УДК 378.147 DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-61-68
Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений студентов
Краснобаева Татьяна Рашидовна
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, г. Тамбов, Российская Федерация, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9607-4287, e-mail: [email protected]
Аннотация. Проведен анализ возможностей проектной деятельности, которая рассматривается как метод развивающего обучения, способствующий формированию самостоятельных исследовательских умений студентов. Выделены особенности проектной деятельности студентов, показана ее взаимосвязь с группами исследовательских умений: информационными, операционными, проектировочными и коммуникативными. Представлена характеристика основных этапов проекта и их взаимосвязь с группами исследовательских умений. На основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования определены основные компетенции, которыми должен владеть выпускник бакалавриата направления подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование. Обосновано, что данные компетенции, формирующиеся в процессе проектной деятельности, способствуют развитию не только способности к самоорганизации и самореализации, но и активному формированию исследовательских умений. Охарактеризованы основные пути реализации проектной деятельности как средства развития исследовательских умений студентов на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: в рамках своего направления подготовки и совместной деятельности со студентами других направлений.
Ключевые слова: студенты; исследовательские умения; структура исследовательских умений; проектная деятельность; этапы проекта; компетенции
Для цитирования: Краснобаева Т.Р. Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений студентов // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 1 (43). C. 61-68. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-61-68.
Project activities as means of forming students' research skills
Tatiana R. Krasnobaeva
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9607-4287, e-mail: [email protected]
Abstract. We carried out the analysis of the possibilities of project activity, which is considered as a method of development training, which contributes to the formation of students' independent research skills. We highlighted features of project activity of students and shew its relationship with groups of research skills: information, operational, design and communication skills. We presented a description of the main stages of the project and their relationship with groups of research skills. On the basis of the Federal State Educational Standard of Higher Education we defined the main competencies to be held by a graduate of the Bachelor's Degree in the Direction of Education 44.03.01 - Pedagogical Education. We justified that these competencies, formed in the process of project activity, do not only contribute to the development of capacity for self-organization and self-realization, but also to the active formation of research skills. We described the main ways of realization of project activity as a means of development of students' research skills on the basis of Derzhavin Tambov State University: within the framework of the direction of
© Краснобаева Т.Р., 2020
training and within the framework of joint activities with students of other directions of education.
Keywords: students; research abilities; structure of research abilities; design activity; project stages; competences
For citation: Krasnobaeva T.R. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya issledovatel'skikh umenij studentov [Project activities as means of forming students' research skills]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 1 (43), pp. 61-68. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-61-68. (In Russian, Abstr. in Engl.)
Одной из технологий успешной адаптации студентов к современным социально-экономическим условиям, формированию у них потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации и стремления к самообразованию является проектное обучение, -утверждают Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина [1]. Е.С. Полат рассматривает метод проектов как «определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий, которые позволяют обучаемым решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности» [2].
Следует подчеркнуть, что проектная деятельность тесно связана с исследовательской деятельностью, в процессе которой формируются различные информационные, операционные, коммуникативные умения. Эти умения, в свою очередь, входят в состав исследовательских умений. Следовательно, проектная деятельность - «это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения», - утверждал А.И. Савенков [3]. Проектная деятельность, также как и исследовательская, имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, создает условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования [4].
Проектная деятельность и идеи обучения на ее основе рассматривал в своих работах Дж. Дьюи. Он предложил обучение, своеобразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании - метод проектов. По его мнению, важно показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого
необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и умения [5].
В педагогике проектную деятельность рассматривают с разных сторон. Например, Н.П. Валькова понимает ее как исторически сложившуюся, социально и экономически обусловленную потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир [6].
И.И. Ляхов отмечает, что суть проектной деятельности просматривается в духовно-практической активности, которая направлена на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования, по его мнению, характеризуется эвристической инно-вационностью, системностью, технологичностью и т. д. [7].
Учитывая рассмотренные выше понятия, мы будем придерживаться определения В.Е. Мельникова, который утверждает, что «проектная деятельность - это один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствующих развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам» [8].
В соответствии с этим определением под проектом понимается «прототип», «прообраз» предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел. Проектирование же - это процесс создания проекта [9]. Таким образом, проект - это нововведение, целью которого является ре-
шение социально значимой проблемы в четко ограниченных временных рамках.
В.В. Гузеев в своих исследованиях выделил основные этапы проекта (табл. 1) [10-12].
Рассмотрим, как реализуется на каждом этапе деятельность преподавателя и студента.
