УДК 159.99.
Иванова Татьяна Владимировна,
студент 4 курса направления подготовки "Психолого-педагогическое образование" ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары e-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ И СТРАТЕГИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРЕВЕНЦИИ ДЕВИАЦИЙ
Аннотация. В статье представлены результаты социально -психологического тестирования подростков на основе изучения склонности к отклоняющемуся поведению и копинг-поведения подростков. Представлен анализ психодиагностики подростков, выявлены взаимосвязи стратегий защитного поведения и склонности к девиациям у подростков. Показано, что первичная профилактика отклоняющегося поведения подростков должна быть направлена на формирование продуктивных стратегий разрешения проблем, личностных свойств и ресурсов, помогающих эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями. Выявлено, что непродуктивные стратегии поведения у подростков могут быть маркерами склонности к девиантному поведению.
Ключевые слова: подростки, склонность к отклоняющемуся поведению, педагогическая профилактика, копинг-поведение, защитные механизмы.
Ivanova Tatyana Vladimirovna,
4th year student of specialization "Psychological and pedagogical education" of the "Chuvash state pedagogical University I. Y. Yakovlev", Cheboksary e-mail: ivanova_ 121 @mail .ru
THE STUDY OF TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR AND STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR ADOLESCENTS IN PREVENTION OF DEVIATIONS
Annotation. The article presents the results of socio-psychological testing of adolescents based on the study of the tendency to deviating behavior and coping behavior of adolescents. Presents an analysis of psycho-diagnostics of adolescents identified the relationship strategies protective behavior and the propensity to deviance in adolescents. It is shown that the primary prevention of deviating behavior of adolescents should be aimed at the formation of productive strategies to solve problems, personal properties and resources that help effectively cope with difficult life situations. It is revealed that the unproductive strategy of behavior in adolescents can be a marker of the tendency to deviant behavior.
Key words: adolescents, the tendency to deviant behavior, prevention education, coping behavior, protective mechanisms.
В 2013 году в Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» была включена отдельная глава, посвященная профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, наркомании. В ней особое внимание уделяется раннему выявлению незаконного потребления ПАВ на основе социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров учащихся и студентов в образовательных организациях. Выявление подростков, склонных к зависимому поведению, на этапе обязательного социально-психологического тестирования, с одной стороны, требует существенных материальных затрат, а, с другой, не имеет высокой эффективности [1; 2].
Необходимо признать, что результаты диагностики позволяют обнаружить группу детей и молодежи, уже имеющих опыт проб наркотических средств и психоактивных веществ. Следовательно, при разработке превентивной помощи речь идет уже о мероприятиях вторичной профилактики. Эти подростки в большей мере нуждаются в квалифицированной помощи наркологов и психотерапевтов, чем педагогов и психологов образовательных организаций, что соответствует уровню вторичной или даже третичной превенции аддиктив-ного поведения. Отметим, что технологии и формы работы социальных педагогов и психологов на этапе вторичной профилактики аддиктивного поведения имеют свою специфику и отличаются от педагогической деятельности на этапе первичной превенции [3; 4].
В Чувашской Республике для обязательного социально-психологического тестирования школьников и студентов использовалась «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел).
В нашем экспериментальном исследовании принимали участие 18 учащихся 8 класса в возрасте 13-14 лет общеобразовательного учреждения г. Чебоксары Чувашской Республики.
На констатирующем этапе исследования на основе психодиагностики учащихся по «Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла были получены следующие результаты:
1) у 10 школьников (55,6 % испытуемых) была выявлена склонность к отклоняющемуся поведению по разным шкалам. Из них 3 школьника (16,7% респондентов) склонны к аддиктивному поведению. Испытуемые проявляют склонность к преодолению норм и правил. Они часто испытывают потребность в острых ощущениях. Главным в жизни считают удовлетворение собственных потребностей. Эти школьники постоянно находятся в поиске новых ощущений и ради достижения желаемого результата готовы нарушить запреты. Они считают, что вредность употребления спиртных напитков и психоактивных веществ преувеличена, отдают предпочтение компаниям, в которых возможно употребление спиртных напитков.
