Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОВОРКИНГ / ТЕХНОПАРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов А. Р., Карабахцян С. К.

В статье рассматривается влияние кардинальных социально-культурных трансформаций на появление новых образовательных концепций и моделей, детерминирующих развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза. Основное внимание уделено анализу потенциала образовательного технопарка как нового организационно-содержательного механизма подготовки студентов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде. Новизна полученных результатов заключается в обосновании роли Технопарка универсальных педагогических компетенций в развитии социально-профессиональной мобильности студентов на основе решения образовательно-развивающих задач. Прогностический характер полученных результатов проявляется в обосновании перспективных направлений исследования полифункциональности Технопарка универсальных педагогических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOPARK AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-PROFESSIONAL MOBILITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article examines the impact of cardinal socio-cultural transformations on the emergence of new educational concepts and models that determine the development of socio-professional mobility of pedagogical university students. The main attention is paid to the analysis of the potential of an educational technopark as a new organizational and content mechanism for preparing students for professional activity in the digital educational environment. The novelty of the obtained results lies in the substantiation of the role of the Technopark of universal pedagogical competencies in the development of socio-professional mobility of students based on the solution of educational and developmental tasks. The prognostic nature of the obtained results is manifested in the substantiation of the promising areas of research on the multifunctionality of the Technopark of universal pedagogical competencies.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

А.Р. Галустов, С.К. Карабахцян

EDUCATIONAL TECHNOPARK AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-PROFESSIONAL MOBILITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS A.R. Galustov, S.K. Karabakhtsyan

Аннотация. В статье рассматривается влияние кардинальных социально-культурных трансформаций на появление новых образовательных концепций и моделей, детерминирующих развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза. Основное внимание уделено анализу потенциала образовательного технопарка как нового организационно-содержательного механизма подготовки студентов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.

Новизна полученных результатов заключается в обосновании роли Технопарка универсальных педагогических компетенций в развитии социально-профессиональной мобильности студентов на основе решения образовательно-развивающих задач. Прогностический характер полученных результатов проявляется в обосновании перспективных направлений исследования полифункциональности Технопарка универсальных педагогических компетенций.

Abstract. The article examines the impact of cardinal socio-cultural transformations on the emergence of new educational concepts and models that determine the development of socio-professional mobility of pedagogical university students. The main attention is paid to the analysis of the potential of an educational technopark as a new organizational and content mechanism for preparing students for professional activity in the digital educational environment.

The novelty of the obtained results lies in the substantiation of the role of the Technopark of universal pedagogical competencies in the development of socio-professional mobility of students based on the solution of educational and developmental tasks. The prognostic nature of the obtained results is manifested in the substantiation of the promising areas of research on the multifunctionality of the Technopark of universal pedagogical competencies.

Ключевые слова: социально-профессиональная мобильность, образовательный технопарк, образовательный коворкинг, технопарк универсальных педагогических компетенций.

Keywords: social and professional mobility, educational technopark, educational coworking, technopark of universal pedagogical competencies.

Динамичные социокультурные изменения в мире и в России детерминируют появление и активное распространение новых образовательных моделей и концепций, внедрение которых в массовую практику способно

обеспечить опережающую подготовку студентов к профессиональной деятельности в современных условиях. Среди перспективных тенденций развития педагогического образования особое место занимает его цифровизация, предполагающая глубокое научное обоснование, апробацию и внедрение инновационных образовательных технологий подготовки нового поколения педагогов, готовых к активному и осознанному участию в реализации прорывных идей и подходов.

Современные вузы в числе важнейших управленческих решений рассматривают необходимость развития студенческой мобильности, в частности профессиональной как интегрального качества субъекта образования [3].

С нашей точки зрения, целесообразно стимулировать студентов педагогического вуза к развитию социально-профессиональной мобильности, так как профессионально-педагогическая деятельность тесно вплетена в контекст социальной жизнедеятельности региона присутствия. Педагогические вузы и их выпускники выполняют особую социальную миссию сохранения и трансляции традиционных российских ценностей, достижений многонациональной российской культуры.

Мы полностью разделяем позицию В.В. Сдобнякова, отмечающего важную роль тесного сотрудничества региональных педагогических вузов и региональной системы образования в подготовке студентов как будущих высококвалифицированных педагогов, готовых к успешной профессионально-педагогической деятельности в образовательных организациях, непрерывному профессиональному развитию и самосовершенствованию.

Для стимулирования социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза необходимо создание системы научно-методических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие их субъектных качеств, инновационного стиля мышления и поведения, стремления к постоянному профессионально-личностному развитию и совершенствованию [1].

