DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-137-147 УДК 373.2
Инновационная деятельность в современной школе:
опыт реализации
Юрий Петрович ПРОКУДИН1, Анна Валерьевна КОРОЛЕВА1, Ирина Владимировна КУРБАТОВА2, Антонина Алексеевна ФЕРМАН2
1ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786, e-mail: prokudin68@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991, e-mail: anna-valerevnak@yandex.ru 2МАОУ «Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» 392024, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Н. Вирты, 120 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6077-3414, e-mail: mou-school13@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1781-5567, e-mail: mou-school13@mail.ru
Innovative activities in modern school: realization experience
Yuri P. PROKUDIN1, Anna V. KOROLEVA1, Irina V. KURBATOVA2, Antonina A. FERMAN2
1Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786, e-mail: prokudin68@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991, e-mail: anna-valerevnak@yandex.ru 2Center of Education № 13 named after the Hero of the Soviet Union Nikolay Kuznetsov 120 N. Virta St., Tambov 392024, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6077-3414, e-mail: mou-school13@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1781-5567, e-mail: mou-school13@mail.ru
Аннотация. Рассмотрено влияние инновационной деятельности, реализуемой в общеобразовательной организации, на повышение качества образования обучающихся. Дана характеристика функционирующих на базе школы стажерских площадок инновационного содержания. Определенное внимание уделено основным понятиям и вариантам инноваций в деятельности образовательной организации. Раскрыты основные ориентиры и ключевые направления инновационной деятельности школы, определены ее цели и задачи. Проанализированы и обобщены материалы по школе-лаборатории инновационного развития. Разработан и реализован комплекс инновационных подходов для достижения нового качества образования и формирования инновационных компетенций учащихся. В качестве примера рассмотрены основные формы проводимой работы: кафедральная система управления, «Форум исследователей», на котором представлены результаты проектно-исследовательской деятельности, ежегодно проводимые Дни науки, методический совет «Развитие» и др. Обобщен опыт организации социального партнерства школы с ведущими вузами области. Ключевые слова: инновация; жизненный цикл инноваций; инновационная деятельность; центр инновационной работы; школа; качество образования; социальное партнерство Для цитирования: Прокудин Ю.П., Королева А.В., Курбатова И.В., Ферман А.А. Инновационная деятельность в современной школе: опыт реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 183. С. 137-147. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-137-147
Abstract. We consider the influence of innovative activities implemented in the comprehensive organization on improving the quality of students education. Also we present a characteristic of a functioning school-based apprenticeship sites innovative content. Particular attention is paid to the
© Прокудин Ю.П., Королева А.В., Курбатова И.В., Ферман А.А., 2019
137
basic concepts and options of innovation in the educational organization. We define and reveal the basic reference points and key directions of innovative school activity, its purposes and tasks. Materials on school-laboratory of innovative development are analyzed and generalized. We develop and realize a set of innovative approaches to achieve a new quality of education and the innovative students competencies formation. As an example, we consider the main forms of the work: the department management system, the "Researchers forum", which presents the results of design and research activities, the annual days of science, the methodological council "Development" and others. We summarize the experience of the organization of school social partnership with the region leading universities.
Keywords: innovation; innovation lifecycle; innovative activity; center for innovative work; school; education quality; social partnership
For citation: Prokudin Y.P., Koroleva A.V., Kurbatova I.V., Ferman A.A. Innovatsionnaya deya-tel'nost' v sovremennoy shkole: opyt realizatsii [Innovative activities in modern school: realization experience]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 137-147. DOI 10.20310/18100201-2019-24-183-137-147 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Процессы развития современного общества диктуют необходимость существенных изменений в системе образования, затрагивающих все ее компоненты, начиная от целевых ориентиров общего и профессионального образования и заканчивая такими вопросами, как содержание и методики обучения по отдельным учебным предметам. Кроме того, требования, предъявляемые социумом к образованию, сами динамично меняются в соответствии с возрастающим темпом развития современного общества.
