Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере уроков физкультуры в начальной школе'

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере уроков физкультуры в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Татьяна Владиславовна, Лукин Юрий Леонидович

В статье обозначена необходимость осмысления проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Татьяна Владиславовна, Лукин Юрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

In the article the necessity of comprehension of the problem of formation of communicative universal educational actions at lessons of physical culture in primary school is designated.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере уроков физкультуры в начальной школе»

Результативно-рефлексивный компонент готовности будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности включает самоанализ и самооценку ее результатов, при этом критерии оценки эффективности проектирования должны соответствовать заданным целям и задачам.

Большую роль в формировании проектной деятельности играет постановка творческих задач, требующих нестандартного решения при заданных условиях. Все это дает основания для разработки алгоритма, обеспечивающего формирование комплекса методов, заданий и упражнений, направленных на интенсификацию проектирования в решении поставленных задач: способствовать освоению обучающимися деятельности дизайнера в проектной области; развивать познавательную активность обучающихся; воспитывать самостоятельность при решении проектных задач.

Становление специалиста возможно лишь в результате комплексности развития и профессиональной сферы, и личностного роста.

Выводы. Результаты экспериментального исследования дают основание утверждать, что реализация педагогических условий способствует тенденции роста по всем показателям формирования художественно-проектной деятельности. В ходе подготовки обучающиеся экспериментальной группы овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками художественно-проектной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин.

Сравнительный анализ результатов эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной модели и педагогических условий, обеспечивающих результативность подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Перспективы дальнейшего исследования видим в разработке системы работы по обеспечению преемственности в подготовке к художественно-проектной деятельности обучающихся колледжей и будущих дизайнеров образовательных организаций высшего образования; учебно-методического сопровождения профессиональной подготовки будущих дизайнеров на платформе LMS Moodle.

Литература:

1. Филонова, Е.А. Психолого-педагогические условия организации учебного процесса в современной системе образования / Е.А. Филонова // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 67-75.

2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. -Казань: РИО КГУ, 1988. - 238 с.

3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

4. Ганин, Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] / Е.А. Ганин. - Режим доступа: // http://www.ito.su/2003/VII/Vn-0- 1673.html.

5. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203978/

6. Профессиональный стандарт «Графический дизайнер», утвержденый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 января 2017 г. № 40н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppt.ru/docs/profstandarts/view/870

7. Екатеринушкина, А.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций магистрантов дизайна / А.В. Екатеринушкина // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН. - 2018. - № 2 (75). - С. 224-233.

8. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики: учеб. пособие / Т.О. Бердник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 225 с.

9. Мозгот, В.Г. Формирование художественного вкуса личности / В.Г. Мозгот. - Ростов н/Д.: РГУ, 1992. - 160 с.

10. Муртазина, С.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»: автореф. дис. ... канд. пед. наук:/ С.А. Муртазина. - Казань, 2012. - 28 с.

11. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань: Издательство, 1972. - 365 с.

12. Иконников, А.Ф. Функция, форма, образ в архитектуре / А.Ф. Иконников. - М.: Стройиздат, 1986. - 240 с.

Педагогика

УДК: 371

старший преподаватель кафедры педагогики Газизова Татьяна Владиславовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); профессор кафедры физического воспитания Лукин Юрий Леонидович

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье обозначена необходимость осмысления проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Annotation. In the article the necessity of comprehension of the problem of formation of communicative universal educational actions at lessons of physical culture in primary school is designated.

Keywords: communicative universal educational actions, Federal state educational standard.

Введение. Инновации в образовательном пространстве современной школы связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, отличительной характериститикой которого является определение в качестве образовательного результата сформированность универсальных учебных действий обучающихся.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в на сегодняшний день особо принципиальным является формирование коммуникативных качеств личности человека, способного принимать самостоятельные решения, быть ответственным за эти решения, за свою точку зрения, способного налаживать отношения сотрудничества с окружающими его людьми.

Изложение основного материала статьи. Обучение в начальной школе является базой для дальнейшего развития личности, в этой связи организация образовательного процесса на начальной ступени образования имеет особую значимость, особенно важным нам представляется, формирование таких качеств обучающихся, которые позволяет им в будущем коммуницировать без особых проблем и быть успешными не только в учебной деятельности, а и в повседневной жизни.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта сформированность коммуникативных универсальных учебных действий, наряду с познавательными и регулятивными, является одним из важнейших образовательных результатов выпускников начальной школы [10].

