DOI: 10.12731/2218-7405-2018-4-88-102 УДК 159.923
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Зобнина Т.В., Кислякова Л.П.
Проблема выявления факторов, влияющих на уровень осознанной саморегуляции деятельности у студентов - будущих педагогов с целью ее последующего развития, становится особо актуальной в условиях современного высшего образования.
Целью данной статьи является освещение результатов проведенного авторами исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и уровня субъективного контроля у студентов - будущих педагогов.
Методики исследования. В ходе исследования применялись следующие методики: «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» (автор В.И.Моросанова),«Уровень субъективного контроля» (УСК) (модифицированный вариант опросника Дж.Роттера).
Результаты. Выявлены взаимосвязи между общим уровнем осознанной саморегуляции произвольной активности, а также компонентами индивидуальной системы саморегуляции деятельности студентов - будущих педагогов, с одной стороны, и обобщенным показателем уровня субъективного контроля, показателями их ин-тернальности в области достижений, неудач, межличностных отношений, с другой стороны. Определено, что уровень субъективного контроля студентов-педагогов является предиктором общего уровня осознанной саморегуляции произвольной активности. Установлено, что студенты с интернальным локусом контроля статистически значимо превосходят студентов с экстерналь-ным локусом контроля в отношении общего уровня осознанной
саморегуляции произвольной активности, а также в отношении уровня развития моделирования значимых условий деятельности, программирования предстоящих исполнительских действий для достижения поставленных целей, оценивания результатов своей активности.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в образовательно-воспитательной среде педагогических учебных заведений.
Ключевые слова: локус контроля; осознанная саморегуляция произвольной активности; студенты - будущие педагоги.
STUDY OF THE INTERRELATIONSHIP OF CONSCIOUS SELF-CONTROL ARBITRARY ACTIVITY AND THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS-FUTURE EDUCATORS
Zobnina T.V., KisljаkovaL.P.
The problem of determining the factors affecting the level of perceived self-regulation activities with students-future teachers, with a view to its subsequent development, becomes particularly relevant in the context of contemporary higher education.
The purpose of this article is to highlight the results of a study sponsored by the relationship of conscious self-control arbitrary activity and the level of subjective control of students-future teachers.
Research methodology. During the research the following methods were used: "a style of self-control behavior (SMTA)" (written by V.I. Mo-rosanova), "the level of subjective control (USK) (modified version of the questionnaire, J. Rottera).
The results. Revealed the relationship between the General level of conscious self-control arbitrary activity, as well as the individual components of the system of self-regulation of students-future educators, on the one hand, and a generalized level indicator subjective control, their internalnosti in the field of achievements, failures, interpersonal
relationships, on the other hand. It is determined that the level of subjective control of students-teachers is a predictor of the overall level of conscious self-control arbitrary activity. Found that students with internalnym control lokusom statistically significantly outperform students with jeksternalnym lokusom control in relation to the General level of conscious self-control arbitrary activity, as well as on the level of development modeling of significant terms of engagement program-mirovanijapredstojashhih performing actions to achieve its objectives, its ocenivanijarezultatov activity.
The scope of the results. The results of this research can be used in educational pedagogical educational institutions Wednesday.
Keywords: locus of control; self-regulation of activity; students-future teachers.
Введение
Проблема исследования и развития саморегуляции произвольной активности у студентов - будущих педагогов в условиях современного высшего образования становится особо актуальной. В ФГОС ВО в числе основных результатов освоения образовательных программ наряду с личностными, познавательными, профессиональными, коммуникативными компетенциями обозначаются и регулятивные компетенции. Осознанная саморегуляция произвольной активности присутствует в любом виде деятельности (учебной, профессиональной, творческой), в межличностном взаимодействии участников образовательного процесса. Достижение высот профессионализма (акме) в педагогической деятельности предполагает в качестве необходимого условия развитие саморегуляции произвольной активности у студентов - будущих педагогов.
Феномен осознанной саморегуляции произвольной активности изучается в последние десятилетия достаточно широко. В проведенных к настоящему времени исследованиях изучены компонентный состав, стили, принципы, механизмы функционирования саморегуляции поведения и деятельности, ее специфика и структура у представителей различных профессий и на разных этапах профессионального станов-
ления личности. Выявлены многообразные взаимосвязи саморегуляции произвольной активности и таких индивидуально-психологических качеств, как сила воли, мотивация достижений, самосознание, тревожность, адекватное оценивание своих возможностей при определении цели деятельности, стремление качественно выполнить работу, умение анализировать результаты работы, выявлять причины успеха и неудач и др. [2; 3; 4; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15]. Однако исследований, посвященных изучению у студентов - будущих педагогов саморегуляции деятельности в связи с уровнем их субъективного контроля, к настоящему времени проведено недостаточно.
