3. Кондраков, Г.Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 504-511. - URL : http://sdo.rea.ru/cde/conference/20/file.php?fileId=24 (дата обращения: 01.01.2020).
4. Экология комфортности виртуальной образовательной среды вуза физической культуры / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева, Р.Р. Хадиуллина // Информатизация образования : материалы международной научно-практической конференции / под редакцией И.Ш. Мухаметзянова, Р.Р. Фахрутдинова. - Казань, 2015. - С. 31-51.
5. Об использовании дистанционных образовательных технологий : приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/ (дата обращения 01.01.2020).
6. Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство / А.Т. Хроленко, А.В. Денисов. - Москва : Флинта, 2008. - 128 с.
7. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.
8. Шутова, Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 501-505.
REFERENCES
1. Antonova, D.A., Ospennikova, E.V. and Spirin, E.V. (2018), "Digital transformation of the education system. Resource design for a modern digital educational environment as one of its main areas", Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education, No. 14, pp. 5-37.
2. Vysotskaya, T.P., Bochkareva S.I., Shutova T.N., Golubnichy S.P. and Burov A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.
3. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Materials IV International scientific and practical conference, Moscow, pp. 504-511.
4. Mukhametzyanova, F.Sh, Mukhametzyanov, I.Sh., Hrabal, L.R., Kamaleeva, A.R. and Hadiullina, R.R. (2015), "Ecology superior virtual educational environment of the University of physical culture", materials of the international scientific and practical conference "Education Informatization", Kazan; pp. 31-51.
5. Ministry of education and science of Russia (2005), Order of the dated May 6, 2005 No. 137 "On the use of distance learning technologies", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/.
6. Khrolenko, A.T. and Denisov, A.V. (2008), Modern information technologies for the Humanities: practical guide, Flinta, Moscow.
7. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Mamonova, O.V. and Kondratyev, P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, pp. 30-31.
8. Shutova, T.N. (2020), "Informatization and digitalization of the educational process in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 501-505.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.06.2020
УДК 796.062
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В.
ПЛЕХАНОВА
Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Владимир Витальевич Вуколов, тренер-
преподаватель, Спортивный клуб «Спортленд», Москва
Аннотация
В статье рассмотрены инновации в области автоматизации деятельности студенческого спортивного клуба, приведены примеры цифровых сервисов. Изучена нормативно-правовая сторона глобального увеличения студенческих спортивных клубов и увеличения доли студентов до 65%, регулярно занимающихся физической культурой и спортом к 2024 году. Проанализирована деятельность сборных команд, спортивных секций, команды КВН и дополнительные услуги, оказываемые университетом. Также приведен пример деятельности спортивных клубов во всех филиалах РЭУ им. Г.В. Плеханова, на примере секции каратэ.
Ключевые слова: спортивный клуб, цифровые сервисы, физическая культура и спорт, экономический университет.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p17-21
DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS CLUB ON THE EXAMPLE OF THE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS
Evgeny Sergeevich Barkovsky, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Vladimir Vitalievich Vukolov, the trainer-teacher, Sports club "Sport land",
Moscow
Abstract
The article discusses innovations in the field of automation of student sports club activities, and it provides the examples of digital services. We have studied the regulatory and legal side of the global increase in the student sports clubs and the increase in the share of students up to 65%, who are regularly engaged in physical culture and sports by 2024. The activities of the national teams, sports sections, KVN teams and additional services provided by the University are analyzed. There is also an example of the activity of sports clubs in all branches of Plekhanov Russian University of Economics, using the example of the karate section.
Keywords: sports club, digital services, increasing the number of students engaged in physical culture and sports, University of Economics.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровые и информационные технологии создают условия для коммуникации, информатизации [1], внедрения интерактивного подхода в деятельности студенческих спортивных клубов, которые, как указывается в разрабатываемой «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» должны быть сформированы до 2024 года. Кроме того, подписано распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 2570-р Минспортом России «Об утверждении Концепции развития студенческого спорта в РФ на период до 2025 года». А также утвержден приказ от 27 ноября 2019 года № 981/1321 «Об утверждении Межотраслевой программы развития студенческого спорта». Основные целевые показатели указанных нормативных документов: увеличение доли студенческой молодежи РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 65% от общего числа обучающихся. Студенческие спортивные клубы к 2024 году должны составить 500 клубов в образовательных организациях высшего образования, в профессиональных образовательных организациях - 1300 спортивных клубов до 2024 года. И, безусловно, необходимо создать единую цифровую платформу и сайты, обеспечивающие взаимодействие студенческих спортивных лиг, ассоциации студенческих спортивных клубов России, российского Студенческого спортивного союза.
