сти и субъективной удовлетворенности студентов различными аспектами учебной деятельности, что является одним из важнейших условий успешного профессионального становления в рамках вузовской подготовки.
Результаты нашего исследования будут полезны психологам, выпускникам школ и их родителям, т.к. демонстрируют исключительную важность осознанного и ответственного профессионального выбора, основанного на рефлексии собственных целей, способностей и интересов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Босикова К.Н. Повышение учебной активности студентов средствами информационных и коммуникационных технологий: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Якутск, 2009. - 24 с.
2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход / А.А. Волочков; Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь, 2007. - 376 с.
3. Лабынцева И.С. Учебная активность студентов: взаимосвязь объективных и субъективных компонентов // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 10 (123). - С. 239-245.
4. Мялик Н.П. Профессиональная ментальность студентов: основные компоненты // Психологические исследования: Вып. 3 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 336 с.
5. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. - Москва-Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1996.
6. Павлова Л.Н. К вопросу о структуре субъектной активности студентов // http://Iibrary.sibstu.kts.ru/paradigma/3/pavlova-2.htm.
7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 480 с.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.
Лабынцева Ирина Сергеевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: labyirina@yandex.ru; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.
Labyntseva Irina Sergeevna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: labyirina@yandex.ru;
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; postgraduate student.
УДК 159.9:37.015-057.875
Н.А. Лызь
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 1Т-СФЕРЫ
Рассмотрены субъектные (личностные) качества, которые позволяют индивидууму выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления различными видами деятельности. Раскрыта взаимосвязь рефлексивности, интернального локуса контроля и умений саморегуляции в структуре субъектных качеств студентов, обучающихся по специальностям информатики и вычислительной техники, и студентов гуманитарных направлений. Показана недостаточная личностная зрелость студентов, специализирующихся в сфере информационных технологий, предположительно связанная с влиянием технизированной образовательной среды.
Студенты; специализирующиеся в сфере информационных технологий; субъектные качества; личностное развитие студентов.
N.A. Lyz
PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF IT STUDENTS’ SUBJECT
QUALITIES
The article deals with the subject (personal) qualities, which enable an individual to perform the functions of self-organization, self-development and management of different activities. The correlation between reflexivity, internal locus of control, self-regulation skills in the structure of IT students' and humanities students' subject qualities is described. Insufficient personal maturity of IT students probably related to the influence of technicalized educational environment is shown.
IT students; subject (personal) qualities; students' personality development.
Интенсивное развитие информационной техники и технологий, являющееся одним из мощных факторов общественного прогресса, повышает значимость подготовки компетентного саморазвивающегося специалиста IT-сферы. Такой специалист должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и способностью проявлять активность и инициативность, саморазвиваться, нести ответственность за свои действия, что предполагает наличие у человека такой позиции, при которой он сам будет выступать в роли управляющей инстанции, то есть будет являться субъектом профессиональной деятельности, жизненного пути в целом.
Субъектность - целостная характеристика человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека и подчеркивающая интенциональность субъекта. Субъектность подразумевает способность к самостоятельному жизнетворчеству, способность производить взаимообусловленные изменения в мире и в самом себе. Под субъектными качествами мы понимаем компоненты субъектности, которые позволяют личности выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления жизнедеятельностью в целом. Анализ понятия субъекта, рассмотренного в работах К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, А.В. Карпова, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Сер-гиенко, Т.Н. Щербаковой и др., показал, что основными характеристиками субъекта являются субъективный контроль, умения саморегуляции, рефлексивность.
Сущность субъективного контроля заключается в сохранении уровня «автор-ствования» субъекта жизнедеятельности. Субъективный контроль определяется как особая форма проявления ответственного отношения к своей жизни, активного самоотношения человека к самому себе как организатору своего взаимодействия с действительностью. Обобщенной характеристикой субъективных механизмов контроля является локус контроля или уровень субъективного контроля. Выделяют экстернальный и интернальный локусы контроля. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности [1].
