УДК 377.131
DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-85-89
Поступила в редакцию / Received 15.07.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 24.08.2021 Принята к публикации / Accepted 13.09.2021
оригинальная статья
Особенности подготовки студентов педагогического колледжа к использованию инновационных технологий
Горбунова Мария Сергеевна
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, 259 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0871-2857. e-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются формы и способы подготовки студентов педагогического колледжа к реализации инновационной деятельности в школе. Анализируются ценности инновационной деятельности, которые необходимы для профессиональной деятельности будущего педагога. Обосновано, что наиболее эффективными для обучения студентов являются следующие инновационные технологии обучения: контекстное; проблемное; модульное обучение; технология полного усвоения знаний. Специфика использования инновационных технологий в образовательной среде колледжа заключается в наличии тенденции к перестройке, обновлению под требуемые стандарты; новом видении традиционного материала и современных способах обучения ему студентов; использованию активных методов для формирования универсальных и профессиональных компетенций; современности информационно-коммуникационных технологий, задействованных в образовательном процессе. Раскрыты формы и способы обучения, способствующие формированию у студентов инициативности, умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, способности быстро реагировать на происходящие изменения, проявлять гибкие навыки, уметь работать в коллективе: фишбоун, решение практических задач, дидактические игры, создание интерактивных презентаций, конкурсы синквейна и сочинений, экспресс-исследование, разработка и проведение фрагментов урока, поиск оригинальных и нестандартных методов и приемов для организации занятий и др.
Ключевые слова: колледж; студент; инновационные технологии; подготовка; образовательная среда
Для цитирования: Горбунова М.С. Особенности подготовки студентов педагогического колледжа к использованию инновационных технологий // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 2 (48). C. 85-89. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-85-89
original article
Features of pedagogical college students' training in using innovative technologies
Mariia S. Gorbunova
Tambov Pedagogical College 259 Karla Marksa St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6306-5544, e-mail: [email protected]
Abstract. The forms and methods of pedagogical college students' training for innovative activities implementation at school are considered. We analyze the values of innovative activity that are necessary for the professional activitv of a future teacher. It is proved that the following innovative learning tech-
© Горбунова М.С., 2021
nologies are the most effective for teaching students: contextual; problem-based; modular learning; technology of full assimilation of knowledge. The specifics of the use of innovative technologies in the educational environment of the college is the presence of a tendency to rebuild, update to the required standards; a new vision of traditional material and modern ways of teaching it to students; the use of active methods for the formation of universal and professional competencies; the modernity of information and communication technologies involved in the educational process. The forms and methods of teaching that contribute to the formation of students initiative, the ability to set and deal with the challenges for solving emerging problems in professional activity, the ability to quickly respond to changes, show flexible skills, be able to work in a team: fishbone, solving practical problems, didactic games, creating interactive presentations, cinquain and essay contests, express research, developing and conducting lesson fragments, searching for original and non-standard methods and techniques for organizing classes, etc.
Keywords: college; student; innovative technologies; training; educational environment
For citation: Gorbunova M.S. Osobennosti podgotovki studentov pedagogicheskogo kolledzha k ispol'zovaniyu innovatsionnykh tekhnologiy [Features of pedagogical college students' training in using innovative technologies]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 2 (48), pp. 85-89. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-85-89 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Среднее профессиональное образование, также как и другие сферы системы образования, претерпевают существенные изменения. В новом ФГОС СПО прописываются общие компетенции, которыми должны обладать студенты колледжа. Их формирование подразумевает развитие у обучающихся инициативности, умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности способности, быстро реагировать на происходящие изменения, проявлять гибкие навыки, уметь работать в коллективе, изучать новые образовательные технологии.
Инновационная образовательная и воспитательная система колледжа имеет сложную структуру. Ее компонентами являются цели, выраженные в теоретической модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Меняются поколения, а значит, нужно постоянно искать новые способы и возможности для создания таких условий, при реализации которых будут эффективно решать-
ся эти задачи, способствуя подготовке будущих педагогов к работе в современной школе. Для этого необходимо понимать и уметь использовать инновационные изменения в образовании. Но не любой новый прием можно назвать инновацией, а лишь тот, который ведет к положительным результатам. Ценность инновационной деятельности для личности связана еще с возможностью самовыражения, использования своего умственного и творческого потенциала. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед человеком как перспектива возможности их решения самостоятельно. Таким образом, применяя инновационные образовательные технологии в своей деятельности, каждый педагог делает ее более полной, интересной и насыщенной.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Специфика использования инновационных технологий в образовательной среде колледжа заключается в следующем [1; 2]:
- тенденция к перестройке, обновлению под требуемые стандарты;
- новое видение традиционного материала и современные способы обучения ему студентов;
- использование активных методов формирования компетенций;
- современность информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе.
