Научная статья на тему 'Ознакомление школьников с применением цифровых технологий в сельском хозяйстве'

Ознакомление школьников с применением цифровых технологий в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТЕПЛИЦА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / DIGITAL TECHNOLOGIES / TRAINING OF STUDENTS / AUTOMATED GREENHOUSE / EDUCATIONAL RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленко Григорий Николаевич, Голодов Евгений Алексеевич, Богданов Владимир Николаевич

В статье рассмотрены социально-экономические основы ознакомления школьников с цифровыми технологиями; обобщен опыт Армавирского государственного педагогического университета по ознакомлению школьников с цифровыми технологиями; выявлены особенности применения цифровых технологий в условиях сельского хозяйства; предложена модель автоматизированной теплицы, обеспечивающая усвоение принципа работы автоматизированных систем и позволяющая вести опытно-экспериментальную работу; определены перспективы научно-методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленко Григорий Николаевич, Голодов Евгений Алексеевич, Богданов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF STUDENTS TO THE APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN AGRICULTURE

In the article there were considered the socio-economic bases for introduction of students to the digital technologies; summed up the experience of Armavir State Pedagogical University in introducing students to the digital technologies; revealed the particular features of the application of digital technologies in an agricultural sphere; proposed a model of an automated greenhouse, ensuring the assimilation of the principle of operation of automated systems and allowing the conduct of experimental work; identified the prospects of scientific and methodological work.

Текст научной работы на тему «Ознакомление школьников с применением цифровых технологий в сельском хозяйстве»

по специальности и получает опыт и знания, отличные от своей профессии по будущему диплому; недостаточно большое количество популярных информальных образовательных каналов (теле-, радиопрограммы, интернет-ресурсы), посвященных профессиональной проблематике, которыми мог бы пользоваться взрослый специалист. Совершенно очевидно, что эти проблемы не являются чисто педагогическими: в них присутствует достаточно существенный экономический, политический, социальный контекст.

Таким образом, и дополнительное профессиональное образование, и непрерывное образование выступают междисциплинарными областями исследований с множеством подходов и, как следствие, с множеством точек зрения на перспективы их развития в стране.

Литература:

1. Алехин И. А., Герасимова Т. Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 3-16.

2. Арапов С.В. Сюжет территории в пространстве общности судьбы // Аллея науки. 2018. Т 4. № 1. С. 701-706.

3. Закиева Р.Р. Определение качества обучения инженерных кадров // Инновации в образовании. 2018. № 5. С. 43-47.

4. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография. М.: ПЕР СЭ, 2007.272 с.

5. Ильин А. Г. Депривация в социальной иерархии управления // Научная мысль. 2018. № 6. С. 19-23.

6. Кучумов А.В. Применение интерактивных методов при обучении магистрантов / Кучумов А.В., Тестина Я.С. // Трансформация непрерывного образования: теория и практика развития магистерского образования в условиях экономики знаний. Под редакцией И.А. Максимцева, А.Н. Петрова, Л.В. Хоревой. -Санкт-Петербург, 2017 С. 54-57.

7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Педагогический энциклопедический словарь / ред.: Э. Р. Абдуллин и др. М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 2003. 528 с.

9. Пробин П. С. Отечественная образовательная реформа в контексте современной конъюнктуры рынка труда: контуры интерпретаций // Социодинамика. 2015. № 3. С. 1-26.

10. Пурсиайнен К., Медведев С. И. Болонский процесс и его значение для России. М.: РЕЦЭП, 2005. 199 с.

11. Сагина О.А. Предпосылки развития категории «Модернизация» / Сагина О.А., Носенко А.С., Егоров К.Ю. // Московский государственный университет пищевых производств. - Москва, 2010. С. 148-152.

12. Юнацкевич Р. И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи: монография. СПб.: ИОВ-ПАНИ, 2009. 90 с.

13. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago: Association Press, 1980. 273 p.

14. Shentsova O.M., Kayumova N.A., Krasnova T.VModelling Students' Creativity Development In Practice Of Higher Education In Russia / O.M. Shentsova, N.A. Kayumova, T.V. Krasnova, T.V. Usataya, D.U. Usatiy, L.V. Deryabina // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9, № 29. - С. 95393.

