УДК 15 + 37(082)
О. В. Мишутина
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОПАРКА
Аннотация. Актуальность и цели. Актуальность обусловлена работой вузов в регионах и их сотрудничеством с крупнейшими предприятиями, совместным продвижением научных исследований и разработок, последующим трудоустройством выпускников в регионе своего проживания, т.е. приоритетными направлениями развития в образовательной политике. Цель исследования -выявить особенности профессиональной подготовки студентов вуза к эффективной деятельности в инновационных условиях. Материалы и методы. Представлен анализ структуры и содержания инновационных социально-образовательных систем - технопарков, которые играют значительную роль в модернизации отечественного образования; содержатся материалы, позволяющие сделать вывод о том, что готовность студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка возможно рассматривать с точки зрения трехуровневой проблематики: социальной, психо лого-педагогической и личностной; раскрывается роль иностранного языка в развитии готовности студентов к компетентной профессиональной деятельности в условиях технопарка. Результаты. Описаны качественные характеристики выборки и процесса опытно-экспериментальной деятельности, осуществленной на базе Новосибирского региона; представлены компоненты технологии профессиональной идентификации студентов с профессиональной самореализацией в условиях технопарков; выявляются некоторые смыслообразующие аспекты значимости иностранного языка в будущей профессиональной деятельности студентов как специалистов технопарков. Выводы. Готовность студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка возможно рассматривать с точки зрения трехуровневой проблематики: социальной, психолого-педагогической и личностной. Социальная проблематика включает выявление ключевых компетенций, обладание которыми требуется для инновационной деятельности в условиях технопарка. Психолого-педагогическая проблематика концентрирует свое внимание на универсальных учебных действиях с профессиональной направленностью, при которых прежняя триада «знания - умения - навыки» не справляется с поставленной задачей. Личностная проблематика рассматривает различия между знаниями студента, приходящего из школы в вуз, и знаниями, требуемыми для работы выпускника высшего учебного заведения в условиях технопарка. Связующим звеном между готовностью студента к профессиональной деятельности и условиями технопарка является знание иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, инновации, технопарк, самокоррекция, самоактуализация, профессиональное адаптирование, профессиональное саморегулирование.
O. V. Mishutina
SPECIFIC FEATURES OF STUDENT PROFESSIONAL TRAINING UNDER THE CONDITIONS OF A SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK
Abstract. Background. Relevance of this research is caused by work of higher éducation institutions in regions and their cooperation with the largest enterprises, joint
advance of scientific researches and the development, the subsequent employment of graduates in the region where do they live. These are priority directions of development in educational policy. This paper reveals the peculiarities of students’ vocational training in higher education institution for effective activity in innovative environment. Materials and methods. This paper presents the analysis of structure and the maintenance of innovative social and educational systems - science and technology parks which play a significant role in modernization of education in the Russian Federation. It contains materials, allowing to draw a conclusion that in the conditions of science and technology park it is possible to consider readiness of students for their professional activity from the point of view of a three-level perspective: social, psychology-pedagogical and personal; reveals the role of a foreign language in development of readiness of students to competent professional activity in the conditions of science and technology park. Results. The qualitative characteristics of selection and process of the experimental activity which has been carried out on the basis of the Novosibirsk region are described; components of technology of a professional identification of students with the professional image of self-realization in the conditions of science and technology parks are presented; some meaning formative aspects of the importance of a foreign language in future professional activity of students as specialists of science and technology parks are come to light. Conclusions. It is possible to consider readiness of students for the professional activity in the science and technology park environment from three key perspectives. The social perspective includes detection of key competences, possession which require for innovative activity. The psychology-pedagogical perspective concentrates the attention on universal educational actions with a professional orientation at which the former triad ‘knowledge-abilities-skills’ doesn’t cope with an objective. The personal perspective considers distinctions between knowledge of the student coming from school to higher education institution and that knowledge which is demanded for work of the graduate in the science and technology park environment. A link between readiness of the student for professional activity and conditions of science and technology park is the knowledge of a foreign language.
Key words: vocational training, innovations, science and technology park, self-correcting, self-realization, professional adaptation, professional self-regulation.