Сегодня неотъемлемой частью деятельности образовательных систем различного уровня становятся инновации. Инновации в системе образования вызваны сменой парадигмы общественного развития, переходом к информационному обществу и, как следствие, новыми требованиями к интеллектуальным параметрам педагогических работников. Реализация концепции инновационного образования включает качественные изменения структуры и содержания образовательных программ, форм и методов организации учебного процесса, системное, комплексное применение инновационных технологий.
Повышенную актуальность приобретают вопросы, связанные с инициированием инноваций, соотнесением их с общими приоритетами государственной образовательной политики и тенденциями развития мирового образования, вопросы управления инновациями и работой педагогических коллективов в режиме инновационного развития, экспертной оценки результативности и эффективности инноваций в повышении качества образования [1; 2]. От успешного освоения
педагогических инноваций в первую очередь зависит дальнейшее развитие всей образовательной системы. Между тем, в настоящее время пока еще нет ясных ответов на вопросы, связанные как с проектированием, так и с управлением образовательными структурами.
Поскольку уровень культуры инновационной деятельности в российском образовании в целом еще далек от объективных требований времени, актуальной задачей является повышение уровня компетентности руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием и методических служб, педагогических работников в данной сфере.
Рассмотрим опыт организации инновационной деятельности в МАОУ «Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г. Тамбов. Основные направления данной деятельности включают:
- разработку и внедрение модели управления качеством современного образования;
- реализацию Программы развития образовательной организации;
- апробирование и внедрение инноваций в оценке учебной деятельности учащихся через построение внешней системы оценки качества образования;
- создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала как учителей, так и школьников;
- создание цифровой образовательной среды.
В настоящее время на базе данного общеобразовательного учреждения функционируют следующие инновационные площадки:
- городской ресурсный центр естественнонаучного направления;
- региональная школа-лаборатория инновационного развития «Апробация ФГОС старшей школы: формы, методы, технологии» (приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 13 сентября 2018 г. № 2427);
- пилотная площадка по реализации регионального проекта «Формирование моделей «педагогических классов» в рамках непрерывного педагогического образования» (приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 19 июля 2018 г. № 1867);
- региональная инновационная площадка «Апробация профессионального стандарта педагога-психолога» (приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 23 июня 2016 г. № 1854);
- стажерская площадка на 2018-2020 гг. «Развитие профессиональных компетенций учителей-предметников общеобразовательных организаций в сфере проектирования образовательного процесса на основе межпредметных технологий» (приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 21 июня 2018 г. № 1594).
В соответствии с приоритетами развития образования общеобразовательная организация осуществляет реализацию ключевых направлений деятельности инновационного содержания: управление экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении; развитие сферы непрерывного образования, основанной на взаимодействии с учреждениями высшего и среднего профессионального образования; разработка инновационного образовательного ресурса, значимого для развития системы образования города и региона; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов; развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей; создание мониторинговых и диагностических инструментариев, направленных на объективную оценку инновационной деятельности.
Функционирование Центра инновационной работы школы значительно повышает эффективность существующей педагогической системы. Проводимая работа осуществляется на двух уровнях. На первом уровне
инновационная деятельность осуществляется в режиме решения значимых для педагогического коллектива проблем, включающих модификацию содержания основных образовательных программ и развитие системы дополнительного образования. На втором уровне реализуется социальное партнерство с образовательными и иными учреждениями [3].
Деятельность Центра инновационной работы школы организована на основе идей В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, которые выделяют в структуре инновационного процесса следующие этапы [4].
1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия. Последнее является обычно результатом фундаментальных или прикладных исследований, хотя может возникнуть и в результате «озарения».
2. Этап изобретения, то есть разработки идеи новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт. Для данного этапа характерны переосмысление имеющегося опыта, выделение новых направлений деятельности, новых идей, ценностных ориентаций, проектирование новых систем и ситуаций. Кроме того, данный этап подразумевает моделирование процессов, в которых предполагается осуществить изменения, создание команд единомышленников, ориентированных на совместное развитие инновации, детальную разработку содержания и технологий реализации, уточнение условий и необходимого ресурсного обеспечения инноваций.