2) 3 ученика (16,7% опрошенных) склонны к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Эти испытуемые также испытывают постоянную потребность в острых ощущениях. Для них собственная жизнь не имеет особой ценности. Они готовы подвергать жизнь и здоровье риску. Для получения какой-либо выгоды они готовы на выполнение опасных трюков, соглашаются на работу, которая может оказаться опасной для их жизни. В данном случае решающим фактором может послужить получение прибыли. Испытуемые считают, что смогли бы проявить себя лишь в неожиданных обстоятельствах, испытывая чувство опасности. Школьники утверждают, что попробовали бы одурманивающие вещества, если бы знали, что это не повредит здоровью и не повлечет наказания.
3) у 3 школьников (16,7% испытуемых) большее количество баллов относилось к шкале волевого контроля эмоциональных реакций. Эти ученики могут проявлять несдержанность в выражении своих эмоций. Им бывает трудно сдерживать свои чувства, часто бывают раздражительны по любому поводу. Могут совершать поступки под влиянием минутного настроения. В моменты, когда учащиеся испытывают чувство злости, они способны на проявление физической агрессии. У испытуемых вызывает затруднение требование выполнения какого-либо действия к определенному сроку. Наибольшее количество учащихся (38,9% школьников), имеющих предрасположенность к отклоняю-
щемуся поведению, проявили склонность к агрессии и насилию. Было выявлено 7 таких учеников. Они признают как вербальные способы выражения агрессии, так и физические. Для них привычным способом решения проблем является использование физической силы. Они также предпочитают профессии и виды спорта, которые предполагает воздействие на людей силой (участие в боевых действиях, бокс). Такие люди часто бывают раздражительными. Им бывает очень трудно скрывать свое негативное отношение к окружающим.
4) у остальных 8 учеников в классе (44,4 % респондентов) склонность к отклоняющемуся поведению выявлена не была. То есть суммарный балл их ответов незначительно отклонялся от нормы. Измеряемые свойства и психологические характеристики можно считать маловыраженными.
На втором этапе констатирующего эксперимента была также проведена «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма». Она предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Стратегии совладания со стрессом могут быть продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на три группы: когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Эти стратегии распределены по трем блокам данной методики. Первый блок включает в себя 10 вариантов и выявляет когнитивные копинг-стратегии, то есть выявляет отношение учащихся к сложившейся трудной жизненной ситуации. Второй блок содержит 8 вариантов ответов и выявляет эмоциональные копинг-стратегии или эмоциональные реакции на возникшую проблемную ситуацию. Третий блок содержит 8 вариантов ответов, направленных на выявление поведенческих копинг-стратегий, то есть способов выхода из трудной ситуации.
На данном этапе были получены следующие результаты. В первом блоке одним из распространенных был вариант ответа № 4 - «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния». Его выбрали 5 учеников (27,8 % испытуемых). Такое же количество учащихся - 5 школьников (27,8 % учащихся) выбрали следующий вариант: «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе,
что же случилось». 3 школьника (16,7 % испытуемых) считают, что в данное время они полностью не могут справиться с трудностями, но со временем смогут справиться и с ними, и с более сложными. Вариант ответа «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других мои - это пустяк» выбрали 3 ученика. 1 ученик (5,6 % школьников) выбрал следующий вариант ответа: «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться». 1 ученик (5,6 % респондентов) выбрал вариант «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».
Таким образом, по результатам первой части опросника можно сделать вывод о том, что у 5 учеников (27,8 % испытуемых) преобладают продуктивные стратегии совладания со стрессом. Данные стратегии помогают им быстро и успешно совладать со стрессом. В этой группе основной стратегией является проблемный анализ, то есть тщательное обдумывание сложившейся ситуации и поиск наиболее эффективных путей выхода из нее. 12 школьников (66,6 % испытуемых) выбрали относительно продуктивные копинг-стратегии, которые помогают в некоторых ситуациях, например, не очень значимых или при небольшом стрессе. К числу таких стратегий в первом блоке опросника относятся: сохранение самообладания, установка собственной ценности, относительность, диссимиляция. 1 ученик (5,6% опрошенных) предпочел непродуктивную копинг-стратегию, которая не устраняет стрессовое состояние, а, напротив, способствует его усилению. В данном случае к таким стратегиям относится смирение. То есть испытуемый не прилагает никаких усилий для того, чтобы справиться с проблемой. Он считает, что сделать ничего нельзя, и нужно просто смириться.
