DOI: 10.25198/1814-6457-218-40 УДК 378.147.88
Максименко Н.В.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Мною рассматриваются актуальные проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся в высших учебных заведениях. Повышение мотивации учебной деятельности учащихся является действенным способом улучшения результатов усвоения программы и совершенствования учебного процесса. С целью изучения побуждающих учиться мотивов и определения педагогических условий, способствующих повышению уровня сформированности учебной мотивации обучаемых, проведен анализ результатов анкетирования студентов первого и третьего курсов Оренбургского государственного университета. Выделены проблемы, возникающие при раскрытии учебной мотивации у студентов. Описано как с помощью системы правильно определенных и подобранных методов можно повысить мотивацию к учебе у студента, которая является основной движущей силой учебного процесса. Подчеркнуто, что коммуникативные умения должны стать важным профессиональным качеством для каждого человека, закончившего вуз. При этом активные методы обучения могут быть использованы как эффективное средство межличностного взаимодействия. Сказано о необходимости повышения рейтинга гуманитарных предметов в технических вузах. Подчеркнуто, что роль самообразовательной деятельности студентов вуза должна становиться более актуальной и выступать приоритетным условием качественной профессиональной подготовки. Рассмотрена система «педагог-студент» с точки зрения значения психологической атмосферы общения. С помощью различных методов диагностики и привлечения социологических данных, полученных в результате исследования, автором было установлено, что развитие учебной мотивации, влияющей на успеваемость студента, воздействует на успешность студентов в процессе обучения. Также прописаны педагогические условия, необходимые для более успешной мотивации студентов к учебной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, студенты, учащиеся, педагог, учение, преподаватель, учебная деятельность.
Maksimenko N.V.
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF STUDENTS ACADEMIC ACHIEVEMENTS MOTIVATION ACTUALIZATION AS FACTORS OF THE UNIVERSITY EDUCATION
QUALITY IMPROVMENT
I analized urgent issues of student's educational activities motivation at higher educational institutions. The students' learning activities motivation increasing is an effective way to improve the results of mastering the program and improving the learning process. In order to study the learning motivating motives and determine the pedagogical conditions that would enhance the level of the students learning motivation formation, the questionnaire results analysis of Orenburg State University first and third year students was conducted. The problems arising from the disclosure of learning motivation among students are highlighted. It is described how the usage of the correctly defined and selected methods system can increase the student's motivation to learn, which is the main driving force of the educational process. It was emphasized that communication skills should be an important professional quality for every person who graduated from a university. At the same time, active teaching methods can be used as an effective means of interpersonal interaction. The author underlines the need to increase the humanitarian subjects ranking in technical universities. It was emphasized that the university students self-education activities role should become more relevant and be a priority condition for high-quality vocational training. The system «teacher-student» is considered from the point of view of the communications psychological atmosphere significance. With the help of various diagnostics methods and the sociological data attraction that were obtained as a result of the study, the author found that the learning motivation development that influences student progress also affects the success of students in the learning process. The work also spelled out the pedagogical conditions necessary for more successful students motivation to study activities.
Key words: motivation, learning motivation, students, pupils, teacher, teaching, lecturer, learning activity.
В развитии российского образования в последнее время выделяется направление на повышение качества образования в целом и достижение результатов, соответствующих тре-
бованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Следует отметить, что только при наличии позитивного отношения обучающихся к учебе можно получить профес-
сиональные знания, умения и навыки. Именно поэтому формирование мотивированной личности студента, которая будет способна жить и успешно трудиться в постоянно изменяющихся условиях среды, - одна из основных задач, встающих перед педагогическим коллективом. На первый план при этом выходит необходимость развития личности каждого конкретного студента и создание условий, необходимых для удовлетворения его потребностей в самореализации, самосовершенствовании, а также для формирования у выпускников способности ориентироваться на рынке труда и в обществе.
Следует отметить, что педагог должен постоянно обращать внимание на мотивационную сферу личности студента, так как мотив, на котором основана вся человеческая деятельность, в том числе учебная, способен обеспечить успешное освоение студентом программы. Именно поэтому проблемы мотивации являются актуальными и в наши дни. Ряд педагогов, психологов, социологов и ученых в других областях знаний занимались вопросами мотивации студентов вузов к учебной деятельности. Среди этих ученых можно выделить В.П. Асеева, В.К. Вилюнаса, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна и др. Но при этом, несмотря на результаты многих исследований, данная проблема все еще остается недостаточно изученной применительно к задачам современного высшего образования.
