DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13 УДК 378.2+371.13
Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза
Игорь Алексеевич ШАРШОВ, Анна Валерьевна КОРОЛЕВА, Юрий Петрович ПРОКУДИН
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185, e-mail: silans@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991, e-mail: anna-valerevnak@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786, e-mail: prokudin68@mail.ru
Problematic aspects of personal and professional adaptation of university students
Igor A. SHARSHOV, Anna V. KOROLEVA, Yuri P. PROKUDIN
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185, e-mail: silans@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991, e-mail: anna-valerevnak@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786, e-mail: prokudin68@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в процессе профессионализации студентов первого года обучения. С опорой на современные образовательные стандарты и базовые положения компетентностного подхода обоснована необходимость специальной работы с первокурсниками на этапе их вхождения в профессию по таким направлениям, как: понимание личностных особенностей, формирование умений использовать собственные ресурсы и резервы; раскрытие психологического контекста выбора и дальнейшего развития в рамках профессии; предупреждение негативных последствий профессионализации; использование рекреативных инструментов поддержания психологического и социального здоровья; разработка позитивного жизненного сценария с учетом профессиональных особенностей. Выявлены противоречия в сопровождении процесса личностно -профессиональной адаптации студентов по рассмотренным направлениям. Обоснована необходимость разработки специальной технологии, ориентированной на разрешение выявленных противоречий.
Ключевые слова: студенты; профессионализация; профессиональная адаптация и компенсация; профессиональное самосознание; личностно-профессиональная трансформация; технология
Для цитирования: Шаршов И.А., Королева А.В., Прокудин Ю.П. Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 182. С. 7-13. DOI 10.20310/18100201-2019-24-182-7-13
Abstract. We consider the current problems arising in the process of first year students professio-nalization. Based on contemporary educational standards and the basic provisions of the competency-based approach, we substantiate the necessity of special work with first year students at the stage of their entry into the profession in such areas as: understanding personal characteristics, development of skills to use their own resources and reserves; disclosure of the psychological context of choice and further development within the profession; prevention of the negative consequences of professionalization; the use of recreational tools to maintain psychological and social health; development of a positive life scenario, taking into account professional characteristics. We identify contradictions in accompanying the process of personal and professional adaptation of
© Шаршов И.А., Королева А.В., Прокудин Ю.П., 2019
7
students in the considered areas. We substantiate the necessity of developing a special technology focused on resolving the identified contradictions.
Keywords: students; professionalization; professional adaptation and compensation; professional identity; personal and professional transformation; technology
For citation: Sharshov I.A., Koroleva A.V., Prokudin Y.P. Problemnyye aspekty lichnostno-professional'noy adaptatsii studentov vuza [Problematic aspects of personal and professional adaptation of university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 182, pp. 7-13. DOI 10.20310/18100201-2019-24-182-7-13 (In Russian, Abstr. in Engl.)
К наиболее значимым решениям в жизни человека относятся выбор им профессии, профессиональное самоопределение или профессионализация и дальнейшая личностная реализация в профессиональной сфере. При этом профессионализация подразумевает как преобразования в сфере труда, так и преобразования в социальной и личностной сфере. Важно отметить, что целенаправленная, профессионально осуществляемая деятельность связана не только с конкретным получаемым в ее рамках продуктом, но и с тем, какое социальное влияние оказывают ее носители на других членов профессионального сообщества, адаптируя новых представителей, и за его рамками - преобразуя профессиональной деятельностью часть социальной реальности.
В личностной сфере профессионализация становится и неким промежуточным результатом общей направленности личности, ее предыдущих этапов развития и средством, способом глубинных, многогранных личностных изменений, затрагивающих духовный мир человека, мировоззрение, жизненный сценарий. Безусловно, социальная и личностная сферы тесно переплетены: изменения в одной приводят в движение и другую, поэтому профессиональное обучение и воспитание должны помогать личности адекватно и целесообразно реагировать на эти изменения. Опираясь на вышесказанное, мы делаем вывод, что одной из важнейших задач профессиональной адаптации студентов в вузе должна стать гармонизация процессов их изменений в социальной и личностной сферах.
Основание для такого вывода мы находим в Федеральном законе «Об образовании РФ»: «образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также сово-
купность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»1.
Подтверждает наш вывод и мнение В.А. Цвык. Он писал, что «проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях» [1].
Эта же идея лежит в основе современного компетентностного подхода к образованию, базисом которого является личностно-ориентированная парадигма. «В условиях быстрой смены технологий, научного прогресса актуальным становится формирование специалиста нового типа: обладающего не столько стабильным запасом знаний, сколько определенными умениями и личностными качествами, позволяющими грамотно осваивать технологические новшества. Поэтому новой концепцией профессионального образования становится компетентностный подход, оценивающий конкурентоспособность личности выпускника профессионального учебного заведения на современном рынке
1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 4.06.2019).
