Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СПОРТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА'

ПРОБЛЕМА СПОРТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СТУДЕНЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СПОРТИВНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФАКТОРЫ / ТЕНДЕНЦИИ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА / РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА / SPORTS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / SPORTIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / STUDENTS / STUDENT SPORTS / STUDENT SPORTS MOVEMENT / FACTORS / TRENDS / WAYS TO IMPROVE STUDENT SPORTS / STUDENT SPORTS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туровский Александр Николаевич

Статья посвящена проблеме физического воспитания и спортивного развития студенческой молодежи. В работе изложены аспекты, влияющие на развитие физической культуры и спорта в молодежной среде. В статье обосновано мнение, о необходимости реализации в системе высшей школы направлений студенческого спорта. В работе обосновываются основные теоретические аспекты феномена студенческого спорта, очерчены перспективы его развития в современных отечественных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SPORTIZATION OF MODERN STUDENTS

The article is devoted to the problem of physical education and sports development of students. The paper describes the aspects affecting the development of physical culture and sports among young people. The article substantiates the opinion on the need to implement in the system of higher school areas of student sports. The paper substantiates the main theoretical aspects of the phenomenon of student sports, outlines the prospects of its development in modern domestic universities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СПОРТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА»

Педагогика

УДК 371

аспирант Туровский Александр Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА СПОРТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме физического воспитания и спортивного развития студенческой молодежи. В работе изложены аспекты, влияющие на развитие физической культуры и спорта в молодежной среде. В статье обосновано мнение, о необходимости реализации в системе высшей школы направлений студенческого спорта. В работе обосновываются основные теоретические аспекты феномена студенческого спорта, очерчены перспективы его развития в современных отечественных вузах.

Ключевые слова: спорт, физическое воспитание, физическая культура, спортизация, образовательная среда вуза, студенчество, студенческий спорт, спортивное студенческое движение, факторы, тенденции, пути совершенствования студенческого спорта, развитие студенческого спорта.

Annotation. The article is devoted to the problem of physical education and sports development of students. The paper describes the aspects affecting the development of physical culture and sports among young people. The article substantiates the opinion on the need to implement in the system of higher school areas of student sports. The paper substantiates the main theoretical aspects of the phenomenon of student sports, outlines the prospects of its development in modern domestic universities.

Keywords: sports, physical education, physical culture, sportization, educational environment of the University, students, student sports, student sports movement, factors, trends, ways to improve student sports, student sports development.

Введение. Современная система физического воспитания и спортивного развития студенческой молодежи в вузах, не специализирующихся на профессиональной подготовке спортсменов, является приоритетной в формировании физической культуры молодых людей как составляющей общей культуры личности, здорового образа жизни, спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов. Особую актуальность проблема спортизации и физического развития студенчества приобретает в условиях модернизации высшего профессионального образования, его гуманизации и демократизации.

Успешность процесса формирования физической культуры личности современного студента в большей степени зависит от того, насколько эффективно будут организованы занятия по физическому воспитанию, а также неакадемические формы спортизации молодежи.

Система физического воспитания, организованная на традиционных подходах, сущность которой заключается в выполнении унифицированных программ, является лишь базисом для формирования системы ценностей физической культуры. На современном этапе система организации занятий по физическому воспитанию нуждается в регулярном внедрении инноваций, обеспечивающих возможность будущим специалистам не только совершенствовать физическую форму и повышать прочность здоровья, но и способствующих их личностному и профессиональному развитию [1].

Целью оздоровительно-спортивной деятельности учреждений высшего профессионального образования ан современном этапе должно стать создание условий для формирования у будущих специалистов навыков самосовершенствования на фоне воспитания мотивации, интереса к спорту, физической культуре и состоянию своего здоровья.

На современном этапе развития педагогической науки появляется все больше работ, посвященных решению проблем улучшению уровня здоровья студенческой молодежи, повышению престижа спорта и ценностей здорового образа жизни, спортизации процесса профессиональной подготовки. Наряду с наличием современных исследований, теоретические и методические аспекты проблемы развития студенческого спорта в молодежной среде высшей школы изучены и разработаны недостаточно, что актуализирует данное исследование.

Изложение основного материала статьи. По мнению современных исследователей, стратегической целью высшего образования должно быть создание развивающей инновационной образовательной среды, которая способствовала бы физическому оздоровлению студентов, морально-этическому становлению личности, обеспечению возможности поддержать существующий уровень здоровья, улучшить его, сформировать навыки здорового образа жизни у будущих специалистов [2].

