УДК 377.8+379.8.092 DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49V53-58
Поступила в редакцию / Received 03.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 18.10.2021 Принята к публикации / Accepted 15.11.2021
оригинальная статья
Достижение личностных результатов студентами педагогического колледжа в результате сотрудничества
с детским технопарком «Кванториум»
Педкау Элина Андреевна ® © , Хрусталёв Роман Валерьевич О
:ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. К. Маркса, 259 2Детский технопарк «Кванториум-Тамбов» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Державинская, 10
и el.pedkau@vandex.ru
Аннотация. Исследуется связь личностных результатов студентов педагогического колледжа с универсальными компетенциями, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Сделан вывод о том, что первые являются составляющей частью вторых. Раскрывается смысл воспитательной работы, которая должна быть направлена на формирование и развитие интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности студента, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие нравственные качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией. Обоснована необходимость применения особого подхода к использованию новых форм организации воспитательной работы, а также к поиску новых социальных партнеров. Описывается опыт сотрудничества ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» с организацией дополнительного образования детского технопарка «Квантори-ум». Осуществляется анализ применения инновационных способов организации досуга студентов педагогического колледжа через проведение тренингов личностного роста, мастер-классов, проектов, встреч с интересными людьми, конкурсов, которые позволяют обучающимся эффективно достигать личностные результаты за пределами колледжа с использованием новых площадок и через привлечение других специалистов.
Ключевые слова: досуговая деятельность; личностные результаты; студенты педагогического
колледжа; технопарк
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Педкау ЭА., Хрусталёв Р.В. Достижение личностных результатов студентами педагогического колледжа в результате сотрудничества с детским технопарком «Кванториум» // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). С. 53-58. DOI 10.20310/1810-231Х-2021-20-3(49)-53-58
© Педкау Э.А., Хрусталёв Р.В., 2021
original article
Personal results achievement by students of Pedagogical College as a result of cooperation with Hi-Tech Park for Children "Quantorium"
Elina A. Pedkau1 ® , Roman V. Khrustalev2
:Tambov Pedagogical College 259 IK. Marksa St., Tambov 392000, Russian Federation 2Hi-Tech Park for Children "Quantorium-Tambov" 10 Derzhavinskaya St., Tambov 392000, Russian Federation
® el.pedkau@yandex.ru
Abstract. We consider the connection of the personal results of pedagogical college students with the universal competencies provided by the Federal State Educational Standard. The personal results are an integral part of the universal competencies. Educational work should be aimed at the formation and development of the intellectual, cultural, creative, moral personality of a student, a future specialist combining professional knowledge and skills, high moral qualities, possessing a legal and communicative culture, an active civic position. A special approach to the use of new forms of organization of educational work, as well as to the search for new social partners is necessary. The experience of cooperation of the Tambov Pedagogical College with the organization of additional education Hi-Tech Park for Children "Quantorium" is described. We analyze the application of innovative ways of organizing leisure time for pedagogical college students through personal growth trainings, master classes, projects, and meetings with interesting people, competitions that allow students to effectively achieve personal results outside of college, using new platforms and through the involvement of other specialists.
Keywords: leisure activities; personal results; pedagogical college students; hi-tech park
There is no conflict of interests
For citation: Pedkau E.A., Khrustalev R.V. Dostizhenie lichnostnykh rezul'tatov studentami peda-gogicheskogo kolledzha v rezul'tate sotrudnichestva s detskim tekhnoparkom «Kvantorium» [Personal results achievement by students of Pedagogical College as a result of cooperation with HiTech Park for Children "Quantorium"]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 3 (49), pp. 53-58. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-53-58 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Принятые «Профстандарт педагога» и «Концепция модернизации педагогического образования» задают направления изменений, предопределенных принятием Федеральным государственным образовательным стандартом всех ступеней образования [1, с. 34]. Важным направлением изменений педагогического образования являются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обу-
чающихся»1. Теперь все образовательные программы среднего профессионального образования с 1 сентября 2021 г. должны включать в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Результатом реализации такой программы должно стать достижение студентами личностных результатов (далее - ЛР). Таким образом, появляется необходимость для реализуемых основных образовательных программ
1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от
31.07.2020 г. № 304-Ф3. URL: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId= 1 &documentId=367326 (дата обращения: 02.06.2021).
выстраивать единую систему требований к деятельности студентов по уровням сформированное™ общих, профессиональных и личностных результатов ФГОС СПО. Личностные результаты по значимости становятся равными универсальным и профессиональным, но они имеют и свои особенности.