Динамичное преобразование структуры и содержания деятельности социально-экономических институтов общества в России отражает глобальные изменения, происходящие в мировой экономике и образе жизнедеятельности людей любой страны. Согласно результатам изучения инноваций в современном обществе в 2010 г., проведенного профессором канадского Центра инновационных исследований Фредом Голтом, ключевые компоненты инновационного развития группируются вокруг шести главных глобальных составляющих: рынков, людей, инновационной деятельности, общественных институтов, международного сотрудничества и всемирных изменений [1, с. 104]. Это обуславливает возникновение принципиально новой ситуации, с которой встречается человек в процессе самореализации и самоопределения. Австралийский специалист в области изучения профессиональной идентичности М. Уэллс отмечает, что представители академической среды, не учитывающие происходящие изменения в подходах к исследованиям и к педагогике, остаются за рамками успеха [2]. Становится актуальным поиск новых моделей образования, являющегося основой формирования специалиста, обладающего универсальными профессиональными умениями, которые невозможно развить в классической модели профессионального образования. Инновационные подходы к содержанию понятия «профессиональное образо-
вание» отражены во второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), в которой в качестве основного понятия «профессиональное образование» устанавливается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести образовательную деятельность в определенной сфере (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».
Этот подход отражает стремление государства «глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования» [3]. Работа вузов в регионах и их сотрудничество с крупнейшими предприятиями, совместное продвижение научных исследований и разработок, последующее трудоустройство выпускников в регионе своего проживания - вот приоритетные направления развития в образовательной политике. Названные приоритеты подтверждаются мировым опытом: в отчете форума ЮНЕСКО в Касселе по проблемам в сфере высшего образования за 2001-2009 гг. М. Кирни указывает на выгоду от взаимодействия между исследовательскими организациями и высшей школой, ведущую к появлению университетов, чья миссия сосредоточена на региональном или местном уровне [4, р. 21].
На территории Российской Федерации, во всех регионах, возникают новые структуры, играющие значительную роль в продвижении инноваций, -технопарки. Этим структурам посвящено большое количество научных публикаций. Отметим два направления исследований, занимающих видное место в указанной области: научно-инновационная составляющая в сфере высшего профессионального образования изучается такими специалистами, как А. В. Аралов, Г. А. Балыхин, В. Г. Белкин, А. Г. Грязнова, А. П. Лиферов, М. Н. Стриханов, В. Ю. Тюрина и др.; специфику организации труда при осуществлении вузом инновационной деятельности рассматривают О. Ю. Калмыкова, Т. И. Шамова и др.
Ведущий специалист в области инноваций, образовательных процессов и исследования национальных моделей профессионального образования А. П. Лиферов отмечает: «Инвестиции в производство и в человеческий потенциал лежат в основе развития общества» [5, с. 12]. На базе университетов организуются комплексы лабораторий и малых инновационных фирм, с помощью которых внедряются в производство разработки студентов и преподавателей, способствуя активному трансферту технологий. Это позволяет осуществить интеграцию вузовской науки и высокотехнологичных предприятий. Проанализировав международный и отечественный опыт создания и развития технопарков, А. П. Лиферов пришел к выводу о растущей потребности современного общества в инновациях, которая «привела к тому, что во многих развитых странах крупнейшие университеты - это не только высшая школа, но и во все большей мере научно-исследовательские центры, очаги большой науки. В условиях сокращения государственных ассигнований на науку для университетов сотрудничество с корпорациями приобретает все большее значение в качестве источников средств и экспериментальной базы для внедрения результатов исследований. Для корпораций же укрепление связей
с университетами также дает свои выгоды: расширяется доступ фирм к источникам идей, знаний и технологий, появляется возможность комплектации промышленных лабораторий выпускниками университетов, уже достаточно хорошо знающих специфику производства» [5, с. 8-9].
По мнению А. П. Лиферова, «необходимость существенного усиления в современных условиях инновационно-исследовательской составляющей в деятельности российских вузов не вызывает сомнений» [6, с. 3]. Российские высшие учебные заведения находятся на стыке инновационных процессов и необходимости подготовки коллективов к исследованиям, разработке и применению наукоемких технологий по всем отраслям знаний.
В условиях современного инновационного развития концепция традиционного образования преобразуется в компетентностную системнодеятельностную систему, основой которой становится взаимосвязь следующих категорий «знания ^ умения ^ компетентность ^ универсальные учебные действия с профессиональной направленностью». Реализация вышеназванной системы наиболее актуальна при взаимодействии педвузов с коллективами технопарков, поскольку выпускники получают возможность найти успешное применение приобретенным компетенциям по направлениям профессиональной подготовки, не связанным напрямую с педагогической деятельностью.
