Научная статья на тему 'Копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ПОДРОСТКОВ / НЕ ИМЕЮЩИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / НЕАДАПТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОПИНГА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS WITH DISORDERS OF THE LOCOMOTOR APPARATUS / TEENAGERS WHO DO NOT HAVE MOVEMENT DISORDERS / COPING STRATEGIES / MALADAPTIVE OPTIONS FOR USE OF COPING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кыштымова К.В., Пфау Т.В.

Результаты исследования показали, что в отличие от подростков, не имеющих двигательных нарушений, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще используют копинги высокого уровня напряженности, указывающие на неадаптивные варианты использования копинга. Подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще уклоняются от проблемы, ищут социальную поддержку, используют стратегию агрессивное и аффективное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кыштымова К.В., Пфау Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES OF ADOLESCENTS WITH DISORDERS OF LOCOMOTOR APPARATUS

The results showed that in contrast to the adolescents who do not have movement disorders, adolescents with disorders of the locomotor apparatus often use copings of a high level of tension indicating the maladaptive options for use of coping. Adolescents with disorders of the locomotor apparatus often shy away from the problem, seek social support, use an aggressive strategy and affective behavior.

Текст научной работы на тему «Копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Психологические науки

УДК 159.9

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-

ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

К.В. Кыштымова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия)

Т.В.Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия)

Аннотация. Результаты исследования показали, что в отличие от подростков, не имеющих двигательных нарушений, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще используют копинги высокого уровня напряженности, указывающие на неадаптивные варианты использования копинга. Подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще уклоняются от проблемы, ищут социальную поддержку, используют стратегию агрессивное и аффективное поведение.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подростков, не имеющих двигательных нарушений, копинг-стратегии, неадаптивные варианты использования копинга.

COPING STRATEGIES OF ADOLESCENTS WITH DISORDERS OF

LOCOMOTOR APPARATUS

Abstract. The results showed that in contrast to the adolescents who do not have movement disorders, adolescents with disorders of the locomotor apparatus often use copings of a high level of tension indicating the maladaptive options for use of coping. Adolescents with disorders of the locomotor apparatus often shy away from the problem, seek social support, use an aggressive strategy and affective behavior.

Keywords: social and psychological adaptation of teenagers with disorders of the locomotor apparatus, teenagers who do not have movement disorders, coping strategies, maladaptive options for use of coping.

В настоящее время усиливается интерес исследователей к процессу преодоления жизненных трудностей у различных категорий лиц с отклоняющимся развитием. Смещение акцентов со свойств личности на характер и способы ее функционирования в различных условиях социальной среды вполне объяснимо, так как это позволяет непосредственно сфокусировать внимание на проблеме регуляции поведения и его нарушениях. Наиболее активно формирование стратегий совладания происходит в подростковом возрасте, так как именно подростковый возраст оказывается наиболее чувствительным к влиянию неблагоприятных факторов самого разного плана.

Особенности копинг-стратегии лиц с двигательными нарушениями исследовали И.Г. Маракушина и Е.С. Зайцева, утверждающие о том, что дети с церебральным параличом в решении трудных, стрессовых ситуациях придерживаются четкого планирования решения проблемы, самоконтроля, положительной переоценки и дистанцирования [3]. А.А. Вербрюг-ген проведя сравнительный анализ копинг-стратегий здоровых детей, детей с компрессион-

