_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.922.8
Хазова Светлана Абдурахмановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, psychology2012@mail.ru, Кострома
Останина Надежда Владимировна
Кандидат педагогических наук, педагог-психолог школ «Лукишкю» и «Атейтес», Вильнюс, nadezda-05@mail.ru, Литва
возрастная специфика совладающего поведения
подростков
Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения совладющего поведения подростков и его изменению в процессе возрастного развития. Показано, что одним из сильнейших школьных стрессоров является буллинг, которому в разной степени подвергаются более 50% школьников, вследствие чего около 80% из них не считают школу безопасной. В статье на основе эмпирических данных описываются основные стратегии совладания со школьными стрессорами младших (11-12 лет, 98 чел.) и старших (14-17 лет, 135 чел.) подростков. Отмечается, что подростки младших классов предпочитают использовать эмоционально-ориентированные стратегии, направленные на отвлечение, регуляцию эмоций. Старшие подростки используют целый спектр как условно продуктивных (решение проблемы, самоконтроль, положительная переоценка), так и непродуктивных (избегание решения проблемы) стратегий, что связано с активным формированием стиля совладающего поведения в этом возрасте. Независимо от возраста подростки редко принимают на себя отвественность за происходящее.
Ключевые слова: подростки, школьные стрессоры, буллинг, стратегии совладающего поведения.
Hazova Svetlana Abdurahmanovna
Candidate of Social psychology department, Kostroma State University, psychology2012@mail.ru, Kostroma
Ostanina Nadezhda Vladimirovna
Candidate ofpractical psychologist in schools «Lukisk^» and «Ateytes», Vilnius, nadezda-05@mail.ru, Lithuania
age specifics of coping behaviour of adolescents
Abstract: Paper describes the basic coping strategies of younger (11-12 years, n=98) and senior adolescents (14-17 years, n=135) based on empirical study data. The conclusion is about the orientation of younger adolescents' coping to emotional state changes and senior adolescents' coping to use a wider range of strategies.
Keywords: adolescent, school stressors, bullying, coping strategies.
Проблема психологической безопасности школьной среды активно обсуждается не только в профессиональной психологической и педагогической литературе, но и в средствах массовой информации. К специфически школьным стрессорам, по исследованию многих авторов, относятся страх перед тестированием, экзаменами, ситуациями проверки знаний, большое количество домашних заданий. Так, согласно данным
И. Зайффге-Кренке, 32% школьников отмечают высокую стрессогенность экзаменов и тестов, 41% - большую нагрузку, 18% -проблемы, связанные со сменой класса и школы [7]. Однако одна из наиболее актуальных проблем современной школы - это проблема насилия и агрессии среди сверстников, моббинга и буллинга, в том числе группового. По данным европейских психологов, примерно 16% девочек и 17,5% маль-
чиков во всех развитых странах мира 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли - буллерами [7; 8].
Мы рассматриваем буллинг как трудную школьную ситуацию, следствием которой является ухудшение психического и соматического здоровья детей. Подвергаясь буллингу длительное время, у детей проявляются адаптационные нарушения, посттравматические стрессовые расстройства. У части пострадавших от буллинга высок риск возникновения социально-опасных форм поведения: насильственного, суицидального, аддиктивного. Факторы, способствующие развитию буллинга в классе/ школе, имеют преимущественно социальный характер. К ним относятся отсутствие контроля за поведением на переменах, позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, а также равнодушие как установка или бессилие совладать с фактами насилия в школе со стороны педагогов. Родители в такой ситуации оказываются бессильными защитить ребенка в силу латент-ности (скрытости) самого процесса, а также потому, что сами жертвы избегают признаваться взрослым в своей беде [3; 6].
Практически все школьники считают школьную травлю экстремально высоким стрессором [8]. По своей опасности и радиусу разрушительного воздействия на личность ребенка, а затем и в период взросло -сти, буллинг может быть приравнен к самым сильным стрессорам человеческой биографии, таким как утрата близких, нахождение на территории стихийного бедствия и т.п.
По данным Н. В. Останиной (2012), более 80% учеников в возрасте 12-14 лет не считают школу безопасной в отношении насилия со стороны одноклассников и старших учеников, 72% говорят о регулярном проявлении буллинга в своей школе [3]. Из ответов детей следует, что наиболее частой формой выступает вербальное насилие (насмешки, высмеивание, присвоение кличек, обзыва-ния) - 54%; около 30% респондентов испытывали физическое насилие (шлепки, подзатыльники, нанесение ударов, избиение, порча и отнимание вещей и денег); около 30% испытывали изоляцию и пренебрежение (отказ от общения, от совместной деятельности, отказ сидеть за одной партой и
даже бойкот), примерно столько же - унижения и оскорбления перед лицом всего класса. Настораживающим является тот факт, что такие формы скрытой агрессии наиболее распостранены среди девочек-подростков. Более половины детей (55%) признаются, что они редко делятся такими проблемами со взрослыми. Около 20% пятиклассников отметили, что сообщают взрослым о фактах насилия в классе. Подростки 6-7 классов оказались самыми скрытными: до 40% отметили, что они не сообщат взрослыми о фактах травли, и 55% делятся информацией с взрослыми лишь иногда. Все это говорит о латентном характере данного вида школьной агрессии.