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество и параллельно - его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества: инновационный процесс переходит в следующую стадию, которая, однако, наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству. В фазе использования новшества выделяют три этапа.
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии за пределы системы, в рамках которой оно первоначально апробировалось.
5. Этап господства новшества, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну и превращается в
привычный элемент повседневной практики. Некоторые авторы называют этот этап этапом институционализации или рутинизации новшества. Завершается он появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
6. Этап сокращения масштаба применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.
Впрочем, стоит отметить, что линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему его реального развертывания. На практике представленные этапы необязательно строго последовательно сменяют друг друга [5].
Инновационная деятельность в режиме ресурсного центра (или инновационной площадки) по распространению инновационных ресурсов, разработанных и апробированных в образовательной практике организации, осуществляется через экспериментальные площадки и развитие профессионального образования через организацию деятельности классов-предуниверситариев.
Центр инновационной работы школы реализует следующие задачи:
- организацию управления инновационными процессами в МАОУ «Центр образования № 13»;
- создание инфраструктуры по распространению инновационного образовательного ресурса;
- оказание консалтинговой и методической поддержки образовательным организациям по внедрению инновационных образовательных проектов;
- формирование банка актуального инновационного опыта, организацию работы по выявлению, изучению, обобщению, распространению положительного инновационного опыта образовательных организаций;
- формирование и развитие уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение нормативных документов;
- проведение семинаров, практикумов по инновационной деятельности;
- подготовку методических рекомендаций и организацию мониторинговых исследований.
Деятельность Центра инновационной работы направлена на создание единой системы на договорной основе с высшими (Там-
бовский государственный университет им. Г.Р. Державина и Тамбовский государственный технический университет), средними специальными учебными заведениями (ТОГОУ СПО «Строительный колледж»), а также социальными партнерами.
Школа использует лабораторное оборудование ведущих вузов Тамбовской области для формирования метапредметных умений обучающихся через решение экспериментальных задач и включение их в проектно-исследовательскую деятельность. В рамках площадки «Апробация профессионального стандарта педагога-психолога» разработаны элективные курсы: «Эффективное поведение в конфликтных ситуациях»; «Основы самопознания»; «Искусство общения»; «Профессиональное становление старшеклассников»; «Школа без агрессии». Опыт работы педагогов-психологов транслируется на курсах повышения квалификации педагогов-психологов и учителей-предметников в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования».
Деятельность площадки «Совершенствование профориентационной работы в образовательных организациях Тамбовской области» направлена на профессиональное становление старшеклассников. Опыт работы обобщен на курсах повышения квалификации педагогов-психологов и заместителей директоров в ТОГОАУ ДПО «ИПКРО» [6].
Цель работы школы-лаборатории инновационного развития «Формирование инновационных компетенций учащихся в условиях деятельности Центра образования» - содействие интеллектуальному развитию учащихся, формирование у них компетенций в области исследовательской деятельности; активизация поисковой и научно-практической деятельности учащихся; пропаганда научных знаний и развитие у учащихся интереса к будущей профессиональной деятельности; популяризация науки и научного образа мышления среди подрастающего поколения; совершенствование работы научных обществ учащихся образовательных организаций [7].
Основные направления деятельности школы-лаборатории: организационно-методическое, консультационное, экспериментальное, информационно-презентационное. Школа-лаборатория координирует научно-
исследовательскую деятельность образовательных организаций области и других регионов, при этом является ресурсным центром, реализующим управление данной деятельностью субъектов образовательного процесса. Необходимость вовлечения всех образовательных организаций региона в проектную и исследовательскую деятельность продиктована введением ФГОС основного общего образования в штатном режиме. Одна из задач работы школы-лаборатории - это совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогов по проблеме реализации исследовательской и проектной деятельности. Во время работы семинаров «Школа мысли», «круглых столов», открытых заседаний кафедр транслировался опыт МАОУ «Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» по реализации программ «Исследователь» и «Одаренные дети».