Исходя из системного анализа сущности и структуры проектной деятельности, можно выделить основные задачи проектной деятельности студентов, которые соотносятся с выбранными группами умений.
Информационные умения - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен владеть знаниями и умения работы с разнообразными источниками информации).
Операционные умения - обучение планированию (студенты должны уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
Проектировочные умения - умение анализировать (студент может быть креативен
Таблица 1 1
Характеристика этапов создания проекта
Table
Description of project creation stages
Этапы проекта Project stages Задачи, решаемые студентом Tasks solved by student Деятельность студента Student's activity Деятельность преподавателя Teacher's activity
Поисковый (исследовательский) Search (research) - поиск и разбор проблемы; - выбор темы; - планирование проектной деятельности по этапам; - сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта - search and analysis of a problem; - choice of a subj ect; - planning of design activities for stages; - collecting, studying, processing and analysis of information on a project subject - обсуждение проблем с преподавателем и сверстниками; - формулирование задач; - уточнение и повторный анализ информации; - установление целей и уточнение плана действий; - проведение исследований, фиксирование результатов проекта - discussion of problems with the teacher and agemates; - formulation of tasks; - specification and repeated analysis of information; - establishment is more whole also specification of the action plan; - carrying out researches, fixation of results of the project - мотивация обучающихся; - постановка перед участниками проблемы и организация ее обсуждения - motivation of students; - statement before participants of a problem and the organization of its discussion
Конструкторский (подготовительный) Design (preparatory) - поиск оптимальных путей решения проекта; - исследование; - выбор технологии изготовления; - экономическая оценка; - составление документации - search of optimum solutions of the project; - research; - choice of manufacturing techniques; - economic assessment; - drawing up documentation - работа с информацией; - проведение анализа и оценки идей; - выполнение графических работ; - оформление документации - work with information; - carrying out analysis and assessment of the ideas; - performance of graphic works; - execution of documentation - организация поиска и выработки идей; - высказывание гипотезы; - поддержка в выборе решений; - рекомендации (по просьбе); - наблюдение; - консультации - search organization and ideas development; - statement of a hypothesis; - support of decisions choice; - recommendations (at a request); - observation; - consultations
Окончание табл. 1
Технологический Technological
- составление плана реализации проекта;
- подбор материала и оборудования;
- выполнение планировочных технологических операций;
- внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию
- scheduling of implementation of the project;
- selection of material and equipment;
- performance of planning technological operations;
- introduction in need of changes into a design and technology_
- выполнение необходимых материалов;
- осуществление самоконтроля;
- проведение контроля качества
- performance of necessary materials;
- self-checking implementation;
- monitoring procedure of quality
- обеспечение материалами;
- руководство деятельностью студента;
- консультации
- providing with materials;
- managing the student's activity;
- consultations
Заключительный Final
- оценка качества выполнения проекта;
- анализ процесса и результатов выполнения проекта;
- изучение возможности использования результатов проектирования
- assessment of quality of implementation of the project;
- analysis of process and results of implementation of the project;
- studying of a possibility of use of results of design
- самоанализ результатов проектирования;
- защита проекта;
- участие в коллективном обсуждении и оценке
- introspection of results of design;
- protection of the proj ect;
- participation in collective discussion and assessment
- консультации;
- оказание помощи;
- организация и прослушивание защиты и обсуждения проектов;
- участие в анализе и оценке результатов проекта;
- оценка работ студентов
- consultations;
- assistance;
- organization and listening of protection and discussion of projects;
- participation in the analysis and assessment of results of the project;
- evaluation of works of students
и обладать критическим мышлением); развитие позитивного отношения к своей работе (студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным графиком и планом работы).
Коммуникативные умения - умение составлять отчет о проделанной работе (студент должен уметь составлять план работы, представлять четко информацию и т. д.).
Взяв за основу этапы проекта, разработанные В.В. Гузеевым, мы их детализировали в соответствии с необходимостью формирования групп умений, входящих в состав исследовательских умений.
В процессе проектной деятельности формируются информационные, операционные, проектировочные и коммуникативные
умения, которые можно соотнести с этапами проекта (рис. 1).
На сегодняшний день проектная деятельность получает все более широкое распространение в образовательном процессе вуза. Это объясняется некоторыми факторами.
Во-первых, в ходе работы над проектами студенты не только получают новые знания, но и в значительной степени самостоятельно учатся применять эти знания в практической деятельности, находить способы решения проблем, оценивать их реализуемость и эффективность.