Целью статьи является представление результатов проведенного среди студентов опроса и определения условий, способствующих повышению сформированности мотивации к учебной деятельности. Перед автором статьи были поставлены проблемы и задачи, которые заключались в изучении эмпирических и теоретических мотивов студентов, выявлении имеющихся в учебной деятельности и процессе обучения проблем и возможностей их устранения с помощью реализации педагогических условий в высшем учебном заведении.
В начале 2018 года мы провели опрос студентов, используя анкетирование как диагностический инструментарий. Анонимное анкетирование проводилось среди студентов первого и третьего курсов электроэнергетического, транспортного факультетов и факультета экономики и управления Оренбургского госу-
дарственного университета. На вопросы анкеты ответили 169 учащихся. Данное анкетирование и анализ его результатов были организованы для изучения мотивов обучающихся к учебной деятельности.
Анализ проведенного анкетирования позволил сделать вывод, что довузовская подготовка студентов находится на достаточно высоком уровне. Но оценки в аттестате, даже «хорошо» и «отлично», не могут гарантировать уровень знаний, необходимый для получения высшего образования. По прежнему актуальной и широко обсуждаемой остается проблема подготовки школьников к поступлению в вузы и объективности оценки знаний школьными учителями. Кроме того, как показывает опыт, школа зачастую недостаточно прививает обучающимся элементарные навыки работы с книгой, конспектирования учебных материалов, усвоения новых знаний в процессе изложения учителем. По этой причине только что поступившие студенты медленно адаптируются к режиму учебы в высшем учебном заведении, к усвоению материалов лекций и к лекционной системе преподавания в целом. Из этого вытекают проблемы с успеваемостью большей части первокурсников, возникающее чувство неудовлетворенности своими результатами у студентов и трудности в преодолении экзаменационных сессий. Для решения данных проблем и развития этого направления деятельности необходимо с помощью входного тестирования после зачисления проводить диагностику уровня знаний студентов.
На вопрос «Назовите ваши главные достижения за 2017 год» получены следующие ответы у студентов первого курса:
1. Поступление в ОГУ - 69,35%;
2. Сдача ЕГЭ - 46,77%;
3. Получение водительских прав - 9,68%;
4. Спортивные достижения - 8,06%.
Студенты третьего курса ответили следующим образом:
1. Успехи в учебе - 48,57%;
2. Устройство на работу - 11,43%;
3. Хороший отдых - 8,57%;
4. Стал (а) вести здоровый образ жизни -8,57%;
5. Получение водительских прав - 5,71%;
6. Участие в мероприятиях - 5,71%.
Далее студентам было предложено назвать факторы, способствующие их достижениям. Ответы первокурсников были таковы:
1. Упорство, труд - 53,22%;
2. Поддержка семьи - 20,97%;
3. Целеустремленность - 18,55%;
4. Помощь педагогов - 10,48%.
У студентов третьего курса при ответе на этот вопрос на первом месте идет целеустремленность - 57,14%; на втором - упорство, труд (28,57%); на третьем - поддержка семьи (14,28%).
Дальше учащимся предлагалось перечислить факторы, препятствующие их достижениям. Ответы респондентов на этот вопрос разделились следующим образом в зависимости от курса обучения:
1. Лень - 63,71% (42,86%);
2. Отсутствие свободного времени - 9,68% (14,28%);
3. Финансовые трудности - 3,22% (11,43%);
4. Нерешительность - 5,42% (11,43%).
Таким образом, лень можно считать одной
из самых распространенных проблем в современной образовательной системе. Проявления лени влекут за собой низкий уровень самоорганизации, недостаточную мотивацию к достижению успеха и приобретению знаний и хороших результатов учебы, низкую настойчивость в достижении поставленных перед собой целей и направленность на возможности избежать неудачи. Профилактика лени заключается в любви к жизни и людям, в чувстве жизни и отсутствии равнодушия к происходящему, в творческой активности и умении желать, в доверии к людям и себе, а главное в том, чтобы не откладывать на завтра то, что нужно было сделать еще вчера.
