Научная статья на тему 'Технологическое образование в системе ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве'

Технологическое образование в системе ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / TECHNOLOGY EDUCATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / AGRICULTURAL PRODUCTION / TEACHER TRAINING / SCHOOLCHILDREN'S TRAINNG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов Амбарцум Робертович, Зеленко Григорий Николаевич, Зеленко Наталия Васильевна

В статье обоснована актуальность ознакомления школьников с цифровыми технологиями; раскрыта роль образовательной среды и учебных предметов; определена значимость предметной области «Технология; выявлены ключевые проблемы ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве (мотивация, материальная база, социальное партнёрство, подготовка педагогов); обобщен опыт подготовки будущих педагогов к ознакомлению школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галустов Амбарцум Робертович, Зеленко Григорий Николаевич, Зеленко Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF FAMILIARIZATION OF SCHOOLCHILDREN WITH THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN AGRICULTURAL PRODUCTION

The article substantiates the relevance of educating schoolchildren about digital technologies; The role of the educational environment and subjects has been revealed; The importance of the "Technology" domain has been determined. Key problems of educating schoolchildren about the use of digital technologies in agricultural production (motivation, material base, social partnership, training of teachers) have been identified; the experience of preparing future teachers to familiarize students with the use of digital technologies in agricultural production has been summarized.

Текст научной работы на тему «Технологическое образование в системе ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве»

Педагогика

УДК 378.147:004.8

доктор педагогических наук, профессор Галустов Амбарцум Робертович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

кандидат педагогических наук, доцент Зеленко Григорий Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

доктор педагогических наук, профессор Зеленко Наталия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация. В статье обоснована актуальность ознакомления школьников с цифровыми технологиями; раскрыта роль образовательной среды и учебных предметов; определена значимость предметной области «Технология; выявлены ключевые проблемы ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве (мотивация, материальная база, социальное партнёрство, подготовка педагогов); обобщен опыт подготовки будущих педагогов к ознакомлению школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве.

Ключевые слова: технологическое образование, цифровые технологии, сельскохозяйственное производство, подготовка педагога, подготовка школьников.

Annotation. The article substantiates the relevance of educating schoolchildren about digital technologies; The role of the educational environment and subjects has been revealed; The importance of the "Technology" domain has been determined. Key problems of educating schoolchildren about the use of digital technologies in agricultural production (motivation, material base, social partnership, training of teachers) have been identified; the experience of preparing future teachers to familiarize students with the use of digital technologies in agricultural production has been summarized.

Keywords: technology education, digital technologies, agricultural production, teacher training, schoolchildren's trainng.

Печатается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 18-413-230009р_а «Концептуальные основы ознакомления школьников Краснодарского края с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве»

Введение. Интенсивное внедрение цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве обещает превратить данную отрасль в высокотехнологичный бизнес. По мнению специалистов, использование цифровых технологий позволит вдвое увеличить производительность сельхозпредприятий, сократить расходы [9].

В этом контексте на сегодняшний день в качестве наиболее острой и актуальной обозначена проблема формирования трудовых ресурсов, готовых к применению цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве [9, 10]. Важная роль в этом отводится общеобразовательной школе.

Изложение основного материала статьи. На ознакомление с цифровыми технологиями, используемыми в сельскохозяйственном производстве, в той или иной мере могут и должны быть ориентированы все учебные дисциплины. Современные цифровые образовательные ресурсы позволяют учителю и обучающимся на уроках физики, химии, биологии, информатики и т.д. использовать виртуальные и цифровые лаборатории, тренажёры, мультимедийные и интерактивные приложения, интернет-ресурсы для проведения широкого спектра исследований и формирования соответствующих метапредметных компетенций.

Наиболее значимая роль в ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве, на наш взгляд, принадлежит технологическому образованию как важнейшему элементу общего образования, ориентированному на формирование умений применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создавать новые продукты и услуги [1, 2, 5, 6]. Именно предметная область «Технология» позволяет устранить междисциплинарные барьеры, увидеть взаимосвязь учебных предметов, их значение в жизни и будущей трудовой деятельности.

Ориентация образования на использование цифровых технологий в практико-ориентированной сельскохозяйственной деятельности предполагает тесное взаимодействие учебных предметов; наличие в учебных планах интегративных учебных предметов и курсов по выбору обучающихся, систематизирующих знания по информатике, биологии и сельскохозяйственным технологиям; выполнение интегративных учебных проектов в условиях учебно-производственных бригад и агролабораторий. Примером такой интеграции может служить модульная рабочая программа основного общего образования «Геоинформационные технологии» (авторы Быстров А.Ю., Фоминых А.А) по предмету «Технология», направленная на формирование устойчивой связи между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Предполагается, что обучающиеся смогут начать использовать навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности, реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира [7].