В Центре образования разработан и реализован комплекс инновационных подходов для достижения нового качества образования и формирования инновационных компетенций учащихся на основе инновационной политики в области выстраивания архитектоники структурных подразделений Центра. Результатом внедрения инноваций и определения дальнейшей перспективы работы в данном направлении является изменение всей образовательной деятельности, где основной вектор идет на вариативную составляющую общего образования.
Итогом трансляции инновационного опыта является открытый форум исследователей «Грани творчества», в котором ежегодно принимают участие от 300 человек и выше. На сегодняшний день форум «Грани творчества» объединяет в себе научные общества учащихся городов Тамбова, Кирсанова, Котовска, Мичуринска, Моршанска, Рас-сказово, Уварово, а также всех районов области. В рамках форума проведены стендовые сессии «Вузы - школе»: «Современные профессии в инновационном социально-экономическом пространстве», целью которых является профессиональная ориентация учащихся Тамбовской области. Стендовые сессии - центральное коммуникативное пространство конференции. Ведущие вузы региона представили участникам форума спе-
циальности, наиболее актуальные и востребованные на современном рынке труда.
Форум исследователей открывает победителям и участникам новые возможности, а именно:
- участие в финале Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского;
- прохождение образовательных стажировок на базе лабораторий вузов;
- представление материалов в сборнике тезисов «Грани творчества»;
- публикацию материалов в научно-методических журналах для молодых ученых, издаваемых в ТГУ им. Г.Р. Державина.
В МАОУ «Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г. Тамбов ежегодно проходят Дни науки. В 2017-2018 гг. совместно с ТГУ им. Г.Р. Державина и Тамбовским государственным техническим университетом прошли Дни науки:
- «Образование и культура как фактор развития региона», посвященный 100-летию высшего образования в Тамбовской области;
- «Формирование компетентностей и личностных качеств учителя в условиях внедрения инновационных составляющих ФГОС», включающий работу методических кластеров: «Информационно-образовательная среда в условиях развивающего обучения», «Использование интерактивных технологий как фактор повышения компетентности педагогов», и «Школа профессионального самоопределения».
День науки «Образование и культура как фактор развития региона» был направлен на создание базовой платформы для профессионального самоопределения в условиях опережающего развития образования. Программа любого Дня науки включает работу тематических образовательных площадок, научные выставки и вечер ВОИР. Старшеклассники региона приняли участие в образовательных площадках, проводимых в форме мастер-классов, семинаров, контур-семинаров, тренингов по нескольким направлениям. Образовательные площадки обеспечили адресный подход к профессиональному выбору старшеклассников посредством включения их в практическую деятельность. Участники Дня науки посетили научные выставки, цель которых состояла в популяризации конкретной отрасли науки за счет наглядного пред-
ставления различных открытий, экспериментов и достижений ведущих вузов г. Тамбов. В рамках Дня науки состоялся областной семинар для учителей русского языка и литературы «Организация исследовательской деятельности учащихся в формате индивидуальных учебных планов», проводимый совместно с Тамбовским областным отделением Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь». Цель семинара состояла в обсуждении актуальных проблем организации исследовательской деятельности учащихся, формировании эффективной площадки для обмена опытом в сфере работы школьных исследовательских объединений, обеспечении научно-исследовательской вертикали «вуз - школа», организации совместных проектов школьников и студентов, научных публикаций. На семинаре были представлены мастер-классы ведущих ученых-филологов ТГУ им. Г.Р. Державина и ведущих учителей-словесников Тамбовской области [8].
Деятельность Центра инновационной работы направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через Программу развития и проекты экспериментальной деятельности. Центр формирует модель общеобразовательной организации, особенностью которой является интеграция высшего, общего и дополнительного образования.