Педагогика

УДК -371.3: 0049

кандидат педагогических наук, доцент Зеленко Григорий Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); заместитель директора НИИРО по научно-исследовательской деятельности и внедрению информационно-образовательных технологий Голодов Евгений Алексеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук Богданов Владимир Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены социально-экономические основы ознакомления школьников с цифровыми технологиями; обобщен опыт Армавирского государственного педагогического университета по ознакомлению школьников с цифровыми технологиями; выявлены особенности применения цифровых технологий в условиях сельского хозяйства; предложена модель автоматизированной теплицы, обеспечивающая усвоение принципа работы автоматизированных систем и позволяющая вести опытно-экспериментальную работу; определены перспективы научно-методической работы.

Ключевые слова: цифровые технологии, подготовка школьников, автоматизированная теплица, учебно-исследовательская работа.

Annotation. In the article there were considered the socio-economic bases for introduction of students to the digital technologies; summed up the experience of Armavir State Pedagogical University in introducing students to the digital technologies; revealed the particular features of the application of digital technologies in an agricultural sphere; proposed a model of an automated greenhouse, ensuring the assimilation of the principle of operation of automated systems and allowing the conduct of experimental work; identified the prospects of scientific and methodological work.

Keywords: digital technologies, training of students, automated greenhouse, educational research work.

Печатается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 18-413-230009р_а «Концептуальные основы ознакомления школьников Краснодарского края с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве»

Введение. Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием ЭВМ, явилась основанием для создания и развития цифровых технологий. В науке фундаментальные исследования объектов и явлений природы давно проводятся с помощью цифровых средств; в промышленности широкое распространение получили робототехника, станки с числовым программным управлением, 3D-моделирование, автоматические системы пилотирования самолетов, кораблей и т.д.

В настоящее время большой интерес вызывает развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве. В зоне интереса не только крупные агропромышленные предприятия, но и фермерские хозяйства, дачные и приусадебные участки. Спектр цифровых технологий здесь велик - системы управления хозяйством, коммуникации фермеров и поставщиков, точное земледелие, «умное орошение», датчики, дроны и роботы, и др. [4, 5]. Однако уровень развития «цифры» в сельском хозяйстве остаётся низким. В глазах сельхозпроизводителей многие цифровые решения не имеют очевидной ценности. И здесь на первое место в преодолении стереотипов выходит осведомлённость аграриев о цифровых технологиях. Они должны знать, что благодаря цифровым технологиям, обычная теплица или животноводческая ферма могут превратиться в высокотехнологичный объект, способный заботиться о сельскохозяйственных культурах (животных) не хуже любого специалиста. Главное преимущество цифровых технологий - это возможность организовать процесс выращивания с использованием точных и актуальных данных. Это становится возможным, благодаря непрерывному мониторингу таких жизненно важных и для растений, и для животных параметров, как температурный режим, освещенность, влажность и состав воздуха или структура почвы и т.д. [3, 5].

Со всей очевидностью можно сказать, перед системой образования стоят новые стратегические задачи мотивации и подготовки школьников к деятельности, связанной с применением цифровых технологий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Изложение основного материала статьи. Актуальность использования цифровых технологий обуславливает необходимость формирования у школьников определенных моделей мышления и поведения, знакомства с миром профессий и ориентацией обучающихся на работу в различных сферах общественного производства.

Приоритет в этом вопросе, конечно же, за образовательной областью «Технология». Именно технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, где ученики должны освоить современные технологии, получить базовые навыки работы с современным высокотехнологичным оборудованием. В рамках освоения предметной области «Технология» обучающимся предоставляется возможность применять на практике знания основ науки, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.

В соответствии с потребностями образовательного процесса и интересами обучающихся ознакомление с цифровыми технологиями должно идти на основе интеграции знаний в области технологии и информатики [2].

Преподавателями и студентами Армавирского государственного педагогического университета проводится большая научно-исследовательская работа по разработке концептуальных основ ознакомления школьников с применением цифровых технологий в научно-технической сфере. Осуществляется экспериментальная работа по внедрению в учебный процесс образовательной робототехники, привлечению школьников к конструированию новых моделей роботов, доработке и наладке программного обеспечения управления роботами. На базе факультета технологии, экономики и дизайна работает школа 3D моделирования, где школьники разрабатывают трехмерные модели и изготавливают их на 3D принтере. Популярностью у студентов и школьников пользуется цифровая лаборатория физико-химических методов исследования. В то же время проблема ознакомления школьников с использованием цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве остается пока в стороне [1].