Современные студенты относятся к поколению «digital», у них ярко проявляется склонность к применению инновационных технологий в повседневной и учебной деятельности, следовательно, автоматизация спортивного клуба способствует ее адаптиро-ванности для целевой аудитории. «Online» регистрация на соревнования, онлайн журнал
посещаемости спортивной секции позволяют консолидировать масштабную аудиторию, обеспечивать доступность и качество предоставляемой спортивной услуги, и возможность выбора. Деятельность спортивного клуба в социальных сетях имеет все большее значение, так на сайте РЭУ им. Г.В. Плеханова не так много информации, вместе с тем все анонсы, новости, «чаты», форумы сконцентрированы в социальных сетях. Следует отметить, что Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ, 2018) отметил, что количество пользователей интернета в возрастной категории от 16 лет до 29 лет составляет 87 миллионов человек или 98 % от общей численности в этой возрастной группе [4].
Одним из примеров развития цифровых сервисов являются компании, помогающие создать свой сайт, одним из примеров является платформа «Join sport» как конструктор спортивных сайтов (https://joinsport.io/#rec71271643). Платформа позволяет самостоятельно и бесплатно создать сайт спортивного мероприятия по хоккею, футболу и волейболу; взымается небольшая оплата, она зависит от количества команд и возможностей сайта.
Рассмотрим онлайн сервисы корпорации «Google», так в «Google Drawings» можно создавать интерактивные карточки для студентов; в онлайн журнале «Google Class» можно добавить студентов, давать им домашнее задание, ссылки на онлайн-конференции. На сервисе «Google Forms» можно создавать тесты, опросники, оценивать знания студентов и собирать обратную связь, данный сервис используется для автоматизации учебного процесса. Следующий сервис по созданию веб-сайта на «Google Site», на котором есть возможность добавления сайта, документов, таблиц, календарей, фотографий, видео, ленты новостей.
Рассмотрим деятельность студенческого спортивного клуба РЭУ им. Г.В. Плеханова, которая ведется в шести основных направлениях:
1) работа со сборными командами;
2) осуществление работы спортивных секций;
3) проведение спортивных мероприятий;
4) клуб Веселых и Находчивых;
5) медиа-сопровождение;
6) оказание услуг (дополнительные образовательные программы, соляная комната, маникюр, парикмахерская).
Наибольшее число студентов университета посещают тренажерный зал, в котором предлагаются программы по атлетической гимнастике и фитнесу [3, 5,6 ].
Сборные команды по видам спорта: хоккей мужской футбол, чирлидинг, баскетбол, волейбол, плавание, сборная по единоборствам, бальные танцы, настольный теннис, легкая атлетика, спортивное ориентирование, шахматы.
Спортивные секции: йога, фитнес-аэробика, функциональные тренировки, настольный теннис, современные танцы, бокс, смешанные единоборства, кикбоксинг, грепплинг, борьба, бильярд. Регистрация и контроль посещаемости в спортивных секциях производится в «Google» таблицах, регистрация на мероприятия и соревнования в онлайн форме «Google». В условиях самоизоляции студентам в социальных сетях отправляются видео уроки занятий дома, ссылки на мобильные приложения по контролю питания и двигательной активности, подсчету индекса массы тела, а также по контролю физического состояния и фитнесу.
Студенческий спортивный клуб также осуществляет практику проведения соревнований между филиалами университета, в том числе по общей физической подготовке, соревнования проходят в каждом отдельном филиале, результаты присылаются в головной вуз и определяются лучшие спортсмены [2]. Так на рисунках 1, 2 представлены результаты каратистов из Ростова-на-Дону, Волгограда, Воронежа, Иваново, Краснодара и Севастополя. В качества примера показана динамика сгибаний и разгибаний рук в упоре
лежа среди девушек и юношей.
