Библиографический список
1. Golubchikova M., Kharchenko S., Nikitina E. Local Educational Cluster As A Means Of Development Of Students' Training Independence. Revista ESPACIOS. 2017; Vol. 38, № 49.
2. Игнатова И. Кластерный подход в управлении учреждением образования. Народное образование. 2009; № 8.
3. Кремень В.А. Человек и образование в измерениях экономической цивилизации. Available at: http: // www/zerkalo-nedeli.com/nn/show/619/54839/
4. Портер М. Международная конкуренция. Москва, 1993.
5. Рензулли Дж.С., Джентри М., Рейс С.М., Селюк Е.Ю. Обогащающее обучение: Путеводитель по практико-ориентированному обучению, основанному на потребностях студентов обучению. Владивосток, 2006.
6. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития. Теория и практика управления. 2003; № 5.
7. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем. Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы Х Международного образовательного форума. Белгород, 2006; Ч. 1: 24 - 29.
8. Харченко С.А. Взаимодействие студентов вуза и внешних партнеров в рамках локального образовательного кластера. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; № 1 (20): 201 - 205.
9. Голубчикова М.Г, Харченко С.А. Способность к диалогу и генерации новых идей как результат развития учебной самостоятельности студентов в процессе кластерного взаимодействия. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018; № 4 (34): 115 - 121.
References
1. Golubchikova M., Kharchenko S., Nikitina E. Local Educational Cluster As A Means Of Development Of Students' Training Independence. Revista ESPACIOS. 2017; Vol. 38, № 49.
2. Ignatova I. Klasternyj podhod v upravlenii uchrezhdeniem obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2009; № 8.
3. Kremen' V.A. Chelovek i obrazovanie v izmereniyah 'ekonomicheskoj civilizacii. Available at: http: // www/zerkalo-nedeli.com/nn/show/619/54839/
4. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya. Moskva, 1993.
5. Renzulli Dzh.S., Dzhentri M., Rejs S.M., Selyuk E.Yu. Obogaschayuschee obuchenie: Putevoditel' po praktiko-orientirovannomu obucheniyu, osnovannomu na potrebnostyah studentov obucheniyu. Vladivostok, 2006.
6. Cihan T.V. Klasternaya teoriya 'ekonomicheskogo razvitiya. Teoriya i praktika upravleniya. 2003; № 5.
7. Shamova T.I. Klasternyj podhod k razvitiyu obrazovatel'nyh sistem. Vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdeniji institutov sociuma v obespechenii 'effektivnosti, dostupnosti i kachestva obrazovaniya regiona: materialy H Mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo foruma. Belgorod, 2006; Ch. 1: 24 - 29.
8. Harchenko S.A. Vzaimodejstvie studentov vuza i vneshnih partnerov v ramkah lokal'nogo obrazovatel'nogo klastera. Vektornauki Tol'yattinskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; № 1 (20): 201 - 205.
9. Golubchikova M.G., Harchenko S.A. Sposobnost k dialogu i generacii novyh idej kak rezul'tat razvitiya uchebnoj samostoyatel'nosti studentov v processe klasternogo vzaimodejstviya. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 4 (34): 115 - 121.
Статья поступила в редакцию 15.01.20
УДК 316.47
Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),
E-mail: [email protected]
REALIZATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION BY MEANS OF REFLEXING TECHNOLOGY OF SENSE SIMPLIFIED ORIENTATIONS. The article reveals possibilities of the technology for reflecting practical orientations (developed on the basis of the theory of a test-questionnaire by D.A. Leontyev) for the implementation of the State Youth Policy (GMP, envisaged until 2025). The work substantiates the practical value of the technology of reflection of semantic meanings in the process of the formation of social competence of young people with creativity potential in problematic social spheres through self-knowledge, the need for personal growth, and self-regulation. In this regard, the higher school aims to teach students to implement educational and professional activities as the primary stage in the development of social competencies. Creativity is manifested in self-regulation of the personality by converting the energy of negative emotions into personality-regulatory properties that provide targeted behavior through training in effective behavior models in the educational and cognitive process. The discussed model of escorting students in higher education is used in teaching a foreign language, psychological disciplines. As a result of psycho-correctional work, students began to consider successful and unsuccessful situations in cognitive activity as stages on the way to achieving a socially significant long-term goal. The experience of coping with difficult situations in educational and professional activities is transferred to professional activities. In this way, the realization of the goals of the GMP is provided (through coping with a lack of creativity).
