Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка магистров по программе "Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация": теоретические основы и практические решения'

Профессиональная подготовка магистров по программе "Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация": теоретические основы и практические решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / МАГИСТРАТУРА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TEACHER TRAINING / MASTER'S PROGRAM / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Тимченко Екатерина Сергеевна, Корнеева Татьяна Владимировна

Статья посвящена описанию теоретических основ и практики разработки и реализации образовательной программы профессиональной подготовки магистров «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация». Уровень магистерской подготовки рассматривается авторами статьи как оптимальный для приобретения молодыми педагогами (выпускниками бакалавриата) и уже работающими учителями профессиональных компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. В работе подробно обосновывается практико-ориентированная модель магистерской программы и раскрывается модульная структура учебного плана. Авторами статьи выделены основные характеристики магистерской программы, которые обеспечивают эффективность ее реализации на уровне региональной системы образования и привлекательность для абитуриентов из других регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Тимченко Екатерина Сергеевна, Корнеева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF MASTERS IN THE PROGRAM "INCLUSIVE EDUCATION AND SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION": THEORETICAL FOUNDATIONS AND PRACTICAL SOLUTIONS

The article is devoted to the description of the theoretical foundations and practice of the development and implementation of the educational program for professional training of masters “Inclusive Education and Social and Pedagogical Rehabilitation”. The level of master's training is considered by the authors of the article as optimal for the acquisition by young teachers (graduates of the bachelor's degree) and already working teachers of the professional competencies necessary for the implementation of pedagogical activities in the context of inclusive education. The paper substantiates in detail the practice-oriented model of the master's program and reveals the modular structure of the curriculum. The authors of the article highlighted the main characteristics of the master's program, which ensure the effectiveness of its implementation at the level of the regional education system and attractiveness for applicants from other regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка магистров по программе "Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация": теоретические основы и практические решения»

позволят не только ознакомить школьников с цифровыми технологиями, но и сформировать у них интерес к IT-профессиям, востребованным в сельском хозяйстве.

Анализ динамики профессиональных интересов учащейся молодежи показывает, что если еще недавно большинство из них склонялось к тому, что сельское хозяйство, особенно в России, — это низкотехнологичный, непрестижный сектор, который точно выбирают «не от хорошей жизни», то в последние годы все чаще молодые люди отмечают в качестве наиболее привлекательных для себя высокотехнологичные IT-компании, которые заботятся об окружающей среде и позволяют улучшать уровень жизни и благосостояния общества.

Литература:

1. Галустов А.Р., Галустов Р.А., Зеленко Н.В. Зеленко Г.Н., Штейнгардт Н.С. Идеи опережающего образования в подготовке учителя технологии // Высшее образование сегодня - 2018. - № 9. - С. 30-35. ISSN 1726-667X

2. Зеленко Г.Н., Галустов Р.А., Зеленко Н.В., Концепция ознакомления школьников с применением цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве. Проект // Технолого-экономическое образование. - Научно-методический журнал. - 2019. - № 11. - С. 4-13. ISSN- 2409-4471

3. Зеленко Г.Н., Богданов В.Н. Голодов Е.А. Ознакомление школьников с применением цифровых технологий в сельском хозяйстве // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - вып. 60. - Ч.3. - 498 с., С. 139-142

4. Зеленко Н.В., Тагун К.В. Автономная мини-лаборатория для изучения роста растений в условиях искусственной среды // Технолого-экономическое образование. - Научно-методический журнал. - 2019. -№.11. - С. 147-151. ISSN- 2409-4471

5. Концепция развития предметной области «Технология» (2-я версия). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.preobra.ru/news/2950

6. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 7. - С. 25-40. DOI: 10.17853/1994-56392017-725-40