К числу ведущих задач решения проблемы ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном можно отнести:

1. Создание инновационной инфраструктуры образовательной среды для ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве, в том числе: кванториумов, ресурсных центров, технопарков. Их основная функция заключается в интеграции субъектов инновационной деятельности (образовательные организации, инновационно-технологические центры, центры коллективного

пользования, фонды развития, и т.д.), ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное и консультационное обслуживание процессов образования и развития подрастающего поколения. Это обеспечит ознакомление обучающихся с теорией и практикой использования цифровых технологий (автоматики, робототехники, механотроники и нанотехнологий) в сельскохозяйственном производстве. Как пример - центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» [8].

2. Создание мотивационных условий для обеспечения эффективности образовательного процесса по освоению цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве. На уровне обучающихся мы видим их в ознакомлении школьников с перспективами развития сельского хозяйства, прогнозом специалистов о сферах занятости и динамике потребности в кадрах в аграрных регионах. Проектируя образовательную траекторию, обучающийся должен хорошо представлять содержание компетенций, востребованных в регионе через 5-7 лет.

На уровне образовательных учреждений или педагогов, являющихся носителями информации в области цифровых технологий, следует ставить вопрос об их мотивации к совершенствованию своей квалификации, освоению новых способов ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве, созданию индивидуальных методических систем, представлению их на различного рода конкурсах и научно-практических конференциях, освоение новых направлений технологического профиля и использование современных образовательных технологий в системе технологического образования.

3. Развитие форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных уровней, а также социально-образовательного партнерства образовательных учреждений с высокотехнологичным производством и бизнес- структурами.

Принципиально важно для образования и сотрудничество с агрофирмами и компаниями - лидерами в области высоких технологий. Перспективным является вариант, при котором ресурсы одной образовательной организации, выраженные, например, в форме уникальных образовательных программ или услуг для обучающихся, приумножаются материально-техническими возможностями другой организации.

Партнерство с высокотехнологичным бизнесом позволяет привлекать обучающихся к совместному решению научно-технических проблем, участвовать в производственном процессе. Сотрудничество с высококвалифицированными специалистами в области цифровых технологий создает благоприятные условия для научной коллаборации, обмена знаниями, передачи опыта.

4. Повышение профессионального мастерства учителей и руководителей технических кружков; привлечение молодых специалистов в сферу образования; создание стажировочных площадок, и информационно-методическое обеспечения учебного процесса.

Определенный опыт ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве накоплен преподавателями факультета технологии, экономики и дизайна Армавирского государственного педагогического университета. Он представлен единым комплексом, интегрирующим различные сферы деятельности (учебную, учебно-исследовательскую, конструкторскую) преподавателей, студентов и школьников в рамках федеральной инновационной площадки, научных лабораториях, научно-образовательных центрах.

На факультете технологии, экономики и дизайна постоянно действуют воскресная школа «Lego Education» и летний школьный лагерь «RoboChil», где студенты совместно со школьниками занимаются конструированием. Знакомство с цифровыми технологиями и обучение конструированию роботов успешно реализуется с использованием конструкторов LEGO и ТРИК, использующих ресурсы компьютера как универсального устройства для сбора, обработки и представления информации. Особое внимание уделяется конструированию сельскохозяйственных машин и агрегатов.

Другим не менее значимым направлением цифровизации, обладающим огромным научным и творческим потенциалом являются 3D-технологии. В их основе лежит разработка 3D-моделей или прототипирование, предполагающее наличие умений по изготовлению прототипов деталей, узлов изделий или непосредственно изделий. Ознакомление с компьютерной графикой, ориентированно на разработку чертежей деталей, узлов и изделий в целом. В приоритетах моделирование ландшафтного дизайна, сельскохозяйственных машин, зданий и сооружений.

Популярностью у студентов и школьников пользуется цифровая лаборатория физико-химических методов исследования.

Наиболее значимым направлением ознакомления подрастающего поколения с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве мы считаем использование в учебном процессе стендовых моделей и мини-лабораторий. Примером таковых является разработанная совместными усилиями студентов и школьников автономная мини-лаборатория для изучения роста растений в условиях искусственной среды [4]. Она позволяет не только демонстрировать принцип действия и технологические возможности автоматизации сельскохозяйственного производства, но и выполнять мониторинг происходящих процессов: оперативно получать всю необходимую информацию об климатических параметрах теплицы (температура и влажность воздуха, температура и увлажненность почвы, освещенность теплицы). Управление можно осуществлять автономно или удаленно (с помощью телефона или планшета).

Действующая модель может использоваться в условиях образования как стендовое оборудование для демонстрации цифровых технологий в сельском хозяйстве, проведения экспериментальных наблюдений и проектной деятельности.