В четвертом вопросе нужно было перечислить цели и задачи на 2018 год. Были получены следующие данные у учащихся первого (третьего) курса:
1. Успешно закончить учебный год - 72,58% (48,57%);
2. Найти подработку - 9,68% (42,86%);
3. Саморазвитие - 8,87% (14,28%);
4. Отдохнуть во время летних каникул -6,45% (11,43%).
Анализ того, как студенты отвечали на вопрос: «Что для Вас на сегодняшний день глав-
ное в жизни?», позволяет сделать вывод, что главное место в жизни обучающихся занимает семья - 39,52% (54,28%). Учеба находится на втором месте в приоритетах студентов - 36,29% (25,71%). На третьем месте находится здоровье личное и близких - 18,55% (14,28%). Общение с друзьями в общей системе приоритетов студентов первого курса занимает 16,93%. У учащихся третьего курса на четвертом месте находится саморазвитие - 14,2%.
Первое место в системе жизненных ценностей студентов принадлежит семье, причем эта роль становится более значительной от 1 к 3 курсу. Это объясняется тем, что семья традиционно занимает главенствующую позицию в воспитании. Каждый человек сохраняет на протяжении всей своей жизни то, что приобрел в детские годы в семье. Именно в семье ребенок находится в течение достаточно большой части своей жизни, что определяет важность семьи как института воспитания. Ни один из других институтов не сравнится по длительности своего влияния на личность с семьей, и в семье закладываются основы личности человека.
Можно отметить следующую тенденцию: от курса к курсу замечается снижение роли учебной деятельности в жизни обучающихся. Эту тенденцию можно объяснить несколькими факторами: нехваткой свободного времени, сложностями в освоении материала, недостаточной самостоятельностью студентов, потерю мотивации к знаниям, сомнения в возможности трудоустройства по специальности, непонимания цели и значения учебы и др. Ориентация на познание как ценность у студентов не просматривается. Они поступили в университет, и учеба ушла на второй план.
На вопрос анкеты «Нравится ли Вам учиться?» 70,97% (51,43%) студентов первого (третьего) курса ответили «да», 25,81% (25,71%) -«частично (определенные предметы)», 3,22% (22,86%) - «нет».
Знание факторов, которые могут повлиять на мотивацию обучающихся к учебной деятельности, позволяет проводить работу по созданию условий, необходимых для развития познавательной активности и силы воли студентов. Следует отметить, что в процессе обучения интерес студентов к учебе может постепенно развиваться или снижаться. Ответы студентов на вопрос
анкеты «Что Вам нравится в процессе учебы?» ранжировались следующим образом:
1. Получение новых знаний - 48,39% (31,43%);
2. Общение - 30,64% (17,14%);
3. Работа преподавателей и их отношение к студентам - 20,97% (22,86%);
4. Получение стипендии - 8,06% (8,57%);
5. Самообразование и саморазвитие - 4,03% (8,57%).
Что касается профессиональной коммуникации, следует выделить то, что для каждого выпускника высшего учебного заведения становится необходимым умение общаться с людьми. Именно поэтому подготовка к коммуникации должна быть частью профессиональной подготовки, а способность к ее организации - одним из основных требований при приеме на работу. Ученые отмечают, что без корректно построенной на современных научных достижениях системы обучения невозможна подготовка квалифицированного специалиста, который будет соответствовать требованиям работодателя и обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Следует отметить, что на данном этапе устоявшийся образовательный процесс в вузах определяется как традиционно-репродуктивный, а общение между преподавателем и студентом строится по модели «субъект - объект». При этом студент вынужден принимать роль пассивного слушателя, воспринимающего информацию и не проявляющего активности. В результате данной организации обучения формируется личность, которая характеризуется пассивным мышлением, неумением высказывать свою позицию и успешно выстраивать коммуникацию. В связи с этим проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов остается актуальной во время всего обучения в высшем учебном заведении. При этом традиционная лекционная подача материала может быть преобразована в диалог преподавателя и студента.