Под универсальными (общими) компетенциями принято понимать «способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющихся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих» [2, с. 26]. Личностные результаты призваны определять степень сформиро-ванности ценностных представлений, например, приверженности принципам честности, порядочности, открытости (ЛР 2) или осознание ценности собственного труда (ЛР 4). Если выстраивать иерархию, то можно предположить, что личностные - это начальные результаты, которые определяют качество получаемых в будущем универсальных и профессиональных компетенций. Лишь при целостном подходе к формированию всех трех составляющих возможно подготовить не только первоклассного специалиста, но и способствовать его становлению как высоконравственной личности.
Несомненно, формирование личностных результатов у студентов должно осуществляться как во время образовательного процесса, так и в результате реализации программы воспитания [3]. Кроме этого, необходимо максимально использовать и возможности досуговой деятельности студентов. В связи с этим возрастает необходимость поиска эффективных методов и приемов организации данной внеучебной деятельности для обучающихся колледжа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В наше время досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека; «выступает социокультурным резонатором изменений общей социальной системы и всех подсистем общества и является определенным отражением возможностей его
развития, выявлением его жизнедеятельности» [4, с. 26].
Важно осознавать, что формирование личностных результатов задействует духовную сторону жизни студента, а это значит, что и методы, и средства должны подбираться такие, которые заставят его эмоционально вовлекаться в процесс и позволят эмоциям способствовать формированию положительных личностных ценностей. Следует отметить, что существует прямая связь между духовным богатством человека и содержанием его досуга, которая способствует «превращению будущего педагога в разработчика и автора инновационных методов и приемов обучения, развития и технологичности образования» [5, с. 224].
Важным направлением изменений педагогического образования является его «направленность на корректировку традиционных методов, средств и технологий организации личностно-профессионального становления будущего учителя, а также на создание инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса» [6, с. 55]. Например, проведение часов общения в виде этических бесед устаревает, молодежи неинтересно слушать лекционный материал по той или иной теме, их больше привлекает возможность что-то делать и проявлять себя. Из этого следует, что необходимо искать новые способы и формы организации такой образовательно-развивающей среды, в которой достижение личностных результатов студентов педагогического колледжа будет наиболее эффективным. По мнению Б.Г. Ананьева, «досуг должен быть ориентирован на поиск наиболее развивающих форм деятельности» [цит. по: 7, с. 38]. Такими формами, а также современными средствами, способствующими личностному и профессиональному становлению обучающихся, обладает детский технопарк «Кванто-риум». Это обусловлено тем, что у организаций дополнительного образования есть множество возможностей для организации проектной деятельности - инновационные лаборатории и мастерские, оборудование, кадры, время. Подобная современная образовательная среда подразумевает создание условий для формирования у ее участников технологической грамотности, критического и креа-
тивного мышления, универсальных компетенций, обеспечивает вариативность их совместной деятельности.
Именно поэтому было организовано сотрудничество ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» и детского технопарка «Кванториум». Наставники технопарка предложили систему мероприятий, в результате которых у студентов активно формируются личностные результаты, такие как:
- ЛР 13. Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой;
- ЛР 14. Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
- ЛР 15. Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт;
- ЛР 16. Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Работа со студентами осуществляется с применением современных методов обучения:
- деловое моделирование;
- наставничество;
- кейс-метод;
- проблемные ситуации.
В процессе сотрудничества были организованы тренинги:
- «Навыки эффективной коммуникации»;
- «Лидерство»;
- «Особенности проектной деятельности».
Студентам предлагалось моделировать
различные рабочие ситуации и с помощью ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач) просчитывать различные
варианты развития событий и отрабатывать возможную реакцию на них. Моделирование реальных жизненных ситуаций дало им возможность задуматься о вопросах нравственного выбора в личностно-профессио-нальной деятельности, дало почву для размышлений и споров.
В рамках этих занятий студенты освоили способы организации групповой работы, научились работать со СМАРТ-целями. Большой блок занятий был посвящен изучению инновационных аспектов организации социальной проектной деятельности. Важно, что в работе над проектами участники рабочих групп постоянно менялись ролями, что влияло на формирование таких личностных результатов, как готовность к профессиональной коммуникации и способность вести диалог с разными людьми, находясь в разных ролевых ситуациях (ЛР 16). Важность командной работы заключается также и в развитии стратегического мышления студентов колледжа, которое способствует повышению эффективности результата. Также активно использовался прием мозгового штурма для генерирования творческих идей.
На мастер-классах студенты узнали, как создаются чат-боты в социальных сетях и мобильных приложениях, что позволило им создавать проекты будущего взаимодействия классного руководителя с классным коллективом и родителями. Это позволило формировать такой аспект личностного результата, как демонстрация готовности к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой (ЛР 13). Мы понимаем, что в ситуации пандемии это умение является приоритетным.