Один из путей решения данной проблемы мы видим в разработке и применении в учебном процессе моделей, обеспечивающих демонстрацию возможностей микропроцессорной техники для автоматизации сельскохозяйственной деятельности. Примером этого может служить модель автоматизированной теплицы, созданной на базе платы Arduino UNO. Данная платформа выбрана не случайно. Во-первых, использование микроконтроллера Arduino не требует специального образования и доступно всем, кто желает попробовать свои силы в роли инженера или конструктора. Во-вторых, плата Ардуино представляет собой электронное устройство, предназначенное для управления широким спектром устройств - электрическими двигателями, датчиками, осветительными приборами, широко применяется в робототехнике.

Приступая к разработке модели теплицы, мы исходили из того, что она может изготавливаться как в специализированных условиях (на предприятии по изготовлению учебного оборудования) так и в школьных мастерских. Её применение должно не только обеспечить усвоение школьниками принципа действия автоматизированной теплицы, но и расширение их кругозора в области использования цифровых технологий в сельском хозяйстве, служить базой для учебно-исследовательской деятельности. Используя предложенную нами базовую модель, ученики в соответствии с потребностями и возможностями могут предложить свой вариант конструкции и электронной «начинки» (комплекта датчиков).

Корпус теплицы можно сделать из различных материалов (дерево, металл, пластик), форму крыши можно сделать плоской и двускатной. В нашем случае мы выбрали прямоугольный каркас из металлического профиля (квадрат) сечением 10 мм. Стенки сделаны из оргстекла. Передняя и задняя стенки съемные (крепление на винтах). В боковых стенках предусмотрены вентиляционные форточки, для обеспечения естественной вентиляции в теплице.

На стенках теплицы расположены датчик освещенности BH1750, датчик температуры, влажности воздуха и атмосферного давления BME280. Открытие и закрытие форточек реализовано с помощью сервоприводов, работой которых управляет контроллер Arduino на основе данных, полученных с датчика температуры и важности воздуха.

В модели теплицы реализована система автоматизированного полива растений. Для реализации системы полива было использовано следующие оборудование: водяной насос, датчик влажности почвы, герконовый

датчик уровня воды, емкость для полива, микрошланги. Все это оборудование подключено к контроллеру Arduino Uno.

Система полива работает по следующему алгоритму: контроллер постоянно получает данные от датчика влажности почвы. Как только поступают данные, отличные от заданного значения влажности почвы, контроллер подает команду на реле для включения водяного насоса. Получив сигнал, реле включает водяной насос. С целью защиты системы полива от выхода из строя, подача питания на насос идет от реле не напрямую, а через герконовый датчик уровня воды, что не позволит включить насос, если воды в емкости будет недостаточно.

Имеющееся оборудование позволяет создать систему автоматического наполнения емкости водой. Для этого понадобятся еще один герконовый датчик, клапан для подачи воды, реле. Реле управления насосом необходимо по двум причинам: первая - насос работает от напряжения 12 вольт, а контроллер от напряжения 7 вольт; вторая - для защиты контроллера от выхода из строя, так как ток для работы мотора в несколько раз превышает ток, необходимый для работы контроллера Arduino и в момент подачи напряжения на электродвигатель насоса возникнет обратная сила тока, которая и может вывести контроллер из строя.

Для открытия и закрытия вентиляционных форточек, как уже описывалось выше, необходимы сервоприводы. Сервоприводы подбирались таким образом, чтобы они (по параметрам и мощности) могли открывать проемы большей площади. Если планируется открывать небольшие (легкие) проемы, то тогда можно взять сервоприводы с меньшей мощностью. Сервоприводы закреплены на корпусе теплицы с помощью термоклея. Рычаг открытия форточек имеет Г-образную форму выполнен на 3D-притере и рассчитан на угол их открытия до 90 градусов.

Процесс управления открытием форточек реализован следующим образом. Сервоприводы напрямую подключены к контроллеру Arduino Uno. Для управления сервоприводами контроллер получает данные от датчика температуры, влажности воздуха, и атмосферного давления BME280, следящего за микроклиматом в теплице. Когда полученные данные отклоняются от заданных параметров, подается команда на сервоприводы открытия или закрытия форточек.