Во второй части опросника самым распространенным ответом оказался вариант «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации». Его выбрали 10 учеников (55,6 % испытуемых). 6 школьников (33,3 % учащихся) - выбрали вариант ответа «Я подавляю эмоции в себе». 2 подростка (11,1 % опрошенных) остановились на варианте «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».
В результате обработки второго блока методики можно сделать следующие выводы: 10 школьников (55,6 % учащихся) из числа предложенных вариантов выбрали те, которые соответствуют продуктивным копинг-стратегиям. В данном случае такой стратегией является оптимизм. Испытуемые уверены, что в любых жизненных ситуациях можно найти выход из трудностей. Для этого нужно просто приложить некоторые усилия. 2 школьника (11,1 % учащихся) предпочли относительно продуктивные копинг-стратегии, то есть пассивную кооперацию. А 6 школьников (33,3 % учащихся) использовали непродуктивные копинг-стратегии, то есть подавление эмоций.
При обработке вариантов ответов в 3 блоке, который направлен на выявление способа выхода из трудной ситуации, были получены следующие данные. 5 человек (27,8 % всех опрошенных) выбрали вариант ответа «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)». 4 ученика (22,2 % опрошенных) предпочли вариант ответа «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой». 3 школьника (16,7 % испытуемых) согласились с вариантом ответа «Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о трудностях». Такое же количество учащихся - 3 подростка выбрали вариант ответа «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом». 2 человека (11,1 % учащихся) для того, чтобы пережить трудности стараются осуществить давнюю мечту. 1 подросток (5,6 % респондентов) предпочел вариант ответа «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».
По результатам третьего блока опросника можно сделать следующие выводы. 14 учеников (77,8 % опрошенных) предпочли относительно продуктивные копинг-стратегии. К ним относятся компенсация, отвлечение, обращение, конструктивная активность, альтруизм. 4 человека (22,2 % респондентов) выбрали непродуктивные копинг-стратегии. В данном случае такой стратегией является отступление - своего рода уход от проблемы, замыкание в себе.
Результаты данной методики позволили выявить среди испытуемых учащихся, способных эффективно справляться с трудными жизненными ситуа-
циями, а также школьников, которые испытывают значительные затруднения при попадании в такие ситуации. В результате анализа всех трех блоков «Методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма» можно сделать вывод о том, что 9 человек (50 % учащихся в классе) выбрали, по крайней мере, в одном из блоков опросника непродуктивные копинг-стратегии, которые не устраняют стрессовое состояние, а, наоборот, способствуют его усилению. Из них 4 школьника (22,2 % учащихся) используют как продуктивные и относительно продуктивные копинг-стратегии, так и непродуктивные. То есть, у данных испытуемых нет четкой линии поведения в случае столкновения с каким-либо препятствием или проблемной ситуацией. Нахождение выхода из ситуации и поиск решения возникающих трудностей вызывает затруднение у этих учащихся. Данная группа школьников составляет большой процент от всех школьников, поэтому необходимо проведение своевременной работы по коррекции неэффективного поведения учеников в стрессовых ситуациях.
На третьем этапе констатирующего эксперимента также была проведена методика «Защитные механизмы личности» (А. А. Азбель). В данной методике приведено описание нескольких неприятных ситуаций, с которыми можно столкнуться в жизни.
В результате проведения методики были получены следующие результаты. У 5 учащихся (27,8 % испытуемых) было выявлено преобладание защитного механизма «Рационализация». Данный защитный механизм заключается в придумывании «разумных» доводов для оправдания своих неприемлемых качеств и поступков. Особенно часто люди придумывают доводы тогда, когда что-то обещали сделать, но не сделали.
У 2 школьников (11,1 % учащихся) преобладающим является защитный механизм «Избегание». Он предполагает стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе, или тех ситуаций, которые могут оказаться неприятными, создают риск потери самоуважения. Человек становится невосприимчивым к тем сферам жизни и событиям, которые могут вызвать отрицательные переживания.
У 1 испытуемого (5,6 % учеников) преобладает защитный механизм «Проекция». Данный механизм характеризуется приписыванием окружающим того, чего не хочется замечать в себе. У остальных 55,6 % учащихся не было выявлено ярко выраженных защитных механизмов. Это говорит о том, что данные испытуемые воспринимают действительность гибко, при необходимости могут воспользоваться различными защитными механизмами.