Обратившись к анализу теоретических источников по вопросам формирования универсальных учебных действий, мы изучили теорию учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), концепцию поэтапного формирования учебных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин). Мы считаем, что немаловажное значение в этой связи представляют исследования А.Г. Асмолова, в которых им характеризуется понятие «универсальные учебные действия», обосновывается их классификация, раскрываются структурные компоненты и способы формирования универсальных учебных действий [1].

Изучая теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий необходимо акцентировать внимание на характеристике понятий «коммуникации», «общение». Коммуникация в широком смысле характеризуется как социальное взаимодействие, которое включает в себя потребность в общении; владение разнообразными средствами общения; позитивное отношение к процессу взаимодействия; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника. В связи с этим коммуникативные действия условно представлены в составе трех групп: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интериоризации.

Общение описывается учеными как основополагающий канал для коммуникации, который способствует социализации и оказывает мощное влияние на формирование личности ребенка. (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Брушлинский).

Общение как процесс представляет исследовательский интерес с достаточно разных позиций, в частности ими предлагаются различные модели и способы его организации, общение изучается многоаспектно и всесторонне. Однако, все исследователи сходятся во мнениях, что это непростое, в какой то степени феноменальное явление, в основе которого лежит потребность человека во взаимодействии с другими людьми, в создании чего-либо совместного.

Обозначим некоторые специфические характеристики формирования коммуникативных УУД младших школьников: необходимость обеспечения преемственности, начиная с этапа дошкольного детства; учет проблем, возникающих при адаптации младших школьников к началу обучения в школе, работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий должна вестись в совокупности с формированием других метапредметных умений; необходимо осуществлять адекватное сочетание учебной и внеучебной деятельности; разработка и реализация комплекса заданий, направленных на формирование умений ребенка коммуницировать, планировать свои действия, прогнозировать и оценивать результат общения, а также корректировать свои действия и действия других субъектов коммуникации с учетом актуальных и возможных ближайших достижений.

Основной акцент при формировании коммуникативных универсальных учебных действий направлен на поиск педагогом начальных классов педагогических условий, обеспечивающих овладение обучающимися коммуникативной компетентностью. Предметом нашего исследования является определение таких условий при преподавании физической культуры в начальной школе.

Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Во-первых, главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность адекватно воспринимать информацию и передавать ее другим. Следовательно, формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первостепенной задачей учителя начальных классов. Кроме того, данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Собственно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий предоставляется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Содержательным наполнением коммуникативных УУД в начальной школе является: умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; умение не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Преподавание физической культуры долгое время было направлено исключительно на развитие физических качеств обучающихся, соответственно потенциал уроков физической культуры в формировании универсальных учебных действий, по нашему мнению, не был использован в полном объеме. В частности, такие исследователи, как: Ю.М. Николаев, С.В. Дмитриев, Н.Н. Пономарев, А.П. Матвеев обозначили в своих

исследованиях наметившуюся в последнее время тенденцию к смещению приоритетов в понимании физической культуры с соматопсихического на социокультурный в человеке, не уменьшая их равноценной значимости.

В соответствии с требованиями современного стандарта, разрабатываемые в каждом общеобразовательном учреждении программы отдельных учебных предметов должны содержать предметные и метапредметные, личностные результаты освоения конкретных учебных предметов, обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной общей образовательной программы начального общего образования.

Наш исследовательский интерес направлен на выявление потенциала уроков физической культуры и возможности обеспечения на них педагогических условий формирования коммуникативных УУД.

С момента введения ФГОС НОО в имеющихся программах по физической культуре для начального общего образования универсальные учебные действия представлены как результат обучения, диагностируются показатели сформированности двигательных умений, навыков и уровень физической подготовленности.

В связи с этим нам необходимо определить наиболее оптимальные педагогические условия формирования коммуникативных УУД на уроках физической культуры.

Мы предполагаем, что для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры необходимо обеспечение следующих педагогических условий:

- обогащение содержания образования посредством специальных заданий, направленных на организацию учебного сотрудничества младших школьников на уроках физической культуры;

- использование системы методических приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД;

- организация рефлексии в коммуникации с другими обучающимися.

Так, например, в педагогическом терминологическом словаре: образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

Н.М. Борытко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий научно-исследовательским центром современных проблем воспитания считает, что в общем случае под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности [3].

Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей личности обучающегося, развитию уж проявившихся способностей во всех сферах психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной). Педагог, знающий о рота среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее воспитывающего влияния. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.