Должное внимание на факультете технологии, экономики и дизайна уделяется профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических, работников. С этой целью в учебные планы внесены специальные дисциплины, ориентированные на формирование компетенций для работы с цифровыми технологиями; осуществляется повышение квалификации; ежегодно проводятся научно-практические конференции, методологические семинары, мастер-классы и вебинары.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что внесение изменений в содержание технологического образования (включение цифровых технологий), интеграция учебных дисциплин на основе включения в проектную и исследовательскую деятельность, мотивация школьников на сельскохозяйственную деятельность в цифровой среде, развитие материальной базы образовательных учреждений, тесное сотрудничество школ с высокотехнологичным агробизнесом, и подготовка педагогов

позволят не только ознакомить школьников с цифровыми технологиями, но и сформировать у них интерес к IT-профессиям, востребованным в сельском хозяйстве.

Анализ динамики профессиональных интересов учащейся молодежи показывает, что если еще недавно большинство из них склонялось к тому, что сельское хозяйство, особенно в России, — это низкотехнологичный, непрестижный сектор, который точно выбирают «не от хорошей жизни», то в последние годы все чаще молодые люди отмечают в качестве наиболее привлекательных для себя высокотехнологичные IT-компании, которые заботятся об окружающей среде и позволяют улучшать уровень жизни и благосостояния общества.

Литература:

1. Галустов А.Р., Галустов Р.А., Зеленко Н.В. Зеленко Г.Н., Штейнгардт Н.С. Идеи опережающего образования в подготовке учителя технологии // Высшее образование сегодня - 2018. - № 9. - С. 30-35. ISSN 1726-667X

2. Зеленко Г.Н., Галустов Р.А., Зеленко Н.В., Концепция ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве. Проект // Технолого-экономическое образование. - Научно-методический журнал. - 2019. - № 11. - С. 4-13. ISSN- 2409-4471

3. Зеленко Г.Н., Богданов В.Н. Голодов Е.А. Ознакомление школьников с применением цифровых технологий в сельском хозяйстве // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - вып. 60. - Ч.3. - 498 с., С. 139-142

4. Зеленко Н.В., Тагун К.В. Автономная мини-лаборатория для изучения роста растений в условиях искусственной среды // Технолого-экономическое образование. - Научно-методический журнал. - 2019. -№.11. - С. 147-151. ISSN- 2409-4471

5. Концепция развития предметной области «Технология» (2-я версия). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.preobra.ru/news/2950

6. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 7. - С. 25-40. DOI: 10.17853/1994-56392017-725-40

7. Методические рекомендации по предмету "Технология" для Центра "Точка роста». Геоинформационные технологии. Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология» «Геоинформационные технологии». Авторы: Быстров А.Ю., Фоминых А.А [Электронный ресурс]. - URL: http://iro23.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-predmetu-tehnologiya-dlya-centra-tochka-rosta

8. Мониторинг состояния технологического образования. Приложение № 1 к письму ГБОУ ИРО Краснодарского края от 2017 № 01-20 [Электронный ресурс]. - URL: http://iro23.ru/novosti/25042018-111955

9. Чулок А.А. АПК будущего. Взгляд на сельское хозяйство сквозь призму анализа больших данных [Электронный ресурс] // Агроинвестор. - 2019. - №03. - URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/ 31304-apk-budushchego/

10. Novikov A.M. Postindustrialnoe obrazovanie // Post-industrial education. Moscow: Publishing House Jegves; 2008. 136 p. (In Russ.)

Педагогика

УДК: 378.046

доктор педагогических наук, профессор Горюнова Лилия Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Тимченко Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Корнеева Татьяна Владимировна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» (г. Ростов-на-Дону)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО ПРОГРАММЕ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена описанию теоретических основ и практики разработки и реализации образовательной программы профессиональной подготовки магистров «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация». Уровень магистерской подготовки рассматривается авторами статьи как оптимальный для приобретения молодыми педагогами (выпускниками бакалавриата) и уже работающими учителями профессиональных компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. В работе подробно обосновывается практико-ориентированная модель магистерской программы и раскрывается модульная структура учебного плана. Авторами статьи выделены основные характеристики магистерской программы, которые обеспечивают эффективность ее реализации на уровне региональной системы образования и привлекательность для абитуриентов из других регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, магистратура, инклюзивное образование, образовательная программа.

An^tatton. The article is devoted to the description of the theoretical foundations and practice of the development and implementation of the educational program for professional training of masters "Inclusive Education and Social and Pedagogical Rehabilitation". The level of master's training is considered by the authors of the article as optimal for the acquisition by young teachers (graduates of the bachelor's degree) and already working teachers of the professional competencies necessary for the implementation of pedagogical activities in the context of inclusive education. The paper substantiates in detail the practice-oriented model of the master's program and reveals the modular structure of the curriculum. The authors of the article highlighted the main characteristics of the master's

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.