«Здоровьеформирующее образовательное пространство учебного заведения должно быть направлено на повышение адаптационных возможностей учащихся и студентов путем укрепления здоровья, содействующего повышению их продуктивной активности, повышение уровня здoрoвьефoрмирующей компетентности, а также успешной адаптации и социализации в образовательном учреждении» [10, с. 9].

Анализ научной литературы и педагогической практики выявил, что существующая система физического воспитания и спортизации студентов в рамках образовательного процесса высшей школы не в полной мере способствует принципам всестороннего развития личности. Существует противоречие между образовательным потенциалом физического воспитания и не полным его реализацией на практике.

«Правильный учет интересов и целевых установок имеет важнейшее значение для развития физкультурно-спортивной активности студентов вузов в новых социально-экономических условиях. Это позволит в конечном результате более комплексно и целенаправленно решать вопросы укрепления здоровья, повышения физической подготовленности, двигательной активности и внедрения физической культуры в образ жизни молодежи» [5, с. 213-214].

По нашему мнению, основывающемуся на положениях современных исследований, для создания здоровьеформирующего образовательного пространства и полноценного физического воспитания будущих специалистов академических занятий физкультурой, предусмотренных учебным планом профессиональной подготовки, недостаточно. Для реализации указанных целей необходима организация и реализация в рамках учреждений высшего профессионального образования направлений студенческого спорта [11].

Студенческий спорт рассматривают как существенное социальное явление, имеющее богатую историю. В систему студенческого спорта вовлечена значительная часть общества для решения многих задач, которые выходят за пределы обучения молодежи в высших учебных заведениях [3; 9; 12].

Направления студенческого спорта реализуются в высшей школе путем организации внеакадемических форм спортивной деятельности.

По словам С.В. Лапочкина, такие оздоровительные, спортивные и физкультурные мероприятия направлены на решение следующих задач по:

- широкому привлечению студенчества к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

- укреплению здоровья будущих специалистов;

- совершенствованию физической и спортивной подготовке обучающихся.

Они организуются во внеурочное время, в выходные и праздничные дни в рамках оздоровительно-спортивных лагерей, учебных практик, лагерных сборов, студенческих строительных отрядов [8].

Исследователем выделены основные современные тенденции развития спортизации студенчества. К ним автор относит:

1) эффективную систему государственного регулирования развития спорта в учреждениях высшего образования;

2) физическое воспитание и спорт как важную, а в ряде стран - определяющую составляющую национальной системы образования;

3) высокий социальный статус отечественных студенческих спортивных организаций, их тесное взаимодействие с государственными органами;

4) наличие нормативно-правовой базы развития физического воспитания и студенческого спорта в учреждениях высшего профессионального образования;

5) современную материально-техническую базу для занятия физической культурой и спортом;

6) эффективную систему организации всероссийских соревнований, подготовки и участия обучающихся в международных студенческих соревнованиях;

7) современное информационное обеспечение деятельности по развитию физического воспитания и спорта в учреждениях высшего профессионального образования, популяризация национальных и международных спортивных достижений студенчества;

8) активную международную деятельность, направленную на укрепление авторитета государства путем выдвижение своих представителей в руководящие органы Международной федерации студенческого спорта, участия в международных мероприятиях различной направленности (фестивалей, конференций, конкурсов) [7].

С.В. Лапочкиным выделены основные факторы, влияющие на успешное развитие студенческого спорта, а именно:

- действующая законодательная база и многоуровневые организационные структуры, координирующие студенческие спортивные программы;

- различные источники финансирования и правовая защищенность деятельности в сфере студенческого спорта;

- материальная поддержка студентов-спортсменов;

- учет финальных студенческих соревнований при утверждении национального календаря спортивных мероприятий;

- ежегодное установление рейтинга университетов зависимости от официальных результатов проведения соревнований;

- совместная, скоординированная и утвержденная деятельность студенческих лиг, студенческих и профессиональных клубов по видам спорта;

- взаимосвязь программ развития физического воспитание в университетах большинства стран мира [8, с. 15].

Наличие большого количества социальных, экономических, юридических и других факторов, задействованных в инновационном развитии студенческого спорта, обусловило необходимость их структурирования. Выделено семь интегрируемых кластеров управления системой студенческого спорта:

- государственное регулирование общественных институтов студенческого спорта;

- механизм идеологического вектора воспитательной работы в студенческой среде;

- правовое регулирование общественных отношений;

- механизм развития студенческого спорта в виде экономически формализованного тренда;

- научное обеспечение студенческого спорта;

- компоненты подготовки спортсменов, а также условия, способствующие раскрытию их таланта;

- кадровое обеспечение студенческого спорта [4].

