ТЕХНОПАРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
А.Р. Галустов, д-р пед. наук, профессор С.К. Карабахцян, преподаватель
Армавирский государственный педагогический университет (Россия, г. Армавир)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-48-50
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные научно-практические проблемы, обусловленные цифровой трансформацией образования. Особое внимание уделено особенностям деятельности образовательных технопарков. Представлен анализ потенциала Технопарка универсальных педагогических компетенций в опережающей подготовке будущих учителей к продуктивной профессиональной деятельности в современной цифровой образовательной среде. Рассмотрены возможности Технопарка в организации ранней профориентации на педагогические направления подготовки.
Ключевые слова: цифровизация образования, образовательный технопарк, Технопарк универсальных педагогических компетенций.
Проблема повышения качества педагогического образования в условиях его цифровой трансформации вызывает закономерный интерес исследователей. В центре внимания оказываются актуальные научно-практические проблемы:
- влияние цифровой образовательной среды на конкурентоспособности профессионального образования (Бермус, 2021)$
- вызовы и перспективы цифровизации образования (Бурлакова, 2022);
- интеграция педагогических и цифровых технологий (Гончарук, Хромова, 2020);
- профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования (Ко-лыхматов, 2019);
- подготовка будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности (Куликова, Под-дубная, 2020).
Даже короткий перечень актуальной научной проблематики показывает много-аспектность и сложность цифровой трансформации педагогического образования.
Следует согласиться с мнением Е.И. Казаковой о том, что «в погоне за цифровой новатикой педагогика точно не готова потерять в человеке человека, мы очень хотим, чтобы он стал не жертвой цифровых технологий, а их хозяином» [6, с. 12].
Это означает объективную необходимость поиска и научного обоснования оптимальных психолого-педагогических и организационно-управленческих условий использования позитивного потенциала цифровых сервисов и инструментов в профессиональной подготовке будущих учителей. С нашей точки зрения комплексным решением новых задач в подготовке будущих педагогов может выступить Технопарк универсальных педагогических компетенций.
В научной литературе представлена характеристика организационных и содержательных особенностей образовательных технопарков как новой интегрированной формы современного образования:
- высокая инновационность и перспективность образовательно-технологических решений;
- опора на гуманистические принципы целостного развития студентов, учета их индивидуальных образовательных запросов и потребностей как основы проектирования персональных образовательных и карьерных траекторий;
- мотивация поисково-творческой деятельности студентов и школьников, включение их в активное деятельностное освоение нового содержания межпредметного характера;
- создание условий для профессиональных проб при организации проектной деятельности;
- развитие открытого стиля мышления, любознательности, познавательной мотивации школьников;
- включение в студенческие образовательные события и мероприятия.
Повышение эффективности Технопарка универсальных педагогических компетенций в профессиональной подготовке будущих педагогов предполагает:
- научно-методическое обоснование интеграции ресурсов Технопарка в образовательный процесс вуза;
- обучение преподавателей вуза новым способам профессионального взаимодействия в техносфере педагогического образования;
- создание межкафедральных педагогических команд для организации междисциплинарных научных исследований;
- разработку нормативно-правового обеспечения использования потенциала Технопарка в организации сетевого взаимодействия в региональной образовательной системе.
Таким образом, можно сформулировать вывод о высоком образовательно-развивающем потенциале Технопарка универсальных педагогических компетенций в опережающей подготовке студентов к продуктивной профессиональной деятельности в современной цифровой образовательной среде. Библиографический список
1. Бермус А.Г. Обеспечение конкурентоспособности профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Московского университета. Серия 20 «Педагогическое образование». 2021. - № 2. - С. 3-27.
2. Бурлакова А.Р. Цифровизация в системе образования: вызовы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 6-1. -С. 209-211.
3. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 2. - С. 83-92.
4. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №8 (174). -С. 91-95.
5. Куликова Т.А., Поддубная М.А. Формирование готовности будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в условиях цифровиза-ции образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. -№3 (78). - С. 172-177.
- развитие гибких навыков обучающихся, востребованных в современном образовании: инициативность, целеустремленность, готовность к командному взаимодействию;
- опытная апробация перспективных форматов совместной деятельности вуза и образовательных организаций региона по широкому спектру научно-образовательных и практических проблем [7, с. 148].
Анализ и обобщение результатов выполненных исследований позволяет рассматривать Технопарк универсальных педагогических компетенций как «.. .комплекс организационно-управленческих и педагогических структур, ориентированных на создание оптимальных условий для развития социально-профессиональной мобильности будущих педагогов, их готовности к успешной педагогической деятельности в высокотехнологичной цифровой образовательной среде» [8, с. 43].
Следует отметить особые задачи Технопарка универсальных педагогических компетенций в организации ранней профориентации школьников на педагогические направления подготовки:
- развитие интереса школьников к разнообразной познавательной и творчески преобразовательной деятельности в насыщенной информационной среде;
6. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 1 (112). - С. 8-14.
7. Критерии сформированности образовательного технопарка и основные принципы организации его деятельности / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова [и др.]. // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10. - С. 147-151.
8. Галустов А.Р., Карабахцян С.К. Образовательный технопарк как фактор развития социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1. - С. 40-47.
TECHNOPARK OF UNIVERSAL PEDAGOGICAL COMPETENCIES IN THE STRUCTURE OF TRAINING FUTURE TEACHERS
A.R. Galustov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor S.K. Karabakhtsyan, Lecturer Armavir State Pedagogical University (Russia, Armavir)
Abstract. The article deals with current scientific and practical problems caused by the digital transformation of education. Special attention is paid to the peculiarities of the activities of educational technoparks. The analysis of the potential of the Technopark of universal pedagogical competencies in the advanced training of future teachers for productive professional activity in the modern digital educational environment is presented. The possibilities of the Technopark in the organization of early career guidance in pedagogical areas of training are considered.
Keywords: digitalization of education, educational technopark, Technopark of universal pedagogical competencies.