Для обеспечения питания платы предусмотрены модуль понижающего DC-DC преобразователя на базе LM2596S для питания контроллера (7 вольт) и плата питания с клеймными колодками Power Hub C1. Контроллер и элементы подачи питания на датчики, сервоприводы и насос собраны в блоке управления, а подключение реализовано с помощью разъема LPT.

Программное обеспечение для управления автоматизированной теплицей предложили студенты университета - будущие учителя информатики.

Предложенная модель автоматизированной теплицы предназначена для оснащения кабинетов технологии и биологии сельских школ, агротехнических классов, а также может быть использована в учреждениях дополнительного образования детей в качестве оборудования для демонстрации возможностей современных цифровых технологий в сельском хозяйстве, проведения экспериментальных исследований обучающимися, апробации технических решений и программных продуктов, отработки умений управления автоматизированными процессами и может использоваться на разных уровнях образования.

На уровне начального общего образования модель теплицы является элементом образовательной среды, позволяющим обучающимся приобрести знания, необходимые для дальнейшего изучения автоматизированных систем, освоения проектной и исследовательской деятельности, обеспечивает формирование технологического мышления, развитие творческого потенциала, является мотивирующим фактором для профессионального самоопределения.

На уровне основного общего образования модель обеспечивает понимание сущности цифровых технологий, стимулирует интерес и освоение таких предметов как физика, химия, биология; способствует формированию универсальных учебных действий, проведению экспериментальных наблюдений в рамках курсов технологии и биологии, реализации проектной деятельности; облегчает знакомство с миром профессий и рынком труда. На примере модели автоматизированной теплицы учащиеся знакомятся с методами наладки и регулирования автоматизированных устройств, имеют возможность проводить эксперименты по управлению технологическими процессами.

На уровне среднего общего образования с учетом выбранного профиля, реализуемого в рамках основной образовательной программы, обучающиеся являются активными участниками разработки и апробации применения современных цифровых технологий в растениеводстве. Использование модели позволяет осуществлять апробацию агротехнических решений и программных продуктов по различным предметам, включая процедуры аттестации по предметам итоговой аттестации.

Выводы. Ознакомление школьников с применением цифровых технологий в сельском хозяйстве на основе модели автоматизированной теплицы способствует готовности выпускников школ к труду в условиях инновационного развития экономики, обеспечивает целевую ориентацию на востребованные рынком труда сельскохозяйственные профессии.

Изготовление действующей модели позволит перейти к разработке проекта теплицы в натуральную величину, который можно реализовать в условиях сельской школы.

Литература:

1. Галустов А.Р., Галустов Р.А., Зеленко Г.Н., Зеленко Н.В., Штейнгардт Н.С. Идеи опережающего образования в подготовке учителя технологии [Текст] // Высшее образование сегодня - 2018. - № 9, С.30-34 , ISSN 1726-667X

2. Концепция предметной области «Технология» [Электронный ресурс]. - URL: bcro.edusite.ru/ DswMedia/proektkoncepciipredmetnoyoblastitexnologiya. pdf

3. Курдюмов Н.И., Малышевский К.Г. Умная теплица. - Ростов н/ Д: Владос: М., РИПОЛ классик, 2008 - 192 с.

4. Николаенко С.А. Автоматизация технологических процессов: учеб. пособие [Текст] / С.А. Николаенко, Д.С. Цокур Д.П. Харченко, А.П. Волошин. - Краснодар: Изд-во ООО «КРОН», 2016. - 218 с.

5. Шустиков В. Цифровые технологии приходят в сельское хозяйство [Электронный ресурс]. - URL: https://sk.ru/news/b/pressreleases/ archive/2018/ 02/21/cifrovye-tehnologii-prihodyat-v-selskoe-hozyaystvo.aspx

Педагогика

УДК:372.8

преподаватель Зинина Анастасия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Чарчоглян Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: УЧЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

Аннотация. В данной статье описываются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели китайского языка и студенты, был проведен анализ существующих учебных материалов, в результате которого были выделены сильные стороны и недостатки современных учебных пособий по китайскому языку. В ходе исследования был проведен опрос студентов НГПУ им. Минина с целью выяснения наиболее часто возникающих проблем изучения китайского языка, вызванных не в полной мере разработанной методикой и не совершенными учебными пособиями. Помимо этого, в статье были выделены аспекты, которым не уделяется должное внимание при обучении.