В 2017/2018 учебном году пролонгированы договоры о сотрудничестве с ведущими институтами ТГУ им. Г.Р. Державина и ТГТУ. В результате данного взаимодействия в МАОУ ЦО № 13 реализуется кафедральная система управления. В настоящее время функционируют гуманитарная, естественнонаучная, психолого-педагогическая и физико-техническая кафедры, которые объединяют педагогов, сотрудников МАОУ «Центр образования № 13», а также преподавателей высших учебных заведений, имеющих опыт многолетнего сетевого взаимодействия, обеспечивающего развитие проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности. Работа кафедр направлена на разработку и экспертизу концепций новых учебных курсов, соответствующих учебных программ, образовательных технологий и методик; интеграцию программ общего и дополнительного образования в целостный учебный план; анализ хода и результатов ин-
новационной и экспериментальной деятельности; прогнозирование изменений потребностей в научно-методическом обеспечении учебной деятельности по своему профилю; проведение экспертной оценки исследовательских работ, представленных на форум «Грани творчества»; подготовку к изданию тезисов исследовательских работ, представленных на форум «Грани творчества»; разработку рекомендаций педагогическому коллективу в соответствии с Программой развития МАОУ «Центр образования № 13»; консультирование сорганизованных и индивидуальных субъектов инновационной деятельности, проектирование их личностно-профессионального развития и организацию работы летних практик на базе лабораторий ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ и ЭКОЦентра.
Для реализации указанных задач проведены следующие мероприятия:
- постоянно действующие семинары «Школа мысли»;
- День науки «Школа профессионального самоопределения», в рамках которого работали научно-прикладные мастерские «Химия и химические технологии», «Природопользование и защита окружающей среды»; профессиональная мастерская филолога «Отечественная филология сегодня: новые возможности в обучении и современные профессии», «Журналистика сегодня», мастер-класс со студентами факультета филологии и журналистики; мастерская изобретателя «Инновации биомедицинской техники», практикум «Методическое обеспечение адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ»;
- вечер ВОИР;
- практикумы для руководителей про-ектно-исследовательской деятельности учащихся;
- открытые заседания кафедр;
- стендовая сессия «вузы - школе»: «Современные профессии в инновационном социально-экономическом пространстве», в которой представили наиболее востребованные специальности 20 институтов и факультетов ТГУ им. Г.Р. Державина и ТГТУ.
Целью инженерно-технической кафедры является развитие творческих способностей старшеклассников (10 и 11 классов) и специализация по профильным дисциплинам кафедр «Биомедицинская техника» и «Элек-
трооборудование и автоматизация» технического университета. Школа молодого инженера развивает творческие способности и нестандартное мышление в процессе анализа и синтеза инновационных решений в рамках информационной технологии творчества по авторской программе д.т.н., профессора Е.И. Глинкина. В физико-математических классах организовано обучение по школьному стандарту с углубленным изучением физики, математики и информатики, закрепляются теоретические знания по науке и технике на практических примерах схемо- и мнемотехники различных микропроцессорных средств. ВОИР школы воспитывает творческую личность в процессе познания закономерностей организационных, социальных и правовых условий. Проведены методические занятия с педагогическим коллективом кафедры по методическому творчеству (аудит НИР, стандарты и нормы ЕСКД). Подготовлены выступления заведующего кафедрой на заседании областного Координационного совета «О роли высшей школы в развитии технического творчества»; обсуждена технология творчества КИТТ согласно электронному изданию «Школа творчества».
На базе гуманитарной кафедры организована работа Медиацентра, в деятельность которого входят следующие направления: печатные СМИ; фотожурналистика; основы радио- и телевещания и сетевая журналистика. Формами деятельности Центра медиаоб-разования являются:
- поисковая и опытно-экспериментальная деятельность в рамках медиаобразования;
- творческое использование опыта мастеров слова и экрана, ведущих журналистов;
- организация фотовыставок, премьер видеофильмов, радиопередач, презентация сайтов;
- информирование школьного коллектива о своей творческой деятельности.
Результатом работы Медиацентра в прошедшем учебном году является цикл тематических телерепортажей. Медиапродукты Центра получили призовые места на региональных и всероссийских конкурсах.
