Научная статья на тему 'Проблемность развития учебной мотивации студентов вуза'

Проблемность развития учебной мотивации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3189
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВУЗ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / РЕЙТИНГ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / STUDENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION / INTERACTIVE METHODS / TRAINING MATERIAL / RATING / ASSESSMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Надежда Ивановна

В статье рассмотрена проблема учебной мотивации студентов вуза на современном этапе развития высшего образования. Выявлены причины снижения учебной мотивации студентов, рассмотрены способы формирования и повышения ее уровня, представляющие собой сочетание традиционных и инновационных форм и методов. Раскрыты возможности использования преподавателем интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий в контексте развития учебной мотивации учащихся, различные способы поощрения активных студентов и др. Проанализированы достоинства и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний в процессе вузовского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATICAL CHARACTER OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the author considered the problem of educational motivation of students of higher education institution at the present stage of development of the higher education, established the reasons of decrease in educational motivation of students, considered the ways of formation and increase in its level representing a combination of traditional and innovative forms and methods, revealed possibilities of use by the teacher of interactive methods of training and innovative educational technologies in the context of development of educational motivation of pupils, various ways of encouragement of active students, etc. and analyzed merits and demerits of use of rating system of an assessment of knowledge in the course of high school training.

Текст научной работы на тему «Проблемность развития учебной мотивации студентов вуза»

УДК 37.032

doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-95-99

ПРОБЛЕМНОСТЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Лопатина Надежда Ивановна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрена проблема учебной мотивации студентов вуза на современном этапе развития высшего образования. Выявлены причины снижения учебной мотивации студентов, рассмотрены способы формирования и повышения ее уровня, представляющие собой сочетание традиционных и инновационных форм и методов. Раскрыты возможности использования преподавателем интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий в контексте развития учебной мотивации учащихся, различные способы поощрения активных студентов и др. Проанализированы достоинства и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний в процессе вузовского обучения.

Ключевые слова: студент, вуз, учебно-профессиональная мотивация, интерактивные методы, учебный материал, рейтинг, оценка знаний

Неоспоримым фактом является то, что успешность освоения знаний студентом напрямую связана с грамотной организацией учебного процесса, однако для достижения максимального эффекта задействуется целый комплекс различных элементов. Не менее важная роль в данном комплексе отводится учебной мотивации студента. От ее уровня в значительной степени будет зависеть его вовлеченность в процесс обучения и, как следствие, успешность освоения полученных знаний. Даже при профессиональном подборе педагогом самых эффективных форм и методов обучения восполнить недостаток мотива-ционной составляющей не представляется возможным, так как для студента прогрессивная деятельность педагога лишь в малой степени будет отлична от классического прочтения лекционного материала. Немотивированный выпускник, в полной мере не освоивший материалы университетской программы, будет менее конкурентоспособен на рынке труда. В своих трудах Т. С. Бобкова и О. Б. Бобков отмечали, что «в современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом» [1, с. 6].

Отдельного внимания заслуживает отсутствие мотивации у студентов к учебной деятельности. Из личных наблюдений и опросов нами установлено, что большая часть таких студентов несамостоятельно приняли

решение о поступлении в вуз или выборе специальности (направления подготовки). В этих случаях большое влияние оказывали такие факторы, как материальные возможности семьи, излишнее давление со стороны родителей (опекунов) или, наиболее часто встречающийся фактор, - отсутствие у абитуриента собственных предпочтений для реализации профессионального потенциала.

Какими бы не были причины отсутствия мотивации у студентов, по факту, с данной проблемой ежегодно сталкиваются сотни педагогов. Таким образом, цель данной статьи - рассмотреть проблему низкого уровня мотивации современных студентов вуза, а также осветить наиболее эффективные методы ее повышения.

Предпочтительной является модель поведения абитуриента, при которой он подходит к вопросу выбора вуза и специальности (направления подготовки) взвешенно, стараясь наиболее точно представить как сам процесс обучения, так и дальнейшее получение профессии и трудоустройство. О. Богословская отмечала, что «выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать воз-

можность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда» [2, с. 44]. Из данного утверждения следует, что при принятии такого серьезного решения абитуриенту необходимо отвертеть на ряд сложных личностных вопросов. К сожалению, в рамках обучения в старших классах школы, с одной стороны, недостаточно времени уделяется вопросу профориентации, с другой - проводимые в данном направлении мероприятия недостаточно эффективны. Однако, самостоятельно далеко не каждый выпускник школы способен грамотно проделать этот труд и тем более правильно его оценить.

