Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В АГПУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ'

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В АГПУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный кружок / профессиональные компетенции / цифровая лаборатория / анатомия / физиология / гигиена / scientific circle / professional competencies / digital laboratory / anatomy / physiology / hygiene

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арушанян Жанна Алексанровна, Василенко Виктория Густавовна, Гончарова Оксана Владимировна, Тютюнникова Евгения Борисовна

В данной статье освещены актуальные вопросы необходимости применения цифровых технологий для создания комфортных условий получения образования, а также внедрения цифровых образовательных ресурсов в научно-исследовательскую работу студентов на базе исследовательских лабораторий для формирования профессиональных компетенций будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арушанян Жанна Алексанровна, Василенко Виктория Густавовна, Гончарова Оксана Владимировна, Тютюнникова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENT SCIENCE AT ARMAVIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: FROM WORK EXPERIENCE

This article highlights the urgent issues of the need to use digital technologies to create comfortable conditions for education, as well as the introduction of digital educational resources in the research work of students on the basis of research laboratories for the formation of professional competencies, future teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В АГПУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

УДК 378

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В АГПУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Арушанян Жанна Алексанровна

к. с. х. наук, доцент, доцент кафедры ФКиМБД, Армавирский государственный педагогический университет,

Армавир, Россия E-mail: janna-400181963@mail.ru Василенко Виктория Густавовна к. ист. наук, доцент, доцент кафедры ФКиМБД, Армавирский государственный педагогический университет,

Армавир, Россия E-mail: vasilekov@mail.ru Гончарова Оксана Владимировна к. биол. наук, доцент, доцент кафедры ФКиМБД, Армавирский государственный педагогический университет,

Армавир, Россия E-mail: oksana_goncharova@mail. ru Тютюнникова Евгения Борисовна к. с. х. наук, доцент, доцент кафедры ФКиМБД, Армавирский государственный педагогический университет,

Армавир, Россия E-mail: tytynnikov@mail.ru

DEVELOPMENT OF STUDENT SCIENCE AT ARMAVIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: FROM WORK EXPERIENCE

Arushanyan Zhanna Aleksandrovna

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department Armavir State Pedagogical University , Armavir, Russia

E-mail: janna-400181963@mail.ru

Vasilenko Victoria Gustavovna

Candidate east.of Sciences, Associate Professor of the Department Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russia

E-mail: vasilekov@mail.ru Goncharova Oksana Vladimirovna Candidate biol.of Sciences, Associate Professor of the Department Armavir State Pedagogical University , Armavir, Russia E-mail: oksana_goncharova@mail. ru Tyutyunnikova Evgeniya Borisovna Candidate ofAgricultural Sciences, Associate Professor of the Department Armavir State Pedagogical University , Armavir, Russia

E-mail: tytynnikov@mail.ru

Аннотация. В данной статье освещены актуальные вопросы необходимости применения цифровых технологий для создания комфортных условий получения образования, а также внедрения цифровых образовательных ресурсов в научно-исследовательскую работу студентов на базе исследовательских лабораторий для формирования профессиональных компетенций будущего учителя.

Abstract. This article highlights the urgent issues of the need to use digital technologies to create comfortable conditions for education, as well as the introduction of digital educational resources in the research work of students on the basis of research laboratories for the formation of professional competencies, future teachers.

Ключевые слова, научный кружок, профессиональные компетенции, цифровая лаборатория, анатомия, физиология, гигиена.

Keywords: scientific circle, professional competencies, digital laboratory, anatomy, physiology, hygiene.

«Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины».

Из письма И.П. Павлова к молодежи

В современной системе педагогического образования одной из основных составляющих формирования высококлассных специалистов является формирование у студентов профессиональных компетенций [4, с. 297].

Соответственно, исследовательская деятельность студентов в вузе является одной из важнейших составляющих образовательного процесса по формированию компетенций, отражающих умение организовывать научно -исследовательскую работу, разрабатывать и представлять творческие, научно -исследовательские и методические продукты этой деятельности, которая обеспечивает формирование у студентов собственных взглядов, научных взглядов, а также дает бесценный опыт и навыки работы с информацией [3, с. 112].

Основной целью организации научно-исследовательской работы является освоение основ профессиональной и творческой деятельности, методов и приемов проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, формирование у студентов навыков и готовности к инновационной деятельности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и имеет ценность как в воспитательном, так и в личностном смысле. Будущий учитель должен быть готов к проведению научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности [2, с. 238].

Эти задачи помогают обеспечивать деятельность студенческих научных кружков в рамках работы научных лабораторий на базе технопарка АГПУ, поскольку позволяют наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать научные и профессиональные задачи, адаптироваться к изменяющимся социально -экономическим условиям. Современная подготовка в педагогическом высшем учебном заведении требует

от обучающихся освоения большого блока теоретических знаний и практических навыков.

Повышение качества образования во многом зависит от мотивации студента и использования в образовании инновационных форм обучения [5, ^ 133].