Во-вторых, проектная деятельность, являясь педагогической технологией, которая реализует компетентностно-ориентирован-ный подход в образовании, способна сделать учебный процесс студентов личностно и профессионально значимым, позволяющим
им развивать исследовательские умения и способности.
В-третьих, при использовании компе-тентностно-ориентированного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знаний к их практическому применению [13].
В-четвертых, проектная деятельность предоставляет каждому возможность сделать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности, что способствует формированию готовности к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений [14].
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 - Педагогическое образование востребованы новые формы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в вузе в достижении лично-стно-профессионального, социального и познавательного развития студентов. Опираясь на стандарт по данному направлению, выделим такие универсальные и общепрофессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник педагогического образования, освоивший уровень бакалавриата:
- «УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
- УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
- ОПК-7 - способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
- ОПК-8 - способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний»1.
1 ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование // Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/21/3576 (дата обращения: 02.11.2019).
Указанные компетенции, формирующиеся в процессе проектной деятельности, создают ситуации взаимодействия, при которых студенты учатся совместной деятельности, развивают информационные, операционные, проектировочные и коммуникативные умения. Таким образом, проектная деятельность в процессе обучения и работа над конкретным проектом формируют у студентов исследовательские умения, развивают способности к самоорганизации и самореализации.
Проектная деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; решить интересную проблему, что имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересно и значимо в исследовательских умениях.
Можно условно выделить два главных направления реализации проектной деятельности в вузе, в процессе которой будут активно формироваться исследовательские умения студентов.
1. В рамках своего направления подготовки:
а. На специальных дисциплинах по учебному плану направления подготовки «44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Начальное образование)» - Б1.0.10 Методика преподавания профильных дисциплин, Б1.В6 Введение в проектную деятельность, Б1.О.19 Основы вожатской деятельности, ФТД.4 Проектирование интерфейсов в графическом дизайне.
Указанные дисциплины входят в учебный план как обязательные предметы (кроме ФТД.4). Изучение данных дисциплин в разной степени способствует формированию групп умений, входящих в состав исследовательских умений. Например, в процессе изучения курса «Введение в проектную деятельность» активно идет процесс формирования всех вышеназванных групп умений; в «Основах вожатской деятельности» актуализируется процесс формирования проектировочных и коммуникативных умений. В рамках курса «Методика преподавания профильных дисциплин» делается акцент на развитие информационных и коммуникативных умений. При изучении дисциплины «Проектирование интерфейсов в графическом дизайне» особое внимание уделяется
Рис. 1. Взаимосвязь исследовательских умений студентов с этапами проектной деятельности Fig. 1. Interconnection of students' research skills with project phases
формированию информационных, операционных и проектировочных умений.
Ь. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ.
Курсовая и выпускная квалификационная работа (ВКР) проектного типа - это исследование, основанное на ранее изученных теоретических знаниях и умениях, в результате которого получается интеллектуальный продукт или проектное решение. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ формирует у студентов исследовательские умения и навыки, соответствующие компетенции в усвоении теоретических знаний и выработке практического опыта, позволяющих решать профессиональные задачи.
2. В рамках, которые находятся за пределами направления подготовки. Например, в настоящее время проектная деятельность активно реализуется в «Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина» в следующих формах:
а. «Точка кипения» в технопарке - это развивающее пространство, удобное для совместной работы студентов над проектами будущего. Каждый студент может организо-
вать здесь независимое и бесплатное образовательное событие или принять в нем участие. Высокая плотность событий, вовлечение лидеров дают возможность участникам быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников, учиться и учить, менять жизнь университета, города, региона к лучшему.
b. Образовательный интенсив «Управление проектами: методы и технологии» -курс по созданию проектов в области цифровых и сквозных технологий по управлению личной и командной эффективностью. Он предназначен для студентов магистратуры первого курса и способствует овладению универсальными компетенциями, обеспечивающими способность разрабатывать и реали-зовывать проекты, управлять ими на всех этапах жизненного цикла, организовывать работу команды и руководить ею, вырабатывать командную стратегию для достижения цели.
c. Университет 20.35 «Остров 10-21/1022» - новый способ реализации образовательных потребностей человека через персональные образовательные траектории на базе
цифровых платформ, сети университетов и среды неформального обучения.
Рассмотренные формы проектной деятельности, реализуемые в «Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Дер-
жавина», развивают у студентов все четыре группы исследовательских умений: информационные, операционные, проектировочные и коммуникативные.
Литература
1. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. 272 с.
3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
4. Бурая О.В. Исследовательская деятельность студентов в колледже // Актуальные задачи педагогики. М.: Буки-Веди, 2017. С. 123-125.