Мы считаем, что эффективность данного условия обеспечивается следующими способами: личностно ориентированной позицией педагога, «помогающими» отношениями в диаде «учитель-ученик» -уникальным и динамическим процессом, посредством которого один человек помогает другому использовать его внутренние ресурсы для того, чтобы расти в позитивном направлении, актуализируя собственный индивидуальный потенциал; диалоговыми формами работы с учащимися: беседа и её виды, дискуссия (и другие дискуссионные формы работы), обмен мнениями, тематические встречи. Соблюдение этих принципов делает возможным формировать образовательную среду от образовательных потребностей самих школьников.

При этом в формировании образовательной среды начальной школы по требованиям ФГОС НОО важна организация диалога, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных традиционным, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.

Таким образом, при обеспечении этого условия мы делаем акцент на такие компоненты образовательной среды, как: отбор содержания образования, выбор способов деятельности и стиль взаимоотношений младших школьников. Отбор содержания образования предполагает включение как традиционно необходимых компетенций, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

Таким образом, мы предлагаем обогащать содержание образования путем предложения заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Основными ориентирами для выбора приемов формирования коммуникативных УУД младших школьников га уроках физической культуры являются: умение вступать в диалог; способность работать и взаимодействовать в группе. Безусловно, важнейшую роль в формировании коммуникативных учебный действий младшего школьника играет овладение им средствами монологической речи: умениями свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений; соблюдением логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике [11].

Другим значимым компонентом коммуникативных универсальных учебных действий является, по мнению И.Б. Барахоевой, умение задавать вопросы [2].

Выбор методических приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий невозможно без систематического использования на уроках физической культуры общения обучающихся между собой. Именно дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Например, на уроках физической культуры возможно организовать диалог между учащимися, каким образом эффективнее выполнить двигательное действие: как дальше или выше прыгнуть, при каких условиях это возможно.

При выполнении упражнения по определенному алгоритму, можно дать инструкцию не в полном объеме и предложить обучающимся дополнить ее, обсудив совместно, чего не хватает в пояснении учителя. Также возможно предложить младшим школьникам прием моделирования, при котором им необходимо выполнить схему расстановки игроков на поле, или оформить в виде схемы или таблицы правила здорового образа жизни.

В широком практическом смысле рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта.

Долгое время понятием рефлексия оперировала только философия. С начала XX века особый интерес к данной проблеме проявили психологи: в 20-е 30-е годы появилась идея выделить исследования по рефлексии и самопознанию в особую отрасль психологии и назвать её психологией рефлексии. В большинстве разработок проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации определяют проблему развития мышления и значимость рефлексивных процессов. В 70-80-е годы изучению особенностей рефлексии в педагогике посвящены психолого-педагогические исследования Ю.Н. Кулюткина, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Г.С. Сухобской. Объектом этих исследований является рефлексия, проявляющаяся в индивидуальной мыслительной деятельности человека. В 80-е годы рефлексия входит в понятийный аппарат педагогической науки как метод осмысления педагогической науки в целом. Одновременно в зарубежной педагогике ведутся разработки стратегий, технологий, приемов, усиливающих рефлексивные процессы. Особое значение для педагогической науки и для нашего исследования имеют следующие положения: положение о субъектности учения (Ю.Н. Кулюткин); рассмотрение рефлексивных процессов как механизмов самосознания (И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская); теоретико-экспериментальные исследования рефлексивной организации мышления на теоретическом уровне (И.С. Ладенко, И.Н. Семенов); положение о метакогнитивизме в психологии и педагогике (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский); исследования в области интеллекта (М.А. Холодная).

Таким образом, рефлексия - это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации и к самоуправлению. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов) содержит личностный тезаурус человека, тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности - это те, которые обеспечивают условия для саморазвития и самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и её отношения с миром.

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся: уточняют алгоритм исправления ошибок; называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Главным моментом рефлексивного управления является постановка учащегося в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие у него способности к самоуправлению.

Процедуры рефлексии позволяют осуществить переход от обучения осознанному учению, к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью. Процесс рефлексии технологичен и осуществляется в виде последовательных шагов: действие, осмысление действия, совершенствование действия, снова действие и так далее.

Возможно предложить обучающимся ведение специальных дневников, в которых они фиксируют свои результаты: частота заболеваний, данные физической подготовки при выполнении тестов на уроках физической культуры, делать это необходимо в начале и в конце года, сравнивая и анализируя полученные данные.

Выводы. Таким образом, мы обосновали педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры. Реализация этих условий планируется в процессе осуществления опытно-экспериментальной работы.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Как спроектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Барахоева, И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта / И.Б. Барахоева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8. - С. 433-437.