40 30
М
¡5 20 10 0
33,5
34
32,1
32,7
33,2
33,5
Й17,6 16,1 15 5 17,5 16,23
■ ■! |1 ■ |1
Ростов на Дону Волгоград
40 30
м я
а 20 10 0
Воронеж Иваново
филиалы РЭУ им. Плеханова
сен.18 "мар.19
Рисунок 1 - Динамика сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа - юноши
37,6
Краснодар Севостополь
34,1
33,7
35,9
35,3
36,1
16,3 17,7
19,4 18,7
I I
Й18,8 ■
Ростов на Дону Волгоград Воронеж Иваново Краснодар Севостополь
филиалы РЭУ им. Плеханова сен.18 Имар.19
Рисунок 2 - Динамика сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа - девушки
У исследуемых каратистов практически в два раза увеличился уровень физической подготовленности (таблица 1). Достоверную динамику имеют результаты у юношей и девушек в трех базовых упражнениях, результаты девушек незначительно выше по сравнению с юношами [2].
Таблица 1 - Результаты физической подготовленности каратистов
Контрольные упражнения Гр. X ±о Мо Х±о ±о Мо
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во) Ю 17,1±5,05 15,0 33,2±7,3* 30,0
Д 17,7±3,8 15,0 35,2±6,09* 38,0
Подъем туловища за 30 сек (кол-во) Ю 23,9±6,9 25,0 43,9±10,05* 46,0
Д 24,4±4,99 25,0 45,8±7,2* 46,0
Приседания за 30 сек (кол-во) Ю 17,1±3,7 15,0 33,7±7,9* 33,0
Д 17,0±2,7 15,0 33,9±5,9* 33,0
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое, Мо - мода.
ВЫВОДЫ
В развитии студенческого спортивного клуба принципиальное значение на сегодняшний день имеет автоматизация деятельности, совершенствование электронного документооборота. Также необходимы новые пути для развития сборных команд вуза, организация для них спортивных сборов, диагностических мероприятий. В университете им. Г.В. Плеханова менеджеры спортивного клуба пытаются расширить цифровые сервисы для студентов, проводят соревнования по общей физической подготовленности среди всех филиалов университета, взаимодействуют со студентами в социальных сетях, разрабатывают дополнительные образовательные программы. Регистрация на соревнования и мероприятия производится онлайн. Сложности работы спортивного клуба заключаются в выполнении плана коммерческих услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Ан-
тонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия : Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5-37.
2. Киокушинкай каратэ как новый формат обучения будущих предпринимателей / Д.В. Артамонов, Е.Б. Осипова, Ю.О. Аверясова, Т.Н. Шутова, Е.А. Лубышев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 11. - С. 37-39.
3. Вопросы оптимизации содержания элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту / Т.П. Высоцкая, С.И. Бочкарева, Т.Н. Шутова, С.П. Голубничий, А.Г. Буров // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-8.
4. Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL : https://wciom.ru/ (дата обращения 20.05.2020).
5. Кондраков, Г. Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 504-511. - URL : http://sdo.rea.ru/cde/conference/20/file.php?fileId=24 (дата обращения: 01.01.2020).
6. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.
REFERENCES
1. Antonova, D.A., Ospennikova, E.V. and Spirin, E.V. (2018), "Digital transformation of the education system. Resource design for a modern digital educational environment as one of its main areas", Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education, No. 14, pp. 5-37.
2. Artamonov, D.V., Osipova, E. B., Averyasova, Yu.O., Shutova, T.N. and Lubyshev, E.A. (2019), "Kyokushin karate as a new format for training future entrepreneurs", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 37-39.
3. Vysotskaya, T.P., Bochkareva S.I., Shutova T.N., Golubnichy S.P. and Burov A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.
4. All-Russian center for the study of public opinion, available at:: https://wciom.ru/.
5. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Materials IVInternational scientific and practical conference, Moscow, рp. 504-511.
6. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Mamonova, O.V. and Kondratyev, P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рp. 30-31.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.06.2020
УДК 796.011.3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК-АГРАРИЕВ 1 КУРСА, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации, Александр Федорович Башмак, старший преподаватель, судья международной категории по гандболу, Вера Анатольевна Мезенцева, старший
преподаватель, Светлана Евгеньевна Бородачева, старший преподаватель, Ольга Александровна Ишкина, старший преподаватель, Самарский государственный аграрный университет, г. Самара
Аннотация
В статье рассматриваются результаты сравнительного анализа студенток показателей мор-фофункционального развития и физического здоровья студенток, занимающихся и не спортсменок.