труда; педагогической основой данного типа образования является личностно-ориентиро-ванная парадигма» [2].
Реализация компетентностного подхода на основе личностно-ориентированной парадигмы требует активизации студента как субъекта процесса собственного развития в рамках получения образования, принятия им личной ответственности за успешность и результативность профессионализации. Как показывает практика, на этапе вхождения в профессию многие студенты не осознают личностные цели выбора профессии, собственный личностный потенциал, свои ресурсы и резервы, которые они могут реализовывать, развивать, использовать в рамках выбранной профессии, что может привести к определенным сложностям в процессе профессионального обучения и воспитания.
Ранняя диагностика профессиональной пригодности частично может помочь обучающемуся с разрешением проблемы осознания собственного потенциала и ресурсов, однако речь идет о постоянно развивающейся личности со сложно прогнозируемым ресурсом, к тому же обладающей психологическими компенсаторными механизмами. В рамках нашей работы представляет интерес выделенная А.К. Марковой «профессиональная компенсация - заменяемость недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития другого. Общими механизмами компенсации являются взаимозаменяемость, замещение недостающих психических качеств другими, более развитыми, более сохранными или перестраивание частично пригодных качеств, порой повышенное развитие выравнивающих качеств, вовлечение новых психических качеств, ранее не участвующих в деятельности. Кроме того, распространено выравнивание в профессиональной деятельности за счет выработки индивидуального стиля, то есть компенсация недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности» [3, с. 68].
Конечно, стоит отметить, что возможности профессиональной компенсации ограничены и часто не способны возместить отсутствие специфичных профессиональных качеств (это относится к таким профессиям, как музыкант, танцор, художник и т. д.), но
при отборе на данные направления подготовки устраивают специальные вступительные испытания. Это требует от абитуриентов предварительной, порой очень длительной подготовки, что свидетельствует о наличии у них сформированного профессионального самосознания. Иначе дело обстоит с так называемыми массовыми и/или «модными» профессиями (специалисты в сфере торговли и услуг, менеджеры, экономисты и т. д.).
На наш взгляд, работа со студентами на этапе их вхождения в профессию должна быть направлена, в первую очередь, на саморефлексию личностных целей выбора профессии - профессиональное самосознание. Е.А. Энс высказал мнение о том, что «современный этап развития общества выявил много противоречий, связанных с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Самое острое из них - это несоответствие реального уровня подготовки выпускника вуза той модели, которая описывает востребованного на рынке труда специалиста. Это касается как сформированности операционального звена профессиональной деятельности, так и наличия у выпускников вуза развитого профессионального самосознания, являющегося регулирующим инструментом профессионального развития» [4, с. 128]. Мы согласны с Е.А. Энс и считаем, что развитие личности студента посредством профессионализации и оказание помощи в становлении его профессионального самосознания являются одними из приоритетных задач профессиональной подготовки в вузе. Изучению данного феномена посвящено значительное количество научных работ, раскрывающих его сущность, структуру и динамику. Для удобства приведем некоторые трактовки данного понятия в табл. 1.
Анализ приведенных в табл. 1 определений позволил нам констатировать, что для формирования профессионального самосознания и принятия студентами личностной ценности будущей профессии следующим этапом их профессионализации должно стать осознание обучающимися личностного потенциала и имеющихся ресурсов, а также знание способов их применения и развития в рамках выбранной профессии. Безусловна необходимость ранней диагностики студентов с целью определения соответствия личностных особенностей выбираемой профессии.
Таблица 1
Определения профессионального самосознания
ФИО автора Трактовка понятия «профессиональное самосознание»
Б.Д. Парыгин Осознание человеком своей принадлежности к профессиональной группе
М.И. Кряхтунов Процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности
А.П. Шавир Деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии
М.С. Гуткина Избирательная деятельность самосознания, направленная на собственное профессиональное самоопределение
С.В. Кошелева Осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности
Т.Н. Фам Средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений
Однако, мы видим и новые задачи диагностики как инструмента профессионализации, позволяющего помочь активировать профессиональное самосознание и запустить процесс профессиональной компенсации студента, указывающего на актуальное состояние имеющихся ресурсов и обозначающего тем самым индивидуальное направление профессионального развития.
Многолетняя практика общения со студентами показывает их низкую осведомленность об особенностях предстоящих им лич-ностно-профессиональных изменений, механизмах адаптации к ним, рекреативных и психогигиенических инструментах поддержания психологического и социального здоровья. Вместе с тем знания о потенциальных профессионально-личностных и социальных изменениях, ожидающих студентов в процессе профессионального становления и последующей профессиональной деятельности, могут помочь уточнить их представления о профессии и сформировать отношение к ней, проверить личностную готовность к этим изменениям, а также способствовать развитию профессионального самосознания. Понимание механизмов адаптации к профессии повышает вероятность успешности их профессиональной подготовки и дальнейшей деятельности, активирует указанную выше профессиональную компенсацию.
