ПСИХОЛОГИЯ > ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 76-84.
УДК 159.97
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ВО ВНЕШКОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гапонова С. А.1, Деветьярова И. Н.2
1Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, Нижний Новгород,
Россия, E-mail: [email protected]
2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества», Ижевск, Россия
E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию динамики развития компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением во внешкольной деятельности при работе по экспериментальной авторской программе. В программе реализовывались следующие психолого-педагогические условия: включение девиантных подростков в специально организованную деятельность, направленную на развитие активности, способствующей развитию компетенции саморегуляции; воспитание ценностного отношения к своей жизни, к жизни окружающих через включение в воспитательный процесс культурно-познавательного направления; вовлечения девиантных подростков в активную социально актуальную деятельность и общение; усвоение материала трудными подростками, как на бессознательном, так и на осознанном уровне. Для выявления сформированности компетенции саморегуляции у девиантных подростков был использован следующий диагностический комплекс: для выявления уровня функционального компонента компетенции саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой В. И.; для выявления личностного и деятельностного компонентов компетенции саморегуляции использовался тест смысложизненных ориентаций. Леонтьева Д. А. и опросник по изучению ценностей личности Шварца Ш.. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности программы, демонстрируя положительную статистически значимую динамику по большинству изучаемых показателей: общему уровню осознанной саморегуляции, регулятивным показателям «планирование», «моделирование», «программирование», «оценка результатов», «гибкость». Показатели ценностей, потребностей, смысложизненных ориентаций также выявили статистически значимую позитивную динамику, что позволяет перевести девиантных подростков на более высокий уровень развития компетенции саморегуляции и тем самым повысить степень их социально-личностной компетентности.
Ключевые слова: компетенция саморегуляции, подростки с девиантным поведением, экспериментальная программа.
ВВЕДЕНИЕ
Значимая потребность в изменениях, способствующих большему включению в социум и образовательную среду учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе и учащихся с девиантным поведением, обуславливает необходимость использования компетентностного подхода в их обучении и
76
воспитании в системе образования. Феномен «особые образовательные потребности» сегодня укореняется, как часть культуры социальной, образовательной политики в Российской Федерации, где декларируется уникальность любого ребёнка, и признаются его особенности, возможности и потребности, что позволяет учитывать не только образовательные, но и другие социальные, медицинские, личностные потребности, влияющие на обучение. Таким образом, особые образовательные потребности зависят не от заболеваний, а от тех трудностей, которые испытывает ребёнок в образовании [1].
В связи с этим большое значение придается организации доступной качественной развивающей деятельности с учащимися, испытывающими трудности в освоении общеобразовательных программ, их развитию и социализации. Это требует перехода на компетентностную, деятельностную модель обучения и воспитания таких учащихся.
Известно, что девиантное поведение, трудности и неуспехи в учебной деятельности, неадекватное психическое развитие, которые нарастают и усугубляются, требуя от подростка проявления усилий, несоразмерных с реальной сложностью учебных, жизненных задач, являются причинами стихийного процесса развития системы осознанной саморегуляции (Николаева В. В., Клейберг Ю. А., Кондрашенко В. Т., Лишин О. В., Паатова М. Э., Печенюк А. М., Степанов В. Г., Фельдштейн Д. И. и др.). Нарушения в регуляторной сфере подростков проявляются в психическом развитии, в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в учебной деятельности.
Моросанова В. И., Фоминых Т. Г., Цыганов И. Ю., Белашева И. В. определяют осознанную саморегуляции как психологическую компетенцию, характеризующуюся в самостоятельном и ответственном выдвижении цели, в управлении и достижении этой цели [2, 3]. Зимняя И. А. включает в группу ключевых компетенций, обеспечивающих положительный результат образования «компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту, деятельности, общения», к которым относится «компетенция саморегуляции» [4]. Исходя из вышесказанного, компетенция саморегуляции рассматривается нами как операционально-результативная основа практической деятельности (поведения), обусловленная личностными особенностями человека и позволяющая ему осознанно управлять своей активностью в изменяющихся условиях, обеспечивать положительный результат, успешность и уверенность во взаимодействии с окружающей действительностью [5, 6].