Gorbunova M.S. Features of pedagogical college students' training
Наиболее эффективными являются следующие инновационные технологии обучения: контекстное; проблемное; модульное обучение; полное усвоение знаний. А.А. Вербицкий считал, что контекстное обучение -это концептуальная основа для интеграции различных видов деятельности студентов (учебной, научной, практической) [3, с. 132]. Имитационная технология обучения включает в себя имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение процессов, которые происходят в реальной системе. Данный вид инновационных технологий позволяет отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа и педагога Дж. Дьюи. При данном виде обучения преподаватель создает проблемную ситуацию, а студенты самостоятельно пытаются найти пути ее разрешения. Данная технология способствует творческому овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитию мыслительных способностей обучающихся [4, с. 67].
При модульном обучении студенты учатся работать с учебной программой, составленной из модулей, сопровождающихся обязательными блоками упражнений и контролем по каждому фрагменту. Ключевой момент — организация учебного материала в наиболее сжатом и понятном для студента виде.
Американские психологи Б.С. Блум и Дж. Кэрролл были основоположниками технологии полного усвоения знаний. Эта технология заключается в постоянном фиксировании результатов обучения, где условия обучения меняются, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата. Это способствует формированию у студентов способности к самооценке и саморегуляции.
В тех реалиях, в которых сейчас вынуждена существовать система образования, невозможно обойтись без дистанционного обучения. Это, в свою очередь, приводит к тому, что появляется необходимость создания условий для применения всех вышеперечисленных технологий через внедрение цифровых технологий [5, с. 31]. А это значит, что в учебный процесс включаются элект-
ронные цифровые ресурсы в виде интерактивных тренажеров и обучающих систем. Это способствует формированию цифровой грамотности и ИКТ-компетентности студентов. Однако не следует чрезмерно использовать данный вид обучения, поскольку онлайн-формат, как и любая форма организации образовательного процесса, имеет как достоинства, так и определенные ограничения [6; 7].
Рассмотрим подробнее технологии, которые будут способствовать формированию готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению инновационной деятельности в школе.
1. Конспект «фишбоун»1 - рыбная косточка - один из лучших способов развития критического мышления у студентов. Алгоритм действий при работе с этой стратегией достаточно прост. Как известно, любая проблема начинается с головы, поэтому рисуем скелет рыбы, и помещаем нашу проблему в голову. На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы - вывод. Ключевой элемент этой стратегии - четкость, сжатость и заостренность фрагмента учебного материала под заполнение скелета. Важно подвести итог того или иного занятия, поэтому в конце занятий следует предлагать студентам обобщить полученную информацию в форме тезисов, синквейнов или эссе.
Такая деятельность полезна: она развивает логическое и образное мышление, умение выделять главную мысль, в краткий временной промежуток творчески перерабатывать большой объем информации, поэтому тезисы, синквейн, эссе - технологии, направленные на рефлексию, самооценку и эмоциональную реакцию, а не на контроль [8, с. 18].
2. Решение педагогических задач. Студенты, которые проходят практику в разных школах, получают задание - наблюдая и анализируя класс, самостоятельно находить и формулировать педагогические задачи, которые позже будут вынесены на обсуждение во время занятий с уже продуманными вариантами решения. Когда несколько студентов на
1 Педагогика - методики и технологии обучения. URL: https://paidagogos.com/ (дата обращения: 18.05.2021).
карточках получают роли (непослушный ученик, учитель, который повел себя непрофессионально с описанием конкретной ситуации), они тут же должны обыграть данную ситуацию перед группой, которая, в свою очередь, должна:
- выделить проблему;
- определить ее возможные причины;
- сформулировать педагогическую задачу;
- выбрать способы решения данной задачи;
- аргументировать собственную позицию в выборе способов решения.
3. Проблемное обучение. Студенты разбиваются по парам и получают какое-либо проблемное высказывание. Им необходимо сориентироваться, составить и выразить свое мнение устно. Оценивается соответствие содержания выступления тематике, смысловое единство и логика выступления, грамотность и четкость речи, информационная полнота выступления, аргументированное изложение собственной позиции, разнообразие средств презентации (цитирование, стихотворная форма и т. д., вид презентации), оригинальность.
4. Существует множество дидактических игр, которые можно и нужно использовать на уроках. Студенты должны владеть этим умением. Например, «Перепутаница», «Смена сюжета», «Любимая игрушка в сказке». Дается задание: студенты выбирают сказку, изменяют ее и проводят фрагмент работы с этим произведением в своей группе. Происходит анализ, оценка и выявление ошибок, предложения.