Key words: state youth policy, life orientation of students, goal setting, reflection, creativity, educational and professional activity, psychological correction, difficult / problem situations, mental regulation, lack of creativity, education.
Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,
E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В статье раскрываются возможности технологии рефлексии смысложизненных ориентаций (разработанной на основе теории теста-опросника Д.А. Леонтьева) для реализации государственной молодежной политики (ГМП, предусмотренной до 2025 г). В частности, обосновывается практическая ценность технологии рефлексии смысложизненных ориентаций в процессе формирования у молодежи социальной компетенции потенциала креативности в проблемных социальных сферах через самопознание, потребность в личностном росте, саморегуляцию. В этой связи высшая школа ставит перед собой цель научить студентов реализовывать учебно-профессиональную деятельность как первичный этап освоения социальных компетенций. Креативность проявляется в саморегуляции личности за счет преобразования энергии негативных эмоций в личностно-регуляторные свойства, обеспечивающие целенаправленное поведение через обучение эффективным моделям поведения в учебно-познавательном процессе. Обсуждаемая модель сопровождения студентов в условиях высшего образования использована при обучении иностранному языку, психологическим дисциплинам. В результате психокоррек-ционной работы студенты начинали рассматривать успешные и неуспешные ситуации в познавательной деятельности как этапы на пути к достижению социально значимой перспективной цели. Опыт совладания с трудными ситуациями в учебно-профессиональной деятельности переносится в профессиональную деятельность. Таким образом оказывается содействие реализации целей ГМП (через совладание с дефицитом креативности).
Ключевые слова: государственная молодежная политика, смысложизненные ориентации студентов, целеполагание, рефлексия, креативность, учебно-профессиональная деятельность, психологическая коррекция, трудные/проблемные ситуации, психическая регуляция, дефицит креативности, сфера образования.
Стратегия государственной молодежной политики (ГМП, реализуемая до 2025 г) определяет социальный заказ системе высшего образования на формирование самостоятельной, ответственной личности, способной к самоорганизации в современном обществе, т.е. к взаимодействию с негосударственными
организациями и бизнесом. Конкретные формирующие задачи системы высшего образования в свете основных положений государственной молодежной политики (ГМП) выражены следующим образом: активная гражданская позиция, социальные компетенции, правосознание [1].
Для реализации этого заказа необходимо привитие молодежи соответствующих жизненных ценностей (нравственности, патриотизма, креативности, правосознания, экологического мышления через самопознание, потребность в личностном росте, саморегуляцию), стратегий и сценариев поведения (через формирование социальных компетенций: умения реализации проектной, предпринимательской деятельности; построения карьеры; коммуникативности; креативного мышления).
Роль психологии в реализации задач ГМП до 2025 г важна при формировании социальных компетенций. В этой связи необходимо научить студента воспринимать освоение учебно-профессиональной деятельности как первичный этап формирования социальных компетенций.
При этом следует подчеркнуть, что среди проблем, переживаемых современной молодежью, выделяется дефицит творческой активности молодых людей в проблемных социальных сферах. Без психологического сопровождения этой проблемы освоение молодыми людьми социальных компетенций будет затруднено.
Мы провели ряд исследований, направленных на выявление причин дефицита творческой активности молодых людей, трудных ситуаций в образовательном пространстве, могущих, с высокой степенью вероятности, создавать препятствия в реализации идей ГМП [2].
Исследования показали, что 9% (п = 300, 1 - 3-й курсы) студентов характеризуются способностью самостоятельно, без помощи других планировать свою деятельность, ставить и достигать цели, используя большое количество альтернатив. Можно говорить о том, что у этих студентов самостоятельность формирует качества, обеспечивающие саморегуляцию в учебной деятельности и возможности овладения навыками вышеуказанных социальных компетенций.
