Научная статья на тему 'Педагогический дизайн как средство развития учебной мотивации студентов дистанционной формы обучения'

Педагогический дизайн как средство развития учебной мотивации студентов дистанционной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2351
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ КЕЛЛЕРА / РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА / MOTIVATION / INSTRUCTIONAL DESIGN / DISTANCE LEARNING / KELLER MODEL / DEVELOPMENT OF THE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Дарья Владимировна

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации студентов дистанционной формы обучения в высшей школе. Именно положительная мотивация студентов выделяется как основное направление в решении многих актуальных задач современного высшего образования. Проводится анализ различных подходов к этой проблеме в зависимости от форм обучения, проанализированы возможности и различные способы повышения мотивации у студентов очной и дистанционной форм обучения, рассмотрены методики отечественной и зарубежной педагогических школ. Анализируются возможности педагогических методов повышения мотивации при разработке курса с использованием педагогического дизайна. Для этого систематизированы в виде таблицы этапы проектирования учебного курса в педагогическом дизайне и этапы повышения мотивации в проектировании обучения по системе исследователя Джона Келлера. Краткий обзор таблицы наглядно показывает кардинальные различия между очной и дистанционной формами обучения, а также их влияние на процесс мотивации студента. Дается краткая характеристика классической модели педагогического дизайна «ADDIE» и пяти ее основных этапов, анализируются проблемы построения учебного курса в дистанционном образовании и факторы, влияющие на этот сложный и многогранный процесс. Рассматривается педагогический дизайн как определенная педагогическая модель для оптимизации построения учебного курса. Обозначается его кардинальное отличие от прочих моделей, а именно: возможность постоянной рефлексии, корректировки курса с момента начала работы и вплоть до подведения итогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instructional Design as a Means to Motivate Students’ E-Learning

The article says about the problem of increasing the motivation of higher school students to e-learning. Provided the direction of solving the urgent problem associated with positive motivation for students, an analysis of different approaches depending on the forms of training was made. The analysis of possibilities of pedagogical methods to increase motivation in the development of the course with the use of instructional design was carried out. The author analyzed opportunities and different approaches increasing motivation of students of full-time and distance learning techniques considered Russian and foreign pedagogical schools. Design stages of the training course in pedagogical design and stages in increasing motivation in design of training according to the system of researcher John Keller are systematized for this purpose in the form of the table. The article gives an overview of the classical model «ADDIE» instructional design and its five main stages. It briefly analyzes the problems of constructing the training course in distance education and the factors affecting this complex and multifaceted process. We consider instructional design as a specific pedagogical model to optimize the construction of the training course. Its fundamental difference from other models is pointed out, in particular, the possibility of constant reflection, course corrections since the beginning of operation and up to the debriefing.

Текст научной работы на тему «Педагогический дизайн как средство развития учебной мотивации студентов дистанционной формы обучения»

УДК 378.1

Д. В. Воронина

Педагогический дизайн как средство развития учебной мотивации студентов

дистанционной формы обучения

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации студентов дистанционной формы обучения в высшей школе. Именно положительная мотивация студентов выделяется как основное направление в решении многих актуальных задач современного высшего образования. Проводится анализ различных подходов к этой проблеме в зависимости от форм обучения, проанализированы возможности и различные способы повышения мотивации у студентов очной и дистанционной форм обучения, рассмотрены методики отечественной и зарубежной педагогических школ. Анализируются возможности педагогических методов повышения мотивации при разработке курса с использованием педагогического дизайна. Для этого систематизированы в виде таблицы этапы проектирования учебного курса в педагогическом дизайне и этапы повышения мотивации в проектировании обучения по системе исследователя Джона Келлера. Краткий обзор таблицы наглядно показывает кардинальные различия между очной и дистанционной формами обучения, а также их влияние на процесс мотивации студента. Дается краткая характеристика классической модели педагогического дизайна «ADDIE» и пяти ее основных этапов, анализируются проблемы построения учебного курса в дистанционном образовании и факторы, влияющие на этот сложный и многогранный процесс. Рассматривается педагогический дизайн как определенная педагогическая модель для оптимизации построения учебного курса. Обозначается его кардинальное отличие от прочих моделей, а именно: возможность постоянной рефлексии, корректировки курса с момента начала работы и вплоть до подведения итогов.