Владение рекреативными и психогигиеническими инструментами восстановления и поддержания психологического и социального здоровья позволят создать студенту, как будущему профессионалу, психологически удобную, комфортную, безопасную среду как на рабочем месте, так и во внерабочем социальном пространстве, способствующую восстановлению психологического ресурса и,
как следствие, повышению продуктивности его профессиональной деятельности. Что, в свою очередь, также может способствовать улучшению социальной среды, в которой эта личность осуществляет свою деятельность.
Не вызывает сомнений тот факт, что профессиональные изменения личности оказывают глубинное влияние на всю ее структуру, они способны внести изменения в жизненный сценарий и скорректировать жизненный стиль. Однако эти изменения не гарантируют их позитивной трансформации, а нуждаются в целенаправленной осознанной субъективной работе с ними. «Жизненный сценарий является сложным структурным когнитивным образованием личности, определяющим способность планирования, конструирования и структурирования собственной жизни. Это - некая программа развития человека, на основе которой формируются соответствующие модели поведения. Направленность жизненных сценариев можно проследить путем анализа субъективно-значимых жизненных событий личности в сочетании с транслируемой моделью поведения. Наиболее значимым периодом формирования жизненного сценария выступает ранний этап развития личности, связанный с постановкой жизненных смыслов и цели» [5, а 62]. Как следует из этого определения жизненного сценария, выбор профессии определяется в его рамках, однако не всегда содержит позитивную реализацию в ней.
В рамках нашей работы представляют интерес научные исследования К.А. Абуль-хановой-Славской, И.А. Мизиновой, З.И. Ря-бикиной, Й. Стюарта, К. Штайнера и других, подтверждающие вероятность изменения/ коррекции раннего жизненного сценария посредством осознанной целенаправленной ра-
боты [6-9]. Также важно отметить мнение основоположника теории жизненного сценария Э. Берна о том, что наибольшее влияние на его изменение может оказать масштабное, значимое событие, на роль которого, по нашему мнению, подходит профессионализация [10]. Ведь именно профессионализация должна помочь человеку не только найти деятельность, удовлетворяющую его интересы и потребности, но и помочь осознать свою уникальность и значимость, попасть в среду, питающую и развивающую его как личность. То есть, как отмечалось в начале статьи, произвести серьезные изменения в социальной и личностной сфере человека.
Также важно, что целенаправленная личностно-осознанная студентами работа в направлении изучения и, при необходимости, коррекции собственного жизненного сценария может помочь им не только в вопросах, касающихся профессионализации, но и в психологическом взрослении и личностном развитии в целом.
Таким образом, мы обозначили круг проблем, связанных с имеющимися противоречиями в личностно-профессиональной адаптации первокурсников. Вместе с тем современное высшее образование стремится к большей стабилизации результатов, реализуя тенденцию к технологизации учебного процесса. «Дидактические идеи технологизации с учетом компетентностного подхода должны учитывать:
- гарантии достижения конечного результата;
- универсальность для любой образовательной организации, любого учебного предмета, любого педагога, любого обучающегося;
- проектирование технологической карты по каждому предмету на весь период обучения через систему микроцелей - компетенций;
- диагностичное целеполагание в категориях компетенций, определенных ООП;
- диагностику как констатацию достижения или недостижения обучающимся требований ООП на каждом этапе обучения;
- технологизацию как новые возможности целесообразного, объективного и достаточно четкого управления учебным процессом и его качеством по конечным результатам» [11, с. 102].
Обоснованная выше необходимость активации студента как субъекта образовательного процесса и наличие слабой на данный момент управляемости процессами его лич-ностно-профессиональной трансформации и социализации при большой значимости этих процессов привели нас к идее создания технологии личностно-профессиональной адаптации первокурсников к профессии. Основными задачами данной технологии является помощь студентам в:
- понимании личностных особенностей, формировании умений использовать собственные ресурсы и резервы, а также в усвоении инструментов их рекреации;
- раскрытии психологического контекста выбора и дальнейшего развития в рамках профессии;
- предупреждении негативных последствий профессионализации (профессиональной деформации личности, возникновения синдрома эмоционального выгорания, развития трудоголизма);
- практическом приобретении умений и навыков психогигиены, использования рекреативных инструментов поддержания психологического и социального здоровья;
- укреплении или преобразовании, в зависимости от результатов диагностирования, позитивного жизненного сценария с учетом профессиональных особенностей.