7. Методические рекомендации по предмету "Технология" для Центра "Точка роста». Геоинформационные технологии. Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология» «Геоинформационные технологии». Авторы: Быстров А.Ю., Фоминых А.А [Электронный ресурс]. - URL: http://iro23.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-predmetu-tehnologiya-dlya-centra-tochka-rosta

8. Мониторинг состояния технологического образования. Приложение № 1 к письму ГБОУ ИРО Краснодарского края от 2017 № 01-20 [Электронный ресурс]. - URL: http://iro23.ru/novosti/25042018-111955

9. Чулок А.А. АПК будущего. Взгляд на сельское хозяйство сквозь призму анализа больших данных [Электронный ресурс] // Агроинвестор. - 2019. - №03. - URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/ 31304-apk-budushchego/

10. Novikov A.M. Postindustrialnoe obrazovanie // Post-industrial education. Moscow: Publishing House Jegves; 2008. 136 p. (In Russ.)

Педагогика

УДК: 378.046

доктор педагогических наук, профессор Горюнова Лилия Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Тимченко Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Корнеева Татьяна Владимировна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» (г. Ростов-на-Дону)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО ПРОГРАММЕ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена описанию теоретических основ и практики разработки и реализации образовательной программы профессиональной подготовки магистров «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация». Уровень магистерской подготовки рассматривается авторами статьи как оптимальный для приобретения молодыми педагогами (выпускниками бакалавриата) и уже работающими учителями профессиональных компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. В работе подробно обосновывается практико-ориентированная модель магистерской программы и раскрывается модульная структура учебного плана. Авторами статьи выделены основные характеристики магистерской программы, которые обеспечивают эффективность ее реализации на уровне региональной системы образования и привлекательность для абитуриентов из других регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, магистратура, инклюзивное образование, образовательная программа.

An^tatton. The article is devoted to the description of the theoretical foundations and practice of the development and implementation of the educational program for professional training of masters "Inclusive Education and Social and Pedagogical Rehabilitation". The level of master's training is considered by the authors of the article as optimal for the acquisition by young teachers (graduates of the bachelor's degree) and already working teachers of the professional competencies necessary for the implementation of pedagogical activities in the context of inclusive education. The paper substantiates in detail the practice-oriented model of the master's program and reveals the modular structure of the curriculum. The authors of the article highlighted the main characteristics of the master's

program, which ensure the effectiveness of its implementation at the level of the regional education system and attractiveness for applicants from other regions of the Russian Federation.

Keywords: teacher training, master's program, inclusive education, educational program.

Введение. Инклюзия это современная идеология жизнедеятельности общества, которая, безусловно, охватывает все уровни системы образования. Подготовка учителей к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья имеет важное значение для развития современного общества. Поэтому современные учителя должны получать соответствующую профессиональную подготовку, которая сочетает в себе не только начальную подготовку к работе в инклюзивной школе, но и непрерывное обучение и сопровождение собственного профессионального развития в этой сфере. В содержание подготовки учителя на всех уровнях должны быть интегрированы учебные курсы и дисциплины, способствующие формированию готовности будущих учителей осуществлять педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования [4]. Инклюзивное образование должно быть интегрировано во все курсы подготовки учителей. Современный учитель, должен быть готов не только работать в условиях инклюзии, но и организовать и управлять процессом инклюзивного образования на всех уровнях образовательной системы и во всех типах и видах образовательных организаций. Для работающих учителей, особенно молодых педагогов, важен процесс собственного профессионального развития и совершенствования, что является важным фактором развития инклюзивного образования. Профессиональное развитие в сторону освоения технологий, методик и опыта их применения в инклюзивном классе может быть реализовано на уровне системы дополнительного профессионального образования, а также на уровне обучения в магистратуре. При этом следует отметить, что обучаясь в магистратуре, педагоги начинают более активно заниматься научно-исследовательской деятельностью в сфере теории методики инклюзивного образования. Это в значительной степени повышает качество их работы и позволяет осуществлять инновационную деятельность в своей школе, становясь драйвером ее развития в сторону инклюзивности.