Ключевые слова: мотивация, педагогический дизайн, дистанционное обучение, модель Келлера, разработка учебного курса.

D. V. Voronina

Instructional Design as a Means to Motivate Students' E-Learning

The article says about the problem of increasing the motivation of higher school students to e-learning. Provided the direction of solving the urgent problem associated with positive motivation for students, an analysis of different approaches depending on the forms of training was made. The analysis of possibilities of pedagogical methods to increase motivation in the development of the course with the use of instructional design was carried out.

The author analyzed opportunities and different approaches increasing motivation of students of full-time and distance learning techniques considered Russian and foreign pedagogical schools. Design stages of the training course in pedagogical design and stages in increasing motivation in design of training according to the system of researcher John Keller are systematized for this purpose in the form of the table. The article gives an overview of the classical model «ADDIE» instructional design and its five main stages. It briefly analyzes the problems of constructing the training course in distance education and the factors affecting this complex and multifaceted process. We consider instructional design as a specific pedagogical model to optimize the construction of the training course. Its fundamental difference from other models is pointed out, in particular, the possibility of constant reflection, course corrections since the beginning of operation and up to the debriefing.

Keywords: motivation, instructional design, distance learning, Keller model, development of the course.

Сегодня мир образования претерпевает большие изменения, появляются новые модели обучения, подходы и концепции в образовании. В первую очередь это связано с новой реальностью - цифровой. Стоит ли говорить, что высокие технологии вошли в повседневную жизнь многих людей на земном шаре. Еще 20 лет назад мало кто мог представить, что виртуальная реальность будет активно использоваться в науке, искусстве, технике: это и проведение онлайн хирургических операций, и всевозможные достижения в инженерном комплексе, делающие жизнь человека удобнее и безопаснее, и многое,

многое другое. В образовании информационные технологии позволяют видеть, слышать, изучать и тестировать то, что в предыдущие годы было практически невозможно в силу больших расстояний и высокой себестоимости. Многие университеты ныне ведут гуманитарную образовательную политику в странах третьего мира, в первую очередь Африке, давая возможность жителям беднейших регионов получить онлайн-образование по востребованным профессиям совершенно бесплатно. То немногое, что мы перечислили, уже говорит о том, что дистанционное образование имеет все шансы занять лидирую-

© Воронина Д. В., 2016

щие позиции в сфере образовательных технологий.

Однако отметим, что данное направление образования, напрямую связанное с применением интернет-технологий, довольно молодо и, несмотря на его бурное развитие, остается еще довольно много нерешенных вопросов в области теории и практики. В связи с этим сформулируем некоторые наиболее актуальные проблемы. В первую очередь они связаны с построением учебного курса, доступностью изложения материала, методами повышения мотивации обучения у студентов и контролем их знаний. Вокруг этого обозначенного круга проблем и сосредоточены усилия большинства научных работ по проблемам современного дистанционного обучения. Однако в нашей статье мы заострим внимание на проблеме положительной мотивации студентов дистанционного обучения и использовании методов педагогического дизайна для решения этой проблемы.

Не углубляясь в анализ терминологии педагогического дизайна (с ней можно ознакомиться в работах таких авторов, как А. Ю. Уваров, К. Г. Кречетников, В. Н. Подковырова, Е. В. Абы-зова, П. В. Афанасьева, А. Г. Клепикова, С. А. Курносова, М. В. Моисеева) [13, с. 25], перейдем непосредственно к анализу модели обучения.

Классической моделью педагогического дизайна признана модель «ADDIE», в которой используются следующие пять этапов:

- A - анализ (analysis);

- D - дизайн (design);

- D - разработка (development);

- I - реализация (implementation);

- E - оценка (evaluation).

В соответствии с этой схемой и идет построение учебного курса в классической модели педагогического дизайна. Приведем краткий обзор вышеназванных этапов.

АНАЛИЗ - это определение целей и задач учебного курса. Именно с его помощью намечается круг знаний, умений и компетенций студента после прохождения обучения.

ДИЗАИН - это формирование в зависимости от ответов на вопросы первого этапа не только учебной рабочей программы, но - что особенно важно для дистанционного и онлайн-образования - и способов обучения. Например: соотношение самостоятельной и аудиторной учебной нагрузки, формы дистанционной связи (чаты, электронные семинары, вебинары) и мно-

гое другое, что составляет специфику дистанционного образования.