В связи с этим, актуальным становится вопрос о совладающем поведении подростков с трудными школьными ситуациями, в том числе с буллингом. Мы попытались проследить возрастную динамику совлада-ющего поведения подростков, выделив две возрастные группы 11-12 лет и 15-17 лет.
Совладающее поведение младших подростков. Для изучения стратегий совладания со школьными стрессами в младшей возрастной группе нами использовался «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» И. М. Никольской, Р. М. Грановской [2]. Выборку составили 98 учащихся 5-6 классов (11-12 лет) русских школ г. Вильнюса.
В результате исследования выяснилось, что школьники 5-х классов (рис. 1) чаще всего используют следующие стратегии (в порядке уменьшения частоты использования): «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «Смотрю телевизор, слушаю музыку», «Стараюсь забыть», «Играю во что-нибудь», «Прошу прощения или говорю правду», «Мечтаю, представляю себе что-нибудь», «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь (собаку, кошку и пр.)». Таким образом, они используют стратегии, ориентированные на отвлечение, подавление, вытеснение травмирующих переживаний, регулирование эмоционального состояния, а также исповедь («Прошу прощения или говорю правду»). Самыми редкими по использованию оказались стратегии: «Дразню кого-нибудь» (вербальная агрессия), «Схожу с ума», «Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев», «Воплю и кричу» и др.
Мальчики восстанавливают силы и отвлекаются с помощью еды («Ем и пью»), а также стараются забыть, смотрят телевизор, слушают музыку, стараютсяь расслабиться. Девочки чаще, чем мальчики, используют стратегии, ориентированные на телесный контакт («Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь (собаку, кошку и пр.)», эмоционально-ориентированные стратегии («Плачу и грущу»), стратегии отвлечения («Играю во что-нибудь»), а также когнитивные стратегии («Мечтаю, представляю себе что-нибудь»). Таким образом, девочки 5-х классов в отличие от мальчиков наряду с эмоциональными способами используют способы интеллектуального совладания (отвлечение, переключение мыслей на что-то другое, игнорирование неприятной ситуации).
Школьники 6-х классов (Рисунок 1) чаще всего использует стратегии: «Смотрю телевизор, слушаю музыку», «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «Стараюсь забыть», «Мечтаю, представляю себе что-нибудь». Снизился по сравнению в пятыми классами рейтинг стратегий «Играю во что-нибудь», «Прошу прощения или говорю правду», «Обнимаю или прижимаю к себе
кого-то близкого, любимую вещь (собаку, кошку и пр. Кроме этого, в 6-х классах добавилась стратегия «Рисую, пишу или читаю что-нибудь», хотя в целом, преобладающие стратегии аналогичны в обеих возрастных группах. Перечень редко используемых стратегий, связанных с агрессией и ауто-агрессией, расширился за счет стратегий аффективного отреагирования («Борюсь или дерусь с кем-нибудь», «Бью, ломаю или швыряю вещи» «Плачу и грущу»).
В целом, у шестиклассников лидирующее положение занимает стратегии отвлечения, на втором месте по степени использования оказались стратегии подавления эмоций, вытеснения, расслабления и восстановления физических сил. По сравнению с пятиклассниками, у шестиклассников добавляется стратегия погружения в свой внутренний мир, что говорит о развитии рефлексивных способностей младших подростков.
Таким образом, подростки младших классов предпочитают использовать эмоционально-ориентированные стратегии, направленные на отвлечение, регуляцию эмоций. Половые различия проявляются в том, что мальчики предпочитают стратегии
Рисунок 1. - Выраженность копинг-стратегий у учащихся 5 и 6 классов. Примечание: Название стратегий:
1. Остаюсь сам по себе, один; 2. Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев; 3. Обнимаю или прижимаю к себе кого-нибудь; 4. Плачу и грущу; 5. Мечтаю, представляю себе что-нибудь; 6. Делаю что-то подобное; 7. Гуляю вокруг дома или по улице; 8. Рисую, пишу или читаю что-нибудь); 9. Ем или пью; 10. Борюсь или дерусь с кем-нибудь; 11. Схожу с ума; 12. Бью, ломаю или швыряю вещи; 13. Дразню кого-нибудь; 14. Играю во что-нибудь; 15. Бегаю или хожу пешком; 16. Молюсь; 17. Прошу прощения или говорю правду; 18. Сплю; 19. Говорю сам с собой; 20. Говорю с кем-нибудь; 21. Думаю об этом; 22. Стараюсь забыть; 23. Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным; 24. Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде; 25. Смотрю телевизор, слушаю музыку; 26. Воплю и кричу.