Изложение основного материала статьи. В Южном федеральном университете реализуется образовательная программа магистерской подготовки «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование». Направленность образовательной программы, отражает ее ориентацию на такую область знаний как педагогические науки и специфику подготовки педагогов, готовых работать в условиях инклюзивного образования. По образовательной программе магистратуры «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» ведется подготовка высококвалифицированных педагогов, способных к осуществлению деятельности по проектированию и реализации различных моделей инклюзивного обучения в различных типах и видах образовательных учреждений на всех уровнях отечественной системы образования. Магистранты в ходе обучения приобретают способности определять и анализировать проблемы, связанные с приходом в образовательные организации людей с особыми образовательными потребностями, разрабатывать и реализовывать адаптированные программы обучения, проектировать инклюзивное образовательное пространство [3]. Модель образовательной программы магистратуры «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» является практико-ориентированной и направлена на тесное сотрудничество с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области как основным партнером и работодателем. Практико-ориентированная модель образовательной программы магистратуры «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» гармонично сочетает традиционные и инновационные подходы к формированию содержания программы и организации учебного процесса, что обеспечивает профессиональную подготовку специалистов в соответствии с актуальными потребностями региональной сферы образования в целом и инклюзивного образования, в частности; подготовку специалистов, способных оперативно включаться в инновационные процессы такого сектора системы образования как инклюзивного; формирование у обучающихся профессиональных компетенций, согласно требованиям образовательного и профессионального стандартов в условиях, максимально приближенных к реальным условиям функционирования пространства инклюзивного образования на основе системы сетевого взаимодействия университета и инклюзивных образовательных организаций. Магистерская программа соответствует образовательному стандарту [1], опирается на положения разрабатываемой в университете теории и методики инклюзивного образования и ориентирована на формирование у магистрантов определенного спектра трудовых функций, зафиксированных в Профессиональном стандарте «Педагог» [2] и востребованных в организациях, реализующих инклюзивное образование. Все это диктует высокие требования к содержанию программы магистерской подготовки и соответственно отражено в структуре учебного плана, который включает в себя фундаментальное образование, специализированное образование, учебные (научно-исследовательская работа, технологическая (проектно-технологическая) практика) и производственные практики (научно-исследовательская работа, педагогическая практика, преддипломная практика), написание и защиту выпускной квалификационной работы. Структурно магистерская программа содержит следующие блоки: общесистемный, позволяющий развивать системное и педагогическое мышление, дает фундаментальные знания в области организации и реализации инклюзивного образования в стране; блок специализации, который позволяет осваивать знания по профспециализациям обучения людей с инвалидностью и ОВЗ различных нозологий; блок методологии и технологии проектной деятельности, обеспечивающий освоение теории проектных процессов, механизмов их реализации, инструментов управления и проектной практики (дает опыт и формирует проектные навыки); блок развития инклюзивных компетенций, осваиваемый в ходе прохождения всех видов практик по индивидуальным траекториям; исследовательский блок, направленный на формирование навыков научно-исследовательской работы и подтверждение квалификации. Важное место в процессе магистерской подготовки по данной программе занимает построение системы оценки качества обучения как эффективного инструмента управления качеством образовательного процесса. К ним относятся дифференцированная система оценок по каждому учебному модулю. Магистерская программа с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг имеет ряд преимуществ и особенностей. Во-первых, высокий уровень подготовки, которая ориентирована на интеграцию науки, инноваций и образования. Установлены тесные контакты с инклюзивными образовательными организациями, центрами инклюзивного образования - потенциальными потребителями выпускников. Наиболее эффективное сотрудничество осуществляется с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, что позволяет через инструмент организации

