Научная статья на тему 'Модель выявления, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах'

Модель выявления, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1611
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Р. Галустов, В С. Глухов

В статье рассматриваются проблемы поиска, развития и поддержки талантливыхстудентов в педагогических вузах. Определены проблемы, сдерживающие эффективную работупо поиску, развитию и поддержке одарённых детей и молодёжи в России, и основные путирешения этих проблем на примере работы студенческого конструкторско-технологическогонаучного центра кафедры технологии и дизайна Армавирской государственной педагогическойакадемии. Показано, что развитие научно-технического творчества студентов в педагогическихвузах в области мехатроники, робототехники и мультимедийного компьютерного моделированияпозволяет раскрыться талантам и одарённости учащейся молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Р. Галустов, В С. Глухов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article problems of search, development and support of talented students in pedagogical higher education institutions are considered. The problems constraining effective work on search, development and supports of exceptional children and youth in Russia are defined and the main solutions of these problems on the example of work student's конструкторско – technological scientific center of chair of technology and design of Armavir state pedagogical academy are defined. It is shown that development scientifically – technical creativity of students in pedagogical higher education institutions in the field of mechatronics. Robototekhniya and multimedia computer modeling allows to reveal to talents and endowments of studying youth.

Текст научной работы на тему «Модель выявления, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах»

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

59

П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І

УДК 159.923.38 + 378

МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

A. Р. Галустов

кандидат педагогических наук, доцент,

ректор Армавирской государственной педагогической академии РФ

B. С. Глухов

кандидат технических наук, доцент,

заведующий кафедрой технологии и дизайна

Армавирской государственной педагогической академии РФ

В статье рассматриваются проблемы поиска, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах. Определены проблемы, сдерживающие эффективную работу по поиску, развитию и поддержке одарённых детей и молодёжи в России, и основные пути решения этих проблем на примере работы студенческого конструкторско-технологического научного центра кафедры технологии и дизайна Армавирской государственной педагогической академии. Показано, что развитие научно-технического творчества студентов в педагогических вузах в области мехатроники, робототехники и мультимедийного компьютерного моделирования позволяет раскрыться талантам и одарённости учащейся молодёжи.

Введение

В современных условиях модернизации российского образования все большее внимание уделяется проблемам поиска, развития и поддержки одарённых и талантливых детей и молодёжи.

Особенно остро стоит эта проблема в педагогических вузах, поскольку будущие учителя и бакалавры педагогического образования являются основными фигурами решения данной проблемы.

В настоящее время в России можно выделить следующие проблемы, сдерживающие эффективную работу по поиску, развитию и поддержке одарённых детей и молодёжи [1]:

1) проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью;

2) проблемы, связанные с развитием системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;

3) проблемы, связанные с разработкой комплекса мер по формированию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;

4) проблемы, препятствующие развитию организационных форм выявления и работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью.

Авторами рассмотрены проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными детьми и молодежью. В Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему отмечается, что в раннем распознавании одаренности и таланта детей и молодёжи просматривается высокая степень методологической неопределенности. Имеет место субъективизм в оценках одаренности (таланта) со стороны педагогов.

Кроме того, не развиты эффективные механизмы, формы и методы поиска, развития и поддержки талантливых детей, студенческой молодежи и молодых профессионалов. Отсутствует в образовательных учреждениях стройная система по выявлению и поддержке одаренных (талантливых) детей, студенческой молодежи и молодых профессионалов. Отсутствует системная деятельность по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи на региональном и федеральном уровнях.

Вместе с тем можно обозначить основные проблемы работы с одаренными (талантливыми) студентами в педагогических вузах:

- отсутствует система консолидации усилий научно-педагогических работников по поиску, развитию и поддержке интеллектуальной и творческой деятельности талантливых и одарённых студентов в условиях многоуровневого вузовского комплекса;

60

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

- во многих вузах России слабо развиты организационные и кадровые возможности для поиска, развития и поддержки интеллектуально одаренных студентов младших курсов;

- не развита инфраструктура поддержки проявивших себя талантов на стартовых этапах их профессиональной карьеры и отсутствует капитализация рыночно значимых профессиональных результатов;

- в России систематически происходит «утечка талантов» в другие страны ввиду отсутствия конкурентных условий для профессионального и творческого развития студентов.