Саморегуляция выступает как специфическая для человека наиболее общая функция его психической активности, позволяющая человеку реализовывать себя как творца, исполнителя, контролера и судью своей деятельности, поступков, жизнедеятельности в целом. Саморегуляция рассматривается как общая способность к организации деятельности человека, выступающего субъектом своей активности и как процесс реализации этой способности в конкретных единичных феноменах деятельности, поведения, общения. Саморегуляция позволяет субъекту привести в соответствие события, требования, задачи деятельности, с одной стороны, и личные возможности, способности, состояния - с другой [4].
Рефлексивность раскрывается как такое качество субъекта, «суть которого состоит в его способности к выявлению, «распознанию», а в известной мере и в формированию других свойств и качеств, к их осознанию как своих и образующих
его «самость», т.е. субъектность как таковую» [2. С. 55]. Рефлексивность - это способностью к восприятию и анализу содержаний своей собственной психики, а также к пониманию психики других людей, включающей наряду со способностью «встать на место другого» также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии.
Именно эти три качества: способность осознавать себя (рефлексивность), интерпретировать значимые события как результат своей собственной деятельности (интернальность) и способность организовывать свою деятельность (саморегуляция), по нашему мнению, образуют необходимую основу субъекта. Учитывая его целостность, можно предположить, что указанные субъектные качества взаимосвязаны между собой и образуют единую систему, позволяющую человеку достигать собственных целей, реализовать свою активность как субъекта разных видов деятельности и субъекта жизни в целом.
В качестве объекта исследования выбраны студенты вуза. В свете современной ориентации высшего образования на подготовку компетентного, целеустремленного, ответственного, самостоятельного, саморазвивающегося профессионала актуальность развития у него субъектных качеств очевидна. Также следует отметить, что юношеский возраст - важнейший период становления целостной личности, осмысления целевых ориентиров жизни, усиления и реализации физического, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого, духовно-нравственного потенциала. У юношей и девушек в основном сформированы психические процессы и механизмы, внутренние предпосылки (мировоззрение, самосознание, умения саморегуляции и др.), обеспечивающие саморазвитие; проявляется тенденция к переосмыслению реальности, себя и своей жизни, определению своего места и роли в различных системах, являющаяся основой построения жизненных перспектив; активно развивается способность к самопотенциированию - целенаправленному нахождению, выбору, конструированию средств активности и подчинению их жизненным целям; проявляется стремление к полаганию себя субъектом, творящим свой внутренний мир и жизненный мир в целом. В целом это говорит о том, что студенческий возраст является сензитивным периодом для развития субъектных качеств.
Особый интерес для нас представляют студенты, обучающиеся по направлениям, связанным с информатикой и вычислительной техникой. Во-первых, становление будущих специалистов 1Т-сферы в процессе обучения в вузе недостаточно изучено, во-вторых, у нас есть основания полагать, что личностное развитие таких студентов может подвергаться деформациям. Одной из причин этого является специфическая образовательная среда. Студенты, обучающиеся по направлениям, связанным с информатикой и вычислительной техникой, по роду будущей профессии учатся оперировать и оперируют дегуманизированными знаковыми системами. Такие системы характеризуются тем, что в них утрачено специфическое содержание - знания о человеке, человечестве и человечности. Кроме того, в техническом вузе освоение профессионального опыта осуществляется студентами преимущественно с использованием информационных технологий и компьютерных средств обучения. Такая среда (названная нами технизированной) с точки зрения личностного развития ущербна - в ней ограничено межличностное взаимодействие, происходит преимущественная актуализация рационально-логической сферы человека, а процесс общения сужается за счет уменьшения в его структуре удельного веса перцептивных и интерактивных аспектов [3]. Поскольку мы предполагаем, что уровень личностного развития может быть проявлен через целостность, связность субъектных качеств, поставлена следующая цель исследования: выявить структуру субъектных качеств студентов, как в общих ее характеристиках, так и в особенностях, присущих студентам, обучающимся по направлениям информатики и вычислительной техники.
В исследовании приняли участие 176 студентов 2-го курса ТТИ ЮФУ (93 юноши и 83 девушки). Из них 129 человек - студенты факультета автоматики и вычислительной техники - будущие специалисты 1Т-сферы, 47 человек - студенты гуманитарных специальностей. Возраст респондентов - от 18 до 21 года.
