Библиографический список
1. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Москва: Искусство, 1975.
2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1985.
3. Мухаметзянов А.Ю. Воспитание художественно-эстетического вкуса студентов на уроке литературы. Казанский педагогический журнал. 2003; № 2: 35 - 38.
4. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. Москва: Госполитиздат, 1961.
5. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Отделение педагогики. Москва; Ленинград: Изд-во АПН РСФСР 1947; № 11.
6. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема. Концепт. 2015; № 6: 106 - 110.
7. Шульга РП. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев: Наукова думка, 1989.
8. Щербаков В.А. Проблема формирования музыкально-художественного вкуса подростков. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1973. References
1. Burov A.I. 'Estetika: problemy ispory. Moskva: Iskusstvo, 1975.
2. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya Shkolnikov: uchebnoe posobie po speckursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1985.
3. Muhametzyanov A.Yu. Vospitanie hudozhestvenno-'esteticheskogo vkusa studentov na uroke literatury. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2003; № 2: 35 - 38.
4. Razumnyj V.A. O horoshem hudozhestvennom vkuse. Moskva: Gospolitizdat, 1961.
5. Teplov B.M. Psihologicheskie voprosy hudozhestvennogo vospitaniya. Izvestiya APN RSFSR. Otdelenie pedagogiki. Moskva; Leningrad: Izd-vo APN RSFSR. 1947; № 11.
6. Umerkaeva S.Sh. Vospitanie hudozhestvennogo vkusa kak muzykal'no-pedagogicheskaya problema. Koncept. 2015; № 6: 106 - 110.
7. Shul'ga R.P. Iskusstvo i cennostnye orientacii lichnosti. Kiev: Naukova dumka, 1989.
8. Scherbakov V.A. Problema formirovaniya muzykal'no-hudozhestvennogo vkusa podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1973.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10150
Turovskiy A.N., postgraduate, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS. The article studies a problem of student sports in the system of higher professional education organizations. Student youth as the gene pool of the nation, cultural, scientific and defense potential of the country is in urgent need of state support for the preservation and promotion of health. The student sports movement is a separate link of sports growth in the world sports movement of youth. The paper analyzes the state of development of student sports in Russian universities at the present stage, identifies the main problems and areas of improvement. The author concludes that the current system of physical education in institutions of higher vocational education is still imperfect, as it does not fully comply with the social order of the state for health, general and students' special professional-applied readiness for full life and proper fulfillment of their professional duties. Contemporary researchers see the problem of revitalization and positive attitude of students to physical education in higher education institutions in sports education.
Key words: sports, students, student sports, student sports movement, system of higher professional education, physical education, physical culture, Universiade.
А.Н. Туровский, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена проблеме студенческого спорта в системе работы организаций высшего профессионального образования. Студенческая молодежь как генофонд нации, культурный, научный и оборонный потенциал страны остро нуждается в поддержке государства по сохранению и укреплению здоровья. Студенческое спортивное движение является отдельным звеном спортивного роста в мировом спортивном движении молодежи. В работе проанализированы состояние развития студенческого спорта в российских вузах на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования является несовершенной, так как она не выполняет в полной мере социальный заказ государства на обеспечение здоровья, общей и специальной профессионально-прикладной готовности студентов к полноценной жизнедеятельности и к надлежащему выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение проблемы активизации и позитивного отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию в высших учебных заведениях современные исследователи видят в спортизации физического воспитания.
Ключевые слова: спорт, студенчество, студенческий спорт, студенческое спортивное движение, система высшего профессионального образования, физическое воспитание, физическая культура, универсиада.
В последние годы в периодических научных изданиях отмечается повышенный интерес к феномену студенческого спорта. Сегодня появляются диссертационные исследования и научные статьи, посвященные данному феномену, анализу его проблем и перспектив.
Интерес исследователей к проблеме студенческого спорта в молодежной среде вуза обосновывается пугающей статистикой относительно уровня здоровья будущих специалистов, падением ценности здорового образа жизни у современной молодежи, появлением государственных требований по выполнению социального заказа в подготовке физически развитых и активных специалистах [1 - 7].
Активизацию исследований по студенческому спорту в последние несколько лет можно объяснить также проведением Всемирной зимней универсиады в г Казань и проектом проведения Универсиады в Красноярске (2019 г). В таких условиях значительная часть научных исследований в разных странах мира была посвящена студенческому спорту, его значению в формировании культуры личности молодого человека, общим проблемам международного студенческого движения [1], [5].
На современном этапе развития студенческого спортивного движения в контексте деятельности учреждений высшего профессионального образования отмечается тенденция появления новых задач физического воспитания студентов. Направленность этих задач заключается не только на развитие физических
качеств обучающихся вузов, но и стимулирование их интереса к занятиям спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, реализацию работы по профилактике социально-негативных явлений в студенческой среде [2].