и проведения совместных мероприятий активно привлекать его сотрудников к реализации образовательного процесса (проектные семинары, творческие мастерские, молодежные школы, мастер-классы). Во-вторых, практико-ориентированность программы. Практика студентов проходит в «реальных» инклюзивных образовательных организациях Ростовской области. Договоры с образовательными организациями -лидерами в реализации инклюзивных практик - открывают перед магистрантами возможности получения специальных профессиональных компетенций по реализации в региональном образовательном пространстве широкого спектра реальных образовательных проектов во время прохождения практик и выполнения научно-исследовательских работ. В-третьих, возможность реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Магистранты сами выбирают до одной трети профильных курсов и факультативов. Это позволяет им освоить узкие профессиональные компетенции и получить знания в смежных областях (например, в управлении развитием инклюзивной образовательной организацией). В-четвертых, активная проектно-исследовательская работа. Магистранты в полной мере используют все ресурсы университета как научно-исследовательского центра, а также его партнеров для выполнения проектно-исследовательских работ. Основной особенностью процесса обучения является формирование компетенций командной работы в типичных условиях инклюзивной образовательной организации, участие в реальных командных проектах при прохождении практик в образовательных организациях, специализирующихся в области реализации инклюзивных практик. Нами в 2017-2018 годах был проведен анализ потребности рынка труда в выпускниках данной образовательной программы. В рамках серии проектных семинаров с директорами инклюзивных школ Ростовской области, проводимых кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики ЮФУ при поддержке Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в рамках реализации проекта «Базовая инклюзивная школа региона - основа инклюзивного образовательного пространства Юга России» (приказ ЮФУ № 182 от 1 марта 2017 г.), осуществлен мониторинг потребности потенциальных работодателей в выпускниках данной образовательной программы. Около 91% опрошенных директоров инклюзивных школ Ростовской области (253 образовательных организации) заявили о том, что испытывают дефицит специалистов в области организации инклюзивного обучения и реализации адаптированных образовательных программ, а также выразили готовность принять в качестве работодателей выпускников магистратуры, прошедших обучение по программе «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация». Работодатели заявили о необходимости повышения квалификации сотрудников образовательных организаций и готовности направить своих сотрудников для получения образования по данной магистерской программе в рамках целевого приема.

Магистерская программа «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» имеет трудоемкость 120 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студентов, практики и контроль качества обучения (срок обучения 2 года). Структура образовательной программы подготовки магистров «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» базируется на следующих принципах: модульный принцип построения содержания образования; принцип повышения фактической открытости магистерской программы для внешних абитуриентов; принцип развития исследовательской компоненты в магистерской программе; принцип вариативности, обеспечивающий возможность построения и реализации индивидуальной образовательной траектории на основе широкого выбора дисциплин и модулей, представленных в программе. Траектория практической подготовки магистрантов синхронизируется с образовательными траекториями, которые определяет магистрант в процессе прохождения дисциплин модулей программы. Структура образовательной программы подготовки магистров «Инклюзивное образование» представлена базовым модулем, который является единым для всех программ направления подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование и модулями, отражающими направленность программы. Базовый модуль образовательной программы «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» включает: общеуниверситетскую дисциплину (4 з.е.): «Иностранный язык»; общепедагогический модуль (8з.е.): «Современные проблемы науки и образования»; «Учебная практика: научно-исследовательская работа»; модуль проектной деятельности (5 з.е.): «Проект»; «Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика». Модули, отражающие направленность образовательной программы «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» представляют собой совокупность нескольких взаимосвязанных дисциплин и практик различного вида и типа. По результатам освоения модуля магистрантами сдается комплексный экзамен. Профессиональный модуль 1 (18 з.е.): «Нормативно-правовые основы специального и инклюзивного образования»; «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в образовательных организациях»; «Физиология развития ребенка»; «Учебная практика: научно-исследовательская работа». Профессиональный модуль 2 (42 з.е.): «Основные направления социально-педагогической реабилитации в образовании»; «Социально-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании»; «Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика»; «Проектирование системы тьюторского сопровождения обучающихся»; «Проектирование процесса обучения в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику»; «Проектирование адаптированных образовательных программ»; «Производственная педагогическая практика»; «Производственная практика: научно-исследовательская работа». Модуль университетской академической мобильности (5 з.е.): «Инклюзивный туризм: социализация и реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» или «Педагогическая риторика». Модуль элективных дисциплин (15 з.е.): «Специальное и инклюзивное образование в современном мире» (он-лайн курс, разработанный ЮФУ) или «Development of Spécial and Inclusive Education in Russia and Abroad: Traditions and Modernity (Развитие специального и инклюзивного образования в России и за рубежом: традиции и современность) (он-лайн курс на иностранном языке)»; «Методика планирования воспитательной работы в инклюзивной образовательной организации» или «Методики и технологии организации образовательной деятельности в условиях инклюзии»; «Производственная практика: научно-исследовательская работа». Научно-практический модуль (14 з.е.): «Производственная практика: научно-исследовательская работа»; «Производственная практика: преддипломная практика». Модуль государственной итоговой аттестации (9 з.е.): «Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена»; «Выполнение и защита выпускной квалификационной работы». Модуль факультативных дисциплин (3 з.е.): «Основы вожатской деятельности» или «Адаптационная дисциплина: Социальная коммуникация и технологии интеллектуального труда». В контексте магистерской подготовки по программе целью включенных в учебный план подготовки практик