Для развития в России общенациональной эффективной системы мер по поиску, развитию и поддержке талантливых и одарённых студентов в педагогических вузах необходимо [1]:

- ввести в учебные планы подготовки будущих учителей и бакалавров по педагогическому образованию дисциплину «Поиск, развитие и поддержка одарённых детей и молодёжи» с целью повышения компетентности учителя и бакалавра в этой части его педагогической деятельности;

- разработать и издать в необходимом количестве учебники и учебно-методические пособия по дисциплине «Поиск, развитие и поддержка одарённых детей и молодёжи» для вузов России;

- организовать в вузах систематическую работу по изучению международного опыта работы по выявлению и развитию одаренных и талантливых детей и молодежи;

- организовать в вузах подготовку и повышение квалификации учителей для специализированных школ и лицеев, в том числе через магистратуру и аспирантуру;

- организовать на факультетах дополнительного педагогического образования вузов и в региональных институтах повышения квалификации педагогических работников реализацию программ повышения квалификации учителей в области выявления, развития и поддержки одарённых и талантливых детей и молодёжи;

- в вузах разработать систему поощрения и вознаграждения профессорско-преподавательских кадров, добивающихся высоких результатов в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторы изучили состояние и перспективы выявления, развития и поддержки талантливой молодёжи в вузах Краснодарского края. Это позволило в Армавирской государственной педагогической академии разработать и реализовать целенаправленную систему выявления, развития и поддержки талантливых студентов.

Наиболее эффективными механизмами выявления, развития и поддержки одарённых и талантливых студентов в педагогических вузах, на наш взгляд, является привлечение студентов в студенческие конструкторские, технологические и технические научные центры, конструкторские бюро, проектные научные группы, научные кружки и т. п.

Основными направлениями деятельности студентов в научных структурах могут быть: мехатроника, робототехника, мультимедийное моделирование изучаемых в вузе технологий, приборов, устройств и механизмов, а также изучение современных измерительных технологических датчиков и приборов.

В Армавирской государственной педагогической академии в 1998 г. на кафедре технологии и дизайна был создан студенческий конструкторско-технологический научный центр для работы со студенческой молодёжью, с целью развития научных способностей и выявления молодых талантов среди будущих учителей технологии и предпринимательства.

В академии разработаны эффективные механизмы и модель системы поиска, развития и поддержки одарённых и талантливых студентов педагогических вузов (рисунок 1).

Модель состоит из трёх взаимосвязанных направлений: поиск, развитие и поддержка одарённых и талантливых студентов.

Направление «Поиск» включает такие механизмы поиска одарённых и талантливых студентов, как: аудиторные занятия (лекции, лабораторные и практические занятия, семинары); внеаудиторные занятия (НИРС, студенческие конференции, конкурсы, олимпиады, ролевые игры, круглые столы и т. п.); самообразование, саморазвитие и самостоятельная работа студентов.

Основная направленность всех вышеперечисленных механизмов - это создание условий для проявления личностных талантов, одарённости и способностей студентов и выделение наиболее значимых личностей.

ПОИСК

АУДИТОРНЫЕ

ЗАНЯТИЯ

САМООБРАЗО-

ВАНИЕ

САМОРАЗВИТИЕ

СРС

ОЛИМПИАДЫ

КОНКУРСЫ

ФЕСТИВАЛИ

КОНФЕРЕНЦИИ

МЕХАНИЗИМ ПОИСКА, РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ

DDE

2

РАЗВИТИЕ

DDE

СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОРСКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

ПОДДЕРЖКА

13-я СТИПЕНДИЯ СТУДЕНТАМ

МЕДАЛИ ДИПЛОМЫ МИНОБРНАУКИ РФ

ГРАМОТЫ, ПРЕМИИ МИНОБРНАУКИ, Краснодарского Края АГПА

Грантовая поддержка ППС, работающих с одарёнными студентами

Рисунок 1 - Эффективная модель системы поиска, развития и поддержки одарённых и талантливых студентов педагогических вузов

62

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Основным механизмом практического выявления одарённых и талантливых студентов рассматриваемой модели (направление «Выявление») является студенческий конструкторскотехнологический научный центр.