По данным исследователей, активные методы обучения показали себя в качестве эффективного средства развития коммуникативных способностей студентов. Они используются для снятия психологических барьеров, могут стимулировать познавательную активность обучаю-
щихся и становятся базой для формирования способностей к профессиональной адаптации. Кроме того, решению обозначенных задач способствует использование педагогом различных форм учебных занятий: «мозговой штурм», упражнения в парах и группах, дискуссии, тренинги, семинары, что позволяет реализовывать активные методы обучения. Данные методы положительно влияют на развитие коммуникативных, творческих, организаторских, перцептивных способностей и вырабатывают устойчивость к стрессовыми ситуациям. Участие в таких формах учебных занятий повышает уровень социальной адаптации, способствует познанию себя, развивают способность принимать решения в нетипичных ситуациях, формируют навыки самостоятельной деятельности. Также данные специфичные формы занятий помогают формировать профессиональные навыки в условиях, близких к реальным деловым задачам. А разбор деятельности учащихся, являющийся результатом такой деятельности, помогает предотвратить появление подобных ошибок в реальной действительности, что способствует уменьшению срока адаптации молодого специалиста [11].
В процессе анализа анкетирования у студентов и первого, и третьего курсов были отмечены очень низкие проценты самообразования и саморазвития - 4,03% и 8,57% соответственно. То есть студенты стремятся к удовлетворению своих потребностей, личных интересов и инициатив, а также к развитию своей индивидуальности, самореализации, удовлетворению потребностей, интересов, инициатив и недостаточно осознают значимость самообразовательной деятельности для саморазвития и профессионального становления. На основании такого противоречия роль самообразовательной деятельности студентов вуза должна становиться более актуальной и выступать приоритетным условием качественной профессиональной подготовки. Для этого образовательный процесс в университете должен ориентироваться на формирование у обучаемых мобильности, способности к самостоятельной деятельности, умений адаптироваться к незнакомым информационным и образовательным технологиям, а не на передачу как можно большего объема знаний студентам. Самообразование - одно из средств самовоспитания.
Интересными для анализа оказались результаты ответов студентов на вопрос «Что Вам не нравится в процессе учебы?». Первокурсники (третьекурсники) таким образом ответили на этот вопрос:
1. Большие нагрузки - 27,42% (34,28%);
2. Неудобное расписание - 18,55% (28,57%);
3. «Непрофильные» дисциплины - 8,87% (27%);
4. Сессия - 4,84% (11,43%).
В опросе большой процент студентов, особенно третьего курса, считает некоторые дисциплины, преподаваемые в вузе, «ненужными». Это объясняется тем, что в течение долгого времени в высших технических учебных заведениях формировался подход, при котором на первый план выходили технические дисциплины, а обществоведческие и гуманитарные воспринимались как второстепенные и побочные. Данный подход, хоть и строился на прагматической основе, не учитывал тот факт, что студенты, обучающиеся в технических вузах, являются потенциальными руководителями производств, и в профессиональной деятельности они столкнутся не только с принятием технических решений, но и с проблемами в межличностной коммуникации. Нельзя отрицать существование проблемы несоответствия технического прогресса духовному. Необходимо учитывать тот факт, что узкоспециальная подготовка устаревает по мере развития технологий, разработки нового оборудования и возникновения современных методик. При этом социологические опросы показывают, что только 15% успеха руководителя зависят от его инженерно-технической квалификации, а остальное - от способностей выстраивать профессиональную коммуникацию, способностей управлять деятельностью коллектива и от личных качеств самого руководителя. Так как «только гуманитарные предметы в системе образования сегодня способствуют развитию в человеке человеческого начала: нравственности, ответственности, совести, толерантности и т. д.», возникает острая необходимость в поднятии рейтинга гуманитарных дисциплин и объяснение значения гуманитарного знания в технической сфере как преподавателям, так и студентам. Следует отметить, что на данный процесс влияет качество преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Поэтому каждый
преподаватель должен применять современные методики преподавания и постоянно улучшать процесс управления обучением, выстраивая свою деятельность с опорой на основные его функции (мотивационная, стимулирующая, контрольная, организационная).
Анализ ответов на вопрос «Соответствует ли учеба Вашим ожиданиям до поступления в университет?» позволил выявить у студентов первого и третьего курса соответственно:
1. Да - 58,06% (40%);
2. Нет - 25,81% (48,57%);
3. Частично - 16,13% (11,43%).
