Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

414
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / SPORTS / STUDENTS / STUDENT SPORTS / STUDENT SPORTS CLUB / ORGANIZATION OF SPORTS EVENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сайфтдинова Диана Ринатовна, Кисиленко Анастасия Владимировна

В данной статье рассматриваются теоретическое особенности и проблемы развития студенческого спорта, проанализирован опыт решения проблемы в России и США, а также рассмотрен анализ нормативно-правовой базы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сайфтдинова Диана Ринатовна, Кисиленко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF THE STUDY OF UNIVERSITY SPORTS

This article discusses the theoretical features and problems of development of student sports, analyzes the experience of solving the problem in Russia and the United States, as well as the analysis of the regulatory framework in this area.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА»

УДК 796

Сайфтдинова Диана Ринатовна Sayftdinova Diana Rinatovna

студент student

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University Кисиленко Анастасия Владимировна Kisilenko Anastasiya Vladimirovna

к.с.н., доцент сandidate of sociology, docent Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF THE STUDY

OF UNIVERSITY SPORTS

Аннотация: В данной статье рассматриваются теоретическое особенности и проблемы развития студенческого спорта, проанализирован опыт решения проблемы в России и США, а также рассмотрен анализ нормативно-правовой базы в данной области.

Abstract: This article discusses the theoretical features and problems of development of student sports, analyzes the experience of solving the problem in Russia and the United States, as well as the analysis of the regulatory framework in this area.

Ключевые слова: спорт, студенты, студенческий спорт, студенческий спортивный клуб, организация спортивных мероприятий.

Key words: sports, students, student sports, student sports club, organization of sports

events.

Физкультура и спорт относятся к области общественной жизни, которая выступает неотъемлемой составляющей нематериального

производства. В этой связи не вызывает сомнения правомерность применения термина «управление» в отношении физкультуры и спорта как отрасли, который использует Л. И. Лубышева [1, с. 137], в своем учебнике «Управление физической культурой и спортом». По ее словам, управление данной отраслью «представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей молодежи в физическом совершенствовании».

Физкультура и спорт представляют собой сложное общественное явление, выполняющее целый ряд социально значимых функций [2, с. 4], в том числе:

1. Улучшение состояния человеческого здоровья;

2. Воспитание всесторонне развитой личности, для которой важную роль играет физическое совершенство;

3. Построение социума из людей, которые физически подготовлены к решению производственных задач и защите родины в современных условиях;

4. Интернациональное воспитание российской молодежи, укрепление единства нации, усиление сотрудничества между различными народами.

В настоящее время спортивная студенческая жизнь во всем мире находится на стадии бурного развития. В развитых государствах университетскому спорту придается большое значение. Прилагаются значительные усилия для популяризации здорового образа жизни, физического развития и спорта, особенно в студенческой среде.

Моментом зарождения студенческого спорта принято считать создание лодочного клуба в 1843 году при Йельском университете в Соединенных Штатах Америки. Возникновение первой ассоциации университетского спорта также произошло в США в 1905 году,

первоначально она называлась Intercollegiate Athletic Association, а позднее была переименована в National Collegiate Athletic Association (NCAA). В дальнейшем аналогичные ассоциации постепенно стали возникать по всему миру.

В нашей стране студенческий спорт начал зарождаться в первой половине двадцатого столетия. Первые спортивные клубы студентов появились в политехническом и электротехническом московских институтах. Создание спортивного клуба в Санкт-Петербургском университете произошло в 1908 году [3].

В начале прошлого столетия в России насчитывалось примерно сорок студенческих спортивных клубов. Большая часть из них располагалась в Санкт-Петербурге, где было тринадцать таких организаций. В Москве на тот момент времени имелось пять студенческих спортивных клубов, в Киеве - четыре, еще несколько клубов было в некоторых других российских городах. Студенческая лига впервые появилась в 1911 году. Она была учреждена тринадцатью петербургскими студенческими обществами и занималась проведением соревнований среди студентов.

Спортивное студенческое движение развивалось поэтапно. Первый этап начался в конце двадцатых годов прошлого столетия и завершился организационным оформлением университетского спорта, созданием коллективов физкультуры в советских вузах, проведением первых студенческих всесоюзных соревнований. Второй этап развития университетского спорта начался в середине тридцатых годов прошлого века. Третий этап связан с учреждением Всесоюзного студенческого спортивного общества под названием «Буревестник» в 1957 году. Данная организация объединила всех советских студентов и в течение последующих лет занималась проведением студенческих состязаний разных уровней. Четвертый этап связан с периодом преобразования социальных устоев в СССР и переходом советской экономики к рыночным

отношениям. Произошедшие перемены затронули основы университетского спорта. Перед специалистами высшей школы, занимавшимися физическим воспитанием, встали новые задачи, нацеленные на усиление интереса студентов к занятиям физкультурой и спортом, популяризацией здорового образа жизни, важнейшим условием которого служит двигательная активность.