Однако, в настоящее время проблеме формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков, на наш взгляд, не уделяется достаточное внимание.
Исторически сложилось, что отклоняющееся поведение в детском и подростковом возрасте, является предметом исследования специальной психологии (Ковалев В. В., Лебединский В. В., Левченко И. Ю., Личко А. Е., Ульенкова У. В.) и его коррекция зачастую осуществляется в закрытых учебно-воспитательных учреждениях (Байбуртянц Е. В., Королева Ю. А., Паатова М. Э., Прихожан Н. К. и Толстых Н. Н., Радина Н. К., Рыбакова М. С. и др.). В то же время, многие
77
девиантные подростки учатся в общеобразовательных школах и основные нарушения поведения проявляются у них во внеучебное, свободное время. И здесь основными помощниками могут стать социальные учреждения, ориентированные на организацию внешкольной деятельности девиантных подростков. Поэтому проблема смещения акцентов с коррекционной работы с девиантными подростками (устранение недостатков, дефектов) на их воспитание во внешкольной деятельности, направленное на формирование компетенции саморегуляции приобретает особую актуальность.
Цель статьи - изучение динамики развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности при работе по специально разработанной экспериментальной программе.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 140 подростков 13-15 лет, состоящие под патронатным контролем Муниципального бюджетного учреждения «Городской центр профилактики «Подросток», из них 92 девочки, 48 мальчиков, учащиеся школ города Ижевска.
На основе анализа бесед с социальными педагогами, психологами образовательных учреждений были сделаны выводы о том, что эти дети в младшем школьном возрасте испытывали определенные трудности в освоении учебного материала, но явных отклонений в интеллектуальном развитии у них не наблюдалось. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у них отмечались задержки психического развития неясного генеза. Дети проявляли недостаточную развитость когнитивных процессов, быструю утомляемость. В классе они были нарушителями дисциплины, мешали ровесникам слушать учителя и т.д.
В ходе изучения личных дел были выявлены следующие данные о нарушениях поведения: табакокурение, употребление спиртных напитков, бродяжничество, криминальное поведение, хулиганство, раннее начало половой жизни, повышенная агрессивность, попрошайничество, токсикомания. Характерными чертами личности этих подростков являются возбудимость, импульсивность, демонстративность, повышенная конфликтность, эмоциональная неуравновешенность, обман сверстников, учителей, родителей. За помощью к психологу родители и классные руководители не обращались. Анализ экспертных оценок показал, что для этой группы подростков характерно воспитание в неполных семьях и семьях с криминальной, алкогольной, аморальной, психически нездоровой средой.
Перед нами стояли следующие задачи исследования:
1. Разработать экспериментальную программу развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности.
2. Определить уровень развития показателей компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением до работы по экспериментальной программе.
3. Проследить динамику развития показателей компетенции саморегуляции у девиантных подростков после работы по экспериментальной программе.
78
На основе изучения литературы и опыта наблюдений за девиантными подростками были определены диагностические признаки развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков: 1) частные регуляторные процессы осознанной саморегуляции личности; 2) смысложизненные ориентации личности (цели, процесс, результат, локус контроля «Я», локус контроля «Жизнь»);
3) ценности на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов;
4) потребности и мотивы личности.
Для выявления общего уровня процесса саморегуляции и ее регуляторных компонентов использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) Моросановой В. И. [7]. Для выявления личностного и деятельностного компонентов компетенции саморегуляции использовался тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д. А. [8] и опросник по изучению ценностей личности Шварца Ш.
[9].