является контекстуализация компетентностей, полученных обучающимся в реально действующей социальной практике образования. Применение сформированных в ходе теоретической подготовки профессиональных компетенций на практике становится основой для активного участия выпускника в последующем проектировании изменений в работе инклюзивной образовательной организации, ставшей его основным местом работы. Практика магистрантов может быть внешняя и внутренняя. Внешняя практика проводится там, где имеются педагогические коллективы, работающие в инновационном режиме реализации инклюзивного образования. При этом магистранты получат возможность принять участие в разработке проектных материалов. Внутренняя практика проводится по месту работы магистранта и может называться встроенной. Прохождение такого вида практики возможно, если образовательная организация, где работает магистрант, соответствует требованиям инновационности и инклюзивности, а также имеется согласие опытных педагогов стать супервайзерами практик. Так практика магистранта встраивается в его основную профессиональную деятельность. Научно-исследовательская работа магистранта содержательно взаимосвязана со всеми дисциплинами модулей программы. Содержание научно-исследовательской работы является основным при определении задач формирования исследовательских компетенций магистров. Научно-исследовательская работа представляет собой логическое продолжение теоретической подготовки. Она направлена на углубление знаний, полученных обучающимися в результате освоения практико-ориентированной подготовки в модулях образовательной программы. Основной формой организации научно-исследовательской работы магистрантов является научно-исследовательский семинар с привлечением к его работе сотрудников инклюзивных общеобразовательных школ и представителей Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, на котором обсуждаются актуальные кейсы проблем, связанных с реализацией в регионе инклюзивного образования. По результатам работы семинара формируется тематика выпускных квалификационных работ магистрантов. В ходе обучения запланировано выполнение магистрантами командных проектов, тематика которых также согласуется по результатам работы с кейсами заказчика. Такие проекты практико-ориентированы и нацелены на развитие навыков командной работы, планирования и организации проектной работы, составление технических заданий. Научно-образовательный потенциал программы реализуется в формате: подготовки и распространения информационных материалов о содержании и привлекательности программы; взаимодействия с вузами-партнерами; участия в мероприятиях, организуемых Министерством общего и профессионального образования Ростовской области и органами управления образованием муниципалитетов Ростовской области; подготовки и размещения информации о программе на англоязычной версии сайта ЮФУ; подготовки авторских курсов, в том числе и онлайн-курсов, соответствующих современному уровню подготовки педагогических кадров, и учебных пособий, обеспечивающих реализацию данной ООП; использования современных методов и технологий обучения в учебном процессе; выполнения студентами проектов; публикации научных статей с участием студентов в индексируемых журналах; участия преподавателей и студентов в международных научных конференциях; подготовки и проведения научно-образовательных мероприятий всероссийского и международного уровня, в том числе образовательных форумов, молодежных конференций и педагогических школ, посвященных проблемам инклюзивного образования. Содержание данной программы является основой для разработки программы летней школы молодого педагога инклюзивного образования.