Ключевым событием стало возрождение единой студенческой спортивной организации в октябре 1993 года. Это произошло по инициативе Госкомспорта РФ, Минобразования РФ и Олимпийского комитета РФ. Правопреемником добровольного спортивного студенческого общества «Буревестник» стал Российский студенческий спортивный союз.

В настоящее время, полноценно функционируют 2 больших проекта спортивного характера, связанных со студенческой аудиторией:

1. РССС - Российский Студенческий Спортивный Союз.

2. АСМС - Ассоциация Студенческого и Молодежного Спорта.

РССС начал формироваться с 1993 г., в виде общественного

объединения, соединявшего 7 федеральных округов. Деятельность данного общества регламентировалась законом «О физической культуре и спорте». Главной целью данного проекта было содействие государству в реализации молодежной политики в области студенческого спорта во всех регионах РФ, и на международной арене. «Содействие консолидации усилий всех заинтересованных лиц в развитии массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта среди молодежи, формировании здорового, физически и духовно крепкого, социально-активного, высоконравственного поколения молодежи, соответствующего требованиям жизнедеятельности человека в современных условиях, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья молодежи, обучающейся в высших и средних специальных учебных

заведениях и подготовке студентов-спортсменов к участию в спортивных соревнованиях различного уровня» - основная цель союза [4].

АСМС - это объединение, призванное содействовать образованию спортивных лиг, а также проведению различных чемпионатов среди студентов.

Представленные организации совместно с комитетами по физической культуре и спорту на местах решают различные проблемы, возникающие в области развития студенческого спорта, в том числе связанные с разработкой его концептуальных основ. Хотя отдельные вопросы, по-прежнему, остаются нерешенными.

Студенческий спорт в России в настоящее время не является зрелищным, студенческие спортивные состязания не собирают обширных аудиторий (в отличие, например, от Соединенных Штатов). Наблюдается в целом низкий уровень заинтересованности студенческой молодежи участвовать в деятельности спортивных клубов и невысокая доля лиц, систематически занимающихся спортом. Не говоря уже о ресурсном дефиците (финансовом, кадровом, материально-техническом, научно-методическом, информационном).

Одним из действительно решенных вопросов является материальная поддержка спортсменов-студентов. В вузах предусмотрена возможность получения дополнительной стипендии за спортивные заслуги. Например, спортсменам-студентам в НИУ «БелГУ» предоставляется возможность получать ежемесячную повышенную стипендию благодаря спортивным достижениям [5].

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день не прекращаются попытки систематизировать организацию студенческого спорта. Государство заинтересовано в здоровой молодежи, а также в успехах на международных соревнованиях. Однако для успешного функционирования система студенческого спорта должна быть

организационно завершенной. Примером наиболее успешной организации студенческого спорта является Национальная Ассоциация Студенческого Спорта в США.

Студенческий спорт представляют в Штатах 3 национальные ассоциации, деятельность которых поддерживается административным советом:

1. NCAA (National Collegiate Athletic Association) - студенческий

спорт.

2. NAIA - межуниверситетский спорт.

3. NJCAA - средне-специальных учебные учреждения.

NCAA была образована в начале двадцатого века (3 февраля 1906 г). Она объединяет 1281 структуру, которые организуют состязания по разным видам атлетики в колледжах и университетах Штатов, а также Канады. Штаб-квартира организации в настоящий момент расположена в штате Индиана, г. Индианаполис [6].

Американский студенческий спорт очень организован. Образовательный процесс и спортивная деятельность - это неразрывно связанные друг с другом понятия. При неудовлетворительной успеваемости студента могут не допустить к тренировкам, играм. У американских студентов-спортсменов нет особых привилегий.

Американский университетский спорт находится на достаточно высоком уровне. С ним не может сравниться уровень организации студенческого спорта ни одной другой страны в мире. Быть студентом-спортсменом в США сопоставимо со статусом профессионального спортсмена, только вместо заработной платы студент может рассчитывать на оплату обучения в университете, «спортивную» стипендию в несколько тысяч долларов. Хотя студенческий спорт и не приравнивается к профессиональному, а считается любительским.

Спорт в университетах США является одним из основных маркетинговых инструментов привлечения абитуриентов. Высшие учебные заведения специально финансируют спортивные программы с целью привлечения сильнейших атлетов.

Но самое главное, что спортивные достижения - это возможность получения качественного образования. Именно перспективы бесплатного обучения в престижном ВУЗе делают студенческий спорт в США невероятно популярным. Поэтому основное значение студенческого спорта - привлечь максимальное количество талантливых абитуриентов из разных уголков мира, которые будут отстаивать спортивную честь вуза, одновременно рекламируя его. За это университеты готовы тратить внушительные деньги на содержание спортсменов-студентов.