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание экспериментальной программы для развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности включало организацию разнообразной активной опытной психолого-педагогической деятельности. Предложенные компоненты и её содержание могут реализовываться как самостоятельное направление (мероприятие), а могут выступать частью в структуре более крупного мероприятия, например, в профильной смене или в организации трудоустройства. Это позволило сделать экспериментальную программу более гибкой, варьировать её в зависимости от определенных психолого-педагогических условий. Содержание программы подробно описано в наших предыдущих работах [5, 6, 10]. В программе реализовывались следующие психолого-педагогические условия:
- включение девиантных подростков в специально организованную деятельность, направленную на развитие активности, способствующей развитию компетенции саморегуляции;
- воспитание ценностного отношения к своей жизни, к жизни окружающих через включение в воспитательный процесс культурно-познавательного направления;
- вовлечения девиантных подростков в активную социально актуальную деятельность и общение;
- усвоение материала трудными подростками, как на бессознательном, так и на осознанном уровне;
- учет особенностей дизонтогенеза (выраженные поведенческие отклонения при сохранном интеллекте) как индивидуального результата развития подростка.
Результаты исследования осознанной саморегуляции до работы по экспериментальной программе показали, что развитие регуляторных процессов и общий уровень саморегуляции девиантных подростков имеют в основном низкий и у некоторых подростков - средний уровни развития (табл. 1).
79
Таблица 1
Развитие общего уровня саморегуляции и регуляторных процессов до и после работы по экспериментальной программе (в %)
Регуляторные До работы по программе После работы по программе
шкалы ЭГ (п = 140) ЭГ (п = 140)
высокий средний низкий высокий средний низкий
Планирование 11,4 45,7 42,9 34,3 57,1 8,6
Моделирование 2,1 42,9 55,0 31,4 60,0 8,6
Программирование 2,9 45,7 51,4 17,1 71,4 11,4
Оценивание 5,7 54,3 40,0 22,9 68,6 8,6
результатов
Гибкость 8,6 42,9 48,6 28,6 65,7 5,7
Самостоятельность 37,1 45,7 17,1 51,4 37,1 11,4
Общий уровень 9,3 20,0 70,7 31,4 57,9 10,7
саморегуляции
После реализации экспериментальной программы была проведена повторная диагностика уровня сформированности компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением по методике Моросановой В. И., позволившая обнаружить значимую положительную динамику. Статистический анализ изучаемых показателей до и после проведения работы по экспериментальной программе проводился по критерию однородности х2 [11] и выявил высокую эффективность программы по развитию компетенции саморегуляции. Были получены достоверно значимые позитивные сдвиги по шкалам «планирование» (р<0,01), «моделирование» (р<0,01), «программирование» (р<0,01), «оценка результатов» (р<0,01), «гибкость» (р<0,01), «общий уровень саморегуляции» (р<0,01).
Исследование смысложизненных ориентаций по методике Леонтьева Д. А. после реализации экспериментальной программы также выявило положительную статистически значимую динамику по критерию и Вилкоксона-Манна-Уитни [12] по всем субшкалам теста СЖО (табл. 2).
Таблица 2
Показатели (субшкал) по тесту СЖО до и после работы по экспериментальной
программе
Показатели (субшкалы) Среднее значение Уровень значимости
до после
1. Цели 21,74 29,57 р < 0,01
2. Процесс 23,89 32,97 р < 0,01
3. Результат 20,40 26,69 р < 0,01
4. Локус контроля Я 15,34 21,57 р < 0,01
5. Локус контроля Жизнь 23,03 31,60 р < 0,01
7. Общий результат 79,00 104,09 р < 0,01
80
Из таблицы 2 видно, что если до эксперимента все показатели теста СЖО находились ниже средне статистических уровней, то после работы по программе все субшкалы достигли среднего уровня [8], что может свидетельствовать о появлении целей, интереса и смысла в жизни, ощущения собственной продуктивности, представления о себе как о свободной личности, способной контролировать свою жизнь и принимать собственные решения.
Исследование ценностей у подростов с девиантным поведением, проводимое по тесту Шварца Ш., показало, что приоритеты в выборе ценностей до и после эксперимента также имеет определённую позитивную динамику (табл. 3). Статистический анализ показателей по методу Вилкоксона выявил значимые сдвиги на уровне нормативных идеалов по показателям «конформность», «доброта», «универсализм», «достижения», на уровне индивидуальных приоритетов по показателям «доброта» и «стимуляция».