Технопарки заинтересованы в харизматичных, образованных и квалифицированных молодых сотрудниках. Такой род взаимодействия высшей школы и инновационных предприятий и фирм предполагает подготовку конкурентоспособной личности. В числе условий, необходимых для воспитания конкурентоспособной личности, готовой к реализации инновационной политики, наряду со стимулированием развития творческой компетентности, личной заинтересованности в конкурентоспособном образовании через актуализацию потребностей региональной экономики, называются сотрудничество в сочетании с внутригрупповой и межгрупповой конкуренцией в процессе познавательной деятельности [7, с. 89-90].
Взаимоотношения высших учебных заведений с технопарками выстраиваются согласно вектору взаимного развития вузов и технопарков через профессиональную нацеленность вузов. Для соотнесения качества подготовки студентов с требованиями к работникам со стороны технопарков следует перенести поиск из области социальной проблематики к психолого-педаго-гическим проблемам. Необходимо трансформировать образовательную среду, заложив основу информационной инфраструктуры, на базе которой выстраивается индивидуальная образовательная среда [7, с. 5].
Выпускники вузов зачастую оказываются не готовыми к самостоятельной полноценной деятельности в условиях непрерывного образования эпохи информационных технологий. Во многих случаях они вынуждены получать дополнительное образование, другую специальность, а иногда вовсе менять род своей трудовой деятельности из-за невостребованности полученной профессии, перенасыщенности рынка вакансий или недостаточности полученных знаний, умений и навыков, включая отсутствие практического опыта. Министерство образования, Российский союз промышленников и предпринимателей, иные объединения работодателей считают, что «профессиональные стандарты (требования, предъявляемые к работнику конкретной областью трудовой деятельности) должны представлять собой качественный за-
прос работодателей на подготовку кадров и содействовать в обеспечении их специалистами - выпускниками профессиональных образовательных учреждений, которые должны иметь необходимые компетенции для выполнения ими профессиональной деятельности» [8, с. 11]. Большое внимание следует уделять непрерывному обучению, поскольку информация быстро устаревает [9, с. 4].
Профессиональная готовность студентов вуза представлена в отечественной и зарубежной научной литературе в различных аспектах. Теория обучения в российской педагогической мысли, начиная с разработок и трудов П. П. Блонского, М. Н. Скаткина, С. Т. Шацкого, является предметом глубокого исследования многих ученых - Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, О. А. Ко-нопкина, К. К. Платонова, В. А. Сластёнина, П. А. Сорокина и др. Концепция непрерывного образования нашла отражение в работах Б. С. Гершунского, А. А. Вербицкого, П. Н. Осипова, С. В. Резванова и др. Выработан подход к непрерывному профессиональному образованию, в котором выявлены три составляющие: личностное самообразование, преемственность образовательных программ на каждом жизненном этапе и непрерывность сети образовательных учреждений, в которых обучается человек [10, с. 159].
Однако, несмотря на проведенные исследования, имеется ряд проблем, требующих междисциплинарного анализа. К ним можно отнести следующие:
1. Какова структура и содержание понятия «готовность студента к профессиональной деятельности»? Готовность студента к профессиональной деятельности будет оцениваться по компетенциям и готовности проявить универсальные учебные действия. Здесь важен не только знаниевый компонент. Студентом ставится проблема, которая интересует его с точки зрения профессиональной готовности, преподавателем организуется лекция с применением кейс-метода, с помощью которого решается поставленный вопрос. Значительную роль играют рефлексия, коммуникативные действия, умение моделировать вариативность ситуации.
2. Какова современная модель деятельности производственных коллективов технопарков? Поскольку технопарк меняется в связи с задачами, поставленными перед промышленностью, то активным изменениям также подвержены и трудовые коллективы. Формирование производственных коллективов требует не только особой мобильности системы профессиональной подготовки, но и серьезных усилий всех городских ресурсов, в первую очередь предпринимателей и работодателей и их организационных структур [11, с. 4]. На малых предприятиях при малочисленных производственных коллективах цена каждого специалиста неизмеримо возрастает как за счет набора компетенций, так и за счет наработанного опыта [11, с. 4].
Готовность студента к профессиональной деятельности в условиях технопарка формируется из следующих компонентов: жизненной перспективы, сформированности профессионального самосознания, рефлексии, стремления сделать профессиональную карьеру. Коммуникативной основой этой готовности является владение иностранным языком. Качество этого процесса во многом обусловлено содержанием деятельности преподавателя вуза и его отношением к студентам.