Основными задачами центра являются:

- проведение научных исследований в области механотроники и робототехники;

- проведение научных исследований в области изучения физических, механических, технологических и особых свойств конструкционных материалов;

- разработка и исследование современных методов и средств для изучения свойств материалов, их структуры;

- опытно-конструкторская разработка простейших товаров народного потребления, машин, приборов и устройств;

- компьютерное мультимедийное моделирование явлений, физических и технологических процессов, машин и приборов;

- создание современных лабораторных работ для студентов по дисциплинам, изучающимся на факультете «Технология, экономика и дизайн»;

- разработка учебных электронных образовательных ресурсов по дисциплинам, изучаемым на кафедре технологии и дизайна.

Для решения основных задач СКТНЦ силами студентов, учебных мастеров и профессорскопреподавательского состава кафедры технологии и дизайна проводятся следующие НИОКРС:

- разработка, изготовление экспериментальных установок для исследования свойств металлов, сплавов, неметаллических материалов;

- разработка и внедрение в учебный процесс на кафедре технологии и дизайна мультимедийных моделей технологии производства и обработки материалов, упрочнения режущих инструментов, новых методов изучения свойств материалов и средств их реализации;

- разработка интерактивных лабораторных работ по общетехническим дисциплинам с использованием современных информационных средств обучения и внедрение их в учебный процесс;

- подготовка студентами на базе проводимых НИРС курсовых работ и дипломных проектов;

- выпуск товаров народного потребления высокого качества и соответствие требованиям современного дизайна силами учебных мастерских;

- изготовление наглядных пособий, экспонатов для кафедры, готовящей учителей по «Технологии и предпринимательству», и для общеобразовательных школ;

- изготовление продукции с учетом необходимости обеспечения учебного процесса, планов производственного и социального развития факультета «Технологии, экономики и дизайна» АГПА и материального стимулирования сотрудников;

- оказание услуг по переводу технических, литературных и бытовых текстов с иностранных языков на русский язык;

- оказание машинописных, переплетных, ремонтных услуг и др.;

- оказание услуг по обслуживанию и оформлению торжественных мероприятий, помещений, строений и т. п.;

- внедрение современных технологий изготовления изделий и веществ различных видов продукции.

Для реализации поставленных задач в Студенческом научном центре созданы и осуществляют научную деятельность следующие сектора и лаборатории [2]:

- сектор опытно-конструкторских работ;

- лаборатория компьютерного 3 D моделирования;

- лаборатория мехатроники и робототехники;

- лаборатория электронных образовательных ресурсов;

- лаборатория современных средств технологических измерений;

- дизайн-лаборатория;

- художественная дизайн-мастерская.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В секторе опытно-конструкторских работ студенты обучаются самостоятельно разрабатывать конструкции простых технических устройств, товаров народного потребления. Студенты разрабатывают эскизы, сборочные чертежи, выполняют деталировку устройств согласно Гостам ЕСКД, учатся писать инструкции по монтажу и эксплуатации устройств, разрабатывать спецификации и другую конструкторскую документацию.

Студентами разработаны такие изделия, как:

- малогабаритная зерновая сеялка;

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

63

- охранная сигнализация для автомобилей типа ВАЗ;

- школьная лабораторная установка для изучения принципа действия пружинных манометров;

- макет паровой турбины для учебных целей;

- установка для исследования пружин сжатия;

- электропневматический паяльник для сваривания полимерных материалов;

- малогабаритный динамометрический ключ для затягивания гаек; устройства для автоматизации управления режимами работы трактора МТЗ-80;

- устройство для измерения температуры резца в зоне резания; универсальный мотоблок;

- малогабаритный побудитель расхода жидкости для опрыскивания садовых растений и др.

В лаборатории «Компьютерное 3D моделирование» студенты 1-5 курсов получают

практические навыки по мультимедийному моделированию учебных технологических процессов производства и обработки металла и других объектов [3].