Система физического воспитания и спортивной работы студенческой молодежи в вузах сегодня переживает период модернизации. Но данный процесс еще находится в действенном этапе, так как анализ уровня реализации спортивного студенческого движения и его характеристик говорит о том, что данная система требует дальнейшего реформирования.
Сегодня организация, поддержание и развитие студенческого спорта в молодежной среде высшей школы - не только потребность, вызванная ухудшением физического и психологического здоровья подрастающего поколения, потребности в здоровых и активных специалистах, но и необходимость, продиктованная нормативными документами. Так, «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года» определяет следующие приоритетные направления развития университетского спорта и физического воспитания студентов и обучающихся:
- создание в учреждениях высшего профессионального образования условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья студентов, профилактику социально-негативных явлений в молодежной среде средствами спорта и физической культуры;
- поиск новых форм, методов и средств организации спортивных занятий, в том числе в каникулярное время, направленных на обеспечение укрепления здоровья и повышение физической подготовленности обучающихся;
- создание условий функционирования спортивных клубов и спортивных команд на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного;
- создание многоуровневой и разновариантной системы мероприятий для спортивных команд образовательных организаций;
- проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе;
- укрепление материально-технической базы, обеспечение инвентарем и оборудованием образовательных организаций, а также квалифицированными педагогическими кадрами [7].
Студенческий спорт - сложный и многогранный процесс. Соответственно феномен студенческого спорта многокомпонентный. На основе анализа теоретической литературы можем говорить о том, что в современной отечественной науке данный феномен рассматривается с различных аспектов познания. Так, отдельные компоненты студенческого спорта изучаются исследователями в следующих контекстах:
- социально-экономическом;
- спортивном;
- образовательном;
- правовом;
- общенаучном.
На основе изучения отечественных и зарубежных исследований С.В. Ла-почкин подчеркивает, что «средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня психического и физического здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, а также формировать здоровый морально-психологический климат в обществе» [4, с. 108].
На основе анализа исследований В.И. Дубровского и Ю.П. Лисицина видим, что в отличие от других форм досуга спортивная деятельность включает интеллектуальную, психоэмоциональную и физическую составляющую, тогда как последняя выступает сильнейшим средством воздействия на развивающейся организм студента. По мнению исследователей, существенную роль в приобщении молодежи к спортивной деятельности в высшей школе играют мотивы, вызывающие своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности, эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений, стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении сложных спортивных упражнений, а также добиться конкретных результатов, доказать свое мастерство, стать сильным, крепким и здоровым [3], [6].
Сегодня многие исследователи отмечают проблему падения уровня развития и повсеместное отсутствие реализации специально организованного студенческого спорта (помимо занятий по физической культуре) в учреждениях высшего профессионального образования. Такая картина объясняется авторами исследований рядом причин, среди которых:
- низкий уровень мотивации администрации учреждений высшего профессионального образования в развитии студенческого спорта, деятельности спортивных клубов и участия обучающихся в соревнованиях;
- отсутствие механизмов, стимулирующих деятельность преподавателей кафедр физического воспитания;
- неудовлетворительное состояние спортивной базы, ее несоответствие современным требованиям и аккредитационным нормам;
- низкий уровень обеспеченности инвентарем и оборудованием занятий по физическому воспитанию и спортом;
- низкий уровень заинтересованности и ответственности большинства региональных спортивных федераций по развитию спорта среди студенческой молодежи;
Библиографический список
- отсутствие целенаправленной пропаганды физической культуры и спорта среди обучающихся в средствах массовой информации и т.д.
На основе анализа нормативных документов, регламентирующих развитие спорта в образовании, а также учета очерченных выше проблем подчеркнем, что создание в вузе современной и эффективной структуры управления физической культурой и спортом должно реализовываться с учетом следующих принципиальных положений ее функционирования:
- гармоничное сочетание учебной и внеучебной (массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной) работы;
- финансово-экономическая и хозяйственная самостоятельность в соответствии с уставами вузов и действующим законодательством.
По нашему мнению, сегодня необходим поиск путей расширения масштабов, оптимизации и совершенствования студенческого спорта в учреждениях высшего образования с целью выполнения социального заказа государства и общества на кондиционную и профессионально-прикладную физическую подготовку студентов.
Развитие спортивного студенческого движения возможно, по нашему мнению, путем организации в высших учебных заведениях факультативных занятий с различными практико-деятельностными компонентами физической культуры и реализацией базового компонента, ориентированного на улучшение личной физической культуры.