Модернизация всех отраслей современной жизни, в том числе образовательной сферы, требует от педагогов активной деятельности, поиска новых
путей в преподавании. В этой связи становится важным рефлексивное ценностное целеполагание как основа в отношении к студенту, когда преподаватель, согласно определению В. П. Бездухова, «предвосхищает и проектирует результаты своего труда» [12, с. 66]. Учебно-познавательную деятельность студентов возможно улучшить с помощью активных методов обучения, способствующих усилению мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В числе таких методов можно назвать дискуссию, круглый стол, мозговой штурм и проблемную лекцию.
Коммуникация преподавателя со студентами способствует разрешению объективных противоречий и проблемных ситуаций с помощью применения научного знания. Такой вид подачи материала «обеспечивает творческое усвоение принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, совершенствует навыки самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы» [13, с. 25]. В ст. 16 «Федерального закона об образовании» реализация образовательных программ высшего образования предполагает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Учитывая аудиторную нагрузку и количество часов, требуемое для самостоятельной работы студентов, а также специфику профессиональной подготовки к профессиональной деятельности в условиях технопарка, важность инновационных курсов по иностранному языку трудно переоценить.
Так, например, в учебном плане на изучение английского языка для студентов-фармацевтов самостоятельной работе отводится видное место: половина из 360 часов на весь период обучения. В связи с этим обучающие материалы, в которых используются интерактивные средства мультимедиа (interactive multimedia, или IMM), их подача, должны заинтересовывать первокурсников. В проводимом исследовании (на базе Новосибирского педагогического университета) выявлено, что применение IMM в учебном процессе и для самостоятельной работы в качестве ведущих ресурсов, совместно с проектной деятельностью студентов, кейс-методом, способствует повышению уровня познавательной деятельности, вовлечению студентов в творческий процесс и развитию критического мышления.
В настоящее время интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса и использование ресурсов сети Интернет для работы с информацией переживает свое бурное развитие. На этой основе разработан дистанционный курс по английскому языку для студентов-фарма-цевтов, апробация которого активно ведется с 2010 г. Курс состоит из трех частей - теоретической, практической и терминологической, созданных в оболочке Moodle. Теоретическая и практическая части содержат основы грамматики английского языка - «Грамматический комментарий» и «Practical Course» соответственно. Терминологический блок включает аутентичные и частично адаптированные тексты, самостоятельные работы, тесты, а также ссылки на сетевые ресурсы научных медицинских, химических и фармацевтических сайтов на английском и русском языках, газет, журналов и публикаций. Часть ресурсов постоянно обновляется материалами, рассказывающими о современных разработках фармацевтической индустрии в России и за рубежом, а также о новинках биотехнологических кластеров российских технопарков. Замечено, что некоторые студенты активно используют новые зна-
ния и информацию, полученные из указанного курса, для реферирования, участия в конференциях, днях науки, создания презентаций, написания курсовых работ по профильным предметам химической тематики на третьем и четвертом годах обучения.
В процессе исследования учитываются выводы А. Н. Шамова о стабильности лексических навыков, сформированных на основе системного подхода, так как они наименее подвержены процессу деавтоматизации и характеризуются высокой операционной готовностью к включению в устную и письменную речь. Такой уровень развития лексических навыков повышает одновременно качество функционирования самих видов речевой деятельности - говорения, аудирования и чтения) [14]. В современный вуз приходят студенты с различным уровнем владения иностранным языком. В связи с этим значительное внимание преподавателем обязательно уделяется выявлению полученных первокурсниками навыков за их период обучения в школе, поскольку многие студенты приезжают учиться в вуз из отдаленных населенных пунктов и ранее не имели возможности посещать дополнительные занятия по иностранному языку.
Дистанционный курс по английскому языку для студентов-фармацев-тов разработан с учетом трехуровневой системы (Elementary, Intermediate, Upper-Intermediate), с большим объемом ресурсов для аудирования, говорения и чтения. Лексические навыки имеют на этом этапе первостепенное значение. А. Н. Шамов определяет взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной речи и чтения как «обучение, при котором в структуре разных видов лексических навыков осуществляется взаимное влияние навыков продуктивного и рецептивного характера друг на друга и обеспечивается их включение в умения понимать иноязычную речь на слух, реализовать с их помощью коммуникативные намерения в говорении и уметь извлекать, в зависимости от поставленной цели, смысловую информацию из читаемых текстов» [14].
