4. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьянов // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 139-145.
5. Малиатаки В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект / В.В. Малиатаки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 82-2. -С. 103-108.
6. Кузбецкий А. Информационно-коммуникативные технологии в управлении образованием / А. Кузбецкий, Т. Смыковская // Народное образование. -2008. -№1. - С. 105-112.
УДК 371
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
аспирант Туровский Александр Николаевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Сегодня вся мировая общественность, представители науки, культуры и социальных институций направляют разнообразные усилия на повышения уровня экологии и состояния здоровья людей. Не стоит в стороне относительно решения указанных проблем и система образования России. По мнению A.A. Авладеева, в современных условиях при ухудшении состояния экологии, агрессивности внешней окружающей среды, а также с учетом экономических реалий существенно возрастает значение проблемы сохранения и повышения уровня здоровья подрастающего поколения как резерва развития отечественного общества. Учет этих проблем обосновывает потребность применения современных образовательных технологий с целью обеспечения субъектам процесса образования комфортных здоровьесберегающих социальных, физических, психических и духовных условий, реализации пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, развития физических способностей студентов [1].
Изложение основного материала исследования. В последние десятилетия противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры и недостаточно разработанной педагогической системой реализации этого процесса во многом предопределило критическую ситуацию, характерную для современной системы физического воспитания студенческой молодежи. Понимание этой ситуации со стороны как государства в целом, так и педагогической наукой в частности обосновало потребность разработки конкретных шагов по решению указанного противоречия.
Так, на данном этапе развитие здоровья молодежи и спортизация студенчества в образовательном пространстве России являются не просто актуальными вызовами времени, но требованиями государственной политики в сфере образования. Так, сущность аспекты и направления развития российского студенческого спорта в системе высшего профессионального образования регламентируются статьями № 19 и 28 Федерального закона № 329-ФЭ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в РФ», Федеральным законом № 384-ФЭ от 3 декабря 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статьей 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года [2; 6; 7].
В статье 2 ФЗ № 384 представлено определение категории «студенческий спорт», отражающее современное видение данного понятия. Согласно дефиниции, представленной в законе, указанный термин означает часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях [6].
Так, студенческий спорт представляет собой обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психологических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.
На современном этапе структура студенческого спорта в образовательном пространстве РФ представлена тремя основными сегментами:
- профессиональный спорт;
- полупрофессиональный спорт;
- любительский (массовый) спорт [3].
Реальная ситуация говорит о том, что основными направлениями работы вузов являются развитие полупрофессионального и любительского сегментов студенческого спорта, так как воспитание профессиональных спортсменов входит в перечень задач узконаправленных образовательных учреждений [4]. Развитие указанных сегментов, по словам A.A. Авладеева, проявляется в благоприятствовании инициативам по развитию тренировочного и соревновательного процессов, инфраструктуры, различных спортивных практик, а также материального и методического сопровождения [1].
Физическое воспитание и массовый спорт в сфере высшего образования направлены сегодня на обеспечение воспитание у студентов потребности самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками управления физическим развитием человека средствами спорта, физического воспитания и обучения, применять приобретенные ценности в жизнедеятельности будущих специалистов.
Выводы. Сегодня в педагогической теории и практике относительно вопросов физического воспитания и спортизации студенческой молодежи ведутся дискуссии, предметом которых являются методологические основы и методическое обеспечение реализации студенческого спорта в системе высшего профессионального образования. Анализ научных публикаций и диссертационных исследований позволяет определить наиболее острые аспекты проблемы студенческого спорта, изучающиеся в педагогической науке сегодня, среди них:
- место и значение студенческого спорта в системе образования и воспитания молодежи;
- поиск путей совершенствования организационной структуры студенческого спортивного движения;
- направления и формы организации сетевого сотрудничества вузов с государственными, общественными и другими организациями по вопросам физического воспитания и спота студенческой молодежи;
- поиск путей совершенствования материально-технического обеспечения спортивной подготовки и физического развития студентов;
- разработка научно-методического обеспечения организации студенческого спорта в отечественных современных вузах [5].
По нашему мнению, на современном этапе развития педагогической науки, относительно решения проблемы спортизации студенчества, наряду с вышеизложенными, требуют детального изучения следующие аспекты:
- разработка образовательных программ спортизации студентов, интегрированных с программами профессиональной подготовки будущих специалистов;
- формирование системы принципов реализации спортивного развития студентов;
- определение методологических подходов, учет которых позволит реализовывать спортивную деятельность студентов в вузе с учетом генденрных, национальных, социальных, интеллектуальных и возрастных особенностей;
- определение основных организационно-педагогических и психолого-педагогических условий организации целостной системы студенческого спорта в высшей школе;
- разработка модели реализации организационно-педагогических условий развития студенческого спорта в условиях вуза.
Аннотация. В статье обосновывается значимость физического развития и воспитания современной молодежи, что актуализирует необходимость организации и реализации форм студенческого спорта в вузах России. В работе проблема студенческого спорта обоснована не только как остросоциальная, отраженная в государственных нормативных документах, но и педагогическая. В исследовании отражена структура студенческого спорта в современном высшем образовании. В работе определены основные аспекты изучаемой проблемы, которые активно исследуются современными учеными в области педагогической науки. Автором указаны аспекты проблемы, требующие детального научного изучения и дальнейшей разработки.
Ключевые слова: спорт, студенческий спорт, педагогическая проблема, законодательные документы, нормативное обеспечение проблемы студенческого спорта, спортизация студенческой молодежи, физическое воспитание, физическое развитие, методологические основы, научно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, педагогические условия, принципы, подходы, модель.
Annotation. The article substantiates the importance of physical development and education of modern youth, which actualizes the need to organize and implement forms of student sports in Russian universities. In this work, the problem of student sports is justified not only as an acute social problem, reflected in state regulations, but also as a pedagogical one. The study reflects the structure of student sports in modern higher education. The paper defines the main aspects of the problem being studied, which are actively studied by modern scientists in the field of pedagogical science. The author identifies aspects of the problem that require detailed scientific study and further development.
Keywords: sports, student sports, pedagogical problem, legislative documents, normative support of the problem of student sports, sportization of student youth, physical education, physical development, methodological foundations, scientific and methodological support, material and technical support, pedagogical conditions, principles, approaches, model.
Литература:
1. Авладеев A.A. Концепты развития студенческого спорта в России // Молодой ученый. - 2016. -№10,-С. 430-434.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
3. Дзвоник В. Учиться смотреть на спортивные события глазами обывателя // Studentsport.ru - 2016. - 2 фев. -URL: http://studentsport.ru/news/interview/3843505/ (Дата обращения: 15.05.2016)
4. Хуснутдинов К.С. Массовый спорт в Российской Федерации как объект социального регулирования: Автореф. дис. канд. соц. наук. - Казань, 2004.
5. Майбородин С.В., Габибов А.Б., Веровский А.А., Саенко С.Г. Состояние, проблемы и пути развития студенческого спорта // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015,- № 2-9.
6. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 384-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.rU/70100056/#ixzz6DXsLPlNW
7. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЭ (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"// https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/