Некоторые преподаватели уверены, что мотивация студентов к учебе зависит только от их личностных качеств и стремления к получению знания. Но нельзя сказать, что это полностью верно. Следует признать, что творческий подход к организации образовательно процесса, разработанный с учетом индивидуальных особенностей студента, может развить интерес обучающегося к получению знаний и повысить его мотивацию [15].
При организации учебного процесса необходимо учитывать, что студент поступает в вуз за знаниями, умениями и навыками, которые могут позволить ему стать достойным профессионалом. Таким образом, преподаватель должен уметь доказать студентам практическую значимость преподаваемой дисциплины. Поэтому главным недостатком многих педагогов является упор на теоретическое, «голое знание», с недостаточным количеством практических примеров, адекватных текущей ситуации и полезных для будущей профессиональной деятельности. Нельзя говорить о формировании мотивации студента к обучению и получению новых знаний, если между преподавателем и обучающимся нет контакта, кроме минимальных аудиторных занятий. Для формирования мотивации педагог должен стать наставником для студента, к которому можно будет обратиться за помощью в разрешении возникших проблем [9].
Нельзя не отметить, что в последние годы остро встала проблема трудоустройства выпускников вуза, возникающая из-за все больших требований работодателей к наличию опыта работы, который отсутствует у молодых специалистов, только что вышедших из вуза, кро-
ме того, возрастает востребованность рабочих специальностей. Преподавателям необходимо знать, готовы ли студенты вуза к трудоустройству в данной ситуации на рынке труда, чем они планируют заниматься после выпуска, как выбирают место работы и считают ли себя подготовленными к будущей работе по специальности [8].
Ответы на вопрос анкеты: «Планируете ли Вы в дальнейшем работать по специальности?» распределились следующим образом в зависимости от курса обучения:
1. Да - 74,2% (57,14%);
2. Другое - 19,35% (25,72%) (еще не определились в выборе и отвечают - как получится);
3. Нет - 6,45% (17,14%).
Можно сделать вывод, что у современного студента в процессе обучения возникает большое количество трудностей. Из-за этого вопрос повышения мотивации к учебе является одним из наиболее существенных. Студентам необходима поддержка и развитие волевых качеств личности, целеустремленности, помощь в удовлетворении потребности в самореализации.
Проанализировав результаты анкетирования с опорой на педагогический опыт работы
в вузе, можно выявить следующие педагогические условия, направленные на развитие мотивации студентов: 1) соединение традиционных подходов и новых методик в организации образовательного процесса; 2) помощь в удовлетворении потребности в самореализации студента во время аудиторной и внеаудиторной деятельности; 3) ориентация на продуктивное обучение студентов; 4) разработка и внедрение авторских курсов с применением активных и интерактивных форм обучения; 5) реализация цепи «социальная активность вуза - активность педагога -активность студента - социальная активность квалифицированных специалистов» [3].
Главной задачей повышения мотивации к получению новых знаний становится такая организация учебного процесса, которая была бы максимально направлена на раскрытие внутреннего потенциала студента. Поэтому на первый план выходит создание ситуации успеха, для которого необходимо уделять основное внимание организации целенаправленной учебной деятельности, что преподаватель может сформировать с помощью различных методических приемов.
23.05.2018
Список литературы:
1. Астапенко, Е.В. Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования / Е.В. Астапенко // Вестник Оренбургского государственного университета [Электронный ресурс]. - 2016. - №3. Режим доступа: https://vestnik. osu.ru/doc/1226/article/8869/lang/0
2. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: монография / Н.В. Бордовская. - М: КНОРУС, 2016. - 512 с.
3. Галактионова, Н.А. Формирование мотивов учебной деятельности студентов как педагогическая проблема / Н.А. Галактио-нова, Я.В. Крючева, И.В. Толстоухова, Т. А. Фугелова // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. -2017. - №6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27196
4. Зуева, О.А. Формирование мотивации самообразования у студентов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.А. Зуева. - Волгоград, 2004. - 22 с.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
6. Лемов, Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений / Д. Лемов, Э. Вулвей, К. Ецци; пер. с англ. Е. Бузниковой. - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 304 с.
7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций: под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 40 с.