Получение образования всегда предполагало высокий уровень силы воли, выдержки, терпения и трудолюбия со стороны студента. Наличие этих характеристик обеспечивало достижение поставленных перед студентом целей: получение знаний и умений для дальнейшего формирования уже как профессионала в выбранной сфере деятельности, а также развитие личности в целом. К сожалению, нередко и принудительное воздействие на немотивированного студента как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Надо признать, что данный способ имеет свои результаты, пусть и малоэффективные, однако в процессе взросления человека все сложнее принуждать его к чему-либо. Так, если в процессе обучения в школе данный подход будет иметь определенную результативность, то при получении высшего образования этот показатель будет ниже, а возможно и вовсе приведет к обратному результату.

В общей практике встречаются случаи, когда вчерашние школьники-отличники становятся заядлыми троечниками в университете, и дело тут, зачастую, не в более сложном и объемном учебном материале. Получив некую свободу действий, отделившись от семьи как самостоятельная личность, студент предпринимает шаги к осознанию себя таковым. Но недостаток опыта и чувство безнаказанности за плохую успеваемость или посещаемость часто приводят к неблагоприятным последствиям, таким, как задолжно-сти или отчисление. Не в состоянии найти для себя эффективную учебную мотивацию,

взамен той, что была во время обучения в школе (например, боязнь наказания со стороны родителей), студент не допускает возможности, что обучение в вузе может быть интересно само по себе.

Распространенным заблуждением является и тот факт, что мотивированные к учебному процессу студенты имеют адекватную учебно-профессиональную мотивацию. Зачастую студенты мотивированы лишь прагматическими мотивами, такими как: возможность получения выгодного профессионального предложения работы, более высокой заработной платы, статусного положения в обществе и т. д. Такой вид мотивации, возможно, будет иметь положительный эффект при поступлении студента в вуз, однако обрести интерес к самому процессу обучения побудить он не сможет. С этим согласны Т. С. Бобкова и О. Б. Бобков, которые отмечали, что мотивы поступления в вуз во многих случаях имеют внешнюю положительную направленность и носят ситуативный кратковременный характер. Таким образом, преподаватель, так или иначе, столкнется с проблемой низкого уровня мотивации к учебной деятельности у студента.

Отметим, что «процесс формирования учебно-профессиональной мотивации имеет двойственную психолого-педагогическую природу: психологическое воздействие направлено на изменение внешней мотивации во внутреннюю (трансформацию мотивов по линии от дефицитарных к развивающим), изменение психических структур обучаемых; педагогическая направленность осуществляется в системе вуза и входит в педагогическую подсистему» [1, с. 7]. Умение педагога находить подход к студенту, а также психологические знания при организации осознанного и научно обоснованного влияния на студентов, будет являться надежной базой для процесса повышения мотивации студентов.

Существует множество различных форм и методов формирования и повышения уровня учебной мотивации студентов вуза. Одни базируются на теоретических знаниях, основанных на психологии и педагогике, другие были подтверждены практикой и статистикой. Е. Г. Фильштинская и М. В. Аборина предлагают следующее: «Часть специальных дисциплин ведут преподаватели-совместители на месте своей основной работы, что позволяет студентам увидеть специалиста в

профессии, составить представление о роде своей будущей профессиональной деятельности» [3, с. 95]. На данный момент эта форма организации учебного процесса используется достаточно мало, однако ее эффективность уже доказывалась на практике. Более того, предложенная форма соответствует требованиям ФГОС ВО нового поколения. Несомненно, верным является и следующее утверждение: «Активные в обучении, самостоятельной и исследовательской работе студенты поощряются выступлениями на конференциях, изданием результатов исследований в сборниках статей, льготами при сдаче зачетов и экзаменов по специальным дисциплинам» [3, с. 95].