Особую роль в развитии социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза могут выполнить образовательные технопарки.

Проблема технопарков рассматривается, как правило, в контексте социально-экономических аспектов инновационной деятельности, интеграции образования, науки и производства при переходе к экономике знаний [8].

В зарубежных исследованиях проблема технопарков анализируется как структурный элемент университетских комплексов, ориентированных на коммерциализацию результатов научных исследований. Ряд отечественных экспертов, рассматривая технопарки как ведущий элемент национальных инновационных систем в таких странах, как Германия, Китай, США, Франция подчеркивают острую необходимость опережающего развития отечественных технопарков как важнейшего условия инновационно-технологического прорыва в условиях глобальной конкуренции.

Постепенно проблема содержания и технологий деятельности технопарков становится предметом и педагогических исследований. В центр

исследовательского внимания попадают вопросы профессиональной подготовки студентов вуза в условиях технопарка; организационные и содержательно-технологические особенности деятельности детских технопарков, обоснование принципов деятельности образовательного технопарка

Следует согласиться с мнением О.В. Мишутиной, подчеркивающей значимость социальных, психолого-педагогических и личностных аспектов в деятельности технопарков как фактора повышения качества профессионального образования.

Деятельность детских технопарков «Кванториум» вызывает активный исследовательский интерес как специфическая инновационно-образовательная модель персонифицированного дополнительного образования детей преимущественно в естественно-научной и инженерной сферах [2].

Заслуживает внимания акцент исследователей на включенность детских технопарков в социально-культурный контекст, на необходимость целенаправленного развития социальных компетенций, гибких навыков (т. н. softskills) школьников для их активного включения в решение задач социального развития региона [7].

Задачи регионального образовательного технопарка рассматриваются в работе ученых, посвященных научно-теоретическому обоснованию принципов организации его деятельности [5, с. 148].

Особое внимание уделено таким принципам деятельности образовательных технопарков, как:

- гибкость и разнообразия форм и методов государственной поддержки технопарка;

- высокая степень коммерциализации инновационных идей и технологических решений;

- целевая ориентация образовательного технопарка на приоритетные направления регионального развития;

- стимулирования творческой и деловой активности субъектов технопарка;

- разработка и реализация в технопарке современных образовательных программ;

- сетевое взаимодействие с широким кругом образовательных и научных организаций региона.

Следует отметить многофункциональность регионального образовательного технопарка, предполагающего реализацию нескольких стратегий, связанных с развитием кадрового потенциала региональной экономики и социальной сферы; разработкой и реализацией инновационных разработок в соответствии с потребностями региона; опережающей направленностью на профессиональное самоопределение школьников, расширение их представлений о траекториях личностно-профессионального развития в вузах и колледжах региона.

В контексте исследуемой проблемы следует специально подчеркнуть, что успешная деятельность образовательных технопарков предполагает

не только структурные и организационно-управленческие изменения в вузе, но и обоснование и активное внедрение новых форм профессионально-личностных коммуникаций, межличностного и профессионального взаимодействия. Исследователи отмечают, что современный этап развития технопарков заключается в их трансформации в площадки для коммуникаций.

Проведенный нами анализ научной литературы позволил выявить описание такого нового формата профессиональных коммуникаций как образовательный коворкинг [4, с. 142-143].

В понимании образовательного коворкинга выделяют несколько ведущих аспектов:

- особая сюжетно-деятельностная технология;

- способ деятельностного освоения нового содержания;

- фактор опережающего инновационного развития образования;

- соорганизация деятельностной проектно-сетевой кооперации различных субъектов образования;

- интеграция интеллектуальных, нравственно-волевых, антропологических ресурсов [4, с. 146].

Относят к основным особенностям образовательного коворкинга в системе дополнительного профессионального образования:

- открытость пространства;

- сценарный подход к освоению деятельностного содержания обучения;

- вариативность образовательных траекторий и технологий их индивидуального сопровождения

- сетевой характер организации профессиональных проб и стажиро-вочных практик.

Как новую нелинейную форму сопровождения образовательного процесса рассматривают коворкинг [6, с. 49]

Авторы отмечают не только необходимость разработки нового научно-методического обеспечения инновационных образовательных модулей, но и необходимость развития новых профессионально-педагогических компетенций, готовности к сопровождению индивидуальных запросов обучающихся, гибкости в использовании средств горизонтального профессионально-педагогического взаимодействия на основе принципов равенства, сотрудничества и командной работы.