Резюмируя вышеизложенное, заключим: действующая система физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования является пока несовершенной, так как она не выполняет в полной мере социальный заказ государства на обеспечение здоровья, общей кондиционной и специальной профессионально-прикладной готовности студентов к полноценной жизнедеятельности и надлежащему выполнению своих профессиональных обязанностей.
Решение проблемы активизации и позитивного отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию в высших учебных заведениях современные исследователи видят в спортизации физического воспитания. Основными путями этого являются:
- создание спортивных секций по видам спорта и развитие студенческого спортивного движения в целом;
- совершенствование материальной базы и разнообразие спортивного инвентаря, соответствие его современным требованиям;
- обеспечение методического планирования реализации спортивного развития студенчества;
- учет последних достижений педагогики, валеологии, медицины и других наук относительно вопросов физического развития молодежи;
- разработка спортивного информационного ресурса для организации взаимодействия студенческих спортивных организаций со среднетехническими и высшими учебными заведениями с целью оказание консультационной, методической поддержки и обмена опытом и т.д.;
- обращение внимания работодателей крупного и среднего бизнеса на студентов-спортсменов для обеспечения спонсорской поддержки;
- мотивирование студентов к систематическим занятиям спортом путем участия их в спортивных акциях города, соревнованиях разного уровня.
Однако выполнение данных направлений и условий является недостаточным для полноценного и масштабного развития спортивного движения в рядах студенческой молодежи. По нашему мнению, сегодня также необходимым условием является реализация теоретического и методического обеспечения процесса повышения престижа спорта среди молодежи, реализации путей физического воспитания будущих специалистов в процессе их обучения в высшей школе.
Таким образом, сегодня существует потребность в дальнейших фундаментальных исследованиях проблем студенческого спорта, направленных на разработку теоретических аспектов, вопросов организационного и методического обеспечения студенческого спорта.
1. Гаязова А.В. Проблемы студенческого спортивного движения. Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Униеерсиаде-2013 в Казани: Всероссийская научно-практическая конференция. Казань, 2012: 48 - 52.
2. Долгова Н.А. Нормативно-правовой аспект модернизации физического воспитания студентов и университетского спорта в Украине. Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. 2013; Выпуск 19, № 20 (163): 195 - 200.
3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. Москва, 2001.
4. Лапочкин С.В. Отдельные аспекты проектирования развития студенческого спорта и физической культуры в молодежной среде. Вестник Кемеровского государственного университета. 2013; № 2: 107 - 110.
5. Лапочкин С.В. Формирование нового понимания значения спорта и физической культуры в молодежной среде посредством исследования спортивного наследия универсиад. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010; Т. 15, № 2: 49 - 56.
6. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Москва, 2002.
7. Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года. Москва, 2009. Available at: http://www.-allsportinfo.ru/index
References
1. Gayazova A.V. Problemy studencheskogo sportivnogo dvizheniya. Perspektivy razvitiya sovremennogo studencheskogo sporta: na puti k Universiade-2013 v Kazani: Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Kazan', 2012: 48 - 52.
2. Dolgova N.A. Normativno-pravovoj aspekt modernizacii fizicheskogo vospitaniya studentov i universitetskogo sporta v Ukraine. Nauchnye vedomosti. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013; Vypusk 19, № 20 (163): 195 - 200.
3. Dubrovskij V.I. Valeologiya. Zdorovyjobraz zhizni. Moskva, 2001.
4. Lapochkin S.V. Otdel'nye aspekty proektirovaniya razvitiya studencheskogo sporta i fizicheskoj kul'tury v molodezhnoj srede. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 2: 107 - 110.
5. Lapochkin S.V. Formirovanie novogo ponimaniya znacheniya sporta i fizicheskoj kul'tury v molodezhnoj srede posredstvom issledovaniya sportivnogo naslediya universiad. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2010; T. 15, № 2: 49 - 56.
6. Lisicin Yu.P. Obschestvennoezdorov'e izdravoohranenie. Moskva, 2002.
7. Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta do 2020 goda. Moskva, 2009. Available at: http://www.-allsportinfo.ru/index
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10151
Yavbatirova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Idzieva AZ., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE PROBLEM OF PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNING OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. The paper reveals approaches to prevention of professional burnout of teachers in the system of educational institutions. The objective of the article is to substantiate the significance of burnout as a scientific practical problem. The personality of the teacher and the personality of the pupil are of equal importance in the educational process. It is the psychological health and culture of the teacher that determine the psychosomatic state of the pupils. The teacher needs a constant desire for self-improvement and progression in order to help the development of each child. The process is really damaged by the occurrence of emotional burnout. Prevention is the best way to reduce the level of emotional burnout, this is exactly what the researchers have come to the problem of emotional burnout. Key words: teacher, professional burnout, prevention, educational organization.