В связи с этим на базе Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» нами было проведено исследование, в котором приняли участие 150 студентов первых курсов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, в возрасте 17-18 лет.
Цель исследования: изучение взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и локуса контроля студентов -будущих педагогов.
Объект исследования: осознанная саморегуляция произвольной активности и субъективный контроль личности над жизненными ситуациями.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня саморегуляции произвольной активности и уровня субъективного контроля у студентов - будущих педагогов.
гипотезы исследования
1. Существует взаимосвязь между уровнем саморегуляции произвольной активности и уровнем субъективного контроля у студентов - будущих педагогов.
2. Студенты с интернальным локусом контроля имеют более высокий уровень развития индивидуальной системы осознанной
саморегуляции произвольной активности, чем студенты с экстер-нальным локусом контроля.
Задачи исследования
1. Выявить взаимосвязи между уровнем саморегуляции произвольной активности и уровнем субъективного контроля у студентов - будущих педагогов.
2. Определить параметры высокого и низкого уровней субъективного контроля у студентов-педагогов.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности у студентов с высоким и низким уровнем субъективного контроля.
В процессе исследования применялись следующие методики. Для изучения осознанной саморегуляции произвольной активности студентов нами использовалась методика «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» (автор В.И. Моросанова). Данная методика позволяет выявить общий уровень (степень) осознанной саморегуляции деятельности, а также уровень развития ее компонентов (планирование целей, моделирование значимых условий деятельности, программирование предстоящих исполнительских действий, контроль, оценивание и коррекция своей активности) и регуляторных свойств личности (гибкость, самостоятельность).
С целью изучения локуса контроля применялась методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) (модифицированный вариант опросника Дж. Роттера). В отличие от шкалы Дж. Роттера данный опросник включает пункты, выявляющие интернальность - экс-тернальность в области межличностных и семейных отношений, а также пункты, измеряющие УСК в области здоровья и болезни. Поскольку в нашем исследовании приняли участие студенты первых курсов, результаты, полученные по шкалам интернальности в области семейных и производственных отношений, не обрабатывались.
В ходе исследования использовались методы математико-ста-тистической обработки данных (статистический анализ средних,
распределений, корреляционный, регрессионный анализ, вычислялись значения одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова, U-критерия Манна-Уитни) и качественный анализ результатов исследования.
Статистическая обработка полученных в исследовании результатов осуществлялась с помощью программного пакета «SPSS Statistics 17.0».
Научная новизна:
- установлена взаимосвязь между общим уровнем осознанной саморегуляции произвольной активности, а также компонентами индивидуальной системы осознанной саморегуляции деятельности студентов - будущих педагогов, с одной стороны, и обобщенным показателем уровня субъективного контроля, показателями их интернальности в области достижений, неудач, межличностных отношений, с другой стороны;
- определено, что уровень субъективного контроля личности студентов-педагогов является предиктором уровня осознанной саморегуляции произвольной активности;
- выявлено, что студенты-педагоги с интернальным локусом контроля статистически значимо превосходят будущих педагогов с экстернальным локусом контроля в отношении общего уровня осознанной саморегуляции произвольной активности, а также в отношении уровня развития таких регуляторных процессов, как моделирование значимых условий деятельности, программирование предстоящих исполнительских действий для достижения поставленных целей, контроль, оценивание и коррекция своей активности.
Практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов и колледжей, сотрудниками психологической службы, научными работниками, аспирантами, студентами.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления взаимосвязи уровня саморегуляции деятельности и локуса контроля студентов - будущих педагогов нами был применен корреляционный анализ. Анализ полученных результатов (таблица 1) показал, что существует положительная статистически значимая взаимосвязь между обобщенным показателем УСК, инвариантным к частным ситуациям деятельности, и такими регуляторными процессами, как моделирование значимых условий деятельности (г=0,308; р<0,05), программирование предстоящих действий (г=0,430; р<0,01), контроль и оценка результатов своей деятельности (г=0,421; р<0,01). Это свидетельствует о том, что данные регуляторные процессы присутствуют в процессе субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями жизни. Иными словами, в ходе контроля над разнообразными жизненными ситуациями студенты стремятся анализировать внешние и внутренние условия деятельности, выделяя из них комплекс условий, важных для достижения цели; стараются прогнозировать предстоящие исполнительские действия, необходимые для достижения цели; осуществляют контроль, оценку и коррекцию своей активности.