5. ДьюиДж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
6. Сазонова А.В. Генезис и сущность понятия «Проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 29.10.2019).
7. Ляхов И.И. Проектная деятельность: социально-философский аспект: дис. ... д-ра филос. наук. М., 1996. 305 с.
8. Мельников В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области «Информатика и ИКТ». Великий Новгород, 2003. 198 с.
9. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1065 с.
10. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39-47.
11. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 3-10.
12. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ ШТ, 2004. 128 с.
13. Балин А.В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 724-725.
14. Лурье О.П. Проектная деятельность студентов в учебном пространстве вуза // Школа будущего. 2015. № 3. С. 16-22.
References
1. Polat E.S., Bukharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskiye i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern Pedagogical and Information Technologies in the Educational System]. Moscow: "Аcademy" Publ., 2008, 368 p. (In Russian).
2. Polat E.S. (ed.). Novye pedagogicheskiye i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the Educational System]. Moscow: Аkademy Publ., 2000, 272 p. (In Russian).
3. Savenkov А.1. Psikhologicheskiye osnovy issledovatel'skogo podkhoda k obucheniyu [Psychological Foundations of a Research Approach to Studying]. Moscow: Axis-89 Publ., 2006, 480 p. (In Russian).
4. Buraya O.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov v kolledzhe [Research activities of students in college]. Aktual'nye zadachi pedagogiki. - Current Tasks of Pedagogy. Moscow: Buki-Vedi, 2017, pp. 123125. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13157 (accessed: 03.11.2019). (In Russian).
5. Dyui D. Demokratiya i obrazovaniye [Democracy and Education]. Moscow: Pedagogy-Press Publ., 2000, 384 p. (In Russian).
6. Sazonova А^. Genezis i sushchnost' ponyatiya «Proektnaya deyatel'nost'» [Genesis and essence of the co n-cept of "Project activity"]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. - Psychology, Sociology and Pedagogy. 2012, no. 6. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (accessed: 29.10.2019). (In Russian).
7. Lyakhov I.I. Proektnaya deyatel'nost': Sotsial'no-filosofskij aspekt: dis. ... d-ra filos. nauk [Project Activity: Socio-Philosophical Aspect. Dr. philos. sci. diss.]. Moscow, 1996, 305 p. (In Russian).
8. Mel'nikov V.E. Metodproektov vprepodavanii obrazovatel'noj oblasti «Informatika i IKT» [Method of Projects in Teaching the Educational Field "Informatics and ICT"]. Great Novgorod, 2003, 198 p. (In Russian).
9. Prokhorov A.M. (ed.). Sovetskij entsiklopedicheskij slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Soviet Encyclopedia Publ., 1987, 1065 p. (In Russian).
10. Guzeev V.V. Metod proektov kak chastnyj sluchaj integral'noj tekhnologii obucheniya [Project method as a private case of integrated learning technology]. Direktor shkoly. - Head of School. 1995, no. 6, pp. 39-47. (In Russian).
11. Guzeev V.V. Innovatsionnye idei v sovremennom obrazovanii [Innovative ideas in modern education]. Shkol'nye tekhnologii. - School Technologies. 1997, no. 1, pp. 3-10. (In Russian).
12. Guzeev V.V. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' uchashchikhsya i razvitiye obrazovatel'noj tekhnologii [Cognitive Autonomy of Students and Development of Educational Technology]. Moscow: SRI ST Publ., 2004, 128 p. (In Russian).
13. Balin A.V. Ispol'zovaniye innovatsionnykh metodov v obrazovanii [Use of innovative methods in education]. Molodoj uchenyj. - Young Scientist. 2014, no. 2, pp. 724-725. (In Russian).
14. Lur'e O.P. Proektnaya deyatel'nost' studentov v uchebnom prostranstve vuza [Project activity of students in the educational space of the university]. Shkola budushchego. - School of the Future. 2015, no. 3, pp. 16-22. (In Russian).
Информация об авторе
Краснобаева Татьяна Рашидовна - ведущий специалист отдела экспертизы образовательных программ. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9607-4287
Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание текста.
Поступила в редакцию 27.01.2020 г.
Поступила после рецензирования 04.03.2020 г.
Принята к публикации 17.03.2020 г.
Information about the author
Tatyana R. Krasnobaeva - Leading Specialist of Department of Expertise of Educational Programs. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9607-4287 Contribution: general article concept, literature analysis, text writing.
Received 27 January 2020 Reviewed 4 March 2020 Accepted for press 17 March 2020