РАЗРАБОТКА - это конкретная реализация учебного проекта, создание электронного контента, работа с учебным сайтом и пр.

РЕАЛИЗАЦИЯ - это непосредственный процесс обучения.

ОЦЕНКА - это результаты обучения: достижения студентов после прохождения курса, соответствие целей АНАЛИЗА результатам ОЦЕНКИ, и вновь обращение к первому этапу - анализу, что позволяет провести столь необходимую корректировку курса обучения.

Именно такая цикличная схема педагогического дизайна дает весьма ощутимые результаты и позволяет комплексно решить многие вопросы, связанные с построением учебного курса. Практически на каждом этапе такой схемы присутствует обратная связь, поэтому система корректирует сама себя.

При разработке курса учитываются многие аспекты, однако положительная мотивация студента к обучению - это фактор субъективный и зависит от многих причин. Составитель учебного курса, преподаватель, тьютор не могут полагаться на волю случая и зависеть от субъективности обстоятельств. Именно поэтому проблема мотивации студента является одной из ключевых не только в дистанционном образовании, но и в педагогическом дизайне.

На этот вопрос обратили внимание в своих работах и научных исследованиях многие отечественные и зарубежные ученые (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хенхаузер и др.) [12]. В результате научных исследований и практики сформировались и классические идеи повышения положительной мотивации студентов в обучении. Перечислим основные из них: индивидуальный подход к учащимся, убеждение, работа с примерами, формирование стойкого профессионального интереса, ориентация на конкретную профессиональную деятельность.

Также можно отметить и возможность совместного проектирования учебной деятельности преподавателя и студента, что особенно важно при дистанционном обучении. Важность такого подхода отмечает в своей работе Л. В. Байбородова. Именно совместное определение целей, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности в соответствии с

136

Д. В. Воронина

возможностями каждого участника деятельности, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач не только дает студенту возможность проявить самостоятельность, но и значительно повышает его мотивацию, поскольку повышение ответственности в процессе совместной работы сказывается не только на ее результатах, но и на эффекте удовлетворения от полученных знаний, от самого процесса обучения [2, а 149].

Проблема мотивации студента - это не только педагогический, но и психологический аспект. Мотивация в процессе обучения - это побуждение, вызывающее активность, это развивающийся во времени процесс постоянного поддержания

Способы повышения мотивации_

заинтересованности учащихся не только на самом занятии, но и процессе учебно-познавательной деятельности. Именно так охарактеризовала мотивацию современного студента исследователь О. Ю. Денисова [3].

Во время обучения в вузе у студентов в силу различных обстоятельств и причин (влияние преподавателей, познавательная деятельность, работа в коллективе) формируются и мотивы обучения. Однако существуют и другие способы повышения мотивации обучающегося. Возможности их применения в аудиторном или дистанционном образовании мы рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1

Способы повышения мотивации Аудиторное обучение Дистанционная форма обучения

Новизна подачи материала Смена преподавателем в рамках программы стиля изложения материала, формы его подачи и т. п. Запись курса в форме видео-аудио и использование его без изменений несколько учебных лет

Эмоциональное воздействие В зависимости от состава группы, ее психологического настроя преподаватель может изменить манеру изложения материала, отвлечь аудиторию на параллельную проблему и т. п. Эмоциональное воздействие преподавателя крайне ограничено, так как, по сути, учащийся общается в основном с монитором компьютера. Наличие отвлекающих моментов, вплоть до выполнения во время вебинаров своих личных дел (по личным наблюдениям и опросам автора статьи) В арсенале педагога остается только яркий зрительный ряд и речевое воздействие

Активные методы обучения и коллективная работа Легко применимы семинары, дискуссия, «круглые столы», викторины и т. п. Активное вовлечение студента в совместную учебную, научную работу довольно сложно технический. Далеко не все образовательные учреждения обладают необходимым для этого программным обеспечением. С точки зрения организационного момента никогда нельзя точно заранее определить количество студентов, вышедших на вебинар или онлайн-урок, а также степень их готовности к занятию. Поэтому точно спрогнозировать задания крайне затруднительно

Самостоятельная исследовательская деятельность Применима в полном объеме Применима в полном объеме. Кардинальных различий нет

Формирование профессиональных мотивов Задача, которая решается на всех предметах курса и специальности Не зависит от форм и методов обучения