Такое наполнение технологии делает ее относительно универсальной практически для всех направлений и уровней подготовки. Однако ее создание требует дальнейшей теоретической и практической разработки.
Список литературы
1. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. № 4-5. С. 258-269.
2. Игтисамова Г.Р., Шабалин О.А. Концепция профессионального образования в современной отечественной науке // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 2012. 312 с.
4. Эннс Е.А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке // Психологические науки: теория и практика. М.: Буки-Веди, 2018. С. 127-129.
5. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 59-64.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
7. Рябикина З.И. Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.
8. Стюарт Й., Джойнс В. Жизненный сценарий: как мы пишем историю своей жизни // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев), 2000. URL: http://psYlib.org.ua/books/ stewj01/index.htm (дата обращения: 04.06.2019).
9. ШтайнерК. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. СПб.: Питер, 2003. 416 с.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
11. Бодичева Л.В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении // Инновационные педагогические технологии. Казань: Бук, 2015. С. 101-103.
References
1. Tsvyk V.A. Professionalizatsiya kak sotsial'nyy protsess [Professionalisation as a social process]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya - RUDN Journal of Sociology, 2003, no. 4-5, pp. 258-269. (In Russian).
2. Igtisamova G.R., Shabalin O.A. Kontseptsiya professional'nogo obrazovaniya v sovremennoy otechestvennoy nauke [Сonception of professional education in the modern native science]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 4. (In Russian).
3. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow, International Humanitarian Fund "Znaniye" Publ., 2012, 312 p. (In Russian).
4. Enns E.A. Ponyatiye professional'nogo samosoznaniya v psikhologicheskoy nauke [The concept of professional identity in psychological science]. Psikhologicheskiye nauki: teoriya i praktika [Psychological Sciences: Theory and Practice]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2018, pp. 127-129. (In Russian).
5. Mizinova I.A. Zhiznennyy stsenariy lichnosti: osnovnyye podkhody k rassmotreniyu [The vital script of the personality: the basic approaches to consideration]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika - Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2013, vol. 13, no. 4, pp. 59-64. (In Russian).
6. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life Strategy]. Moscow, Mysl' Publ., 1991, 299 p. (In Russian).
7. Ryabikina Z.I. Sub'yekt, lichnost' i psikhologiya chelovecheskogo bytiya [The Subject, Personality and Psychology of Human Being]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2001. (In Russian).
8. Stewart I., Joines V. Zhiznennyy stsenariy: kak my pishem istoriyu svoyey zhizni [Life scenario: how we write our life story]. Biblioteka Fonda sodeystviya razvitiyu psikhicheskoy kul'tury (Kiyev) [Library of the Foundation for the Promotion of Mental Culture (Kiev)]. 2000. (In Russian). Available at: http://psylib.org.ua/ books/stewj01/ index.htm (accessed 04.06.2019).
9. Steiner C. Stsenarii zhizni lyudey. Shkola Erika Berna [Scripts People Life. Eric Berne's School]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003, 416 p. (In Russian).
10. Berne E. Igry, v kotoryye igrayut lyudi: psikhologiya chelovecheskikh vzaimootnosheniy. Lyudi, kotoryye igrayut v igry: psikhologiya chelovecheskoy sud'by. [Games People Play: the Psychology of Human Relationships. Peple Who Play Games: the Psychology of Human Destiny]. Moscow, Progress Publ., 1988, 400 p. (In Russian).
11. Bodicheva L.V. Tekhnologizatsiya obrazovatel'nogo protsessa pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obuchenii [Technologization of the educational process in the implementation of the competency-based approach in teaching]. Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekhnologii [Innovative Pedagogical Technologies]. Kazan, Buk Publ., 2015, pp. 101-103. (In Russian).
Информация об авторах
Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: silans@mail.ru
Вклад в статью: общая концепция статьи, редактирование текста статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185
Королева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: anna-valerevnak@yandex.ru
Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста и оформление статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991
Прокудин Юрий Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: prokudin68@mail.ru
Вклад в статью: набор первичного материала, написание части текста.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Шаршов Игорь Алексеевич
E-mail: silans@mail.ru
Поступила в редакцию 29.07.2019 г.
Поступила после рецензирования 14.08.2019 г.
Принята к публикации 20.09.2019 г.
Information about the authors
Igor A. Sharshov, Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: silans@mail.ru
Contribution to the article: general concept of the article, manuscript text editing.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185
Аnna V. Koroleva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: anna-valerevnak@yandex.ru
Contribution to the article: literature analysis, manuscript drafting and design
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991
Yuri P. Prokudin, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: prokudin68@mail.ru
Contribution to the article: source material acquisition, part of text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Igor A. Sharshov E-mail: silans@mail.ru
Received 29 July 2019
Reviewed 14 August 2019
Accepted for press 20 September 2019