В качестве педагогических проблем, от решения которых зависит успешность готовности студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка, в процессе исследования рассматриваются три понятия - «самоорганизация», «притяжение» и «параметры порядка».
Самоорганизация (личностная ориентированность - М. А. Глазун, М. Д. Старостенков, С. Н. Симонов; самокоррекция - В. В. Сохранов) рассматривается как феномен упорядочения, действующий в открытой системе за счет согласованного взаимодействия множества составляющих элементов. В педагогическом контексте «социальное саморазвитие студента, обеспечивающееся способностью к самоконтролю и самооценке, ведет к формированию потенциала его индивидуально-личностного развития» [15, с. 211], т.е. способствует самоорганизации личности для корректного профессионального выбора.
Ориентированность студентов на самокоррекцию и самореализацию в инновационном ключе развивает личностную идентичность, что способствует формированию готовности студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка. Важна коммуникативная мобильность молодого человека, его умение работать в команде, поскольку один человек без взаимодействия с другими не сможет достичь необходимого результата.
Профессиональная социализация кадров в процессе их подготовки и переподготовки изучается в контексте становления опыта профессионального саморегулирования студентов. В исследованиях В. В. Сохранова выявлено несколько этапов, среди которых первым назван «этап профессионального адаптирования, в ходе которого становление опыта профессионального саморегулирования основано на микроклимате отношений в малой профессиональной группе, отношениях к вариативным технологиям профессионального действия» [16, с. 167]. Этот этап является ключевым в данной статье, поскольку специфика формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях технопарка базируется на микроклимате отношений в малой профессиональной группе и соответствующем уровне рефлексии.
М. А. Глазун и М. Д. Старостенков выделяют следующие параметры, которые ответственны за самоорганизацию процесса обучения иностранному языку: «уровень базовых знаний; организация дидактического материала и последовательность его изучения; взаимодействие студента и преподавателя; взаимодействие студента с информационной средой; сотрудничество студентов в группах в процессе; ценностное отношение студентов к обучению; результаты обучения». Авторы отмечают, что перечисленные выше параметры имеют различный весовой вклад в пространстве, в котором должно происходить эволюционное, динамическое развитие студентов [17, с. 71]. Необходимо формировать профессиональное самосознание студента (профессиональную Я-концепцию), в котором он способен идентифицировать себя с членами выбранного профессионального сообщества, стараться быть носителем профессиональной культуры, норм, правил, традиций. Комплекс этих характерных черт профессиональной Я-концепции становится залогом его успеха как будущего профессионала [18, с. 102]. Таким образом, самоорганизация рассматривается как феномен упорядочения, действующий в открытой системе за счет согласованного взаимодействия множества составляющих элементов.
В качестве аттракторов процесса профессионального становления рассмотрим компоненты объективного и субъективного характера. К числу объективных составляющих исследователи относят престижность профессии, ее социальную конкурентоспособность, уровень занятости и т.п. Субъективные компоненты - отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, идеалы в профессии, успехи и неудачи в профессиональной деятельности. В синергетике понятие аттрактора созвучно с понятием «цель», представляет собой относительно завершенное состояние системы, которое неким образом притягивает к себе все множество «траекторий» движения (развития системного объекта). Здесь будет уместным рассмотреть профессиональные Я-концепции, а именно - человек «шире» своей профессии, человек «равен» своей профессии и человек «уже» своей профессии (Е. В. Прокопьева, О. А. Елдышова) [18, с. 101-102].
Параметры порядка (несколько переменных, введенных в характеристику объекта, описываемого при самоорганизации множеством величин (Г. Г. Малинецкий, О. А. Елдышова): чтение на английском языке - визуализация, образность, восприятие, обратная связь с текстом, контекстное восприятие). К профессионально важным качествам человека относятся индиви-
дуально-психологические свойства (сенсорные, перцептивные, аттенцион-ные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, има-житивные, моторные, коммуникативные) и отношения личности (отношение к профессии; к себе как к субъекту деятельности, к коллегам, начальнику, клиентам; объекту, предмету, средствам и условиям труда» [18, с. 102]. В настоящем исследовании указанные качества устанавливаются в виде параметров порядка.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что готовность студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка можно рассматривать с точки зрения трехуровневой проблематики: социальной, психолого-педагогической и личностной. Социальная проблематика включает выявление ключевых компетенций, обладание которыми требуется для инновационной деятельности в условиях технопарка. Психолого-педагогическая проблематика концентрирует свое внимание на универсальных учебных действиях с профессиональной направленностью, при которых прежняя триада «знания - умения - навыки» не справляется с поставленной задачей. Личностная проблематика рассматривает различия между знаниями студента, приходящего из школы в вуз, и знаниями, требуемыми для работы выпускника высшего учебного заведения в условиях технопарка. Связующим звеном между готовностью студента к профессиональной деятельности и условиями технопарка является знание иностранного языка.