5. Конкурсы сочинения, синквейна, диаманты [9, с. 73].
6. В требованиях Worldskills студенты должны уметь создавать интерактивные презентации (это и презентация по произведению, ориентированная на ученика, и презентация по лекции, и результат групповой работы по созданию проектов). Студенты учатся активно
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
7. Кейс-технологии - один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.
8. Работа с ИКТ (проведение экскурсий, создание виртуальных экскурсий).
9. Разработка и проведение фрагментов урока, поиск оригинальных и нестандартных методов и приемов для организации уроков.
10. Теоретическое экспресс-исследование - проводится оперативное исследование по предложенной педагогом теме.
Таким образом, применение инновационных технологий в образовательном процессе способствует формированию следующих профессионально-личностных особенностей студентов:
- активной и инициативной социальной позиции;
- готовности к сотрудничеству, работе в одной команде;
- способности к принятию непосредственных решений;
- гибкости при решении определенных ситуаций;
- способности к формированию адекватной самооценки и социальному взрослению студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует подчеркнуть, что использование инновационных технологий способствует переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курило Ю.А., Федулова С.В. Применение инновационных технологий для формирования ИКТ-компетенции у студентов в Педагогическом вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 5-1. С. 24-38.
2. Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2913 (дата обращения: 02.05.2021).
Gorbunova M.S. Features of pedagogical college students' training ...
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Изд-во «Совершенство», 1997. 208 с.
5. Демцура С.С., Якупов В.Р. Информационные технологии в образовании (на примере применения дистанционных образовательных технологий в Российских вузах) // Наукосфера. 2020. № 7. С. 31-36.
6. Старцев М.В. Дистанционное образование: а где преимущества? // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). С. 99-106. DOI: 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106.
7. Бескровная О.В., Королева А.В. Классические подходы к проблеме педагогического мастерства в современной интерпретации // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. С. 29-33.
8. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2006. № 10. С. 18-19.
9. Кавера В.А. Современные педагогические технологии // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. 2013. Т. 195. С. 159-170.
REFERENCES
1. Kurilo Yu.A., Fedulova S.V. Primenenie innovatsionnykh tekhnologiy dlya formirovaniya IKT-kompetentsii u studentov v Pedagogicheskom vuze [Application of innovative technologies for the formation of ICT-competence of students in a pedagogical university]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki - Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2019, no. 5-1, pp. 24-38. (In Russian).
2. Sokolova S.A. Ispol'zovanie innovatsionnykh tekhnologiy pri podgotovke studentov [Use of Innovative Technologies in Students Training]. (In Russian). Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2913 (accessed: 02.05.2021).
3. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active Learning in Higher Education: Contextual Approach]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991, 207 p. (In Russian).
4. Dyui D. Psikhologiya i pedagogika myshleniya [Psychology and Pedagogy of Thinking]. Moscow, "Sovershenstvo" Publ., 1997, 208 p. (In Russian).
5. Demtsura S.S., Yakupov V.R. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii (na primere primeneniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v Rossiyskikh vuzakh) [Information technologies in education (on the example of the use of remote educational technologies in Russian universities)]. Naukosfera, 2020, no. 7, pp. 31-36. (In Russian).
6. Starcev M.V. Distantsionnoe obrazovanie: a gde preimushhestva? [Distance education: where are the advantages?]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 2 (44), pp. 99-106. (In Russian). DOI: 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106.
7. Beskrovnaya O.V., Koroleva A.V. Klassicheskie podkhody k probleme pedagogicheskogo masterstva v sovremennoy interpretatsii [Classical approaches to the problem of pedagogical skill in a modern interpretation]. Prepodavatel' vysshey shkoly: traditsii, problemy, perspektivy [Teacher in Higher Education: Traditions, Issues, Prospects]. Tambov, "Derzhavinskiy" Publ. House, 2019, pp. 29-33. (In Russian).
8. Adolf V.A., Ilina N.F. Podgotovka pedagoga k innovatsionnoy deyatel'nosti v protsesse professional'nogo stanovleniya [Preparation of a lecturer for innovative activity in the process of professional formation]. Alma Mater. Vestnik vysshey shkoly, 2006, no. 10, pp. 18-19. (In Russian).
9. Kavera V.A. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii [Modern pedagogical technologies]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva - Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Art. 2013, vol. 195, pp. 159-170. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Горбунова Мария Сергеевна - преподаватель. Педагогический колледж г. Тамбова, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0871-2857
Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы и
обобщение опыта, написание текста.
Mariia S. Gorbunova - Lecturer. Tambov Pedagogical College, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0871-2857 Contribution: article general concept, literature analysis and experience evaluation, article writing.