вытеснения и отвлечения, в то время как девочки используют для регуляции состояния телесный контакт и когнитивные стратегии через отвлечение или переключение мыслей на что-то другое, игнорирование неприятной ситуации, что является значимой тенденций и говорит о развитии возможности использовать когнитивные способности для совладания с трудными ситуациями.
Совладающее поведение старших подростков исследовалось с помощью Опросника способов совладания Р. Лазаруса (адаптация методики WCQ). Общее количество 135 человек в возрасте от 14 до 17 лет (8-11 классы. Одиннадцатый класс не является в Литве выпускным).
Опишем полученные результаты и проследим динамику изменения стратегий совлада-ния от 8-го к 11-му классу (рис. 2 и табл.).
Если говорить о рейтинге стратегий, то очевидно, что наименее используемой (8 место) во всех возрастных группах является стратегия «Принятие ответственности» (статистически достоверные различия отсутствуют), при этом самый низкий результат демонстрируют учащиеся одиннадцатых классов. Непопулярной является и стратегия «Конфронтация» (6-7 место), предполагающая враждебность, агрессивные усилия и действия по преодолению ситуации. Не обнаружено значимых различий по выбору стратегий «Поиск социальной поддержки» и «Самоконтроль». Лучше (на уровне тенденции) контролируют свое эмоциональное состояние и действия учащиеся восьмых и десятых классов, хотя во всех группах эта стратегия входит в тройку наи-
более популярных. К социальной поддержке чаще обращаются учащиеся одиннадцатых классов, при этом примечательно, что показатели по стратегии «Поиск социальной поддержки» (5-6 место) возрастают от восьмого к одиннадцатому классу, что, вероятно, связано не только с необходимостью опоры на ресурсы социальных отношений, но и с возрастающим умением получать поддержку от других людей.
Наиболее значительными являются различия по стратегии «Положительная переоценка» (Н=14,52, р=0,0023): реже всего трактуют трудности с точки зрения позитивного опыта и положительного значения для собственной личности девятиклассники (рейтинг 4), чаще всего - учащиеся десятых классов (рейтинг 1), выраженность данной стратегии у восьми- и одиннадцатиклассников приблизительно одинаковая. Стратегия «Планирование решения проблемы» (Н=18,86, р=0,003) наиболее типична для восьмиклассников (рейтинг 1) и десятиклассников (рейтинг 3), несколько реже выбирают проблемно-фокусированные усилия учащиеся 11 класса (рейтинг 4), и реже всего - девятиклассники (рейтинг 6).
Одиннадцатиклассники значимо отличаются от более младших подростков по выбору стратегии «Дистанцирование» (Н=18,86, р=0,003), 7 место в рейтинге по сравнению, например, с девятиклассниками (3 место), то есть когнитивные усилия для мысленного отделения от ситуации и уменьшения ее значимости используются ими реже.
Наиболее высокие значения по стратегии «Бегство-избегание», т.е. мысленное стрем-
Таблица - Рейтинг стратегий совладающего поведения у учащихся 8-11 классов
Стратегия 8 класс (n=19) 9 класс(n=21) 10 класс (n=50) 11 класс (n=45)
Среднее Рейтинг Среднее Рейтинг Среднее Рейтинг Среднее Рейтинг
Конфронтация 8,9 7 8,0 7 9,2 7 9,8 6
Поиск социальной поддержки 9,0 6 9,3 5 9,3 6 10,0 5
Планирование решения проблемы 12,9 1 8,2 6 11,9 3 11,4 4
С/контроль 12,3 2 11,2 2 12,6 2 11,7 2
Дистанцирование 9,0 5 9,5 3 9,6 5 7,64 7
Положит. переоценка 11,7 3 9,4 4 12,8 1 11,4 3
Принятие ответствен-ности 7,1 8 7,1 8 7,0 8 7,2 8
Бегство -избегание 10,4 4 11,3 1 11,9 4 14,0 1
ление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы, наблюдаются у одиннадцатиклассников, что значимо отличает их от подростков 8-х, 9-х и 10-х классов (Н=11,90, р=0,0077). Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития субъектных копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Адаптивный или неадаптивный ее характер зависит в значительной мере от конкретной стрессовой ситуации и состояния системы ресурсов личности [4].