ными переломам и детей с врожденными формами двигательной патологии (церебральный паралич, сколиоз), сделала вывод о том, что дети с двигательными нарушениями склонны к использованию эмоционально-ориентированных копинг-стратегий [1]. При всем многообразии адаптивных, и, главное, социально приемлемых способов преодоления кризисных ситуаций подростки с двигательными нарушениями не всегда могут выбирать модели копинг-поведения, которые способны привести к правильному решению проблемы. Поэтому нам представляется актуальным изучить копинг-стратегий подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Целью исследования было изучение особенностей копинг-стратегий подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В качестве методологической основы исследования выступила когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом Р. Лаза-руса, в которой выделяются проблемно-ориентированный копинг, направленный на поиск индивидом необходимой информации, самостоятельную проработку ситуации, обращение за помощью к другим, более компетентным людям, а также эмоционально-фокусированный копинг, ориентированный на снижение эмоционального напряжения (1984). Методы исследования: опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, адаптирована Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским, опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера и Д. Паркера, адаптирован Т.Л. Крюковой, опросник копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской, Р.М. Грановской. Методы математической статистики: статистический пакет IMB SPSS Statistics Version 20.0: U критерий - Манна Уитни.

Исследование было проведено в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Абакана «Основная общеобразовательная школа №27» и в муниципальном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Всего было обследовано 65 подростков. 1 группа - 34 человека - контрольная группа - подростки, не имеющие двигательных нарушений, обучающиеся в средних общеобразовательных школах города Абакана, средний возраст по группе - 13,5 лет. 2 группа - 31 человек - экспериментальная группа - подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающиеся в основной общеобразовательной школе №27, средний возраст по группе - 13,1 лет, нозологическая форма ДЦП - смешанная (спастическая и дискинетическая, гемиплегическая и дискинетическая). Группы уравнены между собой по полу подростков.

Результаты исследования способов совладающего поведения показывают, что для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны трудности с самоконтролем, они стремятся скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией, для них характерна боязнь самораскрытия, чрезмерная требовательность к себе, которая приводит к сверхконтролю поведения (^мп148; р < 0,01). Для подростков, не имеющих двигательных нарушений характерно преодоление переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, стремление к самообладанию.

Стратегия поиска социальной поддержки, к которой склонны обращаться подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата в преодолении стрессовой ситуации характеризует их со стороны чрезмерной зависимой позиции и чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим (^мп179,5; р < 0,01). Отмечается высокая напряженность копинг-стратегии

бегство-избегание у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (^мп106; р < 0,01). Высокая напряженность копинга по шкале планирование решения проблемы у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризует их как чрезмерно рациональных, недостаточно эмоциональных, недостаточно интуитивных и склонных к спонтанности в поведении (^мп179,5; р < 0,01). Подростки, не имеющие двигательных нарушений используя стратегии планирования решения проблемы, способные целенаправленно анализировать ситуацию и возможные варианты поведения, вырабатывать эффективные стратегии разрешения проблемы, планировать собственные действия с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Данные копинг-стратегии используются подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата как копинги высокого уровня напряженности, свидетельствующие о выраженной дезадаптации и среднем адаптационным потенциалом личности в пограничном состоянии.

У подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в преодолении сложной ситуации доминирует копинг-стратегия избегание. Подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата склонны к отрицанию, а иногда и к полному игнорированию проблемы, они уклоняются от ответственности (утверждения «Плачу и грущу», «Сплю») (Uэмп227,5; р < 0,01). Среди доминирующих копинг-стратегий у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявлена и стратегия отрицание, которая характеризует их как стремящихся вытеснить травмирующую ситуацию из сознания (утверждения «Ем или пью», «Стараюсь забыть») (Шмп254; р < 0,01). Копинг-стратегия - невротические проявления характеризуют подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата как подростков, которые в сложных, стрессовых, волнующих ситуациях «кусают ногти», что является показателем интрапунитивной реакции, то есть аффективным отреагированием с агрессией, направленной на себя («Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев») (^мп328; р < 0,01). Копинг-стратегия агрессивное и аффективное поведение также занимает ведущее положение в преодолении сложной ситуации у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая характеризуется проявлением агрессии, направленной на других людей. Отмечается и выражения активного протеста. Естественно, в некоторых случаях такое поведение помогает разрядиться, но в то же время оно является и социально неодобряемым (утверждения «Борюсь или дерусь с кем-нибудь», «Схожу с ума», «Бью, ломаю или швыряю вещи», «Дразню кого-нибудь», «Воплю и кричу»). (Шмп227,5; р < 0,01). Копинг-стратегия «общение» дает возможность подросткам с нарушениями опорно-двигательного аппарата отреагировать на трудные ситуации через отношения привязанности. Подросткам с нарушениями опорно-двигательного аппарата важен телесный и эмоциональный контакт, благодаря ему они могут ощутить одновременно поддержку и защиту со стороны близких (утверждения «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное», «Говорю с кем-нибудь») (^мп367,5; р < 0,05).