3. Борытко, Н.М. Теория обучения: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко. -Волгоград, 2006. - 72 с.

4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: ИНТОР, 1996. - 544 с.

5. Игумнова, Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление / Е.А. Игумнова // Биология в школе. - 2015. - № 3. - С. 33-39.

6. Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю.Н. Кулюткин. - Санкт Петербург: СПбАППО, 2002. - 48 с.

7. Попова, А.А. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография / Попова А.А., Титаренко Н.Н., Махмутова Л.Г. - Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. - 147 с.

8. Трофимчук, Е.А. Формирование и оценка коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования / Е.А. Трофимчук // Феномен человека. - 2015. С. 293-296.

9. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы / Г.П. Щедровицкий. - Москва, 1975. - 170 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -Москва: Просвещение, 2010. - 342 с.

Педагогика

УДК 378.147:004.8

доктор педагогических наук, профессор Галустов Амбарцум Робертович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

кандидат педагогических наук, доцент Зеленко Григорий Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

доктор педагогических наук, профессор Зеленко Наталия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация. В статье обоснована актуальность ознакомления школьников с цифровыми технологиями; раскрыта роль образовательной среды и учебных предметов; определена значимость предметной области «Технология; выявлены ключевые проблемы ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве (мотивация, материальная база, социальное партнёрство, подготовка педагогов); обобщен опыт подготовки будущих педагогов к ознакомлению школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве.

Ключевые слова: технологическое образование, цифровые технологии, сельскохозяйственное производство, подготовка педагога, подготовка школьников.

Annotation. The article substantiates the relevance of educating schoolchildren about digital technologies; The role of the educational environment and subjects has been revealed; The importance of the "Technology" domain has been determined. Key problems of educating schoolchildren about the use of digital technologies in agricultural production (motivation, material base, social partnership, training of teachers) have been identified; the experience of preparing future teachers to familiarize students with the use of digital technologies in agricultural production has been summarized.

Keywords: technology education, digital technologies, agricultural production, teacher training, schoolchildren's trainng.

Печатается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 18-413-230009р_а «Концептуальные основы ознакомления школьников Краснодарского края с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве»

Введение. Интенсивное внедрение цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве обещает превратить данную отрасль в высокотехнологичный бизнес. По мнению специалистов, использование цифровых технологий позволит вдвое увеличить производительность сельхозпредприятий, сократить расходы [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом контексте на сегодняшний день в качестве наиболее острой и актуальной обозначена проблема формирования трудовых ресурсов, готовых к применению цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве [9, 10]. Важная роль в этом отводится общеобразовательной школе.

Изложение основного материала статьи. На ознакомление с цифровыми технологиями, используемыми в сельскохозяйственном производстве, в той или иной мере могут и должны быть ориентированы все учебные дисциплины. Современные цифровые образовательные ресурсы позволяют учителю и обучающимся на уроках физики, химии, биологии, информатики и т.д. использовать виртуальные и цифровые лаборатории, тренажёры, мультимедийные и интерактивные приложения, интернет-ресурсы для проведения широкого спектра исследований и формирования соответствующих метапредметных компетенций.

Наиболее значимая роль в ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве, на наш взгляд, принадлежит технологическому образованию как важнейшему элементу общего образования, ориентированному на формирование умений применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создавать новые продукты и услуги [1, 2, 5, 6]. Именно предметная область «Технология» позволяет устранить междисциплинарные барьеры, увидеть взаимосвязь учебных предметов, их значение в жизни и будущей трудовой деятельности.

Ориентация образования на использование цифровых технологий в практико-ориентированной сельскохозяйственной деятельности предполагает тесное взаимодействие учебных предметов; наличие в учебных планах интегративных учебных предметов и курсов по выбору обучающихся, систематизирующих знания по информатике, биологии и сельскохозяйственным технологиям; выполнение интегративных учебных проектов в условиях учебно-производственных бригад и агролабораторий. Примером такой интеграции может служить модульная рабочая программа основного общего образования «Геоинформационные технологии» (авторы Быстров А.Ю., Фоминых А.А) по предмету «Технология», направленная на формирование устойчивой связи между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Предполагается, что обучающиеся смогут начать использовать навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности, реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира [7].

К числу ведущих задач решения проблемы ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном можно отнести:

1. Создание инновационной инфраструктуры образовательной среды для ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве, в том числе: кванториумов, ресурсных центров, технопарков. Их основная функция заключается в интеграции субъектов инновационной деятельности (образовательные организации, инновационно-технологические центры, центры коллективного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.