Сопоставив результаты все трех методик между собой, мы выявили некоторые взаимосвязи. В группе учащихся было выявлено 10 учеников (55,6 % испытуемых), имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, и 8 учеников (44,4 % опрошенных), у которых данная склонность не была выявлена. Был проведен сравнительный анализ этих двух групп учащихся. В итоге мы пришли к выводу, что ученики и первой, и второй группы используют продуктивные, относительно продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии при разрешении трудных и стрессовых ситуаций.
Если отразить процентное соотношение учащихся с той или иной копинг-стратегией в двух группах испытуемых мы получим следующие данные. В группе учащихся, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, 20 % испытуемых используют продуктивные копинг-стратегии, 50 % - относительно продуктивные, 10 % - непродуктивные копинг-стратегии, 20 % учащихся, склонных к отклоняющемуся поведению, используют все три вида стратегий.
В группе учащихся, у которых не была выявлена склонность к отклоняющемуся поведению, для 62,5 % испытуемых типичными являются относительно продуктивные копинг-стратегии, 12,5 % учащихся второй группы используют непродуктивные копинг-стратегии, 25 % подростков используют все три вида стратегий.
Если сопоставить полученные данные, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся и в первой, и во второй группе предпочитает относительно продуктивные копинг-стратегии, которые оказываются эффективными лишь в некоторых ситуациях. Следует заметить, что в отличие от наших предположений, среди испытуемых, не имеющих склонности к отклоняющемуся
поведению, не оказалось учащихся, для которых преобладающими при решении проблемных вопросов являются продуктивные копинг-стратегии.
Результаты исследования данной выборки испытуемых позволяют констатировать, что подростки со склонностью к отклонениям в поведении также могут использовать продуктивные стратегии совладающего поведения, как и учащиеся, не имеющие склонностей к отклонениям в поведении.
Однако, в группе учащихся, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, оказалось большее число лиц, для которых характерно преобладание того или иного защитного механизма. Если в группе учеников, у которых не была выявлена склонность к отклоняющемуся поведению, таких испытуемых было 2 человека (11,1 % всех подростков), то в группе учащихся со склонностью к отклоняющемуся поведению таких учеников 5 (27,8 % испытуемых). То есть, склонность к отклоняющемуся поведению может быть связана с использованием бессознательных защитных механизмов. Они становятся устойчивым способом взаимодействия личности с собой и с миром. Подростки, у которых не была выявлена склонность к отклонениям в поведении, воспринимают мир более гибко, и при необходимости способны пользоваться различными защитными механизмами.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что в исследуемой группе были выявлены учащиеся, имеющие трудности в той или иной сфере жизнедеятельности. Причем такие ученики были выявлены и в группе учащихся, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, и в группе подростков, не имеющих такой склонности. Это говорит о том, что учащиеся данного класса попадают в группу риска и нуждаются в своевременной профилактической работе с целью предупреждения отклоняющегося поведения.
На этапе формирующего эксперимента нами была проведена программа тренинговых занятий, направленных на профилактику отклонений в поведении учащихся на основе формирования системы продуктивного совладающего поведения подростков. Нами были проведены занятия с подростками, на которых обсуждались различные способы снятия стрессового напряжения, стратегии
преодоления трудностей, проигрывались реальные жизненные ситуации, в которых подростки предлагали адаптивные и дезадаптивные стратегии их преодоления [3; 5; 6].
На этапе контрольного эксперимента по «Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла было выявлено в исследуемой группе 8 учащихся, склонных к отклоняющемуся поведению. Из них 1 человек (5,6 % опрошенных) проявил склонность к аддиктивному поведению. Это на 11,1 % меньше, чем было до проведения профилактической работы. 3 ученика (16,7 % испытуемых) проявили склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Данный показатель остался неизменным по сравнению с начальным этапом эксперимента. У 5 школьников (27,8 % учащихся) была выявлена склонность к агрессии и насилию. Количество учеников с данной склонностью уменьшилось на 11,1 %. У 2 учеников (11,1 % школьников) была выявлена склонность к волевому контролю эмоциональных реакций, что на 5,6 % меньше показателя, выявленного до реализации разработанной программы.
В результате проведения «Методики определения индивидуальных ко-пинг-стратегий» Э. Хайма были получены следующие данные.