В течение 2003-2012 гг. студентами разработаны следующие мультимедийные анимационные учебные виртуальные модели:

- технологического процесса производства чугуна в доменной печи,

- технологического процесса струйного рафинирования стали,

- технологического процесса непрерывного розлива стали,

- технологического процесса производства стали в кислородном конвертере,

- процесса кристаллизации металлов, процесса нарезания зубьев шестерней,

- процесса измерения твёрдости металлов и сплавов по методу Бринелля на приборе ТП-2К,

- процессов прокатки металлов.

Вместе с этим студентами разработаны: мультимедийная модель кулачкового механизма преобразования движений, мультимедийная модель устройства для чистки канализационных труб «Крот» и др. [4].

Студенческие разработки «Мультимедийная модель технологического процесса производства чугуна в доменной печи» и «Мультимедийная модель технологического процесса струйного рафинирования» стали победителями открытого конкурса Министерства образования и науки РФ «Лучшая научная работа студентов» и награждены медалями, а работы «Мультимедийная модель технологического процесса непрерывного розлива стали» и «Мультимедийная модель технологического процесса производства стали в кислородном конвертере» награждены дипломами [4].

Компьютерная модульная автоматизированная обучающая система (КМАОС), разработанная группой студентов, также стала победителем открытого конкурса Министерства образования и наук РФ «Лучшая научная работа студентов» и награждена медалью.

Все разработанные виртуальные мультимедийные модели легли в основу электронного учебного пособия «Мультимедийный практикум по производству и обработки металлов», издан на CD-дисках и внедрён в учебный процесс десяти вузов РФ.

Данная разработка была представлена на Всероссийском конкурсе научно-технического творчества молодёжи в г. Москва (НТТМ-2008) и награждена медалью жюри конкурса. На рисунке 2 представлены фрагменты сцен мультимедийного конструирования модели процесса производства стали в кислородном конвертере [4].

В лаборатории «Механотроника и робототехника» студенты 1-4 курсов занимаются проектированием, сборкой и отладкой программного обеспечения моделей, собранных из конструкторов Lego Mindstroms NXT 2.0 [5, 26-32], [6, 65-68].

Студенты изучают устройство моделей роботов, их элементную конструкционную базу. Изучают принцип действия и назначения сенсоров роботов: сенсор нажатия, сенсор цвета, ультразвуковой сенсор, интерактивные сервомоторы. Осваивают работу блока NXT, который является «мозгом» роботов Mindstroms, программы NXT, технологию NXT. Получают навыки использования подменю Bluetooth, подключение NXT к компьютеру, подключение NXT к другому NXT, установку программного обеспечения.

Изучают интерфейс пользователя программного обеспечения, палитру программирования, панель настроек, контроллер, редактор звука, редактор изображения, дистанционное управление и т. п.

Проводят зональные конкурсы-фестивали научно-технического творчества одарённых детей и молодёжи по мехатронике и робототехнике «Создай свою мечту!» [5].

На рисунке 3 приведены некоторые интеллектуальные модели роботов, собранные студентами из конструктора Lego Mindstroms NXT 2.0.

64

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Конструир ов ание корпуса конвертера

Конструирование основания конвертера

Конструирование потока частиц металла

Конструирование Конструирование Общий вид

узкоколейной дороги вагонетки для °тб°ра металла кислородного конвертера

Рисунок 2 - Фрагменты сцен мультимедийного конструирования модели процесса производства стали в кислородном конвертере

Рисунок 3 - Интеллектуальные модели роботов, собранные студентами из конструктора Lego Lego Mindstroms NXT 2.0.

В лаборатории «Современные измерительные технологии» студенты изучают системы измерения физических и физико-химических свойств жидких сред (производство США).

На рисунке 4 представлены Цифровая лаборатория (производство США), которая используется студентами при исследованиях в лаборатории «Современные измерительные технологии» [2].

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

65

В настоящее время студентами разработаны следующие мультимедийные презентации в PDF: альбом схем и рисунков по курсу «Детали машин»; альбом схем и рисунков по дисциплине «Технологии обработки конструкционных материалов»; «Современные механические передачи» по дисциплине «Детали машин»; «Автоматизация производств» и др. Все презентации студенты записали на CD-дисках и оформили свидетельства о защите индивидуальной собственности в Объединённом фонде электронных ресурсов «Наука и образование» Российской академии образования (РАО).