Для диагностики субъектных качеств в процессе эмпирического исследования были использованы следующие методики: методика определения уровня развития рефлексивности А.В. Карпова, методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросано-вой (ССПМ). Дополнительно использовался вопросник учебной активности студентов А. А. Волочкова.
В качестве показателей, входящих в структуру субъектных качеств, рассматривались: рефлексивность (общая, характеризующая склонность субъекта к анализу происходящего и себя в нем); интернальность (общая, в области достижений, в области неудач, в области семейных отношений, в области производственных отношений, в области межличностных отношений, в отношении здоровья и болезни); саморегуляция (общий уровень, компоненты: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов; регуляторно-личностные свойства: гибкость и самостоятельность).
После обработки сырых данных, подсчета пятнадцати показателей и корреляций (использовался коэффициент корреляции рангов Спирмена) было построено семь интеркорреляционных матриц: по всей выборке; раздельно по юношам и девушкам; раздельно для подвыборок студентов технических и гуманитарных направлений подготовки; раздельно по студентам с высокой и низкой учебной активностью (подвыборки выделялись на основе интегрального показателя уровня учебной активности, полученного по методике А.А. Волочкова). Корреляции показателей внутри методик не учитывались, из остальных рассматривались коэффициенты корреляции, значимые на уровне р<0,01.
На основании анализа всех полученных интеркорреляционных матриц были выявлены устойчивые (повторяющиеся во всех семи выделяемых выборках) связи между показателями, вероятно, являющиеся общими характеристиками системы субъектных качеств в юношеском возрасте.
1. Рефлексивность умеренно связана с таким компонентом саморегуляции, как планирование (г = 0,36 ^ 0,47) и слабо связана с программированием (г = 0,33 ^ 0,28) и общим уровнем саморегуляции (г = 0,24 ^ 0,27). Чем более субъекты склонны к осознанию и анализу происходящего, тем выше их способность к планированию деятельности, выше реалистичность, детализированность и устойчивость планов, более сформированы умения продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей.
2. Общий уровень саморегуляции связан с интернальностью общей (г = 0,29 ^ 0,31), в производственных отношениях (г = 0,25 ^ 0,29) и наиболее сильно (г = 0,30 ^ 0,41) с интернальностью в области достижений. Именно интернальность в сфере достижений имеет наибольшее число и наиболее высокие (на уровне умеренных) коэффициенты корреляции с показателями саморегуляции. Т.е. чем более человек полагает, что его успехи и достижения являются результатом собственных действий и именно он управляет и несет ответственность за значимые положительные события его жизни, тем более сформирована индивидуальная система осознанной саморегуляции произвольной активности во всех ее компонентах.
3. Из всех компонентов саморегуляции наибольшее число значимых связей с показателями интернальности (и наиболее высокие коэффициенты корреляции) обнаружены у моделирования (г = 0,25 ^ 0,48). Таким образом, субъекты, берущие на себя контроль над значимыми событиями их жизни и ответственность за них, в большей мере способны выделять значимые условия достижения целей как в те-
кущей ситуации, так и в перспективном будущем, обеспечивая соответствие программ действий планам деятельности, соответствие получаемых результатов принятым целям. Экстернальность же связана с неадекватной оценкой значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, трудностях в определении программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам. Учитывая результаты исследований В.И. Моросановой и Е.А. Ароновой, демонстрирующие взаимосвязь моделирования со всеми основными аспектами самосознания [4], можно предположить, что позитивное самоотношение лежит в основе и развитого моделирования, и интернальности.
4. Такое регуляторно-личностное свойство, как гибкость умеренно связано с интернальностью в межличностных отношениях (г = 0,31 4 0,37). Иными словами, степень, в которой человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, взаимосвязана с пластичностью всех регуляторных процессов, то есть способностью перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Можно предположить, что это обеспечивается какой-то более общей личностной гибкостью, лабильностью, способностью быстро реагировать на изменение условий, что находит свое отражение и в системе саморегуляции, и при построении контактов с другими людьми, делая их более успешными и формируя представления о собственных возможностях в построении межличностных отношений.