Таблица 1.
Результаты корреляционного анализа взаимосвязи уровня развития саморегуляции деятельности и уровня субъективного контроля студентов-будущих педагогов
УСК (Ио) Ид Ин Им Из
Общий уровень саморегуляции 0,184 0,138 0,224 0,404** -0,071
Планирование 0,238 0,181 0,191 0,215 -0,026
Моделирование 0,308* 0,313* 0,210 0,137 0,151
Программирование 0,430** 0,151 0,360* 0,156 0,191
Оценка результатов 0,421** 0,307* 0,398** 0,317* 0,060
Примечания:
1) в таблице используются следующие сокращения: УСК (Ио) - уровень субъективного контроля (интернальность общая); Ид - интернальность в области достижений; Ин - интернальность в области неудач; Им - интернальность в области межличностных отношений; Из - интернальность в области здоровья болезни
2) уровень значимости коэффициента линейной корреляции Пирсона: *р< 0,05, ** р<0,01.
При этом наиболее тесные взаимосвязи (р<0,01) обнаружены между общим уровнем интернальности и такими регуляторными процессами, как программирование предстоящих исполнительских действий, необходимых для достижения поставленной цели и контроль, оценивание и коррекция своей активности. Это дает основание полагать, что студенты обусловливают достижение целей, прежде всего, своим умением программировать действия, осуществлять контроль и коррекцию своего поведения и деятельности.
В ходе исследования нами была установлена также высокозначимая корреляция (р<0,01) между общим уровнем саморегуляции и интернальностью в области межличностных отношений. Данный факт позволяет говорить о том, что чем выше уровень саморегуляции, тем в большей мере респонденты считают себя ответственными за события во взаимодействии с окружающими людьми.
Анализ взаимосвязей регуляторных процессов с показателями УСК в области достижений и в области неудач позволил обнаружить статистически достоверные взаимозависимости между ин-тернальностью в области достижений и моделированием значимых условий деятельности (г=0,313; р<0,05), между интернальностью в области достижений и оценкой результатов своей активности (г=0,307; р<0,05). Установлена также статистически значимая взаимосвязь между уровнем субъективного контроля в области неудач и оценкой результатов выполненной деятельности (г=0,398; р<0,01).
Полученные результаты дают основание говорить о том, что чем выше у студентов-педагогов уровень субъективного контроля над позитивными событиями своей жизни (достижениями), тем лучше они моделируют значимые условия предстоящей деятельности; негативные события (неудачи, неприятности) в большей мере связываются ими с недостаточно развитым умением программировать свою деятельность. Умение установить критерии успешности своей деятельности одинаково важно для контроля над позитивными и негативными событиями жизни.
Показательно, что такое звено процесса саморегуляции деятельности, как «контроль, оценивание и коррекция своей активности»
значимо коррелирует как с общим уровнем интернальности, так и с показателями уровня интернальности по другим шкалам опросника УСК (кроме шкалы «интернальность в области здоровья и болезни»). Это свидетельствует о том, что развитие регуляторных процессов контроля, оценивания и коррекции своей активности повышает общий уровень интернальности личности.
Установленные в ходе корреляционного анализа статистически значимые взаимосвязи послужили основанием для последующего изучения с помощью регрессионного анализа функциональной зависимости между исследуемыми переменными. В ходе анализа нами был применен метод бинарной логистической регрессии, где зависимой переменной (результативным признаком) был определен общий уровень саморегуляции произвольной активности студентов, независимой переменной (факторным признаком) - обобщенный показатель уровня субъективного контроля.
Как известно, основной предпосылкой регрессионного анализа является то, что результативный признак (отклик) должен подчиняться закону нормального распределения, а распределение значений факторного признака (предиктора) может быть произвольным. Для проверки соответствия эмпирического распределения значений факторного и результативного признаков закону нормального распределения мы использовали одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова. В нашем случае статистика Ъ Колмогорова-Смирнова по факторному признаку составила 1,030, по результативному признаку 0,755; Асимпт.знч. (двухсторонняя) составила по факторному признаку 0,239, по результативному признаку 0,619. В отношении обеих переменных Асимпт.знч. превышала 0,05, свидетельствуя о том, что ряды значений факторного и результативного признаков не имеют значимых отличий от нормального распределения.