Итак, для работы в технопарке от специалиста требуются не только умения получать и использовать узкоспециальную информацию в профессиональных целях, но и компетентно владеть иностранным языком определенной специфики, что способствует развитию инноваций в профессиональной деятельности сотрудника организации нового поколения. Этим обусловлены необходимость в подготовке профессионалов иного уровня и особенности профессиональной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка.
Список литературы
1. Oliver, R. Using situated learning in the design of interactive multimedia-based learning environments / Ron Oliver, Jan Herrington, Tony Herrington & Len Sparrow. -URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.28.2089 (дата обращения: 30.11.2012).
2. Wells, M. Professional identity and the contemporary university: a culture of control, accountability and virtuality? / M. Wells // Australian Association for Research in Education 2006 : Conference papers, abstracts and symposia, AARE, Melbourne, Victoria. -P. 1-16. - URL: http://hdl.handle.net/10536/DR0/DU:30007998 (дата обращения: 26.05.2013).
3. Послание Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В. В. Путина 12.12.2012. - URL: http://kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 12.01.2013).
4. Kearney, M.-L. Higher Education, Research and Innovation: Charting the Course of the Changing Dynamics of the Knowledge Society / M.-L. Kearney // Higher Education, Research and Innovation: Changing Dynamics / ed. by V. Lynn Meek, Ulrich Teichler, Mary-Louise Kearney. - Kassel, 2009. - P. 7-25. - URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0018/001830/183071E.pdf (дата обращения: 12.01.2013).
5. Лиферов, А. П. Научные исследования и разработки - сфера господства транснациональных корпораций / А. П. Лиферов // Психолого-педагогический поиск. - 2005. - № 1 (3). - С. 5-22.
6. Лиферов, А. П. Организация научных исследований в университетах Соединенных штатов Америки / А. П. Лиферов // Вестник Рязанского государственного университета. - 2007. - № 4 (17). - С. 3-20.
7. Попов, А. И. Психолого-педагогические особенности подготовки специалиста к инновационной деятельности / А. И. Попов // Фундаментальные исследования. -2006. - № 7. - С. 88-90.
8. Максимов, Н. И. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации / Н. И. Максимов. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.
9. Таратухина, Ю. В. Сетевые сообщества образовательной направленности в поликультурном контексте: метод открытого контента / Ю. В. Таратухина, О. Г. Чамина // Бизнес-информатика. - 2011. - № 3 (17). - С. 3-9.
10. Белкина, В. Н. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов / В. Н. Белкина, Г. В. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. - Т. II (Психолого-педагогические науки). -С. 159-162.
11. Мейстер, В. Ю. Формирование устойчивых производственных коллективов в условиях перехода к инновационной экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Мейстер В. Ю. - М., 2011. - 26 с.
12. Бездухов, В. П. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование : моногр. / В. П. Бездухов, Т. В. Жирнова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008.
13. Бурыкина, В. Г. Значение развивающих образовательных технологий и активных методов обучения для формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству / В. Г. Бурыкина // Научные проблемы образования третьего тысячелетия : сб. науч. тр. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Самара, 17 июня 2011 г.). - Самара : ЦДК «F1» ; Инсома-Пресс, 2011. - С. 22-26.
14. Шамов, А. Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе образовательной школы (на материале немецкого языка) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Шамов А. Н. - Нижний Новгород, 1999.
15. Соловова, Н. В. Индивидуально-личностная ориентация учебного процесса в формате государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения / Н. В. Соловова, О. Ю. Калмыкова // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования : сб. науч. ст. - Самара : Универс-групп, 2005. - С. 207-212.
16. Сохранов, В. В. Становление опыта профессионально-педагогического саморегулирования студентов в процессе их образования / В. В. Сохранов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2010. - № 20. - С. 163-167.