У значительной части студентов (90%) прослеживается тенденция к занижению показателей деловой коллективистской мотивации, доминированию в структуре личности лично-престижной мотивации с ориентацией на избегание возможных неудач. Этот факт указывает на несформированность самостоятельности как механизма саморегуляции учебно-профессиональной деятельности и основы для формирования социальных компетенций как целевых показателей ГМП до 2025 г
В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что единый механизм психорегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов не сформирован. Следовательно, не сформирован психологический механизм совладания с дефицитом творческой активности молодых людей в проблемных социальных сферах, в том числе в образовательном процессе как их частном варианте. Причиной несформированности механизма психорегуляции является, по нашему мнению, игнорирование педагогами необходимости формирования в образовательном пространстве целеполагания, рефлексии и творческой направленности, которые в совокупности образуют самостоятельность личности, обеспечивающую саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности и основу усвоения социальных компетенций.
Следовательно, обучение в высшей школе в контексте реализации ГМП является «мастерской по формированию самостоятельности личности, которая начинается с научения совладанию с трудными ситуациями в образовательном пространстве» и является основой для освоения социальных компетенций (вышеуказанных).
При решении задач ГМП в формирующей психолого-педагогической практике целесообразно использовать принципы экспериментально-генетического метода, т.к. он позволяет обнаружить механизмы психического развития путем активного формирования определенных сторон и качеств личности (В.В. Давыдов). В формирующем процессе мы отталкиваемся от идей В.А. Зобкова о саморегуляции учебной деятельности, теории теста-опросника СЖО Д.А. Леонтьева.
Психическая регуляция деятельности включает в себя особенности мотивации, самооценки, целостной структуры черт личности. Компонентный состав структуры, уровень развития конкретных компонентов психической регуляции являются основой для выделения типологии готовности студентов к освоению учебных дисциплин с дальнейшей психологической коррекцией (при необходимости) [3].
Процесс психологической коррекции для выявления типа психологической готовности студента к освоению учебно-профессиональной деятельности, включает в себя рефлексию - кластеров убеждений (идея, заимствованная из теории теста-опросника СЖО Д.А. Леонтьева) [4]. Мы исходим из того, что «смысловая регуляция жизнедеятельности, то есть регуляция действий на основе их смысла, который определяется всем жизненным миром субъекта, является основой специфического для человека способа существования и конституирующей функцией личности».
Идею содержания смысложизненных ориентаций, которые изначально отражают такие философские категории, как духовность, ответственность, позитивные отношения в жизнедеятельности, удовлетворенность процессом жизнедеятельности (В. Франкл), мы заимствуем из теории теста-опросника Д.А. Леонтьева (СЖО) [5].
Психологическими ресурсами выполнения вышепоставленных задач мы считаем характеристики личностных свойств: целеполагания, рефлексии, креативности [2].
Под целеполаганием понимается построение модели желаемого будущего (в экзистенциальном смысле, обозреваемой перспективе, в плане решения каждодневных задач).
Экзистенциальная модель/цель подразумевает рассуждения о реализации собственной уникальности и неповторимости в жизнедеятельности как процессе, разворачивающемся во времени [4].
Перспективная модель/цели жизнедеятельности направлена на осознание, выработку способа мышления, могущего удовлетворить собственные потребности на основе способностей в обозреваемой перспективе (К.А. Абульхано-ва-Славская) [6].
Особое внимание в психолого-педагогической практике следует уделять формированию студентами позитивного опыта решения ежедневных задач. В этой связи этапные, промежуточные модели/ цели подразумевают именно решение ежедневных задач в конкретной деятельности: осмысление и коррекцию содержания действий, их последовательности в соответствии с осознанностью смысложизненных ориентаций.
Кластеры смысложизненных ориентаций (адаптированы к содержанию учебно-профессиональной деятельности): ЛК-Я (Я-концепция студента), цель учебно-профессиональной деятельности, процесс (причины затруднений, фрустраций), ЛК-Ж (типичная/повторяющаяся неадаптивная событийность в учебно-профессиональной деятельности), результат учебно-профессиональной деятельности на конкретном ее этапе. Каждый кластер описывается с точки зрения идеального содержания убеждения (способствующего социально-психологической адаптации студента в учебно-профессиональной деятельности), рекомендуемой работы над ошибками (ресурс совладания), способствующей трансформации способа восприятия, мышления, действия. Цель психологической коррекции - соотнести фактическое индивидуальное содержание установок, убеждений и идеальное. Далее максимально сделать их конгруэнтными посредством использования дорожной карты содержания СЖО студентов в контексте психологической коррекции с проекцией на учебно-профессиональную деятельность.