Значимым направлением реализации стратегии первичной профилактической физкультурно-спортивной деятельности должно стать формирование спортивного стиля жизни [6].

В развитии студенческого спорта следует учитывать, что он является одним из важнейших направлений формирования современного молодого человека, его подготовленности к жизни и будущей профессии, весомым социально-культурным явлением как на государственном, так и на международном уровне. Спорт поддерживает связи молодежи и университетов внутри страны и извне, пытается сделать мир стабильным и мирным.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе острой проблемой является поиск путей сохранения и совершенствования уровня здоровья молодежи, воспитания престижа спорта и здорового образа жизни в сознании будущих специалистов, формирования их физической культуры личности. Одним из путей решения данной проблемы является возрождение форм и направлений студенческого спорта в высшей школе, совершенствования их путем внедрения инновационных методов, технологий и форм спортизации студенчества.

Социальная адаптация студенческой молодежи, комплексное решение задач спорта высших достижений, резервного и массового спорта, преемственность занятий спортом будущих абитуриентов, студентов с различным уровнем спортивного мастерства и выпускников требует соответствующего нормативно-правового, организационного, материально-технического, информационного и финансового обеспечения.

Разработка и внедрение такого комплексного подхода к развитию студенческого спорта относится, несомненно, к актуальным задачам современной педагогической науки и спорта, обладает неоспоримым прикладным потенциалом.

Литература:

1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография / С.В. Алексеев и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.

2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание; образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. -С. 19-22.

3. Вацеба О.М. Международное студенческое спортивное движение как важная составляющая международного спорта // Физ. воспитание студ. творч. спец. - Х., 2009. - № 1. - С. 19-25.

4. Григорьев В.И. Управление системой студенческого спорта в новых условиях / В.И. Григорьев, А.В. Таймазов, Ю.К. Шубин // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 47-52.

5. Григорьева В.Н. Состояние здоровья студенток как социальная проблема / В.Н. Григорьева // На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи ХХ1 века: материалы Междунар. науч. конф. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.

6. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры / А.Т. Паршиков, П.А. Виноградов, В.П. Моченов [и др.]. - М., 2002.

7. Лапочкин С.В. Студенческий спорт и спортивное наследие /С. В. Лапочкин // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 11. - С. 24-26.

8. Лапочкин С.В. Отдельные аспекты проектирования развития студенческого спорта и физической культуры в молодежной среде // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2. -С. 107-110.

9. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 39-41.

10. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, С.Н. Литвиненко, Е.А. Черепов, Н.В. Пешкова, М.А. Родионова, А.Г. Поливаев, А.Н. Кондратьев, М.В. Базилевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

11. Пешкова Н.В. Интеграция студенческого спорта в систему физического воспитания в вузе // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 3. - С. 89.

12. Рапопорт Л.А. Организационная структура студенческого спорта / Л. А. Рапопорт // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XI Междунар. науч. конгр. - Минск, 2007. - С. 375.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Федорова Светлана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); кандидат технических наук, доцент Магдыч Екатерина Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г.Севастополь); магистр Радченко Елена Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУРСА «МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ»

Аннотация. Данная статья посвящена анализу возможностей среды Moodle при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Химическое сопротивление материалов и защита от коррозии» по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология. Проанализированы возможности использования электронного образовательного ресурса в свете формирования компетенций, которые реализуются в курсе «Химическое сопротивление материалов и защита от коррозии». Рассмотрены элементы структуры учебного электронного курса «Защита металлов от коррозии», разработанного для рассматриваемой дисциплины.

Ключевые слова: Moodle, электронный образовательный ресурс, коммуникативно-информационные технологии.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the capabilities of the Moodle environment in the organization of independent work of students in the discipline "Chemical resistance of materials and corrosion protection" in the direction of preparation 03/18/01 Chemical technology. The possibilities of using the electronic educational resource in the light of the formation of competencies that are implemented in the course "Chemical resistance of materials and corrosion protection" are analyzed. The elements of the structure of the educational electronic course "Protection of metals from corrosion", developed for the discipline under consideration, are considered.

Keywords: Moodle, electronic educational resource, communication and information technology.

Введение. Решение задач ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» предопределяет современное обучение с использованием различных электронных платформ в учебном процессе. На протяжении последних десятилетий в учебном процессе высшей школы все шире применяются возможности компьютерной техники, сети интернета. Стало нормой чтение лекций с использованием презентаций (Microsoft Office PowerPoin), выполнение расчетов в Microsoft Office Excel, отчеты по лабораторным, курсовым работам выполняются в Microsoft Office Word. В Контакте пересылаются задания, консультирование и т.п. Используются для тестирования различные электронные ресурсы как уже готовые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.