Выводы. Залогом высокого качества реализации инклюзивного образования является наличие квалифицированных педагогических кадров с высокой степенью готовности к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют постоянный доступ к системе профессиональной подготовки и педагогической помощи, поддержки в решении поставленных перед ними профессиональных задач на протяжении всей их карьеры. Поэтому подготовка к реализации инклюзии в образовании должна быть включена в качестве одного из основных компонентов системы профессионального образования на всех ее уровнях. Каждый учитель должен быть готов начать свою работу в инклюзивном классе любого состава и организовать эффективную комплексную поддержку учащихся с ограниченными возможностями. В связи с этим следует отметить, что второй уровень высшего образования (магистратура) обладает значительным потенциалом в подготовке педагогических кадров как молодых, так и имеющих опыт педагогической деятельности к реализации инклюзивного образования. Опыт Южного федерального университета по организации магистерской подготовки педагогов по программе «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация» позволил выделить основные характеристики такой подготовки, делающие ее более эффективной. Образовательная программа магистерской подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивных практик характеризуется модульностью построения содержания подготовки, сбалансированностью теоретической и практической подготовки; вариативностью при построении индивидуальных образовательных траекторий; интегративностью в пространство реальной образовательной практики региона; включенностью элементов онлайн-обучения; сетевым взаимодействием и ресурсным обменом, как с работодателями, так и с общественными организациями.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование «от 22 февраля 2018 г. №126. URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г. № 544н. ЦКЬ:профстандартпедагога.рф

3. Ромашевская Е.С. Подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства: аспекты теории и практики: монография. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 144 с.

4. Myers, J and Bagree, S (2011) Making Inclusive Education a Reality, Sightsavers policy paper, www.sightsavers.org/in_depth/policy_and_research/education/16079_Sightsavers%20IE%20Policy%20Paper%2020 11%20-%20FINAL.p

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры лингвистики Дахунова Фатима Каплановна

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (г. Черкесск)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЮМОРА

Аннотация. Статья посвящена особенностям использования английского юмора. Английский юмор очень увлекательный со всеми его причудами и странными правилами. Англичане много используют юмор, но хочется выяснить, как часто и насколько точно они его используют, и в каких ситуациях; сознательно ли англичане используют юмор или это является просто естественной частью их общения.

Ключевые слова: юмор, англичане, общение, жизнь, стилистические приемы, комический эффект, культура.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the use of English humor. English humor is very fascinating with all its quirks and strange rules. The English use a lot of humor, but I want to find out how often and how accurately they use it, and in what situations; whether the British consciously use humor or it is just a natural part of their communication.

Keywords: humor, English, communication, life, stylistic techniques, comic effect, culture.

Введение. Актуальность темы заключается в том, что юмор является очень важной частью английской культуры и английской повседневной жизни и общения. Существуют различные типы юмора. Иностранцу может быть трудно понять английский юмор, но понимание этого является очень важной частью адаптации к английской культуре. Для тех, кто уезжает в Англию, например, на учебу или работу необходимо понимание английской культуры и юмора, а также того, как юмор проявляется в его различных формах в повседневной жизни и общении на английском языке.

Цель статьи, заключается в том, чтобы изучить стилистические приемы, употребляемые англичанами для достижения комического эффекта, анализировать те выразительные средства, которые они используют, понять английскую культуру и общение, а также юмор, используемый в них.