Индивидуализация обучения Учебные материалы и задания отбираются в зависимости от уровня начальной подготовки студента, Есть возможность давать задания для углубленного изучения материала В дистанционном образовании, с одной стороны, весь процесс обучения индивидуален, так как каждый студент выбирает индивидуальные сроки изучения курса, может многократно просматривать учебный материал и т. п. С другой стороны, для преподавателя каждый студент безличен, он всего лишь фамилия в электронном журнале и на вебинаре. Для индивидуального знакомства порой необходимо приложить дополнительные усилия

Объективность, гласность и перспективность контроля и оценки Важный и достижимый момент при любой форме обучения Важно поставить не только оценку, но и дать в письменной форме четкое обоснование и обязательно указать положительные моменты и слабые места, над которыми студент должен поработать

Создание благоприятного учебного климата Необходимое условие мотивации студента при любой форме обучения В этом процессе участвуют не только преподаватель, ведущий курса, но и другие сотрудники вуза. Именно с ними, обеспечивающими техническую поддержку занятий, чаще всего обещается студент дистанционной формы обучения

Анализ таблицы дает понять, что между очной и дистанционной формами обучения существует много кардинальных различий, в том числе отражающихся на процессе мотивации студента. В своей работе Н. Ю. Марчук [11, с. 80] классифицирует психологические аспекты, затрудняющие процесс обучения в дистанционном образовании и, соответственно, мотивации:

— отсутствие непосредственного эмоционального контакта педагога с учащимися;

— механистическая проекция реального мира в виртуальный и обратно;

— обезличивание субъектов образовательного процесса;

— сложность осмысливания учебного материала студентами.

Отсюда сложность, а подчас и невозможность применения некоторых приемов для повышения мотивации обучения. Таким обрам, в дистанционном обучении стоит применять и искать новые подходы - нетрадиционные, новаторские. Как же в данном случае может помочь педагогический дизайн при формировании учебного курса?

Модель Келлера (Attention - внимание, Relevance - значимость, Confidence - уверенность, Satisfaction - удовлетворение), с одной стороны, очень логична, но в техническом плане в дистанционном образовании не так проста в исполнении. Для реализации этой модели необходимы определенные условия. В дистанционном образовании построение учебного курса - это сложный и многогранный процесс, во время работы над которым необходимо учитывать множество факторов. Для оптимизации построения учебного курса педагоги и разработчики всего мира используют определенные педагогические наработки, модели. Одной из таковых и является пе-138

Сперва мы должны ответить на вопрос: какие способы формирования мотивации у обучающего возможно в принципе применять в дистанционном обучении? Этой проблемой в свое время активно занимались зарубежные исследователи: Т. Гао, Дж. Леман, Б. Такман, Дж. Виссер, Т. Пломп, Ч. Шлоссер. Американский специалист в области обучающих систем Джон Келлер даже разработал модель повышения мотивации студентов в дистанционном обучении. Эту модель исследователь назвал ARCS (Attention -внимание, Relevance - значимость, Confidence -уверенность, Satisfaction - удовлетворение) [12].

На настоящий момент представляется значимым оптимизация электронных ресурсов и учебных курсов в соответствии с моделью Келлера. Педагогический дизайн в данном случае выступает оптимальной моделью для повышения мотивации учащихся дистанционной формы обучения. Ниже представим таблицу взаимодействия этапов построения учебного курса с помощью педагогического дизайна и модели Келлера.

Таблица 2

дагогический дизайн. Кардинальное отличие последнего состоит в возможности постоянной рефлексии, корректировки курса с момента начала работы, во время процесса обучения, после подведения итогов. Именно использование педагогического дизайна применительно к модели Келлера и является, на наш взгляд, наиболее успешной системой, позволяющей не только создавать обучающие курсы, но и повышать мотивацию студентов в дистанционном обучении. А это на данный момент является одной из важных проблем в современном образовании.