Гуманитарной кафедрой совместно с факультетом филологии и журналистики ТГУ им. Г.Р. Державина проведены мероприятия «Филолог в сфере педагогического образования, или Каким должен быть современный
учитель русского языка и литературы» в рамках проекта «Работодатели - студентам-филологам».
Контакты университета со школой способствуют выстраиванию модели социального партнерства в вопросах кадрового обеспечения региона, формируют совместный интерес к профессии учителя, дают мощный импульс к освоению педагогических знаний и навыков [9; 10].
Психолого-педагогическая кафедра совместно с кафедрой педагогики и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина активно внедряет в учебно-воспитательный процесс проектные методики. Психолого-педагогическая лаборатория школы является уникальной базой для прохождения педагогической и производственной практики студентов, в ходе которой они подключаются к проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. Опыт работы данной кафедры обобщен на Международной научно-практической конференции «Холокост: память и предупреждение», в научно-теоретическом журнале «Исследователь», журналах «Педагогические науки. Психология и социология», сборниках интернет-конференций «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» [11].
Естественнонаучной кафедрой осуществляется работа по повышению научно-методического уровня преподавательского состава, в процессе которого была предложена серия докладов д.т.н., заведующего кафедрой «ХХТ» ТГТУ А.В. Рухова по курсам «Введение в нанотехнологию»; «Использование современного лабораторного оборудования для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся на уроках естественного цикла», «Современные направления исследовательской и проектной деятельности учащихся в области естественнонаучных дисциплин».
Сетевое взаимодействие обеспечивает переход к индивидуализированной образовательной модели, ключевыми составляющими которой являются [12]:
1) внутришкольные нормативы результативности;
2) инструменты аутентичной оценки уровней образовательных достижений учащихся, которые обеспечивают объективные
и действенные процедуры формирующего и результирующего оценивания;
3) мониторинг, обеспечивающий систематическое оценивание индивидуальных образовательных достижений;
4) вариативные, интегрирующие учебно-методические материалы, новейшие технологии и новые педагогические практики, помогающие участникам образовательных отношений достичь определенных результатов на выбранных ими уровнях;
5) адресное сопровождение и поддержка одаренных учащихся;
6) профессиональное развитие и методическая поддержка педагогов на уровне работы кафедральной системы и научно-методического совета «Развитие».
Научно-методический совет «Развитие» МАОУ ЦО № 13 определяет концепцию развития школы и разрабатывает новые подходы к формированию образовательной модели в целях совершенствования содержания образования и его учебно-методического обеспечения. В соответствии с концепцией развития школы совет способствует развитию творческой и научно-исследовательской деятельности членов педагогического коллектива, внедрению в практику работы новых прогрессивных технологий и авторских разработок. Например, в 2017/2018 учебном году научно-методический совет разработал и утвердил программы «Одаренные дети», «Ме-диаобразование как способ интеграции основного и дополнительного образования» и «Исследователь»; проект «Филологическое партнерство: научно-практическое образование как способ профессиональной реализации», целью которого является реализация модели продуктивной инновационной деятельности, направленной на повышение качества образования, реализацию принципа непрерывного образования на основе взаимодействия кафедр педагогики и психологии, гуманитарных наук МАОУ «Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г. Тамбова с педагогическим институтом и факультетом филологии и журналистики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Основными задачами научно-методического совета «Развитие» являются:
- проблемный анализ состояния и оценка образовательного процесса;
- определение стратегических задач работы кафедр и задач управления обучением педагогических кадров образовательной организации;
- изучение результативности работы отдельных педагогов, творческих и пилотных групп, получение объективных данных о результатах образовательного процесса;
- разработка методических рекомендаций для учителей с целью повышения эффективности и результативности их труда, роста профессионального мастерства;
- экспертная оценка нововведений, опытно-экспериментальных площадок, выявление прогрессивного педагогического и управленческого опыта;
- работа по реализации программы развития МАОУ «Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»;
- использование разнообразных схем управленческих механизмов, схем взаимодействия педагогов и учащихся с целью предупреждения неуспешности в обучении, создания комфортных условий обучения и профессиональной деятельности, повышения качества знаний и качества ГИА, стимулирования самостоятельной познавательной активности обучающихся;
- продолжение работы по реализации Народного проекта «Разработка и внедрение региональной стратегии помощи школам, работающим в сложных социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты»;
- усовершенствование принципов внешней инновационной политики для создания единства образовательного и воспитательного процессов;
- организация и проведение форума исследователей «Грани творчества».