Б.Г. Яебатыроеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
А.З. Идзиееа, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В работе раскрываются подходы к профилактике профессионального выгорания педагогов в системе образовательных учреждений. Целью статьи является обоснование значимости выгорания как научной практической проблемы. Личность педагога и личность воспитанника имеют одинаковую значимость в учебно-воспитательном процессе. Именно психологическое здоровье, культура педагога определяют психосоматическое состояние воспитанников. Педагогу необходимо постоянное стремление к самосовершенствованию и прогрессированию, чтобы помогать развитию каждого ребенка. Данному процессу наносит урон возникновение эмоционального выгорания педагога. Профилактика является наилучшим способом снижения уровня эмоционального выгорания - именно к такому мнению пришли исследователи данной проблемы.
Ключевые слова: педагог, профессиональное выгорание, профилактика, образовательная организация.
В последние годы в психологии и педагогике все большее внимание придается профессиональному и эмоциональному выгоранию. Термин «эмоциональное выгорание» употребляется для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в непосредственном и тесном общении с другими людьми. Люди, оказывающие профессиональную помощь, оказываются в ситуации возникновения эмоционально напряженной атмосферы.
Синдром эмоционального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на стрессовые ситуации, возникающие в процессе работы. В наше время у специалистов, работающих с детьми, не обнаруживается достаточный уровень знаний и методов, помогающих в преодолении синдрома эмоционального выгорания.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, с одной стороны, растущей напряженностью социальной и профессиональной жизни современного педагога, приводящей к возникновению отрицательных переживаний, стрессов, способствующих росту эмоционального выгорания, с другой стороны.
Синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, появляющееся в результате длительного стресса на работе. В современных исследованиях демонстрируются общие взгляды на особенности выгорания, согласно которым данный синдром содержит следующие элементы:
- эмоциональное истощение, растерянность и утомление от собственной работы;
- деперсонализация, циничное отношение к работе и объектам своего труда, безжалостный, варварский подход к клиентам;
- обесценивание и обезличивание профессиональных успехов, зарождение у специалистов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение малоуспешности, раздражительность из-за низких результатов собственной работы [1].
В психологии представление о выгорании обозначает потерю связи с миром, отдаление от себя самого, других людей и всех радостей жизни в общем и целом. Одновременно происходит притупление всех позитивных эмоций.
Профессиональная деятельность педагога является одной из самых напряженных и стрессовых профессий современного мира. В общеобразовательных организациях нередко формируются такие обстоятельства, ввиду которых педагог, сталкиваясь с трудностями, не в состоянии в полной мере воплотить свои
идеи, накопленную и сбереженную психическую энергию, вызванную адаптационными процессами, физиологическими механизмами стресса.
Психологическое выгорание педагогов представляет собой:
- развал общности (на работе присутствует ситуация неразрешенного острого конфликта, и человек не знает, как можно разрешить данную ситуацию);
- несправедливость (сотрудник хорошо справляется со своими обязанностями, но не получает похвалы, награды и добрых слов в свой адрес, в результате развивается цинизм);
- ценностный конфликт (человек выполняет на работе то, во что он не верит сам. Подобная раздвоенность приводит к эмоциональному истощению) [2].
В последние годы в России зачастую говорят о возникновении синдрома эмоционального истощения, а не только о профессиональном стрессе специалистов, относящихся к системе «человек - человек».
Психологическое благосостояние педагога - важнейшая проблема педагогических наук. К личности педагога предъявляется ряд серьезнейших требований.
Профессионально важными для личности педагога являются такие личностные качества, как сострадание, милосердие, гуманность, человеколюбие, терпение, доброта, стремление помогать слабым, больным людям, обделённым судьбой или природой. Без любого из названных факторов успешная работа педагога не представляется возможной.
Проблема воздействия профессиональной деятельности на личность была обозначена и упомянута ещё в начале ХХ века и впоследствии исследовалась многими авторами (Л.И. Анцыферовой, А.П Асмоловым, С.Л. Рубинштейна). Непосредственным исследованием синдрома эмоционального выгорания на теоретическом и эмпирическом уровнях занимались К. Маслач, В. Бойко, Р. Кочюнас, К. Кондо, Т.И. Ронгинская, Б. Перлман.
Одной из немаловажных проблем нынешнего общества является эмоциональное выгорание специалистов, работающих в сфере «человек - человек».
С точки зрения А. Занковского, в развитии профессионального стресса важную роль играет рассогласование, которое образуется между уровнем предъявляемых требований и имеющимися у человека личностными ресурсами. По мнению А.М. Ричардсена, данные современных исследований очевидно доказали, что эмоциональное выгорание отличается от других форм стресса. Некоторые исследователи говорили об установлении связи с существующими моделями,