ЛК-Я (Я-концепция студента)
От адекватности развития самооценочного компонента готовности студента к учебно-профессиональной деятельности зависит ее успешность. Студенты, обладающие адекватными характеристиками самооценки (уровень притязаний, уверенность) имеют ресурс для развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности и способны построить учебный процесс в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о его смысле.
Ресурс психокоррекционной работы: создание ситуаций успеха, анализ ответственности студента за качество усвоения дисциплин в учебном процессе.
Цели учебно-профессиональной деятельности характеризуются особенностями мотивации, самооценки, качеств личности, отражающих интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы личности.
Наличие процессуальных, коллективистических мотивов, придают учебно-профессиональной деятельности осмысленность, направленность и временную перспективу. Важно, чтобы содержание цели отражало цельность личности, ее ориентацию на общественно полезную деятельность, будущую профессию и сформированность понятийного мышления.
Ресурс психокоррекционной работы: анализ роли изучаемых дисциплин в будущей профессиональной деятельности, развитие понятийного мышления (построение системы научных знаний).
Процесс. В идеале студент, характеризующийся процессуальной мотивацией, воспринимает процесс учебно-профессиональной деятельности как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Ресурсом такого восприятия выступают общие способности, свойства личности, определяющие своеобразие специальных способностей. Важно отметить, что на основании полученных данных в исследованиях выявлено единство общих и специальных способностей, содействующих успешности учебно-профессиональной деятельности.
ЛК-Ж (Событийность). Осознанные/неосознанные установки студента являются средством контроля и управления успешностью в учебно-профессиональной деятельности через принимаемые решения и воплощение их в практику. Неосознанные установки воплощают в практическую деятельность проблемные ситуации (неконтролируемые), и наиболее распространенной причиной трудных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности является проявление свойств темперамента, которые отрицательно взаимосвязаны с показателями самооценочного блока и в первую очередь с показателями, характеризующими уверенность студентов в успехе.
Ресурс психокоррекционной работы: акцентрование доказанной в психолого-педагогических исследованиях идеи о влиянии на особенности темперамента коммуникативных качеств студентов, прижизненно сформированных самооценочных компонентов и развитости интеллектуальной сферы студентов, о взаимосвязи общей эмоциональности, социальной пластичности, предметного и социального темпа и общей активности [7].
Результативность учебно-профессиональной деятельности (оценка продуктивности учебно-профессиональной деятельности). В зависимости от выявления в поведении студента того или иного типа готовности личности об-
учающегося к усвоению учебной деятельности инициируется рефлексивное исследование способа мышления студента, приводящего к ситуации фрустрации в учебном процессе и поисков его оптимизации. Рассматриваются следующие возможные типы психологической готовности к учебно-профессиональной деятельности: содержательно-профессиональный, избирательно-положительный, субъективно-пассивный, субъективно-негативный.
После этапа осознания ошибок в мышлении студента следует формирование эффективных способов мышления и взаимодействия в учебном процессе (конкурирующих условных рефлексов). Таким образом, запускается механизм психологической регуляции и совладания с дефицитом творческой активности молодых людей в образовательном процессе, что будет способствовать усилению творческого потенциала молодежи в проблемных социальных сферах через психологический механизм переноса.
Креативность проявляется в саморегуляции личности за счет преобразования энергии негативных эмоций в личностно-регуляторные свойства, обеспечивающие целенаправленное поведение через обучение эффективным моделям поведения в учебно-познавательном процессе.
Библиографический список
В частности, подразумевается обучение спонтанности и гибкости в поведении как в образовательном пространстве, так и в реальной жизни; распознанию автоматических мыслей и замена их на позитивные; способности к социальной дискриминации; расширению репертуара поведенческих реакций в общении с преподавателями и товарищами, увеличению числа вариантов восприятия ситуации; торможению страха в учебно-познавательной деятельности через разрушение стереотипа избегания опасной ситуации и выработке активного поведения преодоления.
Обсуждаемая модель сопровождения студентов в условиях высшего образования использована при обучении иностранному языку, психологическим дисциплинам.
В результате психокоррекционной работы студенты начинали рассматривать успешные и неуспешные ситуации в познавательной деятельности как этапы на пути к достижению социально значимой перспективной цели. Опыт совладания с трудными ситуациями в учебно-профессиональной деятельности переносится в профессиональную деятельность [7]. Таким образом оказывается содействие реализации целей ГМП (через совладание с дефицитом креативности).