Вместе с тем проведенный анализ инновационной деятельности в образовательном учреждении выявил ряд проблем:
- отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
- недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;
- недостаточность нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности образовательной организации;
- отсутствие механизмов стимулирования инновационной деятельности педагогов.
Только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои творческие возможности, которые приведут к обновлению образовательной деятельности. В связи с этим в настоящее время Центр инновационной деятельности школы выработал следующие направления работы:
1) создание условий для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов;
2) формирование инновационных структурных подразделений, разработка механизмов их взаимодействия и управления их деятельностью;
3) выработка единой системы мониторинга и оценки качества знаний;
4) выявление и распространение инновационного опыта;
5) разработка и использование системы стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.
Список литературы
1. Викторова Л.Г. Инновационные процессы в образовании // Инновации в образовании. 2002. № 2. С. 4-10.
2. Рахимов Р.А., Рахимов Ф.Р. Инновации как фактор повышения эффективности и качества образования // Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 269-270.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование. 2006. № 1. С. 32-37.
5. Соболева М.Г. О развитии системы инноваций // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2014. № 2. С. 185-190.
6. Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Прокудин Ю.П., Терехина Т.А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 6 (74). С. 185-192.
7. Прокудин Ю.П., Филиппова Г.В., Поликарпова Е.Н. Школа - лаборатория инновационного развития в деятельности образовательного учреждения // Молодежь и социум. Тамбов, 2012. № 3. С. 89-91.
8. ЛазаревВ.С. Управление инновациями в школе. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с.
9. Прокудин Ю.П., Милосердова Т.Е. Инновационный потенциал учителя современной школы как фактор его профессионального мастерства // Дошкольное и начальное образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы 3 Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов, 2016. С. 257-261.
10. Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Этапы личностного и профессионального роста современного педагога // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 3. С. 74-80. DOI 10.20310/1810-231X-2016-15-3-74-80
11. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М.: Прометей, 2012. 207 с.
12. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М.: Новая шк., 1996. 317 с.
References
1. Viktorova L.G. Innovatsionnyye protsessy v obrazovanii [Innovative processes in education]. Innovatsii v obrazovanii - Innovation in Education, 2002, no. 2, pp. 4-10. (In Russian).
2. Rakhimov R.A., Rakhimov F.R. Innovatsii kak faktor povysheniya effektivnosti i kachestva obrazovaniya [Innovations as a factor of increasing the efficiency and quality of education]. Problemy vysshego obrazovaniya [Problems of Higher Education], 2014, no. 1, pp. 269-270. (In Russian).
3. Klarin M.V. Innovatsionnyye modeli obucheniya: issledovaniye mirovogo opyta [Innovative Models in Education: A Worldwide Study]. Moscow, Luch Publ., 2016. 640 p. (In Russian).
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Gotovnost' pedagoga k innovatsionnoy deyatel'nosti [Teacher's preparedness for innovative activity]. Pedagogicheskaya nauka i obrazovaniye - Pedagogical Education and Science, 2006, no. 1, pp. 32-37. (In Russian).
5. Soboleva M.G. O razvitii sistemy innovatsiy [On the development of innovation system]. Vestnik molodykh uchenykh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna - Vestnik of St. Petersburg State University of Technology and Design, 2014, no. 2, pp. 185-190. (In Russian).