Проведённый нами анализ научной литературы позволяет нам рассмотреть образовательный технопарк как комплекс организационно-управленческих и педагогических структур, ориентированных на создание оптимальных условий для развития социально-профессиональной мобильности будущих педагогов, их готовности к успешной педагогической деятельности в высокотехнологичной цифровой образовательной среде.

Центральным структурным элементом образовательного технопарка педагогического вуза может выступить Технопарк универсальных педагогических

компетенций «Учитель будущего поколения России». Полифункциональность Технопарка универсальных педагогических компетенций может стать предметом специальных педагогических исследований.

В контексте развития социально-профессиональной мобильности будущих педагогов можно выделить следующие основные задачи Технопарка универсальных педагогических компетенций:

- усиление прикладного, практико-ориентированного характера образовательного процесса в вузе как фактора мотивации студентов к осознанному овладению и развитию цифровых педагогических компетенций;

- апробация цифровых технологий педагогического образования;

- реализация индивидуальных образовательных стратегий студентов на основе ресурсов образовательного технопарка;

- генерация новых идей развития регионального образовательного комплекса;

- организация межфакультетского взаимодействия в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов;

- активное включение студентов в междисциплинарные исследования образовательных проблем, включая цифровую дидактику;

- организация открытого коммуникативного пространства свободного обсуждения образовательных проблем с участием вузовского и педагогического сообщества региона;

- апробация новых форм социального партнерства и сетевого взаимодействия вуза и региональных образовательных организаций;

- мотивация выпускников вуза к профессионально-педагогической деятельности, реализации прорывных педагогических идей на основе новейших технологических решений в образовательных организациях региона;

- укрепление деловой репутации вуза как научно-инновационно-образовательного центра региона.

Направления дальнейших исследований потенциала образовательного технопарка в развитии социально-профессиональной мобильности студентов включают:

- научное обоснование структуры и функций образовательного технопарка вуза как инновационной пространственно-образовательной среды профессионально-личностного развития студентов;

- научно-методическое сопровождение интеграции Технопарка универсальных педагогических компетенций и других структурных подразделений вуза в развитии социально-профессиональной мобильности студентов;

- разработку дополнительных образовательных программ по опережающей подготовке профессорско-преподавательского состава вуза к эффективному использованию ресурсов Технопарка универсальных педагогических компетенций в проектировании вариативных образовательно-карьерных траекторий студентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галустов, А. Р. Педагогические условия развития социально-профессиональной мобильности обучающихся при переходе к цифровой экономике / А. Р. Галустов, С. К. Карабахцян. - Текст : непосредственный // Вестник СКФУ. -2021. - № 3 (84). - С. 191-196.

2. Григорьев, Д. В. Детские технопарки: старт нового образовательного формата / Д. В. Григорьев. - Текст : непосредственный // Народное образование. -2016. - № 7-8. - С. 57-64.

3. Емельянова, И. Н. Мобильность студентов российских вузов как явление и управленческая проблема / И. Н. Емельянова, О. А. Теплякова, Д. О. Тепляков. -Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. -2020. - Т. 24. - № 2. - С. 131-144.

4. Игнатьева, Г. А. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова, А. С. Мольков. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2016. - № 5 (134). - С. 139-157.

5. Критерии сформированности образовательного технопарка и основные принципы организации его деятельности / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова [и др.]. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10. - С. 147-151.

6. Лужецкая, И. Г. Образовательный коворкинг в контексте сетевых организационных решений и управления процессами развития образовательной сети / И. Г. Лужецкая, Г. О. Матина, Л. Н. Олефир. - Текст : непосредственный // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2019. - № 1 (43). - С. 47-52.

7. Луференко, У. С. Становление и развитие образовательных технопарков / У. С. Луференко, Т. А. Ромм. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - № 4. - С. 128-137.

8. Лытаева Н. Н. Факторы успехов российских технопарков: экономическая модель / Н. Н. Лытаева, В. С. Липатников. - Текст : непосредственный // Инновации. -2018. - № 4 (234). - С. 85-95.

9. Мишутина, О. В. Особенности профессиональной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка / О. В. Мишутина. -Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 212-223.

10. Технопарки России: проблемы и пути их решения / М. А. Романович, П. И. Оспищев, Л. Г. Романович, И. А. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Наука Красноярья. - 2020. - Т. 9. - № 2. - С. 206-223.

11. Сдобняков, В. В. Педагогический университет - драйвер развития кадрового потенциала системы образования региона / В. В. Сдобняков. - Текст : непосредственный // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 12. - С. 97-102.

12. Farhan J., Kamariah I., Nasir M. A Review of Commercialization Tools: University Incubators and Technology Parks // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2015. - № 5. - С. 223-228.