Ключевые слова: китайский язык, актуальные проблемы преподавания китайского, методика обучению иностранным языкам, иностранный язык, языкознание, культура Китая, межкультурные коммуникации.

Annotation. The following article discusses the problems by the teachers of Chinese and the students. The paper contains the analysis of existing teaching materials and coursebooks; it disputes the strengths and the weaknesses of modern educational materials for Chinese language. The students of Minin University were interviewed in order to reveal common problems they face due to the teching methods and educational materials. Besides, the article gives the example of the language aspects that are easy to be neglected, although they have a great importance for understanding Chinese culture.

Keywords: Chinese language, acute problems of teaching Chinese, teaching foreign languages, foreign languages, linguistics, Chinese culture, cross-cultural communications.

Введение. В современном мире Китай стал активным участником международных отношений и одним из стратегических партнеров России. Сотрудничество этих двух стран с каждым годом расширяется, появляются проекты в различных сферах: экономике, педагогике, культуре и общественной жизни. Как следствие, китайский язык все более активно используется в роли инструмента межкультурной коммуникации, а изучение китайского языка становится все более популярным среди различных слоев населения.

Поскольку изучение китайского языка - это относительно новое направление, методика его обучения еще не разработана в достаточной мере. Безусловно, за последнее десятилетие в России издано большое количество новых учебников, разработаны новые образовательные программы, но они не всегда полностью удовлетворяют потребности учащихся и требуют постоянного совершенствования. Вопрос необходимости разработки учебных пособий по китайскому языку, ориентированных непосредственно на российских учащихся, поднимается многими учеными, исследующими методику преподавания данной дисциплины. Таким образом, на преподавателе китайского языка лежит ответственная задача - с помощью дополнительных разъяснений и упражнений компенсировать те недостатки, которые имеются в учебных материалах.

Кроме того, существует ряд социокультурных аспектов, на которые преподаватели должны обращать внимание студентов, обучая их межкультурной коммуникации. Объяснения особенностей национального характера, отраженных в языке, поможет подготовить специалистов, способных эффективно взаимодействовать с представителями разных культур и развить в учащихся культурный интеллект. Важность развития культурного интеллекта рассматривалась в исследованиях Емельяновой Н.А. и Ворониной Е.А., которые утверждали, что «понимание национально-культурных идентичностей, ценностей, позиций, поведенческих практик позволяет более точно идентифицировать и прогнозировать ситуации кросс-культурной коммуникации» (Емельянова Н.А. Из опыта интегративного обучения навыкам межкультурной коммуникации в контексте подготовки современного специалиста/Н.А. Емельянова, Е.А. Воронина// Вестник Мининского университета.-2016.-№3). К социокультурным аспектам обучения можно также отнести проблему актуальности китайской лексики, обращения, отражение китайского менталитета в языке.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является изучение проблем, которые вызваны не достаточно разработанной методикой, и с которыми сталкиваются студенты, изучающие китайский язык в ВУЗе, а также разработка методов решения выявленных проблем.

Изложение основного материала статьи. Большинство российских студентов, которые изучают китайский язык в школах или вузах, в первую очередь сталкиваются с проблемой неактуальной лексики, предлагаемой учебными пособиями по китайскому языку. Данная проблема имеет два аспекта. Во-первых, наиболее известные российские учебники написаны достаточно давно, последние несколько лет они переиздаются лишь с минимальными правками. В них встречается большое количество русицизмов и лексики, связанной с идеологией коммунизма. На момент написания этих учебников подобная лексика действительно активно использовалась в общении носителей языка, но в современном Китае сложилась несколько иная ситуация. Как следствие, студенты, изучающие китайский язык по старым учебникам, могут ощутить трудности в общении с носителями языка. Представитель Поднебесной, конечно, поймет, что до него хотят донести, но воспринимать на слух живой китайский язык студенты уже не смогут. Как отмечает Чарчоглян Т.Г., «в наши дни, после некоторого перерыва, стала появляться справочно-учебная литература нового поколения. Однако, проблема с учебником китайского языка ещё не решена». (Чарчоглян Т.Г. Предпосылки для разработки нового учебника китайского языка / Т.Г. Чарчоглян // Научное творчество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.