6. Kurbatova I.V., Makarova L.N., Prokudin Y.P., Terekhina T.A. Lichnostnoye razvitiye i professional'noye samoopredeleniye shkol'nikov v protsesse integratsii programm obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya
[Personal improvement and professional self-determination of schoolboys in the process of integration of programs of the general and the additional education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2009, no. 6 (74), pp. 185-192. (In Russian).
7. Prokudin Y.P., Filippova G.V., Polikarpova E.N. Shkola - laboratoriya innovatsionnogo razvitiya v deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [School-laboratory of innovative development in educational institution activity]. Molodezh' i sotsium [Youth and Society], 2012, no. 3, pp. 89-91. (In Russian).
8. Lazarev V.S. Upravleniye innovatsiyami v shkole [Innovation Management in School]. Moscow, Pedagogical Education Center Publ., 2008, 352 p. (In Russian).
9. Prokudin Y.P., Miloserdova T.E. Innovatsionnyy potentsial uchitelya sovremennoy shkoly kak faktor ego professional'nogo masterstva [Innovative potential of a modern school teacher as a factor of his professional skills]. Materialy 3 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Doshkol'noye i nachal'noye obrazovaniye: sovremennyye problemy i perspektivy razvitiya» [Proceedings of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Conference "Preschool and Elementary Education: Modern Problems and Prospects of Development"]. Tambov, 2016, pp. 257-261. (In Russian).
10. Makarova L.N., Gushchina T.I. Etapy lichnostnogo i professional'nogo rosta sovremennogo pedagoga [Stages of personal and professional growth of the modern teacher]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2016, vol. 15, no. 3, pp. 74-80. DOI 10.20310/1810-231X-2016-15-3-74-80. (In Russian).
11. Podymova L.S. Psikhologo-pedagogicheskaya innovatika: lichnostnyy aspekt [Psychological and Pedagogical Innovation Studies: Personal Aspect]. Moscow, Prometey Publ., 2012, 207 p. (In Russian).
12. Potashnik M.M. Innovatsionnyye shkoly Rossii: stanovleniye i razvitiye. Opytprogrammno-tselevogo uprav-leniya [Innovative Schools of Russia: Formation and Development. Experience in Program and Target Management]. Moscow, Novaya Shkola Publ., 1996, 317 p. (In Russian).
Информация об авторах
Прокудин Юрий Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: prokudin68@mail.ru
Вклад в статью: общая концепция статьи, написание статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786
Королева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: anna-valerevnak@yandex.ru
Вклад в статью: анализ литературы, анализ полученных результатов.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991
Курбатова Ирина Владимировна, директор. Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mou-school13@mail.ru
Вклад в статью: идея исследования, редактирование текста статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6077-3414
Information about the authors
Yuri P. Prokudin, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: proku-din68@mail.ru
Contribution: main study conception, manuscript drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786
Anna V. Koroleva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: anna-valerevnak@yandex.ru
Contribution: literature analysis, obtained results analysis.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991
Irina V. Kurbatova, Director. Center of Education no. 13 named after the Hero of the Soviet Union Nikolay Kuznetsov, Tambov, Russian Federation. E-mail: mou-school13@mail.ru
Contribution: study idea, manuscript text editing.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6077-3414
Ферман Антонина Алексеевна, заместитель директора. Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mou-school13@mail.ru
Вклад в статью: сбор первичного материала, написание части текста.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1781-5567
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Прокудин Юрий Петрович
E-mail: prokudin68@mail.ru
Поступила в редакцию 05.09.2019 г.
Поступила после рецензирования 26.09.2019 г.
Принята к публикации 25.10.2019 г.
Antonina A. Ferman, Deputy Director. Center of Education no. 13 named after the Hero of the Soviet Union Nikolay Kuznetsov, Tambov, Russian Federation. E-mail: mou-school13@mail.ru
Contribution: source material acquisition, part of text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1781-5567
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Yuri P. Prokudin
E-mail: prokudin68@mail.ru
Received 5 September 2019
Reviewed 26 September 2019
Accepted for press 25 October 2019