Управление спортом осуществляется самими университетами. Интерес вуза очевиден: чем выше уровень его организации, материально-технической и технологической обеспеченности, тем выше шансы на рост численности обучающихся, в т.ч. иностранного контингента. В России спорт не позиционируется как инструмент стратегии вуза по привлечению абитуриентов.

Законодательство о физической культуре и спорте - комплексная по своему характеру и значительная по объему часть законодательства Российской Федерации, включающая нормы международного, конституционного, гражданского, трудового права. Оно тесно связано с нормативно-правовой базой в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, местного самоуправления и представляет собой обширный массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, сохранение здоровья. Следовательно, относится к числу важных механизмов осуществления государственной политики по обеспечению качества жизни.

В настоящее время в масштабах всей страны развитие молодежного спорта регламентируется «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. Данный законопроект был разработан в соответствии с Концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7].

Кроме того, система нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта в России включает в себя:

- Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Конституционную основу для развития физической культуры и спорта в стране составляют статья 41, в которой провозглашается право каждого человека на охрану здоровья, а также принцип поощрения деятельности, которая способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, где говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. №2 329-Ф3, регламентирующий основы физкультурно-спортивной деятельности и являющийся базисом российского спортивного права.

- Деятельность физкультурно-спортивных объединений попадает под действие федеральных законов «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов» от 13 сентября 2013 г. № 1065 [8]. определяет порядок

деятельности спортивных клубов, создаваемых образовательными организациями различного уровня, и определяет их важнейшие задачи, а именно:

- вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

- организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

- участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций Российской Федерации;

- развитие спортивного волонтерского движения;

- оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательной организации в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;

- организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Таким образом, исходя из изложенных нами данных, можно сделать следующие выводы:

1. Физическая культура и спорт на протяжении всей истории человечества играли очень значимую роль в становлении и развитии общества. Через занятия физической культурой укрепляется и поддерживается уровень здоровья, социализируется, формируется личность, спортивная деятельность позволяет ей самовыражаться, развивать физические возможности, дисциплину, волевые качества и стрессоустойчивость, удовлетворять состязательные потребности. Особая роль в развитии данной сферы отводится системе высшего образования, потому как университеты непосредственно участвуют в проведении мероприятий, направленных на повышение привлекательности спорта как особой сферы социокультурной деятельности и призваны создавать условия для физической и спортивной подготовки молодых людей.

2. Анализ проблемы развития студенческого спорта, демонстрирует, что основные трудности, с которыми сталкивается российский студенческий спорт сегодня, носят организационно-управленческий характер. В то время как опыт успешных с этой точки зрения стран, демонстрирует, что именно решение организационных проблем позволяет увеличить зрелищность студенческих спортивных состязаний, повысить статус университетских спортивных организаций, сделать спорт важным элементом национальной системы образования.

3. Изучив законодательство, связанное с развитием физической культуры и спорта, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование спортивного права сегодня в России развивается достаточно активно, принимаются различные нормативные акты и программы, определяющие общественные отношения в данной сфере. Однако вопросы, касающиеся студенческого спорта, в правовых документах, по-прежнему, регулируются лишь отчасти и, безусловно, требуют уточнения и конкретизации. Совершенствование нормативно-правой базы студенческого спорта является одним из необходимых условий его развития.

Библиографический список:

1. Лубышева, Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

2. Болозин, А. А. Массовый спорт и его значение для современной российской молодёжи [Электронный ресурс] / А. А. Болозин // Гуманитарий Юга России. - 2018. - № 2 // Режим доступа к изд.: https://cyberiemnka.m/artide/n/massovyy-sport-iego-znachenie-dlya-sovremennoy -rossiyskoy-molodyozhi - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 15.06.2020).

3. Официальный сайт Региональной молодежной общественной организации «Молодежного физкультурно-спортивного общества «Буревестник» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://burevestnik.tatarstan.ru/rusistoriya studencheskogo-sporta-v-rossii.htm -Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 15.06.2020).

4. Устав общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://mrsss.ru/sites/mrsss.ru/files/ustav rsss 0.pdf - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 15.06.2020).

5. Положение о стипендиальном обеспечении для обучающихся НИУ «БелГУ» на 2018-19 уч.г. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.phpI - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 14.06.2020).

6. What is the NCAA? [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.ncaa.org/about/resources/media-center/ncaa-101/what-ncaa -Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 15.06.2020).

7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1162-р [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA

W_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 16.06.2020).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов» от 13 сентября 2013 г. .№ 1065. Режим доступа к изд.: https://rg.ru/2013/11/01/kluby-dok.html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 17.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.