие некоторых статистически значимых взаимосвязей между склонностью к девиантному поведению и представлений об успехе у подростков.
Полученные данные представлены в рисунках 1, 2 и 3.
Рисунок 1. Взаимосвязь между социально-обусловленным поведением и советской моделью успеха
В результате проведенного корреляционного анализа нами была установлена обратная корреляционная взаимосвязь между социально-обусловленным поведением и советской моделью успеха.
Можно предположить, что чем больше понимается и придерживается четкая формулировка понимания успеха, а именно приоритет ценностно-рациональных действий, где деньги занимают наиболее низкое место, то тем меньше склонность к зависимости от других людей и просоциальному поведению, где референтным является мнение группы, возможно, имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность.
Как отмечают О.М. Здравомыслова и И.И. Шурыгина, один из самых распространенных ответов на открытый вопрос «Что означает для Вас выражение «успешный человек»? -«Человек, которого уважают близкие люди» [10]. Направленность на приобретение духовных благ позволяет распространять эти ценности, позволяя повышать уровень грамотности и духовной культуры, поэтому в данном случае будет минимальная склонность к социально-обусловленному поведению.
Рисунок 2. Взаимосвязь между социально-обусловленным поведением и американской моделью успеха
Данная схема свидетельствует о наличии значимой прямой корреляционной взаимосвязи между социально - обусловленным поведением и американской моделью успеха.
Так как для данной модели успеха главной целью выступает материальный успех, который достигается через упорный труд в соответствии с общепринятыми нормами, то стоит отметить: личность стремится к материальным благам опираясь на принятые в обществе идеалы, т. е. можно отследить взаимосвязь с оглядкой на референтную группу, что характерно для социально-обусловленного поведения. Данная модель, представленная в виде образца, известна еще как «американская мечта»: «с помощью упорного труда из чистильщика сапог -в миллионеры». Важнейшим аспектом так же является необходимость упорного труда, согласно чему считалось, что это один из вариантов оправдать свои награды перед значимой группой. Можем предположить, что именно эти основания имеют прямую связь со склонностью к девиантному поведению.
Рисунок 3. Взаимосвязь между агрессивным поведением и компромиссной моделью успеха
Данная схема демонстрирует наличие прямой корреляционной связи между агрессивным поведением и компромиссной моделью успеха. Так как компромиссная модель успешности характеризуется, как успех принимаемый и одобряемый «близкими», а материальные факторы учитываются, но не играют решающей роли, предположительно, что в этом случае любая из представленных форм агрессивного поведения направлена на прямое отстаивание подростками своей правоты и индивидуальности, агрессивный подросток противостоит своим родителям и учителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту. В подростковом возрасте «близкими» часто считаются друзья, а не родители или ближайшие родственники, в свою очередь подросткам свойственно агрессивное поведение.
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование выявило наличие взаимосвязей между представлением об успехе и склонностью к девиантному поведению. Выявленная закономерность поможет педагогу психологу в работе с девиантными подростками и ориентацией их на успех через конструктивное поведение, без нарушения социальных норм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. Дисс. Док. Соц. Наук. Улан-Удэ, 2007. - 412 с.
2. Яриков П.С. Подростковая девиация как одна из проблем современного общества // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации», Липецк, 2013. - С. 26-30.
3. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 с.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 247 с.
5. Егоров А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб, 2007. - 225 с.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. Пособие для вузов. - М., 2001. - 342с.
7. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи представлений об успехе и мотивации успешной деятельности у студентов // Известия Южного федерального университета. - № 7. 2018. - С. 105-110.
8. Панкратова И.А., Долотова Е.В. Исследование взаимосвязи профессиональных представлений и моделей успешности у подростков с разной степенью одаренности // Сборник научных работ Х Международного конкурса. Липецк, 2019. - С. 133-139.
9. Клочкова О.Ю. Модель успеха как фактор профессионального выбора: на примере студентов московских педагогических вузов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 2003. - 24 с.
10. Колесникова Г.И., Байер Е.А., Харагезян М.В. Девиантное поведение. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 264 с.
https:// mir-nauki. com
Pankratova Irina Anatolievna
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
The relationship between the propensity
for deviant behavior and the idea of success in adolescents
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the problems of the relationship between addiction to deviant behavior and the idea of success in adolescents. The author proves the relevance of research on the problems of representation and deviant behavior of adolescents. The author notes that the research problem remains unchanged, because often teenagers become successful among their peers who violate legal and social norms. The article emphasizes that the problem of deviant behavior lies in the fact that "deviant behavior", "asocial behavior", "destructive behavior", "pedagogical neglect", "difficulty of education", etc. In psychology, the term "deviant behavior" is introduced. The definition of deviant behavior and often causes disagreement, it is difficult to literally determine which types of behavior should be deviant. Of particular interest to a particular age. In this area, the problems of psychology and pedagogy have been investigated. This problem remains aloof from polar views, but it attracts a lot of attention of psychologists. The article describes in detail the data of empirical studies of the relationship between propensities for deviant behavior and the idea of success in adolescents. An empirical study was conducted, the author of which revealed correlation relationships of a tendency to deviant behavior and the idea of success in adolescents. The development strategy of each student.
Keywords: adolescents; devianotic behavior; the idea of success; success; deviant behavior; antisocial behavior; difficult to grasp