Д. В. Воронина

Взаимосвязь модели Келлера и этапов педагогического дизайна

Этапы педагогического дизайна Модель Келлера

Анализ Значимость. Важно не только составить курс с точки зрения целей и задач обучения, но и учесть все факторы, обуславливающие значимость курс для студента

Дизайн Внимание. Именно виртуальная архитектура курса и визуальное наполнение будут отвечать за внимание студентов в процессе обучения

Разработка Разработка курса - один из ответственнейших моментов, когда команда специалистов (от преподавателя до педагогического дизайнера, от методиста до 1Т-специалиста) продумывает архитектуру курса, отвечающую всем критериям мотивации Келлера

Реализация Уверенность и удовлетворение. Процесс обучения должен вселить в студента уверенность в собственных силах, возможностях и принести удовлетворение при достижении определенных результатов

Оценка Во время оценки курса заново учитываются разработчиками и преподавателями все этапы модели Келлера, и курс корректируются исходя их этих показателей

Библиографический список

1. Агафонова, И. П. Развитие мотивации к учению у студентов медико-фармацевтического колледжа [Текст] / И. П. Агафонова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 4.- С. 23-25.

2. Байбородова, Л. В. Принципы организации образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 35-41.

3. Денисова, О. Ю. Роль педагога в формировании мотивации обучения [Электронный ресурс] / О. Ю. Денисова // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 6. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-v-formirovanie-motivatsii-obucheniya (дата обращения: 01.07.2016).

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2000. - 384 с.

5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

6. Камчаткина, В. М., Иващенко, Г. А. Способы повышения мотивации студентов к обучению [Электронный ресурс] / В. М. Камчаткина, Г. А. Иващенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 1-2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7sposoby-povysheniya-motivatsii-studentov-k-obucheniyu (Дата обращения: 17.06.2016).

7. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В. И. Ковалев. - М. : Наука, 1988. -191 с.

8. Крылова, М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза [Электронный ресурс] / М. Н. Крылова // ПНиО. - 2013. - № 3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-vuza-1 (Дата обращения: 11.07.2016).

9. Леванова, А. Е., Урайская, И. Н. Формирование у студентов мотивации к обучению [Электронный ресурс] / А. Е. Леванова, И. Н. Урайская // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - № 11. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-studentov-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения: 21.06.2016).

10. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Электронный ресурс] / А. К. Маркова. - URL: http:// psymania.info/raznoe/307.php. - 27.06.2016

11. Марчук, Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Н. Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-distantsionnogo-obucheniya (Дата обращения: 17.07.2016).

12. Мотивация в дистанционном образовании. Модель Келлера [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.ubo.ru/articles/?cat=120&pub=2545 (Дата обращения: 8.07.2016)

13. Никитина, Е. Ю., Курносова, С. А. Подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: концептуальные основы [Текст] / Е. Ю. Никитина, С. А. Курносова. - М. : Манпо, 2011. - 123 с.

14. Павлова, Л. А. Мотивация обучающихся как условие совершенствования качества профильного обучения [Текст] / Л. А. Павлова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 1. -С. 7-11.

15. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы» [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2015. - 453 с.

16. Рождественская, Е. А., Рощина, Н. А., Куба-рев, Е. Н. Особенности мотивации обучения в вузе [Электронный ресурс] / Е. А. Рождественская,

H. А. Рощина, Е. Н. Кубарев // Вестник ТГПУ -2005. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-obucheniya-v-vuze (Дата обращения: 10.07.2016).

17. Романова, М. В. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в вузе [Электронный ресурс] / М. В. Романова // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. - 2006. - № 6. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7problema-formirovaniya-motivatsii-studentov-vo-vremya-obucheniya-v-vuze (Дата обращения: 14.06.2016).

18. Шараборова, Г., Михайлов, А. Подвести к воде и заставить напиться: мотивация в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / Г. Шараборова, А. Михайлов. - URL: http://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1070148-podvesti-k-vode-i-zastavit-napitsya-motivatsiya-v-distantsionnom-obuchenii (Дата обращения: 04.07.2016)

Bibliograficheskij spisok

1. Agafonova, I. P. Razvitie motivacii k ucheniju u studentov mediko-farmacevticheskogo kolledzha [Tekst] /

I. P. Agafonova // Srednee professional'noe obrazovanie. -2010. - № 4.- S. 23-25.

2. Bajborodova, L. V. Principy organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti studentov v pedagogicheskom vuze [Tekst] / L. V. Bajborodova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. -S. 35-41.

3. Denisova, O. Ju. Rol' pedagoga v formirovanii mo-tivacii obuchenija [Jelektronnyj resurs] / O. Ju. Denisova // Nauchnye issledovanija v obra-zovanii. - 2009. - № 6. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-v-formirovanie-motivatsii-obucheniya (data obrashhenija: 01.07.2016).