Значение коэффициента детерминации ^2) составило в нашем случае 0,210. Это послужило основанием для вывода о том, что 21% изменчивости в уровне осознанной саморегуляции деятельности студентов - педагогов можно объяснить различиями в уровне их субъективного контроля, остальные 79% вариации результативно-
го признака объясняются воздействием других (не учитываемых в исследовании) факторов.
Значение критерия F-Фишера, равное 27,387, и его р-уровень значимости (0,000), свидетельствовали о том, что коэффициент корреляции между зависимой и независимой переменными статистически значим и модель регрессии может быть содержательно интерпретирована.
Из таблицы «Коэффициенты» нами были взяты значения нестан-дартизированного коэффициента регрессии к, свободного члена Ь, а также стандартизированного коэффициента регрессии (Бета), критерия ^Стьюдента и их уровни значимости, позволяющие определить статистическую значимость данных коэффициентов. В нашем случае значение коэффициента регрессии к, показывающего, насколько изменится в среднем значение результативного признака при увеличении факторного признака на единицу собственного значения, составило 0,466; значение свободного члена Ь, отражающего усредненное влияние на результативный признак неучтенных факторов, было равно 24,626. Таким образом, мы построили линейное уравнение парной регрессии:
«Саморегуляция деятельности» = 0,466 х х «Уровень субъективного контроля» + 24,626 Значение стандартизированного коэффициента регрессии (Бета), являющегося показателем вклада каждой переменной в регрессионную модель (в нашем случае такая переменная одна), составило 0,458. Данное значение переменной статистически значимо (0,000), следовательно, может быть принято в уравнение регрессии. Тем самым мы установили, что уровень субъективного контроля студентов - будущих педагогов является предиктором общего уровня осознанной саморегуляции произвольной активности.
Подтверждением наличия взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и локуса контроля студентов -будущих педагогов явились результаты сравнительного анализа уровня саморегуляции у студентов с разным уровнем субъективного контроля.
Из общего числа респондентов расчетным путем (М+2/3о) нами были выделены испытуемые с высоким уровнем субъективного контроля (интерналы, п=17 чел.) и студенты с низким уровнем субъективного контроля (экстерналы, п=24 чел.). Как видим, число студентов-первокурсников, считающих себя пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, преобладает над количеством студентов, ощущающих себя активным субъектом собственной жизни и деятельности.
В таблице 2 отражены средние арифметические значения общего уровня осознанной саморегуляции произвольной активности, а также уровня развития регуляторных процессов у студентов-педагогов с разным локусом контроля. Из представленных в таблице данных видно, что студенты-интерналы превосходят студентов-экстерналов по уровню развития всех компонентов индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности.
Таблица 2.
Различия в уровне развития регуляторных процессов между студентами с интернальным и экстернальным локусом контроля
Регуляторные процессы Средние значения показателей саморегуляции деятельности у студентов с разным локусом контроля Значения и-критерия Манна-Уитни
Студенты-интерналы М±т (п=17 чел.) Студенты-экстерналы М±т (п=24чел.) и Р
Планирование 6,29±0,43 5,63±0,46 174,500 р>0,05
Моделирование 6,47±0,39 4,58±0,36 89,500* р<0,01
Прогнозирование 6,88±0,38 5,50±0,37 119,500* р<0,05
Оценивание результатов 6,59±0,34 4,88±0,42 87,000* р<0,01
Общий уровень саморегуляции 31, 71±6,18 26,79±0,85 94,000* р<0,01
Примечание: * - различия статистически значимы
С помощью и-критерия Манна-Уитни были выявлены статистически значимые различия между этими группами студентов как по общему уровню осознанной саморегуляции деятельности
(и=94,0; р<0,01), так и по уровню развития таких регуляторных процессов, как моделирование (и=89,5; р<0,01), прогнозирование (и=119,5; р<0,05), контроль, оценивание и коррекция своей активности (и=87,0; р<0,01).
Эти результаты позволяют утверждать, что повышение уровня субъективного контроля над значимыми событиями жизни сопровождается повышением уровня осознанной саморегуляции произвольной активности.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сделать следующие выводы:
1. Существуют взаимосвязи между общим уровнем осознанной саморегуляции произвольной активности, а также компонентами индивидуальной системы саморегуляции деятельности студентов -будущих педагогов, с одной стороны, и обобщенным показателем уровня субъективного контроля, показателями их интернальности в области достижений, неудач, межличностных отношений, с другой стороны.