Таким образом, представленные результаты позволяют описать некоторые тенденции динамики копинг-поведения у подростков 8-11 классов.
Во-первых, школьники 8-х - 11-х классов редко принимают на себя отвественность, признают свою роль в проблеме, перекладывая ответственность за ее решение на других людей, то есть не стремятся решать проблему самостоятельно. Слабо развито у подростков и дистанцирование от ситуации за счет когнитивных усилий, что особенно характерно для одиннадцатиклассников. К наименее используемым принадлежит конфронтативный копинг, проявляющийся в агрессивных действиях, что, в принципе, является положительной тенденцией.
Во-вторых, наиболее популярные стратегии изменяются с возрастом, так, у учащихся восьмых классов - это решение проблемы за счет ее анализа и соответствующих дей-
ствий, усилия по регуляции своего эмоционального состояния и переоценка смысла ситуации и ее значения для личности. Подростки из девятых классов чаще используют стратегии избегания решения проблемы, способы регуляции своего эмоционального состояния и предпринимают усилия по приданию ситуации положительного смысла с точки зрения роста личности. Школьники десятых и одиннадцатых классов ориентированы на положительную переоценку ситуации, контроль своего эмоционального состояния и действий, однако существенным различием между ними является предпочтение действий по решению проблемы в десятом классе и избегающих стратегий в одиннадцатом, что может являться показателем формирования дезадаптивного, псевдо-совладающего поведения.
В-третьих, старшие подростки используют целый спектр стратегий, однако менее всего, независимо от возраста стремятся принимать на себя ответственность за происходящее. Характерным является наличие как условно продуктивных, так и непродуктивных стратегии. Так, при общей тенденции к использованию стратегий, ориентированных на решение проблемы, самоконтроль и положительную переоценку происходящего, придание ему позитивного смысла, уже в восьмом классе появляется стремление к избеганию решения проблемы, которое к одиннадцатому классу достигает максимума
Рисунок 2. - Выраженность копинг-стратегий у подростков 8-11 классов. Примечание: Название стратегий:
Конфронтация; 2. Поиск социальной поддержки; 3. Планирование решения проблемы; 4. Самоконтроль; 5. Дистанцирование; 6. Положительная переоценка; 7. Принятие ответственности; 8. Бегство-избегание.
и значительно превышает частоту использования других стратегий.
Выводы:
Поведение младших подростков характеризуется преобладанием эмоционально-ориентированных стратегий, направленных на отвлечение от проблемы, вытеснение неприятных эмоций, регуляцию своих эмоциональных состояний; появляется важная с точки зрения развития зрелого и эффективного совладающего поведения тенденция к использованию когнитивных способностей для изменения эмоционального состояния через отвлечение или переключение мыслей на что-то другое, игнорирование неприятной ситуации.
Старшие подростки используют более широкий репертуар копинг-стратегий, однако основу его составляют усилия по решению проблемы, саморегуляции и самоконтролю эмоциональных состояний и положительной переоценке ситуации с точки зрения ее позитивного значения для роста и развития личности. Негативной тенденцией является все возрастающее стремление избегать каких-либо усилий по решению проблемы, что находит наиболее значительное выражение у учащихся одиннадцатых классов.
Библиографический список
1. Гаврилова Е. В. Влияние образовательной среды на формирование индивидуально-психологических особенностей учащихся и школьной
мотивации // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 256-259.
2. Никольская И. М, Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. -507 с.
3. Останина Н. В. Буллинг как школьный стрессор // Ананьевские чтения - 2012. Психология образования в современном мире: материалы научной конференции, 16-18 октября, 2012 г. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. -С. 133-135.
4. Останина Н. В. Педагогическая поддержка поведения подростков по преодолению трудных школьных ситуаций: дисс...канд.пед. н. - Смоленск, 2009. - 169 с.
5. Хазова С. А. Совладающее поведение старшеклассников, воспитывающихся в школе-интернате // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т.15. -№5 - С. 155-159.
6. Хазова С. А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2013. - Т. 19 - №2. -С. 102-107.
7. Seiffge-Krenke I. Bewaeltigungvon fami-liaerenund schulischen problemen / In: Stress und Stressbewaeltigung im Kindes- und Jugendalter / Hrsg. I. Seiffge-Krenke, A. Lohaus. - Goettingen, Hogrefe, 2007. - PP. 161-176.
8. Sharp S. How much does bullying hurt? The effects of bullying on the personal well being and educational progress of secondary aged students // Educational and Child Psychology. - 1995. - №12. -PP. 81-88.