1. Основы государственной молодежной политики до 2025 г. Available at: http://www.orthedu.ru/news/11711-osnovy-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-rossii-do-2025-goda.html
2. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.
3. Зобков А.В., Турчин А.С. Саморегуляция учебной деятельности. Владимир - Иваново, 2013.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.
5. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.
7. Литвинова Н.Ю. Личностно-регуляторные факторы усвоения иностранного языка в заочном вузе. Казань, 2001. References
1. Osnovy gosudarstvennoj molodezhnojpolitiki do 2025 g. Available at: http://www.orthedu.ru/news/11711-osnovy-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-rossii-do-2025-goda.html
2. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VlGU, 2015.
3. Zobkov A.V., Turchin A.S. Samoregulyaciya uchebnoj deyatel'nosti. Vladimir - Ivanovo, 2013.
4. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.
5. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.
6. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiizhizni. Moskva: Mysl', 1991.
7. Litvinova N.Yu. Lichnostno-regulyatornye faktory usvoeniya inostrannogo yazyka v zaochnom vuze. Kazan', 2001.
Статья поступила в редакцию 19.01.20
УДК 378.51
Mozgovaya M.A., senior teacher, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]
CHARACTERISTICS OF SPATIAL THINKING AND FEATURES OF ITS FORMATION IN TEACHING GEOMETRY IN HIGH SCHOOL. The article reveals features of forming of spatial thinking in teaching geometry in high school. The question of formation and development of spatial thinking in pedagogical psychology is crucial. In methodological science, the problem of formation of spatia l thinking in the process of teaching geometry in high school, especially for students of older adolescence, is currently relevant. To resolve the contradictions in teaching geometry, it is necessary to identify the essence and content of the concept of spatial thinking, to reveal the psychological processes that affect the formation and development of spatial thinking of students. Such processes include perception, sensation, attention, observation, memorization, imagination, representation, etc. in adolescence, visual and imaginative thinking gradually gives way to abstract thinking. This method of knowledge in teaching geometry is closely related to the generalization and systematization of geometric knowledge, which contributes to the mental transformation of information about a geometric concept, the development of imagination and representation of geometric images of these concepts. The material of the article allows determining the methodological methods of formation and development of spatial thinking in the process of learning geometry in high school.
Key words: spatial thinking, perception, sensation, observation, imaginative memory, learning geometry, adolescence.
М.А. Мозговая, ст. преп., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В статье раскрываются особенности формирования пространственного мышления в обучении геометрии в средней школе. Вопрос формирования и развития пространственного мышления в педагогической психологии занимает центральное место. В методической науке проблема формирования пространственного мышления в процессе обучения геометрии в средней школе, особенно учащихся старшего подросткового возраста, является актуальной в настоящее время. Для разрешения противоречий в обучении геометрии необходимо выявить сущность и содержание понятия пространственное мышление, раскрыть психологические процессы, влияющие на формирование и развитие пространственного мышления учащихся. К таким процессам относятся восприятие, ощущение, внимание, наблюдение, запоминание, воображение, представление и др. В подростковом возрасте наглядно-образное мышление постепенно уступает место абстрактному мышлению. Этот способ познания в обучении геометрии тесно связан с обобщением и систематизацией геометрических знаний, что способствует мысленному преобразованию информации о геометрическом понятии, развитию воображения и представления геометрических образов этих понятий. Материал статьи позволяет определять методические приёмы формирования и развития пространственного мышления в процессе обучения геометрии в средней школе.
Ключевые слова: пространственное мышление, восприятие, ощущение, наблюдение, образная память, обучение геометрии, подростковый возраст.
В истории психологии, писал С.Л. Рубинштейн, в каждую эпоху имеется такая узловая конкретная проблема исследования, которая является носительницей основной принципиальной проблематики данной науки. Такой проблемой на рубеже прошлого и настоящего столетия была в психологии проблема про-
странства [1]. В XX веке вопрос формирования и развития пространственного мышления в педагогической психологии занял центральное место. Проблема формирования пространственного мышления в процессе обучения геометрии в средней школе являлась предметом исследования видных ученых прошлого сто-