17. Глазун, М. А. Управляющие параметры процесса обучения иностранному языку / М. А. Глазун, М. Д. Старостенков // Фундаментальные исследования. -2006. - № 7. - С. 71.
18. Елдышова, О. А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления / О. А. Елдышова // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102.
References
1. Oliver R., Herrington Jan, Herrington Tony & Sparrow Len Using situated learning in the design of interactive multimedia-based learning environments. Available at: http:// citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.28.2089 (accessed 30 November 2012).
2. Wells M. Australian Association for Research in Edu-cation 2006: Conference papers, abstracts and symposia, AARE, Melbourne, Victoria. Pp. 1-16. Available at: http://hdl. handle.net/10536/DRO/DU:30007998 (accessed 26 May 2013).
3. Available at: http://kremlin.ru/news/17118 (accessed 12 January 2013).
4. Kearney M.-L. Higher Education, Research and Innovation: Changing Dynamics. Kassel, 2009, pp. 7-25. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001830/ 183071E.pdf (accessed 12 January 2013).
5. Liferov A. P. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk [Psychoeducational search]. 2005, no. 1 (3), pp. 5-22.
6. Liferov A. P. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Ryazan State University]. 2007, no. 4 (17), pp. 3-20.
7. Popov A. I. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental research]. 2006, no. 7, pp. 88-90.
8. Maksimov N. I. Federal’nye gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty vysshego pro-fessional’nogo obrazovaniya: zakonodatel’no-normativnaya baza proektirovaniya i rea-lizatsii [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education: legislative standard basis of planning and realization]. Moscow: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Koordinatsionnyy sovet uchebno-metodiches-kikh ob"edineniy i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshey shkoly, 2009.
9. Taratukhina Yu. V., Chamina O. G. Biznes-informatika [Business informatics]. 2011, no. 3 (17), pp. 3-9.
10. Belkina V. N., Sergeeva G. V. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin]. 2011, vol. II, no. 1, pp. 159-162.
11. Meyster V. Yu. Formirovanie ustoychivykh proizvodstvennykh kollektivov v usloviyakh perekhoda k innovatsionnoy ekonomike: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Formation of stable production teams in conditions of transition to innovation economy: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Moscow, 2011, 26 p.
12. Bezdukhov V. P., Zhirnova T. V. Nravstvenno-tsennostnaya sfera soznaniya studenta: diagnostika i formirovanie: monogr. [Student’s moral-value sphere of mind: diagnostics and formation: monograph]. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, 2008.
13. Burykina V. G. Nauchnye problemy obrazovaniya tret’ego tysyacheletiya: sb. nauch. tr. V Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Samara, 17 iyunya 2011 g.) [Scientific problems of education in the 3rd millennium: proceedings of V All-Russian scientific and practical conference with international participation (Samara, 17 June 2011)]. Samara: TsDK «F1»; Insoma-Press, 2011, pp. 22-26.
14. Shamov A. N. Sistema vzaimosvyazannogo obucheniya leksicheskim navykam ustnoy rechi i chteniya na srednem etape obrazovatel’noy shkoly (na materiale nemetskogo yazyka): avtoref dis. kand. ped. nauk [System of interrelated teaching lexical skills of oral speech and reading at the middle stage of high school (by the material of German language): author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Nizhny Novgorod, 1999.
15. Solovova N. V., Kalmykova O. Yu. Psikhologo-pedagogicheskie problemy sovremen-nogo professional’nogo obrazovaniya: sb. nauch. st. [Psychological and pedagogical problems of modern professional education: collected papers]. Samara: Univers-grupp, 2005, pp. 207-212.
16. Sokhranov V. V. Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky] 2010, no. 20, pp. 163-167.
17. Glazun M. A., Starostenkov M. D. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental research]. 2006, no. 7, pp. 71.
18. Eldyshova O. A. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental research]. 2006, no. 7, pp. 101-102.
Мишутина Ольга Валерьевна старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Институт естественных и социальноэкономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28)
E-mail: [email protected]
УДК 15 + 37(082)
Мишутина, О. В.
Особенности профессиональной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка / О. В. Мишутина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 212-223.
Mishutina Ol'ga Valer'evna Senior lecturer, sub-department of foreign languages, Institute of Natural and Social Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University
(28 Vilyuyskaya street, Novosibirsk, Russia)