Полученные результаты исследования показали, что, во-первых, копинг-стратегия избегание проблемы в равной степени используется подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата и подростками, не имеющими двигательных нарушений. Для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерно уклонение от проблемы в виде ее отрицания, фантазирования, мечтания и представления о преодолении проблемы без какого-либо действия, желания и усилия с их стороны. Подросткам, не имеющим двигательных нарушений, свойственны попытки преодоления негативных переживаний за счет

фантазирования или отрицания проблемы, без тенденции к снижению стрессовых состояний за счет ухода от решения проблем через болезнь, сон, грусть или плач.

Во-вторых, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата в преодолении стрессовой ситуации ищут социальную поддержку. Для них характерны частые обращения за помощью и поддержкой к окружающей среде: семье, друзьям и другим значимым людям, которые характеризуют их со стороны чрезмерно зависимой позиции и ожиданиями по отношению к окружающим. Подросткам, не имеющим двигательных нарушений, свойственно преобладание потребности в эмоциональной поддержке, в стремлении быть выслушанным для возможности использования этих ресурсов в разрешении проблемной ситуации, способностью самостоятельно анализировать трудную ситуацию и способностью к эффективному ее разрешению.

В-третьих, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще используют, по сравнению с подростками, не имеющими двигательных нарушений копинг-стратегию агрессивное и аффективное поведение, которая проявляется в агрессии, направленной на других людей с выражением активного протеста.

В-четвертых, копинг-стратегии избегание проблем, поиск социальной поддержки, агрессивное и аффективное поведение у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются копингами высокого уровня напряженности, указывающие на неадаптивные варианты использования копинга. У подростков, не имеющих двигательных нарушений, копинг-стратегии являются копингами низкого уровня напряженности, указывающие на адаптивные варианты использования копинга.

Литература:

1. Вербрюгген А.А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2008. 13 с.

2. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции (На материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб, 2004. 21 с.

3. Маракушина И.Г. Зайцева Е.С. Психологический анализ копинг-стратегий у подростков с детским церебральным параличом [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. // Электронный научный журнал URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13198 (дата обращения: 20.01.2016).

4. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод. пособие. М.: Союз педиатров России, 2012. 56 с.

References:

1. Verbrjuggen A.A. Zashhitnye mehanizmy i koping-strategii u detej s dvigatel'nymi narushenijami i ih roditelej: Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. Sankt-Peterburg, 2008. 13 s.

2. Mamajchuk I.I. Psihologija dizontogeneza i osnovy psihokorrekcii (Na materiale izuchenija detej i podrostkov s dvigatel'nymi narushenijami): Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb, 2004. 21 s.

№ 10. - 2016

3. Marakushina I.G. Zajceva E.S. Psihologicheskij analiz kopingstrategij u podrostkov s detskim cerebralem paralichom [Jelektronnyj resurs]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 3. // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal URL: http://www.science-education .ru/ru/article/view?id=13198 (data obrashhenija: 20.01.2016).

4. Nemkova S.A. Detskij cerebral'nyj paralich: diagnostika i korrekcija kognitiv-nyh

narushenij: ucheb.-metod. posobie. M.: Sojuz pediatrov Rossii, 2012. 56 s.

— • —

Сведения об авторах

Кристина Валерьевна Кыштымова, магистрант направления подготовки «Клиническая психология», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Татьяна Вильевна Пфау, кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.