13. Spinuzzi С. Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity // Journal of Business and Technical Communication. 2012. № 26 (4). P. 399-441.

REFERENCES

1. Galustov A.R., Karabahcyan S.K. Pedagogicheskie usloviya razvitiya social'no-professional'noy mobil'nosti obuchayushchikhsya pri perekhode k tsifrovoy ekonomike [Pedagogical conditions for the development of socio-professional mobility of students in the transition to a digital economy].Vestnik SKFU = Bulletin of North-Caucasus Federal University, 2021, No. 3 (84), pp. 191-196. (In Russian).

2. Grigoriev D.V. Detskie tekhnoparki: start novogo obrazovatel'nogo formata [Technoparks for children: launch of a new educational format]. Narodnoe obrazovanie = Public Education. 2016, No. 7-8, pp. 57-64. (In Russian).

3. Emelyanova I.N., Teplyakova O.A., Teplyakov D.O. Mobilnost studentov rossiyskikh vuzov kak yavlenie i upravlencheskaya problema [Mobility of Russian university students as a phenomenon and a management problem]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2020, vol. 24, No. 2, pp.131-144. (In Russian).

4. Ignatieva G.A., Tulupova O.V., Molkov A.S. Obrazovatelnyy kovorking kak novyy format organizatsii obrazovatel'nogo prostranstva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Educational coworking as a new format for organizing the educational space of continuing professional education]. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2016, No. 5 (134), pp. 139-157. (In Russian).

5. Ilyasov D.F., Kespikov V.N., Solodkova M.I., Zueva F.A., Ilina A.V., Kislyakov A.V. Kriterii sformirovannosti obrazovatelnogo tekhnoparka i osnovnye principy organizacii ego deyatelnosti [Criteria for the formation of an educational technopark and the basic principles for organizing its activities]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2016, No. 10, pp. 147-151. (In Russian).

6. Luzheckaya I.G., Matina G.O., Olefir L.N. Obrazovatel'nyy kovorking v kontekste setevykh organizacionnykh resheniy i upravleniya protsessami razvitiya obrazovatel'noy seti [Educational coworking in the context of network organizational solutions and management of educational network development processes]. Akademicheskiy vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoy akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Academic Bulletin. Bulletin of St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, 2019, No. 1 (43), pp. 47-52. (In Russian).

7. Luferenko U.S., Romm T.A. Stanovlenie i razvitie obrazovatelnykh tekhnoparkov [Formation and development of educational technoparks]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2021, No. 4, pp. 128-137. (In Russian).

8. Lytaeva N.N., Lipatnikov V.S. Faktory uspekhov Rossiyskikh tekhnoparkov: ekonomicheskaya model [Success factors of Russian technoparks: an economic model]. Innovacii = Innovations, 2018, No. 4 (234), pp. 85-95. (In Russian).

9. Mishutina O.V. Osobennosti professional'noy podgotovki studentov vuza k professional'noy deyatel'nosti v usloviyakh tekhnoparka [Features of professional training of university students for professional activities in a technopark]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. Volga Region. Humanities, 2013, No. 3 (27), pp. 212-223. (In Russian).

10. Romanovich M.A., Ospishchev P.I., Romanovich L.G., Kuznetsova I.A. Tekhnoparki Rossii: problem i puti ikh resheniya [Technoparks of Russia: problems and solutions]. Nauka Krasnoyar'ya = Krasnoyarsk Science, 2020, vol. 9, No. 2. pp. 206-223. (In Russian).

11. Sdobnyakov V.V. Pedagogicheskiy universitet - drayver razvitiya kadrovogo potentsiala sistemy obrazovaniya regiona [Pedagogical university as a driver for the development of personnel potential in the education system of the region]. Gumanitarnyy nauchnyy vestnik = Humanitarian Scientific Bulletin, 2021, No. 12, pp. 97-102. (In Russian).

12. Farhan J., Kamariah I., Nasir M. A Review of Commercialization Tools: University Incubators and Technology Parks. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, No. 5, pp. 223-228.

13. Spinuzzi C. Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity. Journal of Business and Technical Communication, 2012, No. 26 (4), pp. 399-441.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Галустов, А. Р. Образовательный технопарк как фактор развития социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза / А. Р. Галустов, С. К. Карабахцян. - Текст : непосредственный / / Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1. - С. 40-47.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Galustov A. R., Karabakhtsyan S. K. Educational Technopark as a Factor in the Development of Socio-Professional Mobility of Pedagogical University Students / A. R. Galustov, S. K. Karabakhtsyan // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 1, pp. 40-47. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.