Однако, среди неоспоримых методов, имеющих положительный эффект, существуют и те, результативность которых подвергается сомнению. К примеру, Г. Н. Кошуко-ва, В. А. Белоглазов говорят о необходимости «ранжирования» студентов с целью их учебной мотивации. Вариантов ранжирования представляется несколько, но предпочтение отдается относительно новой, но уже вошедшей в процесс вузовского обучения рейтинговой системы оценки знаний. Авторы отмечают, что «независимо от уровня рейтинговых показателей студенты демонстрируют повышение мотивации к обучению» [4, с. 18]. Логично предположить, что самый высокий уровень мотивации будет у тех студентов, которые будут находиться на лидирующих позициях списка, так как у них появится стремление удержать их. Не меньший уровень продемонстрируют те, кто будет «в одном шаге» от данных позиций. Касательно тех, кто ежемесячно будет получать средние результаты, то они, возможно, будут считать свои достижения достаточными и, их мотивация, в данном случае, не будет увеличиваться, а, как возможный вариант, и вовсе снизится. Потеря нескольких позиций рейтинга не будет казаться проблемой для студента, если взамен он получит больше свободного времени или приложит меньше усилий к учебе. Студенты, чьих усилий будет достаточно лишь для того, чтобы оказаться внизу таблицы и вовсе могут потерять всякую мотивацию к обучению и воспринимать это как публичное унижение со стороны университета.

Необходимо стремиться к развитию мотивации студентов средствами самой учебной дисциплины. Если педагог будет прикладывать максимальное количество усилий, направлен-

ных на повышение уровня мотивации студентов, например, систематически применять интерактивные методы обучения, то это приведет постепенно к ее увеличению. Более того, это может повлиять даже на самых немотивированных студентов, так сказать «заразить их энтузиазмом». Как отмечает М. Н. Крылова, «при интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения» [5, с. 39]. Среди методов активного обучения исследователь называет эффективными в системе высшего образования «словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, «кейс-стади», игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод «мозгового штурма», метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и т. п.)» [5, с. 39].

Основной формой подачи информации в университете является лекционное занятие. В настоящее время традиционное прочтение лекции устарело для современного студента. Их восприятие «сухого» изложения нового материала кардинальным образом отличается от восприятия, скажем, поколения их родителей, которые будучи студентами, проявляли значительно больший интерес к получению новой информации от педагогов. На сегодняшний момент необходимы «такие способы усовершенствования данной формы обучения, как проведение гибридных занятий, активизация деятельности студентов на лекции, использование мультимедийных презентаций» [6, с. 77].

Одним из эффективных средств повышения учебной мотивации является также использование разнообразных инновационных технологий. Важно отметить, что процесс разработки новых технологий в педагогике никогда не стоит на месте. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача постоянного мониторинга их отслеживания и умение применять их в процессе обучения студентов. К примеру, Е. М. Шульгина описывает мотивацион-ные возможности технологии веб-квест. Данная интернет-технология может быть весьма успешной, так как сочетает положительные моменты такой эффективной педагогической технологии, как проблемное обучение, с привычным и привлекательным для студентов ин-

тернет-поиском, решением эвристических задач: «Веб-квест представляет собой веб-проект, размещенный на отдельном веб-сайте, работа с которым направлена на исследование и всестороннее изучение отдельно взятого проблемного вопроса, часто связанного с будущей профессиональной деятельностью студентов. При этом проблемный вопрос не должен иметь однозначного решения, а ссылки в сети подбираются таким образом, чтобы проблема рассматривалась с разных сторон. Другими словами, информация в ссылках не дает точного ответа на поставленный вопрос. Студенты должны извлечь из всего предложенного многообразия текстового и видеоматериала необходимую информацию и сформулировать свой собственный вывод самостоятельно» [7, с. 40-41]. О важности и необходимости использования в качестве учебного и мотивационного средства компьютера и интернета заявляют многие современные исследователи, например, Н. А. Резник и Н. А. Павлов.

Достаточно полный перечень форм повышения учебной мотивации студентов вуза находим у М. Н. Крыловой: «Правильное целеполагание, убеждение студентов в практической значимости изучаемого, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, экскурсы в историю предмета, активизация учебной деятельности, разработка и распространение методов проблемно-развива-ющего обучения, вовлечение студентов в дискуссию, создание ситуации успеха и т. д.» [8, с. 86]. Нельзя не согласиться с приведенными методами и формами, однако правильно и то, что «для того, чтобы сформировать мотивацию учебной деятельности, используется весь арсенал методов, каждый из которых обладает не только информативно-обучающим, но и мотивацион-ным воздействием» [4, с. 117], то есть понимающий особенности мотивации преподаватель вуза способен сделать мотивирующим любое занятие, любые применяемые им формы и методы обучения.