В первом блоке опросника, выявляющем когнитивные копинг-стратегии большинство учащихся - 11 человек (61,1 % учащихся) - выбрали относительно продуктивные конинг-стратегии. Остальные 7 учеников (38,9 % школьников) выбрали продуктивные копинг-стратегии. До проведения экспериментальной работы соотношение этих копинг-стратегий составляло 66,6 % и 27,8 % учащихся соответственно. До проведения эксперимента в данной группе учащихся был 1 ученик, который предпочел непродуктивную копинг-стратегию. После проведения разработанной нами профилактической программы учащихся с непродуктивными копинг-стратегиями в блоке когнитивных стратегий не было выявлено. То есть, профилактическая программа позволила увеличить число учащихся, предпочитающих продуктивные копинг-стратегии.
В блоке, выявляющем эмоциональные копинг-стратегии, 10 человек (55,6 % учеников) выбрали продуктивные копинг-стратегии. Такое же число выборов
продуктивных стратегий было и до проведения эксперимента. 4 человека (22,2 %) предпочли относительно продуктивные копинг-стратегии, что в 2 раза больше, чем было до эксперимента. 4 человека (22,2 % школьников) предпочли непродуктивные копинг-стратегии. До эксперимента таких учеников было 6 (33,3 % учащихся). То есть в этом блоке увеличилось количество учащихся, отдающих предпочтение относительно продуктивным стратегиям, и уменьшилось число учеников, выбравших непродуктивные стратегии.
В блоке, выявляющем поведенческие копинг-стратегии, 2 ученика (11,1 % учащихся) выбрали продуктивные копинг-стратегии. До проведения эксперимента таких учащихся в данном блоке не было. 13 школьников (72,2 % учащихся) предпочли относительно продуктивные копинг-стратегии. До проведения профилактической работы таких учащихся было 14 человек (77,8% испытуемых). 3 ученика (16,7% учащихся) выбрали непродуктивные копинг-стратегии. До проведенной нами работы таких учеников было 4, то есть на 5,6 % респондентов больше.
Таким образом, проанализировав результаты проведенного эксперимента, можно заметить, что процент учащихся, склонных к тому или иному типу отклоняющегося поведения, уменьшился на 11,1 %. Также снизилось число учащихся, которые при возникновении стрессовой ситуации прибегают к непродуктивным копинг-стратегиям, не устраняющим стрессовое состояние, а способствующим его усилению. До проведения экспериментальной работы таких учащихся было 9 школьников (50 % испытуемых), после проделанной нами работы - 6 подростков (33,3 % учащихся). То есть количество учащихся, предпочитающих непродуктивные копинг-стратегии, уменьшилось на 16,7 %.
Таким образом, результаты проведенной нами экспериментальной работы показали, что для подростков с отклонениями в поведении характерно использование как продуктивных, так и непродуктивных стратегий поведения. Было выявлено, что эта группа подростков склонна к использованию бессознательных защитных механизмов. Это говорит о том, что у них не сформирована единая система продуктивного совладающего поведения. Ее формирование легло в
основу разработанной нами программы превенции девиантного поведения. Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что непродуктивные стратегии копинг-поведения могут быть маркерами склонности к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте, а развитие системы адаптивного совладающего поведения повышает эффективность профилактики девиаций в этом возрасте.
Список литературы
1. Менделевич В. Д. Тестирование на употребление наркотиков: благие намерения, нездравомыслие и путь в никуда / В. Д. Менделевич // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2010. - № 2. - С. 130-134.
2. Мирошниченко Л. Д. Ключевые явления в истории употребления наркотиков в западном мире и в России / Л. Д. Мирошниченко // Наркология. - 2014. - № 3. - С. 88-101.
3. Сирота Н. А. Эффективные программы профилактики от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - Москва: Радуга, 2004. - 192 с.
4. Шубникова Е. Г. Первичная профилактика зависимого поведения в детской и молодежной среде: монография / Е. Г. Шубникова. - Москва : Изд-во «Современное образование», 2013. - 152 с.
5. Шубникова Е. Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения / Е. Г. Шубникова // Российский гуманитарный журнал. - 2013. - № 1. - С. 14-20.
6. Шубникова Е. Г. Технологии педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи: монография / Е. Г. Шубникова. - Москва: Современное образование, 2015. - 154 с.