Таблица 3
Динамика показателей по тесту ценности до и после работы по экспериментальной программе
Показатели Среднее значение Уровень значимости
до после
Уровень нормативных идеалов
Конформность 3,40 4,18 р < 0,05
Традиции 2,95 2,98 р > 0,05
Доброта 3,81 4,31 р < 0,05
Универсализм 3,21 3,66 р < 0,05
Самостоятельность 4,12 4,38 р > 0,05
Стимуляция 3,56 3,49 р > 0,05
Гедонизм 3,81 4,31 р > 0,05
Достижения 3,43 4,08 р < 0,05
Власть 3,10 3,29 р > 0,05
Безопасность 4,17 4,41 р > 0,05
Уровень индивидуальных приоритетов
Конформность 1,52 1,79 р > 0,05
Традиции 1,31 1,48 р > 0,05
Доброта 2,00 2,45 р < 0,05
Универсализм 1,69 1,90 р > 0,05
Самостоятельность 2,46 2,42 р > 0,05
Стимуляция 2,04 2,68 р < 0,01
Гедонизм 2,55 2,24 р > 0,05
Достижения 1,90 2,22 р > 0,05
Власть 1,47 1,06 р > 0,05
Безопасность 1,66 1,88 р > 0,05
81
Как видно из таблицы 3, до участия в экспериментальной программе наиболее значимыми по рангу для девиантных подростков были ценности «безопасность», «самостоятельность», «доброта». На уровне индивидуальных приоритетов для них наиболее важными ценностями были «гедонизм», «самостоятельность», «стимуляция». После работы по программе на уровне нормативных идеалов изменений не произошло: остались значимыми ранговые ценности «безопасность», «самостоятельность» и «доброта». В то же время, значимо повысились средние показатели «конформности», «доброты», «универсализма», «достижений». На уровне индивидуальных ранговых приоритетов актуальными ценностями стали «стимуляция», «доброта», «самостоятельность», причем в абсолютном выражении показатели «доброта» и «стимуляция» также значимо выросли.
ВЫВОДЫ
Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами экспериментальная программы развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности демонстрирует положительную статистически значимую динамику по большинству изучаемых показателей: общему уровню осознанной саморегуляции, регулятивным показателям «планирование», «моделирование», «программирование», «оценка результатов», «гибкость». Показатели ценностей, потребностей, смысложизненных ориентаций также выявили статистически значимую позитивную динамику, что позволяет перевести девиантных подростков на более высокий уровень развития компетенции саморегуляции и тем самым повысить степень их социально-личностной компетентности.
После участия в экспериментальной программе подростки стали демонстрировать приобретенные знания, умения и навыки в практической и повседневной деятельности и показали: умение использовать социально приемлемые способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми, способность отказаться от поведения, не соответствующего социальным нормам, действовать совместно, выполнять принятые в коллективе обязанности, соблюдать нормы и правила поведения. Подростки стали активнее участвовать во внешкольных мероприятиях; проявлять ответственность.
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что, создавая продуктивную среду вокруг трудного подростка, расширяя круг его общения и деятельности, опираясь на его лучшие качества, можно повышать уровень компетенции саморегуляции и направленно позитивно влиять на его поведение.
Экспериментальная программа развития компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением во внешкольной деятельности представляет интерес для психологов и педагогов и может быть использована для внедрения в практику учреждений социального обслуживания, реабилитационных центров; органов по делам молодежи, работающим с девиантными подростками.
82
Список литературы
1. Алехина С. В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования, URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/09/Alehina.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
2. Белашева И. В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс психологического здоровья личности / И. В. Белашева // Акмеология. - 2016. - № 3. - С. 144-153.
3. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей / В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина, И. Ю. Цыганов. - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - 380 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения 09.10.2019).
5. Гапонова С. А. Психологические компоненты компетенции саморегуляции у девиантных подростков / С. А. Гапонова, И. Н. Деветьярова // Известия РАО. - 2014. - № 2. - С. 124-134.
6. Гапонова С. А. Экспериментальная программа по формированию компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением / С. А. Гапонова, И. Н. Деветьярова // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2015 (адрес статьи: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 19322).
7. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека / В. И. Моросанова, И. Н. Бондаренко. - М: Когито-Центр, 2015. - 304 с.
8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 18 с.
9. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
10. Деветьярова И. Н. Исследование компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением во внешкольной деятельности / И. Н. Деветьярова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - С. 944-952.
11. Кутейников А. Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. - СПб., 2005. - 94 с.
12. Гублер Б. В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях / Б. В. Гублер, А. А. Генкин. - Л.: Медицина, 1973. - 144 с.
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF SELF-REGULATION IN TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN EXTERNAL SCHOOL
ACTIVITY
Gaponova S. A.1, Devetyarova I. N.2
1Volga Institute for Advanced Studies of the Federal Tax Service, Nizhny Novgorod, Russian Federation, E-mail: [email protected]
2Municipal budgetary educational institution of additional education "Center of children's creativity", Izhevsk, Russian Federation, E-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of dynamics of development of self-regulation competence of teenagers with deviant behavior in extracurricular activity when working on experimental author's program. The following psychological and pedagogical conditions were implemented in the program: inclusion of deviant teenagers in specially organized activities aimed at developing activities that contribute to the development of self-regulation competence; Education of value attitude their proper life, to life of others through inclusion in educational process of cultural and cognitive direction; Involving deviant adolescents in active social activity and communication; Learning the material by deviant teenagers, both unconscious and conscious. In order to detect the formation of
83
self-regulation competence of deviant adolescents, the following diagnostic complex was used: the questionnaire "Style of self-regulation of behavior" by V.I. Morosanova was used to detect the level of functional component of self-regulation competence; For identification of personality and activity components of self-regulation competence test of meaning orientations of D.A. Leontiev and questionnaire on study of values of personality of S. Schwartz were used. The results show high efficiency of the program, showing positive statistically significant dynamics for most of the indicators that were studied: general level of informed self-regulation, regulatory indicators "planning," modeling, "programming," evaluation of results, "flexibility." Indicators of values, needs, understood orientations also revealed statistically significant positive dynamics, which allows to transfer deviant teenagers to a higher level of development of competence of self-regulation and thus to increase the degree of their social and personal competence.
Keywords: self-regulation competence, adolescent with deviant behavior, experimental program.
References
1. Alekhina S.V., Special educational needs as a category of inclusive education, electronic printing, 18 (2013).
2. Belasheva I.V., Emotional competence as a criterion and resource of psychological health of a person, Akmeology, 3, 144 (2016).
3. Morosanova V.I., Fomina T.G., Tsyganov I.Yu., Conscious self-regulation and attitude to learning in achieving educational goals, 380 p. (M.; SPB.: Nestor-Istoriya, 2017).
4. Zimnaya I.A., Key competencies as an effective and targeted basis of the competency-based approach in education, electronic printing, 2004.
5. Gaponova S.A., Devetyarova I.N., Psychological components of the competence of self-regulation in deviant adolescents, Izvestiya RAO, 2, 124 (2014).
6. Gaponova S.A., Devetyarova I. N., Experimental program for the formation of self-regulation competence in adolescents with deviant behavior, electronic printing (2015).
7. Morosanova V.I., Bondarenko I.N., Diagnostics of human self-regulation, 304 p. (Kogito-Center, M., 2015).
8. Leontiev D.A., Test of meaning-life orientations (SJO), 18 p. (Sense, M., 2006).
9. Karandashev V.N., Schwartz methodology for the study ofpersonality values: concept and methodological guidance, 70 p. (Speech, St. Petersburg, 2004).
10. Devetyarova I.N., Research on the competence of self-regulation in adolescents with deviant behavior in extracurricular activities, Fundamental and applied research of modern psychology: results and development prospects, editor-in-chief A.L. Zhuravlev, V.A. Koltsova, p. 944 (Publishing House "Institute of Psychology RAN", M., 2017).
11. Kuteinikov A.N., Mathematical methods in psychology, 172 p. (Speech, St. Petersburg, 2008).
12. Gubler B.V., Genkin A.A., Application of nonparametric statistical criteria in biomedical research, 144 p. (Medicine, L., 1973).
84