Итак, развитие мотивации к учебе и профессионального интереса у студентов высших учебных заведений мы рассматриваем как сложный, требующий внимания и усилий со стороны педагога, процесс. Для формирования мотивации к учебе у студентов вуза важно правильно построить учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий, различных способов поощрения активных студентов, привлечением к процессу обу-

чения производственников. Итогом правильно организованного профессионального обучения является формирование учебно-профессиональной мотивации, способствующей успешному освоению нужных компетенций, а также появлению важных личностных качеств специалиста (бакалавра) на выходе, при получении им диплома о высшем образовании.

Литература

1. Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S4. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

2. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44-47.

3. Фильштинская Е. Г., Аборина М. В. Специфика обучения студентов вуза в условиях недостаточной профессиональной мотивации // Достижения вузовской науки. 2014. № 11. С. 92-97.

4. Кошукова Г. Н., Белоглазов В. А., Пушкова Т. Н., Доля Е. М. Система ранжирования студентов как механизм повышения мотивации обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-4. С. 116-118.

5. Крылова М. Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы науки и образования. 2016. № 4 (22). С. 39-46.

6. Остапенко И. А., Кроливецкая И. Е. Недостатки лекционной формы обучения и пути их преодоления // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 77-81. URL: https://e-koncept.ru/2016/56397.htm

7. Шульгина Е. М. Мотивация познавательной деятельности студентов посредством технологии веб-квест // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6 (157-158). С. 40-45.

8. Крылова М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86-95.

References

1. Bobkova T. S., Bobkov O. B. Psikhologo-pedagogicheskaya model' formirovaniya uchebno-professional'noj motivatsii studentov ekonomicheskogo vuza [Psychology and pedagogical model of formation of educational and professional motivation of students of economic higher education institution] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2014. № S4. S. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

2. Bogoslovskaya O. Motivatsiya polucheniya vysshego obrazovaniya v kontekste vybora professii

[Motivation of receiving the higher education in the context of choice of profession] // Vysshee obrazovaniye v Rossii. 2006. № 5. S. 44-47.

3. Fil'shtinskaya E. G., Aborina M. V. Spetsifika obucheniya studentov vuza v usloviyakh nedostatochnoj professional'noj motivatsii [Specifics of training of students of higher education institution in the conditions of insufficient professional motivation] // Dostizheniya vuzovskoj nauki. 2014. № 11. S. 92-97.

4. Koshukova G. N., Beloglazov V. A., Pushkova T. N., Dolya E. M. Sistema ranzhirovaniya studentov kak mekhanizm povysheniya motivatsii obucheniya [System of ranging of students as mechanism of increase in motivation of training] // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2015. № 4-4. S. 116-118.

5. Krylova M. N. Interaktivnye metody v sisteme prepodavaniya gumanitarnykh distsiplin v tekhnicheskom vuze [Interactive methods in system of teaching humanitarian disciplines in technical college] //

Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2016. № 4 (22). S. 39-46.

6. Ostapenko I. A., Krolivetskaya I. E. Nedostatki lektsionnoj formy obucheniya i puti ikh preodoleniya [Shortcomings of lecture form of education and way of their overcoming] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal Kontsept. 2016. T. 23. S. 77-81. URL: https://e-koncept.ru/2016/56-397.htm

7. Shul'gina E. M. Motivatsiya poznavatel'noj deyatel'nosti studentov posredstvom tekhnologii veb-kvest [Motivation of cognitive activity of students by means of technology web quest] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 5-6 (157-158). S. 40-45.

8. Krylova M. N. Sposoby motivatsii uchebnoj deyatel'nosti studentov vuza [Ways of motivation of educational activity of students of higher education institution] // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013. № 3. S. 86-95.

* * *

PROBLEMATICAL CHARACTER OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Lopatina Nadezhda Ivanovna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]

In article the author considered the problem of educational motivation of students of higher education institution at the present stage of development of the higher education, established the reasons of decrease in educational motivation of students, considered the ways of formation and increase in its level representing a combination of traditional and innovative forms and methods, revealed possibilities of use by the teacher of interactive methods of training and innovative educational technologies in the context of development of educational motivation of pupils, various ways of encouragement of active students, etc. and analyzed merits and demerits of use of rating system of an assessment of knowledge in the course of high school training.

Key words: student, higher education institution, educational and professional motivation, interactive methods, training material, rating, assessment of knowledge

Об авторе:

Лопатина Надежда Ивановна, магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the author:

Lopatina Nadezhda Ivanovna, Applicant for Master's Degrees of the Education Program «Pedagogical Education», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.