Студенческие научные кружки позволяют студентам не только повысить качество профессиональных знаний, но и выбрать дальнейшую специализацию, способствуют освоению навыков научно-исследовательской работы, повышают активность и чувство ответственности студентов, дают им опыт организационной и публикационной деятельности. Проведенный нами анализ итогов анкетирования членов студенческого научного кружка студентов АГПУ показывает, что главная их мотивация - приобретение практических навыков, углубление теоретических знаний и участие в научно-исследовательской работе, также развитие исследовательских компетенций. Студенты отмечали положительное значение участия в олимпиадах и конференциях, что требовало от них дополнительного углубленного изучения предметов, умения работать в команде, повышало чувство ответственности. Студенческие научные кружки способствуют формированию у будущих учителей потребности в систематическом повышении профессионального уровня в соответствии с современными достижениями педагогики. Студенческие научные кружки дополняют и совершенствуют подготовку в высшем учебном заведении. Несомненна роль студенческих научных кружков, которые сформированы в рамках научных лабораторий АГПУ в генерации новых неординарных идей и решении научных задач, научный кружок формирует и совершенствует у студентов полученные исследовательские навыки, развивает аналитическое мышление, формирует личность педагога-исследователя. Студенты-кружковцы к завершению учебы в АГПУ приобретают навыки анализа и обобщения полученного материала, что позволяет им более осознанно овладевать профессиональными компетенциями. Нами дана оценка и выделена роль участия обучающихся в научно-исследовательской работе при дальнейшей

специализации выпускников - учителей, повышении их конкурентоспособности на рынке труда и осознания актуальности своей профессии. Итоги представленной работы позволяют нам говорить о положительном влиянии кружковой работы на дальнейшее профессиональное становление будущих учителей.

Армавирский государственный педагогический университет готовит будущих учителей, поэтому создание условий для раскрытия творческих способностей студентов, формирование их профессиональной компетентности, развитие личностных качеств - приоритетная задача. Ведь известно, что «открытия приходят лишь к тем, кто подготовлен к их пониманию». Научная работа повышает качество профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов, способных творчески использовать в своей деятельности достижения современной педагогической науки.

На первых курсах бакалавры не всегда понимают значимость научно -исследовательской работы. Вот почему особо важно преподавателям начальных курсов увлечь их научной деятельностью. Как говорил академик Л.А. Арцимович: «студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Эту роль должны взять на себя студенты, занимающиеся наукой.

С момента создания кафедры ФКиМБД АГПУ ведется большая и планомерная работа по приобщению студентов к научным исследованиям. У истоков этой работы стояли заведующая кафедрой В.Н. Кожевникова, доценты кафедры В.В. Руденко, Т.И. Жилина, Е.Б. Тютюнникова, Ж.А. Арушанян, В.Г. Василенко. Молодые энергичные преподаватели четко понимали роль научно-исследовательской работы студентов как важнейшего компонента для подготовки и совершенствования специалистов педагогического профиля. В 2022 году на базе технопарка АГПУ открыты цифровые лаборатории по анатомии, физиологии и гигиене. Цифровая лаборатория по физиологии позволяет ставить цель: объективировать получаемые данные и приближать лабораторные и исследовательские работы обучающихся к современному

стандарту научной работы и освоить работу с цифровой лабораторией по физиологии, некоторые приемы анализа и представления получаемых данных и общие схемы постановки экспериментов.

Задачи цифровой лаборатории по физиологии: содействовать развитию коммуникативных компетенций, творческих способностей и интеллекта, а также навыков научно-исследовательской работы обучающихся; вооружить обучающихся некоторыми навыками самонаблюдения и лабораторными навыками.

Цифровая лаборатория по анатомии позволяет ставить цель создать условие для развития у обучающихся анатомической грамотности на базе технопарка АГПУ.

Задачи цифровой лаборатории по анатомии:

- вовлекать обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;

- организовать внеучебную деятельность;

- описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента;

- фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии.

Цифровая лаборатория по гигиене позволяет формировать целостное

представление о гигиене человека, приобретения опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования.

Задачи цифровой лаборатории по гигиене:

- развивать информационную компетентность на базе технопарка АГПУ;

- ознакомить обучающихся с основами проектной и исследовательской деятельности в области гигиены человека.

Надо сказать, что именно занятия студенческой наукой определили дорогу в научную жизнь многих преподавателей нашего университета, стали ступенью в их становлении как ученых и педагогов. Результаты, достигнутые

бывшими кружковцами, доказывают важность участия студентов в научно-исследовательской и экспериментальной работе для приобретения практических навыков. Не зря говорится, что «практика - критерий истины». Студенты АГПУ в рамках научных лабораторий осваивают методики экспериментальных исследований, способы статистической обработки и анализа полученных результатов, учатся готовить публикации и компьютерные презентации докладов. Студенты, занимающиеся научными исследованиями, должны знакомиться, общаться, делиться достигнутыми результатами, обсуждать новые идеи. В связи с этим так важно участие в работе конференций, симпозиумов, круглых столов. Студенческие научные кружки на базе научных лабораторий АГПУ являются кузницей будущих педагогических кадров. В науку приходят наиболее активные, талантливые студенты, заинтересованные в научных исследованиях. Таким образом, процесс подготовки будущих учителей к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. На протяжении периода их обучения в АГПУ системно и целенаправленно осуществляется подготовка будущих учителей к выполнению научной деятельности, создаются научные школы с учетом научных интересов, обеспечивается научно-исследовательская база, создаются ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов, поощряется творческая самостоятельность исследователей при решении практических проблем.

Таким образом, научные студенческие школы, функционирующие в научных лабораториях образовательного технопарка являются значимым и перспективным инструментом интеграции усилий государства, образования, науки и производства, в рамках которой могут успешно решаться многие образовательные задачи, в том числе и повышения качества образования [1, ^ 132].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатова Е.А. Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: методические указания / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; сост. Е.А. Булатова - Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. - С. 132.

2. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - М.: Проспект, 2017. - 238 с.

3. Ломовцева Н.В. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики / Н.В. Ломовцева, К.М Заречнева, О.В. Ушакова. - Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. - С. 112.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 297 с.

5. Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2012. - № 5 (46). - С. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.