Задачи, исходящие из поставленной цели:

- выявление факторов, затрудняющих перевод, и исследование их влияния на степень его правильности;

- рассмотрение способов создания комического эффекта на примере художественных произведений.

В качестве основного источника использована книга «Смотря английский» Кейт Фокс, английского социального антрополога. Также использованы некоторые другие книги об английской и британской культурах с разных точек зрения и получения дополнительной информации.

Изложение основного материала статьи. Для тех, кто планирует поездку за границу или, возможно, даже планирует переехать туда, чтобы учиться или работать, очень важно понять культуру страны. Каждая культура различна, и могут быть некоторые вещи, которые очень трудно понять постороннему. Есть много таких вещей в английской культуре, и английское чувство юмора является одним из них.

Углубленное изучение современной Британии очень полезно вообще. Оно рассказывает о британской жизни; о правительстве, работе, религии и развлечениях.

Британцев не следует путать с англичанами. Британцы могут быть англичанами, шотландцами, уэльсцами или североирландцами. Не называйте шотландца, валлийца или североирландца англичанином. Они будут обижены. Стереотипный англичанин обычно изображается как вежливый, неэмоциональный, подавленный, тихий, неинтеллектуальный, с чувством юмора и скромный. Он думает, что этот стереотип довольно устарел и правдив в отношении южноанглийского среднего класса. Он продолжает, говорить, что северные англичане имеют тенденцию быть более энергичными и прямыми, в то время как жители Ливерпуля и Ньюкасла почти не считают себя частью Англии. Существуют также значительные культурные различия между севером и югом Англии, причем юг более процветающий, а север беднее [Haigh, 2004: 132].

Люди склонны делать предположения о поведении других на основе понимания мотивов и предположений, которые определяют их собственное поведение. Они известны как культурные стереотипы. Подобно мифам, они часто только частично верны или даже совершенно неверны. Он также считает, что нельзя особо подчеркивать, что мифы и культурные стереотипы являются обобщениями и никогда не соответствуют действительности. Члены разных сообществ придерживаются разных, даже совершенно противоположных стереотипов.

Как сказал Майкл Шарвуд-Смит: быть особенным, иметь отдельную идентичность, значит быть довольно таинственным для посторонних. Некоторые культуры кажутся более загадочными для посторонних, чем другие. Не всегда хорошо вести себя как инсайдер, особенно когда ты знаешь немного. Быть явным аутсайдером может вызвать сочувствие у инсайдеров: они признают вас недостаточным и нуждающимся в помощи. Но, несмотря на риски, связанные с тем, что они кажутся «слишком хорошими» в иностранном языке и культуре, знание о более тонких или менее явно упомянутых аспектах целевой культуры приносит огромные преимущества с точки зрения понимания и ощущения себя как дома в языке [Ronowicz & Yallop, 1999: 46-47].

Посторонние могут считать английский загадочным, поскольку его поведение, особенно юмор, не всегда понимают. Но понимание английского юмора окажется очень полезным. Есть несколько неписаных правил. Эти правила определенно не соблюдаются повсеместно в английском обществе - естественно, есть исключения. Эти неписанные правила являются нормальным и обычным поведением и помогают понять английский юмор [Fox, 2005: 10].

Считается, что юмор характерен для британцев или конкретно для англичан (поскольку существуют также региональные шотландские, ирландские и валлийские чувства юмора). Он включает в себя любовь в «двойном смысле» (слово или фраза, означающие две вещи одновременно, одну «правильную», одну «ненадлежащую» или вульгарную), самокритичность и наслаждение абсурдным и эксцентричным. Большой английский юмор зародился в мюзик-холлах, и сегодня его можно увидеть в выступлениях комиков в рабочих мужских клубах, пантомимах и, прежде всего, на радио и телевидении.

По словам Хейга, британцы любят вести общение легким и юмористическим тоном, даже когда обсуждают серьезные вопросы. Он говорит, что слишком серьезный подход не очень подходит. Согласно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.