2. Уровень субъективного контроля студентов - будущих педагогов является предиктором общего уровня осознанной саморегуляции произвольной активности.
3. Студенты с интернальным локусом контроля статистически значимо превосходят студентов с экстернальным локусом контроля в отношении общего уровня осознанной саморегуляции произвольной активности, а также в отношении уровня развития таких регуляторных процессов, как моделирование значимых условий деятельности, программирование предстоящих исполнительских действий для достижения поставленных целей, контроль, оценивание и коррекция своей активности.
Список литературы 1. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АСВ, 2004. 224 с.
2. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. N° 2. С. 128-135.
3. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъект-ности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.
4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 5-12.
5. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. 1999. Т.20. №2. С. 103-114.
6. Локус контроля // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грица-нов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 312 с.
7. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
8. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Руководство: Когито-Центр, 2004. 44 с.
9. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
10. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 134-140.
11. Моросанова В.И. Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.
12. Моросанова В.И., Плахотникова И.В. Личностная саморегуляция -пути развития в юношеском возрасте// Вестник Российского гуманитарного фонда. 2004. № 4. С. 96-104.
13. Моросанова В.И., Степановский В.И. Метод выявления субъективного критерия успешности действий // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 129-133.
14. Осницкий, А. К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 42-51.
15. Carver C.S., Scheier M.F. On the self-regulation of behavior. New York: Cambridge University Press, 1998.
16. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. New York: Prentice-Hall, 1954.
References
1. Ishkov A.D. Uchebnayadeyatel'nost'studenta:psihologicheskiefaktory uspeshnosti [Educational activity of the student: psychological factors of success]. M.: ASV, 2004. 224 p.
2. Konopkin O.A. Voprosypsihologii. 2004. № 2, рр. 128-135.
3. Konopkin O.A. Voprosy psihologii. 2008. № 3, рр. 22-34.
4. Konopkin O.A. Voprosy psihologii. 1995. №1, рр. 5-12.
5. Ksenofontova E.G. Psihologicheskijzhurnal. 1999. V.20. №2, рр. 103-114.
6. Sociologiya: Enciklopediya [Sociology: Encyclopedia] / A.A. Grican-ov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. Minsk: Knizhnyj Dom, 2003. 312 p.
7. Mislavskij YU. A. Samoregulyaciya i aktivnost 'lichnosti v yunosheskom vozraste [Self-regulation and personality activity in adolescence]. M.: Pedagogika, 1991. 152 p.
8. Morosanova V.I. Oprosnik «Stil'samoregulyaciipovedeniya» (SSPM) [The questionnaire "Style of self-regulation of behavior" (SMPM)]. Ru-kovodstvo: Kogito-Centr, 2004. 44 p.
9. Morosanova V.I. Samoregulyaciyai individual'nost 'cheloveka [Self-regulation and individuality of a person]. M.: Nauka, 2010. 519 p.
10. Morosanova V.I., Sagiev R.R. Voprosy psihologii. 1994. №5, рр. 134-140.
11. Morosanova V.I. Konoz E.M. Voprosy psihologii. 2000. №2, рр. 118127.
12. Morosanova V.I., Plahotnikova I.V. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo fonda. 2004. № 4, рр. 96-104.
13. Morosanova V.I., Voprosy psihologii. 1982. № 3, рр. 129-133.
14. Osnickij A.K. Voprosy psihologii. 2007. № 3, рр. 42-51.
15. Carver C.S., Scheier M.F. On the self-regulation of behavior. NewYork: Cambridge University Press, 1998.
16. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NewYork: Prentice-Hall, 1954.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Зобнина Татьяна Венеровна, профессор кафедры психологии и социальной педагогики, доктор психологических наук, доцент
Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя Ивановской обл., 155900, Российская Федерация zobnina-tatjana@rambler. ru
Кислякова Любовь Петровна, начальник отдела маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, кандидат технических наук, доцент
Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя Ивановской обл., 155900, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS ZobninaTat'janaVenerovna, Professor, Department of Psychology and Social Pedagogy, Doctor of Psychology, Associate Professor
Ivanovo State University, Shuya branch
24, Kooperativnaya Str., Shuya, Ivanovo region, 155900, Russian Federation
zobnina-tatjana@rambler. ru
Kisljakova Lyubov' Petrovna, Head of Marketing and Promotion of Graduates, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
Ivanovo State University, Shuya branch
24, Kooperativnaya Str., Shuya, Ivanovo region, 155900, Russian
Federation