Помимо специально-организованных мероприятий, студенты колледжа посещали фотошколу, существующую в технопарке; подали заявки на участие в региональном конкурсе Хакатон.
Выделим принципы, на которых основывается сотрудничество колледжа и технопарка:
- нерегламентированность времени -если досуг будет организовывать строго по часам, то студенты не будут видеть разницу между учебной деятельностью и досугом;
- добровольность - студенты должны понимать, что сами планируют и используют
свое свободное время: это будет способствовать их осознанности в действиях и мотивации;
- многообразие направлений - необходимо максимально использовать запросы студентов, учитывать их интересы;
- доступность - возможность присоединяться к той или иной деятельности, независимо от времени ее начала.
Для верного оценивания индивидуальных достижений личностных результатов студента разработана наиболее прагматичная и персонализированная форма - портфолио. По результатам совместной работы проводятся ежемесячные круглые столы, на которых проходит обмен мнениями и предложениями, что позволяет студентам чувствовать себя полноценными участниками и творцами собственного досуга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование личностных результатов являются наиболее важным этапом подготовки студентов педагогического
колледжа. Как показал их детальный анализ, личностные результаты более подробно раскрывают понятие общих или универсальных компетенций. Оценивать результативность сформированности личностных результатов рекомендуется и через наблюдение за деятельностью студентов, причем не одним специалистом, а с привлечением психолога.
В результате взаимодействия ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» и Детского технопарка «Кванториум» получилось создать образовательно-развивающую среду, которая с помощью определенных методов и средств способна не только формировать универсальные, базовые компетенции студентов, но и способствовать достижению ими необходимых личностных результатов. Таким образом, мы не просто подготавливаем уникальные педагогические кадры, но и увеличиваем возможность ввода инновационных технологических решений, управления масштабными педагогическими проектами в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. 2016. № 4. С. 34-37.
2. Пузанков Д.В. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза // Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. С. 25-28.
3. Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Механизмы формирования системы профессионального роста педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 10 (162). С. 6-13. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-6-13.
4. Цимбалюк Н.М. Организация и методика культурно-досуговой деятельности. Киев: ДАКККМ, 2000. 145 с.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 221 с.
6. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. 140 с.
7. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. М.: Издат. центр «Академия», 2011. 192 с.
REFERENCES
1. Kudryavtseva N.G. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod kak mekhanizm realizatsii FGOS novogo pokole-niya [System-activity approach as a mechanism for implementing a new generation of FSES]. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly — Directory of Deputy Director at School, 2016, no. 4, pp. 34-37. (In Russian).
2. Puzankov D.V. Problemy otsenivaniya rezul'tatov obucheniya pri kompetentnostnom zadanii trebovaniy k vypuskniku vuza [Problems of evaluating learning outcomes in the competence task of requirements for a university graduate]. Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya, metodika, praktika [Qualimetry in Education: Methodology, Methodology, Practice]. Moscow, Publ. of Research Center for Quality Issues of Training Specialists, 2006, pp. 25-28. (In Russian).
3. Makarova L.N., Gushchina T.I. Mekhanizmy formirovaniya sistemy professional'nogo rosta pedagoga [Mechanisms of teacher professional advancement system formation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 6-13. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-6-13.
4. Tsimbalyuk N.M. Organizatsiya i metodika kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Organization and Methodology of Cultural and Leisure Activities]. Kiev, DAKKKiM Publ., 2000, 145 p. (In Russian).
5. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: Innovative Activity]. Moscow, Magistr, 1997, 221 p. (In Russian).
6. Mezentseva O.I. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii [Modern Pedagogical Technologies]. Novosibirsk, Nemo Press, 2018, 140 p. (In Russian).
7. Asanova I.M. Organizatsiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Organization of Cultural and Leisure Activities]. Moscow, Akademiya Publ. Center, 2011, 192 p. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Педкау Элина Андреевна - преподаватель, заведующая лабораторией интерактивных технологий. Педагогический колледж г. Тамбова, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: el.pedkau@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3333-2074 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы, написание текста.
Хрусталёв Роман Валерьевич - руководитель. Детский технопарк «Кванториум-Тамбов», г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: r.v.khrustalev@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9145-6529 Вклад в статью: обобщение и систематизация опыта, написание части текста.
Elina A. Pedkau - Lecturer, Head of Interactive Technologies Libratory. Tambov Pedagogical College, Tambov, Russian Federation. E-mail: el.pedkau@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3333-2074 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.
Roman V. Khrustalev - Director. Hi-Tech Park for Children "Quantorium-Tambov", Tambov, Russian Federation. E-mail: r.v.khrustalev@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9145-6529 Contribution: experience analysis and evaluation, article writing.