Следует отметить, что все значимые коэффициенты корреляции являются положительными, что подтверждает предположение о наличии целостной внутренней системы как основы субъектных проявлений человека. Однако среди всех анализируемых показателей выделяется самостоятельность, не имеющая ни одной значимой связи с другими показателями, т.е. данное регуляторно-личностное свойство, характеризующее автономность субъекта в процессе регуляции деятельности, может рассматриваться как относительно независимое от других субъектных качеств.
В соответствии с основной целью - выявлением особенностей структуры субъектных качеств студентов, обучающихся по направлениям информатики и вычислительной техники, - на основании полученных данных проведен сравнительный анализ интеркорреляционных матриц и соответствующих структур в искомой подвыборке и подвыборке студентов гуманитарных специальностей. Результаты анализа показали, что структура последних более связная, в ней обнаруживается большее число значимых связей. В центре структуры студентов-гуманитариев находится рефлексивность, которая, с одной стороны, связана с общей интернальностью (г = 0,35), интернальностью в области достижений (г = 0,36) и производственных отношений (г = 0,35), с другой - с компонентами саморегуляции (планированием (г = 0,32), программированием (г = 0,48), оценкой результатов (г = 0,49)) и ее общим уровнем (г = 0,39). В свою очередь, общий уровень саморегуляции и моделирование связаны с интернальностью в сфере достижений (г = 0,37) и общей, соответственно (г = 0,32). На наш взгляд, такая структура, где показатели релексивности, интернальности, саморегуляции взаимосвязаны между собой, соответствует достаточно высокому уровню целостности субъекта, который за счет осознания и анализа происходящего и себя в нем, берет на себя контроль и ответственность за значимые события своей жизни, проявляя способность осознанной саморегуляции деятельности.
У студентов, специализирующихся в !Т-сфере, по сравнению со студентами-гуманитариями структура более проста и образована двумя относительно независимыми ветвями: саморегуляция, находящаяся в центре, с одной стороны связана с рефлексивностью (через процесс планирования (г = 0,44)), с другой - с интерналь-ностью общей и частными (через моделирование (г = 0,25 4 0,46)). Регуляторно-
личностное свойство гибкости связано с интернальностью общей (г = 0,24), в сфере достижений (г = 0,26) и межличностных отношений (г = 0,33). Взаимосвязи рефлексивности с интернальностью отсутствуют, что может говорить о том, что формирование позиции студента как организатора, управляющего событиями своей жизни, не основано на осознании, анализе, оценке происходящего. Можно предположить, что усвоенные взгляды на возможность контроля, не основанные на собственном опыте не являются устойчивыми. Эта дезинтеграция вряд ли может служить надежной основой проявления студентом себя как субъекта собственной жизни, управляющего ею и берущего на себя ответственность за ее ход.
Проведенное исследование подтверждает актуальность изучения структуры субъектных качеств и позволяет наметить проблемы, требующие повышенного внимания вузовских психологов и педагогов. В их числе проблемы влияния технизированной образовательной среды на личностное становление специалиста, а также целенаправленного развития субъектности студентов, специализирующихся в сфере информационных технологий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3. - С. 63-71.
2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.
3. Лызь Н.А., Познина Н.А. Педагогические риски технизированных образовательных сред // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 33-42.
4. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 213 с.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор А.В. Непомнящий.
Лызь Наталья Александровна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: lyz-natalia@bk.ru; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; профессор.
Lyz NataliaAlexandrovna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: lyz-natalia@bk.ru;
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; professor.
УДК 37.011.33
Э.М. Насыбуллина
РОЛЬ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрывается роль народной хореографии как одного из важных факторов формирования многогранной и всесторонне развитой личности детей и подростков, а также как фактор сохранения национальной идентичности и фактор социальной экологии, который может способствовать культурному «выживанию» современного общества. Роль народного танца рассматривается через ряд аспектов: влияние на психофизическое состояние здоровья учащихся, на их эмоциональную и духовно-нравственную сферу. Предлагается введение народной хореографии в общешкольную образовательную программу. Приводится пример успешной реализации данной идеи в ФГБОУ Лицее РАО.
Народная хореография; образование; духовно-нравственное воспитание; этнокуль-тура; народ.
23б