3

4

5

1 - датчик оптической плотности (колориметр) Colorimeter/Col-Bta; 2 - датчик pH Sensor^H-Bta;

3 - датчик температуры/stainless Steel Temperature Probe/Tmp-Bt;

4 - датчик звука (микрофон) Microphone/Mca-Bt; 5 - датчик освещенности Light Sensor/Ls-Bta;

6 - цифровой беспроводной микроскоп;

7 - датчик электрической проводимости Conductivity Probe/Con-Bta; 8 - процессорный блок Рисунок 4 - Современная цифровая лаборатория

Студенты организовывают конкурсы-фестивали по механотронике и робототехнике, по дизайну среды, участвуют в вузовских студенческих конференциях, опубликовывают в вузовском издании тезисы и доклады по насущным проблемам педагогики, науки и техники [5].

Результаты проводимой Армавирской государственной педагогической академией политики в области поиска, развития и поддержки одарённых и талантливых студентов показал эффективность этой работы. В настоящее время свыше 200 выпускников академии в Краснодарском крае проявили одарённость и талантливость в своей профессиональной работе.

66

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Выводы

1. Одним из эффективных механизмов выявления, развития и поддержки одарённых и талантливых студентов в педагогических вузах является привлечение студентов в студенческие конструкторские, технологические и технические научные центры, бюро, проектные научные группы, научные кружки и т. п.

2. Основными направлениями деятельности студентов в научных структурах могут быть: мехатроника, робототехника, мультимедийное моделирование изучаемых в вузе технологий, приборов, устройств и механизмов, а также изучение современных измерительных технологических датчиков и приборов.

3. Организация и управление процессом выявления, развития и адресной поддержки интеллектуальной и творческой деятельности студентов осуществляются посредством консолидации научно-педагогических работников вуза для решения данной проблемы.

Литература

1. Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект) / Совет при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://i-russia.ru/all/docs/9389. -Дата поступления : 15.12.2011.

2. Галустов, А. Р. Поиск, развитие, поддержка одарённых и талантливых студентов в педагогических вузах [Текст] : учеб. пособие (курс лекций) / А. Р. Галустов, В. С. Глухов - Армавир : РИО АГПА, 2012. - 128 с.

3. Мультимедийное моделирование в системе поиска и развития одаренных и талантливых студентов в педагогических вузах [Текст] / А. Р. Галустов [и др.] // Вестн. Брян. гос. ун-та. - 2012. -№ 1. - С. 18-29.

4. Дикой, А. А. Мультимедийное моделирование - механизм выявления одарённых студентов : монография [Текст] / А. А. Дикой, А. Р. Галустов. - Армавир : РИО АГПА, 2012. - 284 с.

5. Мехатроника и робототехника - инновационный механизм выявления и развития технически одарённых детей и молодёжи / Р. А. Галустов [и др.] // Школа и производство. - 2012. - № 8. -С. 28-35.

6. Галустов, Р. А. Робототехника и механотроника для одарённых и талантливых детей и молодёжи / Р. А. Галустов, А. А. Дикой // Армавирская государственная педагогическая академия - региональный центр развития личностного ресурса субъектов образования : материалы науч.-практ. конф., Армавир, 9-14 апр. 2012 : в 2 ч. / РИО АГПА ; А. Р. Галустов (гл. ред.). - Армавир, 2012. - Ч. 1 : Преподаватели. -С. 65-68.

Summary

In article problems of search, development and support of talented students in pedagogical higher education institutions are considered. The problems constraining effective work on search, development and supports of exceptional children and youth in Russia are defined and the main solutions of these problems on the example of work student's конструкторско - technological scientific center of chair of technology and design of Armavir state pedagogical academy are defined. It is shown that development scientifically - technical creativity of students in pedagogical higher education institutions in the field of mechatronics. Robototekhniya and multimedia computer modeling allows to reveal to talents and endowments of studying youth.

Поступила в редакцию 05.01.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.