8. Лушенкова, Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов как фактор повышения качества обучения в Мордовском гуманитарном институте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgirm.ru/userfiles/file/Fevr.ped.chten/2013/ Lushenkova.pdf
9. Максименко, Н.В. Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения математики в вузе [Электронный ресурс] / Н.В. Максименко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=27265
10. Малошонок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Мало-шонок, Т.В. Семенова, Е.Т. Терентьев // Вопросы образования [Электронный ресурс]. - 2015. - №3. Режим доступа: https:// vo.hse.ru/data/2015/10/23/1079047548/Maloshonok.pdf
11. Ольховая, Т. А. Развитие информационно-познавательной самостоятельности студентов университета: учеб.-метод. пособие / Т.А. Ольховая, В .А. Садова. - М.: Дом педагогики, 2011. - 158 с. - Библиогр.: с. 145-152. - Прил.: с. 153-157. - ISBN 978-5-904823-02-8.
12. Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А.И. Пригожин. - М.: Дело, 2010. - 432 с.
13. Рочев, К.В. Типологический анализ мотивации студентов / К.В. Рочев // Высшее образование в России [Электронный ресурс]. - 2014. - №2. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/581/502
14. Семенова, Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности / Т.В. Семенова // Высшее образование в России [Электронный ресурс]. - 2016. - №7. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/819/740
15. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: учеб. пособие для вузов / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2003. - 408 с.
References:
1. Astapenko E.V. Personal motivational resources for successful learning and self-improvement. Vestnik OGU [Vestnik of the OSU], 2016, no 3. Available at: https://vestnik.osu.ru/doc/1226/article/8869/lang70
2. Bordovskaya N.V. Dialektika pedagogicheskogo issledovaniya: monografiya [Dialectics of pedagogical research: monograph]. Moscow, KNORUS, 2016, 512 p.
3. Galaktionova N.A., Kryucheva I.V., Tolstoukhova I.V., Fugelova T.A. Formation of the motives of students' educational activities as a pedagogical problem. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, no 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27196
4. Zueva O.A. Formation of self-education motivation among students in the system of higher professional education. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2004, 22 p.
5. Ilyin E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Peter, 2011, 512 p.
6. Lemov D., Woolway E., Ezzi K. Ot znanij k navykam. Universal'nyepravila ehffektivnoj trenirovki lyubyh umenij [From knowledge to skills. Universal rules for effective training of any skills]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2016, 304 p.
7. Leontiev A.N. Needs, motives and emotions. Psihologiya motivacii i ehmocij [Psychology of Motivation and Emotions]. Moscow, AST, Astrel, 2009, 40 p.
8. Lushenkova N.I. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov kak faktor povysheniya kachestva obucheniya v Mordovskom gumanitarnom institute [Motivation of students' learning activities as a factor in improving the quality of education in the Mordovian Humanitarian Institute]. Available at: http://www.mgirm.ru/userfiles/file/Fevr.ped.chten/2013/Lushenkova.pdf
9. Maksimenko N.V. Information technology as a means of developing the cognitive independence of students in the process of studying mathematics in high school. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, no 6. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27265
10. Maloshonok N.G., Semenova T. V., Terentyev E.T. Educational motivation of students of Russian universities: the possibility of theoretical understanding. Voprosy obrazovaniya [Educational Issues], 2015, no 3. Available at: https://vo.hse.ru/data/2015/10/23/1079047548/Maloshonok. pdf
11. Olkhovaya T.A., Sadov V.A. Razvitie informacionno-poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov universiteta: ucheb.-metod. posobie. [Development of informational and educational independence of university students: a textbook.-method. manual]. Moscow, House of Pedagogy, 2011, 158 p. ISBN 978-5-904823-02-8.
12. Prigogine A.I. Celi i cennosti. Novye metody raboty s budushchim [Goals and values. New methods of working with the future]. Moscow, Delo, 2010, 432 p.
13. Rochev K.V. Typological analysis of student motivation. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia], 2014, no 2. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/581/502
14. Semenova T.V. The impact of learning motivation on students' performance: the role of learning activity. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia], 2016, no 7. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/819/740
15. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel'nost': ucheb. posobie dlya vuzov [Motivation and activity: studies. manual for universities]. St. Petersburg, Peter, 2003, 408 p.
Сведения об авторе:
Максименко Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры алгебры и дискретной математики Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. 8(3532)372535