4. Zimnjaja, I. A. Pedagogicheskaja psihologija [Tekst] : uchebnik dlja vuzov / I. A. Zimnjaja. - 2-e izd., dop., ispr. i pererab. - M. : Logos, 2000. - 384 s.

5. Il'in, E. P. Motivacija i motivy [Tekst] / E. P. Il'in. -SPb. : Piter, 2003. - 512 s.

6. Kamchatkina, V. M., Ivashhenko, G. A. Sposoby povyshenija motivacii studentov k obucheniju [Jel-ektronnyj resurs] / V M. Kamchatkina, G. A. Ivashhenko // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2013. - № 1-2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-motivatsii-studentov-k-obucheniyu (data obrashhenija: 17.06.2016).

7. Kovalev, V. I. Motivy povedenija i dejatel'nosti [Tekst] / V. I. Kovalev. - M. : Nauka, 1988. - 191 s.

8. Krylova, M. N. Sposoby motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov vuza [Jelektronnyj resurs] / M. N. Krylova // PNiO. - 2013. - № 3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-vuza-1 (data obrashhen-ija: 11.07.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Levanova, A. E., Urajskaja, I. N. Formirovanie u studentov motivacii k obucheniju [Jelektronnyj resurs] / A. E. Levanova, I. N. Urajskaja // Professional'noe obra-zovanie v Rossii i za rubezhom. - 2013. - № 11. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-studentov-motivatsii-k-obucheniyu (data obrashhenija: 21.06.2016).

10. Markova A. K. Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste [Jelektronnyj resurs] / A. K. Markova. - URL: http:// psymania.info/raznoe/307.php. - 27.06.2016

11. Marchuk, N. Ju. Psihologo-pedagogicheskie oso-bennosti distancionnogo obuchenija [Jelektronnyj resurs] / N. Ju. Marchuk // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-distantsionnogo-obucheniya (data obrashhenija: 17.07.2016).

12. Motivacija v distancionnom obrazovanii. Model' Kellera [Jelektronnyj resurs]. - URL:

http://www.ubo.ru/articles/?cat=120&pub=2545 (data obrashhenija: 8.07.2016)

13. Nikitina, E. Ju., Kurnosova, S. A. Podgotovka studentov vuza k proektirovaniju pedagogicheskogo dizajna: konceptual'nye osnovy [Tekst] / E. Ju. Nikitina, S. A. Kurnosova. - M. : Manpo, 2011. - 123 s.

14. Pavlova, L. A. Motivacija obuchajushhihsja kak uslovie sovershenstvovanija kachestva profil'nogo obuchenija [Tekst] / L. A. Pavlova // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2010. - № 1. - S. 7-11.

15. Pedagogicheskie tehnologii: rezul'taty issledo-vanij Jaroslavskoj nauchnoj shkoly» [Tekst] / pod red. L. V. Bajborodovoj, V. V. Judina. - Jaroslavl' : RIO JaG-PU, 2015. - 453 s.

16. Rozhdestvenskaja, E. A., Roshhina, N. A., Ku-barev, E. N. Osobennosti motivacii obuchenija v vuze [Jelektronnyj resurs] / E. A. Rozhdestvenskaja, N. A. Roshhina, E. N. Kubarev // Vestnik TGPU. -2005. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-motivatsii-obucheniya-v-vuze (data obrashhenija: 10.07.2016).

17. Romanova, M. V Problema formirovanija motivacii studentov vo vremja obuchenija v VUZe [Jelektronnyj resurs] / M. V Romanova // Izvestija PGU im. V. G. Belinskogo. - 2006. - № 6. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-motivatsii-studentov-vo-vremya-obucheniya-v-vuze (data obrashhenija: 14.06.2016).

18. Sharaborova, G., Mihajlov, A. Podvesti k vode i zastavit' napit'sja: motivacija v distancionnom obuchenii [Jelektronnyj resurs] / G. Sharaborova, A. Mihajlov. -URL: http://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1070148-podvesti-k-vode-i-zastavit-napitsya-motivatsiya-v-distantsionnom-obuchenii (data obrashhenija: 04.07.2016)

140

ff. B. BopoHUHa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.